Я человек богатый духовно душевно и материально. Материальное и духовное богатство. Духовные практики для достижения богатства

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т.п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения. Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

Факторы, влияющие на денежную массу. Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота.

Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные. Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов: как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.). Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов - внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Факторы, воздействующие на объем денежной массы

Размер официальной учетной ставки

В современных условиях проводимой в России политики ограничения объёмов кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Банка России.

Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная политика Банка России представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

    Денежный рынок: спрос, предложение, проблема равновесия

Денеж­ный рынок - это рынок, на котором обращаются краткосрочные ценные бумаги. Временным критерием обычно считается один год. Если бумага будет обращаться на рынке не более года, то она рассматривается как инст­румент денежного рынка. В то же время такие бумаги, как вексель или бан­ковский сертификат, также относят к инструментам денежного рынка, хотя они могут обращаться и больше одного года. Денежный рынок служит для обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в краткосрочном фи­нансировании.

Рынок денег: совокупный спрос на деньги, предложения денег. Равновесие денежного рынка.

Механизм рынка денег, как и всякого сегмента национального рынка, может быть представлен следующими элементами: спрос на деньги, денежное предложение, равновесная “цена” денег.

Совокупный спрос на деньги состоит из двух принципиально разных составляющих: операционного спроса и спекулятивного спроса :

M d - совокупный спрос на деньги;

M d 1 - операционный спрос на деньги;

M d 2 - спекулятивный спрос на деньги.

Операционный спрос на деньги связан с обслуживанием торговых и платежных операций. Он зависит от того, сколько товаров, услуг, факторов производства находится на рынках страны и по каким ценам они продаются. Количественно эта часть спроса на деньги определяется уравнением И. Фишера:

V - скорость обращения денег;

P - уровень цен на товары, услуги, факторы производства;

Q - количество товаров, услуг, факторов, представленных на рынке.

В экономической литературе используется и другая формула уравнения И. Фишера (кембриджский вариант):

Спрос на деньги, обусловленный желанием выгодно разместить сбережения называется спекулятивным . Он определяется возможностью и выгодой сберегать деньги в виде наличности, что, в свою очередь, зависит от доходности альтернативных сбережений (вложений денег в различные финансовые активы - акции, облигации, размещения в банковской системе и т.д.). Доходность вложений в различные финансовые активы может определяться:

С - годовая сумма поступлений от вложений (номинальный доход);

А - номинальная стоимость вложений (финансовых активов),;

i - годовая номинальная ставка процента по вложениям.

Если стоимость финансовых активов падает, то ставка процента растет, спрос на активы растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег, т.е. спрос на наличные деньги снижается, а значит, снижается спекулятивный спрос на деньги. Очевидна обратная зависимость между спекулятивным спросом на деньги и рыночной номинальной ставкой процента:

L - функция ставки процента по финансовым активам.

Факторы динамики спроса на деньги :

Уровень дохода;

Уровень цен;

Скорость обращения денег;

Уровень равновесной рыночной ставки процента.

Совокупный спрос на деньги может быть представлен в следующем виде:

Обычно рассматривают реальный спрос на деньги:

Связь номинальной и реальной ставки процента описывается одним из уравнений И. Фишера:

i - номинальная ставка процента;

r - реальна ставка процента;

π - темп инфляции, уровень инфляции.

Изобразим графически зависимость операционного и спекулятивного спроса от ставки процента (см. график 7.1). Все возможные варианты соотношения величины совокупного спроса на деньги и уровней реальной ставки процентта лежат на кривой M d , которая получила название кривой предпочтения ликвидности.

График 7.1. Совокупный спрос на деньги. В случае перемещения из точки А в точку В величина операционного спроса на деньги (M d 1) остается неизменной, а величина спекулятивного растет (M d1 2 - M d2 1) в результате снижения реальной ставки процента (r 1 - r 2).

Структуру денежного предложения можно представить как наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D) - средства, которые размещены в банковской системе и могут, в случае необходимости, использоваться во время соглашений экономическими субъектами.

Для характеристики предложения денег используются такие показатели:

Денежная масса :

Денежная база : , где

C - наличность вне банковской системы;

D - депозиты - средства, размещенные в коммерческих банках;

R - средства коммерческих банков, которые депонируются в Центральном банке в виде обязательных резервов.

Государство и соответствующие банковские институты (Центральный банк страны) поставляют в экономику определенную, не зависимую от рыночной ставки процента, количество денег. Графически предложение денег (в отмеченной системе координат) можно отразить вертикальной прямой линией (прямая M S на графике 7.2 а и 7.2 б).

Пересечение графиков совокупного денежного спроса (M d) и предложения денег (M S) определяет точку равновесия (А и В на графике 7.2) на рынке денег - это “цена”, которая взымается за пользование деньгами , - равновесная реальная ставка проценту .

Нарушение равновесия на рынке денег возможно как со стороны денежного предложения (график 7.2 а), так и со стороны спроса на деньги (график 7.2 б). В случае, если количество необходимых денег (спрос на деньги) больше количества предложенных (предложения денег), экономические субъекты попытаются приспособиться к ситуации путем продажи некоторой части принадлежащих им финансовых активов. Но продажа финансовых активов одними экономическими агентами одновременно есть их покупка другими субъектами рынка. Общее желание получить больше денег путем продажи финансовых активов увеличит предложение относительно спроса на финансовом рынке и снизит номинальную стоимость финансовых активов. Снижение номинальной стоимости увеличит ставку процента. Это, в свою очередь, приведет к тому, что население, предприниматели будут стремиться хранить свои средства в виде ценных бумаг, в банках, но не в виде наличности, а поэтому спрос на наличные деньги уменьшится и рынок вернется к ситуации равновесия в точке, которой соответствует более высокая ставка процента (точка С на графике 7.2 а). И наоборот, увеличение предложения денег приведет к излишку денег, а в конечном итоге - к снижению ставки процента (точка D).

