Задание3. Собери пословицы. Маленькая памятка для родителей

— Я не ломал эту машинку! Она сломалась сама!

— Я не брал мороженое из холодильника! Наверное, это сестренка его съела!

— Я не сделал домашнее задание потому, что не знал, что нам задавали!

Подобных примеров можно привести величайшее множество. В основе их всех лежит попытка ребенка сознательно ввести в заблуждение родителей с целью получения собственной выгоды. Удивляет то, что уже в таком раннем возрасте дети совершенно четко понимают как можно обхитрить родителей, какие аргументы можно привести в свое оправдание. С годами тактика лжи усложняется, аргументы и оправдания становятся все правдоподобнее, а ложь все утонченнее. Интуитивное чувствование опасности наказания включает в детском сознании неведомые механизмы, нередко заставляющие родителей поверить в ложь. Накопленный опыт удавшегося обмана делает неправду безотказным оружием, пускаемым в ход в случае необходимости.

Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком возрасте ложь еще не возможна как осмысленное деяние. Психологи предлагают нам не волноваться, утверждая, что детская ложь не представляет опасности, так как является попыткой выражения собственных фантазий ребенка, не умеющего отличить фантазии от действительности. Тем не менее, этот возраст — то время, когда дети активно "нащупывают" разные способы "сделать жизнь легче". В эти годы у ребенка появляется круг обязанностей и запретов, на которые он должен обращать внимание, соответственно возрастает потребность в способах "упрощения жизни". Наблюдения говорят, что чем больше требований предъявляются к малышу, тем больше вероятности обмана с его стороны. Но действительно ли это настолько безопасно? Что если ложь становится регулярной? Как отличить "детскую ложь" от уже недетской? Что такое ложь вообще? Как, в конце концов, вырастить честного человека? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Что такое ложь?

Прежде чем рассуждать о неправде со стороны детей, следует несколько слов сказать о лжи вообще. Понимая природу лжи как таковой, мы будем способны понять ее в детском исполнении.

Говоря простым языком, ложь — это заявление, не соответствующее действительности, произносимое с целью получения какой-либо выгоды. Почти всегда ложь вызывает чувство опасения и осуждения совести. Особенность лжи в том, что она всегда вступает в диссонанс с врожденным чувством правды: мы можем почувствовать ложь других, мы чувствуем себя дискомфортно, когда сами говорим неправду. Но следует сказать, что практика лжи вырабатывает в нас определенный навык и делает обман автоматическим. Есть люди, которые "врут как по написанному", совершенно не испытывая никаких угрызений совести, не боясь разоблачения, но, напротив, получают удовольствие от обмана. Здесь можно вспомнить интересную иллюстрацию: некто сказал, что совесть — это такой треугольник с острыми углами, находящийся в нашей груди. Когда мы совершаем плохие поступки (в том числе лжем), этот треугольник начинает вращаться, причиняя нам боль. Но если долгое время не обращать внимания на его вращение, углы треугольника постепенно стачиваются, совесть превращается в диск и может вращаться сколько угодно, не причиняя страданий. Это, конечно, иносказание, но действительно есть о чем задуматься. Практика осознанных бессовестных поступков заглушает голос совести, оставляя нашему естеству все меньше и меньше человеческого, позволяя животным инстинктам занимать ведущие позиции в нашей жизни.

Мотивацию лжи можно искать во многих аспектах человеческого естества:

  • в страхе перед наказанием,
  • в лени,
  • в попытке избежать трудности,
  • в дурном примере и т.д.

Здесь следует отметить, что ложь всегда является ложью: выражена ли она вербально (вслух, в каком-либо утверждении или отрицании), или же в безмолвии в тот момент, когда следовало бы говорить в полный голос. Дети и взрослые не имеют различия в побуждениях к неправде: и у детей и у взрослых можно наблюдать все перечисленные выше побудительные мотивы неправды. Отличия лишь в масштабах неправды и в способности скрывать неправду. Вспоминается история о том, как старшая сестра разоблачала ложь своего пятилетнего брата, просто глядя ему в глаза. Ребенок не мог выдержать прямого взгляда и сознавался в обмане. К сожалению, с возрастом все меняется, и простым взглядом уже не обойтись.

Ложь можно смело назвать вредной привычкой, формирующейся со временем. И для искоренения этой вредной привычки, как и любой другой, требуется время и усилия.

Существует ли "святая ложь"?

