Что естественно то не безобразно. Слова утешения и побуждение к действию

Слушай, Барбос, а где у тебя дедушка спит?
- Дедушка?.. Какой дедушка?.. Ах, дедушка!.. В прихожей на коврике…
(м/ф «Бобик в гостях у Барбоса»)

«Собака бывает кусачей только от жизни собачьей…» Кому неизвестны слова этой детской песенки? Только, по моему глубокому убеждению, часто именно мы, хозяева, повинны в том, что создали такую «собачью жизнь» нашим питомцам! И дело совсем не в том, что у вашей собаки даже к 2050 году не предвидится улучшения жилищных условий для встреч с красавицей Жучкой... И даже не в дворовом коте бандитской наружности, что совершенно не питает каких-либо уважительных чувств не только к вашему четвероногому другу, но и к его хозяину... Дело в понимании друг друга – собаки и человека! Конечно, кто-то непременно возразит, что, мол, не первый год держит в саду цепного Цербера, и уж в чём-чём, а в этом вопросе он – дока! Позволю себе тактично не согласиться с такими «владельцами» и предположить, что они несколько заблуждаются в своих кинологических познаниях, а заодно предложит им, и присоединившимся к нам читателям, взглянуть с толикой здорового юмора на некоторые особенности и привычки наших верных четвероногих питомцев.

В академической философии, начиная с британского философа Г. века, «натуралистическая ошибка» имела место, когда кто-то призывал природу к моральной оценке. Это недопустимо, когда природные вещи рассматриваются как морально более ценные, только потому, что это естественно. Почему в мире мы часто приписываем больше ценности естественному в нашей повседневной жизни, чем искусственному? Возможное религиозное объяснение состоит в том, что человеческое вмешательство в природу все еще более или менее сознательно рассматривается как недопустимое вмешательство в творение.

Закавыка первая. С хвостиком…

Ещё в раннем детстве из умных, познавательных книжек и научно-популярной телепередачи «В мире животных» мы узнали, что братьям нашим меньшим, в отличие от «хомо сапиенс», повезло несколько больше. Имея, наподобие человеческой особи, одну голову и четыре конечности, наши собратья по животному миру умудрились в ходе эволюции не потерять и свой хвост! Последний служит не только роскошным украшением, но и выполняет несколько практических функций. Это своеобразный руль и дополнительное средство общение с себе подобными. Правда, задорно виляющий собачий хвост далеко не всегда является выражением искромётной радости его владельца. Иной раз подобное телодвижение домашнего питомца может означать, что он в смятении и не может решиться на какое-то конкретное действие. Например, приветствуя хозяина, переполненная чувствами собака радуется его возвращению, хочет выказать знаки радости, прыгая вокруг него. Но с другой стороны, хозяин в глазах пёсика - шеф, а босу публично следует демонстрировать смирение и покорность.

Психологическое объяснение могло бы обеспечить растущую нехватку естественного, оригинального и неиспорченного во всех сферах жизни. Как и все скудные товары, более высокая ценность также приписывается естественным. Еще одним психологическим объяснением было бы то, что многие природные пороки всегда и всегда неизменны, и более благоприятно для психологического равновесия переоценить неизменный и нежелательный, а не длительный конфликт между своими собственными претензиями и естественным злом. Даже, если возможно, могут быть использованы религиозные и психологические объяснения, нет никаких обоснованных этических причин, по которым естественное само по себе должно иметь большую ценность, чем искусственное.

Закавыка вторая. Изрядно покусанная…

Если ваш щенок опробовал на зуб домашние тапочки, не надо его сильно ругать и, уж тем более, наказывать физически. Примите всё произошедшее к сведению и в следующий раз, во избежание неприятного инцидента, уберите в «зону недосягаемости» все предметы, которые даже теоретически способны вызвать плотоядный интерес вашего маленького питомца. Ведь тапочки, оставленные в прихожей, кажутся щенку необычным кормом, великодушно оставленным щедрым хозяином. И даже убедившись в их полной несъедобности, отсутствии каких-либо вкусовых и питательных качеств, маленькая собачка обязательно завершит начатое из чувства элементарного любопытства. Тем более, что это ещё и хорошее гимнастическое упражнение для молодых, неокрепших зубов!