График 7.2. Нарушение и восстановление равновесия на рынке денег.

Колебания ставки процента будут наблюдаться и в случае изменения совокупного спроса на деньги (график 7.2 б). Таким образом, равновесие на рынке денег возобновляется благодаря колебаниям ставки процента . Равновесная рыночная ставка процента уравновешивает количество предложенных и необходимых экономике денег.

    Эволюция денежных систем

Виды денежных систем и их эволюция

В результате эволюции товарного хозяйства и присущих ему экономических отношений денежные системы постепенно менялись, приобретали различных форм, которые можно классифицировать по нескольким критериям В зависимости от формы, в которой функционируют деньги, выделяют следующие виды денежных систем: = Система металлического обращения, когда денежный металл непосредственно находится в обороте и выполняет все функции денег, а банкноты остаются разменных на металл; = Система бумажно-кредитного обращения, при которой в обращении находятся только на денежный металл знаки денег - казначейские билеты или банкноты. Металлические денежные системы исторически выступали в формах биметаллизму и монометаллизму. В эпоху первоначального накопления капитала (XVI - XVIII вв.) Денежные системы, как правило, основывались на биметализм, возникший еще во времена феодализма. Биметаллизм - это денежная система, в которой роль всеобщего эквивалента законодательно за двумя металлами - золотом и серебром; монеты из этих металлов и оборачивались на равных началах, банкноты подлежали размена на оба эти металлы. Исторически первым видом биметаллизму была система параллельной валюты, по которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалась на рынке стихийно, т.е. при осуществлении платежей золотые и серебряные монеты принимались согласно рыночной стоимости золота и серебра. Это создавало некоторые трудности, которые были связаны с существованием на рынках двух общих эквивалентов, а значит - двух мер стоимости, двух систем цен. Ситуация осложнялась постоянным изменением соотношения между золотом и серебром по стоимости. Чтобы упростить ситуацию, государство устанавливала в законодательном порядке обязательное стоимостное соотношение между двумя металлами, которые оборачивались на равных началах с их открытого чеканки. Такой вид биметаллизму получивший название «система двойной валюты». Но установлено фиксированное стоимостное соотношение часто не совпадало с реальным рыночным. Это было связано с неравномерностью роста производительности труда при добыче золота и серебра и приводило к тому, что стоимость одного денежного металла, а другой. Тот металл, который был по закону недооцененным, из обращения металлом, стоимость которого по закону была завышена. В этом проявлялась действие закона Коперника-Грешема: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Так, в конце ХVII в. в Англии было официально установлено стоимостное соотношение между золотом и серебром 1: 15,5, в то же время во Франции и Голландии этот показатель составлял 1: 15, а рыночное стоимостное соотношение между слитками золота и серебра - 1: 14,9. Таким образом, в Англии стоимость золота по закону была завышена на 4%. Поэтому выгоднее было платить золотом, так как плательщик при этом получал экономию в размере 4% от суммы платежа. Они в слитки и вывозились за границу с целью покупки золотых слитков для их в монеты для обращения. Именно этим объяснялся тот факт, что за 15 лет - с 1702 до 1717 г. - в Англии золотых монет было по стоимости в 32 раза больше, чем серебряных. В начале XIX в. в США официальное соотношение между золотом и серебром было установлено 1:16, а в европейских странах - 1:15,6. Поэтому недооцененное по закону серебро вывозилось из США в Европу в обмен на золото. В США из обращения серебро, а в европейских странах - золото. Разновидностью биметаллизму была так называемая система «прихрамывая» валюты, по которому один из видов монет в закрытом порядке. Примером является французская денежная система, когда в 1873 г. было запрещено свободное чеканка серебра, но за 5 франков серебряными монетами осталась неограниченная сила законного платежного средства. Это была попытка спасти биметаллизм. Однако биметаллизм не отвечал потребностям развитого рыночного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости двух металлов противоречило сути этой функции денег. С развитием капитализма место полноценных денег в обороте все чаще занимали кредитные деньги и безналичные расчеты. В начале второй половины ХIХ ст. несколько европейских стран прибегли к попытке сохранить биметаллизм посредством заключения международного соглашения - так называемого Латинского монетного союза. На конференции 1865 г. было заключено соглашение между Францией, Бельгией, Италией и Швейцарией для поддержания стабильности денежного обращения на базе биметаллизму. Это была первая попытка межгосударственного регулирования денежных систем. На территории стран Латинского монетного союза хранились свободная чеканка монет из золота и серебра при поддержании твердого соотношения между золотыми и серебряными монетами (1:15,5), одинаковый металлический содержание (вес и проба) денежных единиц, свободное обращение монет одних государств-членов на территориях других. Такой союз должен укрепить позиции стран-членов относительно других европейских стран, прежде всего Великобритании и Германии. Но он просуществовал не долго. Обесценение серебра в конце XIX в. через удешевление его производства привело к тому, что фактическое рыночное соотношение золотых и серебряных монет по стоимости составляло 1: 20, 1: 22. Как следствие, недооценены по закону золотые монеты начали переходить из сферы обращения сокровищ. Это в итоге привело к распаду Латинского монетного союза. В 1878 г. свободная чеканка серебра в странах союза было запрещено, и все эти страны перешли к золотому монометаллизму.