Распространено мнение о том, что неправда, в зависимости от ситуаций, может быть не таким уж плохим делом. Например, тяжело больному человеку говорят не тот диагноз, который есть на самом деле, во избежание переживаний и ухудшения состояния здоровья. Считается, что ложь оправдана в соответствии с принципом "цель оправдывает средства". Итак, может ли ложь ради благого дела быть оправдана?

Кто-кто сказал, что неправда может стать всеобщей, но святой она не будет никогда. По крайней мере, это заявление справедливо по отношению родителей, говорящих детям неправду как бы "для благих целей". Вспомните, как часто детей пугают различными страшилками для того, чтобы облегчить процесс воспитания. Зачастую детям обещают подарок, чтобы добиться их расположения, но когда дело доходит до исполнения обещания, родители умышленно "забывают" обо всех посулах. Кто не говорил детям, что занят и не может с ними поиграть, а вместо этого проводил время в телефонном общении или "висел" в Интернете? Такая "святая ложь" — нисколько не святая. Это — грубое и эгоистичное манипулирование детской волей, подающее дурной пример. Опасность такого подхода состоит в том, что дети быстро разгадывают этот подход и мгновенно его усваивают. Не нужно удивляться, если ребенок будет обманывать вас, исходя из своих собственных "благих" целей.

Шутка и ложь — где границы?

Нередко можно наблюдать следующее: человека вводят в заблуждение, говоря искаженную информацию (типа: "у тебя спина в муке"), а затем, когда человек реагирует на это заявление, все дружно хором смеются, считая, что шутка удалась. Где же граница между шуткой и ложью? Есть ли опасность в этой практике во взаимоотношениях с детьми?

Всякая шутка подразумевает наличие, по крайней мере, двух вещей:

  • чувства юмора у шутника и "жертвы", которое позволило бы правильно понять розыгрыш;
  • добрых дружеских отношений между сторонами, дающих основание подобным действиям.

Взрослые, неоднократно в своей жизни пережившие розыгрыши и шутки со стороны друзей, имеют некий "иммунитет" и переносят шутки нормально (если только это не совсем уж глупые шутки). Дети, в отличие от взрослых, такого не имеют. Они всякое сообщение будут воспринимать за чистую монету. Поэтому в присутствии детей нужно умело пользоваться этими инструментами построения отношений (шутками, розыгрышами и т.д.) чтобы не поселить в детском разуме сомнение в вашей честности.

Честность — активная позиция

Что значит быть честным? Значит ли это только не говорить неправду? Нет, не только. Также как быть добрым — не только не делать злых поступков, быть честным — не только не лгать. Честность — это жизненная позиция человека, его отношение и восприятие реальности. Честность — набор принципов, формирующих моральный облик человека.

Проблема в том, что мы часто пытаемся вписаться в рамки общепринятых норм честности, не являясь внутренне честными людьми. Это значит, что мы можем предъявлять высокие требования только к действиям и поступкам, но не заботиться об атмосфере в семье. Другими словами, мы будем делать вид честных людей, будучи внутренне всегда готовыми на неправду. Это состояние легко проверить в кризисных ситуациях, когда принципы человека проходят экзамен. К примеру, если я считаю себя честным человеком, готов ли я при любых обстоятельствах не давать взятку инспектору ДПС? Если не готов отстаивать свои позиции либо готов до определенных границ, то это и есть степень моей жизненной позиции. В Библии есть прекрасное заявление на этот счет: "Честный и мыслит о честном, и твердо стоит во всем, что честно" (Книга Исаии, 32 гл.). Заметим здесь две ступени активной позиции: мыслит и стоит. По-видимому, второе без первого не представляется возможным.

Для того чтобы дети не учились лгать нам, нужно иметь в семье атмосферу честности. Нужно, чтобы они понимали, что ложь — явление, органически чуждое вашей семье. Что вы не только боретесь с поступками, но образ и ваш образ мыслей не допускает нечестности. Если между супругами не будет отношений открытости, доверия, правдивости, детей бесполезно принуждать и наказывать. Они неосознанно стремятся быть похожими на родителей.

Практические шаги к воспитанию честного ребенка

Итак, необходимо направить свои усилия не на преодоление порока, а на не допущение его появления. Вот несколько советов, что нужно сделать для воспитания честности у ребенка.