В этом смысле, конечно, нельзя сказать искусственно: «Естественно, довольно искусственно красиво, чем естественное уродство!» И что это имеет отношение к Америке? Конечно, ничего; эта ссылка искусственна. И в шуме начинается Макбет, где голоса трех ведьм пробираются сквозь тьму, говорит: «Красивое уродливое, уродливое красиво». Эстетический опыт - это флирт притяжения-отталкивания, в котором нюансы между эстетически красивыми и эстетически уродливыми очень деликатные. Что такое уродство? Почему это так?

Может ли быть искусство, которое уже не красиво? Как искусство, конец которого должен быть красивым, становится уродливым? идея уродливого неотделима от анализа идеи прекрасного?, является уродливой частью эстетики? В течение почти двадцати веков объект того, что позже называлось эстетикой, вращался вокруг красоты как чувствительное и индивидуальное совершенство существ. Другое искусство не получило своей индивидуальности до романтизма. Это был предпоследний крестовый поход за взломать канон и показать другие перспективы, возвысить свободные формы, почувствовать о разуме, фантазии и страстях с трагическим дыханием.

Закавыка третья. С запашком…

Поговаривают, что зоологическая профессура, вкупе с маститыми кинологами, и по сей день не пришла к единому мнению и бьётся над вопросом – что же столь притягательного находят щенки и некоторые взрослые собаки в том, что «принимают» очень специфические процедуры, вываливаясь в таких неаппетитных (на наш человеческий взгляд) кучках – пардон, конечно! – дерьма. Одни светила науки утверждают, что животные данным актом пытаются заглушить «повышенной вонючестью» собственный запах перед охотой. Другие, столь же рьяно, отстаивают версию о том, что четвероногие просто хотят произвести благодатное впечатление на хозяина - дескать, смотри, что я тут нашёл! – и радостно демонстрируют свою находку. А вам не доводилось замечали, в какой эйфории при этом пребывает сам хозяин собаки?!

От Фридриха Шлегеля художественное производство необязательно должно отвечать моральной условности хорошего вкуса. Уродство пришло в искусство, став критическим элементом борьбы с нормативизмом. Но только до тех пор, пока процесс разрушения современного субъекта не достигнет своего апогея, когда уродство станет объектом систематического изучения. Исчерпание классического канона красоты? Трудность возрастает, когда индивид появляется на горизонте. В отсутствие критерия для бесконечных форм последнее слово можно сказать только субъективным вкусом, что не позволяет навязывать какое-либо правило или оспаривать его.

Закавыка четвёртая. Растительного происхождения…

Не мешайте вашему питомцу, если во время прогулки он начнёт есть траву с газона. Этим собака пытается произвести необходимую профилактику желудка и кишечника. Не перевариваемая трава, как правило, вызывает рвоту. Это довольно жёсткая, но действенная терапия! С помощью всё тех же зелёных насаждений собака восполняет в своём организме недостаток фолиевой кислоты, которая в избытке содержится в корнях растений. Это вещество жизненно необходимо вашему четвероногому другу.

Эстетическое чувство не проявляется как идентичное проявление у каждого из нас, оно не всегда одинаково во все времена. Уродство - уникальный эстетический опыт для каждого предмета. То есть, ценность уродства, эстетической ценности, не является ни объектом, ни субъектом, а в тот исключительный момент отношения субъект-объект. Хотя объект имеет свои особенности, хотя он имеет место в космосе и имеет эстетическую возможность, ему нужен субъект, которому эти характеристики влияют на него индивидуально.

Созерцание объекта подразумевает не только разряд субъекта по отношению к объекту, потому что объект одновременно способствует формированию чувствительности субъекта, а также создает новый опыт, будь то сознательный субъект или нет. Уродливые могут приобретать бесчисленные формы в природе. И если мы говорим о духе, зависти, ненависти, лжи, алчности и похоти, выработайте свои характерные формы уродства. Последняя из модальности - это художественная уродливость. Когда искусство хочет выявить идею таким образом, что она не является односторонней, не может обойтись без уродливого.