    Инфляция: сущность, показатели, виды, причины

Инфляция 1 - это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предло­жением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложив­шийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ре­сурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной эконо­мике, т. е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сиг­нала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением вы­ражается в росте общего уровня цен. Это - открытая форма инфляции.

Инфляция сущность и причины

Инфляция - это процесс обесценивания денег, который проявляется в общем неуклонном росте цен на товары и услуги или падении покупательной способности денег.

Выделяют следующие причины инфляции:

    отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса;

    неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке (снижение цен на экспорт и увеличение цен на импорт).

Внутренние:

  • деформация народнохозяйственной структуры;

    наращивание и одновременное падение эффективности капиталовложений;

    отставание отраслей потребительского сектора;

    недостатки в механизме денежного обращения;

    отсутствие антиинфляционного регулирования.

Проявления инфляции:

    В форме повышения уровня товарных цен.

    В форме относительного удорожания золота.

    В форме удорожания иностранной валюты.

Иногда удорожание, т.е. рост цен, может и не обуславливаться инфляционными процессами, например, изменение общих воспроизводственных условий вызывает рост издержек производства.

Удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи, или повышения качества продукции требует дополнительных затрат. Инфляция связана с таким ростом цен, который не вызван непосредственным возрастанием затрат на производство. Она является результатом макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Следовательно, под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения проявляющийся в росте цен. Наиболее общим, традиционным, является следующее определение инфляции:

Инфляция – это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота. Что и вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

Термин «инфляция» - процесс увеличения бумажных денег. Дословно – разбухание, вздутие.

В условиях золотого обращения инфляция невозможна, потому, что золото – это реальное богатство, а не символ богатства (денежные знаки). Если в обращение оказывается больше золота – государство и общество просто изымают его из обращения, используя для накопления богатства.

Инфляционный рост цен можно измерить с помощью индекса цен. Индекс цен – это суммарный, средневзвешенный показатель роста уровня цен на товар и услуги. Индекс цен – это один из самых наглядных, главных показателей по которым определяется наличие инфляции и ее величина.

В экономической теории используются различные индексы цен:

    индекс потребительских цен. Измеряет стоимость корзины потребительских товаров и услуг.

    Индекс оптовых цен.

    Индекс ВНП (дефлятор).

    1. Темп роста цен является первым из трех критериев, по которому определяется вид инфляции. Виды инфляции:

    Если за год цены вырастут на величину до 10% - инфляция называется умеренной.

    до 200% - галопирующая инфляция.

    >1000% в год – гиперинфляция.

    1. Рост цен по различным товарным группам.

    Сбалансированная

    Не сбалансированная.

      Ожидаемость или предсказуемость инфляции.

    Ожидаемая (предсказуемая).

    Неожидаемая (непредсказуемая).

Типы инфляции:

    Открытая. Действует на рынках, где фигурируют свободные цены.

    Подавленная (скрытая). Когда государство, обеспокоенное ростом цен борется с этим явлением. Устанавливает тотальный административный контроль над ценами, доходами, государство может просто заморозить цены на определенные товары и услуги. Государство борется не с деформацией рынка, а с последствиями этих деформаций, ростом цен.

Открытая инфляция может протекать в различных формах:

    инфляция спроса.

    Инфляция издержек. Вызывается самим рынком.

    Структурная инфляция.

    Эмиссионная инфляция. Провоцируется нарушением закона денежного обращения ЦБ. Потому, что он, ЦБ, обладает монополией на выпуск (эмиссию) денег.

Инфляция спроса – обычно возникает при максимальной занятости населения и максимальной загруженности производственных мощностей. Повышение спроса на какой-либо товар вызывает производный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Обычно такой рост спроса не подкреплен эластичным расширением предложения и цены растут.

Инфляция издержек – рост стоимости факторов производства. Вызывают:

    Экономическая политика государства.

    Рост цен на сырье.

    Олигополистическая практика ценообразования.

Структурная инфляция – ее вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность, т.е. отдельные отрасли не могут насытить рынок полностью товарами, услугами и на такие товары и услуги цены будут расти структурная инфляция очень трудно преодолевается, потому, что нужны большие инвестиционные вливания в экономику, отдельные ее отрасли, а отдача от них последует не сиюминутно. Обычно такая инфляция в стране бывает тогда, когда осуществляется переход на новый вид технического прогресса, во время конверсий военного производства.

Социально-экономические последствия инфляции. Негативные социально-экономические последствия. Инфляция способствовала перераспределению доходов и богатства в обществе не в пользу незащищенных слоев населения. Инфляция вызывает отставание цен в государственных предприятиях от рыночных. Происходит скрытая конфискация денежных средств у широких слоев населения. Ускоренным способом денежные средства материализуются. Ухудшаются условия жизни основной массы населения. Растет социальная напряженность. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики. Подрываются стимулы к накоплению денежных средств. Доходы населения отстают от роста цен на товары и услуги. Подрываются мотивы к трудовой деятельности, обостряется проблема реализации товаров на внутреннем рынке. Ослабление позиций властных структур. Между инфляцией и безработицей существует обратно-пропорциональная зависимость (растет безработица – уменьшается инфляция).

    Социально-экономические последствия инфляции

К социально-экономическим последствиям инфляции относятся:

    Снижение реальных доходов населения и как следствие отсюда снижение мотивов к трудовой деятельности.

    Усиление дифференциации населения по уровню дохода.

    Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами.

    Возникновение опасности социальных потрясений.

    Ослабление позиции власти, снижение доверия населения правительственным программам.