  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не обманывайте ребенка. Даже если вам кажется, что это так необходимо в данной ситуации.
  • Открыто выражайте свою позицию по отношению к неправде.
  • Не создавайте в семье атмосферу полицейского государства: за малейший проступок — наказание. Наблюдения показывают, что именно в такой обстановке дети врут гораздо чаще, чем в семьях, где доверие и любовь стоят на первом месте.
  • Популяризуйте честность. Пусть дети читают книги, смотрят мультфильмы, слушают аудиорассказы, в которых правда всегда побеждает. Прежде чем включить новый мультик, "пролистайте" его и попытайтесь понять: а что же он проповедует? Вклад в формирование каких ценностей внесет этот видематериал? Помните, что книги, аудио-, видеопродукция — это инструменты формирования личности.
  • Беседуйте с детьми на тему честности. Не уклоняйтесь от ответов на их вопросы. Не думайте, что все состоится само собой: воспитание — активный процесс.
  • Не обманывайте супруга. Этим вы дадите для детей основу подражания вам как родителям.

Владимир Ворожцов

Классный час на тему: « О правдивости и честности человека »

Тема: « О правдивости и честности человека »

Цель: Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.

Ход классного часа

I. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

Давайте встанем и скажем:

«Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).

«Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).

«Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз нашего классного часа:

«Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать.

А потом и выполнять!»

Ребята, скажите, пожалуйста, чему же полезному вы научились на классных часах? (Ответы детей).

II. Целевая установка и определение темы.

Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа - прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

ложь - ………. нечестность - ……….

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.

Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.

Первый вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным?

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)

Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря: (слайд 4)

Честность - это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость - это соответствие слов делам.

Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читают эпиграф - О чем эти высказывания, как вы их понимаете?

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

Ф. Бэкон

Задание 1.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена»

Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка - это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:

1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?

(Круг солнца с буквой Я на доске - присоединяю лучики с качествами )

Я – это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?

(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками )

Задание 2. Работа в группах

Ребята, а сейчас объединитесь в группы по рядам. Каждый ряд получает задание: проанализировать ситуацию.

1 группа : представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль: Да, мама и папа - самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (доска круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду) (доверие, искренность )

3 группа : Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

Задание3. Собери пословицы

А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу. (ребята работают на интерактивной доске)

Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)(приложение 1)

Задание 4Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте пословицу: « Где правда, там и счастье».
Показываю детям карточки с рисунами представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.(приложение 2)

III Заключительная часть

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то (круг) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)

Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

I V Итог

Кл. рук- ль: В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать (солнце )

И подарить его людям! (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность. Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Рисунок «Солнышко правдивости»
Солнышко правдивости без лучиков. Всякий раз, когда вам захочется, кого-либо обмануть вспомните о своем солнышке и старайтесь поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам сосчитаем, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло вам быть честными.

Данная работа предназначена для учеников начальных классов и поможет сформировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.Объяснить истинное понятие слова «честность».Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная школа №385»

Красносельского муниципального района

Санкт-Петербурга

Беседа

« О честности и правдивости»

Шавенько Галина Владимировна

Воспитатель ГПД

Санкт – Петербург

2014г

Цель: формировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.

Объяснить истинное понятие слова «честность».

Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.

Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Информация.

Мы сегодня на классном часе поговорим о честности и правдивости. Для того, чтобы разобраться в этом давайте подберём, антонимы к словам:

ложь –

нечестность –

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.

Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:

1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».

2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.

3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить

(работа в группах)

Задание 1.

Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах:

Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель!

Будучи честным человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.

Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду?

Награду? - усмехнулся купец, жадно считая золото. - В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка!

Я - честный человек, - оскорблено сказал бродяга. - Давай решим этот вопрос у судьи.

Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал:

Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это - значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.

И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.

Ребята, обсудите в группе и выскажите своё мнение по поводу того, что же произоизошло.

Задание 2.

Как вы оцениваете поступок бедняка

Всякий ли школьник может поступить так, как бедняк Почему?

Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценили в людях честность и порядочность. Ведь честность и порядочность проявляется и реальной жизни: в умении человека держать слово, не давать его не обдумав, в состоянии ли выполнить обещание, доводить дело до конца, не обманывать.

Как вы думаете, был ли наш разговор полезным для вас?

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат сигналы в виде огонька. Вы должны прикрепить свой огонёк к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»

Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»

В.Гюго.

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»

А. Дюма (сын).

Подведем итоги.

Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.

Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.

Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.

Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.

Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху!


Надежда Куманеева

Тема: Поговорим о честности.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, художественно-театральная.

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, музыка.

Цель: Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками через театрализованную деятельность.

Задачи:

Формировать представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи);

Способствовать развитию связной речи, активизации словаря посредством инсценировок;

Способствовать формированию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявление у детей любознательности, знание детьми правил этикета и культуры поведения в обществе, умение работать в коллективе.

Предварительная работа.

1. Чтение-обсуждение рассказов: В. Драгунский «Тайное становится явным», Л. Успенская, М успенский «Это я виноват», В. Сухомлинский «Как мальчики мед съели», Л. Толстой «Косточка», корейская сказка «Честный мальчик».

2. Беседы: «Честность», «Правдивость».

3. Заучивание и толкование пословиц:

Где правда, там и счастье.

Раз солгал – навек лгуном стал.

Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

У лжи короткие ножки.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Жизнь дана на добрые дела.

4. Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: Костюмы и декорации для инсценировки «Сказки про зайца» (стр. 120, Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. - М. :ТЦ Сфера, 2009, плоскостное изображение сердца; разноцветные квадратики по количеству детей, клей, музыкальное сопровождение.

1. Ритуал приветствия «Доброе утро». Предложить детям встать в круг, взяться за руки и вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, обычным голосом, прокричать.

2. Беседа «Честность»

Что такое честность? Трудно ли быть честным? Что вы испытываете, когда вас обманывают? Приходилось ли вам обманывать? Что вы при этом чувствовали? Какие пословицы вы знаете о честности?

3. Игра «Сердечко честности». Дети встают в круг и получают от воспитателя по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко честности»





Ребята, какое качество человека противоположно честности? (Обман, ложь)

Я предлагаю вам посмотреть историю, которая произошла с зайцем.

4. Инсценировка «Сказки про зайца»






Беседа после инсценировки:

Ребята, кто из героев сказки вам больше понравился, почему?

Кто в этой сказке поступил не честно?

Как лиса и медведь догадались, что заяц их обманул?

Почему заяц не понравился?

5. Педагог предлагает детям выражением лица показать: боль (когда заяц притворялся, что ему больно, веселье, испуг зайца (когда лиса предложила его вылечить).

Итог.

Воспитатель показывает детям «Солнышко правдивости» без лучиков, вешает его на доску и обращается к детям, что если им захочется кого-нибудь обмануть они должны вспомнить о солнышке и стараться поступить честно. Затем вместо обмана нарисовать солнышку лучик.


ЧЕСТНОСТЬ И ПРАВДИВОСТЬ

занятие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Цель: дать представление детям о чести, честности; вызвать желание быть честными и правдивыми, противостоять лжи.

Задачи: 1) разучить пословицы о правде, объяснить их смысл; 2) продолжать развивать фразовую речь детей.

Словарь: правда, правдивость, честность, ложь, обман.

Оборудование: кукла, верёвка, иллюстрации жестов, деревья «добра» и «зла».

Предварительная работа:1.Разучивание инсценировки « Обезьянки.».2. Чтение рассказов В. Осеевой « Что легче?», В. Драгунского « Тайное всегда становится явным», Н. Носова « Фантазёры», быль Л. Толстого « Лгун». 3. Дидактическая игра «Оцени поступок)

ХОД ЗАНЯТИЯ

        1. Интеллектуальная разминка:

        1 Назови времена года. 2.Какое время года идет после весны (лета, осени, зимы)? 3.Какое время года было перед летом (зимой, весной, осенью)? 4. Назови летние месяцы (зимние, весенние, осенние).

            2. Дидактическое упражнение « Назови противоположное слово.»: Хороший-(плохой), злой -(добрый), весёлый - (грустный), честный- (лживый).

        Воспитатель: Ребята, кто может сказать, что такое правда, а что такое ложь?

            Ответы детей.

            3. Инсценировка « Обезьянки.»

            На полянке прыгают, резвятся, играют три обезьянки. Но вот им стало скучно и они решили подшутить над своим папой:решили сделать вид, что увидели крокодила и очень испугались. Стали кричать, звать на помощь. Услышал их крики папа и бросился их спасать. Но когда он прибежал на полянку, дети-обезьянки расхохотались- папа был такой смешной! Ничего не сказал им папа, покачал головой и убежал в лес. Но обезьянкам не было стыдно. Наоборот. Прошло немного времени, и они опять начали кричать испуганными голосами: « Крокодил! Крокодил! Спасите! Спасите!». И опять прибежал их папа, ведь он так любил своих детей и не мог допустить, чтобы с ними случилась беда. Стремительно появившись на поляне, он увидел только весело хохочущих обезьянок, никакого крокодила не было и в помине. Рассердился папа, погрозил грозно кулаком и ушёл.