Закавыка пятая. И опять с хвостиком…

Закавыка шестая. С заначкой…

После утоления голода у собаки пробуждаются давние волчьи инстинкты, которые повелевают вашему питомцу припрятать аппетитные кусочки, оставшиеся после вкусного обеда, на «чёрный день». И если далёкие предки собак, не церемонясь, закапывают остатки пищи в землю, надеясь сохранить их от возможных посягательств оголодавших соплеменников, то понятно, что такой роскоши в благоустроенном человеческом жилище ваш любимец не имеет. Лишённый законного права закапывать заначку в железобетонной квартире, умненькие зверюшки вынуждены поступать более гибко и изобретательно, используя естественные и искусственные ландшафты комфортной человеческой пещеры. Поэтому, уважаемые хозяева, будьте готовы время от времени находить неприкосновенные запасы собачьего продовольствия "закопанные" в кресло, под диван, в ботинок или какой-нибудь другой импровизированный тайник.

Для природы и духа выражать во всей своей драматической глубине естественные уродливые, злые и демонические не могут пропустить. Красота как анахроничная категория. Классическая доктрина ассимилировала красивую, как прекрасную цель, а это как художественную красоту над ее различными проявлениями. Достаточно вспомнить обоснованность эстетики пропорций в природе и в искусстве, а также в композиционных системах и их связи с великими числовыми гармониями Вселенной. Но красота была не одна.

Позднее христианская религия вводит уродливые в искусстве. В христианском мире вся вселенная прекрасна, потому что это божественное произведение; и что красота искушает уродство и зло. Это то, что говорит святой Августин, для которого прекрасные монстры, потому что они творения Бога. Христианско-платоновская традиция придерживалась гипотезы о том, что ее происхождение уродливо связано со злом. Приватным характером уродливого можно понять как ограничительное условие и как знак или увещевание. Что является уродливым, это то, что порождает страх, ненависть, то, что не хватает местам, и силы, которые думают, чтобы отойти от себя.

Закавыка седьмая. Специфическая и последняя…

Возможно, что вам приходилось сталкиваться с проблемой, что домашняя собака далеко не всегда может отыскать своего хозяина, случайно потерявшись или отстав от него. Всё дело в том, что собачий глаз реагирует на динамику движения, иначе, чем око человека. Цвет и чёткий контур для животного не играют существенной роли. Зато наши четвероногие друзья абсолютно безошибочно реагируют даже на небольшие динамические изменения, происходящие с объектом их внимания. Тесты с животными показали, что собаки не способны найти хозяина, если тот неподвижно стоит всего в тридцати метрах от своего питомца. Однако обычный взмах руки человека собака увидит, находясь от хозяина на расстоянии в километр.

В средние века наиболее очевидным следствием неположительного рассмотрения уродства является определение красоты как великолепия или кларитов. Уродливое перестает характеризовать в романтизме неограниченное. Это уже не то, что выходит за рамки разумности, как это произошло в Просвещении. Романтическое искусство открывает путь к падемониальной природе, многообразной и не освобождается от ужаса, полученного от трансграничения. Уродство во всем его расширении находится в центре искусства от романтизма.

Сама красота становится анахроничной категорией, потому что она не дает никаких новостей ни о чем, кроме хрупкости ее баланса. Саде отмечал презрение к телу других, чтобы показать, что вкус к жестокости был укоренен в человеческой природе. Он выступал за практику насилия как философскую провокацию. Решающим является то, что уродливые, гротескные или любые их формы признаны основными категориями романтизма, с которыми сталкивается классическая красота. Выражение уродливой красоты тогда говорит о мире Господа Байрона, Уильяма Блейка, Биши Шелли и Джона Китса, а также любого, кто беспокоится о том, чтобы врываться в связи между добром и злом.

Попытайтесь найти общий язык со своим любимцем. Не ленитесь! Читайте умные книжки, смотрите замечательные передачи о животных, и тогда общение с вашей собакой будет всегда приносить радость и позитив не только вам, но и верному четвероногому другу!

Narrata refero (HAPPATA РЭФЭРО).
Рассказываю рассказанное. Или: Говорю, что слышал.