    Возникновение трудностей с долгосрочным планированием. Повышение риска инвестирования.

    Антиинфляционная политика: кейнсианский подход

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессами, применя емые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

Кейнсианская теория включает два варианта антиинфляционной политики:

    дефляционную политику (или политику "управления спросом");

    "политику доходов".

Дефляционная политика направлена против факторов инфляции спроса (снижение уровня государственных расходов, увеличение налогов, рестриктивную денежно-кредитную политику). Чрезмерное разбухание совокупного спроса считается допустимым устранить и путем конфискационной денежной реформы. Следует иметь в виду, что реализация кейнсианской дефляционной политики как инструмента антиинфляционного регулирования вовсе не означает наступления собственно дефляции как сокращения общего уровня цен - этот уровень обычно продолжает повышаться, однако меньшими темпами. То есть речь в данном случае идет скорее не о дефляции, а о дезинфляции.

"Политика доходов" направлена против факторов инфляции издержек. Для подавления послед-ней требуется недопущение раскручивания инфляционной спирали "заработная плата - цены" путем деиндексирования доходов: либо параллельное замораживание цен и заработной платы, либо - чаще - допущение их роста в определенных, заранее заданных пределах. Эмпирически нащупано предельно допустимое соотношение темпов роста цен и индексами доходов, не вызывающее дальнейшего роста инфляции: около 0,2 (в зависимости от сформировавшейся в прошлом структуры воспроизводства - преобладает в ней производство потребительских или инвестиционных товаров). При этом рекомендуется дифференциация противоинфляционных выплат по отраслям в зависимости от темпов их роста. Но все же типичной для развитых стран формой компромисса между антиинфляционной политикой государства (требующей сведения к минимуму роста доходов) и его социальной политикой (предполагающей максимальную защиту населения от роста цен) выступает сегодня установление соотношения между темпами инфляции и темпами роста заработной платы на уровне 2:1. Причем столь ограниченная корректировка заработков производится обычно с некоторым опозданием (раз в полгода), что позволяет государству и частным фирмам заметно экономить на своих расходах и тем самым сбивать накал цен.

Важным инструментом "политики доходов" являются так называемые ценовые соглашения, являющиеся важным элементом антиинфляционного регулирования. Субъектами подобных соглашений являются государство, предприниматели и профсоюзы. Основа соглашения - взаимная заинтересованность участников ценового соглашения. Профсоюзы обязуются требовать повышения заработной платы только в соответствии с ростом производительности труда. Предприниматели обязуются изменять цены лишь для компенсации удельных издержек на рабочую силу. Правительству вменяется наблюдение за исполнением условий ценового соглашения. Дополнительно могут заключаться ценовые соглашения и между предприятиями - например, картельные соглашения между технологически связанными производствами, направленные на недопущение роста цен по технологиче-ской цепочке (обычно несбалансированного). При этом устанавливаются предельный уровень повышения цен, учитывающий индекс инфляции; срок, на который заключается договор; ответственность сторон за несоблюдение принятых обязательств.

В США администрация Кеннеди использовала вариант добровольного согласия предпринима-телей и профсоюзов не повышать цены и заработную плату выше определенных пределов. Администра-ция Никсона вводила замораживание и ограничение зарплаты и цен через принятие законодательно-административных решений. Президент Картер вводил экономические меры поощрения за соблюдение пределов роста цен и заработной платы в сочетании с санкциями за их нарушение.

Для использования ценовых соглашений требуется определенное общественное согласие, осознание всеми экономическими субъектами того обстоятельства, что плюсов у инфляции в стратегическом плане нет, что рано или поздно все от нее проиграют, все окажутся побежденными. Поэтому когда в национальном хозяйстве возникла открытая инфляция, из нее необходимо выбираться всем вместе, не толкаясь, не оттирая друг друга.

Использование кейнсианских подходов в антиинфляционном регулировании в 60-70-е гг. не обеспечило желаемых результатов: галопирующая инфляция стала реальностью во многих странах. Причины сбоев в действии антиинфляционного механизма, построенного по рецептам кейнсианской школы:

    непоследовательность и робость в проведении дефляционной политики: как только появлялись зримые признаки торможения экономического роста и увеличения безработицы, правительства переключали усилия на противоположные антиинфляционным меры стимулирования производства;

    в этот период резко проявилась инфляция издержек, прежде всего внешнего характера: резкое удорожание сырья и, особенно, энергоресурсов;

    сложилось отрицательное отношение и предпринимателей, и профсоюзов к административному ограничению роста зарплаты и цен, что привело к тихому саботажу этих инициированных правитель-ством мер. В последние годы правительства большинства стран ограничиваются лишь рекомендациями в области "политики доходов". Так, в США еще с приходом к власти Р. Рейгана было ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.

    Антиинфляционная политика: неоклассический подход

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос -"ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.)." Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.-М, 1996.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства ) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Неоклассический подход

В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживались в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена - в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) - это аналоги инвестиций в машины и оборудование, которые осуществляются до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие

Ден-ая масса – определяется как масса наличных денег на руках у населения и в кассах субъектов хоз-ия, а также депозиты на счетах в банке.

Количественно опр-ть ден-ю массу и её отдельные компоненты можно путём построения различных показателей, примен. такие показ-ли, как ден-е агрегаты.

В НБ РБ для определения ден-ой массы исп-ся след-щие ден-ые агрегаты:

1. М0– масса нал-ых денег в нац-ой валюте.

2. М1=М0+ вклады до востребования в нац. вал.

3. М2=М1+ срочные депозиты в нац. валюте.