            Обезьянки так громко хохотали и кричали, что разбудили крокодила, который дремал в реке неподалёку. Услышав шум, крокодил тихо выполз на берег и направился прямо к обезьянкам. Вот тут-то по- настоящему испугались обезьянки и стали звать на помощь. Папа услышал их голоса, но подумал, что они опять шутят, и никуда не пошёл. Что же произошло дальше?

            Ответы детей .

            Воспитатель: Вот видите, к чему может привести ложь? Как в народе говорят- « Раз солгал- навек лгуном стал». Обезьянки сами себя наказали, не надо было обманывать, не случилась бы беда. Ребята, хотите узнать, что может быть с теми, кто говорит неправду, лжёт? Я предлагаю игру « Паутина». Главный герой - кукла. Каждый из вас будет говорить от её имени и передавать другому. Всякий раз, когда кукла солжёт, мы будем обматывать её паутиной (верёвкой). Например, « Я сегодня перепрыгнул через пятиэтажный дом...».

            Проводится игра. В конце игры кукла оказывается замотанной верёвкой.

Воспитатель: Когда человек часто говорит неправду, ложь опутывает его так, как верёвка опутала нашу куклу. Человек становится неспокойным, ему тяжело жить. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать такому человеку, чтобы освободиться от пут?

Ответы детей:

В конце ответов воспитатель подводит итог: чтобы освободиться, человек должен попросить прощения у того, кому он солгал, сказать правду. Нужно это сделать как можно скорее.

4, Разучивание пословиц о правде

Воспитатель последовательно называет пословицы и предлагает детям объяснить, как они понимают их содержание. При необходимости воспитатель уточняет и добавляет высказывания детей.

      С правдой весь свет пройдёшь.

      Правда и истина не умирают.

      Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

      В правде сила.

      Когда у вруна загорелся дом, никто не поверил

      Победишь не силой, а правдой.

          5.Физкуль тминутка

    • Руки к солнцу подставляйте, с солнцем в прятки поиграйте.

      Солнце светит нам с утра! Раз, два! Раз,два!

      К солнцу тянется трава. Раз, два! Раз, два!

      Раз, два, три, четыре! Пусть сияет солнце в мире!

6, Дидактическая игра « Сад.»

Воспитатель: Ребята, мы попали с вами в сад, в котором растут два дерева: одно радует глаз зелёной листвой, а другое пугает чёрными, корявыми ветвями.Посмотрите, под деревьями лежат листья с написанными словами. Надо прочитать слова и развесить листья на деревья. Помогите мне это сделать.

Дети читают: ложь, истина, правда, добро, зло, честность, обман, клевета, правдивость. Получилось два дерева с набором слов.

Воспитатель: Как бы вы назвали эти деревья? Под каким деревом вам хотелось бы отдохнуть? За каким деревом вам хотелось бы ухаживать.

Ответы детей.

…........7, Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1. По улице шел мальчик, и у него из кармана выпал фонарик. Вы шли сзади и увидели это. Как бы вы поступили?

Ситуация 2. Наташа была одна в комнате. Она убирала со стола и случайно разбила мамину любимую вазу. Ваза упала и разбилась. Что делать? Сознаться? Промолчать? А может сказать, что вазу разбил кот Васька? А как бы поступили вы? Бывали у вас подобные ситуации? Как поступали вы?

Воспитатель: Да, ребята, ложь - это очень плохо. А теперь я задам вам сложный вопрос. А как же понимать такое выражение: « Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»?

Ответы детей.

Сказка - это выдумка, фантазия. То, что происходит в сказке, в жизни никогда не случается. От этой выдумки никому не может быть плохо, больно. Так что сказки нужно придумывать. Я предлагаю провести конкурс на лучшего выдумщика, лучшего сказочника.

Одни дети придумывают невероятные истории,а другие- выбирают самую невероятную и награждают победителя.

        8 Работа в тетрадях.

        Написать слова: правда, ложь, обман, правдивость,честность.

        Итог занятия.