Прототипом современного героя является Гамлет, приговоренный к постоянному размышлению, пассивности, заключению в тюрьме собственного понимания. Уродство тогда находит место в странной и характерной. Лаокон Лессинга - еще один пример этой самодовольства эстетики в разрыве, в насильственном контрасте и избытке. Это первые шаги уродства как существенного элемента эстетической теории. Это переход от уродливых, как лишение или отсутствие красоты к уродливым, как таковым.

Возвышенные и живописные запутаны и смешаны с изображением прекрасного конца конца века. Именно Гегель отмечает переход от рассмотрения уродливого, как вне закона, к уродливому, как описательной категории. После его смерти уродство становится решающей проблемой.

Nascentes morimur (НАСЦЕНТЭС МОРИМУР).
Рождаясь, мы умираем.
Манилин (I в. н.э.), римский поэт: "Рождаясь, мы умираем, конец предвещается началом".

Natio comoeda est (НАЦИО КОМОДА ЭСТ).
Это народ комиков.
Ювенал употребил это выражение для характеристики греков эпохи упадка.

Natura abhorret vacuum (НАТУРА АБХОРРЭТ ВАКУУМ).
Природа не терпит пустоты.

Именно в контексте этого отражения возникает позитивное уродство: и то, что вызывает ужас или беспокойство, может быть эстетичным, если оно возбуждает или поднимает страсти души. Герман Вайссе - первый теоретик, который подробно анализирует уродство. Уродство превращается в красоту, перевернутую вверх дном, необходимый и предшествующий шаг к красоте. Уродство перестает быть предельным опытом, как в Гегеле, стать началом.

Уродство было до тех пор атопическим в смысле отсутствия места перед красотой. Он жил за его пределами, в оппозиционном отношении, что подразумевает исключающую дизъюнкцию. Уродство было просто небытием для красоты. Романтики только подтвердили самую ликвидацию идеи красоты. Конечным следствием этого было бы политическое: не случайно официальное искусство национал-социалистической Германии хотело восстановить классические каноны, ведя битву против уродства.

Naturae convenienter vive (НАТУРЭ КОНВЭНИЭНТЭР ВИВЭ).
Живи согласно с природой.

Naturalia non sunt turpia (НАТУРАЛИА НОН СУНТ ТУРПИА).
Естественное не безобразно; что естественно, то не постыдно.
Из Еврипида (480-406 до н.э.).

Naturales necessitates (НАТУРАЛЕС НЭЦЕССИТАТЭС).
Естественные потребности.

Natura sicvoluit (НАТУРА СИК ВОЛЮИТ).
Так пожелала природа.

Представление другого способа выражения. Это будет с появлением авангарда, когда уродливый триумф, хотя Гитлер считал это дегенеративным искусством. Немецкие экспрессионисты использовали уродство как социальный донос. Авангард принимает уродство как модель красоты. Триумф этого уродства также восходит к индустриальной и торговой эпохе: утилита заканчивается классическим каноном. Предпочтения расстроены.

Сегодня доминирует над анархическим вкусом к неустойчивому, как это происходит в Русселе или в таких фильмах, как андалузская собака, Бунюэля, в которой он присутствует на отвратительных операциях, таких как вивисекция глаза. Эстетика неприглядной была явно выражена в нео-авангарде, особенно из концептуального искусства и после разрушения эффектов Дюшана и Уорхола. После воссоздания красоты жизни и природы художник и мужчина сегодня убеждены, что там, где они не хотели смотреть раньше, есть и вещи, которые можно оценить.

Ne bis in idem (НЭ БИС ИН ИДЭМ).
Не дважды за одно, т.е. дважды за одно и то же не наказывают.

Nec Caesar supra grammaticos (НЭК ЦЕЗАР СУПРА ГРАММАТИКОС).
И Цезарь не выше грамматиков.
Светоний рассказывает: однажды грамматик М.Помпоний Маркелл отметил языковую ошибку в речи императора Тиберия, а присутствовавший при этом юрист Атей Капитан заявил, что если употребленное Тиберием выражение и не соответствует латинской норме, отныне оно станет нормой; на это Помпоний возразил, обращаясь к Тиберию: "Он ошибается, ибо ты, Цезарь, можешь дать права гражданства людям, но не словам".