4. М3=М2+ прочие депозиты в нац. валюте.

5. М4=М3+ депозиты в иностранной валюте.

Ден-ые агрегаты М0, М1,М2 наиболее высоколиквидная часть денежной массы.

Это такие ср-ва, которые без предварительной продажи исп-ся в расчетах. В настоящее время М0, М1,М2 занимают наиб-ий удельный вес в структуре ден-ой массы. Остальные ден-е агрегаты нах-ся в стадии развития.

Денежная база – наличные деньги в обращении и депозиты банков в Центральном банке.

Между денежной базой и объёмом ден-ой массы сущ-ет прямая связь. В развитой рыночной экономике рег-ся совок-е ден-е массы, а не отдельные её элементы.

Масса денег, нах-ся в обращении, обусл-ся законом ден-го обращения, открытымМарксом .

Согласно этому закону, кол-во денег, необх-х для обращения, опр-ся следующей формулой :

Д=Р/С,

где Д – кол-во денег, Р – сумма цен, С – скорость оборота ден-х единиц.

С развитием кредитных отношений и выполнением деньгами ф-и ср-ва платежа, кол-во денег, необходимых для обращения, определ-ся след-ей формулой (как сумма цен тов-в подлежащих реализации Р, - сумма цен тов-в прод-х в кредит К + платежи, по которым наступил срок уплаты П – сумма взаимопогашающихся платежей ВП и всё это дел-ся на число оборотов одноимённых ден-х едениц С): Д=(Р-К+П-ВП)/С

Ур-ние обмена (ур-ние Фишера ), близкое к уравнению Маркса, выглядит след-им образом: MV=QP

Произведение величины нах-ся в обращении ден-й массы М на ср_ю скорость обращения ден-й единицы V=произведению ур-ня цен P на реальный объём нац-го продукта Q.

Данное уравнение Фишера позволяет объяснить такой феномен как инфляция с т. зр. нарушения в сфере бумажно-ден-го обращения.

Ф-ла Фишера показывает зависимость уровня цен от денежной массы.

10. Понятие и структура ден оборота. В процессе произв.-хоз. деят-ти субъектов хоз-ния возникают расчеты и платежи при поставке продукции, оказания услуг, связ. с взаимоотнош-ми фин.-кредит. системы. Субъекты хоз-ния и население осущ-т платежи в бюджет, внебюджетные фонды, погашение кредитов и % по ним. Совок-ть всех этих ден. поступлений и платежей и образуют ден. оборот.

Ден. оборот – движ-е денег, к-е опосредствуют ден. отношения м/д предпр-ми, учрежд-ми, предпр-ми и гос-вом, м/д населением и гос-вом, м/д отдельными гражданами.

Ден. оборот можно класиф-ть в зав-ти от отд-х признаков:

1. в зав-ти от хар-ра платежей : товарный и нетоварный;

2. в зав-ти от способа платежа : безнал-ный и налично-ден-й.

Часть ден. оборота можно рассм-ть как платежн. оборот, в к-м деньги функц-т в кач-ве ден. платежа.

Платежный оборот включ. в себя часть нал.-ден. и безденежного оборота.

Совок-ть ден. средств, к-е имеются в распоряж-и физ.и юрид. лиц наз. ден. массой в обращении . Регулиров-е ден. массы – осн. задача НБ РБ.

Методы регулир-я ден. оборота:

1. опред-е норм обязат-х резервов;

2. опред-е условий предоставляемых кредитов;

3. установл-е % ставки по кредитам;

4. регулир-е операций по инвестиров-ю с цен. бумагами и на валютном рынке.

Безнал.ден. оборот

безнал.ден. оборот – совок-ть платежей, осущ. без использования наличн. денег. Он тесно связан с безнал. расчетами.

Безнал. расчеты – ден. расчеты, совершаемые путем записи по счетам плат-ка и получ-ля.

Безнал. ден. оборот преобладает во всех странах мира и обслуж-тся след. инструментами: плат. поручение, плат. требовование-поручение, чеки аккредитивы, пластик. карточки.

Безнал. расчеты осущ-тся м/д:

гос-вом и субъектами хоз-ния,

гос-вом и населением,

гос-вом и комерч. банками,

банками и субъектами хоз-ния,

центр. и комерч. банками.

М/д нал.-ден. и безнал. обращ-ем есть тесная взаимосвязь, т.е. деньги переходят из наличных в безналичные.

12.Эк-е содержание налично-ден-го оборота

В странах с развитой рын. экономикой под наличными деньгами поним-тся та сумма денег, к-я имеется в наличии у плательщиков. Не делается разгранич-й, в какой форме наход-ся эти деньги. В РБ в силу особ-тей соц.-эк. развития сохран-ся разгранич-е м/д наличн. и безнал. деньгами.

Термин «наличные деньги» расшифр-ся как остатки ден. знаков, имеющих законную силу на руках у населения, в кассах банков и в кассах субъектов хоз-ния.

Наличные деньги – банкноты, монеты, выпущенные центр. эмиссионным центром, наход. в кассах банка и обращ-ся вне банк. сферы.

Наличн.-ден. оборот – часть совокупн. ден. оборота, к-й осущ-тся с помощью наличных денег. Он по своему объему меньше безнал-го оборота. Однако его правильная организация очень важна в соц.-эк. плане, т.к. этот оборот обслуж-т отнош-я, связ. со сферой личного потребления.

Обращение наличных денег явл-ся областью эк-ки, к-я соприкас-ся со всеми остальными ее сторонами. Сфера ден. обращения чутко реагирует на происход. изменение в ден. доходах населения, на возм-ти превращ-я денег в реальные матер-е блага, на распред-е ден. доходов м/д соц.группами населения.

Оборот наличных денег основ-тся на принципах :

1. предпр-е всех форм собств-ти обязаны хранить свои деньги на счетах банка.

2. наличность для выплаты з/п и иных платежей предпр-е получает из касс банка.

3. банками ежегодно устан-ся лимит ден. наличности в кассах предпр-я и всю поступ. выручку хоз.орган должен перечислить на счет банкам. Сверх установл-ю сумму хоз.орган тоже должен сдавать в банк.

Платеж.с-ма, ее эл-ты. Виды платеж.с-м.

Платеж. с-ма – это набор мех-мов, правил, норм и инструментов, исп-мых для осущ-я обмена фин. ценностями м/д сторонами в пр-се вып-я ими всех обязательств .

В рамках опред. гос-ва действует обособлен. платеж.с-ма, кот.наз. национальной с присущими ей чертами : законодат.базой, деловой практикой, коммуникац.с-мами, инфраструктурой.

Ур-нь развития плат. с-мы соотв. ур-ню развития гос-ва.

Эффективно работающая плат.с-ма способств.разв-ю гос-ва, т.к. она до min сокращ.сроки расчетов, сокращ.расходы и возможные риски.

Эл-ты плат.с-мы:

участники (ком.банки, Нацбанк, нефин.учр-я)

коммуникац.ср-ва связи внутри с-мы (с-ма BISS, клиринговая с-ма)

денежный и др.инструменты (пл/поручения, пл/треб, пласт.карточки, аккредитивы)

законодат. база

договорные отн-я

К плат. с-мам предъявл.след. требования:

1. скорость платежа

2. опр-сть платежа

3. надежность и безопасность платежей

4. удобство и универс. исп-я

5. приемлемая стоимость.

Б/н расчеты, пр-пы их организации.

Б/н расчеты – это ден.расчеты, соверш. путем записи по счетам плательщиков и получателей средств (бенефициаров).

Гос-во постоянно расшир сферу б/н расчетов. Путем б/н расчета производ расчеты м/д пр-тиями и орг-циями, м/д орг-циями и их вышестоящ органами, м/д пр-тиями и фин-кред с-мой.

В наст время сокращ база налично-денежная.

Преимущ б/н расчетов :

· уменьш потр-ти в наличных ден знаках

· сокращ издержек обращения

· ускорение ден оборота

Принципы орг-ции б/н расчетов:

· обязат хранение ден ср-в субъектов хоз-ния на счетах в банках, за искл.нал ден ср-в, расход-е кот-х разрешено в устан порядке банком.

· платежи со счетов должны осущ банками по распоряж их владельцев в порядке устан очередности платежей и в пределах остатка ср-в на счете.

· свобода выбора субъектами хоз-ния форм б/н расчетов.

· срочность платежа, т.е. осущ-е расчетов согл срокам, кот устан договором.

Формы б/н расчетов, их классифик.

Форма б/н расчетов опр-ся видом расчетн. док-та, СП-соб платежа и орг-цией документооборота.

В соотв с действ закон-вом субъекты хоз-ния в б/н порядке м/д собой могут рассчит-ся с пом пл/поруч-й, пл/треб-й, чеками, пл/треб-я/поручения, пласт карточки, аккредитивы.

В б/н ден обороте исп-ся разл формы расчета:

Кредитовый перевод – это банк.перевод по инициативе плательщика на основ пл/поруч-й или пл/треб-й/поруч-й;

Дебетовый перевод – это банк.перевод по инициативе бенефициара на основ пл/треб-й или чека. Банк.пласт.карточка – это плат ср-во для расчетов с исп-ем соврем техн ср-в.

Аккредитив – это соглаш-е м/д плательщ и банком плательщика, согл.кот. банк оплач док-ты поставщика, подтвержд отгрузку пр-ции, согласно условиям аккредитива.

Денежная масса государства - это количество денег доступное для расхода потребителями отдельно взятой страны. В России обращение денег регулируется Центральным Банком. Увеличение денежной массы влечет снижение процентных ставок, что, в свою очередь, делает банковские кредиты, а следовательно и большее количество денег, более доступными для населения.

Центральный Банк увеличивает денежную массу путем приобретения государственных ценных бумаг, вливая большее количество денег в банковскую систему. Увеличение объема денежной массы снижает стоимость российского рубля , но увеличивает количество денег, которое банки могут выдать в виде кредитов населению. Когда у банков появляется больше денег для выдачи кредитов, то они снижают процентные ставки, по которым потребители оплачивают полученные ими кредиты, а это ведет к увеличению расходов потребителями, т.к. заемные деньги становятся для них более доступными. Когда в стране наблюдается замедление экономики, то правительство увеличивает денежную массу, чтобы подтолкнуть население к совершению большего количества покупок и тем самым улучшить экономическую ситуацию.

Увеличение денежной массы может иметь и отрицательный экономический эффект. Оно влечет удешевление рубля, что делает импортные товары дороже, а отечественные товары для продажи за рубеж дешевле. При тесной взаимосвязи разных государств в мировой экономике, это явление может распространиться на другие страны и отразиться на их экономике. Стоимость металла, автомобилей и строительных материалов может увеличиться. В результате, из-за роста стоимости материалов и строительных работ, цены на коммерческую и жилую недвижимость могут также возрасти. Но, в тоже время, увеличение денежной массы способствует повышенной выдаче банками кредитов населению, и, соответственно, получение гражданами дополнительных денег существенно облегчается.

Успешное управление мировой экономикой требует наличия эффективной монетарной политики. Увеличение денежной массы, это один из множества вариантов регулирования экономики доступных правительству страны. Помимо этого, правительство может изменить налоговые ставки, таможенные пошлины, нормы обязательных банковских резервов, ключевую процентную ставку и т.д.

Слишком сильное увеличение денежной массы может привести к инфляции, и стоимость рубля снизится по отношению к валютам других стран. Такое развитие событий ведет к удешевлению отечественной продукции для иностранных потребителей и удорожанию для своих граждан.

На протяжении многих лет Центральный Банк и правительство России следят за объемом денежной массы. Этот показатель имеет прямое влияние на рост экономики и внутреннего валового продукта (

Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).

Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов.

При обесценении денег потребители увеличивают покупки товаров для того чтобы оградить себя от падения покупательной способности денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег.

Расширение масштабов кредитования ведет к росту эмиссии кредитных денег и платежеспособного спроса. В этом заключается активная роль кредитной системы в инфляционном процессе.

В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Все денежные средства - наличные и безналичные - должны иметь кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и расходов населения и плана кассовых оборотов.

На уровне конкретных коммерческих банков обязательно надо учитывать данные кредитных планов, т. к. там определены ресурсы кредитования (кредитный потенциал коммерческого банка), складываемые из собственных средств банка, привлеченных средств в виде депозитов вкладчиков и средств коммерческого банка на межбанковском рынке, эмиссии. Другая часть кредитного плана - направление (размещение) ресурсов.

Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию - денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда ссуды возвращаются. Эти банки являются кредитным орудием обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т. е. банк создает депозит (вклад до востребования) , при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в развитых странах. Вместе с тем, экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег, “основной психологический закон”, смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мотивов).

Стабильный и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Косвенные факторы включают:

регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.

регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.

обязательные денежные резервы коммерческих банков.

операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные факторы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.

государственное регулирование цен.

государственное регулирование пределов заработной платы.

государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.

государственное регулирование валютного курса.

Факторы, воздействующие на объем денежной массы

Размер официальной учетной ставки

В современных условиях проводимой в России политики ограничения объёмов кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Банка России.

Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная политика Банка России представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения(СМ, ТАК ЖЕ ЛЕКЦИЮ ПО ФИНАНСАМ, ДЕНЕЖНОМУ ОБРАЩЕНИЮ И КРЕДИТАМ ЗА 11.10.12.)

Инфляция - (inflatio - лат. означает ≪вздутие≫, ≪расширение≫) - макроэкономическое явление, характеризуемое устойчивой тенденцией к росту цен в экономической системе.

Именно в росте цен проявляется устойчивое макроэкономическое отклонение между материально-вещественным составомвыпускаемого продукта и стоимостной его формой. Рост общего уровня цен обусловливает появление излишнего количестваденег в обращении. Все это надо рассматривать как внешнеепроявление инфляции. Но нам нужно понять и внутренние механизмы ее возникновения. Глубинной причиной возникновения инфляции является наличие устойчивого макроэкономического дисбаланса между совокупным спросом и совокупнымпредложением.

Какие же факторы непосредственно обеспечивают формирование устойчивого макроэкономического неравновесия, вызывающего общий рост цен? Прежде всего, это изменение в совокупном предложении, которые проявляются особо резко вкраткосрочном периоде, когда величина предложения зависит от уровня товарных цен и цен на услуги труда. Отклонения фактического уровня от ожидаемого объема производства укрепляет эти отклонения в сторону повышения. Такое повышение подкрепляется также требованиями роста зарплаты, а также ожиданиями дальнейшего роста цен. Такое поведение фирм-производителей, работников и потребителей объясняется отсутствием координации в их действиях. Это вполне закономерно, так как речь идет о рыночной экономике, где ее участники разделены частными интересами.

Можно отметить ряд особенностей современной инфляции.

Во-первых, если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер.

Во-вторых, инфляция в разных странах развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться или ослабевать, в зависимости от той или иной фазы цикла, а также степени государственного вмешательства в процесс регулирования экономики.

В-третьих, современная инфляция носит не эпизодический, а непрерывный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее же время цены растут на всех фазах промышленного цикла, не снижаясь сколько-нибудь значительно даже в периоды экономических кризисов.

В-четвертых, изменился характер инфляции: до середины80-х годов преобладает уже не ≪ползучая≫, а галопирующая инфляция. Особенно широкий размах она получила в странах Латинской Америки. Своего максимума инфляция в этом регионе достигла в 1989 и 1990 гг., когда ее уровень составил

1200%, а в отдельных странах - даже 5000-8000% (Никарагуа, Перу, Аргентина, Бразилия).

В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства;

Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;

Монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.

Все эти три причины взаимосвязаны, и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция,вместе с тем, способствует и экономическому росту. Поэтому,как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от подхода обыденного, мифологизированного, трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.

Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.давленную≫ инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя она и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены

остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в приросте дохода 1969 г. составляла 50%, в 1976 г. - 79%, в 1984 г. -

100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику ослабевали стимулы к труду. В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике

диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется ≪черный рынок≫ - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. ≪Черный рынок≫

в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. В России и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п.

Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен - останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции. С точки зрения четвертого критерия, различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ≪ожидаемой≫ инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, ≪неожидаемая≫ -наоборот. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не

наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к ее двум типам.

Во-первых, инфляции спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса.

Во-вторых, инфляции предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства. Вернемся к модели ADAS (совокупный спрос - совокупное предложение). Очевидно, что для начала инфляционныхпроцессов достаточно, чтобы совокупный спрос превышал совокупное предложение. Такая ситуация возможна, когда:

Резко возрастает совокупный спрос, а совокупное предложение не меняется;

Совокупное предложение снижается при постоянном совокупном спросе;

). Прирост денежной массы (эмиссия) в современной экономике имеет три источника: кредитный канал, фискальный канал (операции с суверенными фондами и государственным долгом), валютный канал (покупка и продажа иностранной валюты реальному сектору). Основным источником денежной эмиссии в России в 2010-х годах является кредитный канал, связанный с предоставлением банками заемных средств реальному сектору экономики (слово "кредит" используется в широком значении: предоставление средств может осуществляться посредством выдачи кредитов, выпуска облигаций, векселей и иных финансовых инструментов). Когда банк предоставляет средства физическому лицу или предприятию, он формирует счет, на который зачисляет сумму кредита (то есть происходит увеличение и ), в результате чего одновременно увеличиваются денежная масса и требования банков к экономике. Если банк предоставляет кредит в наличной форме, часть средств из кассы банка переходит в наличное денежное обращение (увеличение на фоне снижения ), то есть денежная масса все равно увеличивается.

Другим источником роста денежной массы является фискальный канал, связанный с финансированием бюджетного дефицита. Это финансирование может осуществляться за счет средств, накопленных на счетах государственных органов в центральном банке. Если налоговых поступлений недостаточно для осуществления бюджетных расходов, государственные органы дают указание Банку России перевести средства, которые они ранее накопили на бюджетных счетах в центральном банке, бюджетополучателям. Банк России уменьшает остатки на бюджетных счетах и увеличивает остаток на корреспондентском счете банка, в котором открыт счет бюджетополучателя . Банк, в свою очередь, получив средства от Банка России, увеличивает остаток на счете бюджетополучателя .

Поступление денег в экономику по фискальному каналу наиболее характерно для периодов неблагоприятной ситуации в экономике, когда налоговые доходы сокращаются, вынуждая государственные органы расходовать средства суверенных фондов. В периоды благоприятной экономической ситуации наблюдается противоположный процесс: доходы бюджета превышают расходы, что позволяет накапливать средства на бюджетных счетах или сокращать государственный долг. В результате растет или сокращается и одновременно уменьшается , то есть бюджетные операции сдерживают рост денежной массы.

Альтернативным вариантом функционирования фискального канала является финансирование бюджетных расходов за счет наращивания государственного долга (банки приобретают государственные облигации, за счет этих средств финансируются бюджетные расходы, поступающие на счета бюджетополучателей, то есть одновременно увеличиваются и ). Если средства в гособлигации вкладывают не банки, а предприятия или население, то увеличения денежной массы не происходит (при покупке облигаций остатки на счетах инвесторов сокращаются, а потом на ту же сумму увеличиваются счета бюджетополучателей; иными словами, меняется распределение средств на счетах реального сектора в банках, но и в целом денежная масса остаются неизменными).

В 2000-х годах значительную роль в формировании денежного предложения играл еще один источник - поступление средств по валютному каналу, связанному с операциями банковской системы на валютном рынке. Если Банк России приобретает иностранную валюту на валютном рынке у банка - представителя экспортеров или российских компаний, привлекающих иностранные инвестиции, иностранные активы Банка России увеличиваются, а иностранные активы реального сектора сокращаются. При этом Банк России перечисляет рубли банку, в котором открыт счет компании - продавца валюты, а банк увеличивает остаток на счете этой компании. В результате этих операций растут и . Альтернативной формой валютного канала является покупка банками иностранной валюты у населения и компаний реального сектора (сокращение и увеличение ). В этом случае банки зачисляют рублевые средства на счета продавцов (увеличение ) или выдают им наличные рубли (сокращение и увеличение ). В результате происходит увеличение денежной массы. Продажа иностранной валюты реальному сектору центральным банком или кредитными организациями приводит к прямо противоположным результатам.

Три основных канала эмиссии тесно связаны друг с другом. Поскольку возможности банков наращивать кредитование достаточно широки и определяются прежде всего спросом на деньги, именно кредитные операции балансируют изменения других каналов эмиссии. Если по бюджетному или валютному каналу в экономику поступает значительный объем средств, эти средства частично удовлетворяют потребность в деньгах и спрос на кредиты снижается. Если бюджетные операции или валютные интервенции сокращают денежную массу, то именно за счет кредитов удовлетворяется возросший спрос на деньги.

На взаимосвязь валютного и бюджетного каналов эмиссии ключевое влияние оказали отказ Банка России от политики активного вмешательства в динамику курса рубля и переход к плавающему курсу национальной валюты. В этих условиях операции Банка России на валютном рынке связаны преимущественно с обслуживанием потребностей государственного бюджета. Резервный фонд, которым управляет Банк России, размещается преимущественно в иностранные активы. Поэтому, если бюджетные доходы устойчиво превышают бюджетные расходы и государственные органы наращивают Резервный фонд (отток денег по фискальному каналу), Банк России приобретает валюту для пополнения Резервного фонда в интересах Минфина России (приток денег по валютному каналу). Отрицательная бюджетная эмиссия и положительная валютная эмиссия, связанные с пополнением Резервного фонда, в определенной степени компенсируют друг друга. По мере создания Минфином России собственной инфраструктуры для проведения данных операций Банк России перестанет принимать участие в них. В результате влияние операций, связанных с пополнением или расходованием суверенных фондов, на денежную массу станет полностью нейтральным.