И что поклонник в этих углах шире, не исследован и, возможно, даже более подлинным. Это притяжение бездны, где увлечение приглушается несовершенством. Мы тогда живем в физически и морально коррумпированном возрасте? Что-то нездоровое в торговле искусством способствует всему этому альтернативному празднику творения, который имеет много общего в фетишизме. Это также связано с тем, чтобы быть в средствах массовой информации, преувеличением. Это эпоха маркетинга, от вас! сделать это, все в музее и на улице.

Неповторимый в изучении уродливых. При создании беспрецедентной копии, для красоты легко подражать. Классические личности больше не продаются, не являются конкурентоспособными. То, что началось как ужасающая сила, сегодня излучает великую силу притяжения.

Ne cede malis. (НЭ ЦЭДЭ МАЛИС).
Не падай духом; не отступай перед несчастьями.

Necessitas cogit ad turpia. (НЭЦЕССИТАС КОГИТ АД ТУРПИА).
Нужда склоняет и на постыдные дела.

Necessitas non habet legem (НЭЦЕССИТАС НОН ХАЮТ ЛЭГЭМ).
Нужда не знает закона.

Nec hoc пес illud (НЭК ХОК НЭК ИЛЛЮД).
Ни то, ни сё.

Nec plus ultra (НЭК ПЛЮС УЛЬТРА).
Дальше некуда; крайний, высший предел.
Источник выражения - легенда о надписи на скалах (Геркулесовы столпы), которые признавались границами мира.

Это преднамеренный фетиш, а не спонтанный. Уродство - это социальное явление. Это зависит не только от разных культур, но и от эпох. И это не только прошлое, которое часто нам непостижимо, но и часто современники не могут оценить часто провокационные предложения, выдвигаемые художниками. Сегодня художнику нужно уродливое, но не только как место прохождения в проявлении идеи и как ресурс лучименто, но как способ выражения. Перефразируя Неруду, мы уже не то же самое. И, возможно, есть ключ: мы смотрим на это по-другому.

Маркос - независимый журналист, специализирующийся по международным вопросам, работающий в национальных и зарубежных СМИ. Он также окончил философию. Открывает виртуальное окно. Белая женщина и черная женщина разделяют банк метро. Черная женщина имеет свободные кудрявые волосы, черный стиль власти. Белый замечает, думает любопытно и просит прикоснуться к замкам. В нескольких шагах от чернокожих мужчин с капюшоном свитер пробивается проспект к звуку рэпера Эмисиды. Деловой человек, в костюме и на своем мобильном телефоне, пересекает улицу, когда видит его.

Nec sibi, пес alteri (НЭК СИБИ, НЭК АЛЬТЭРИ).
Ни себе, ни другим.
Поговорка; встречается у Цицерона: "Презренны те, которые, как говорится, ни себе, ни другим; в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости".

Nec sine te, пес tecum vivere possum (НЭК СИНЭ ТЭ, НЭК ТЭКУМ ВИВЭРЭ ПОССУМ).
Ни без тебя, ни с тобою жить не могу.
Овидий: "Нрав недостойный претит, милое тело влечет. Так, не в силах я жить ни с тобой, ни в разлуке с тобою, Сам я желаний своих не и состояньи: постичь".

Ne differas in crastinum (НЭ ДИФФЭРАС ИН КРАСТИНУМ).
Не откладывай на завтра.

Neminem laedere (laede) (НЭМИНЭМ ЛЕДЭРЭ (ЛЕДЭ)).
Никому не вредить (не вреди).

Nemo judex in causa sua. (НЭМО ЮДЭКС ИН КАУЗА СУА).
Никто не судья в собственном деле.

Nemo solus sapit satis (НЭМО СОЛЮС САПИТ САТИС).
Никто не бывает один достаточно умен.
Ср.: "Никто не обнимет необъятного" (Козьма Прутков).

Ne quid nimis (НЭ КВИД НИМИС).
Ничего сверх меры. Или: Ничего слишком, ничего лишнего.
Поговорка; встречается у Теренция.

Nescio quid (НЭСЦИО КВИД).
Не знаю что; неведомое.

Nescio vos (НЭСЦИО BOC).
He знаю вас.
Евангелие от Матфея, 25, 1-13. Иисус Христос рассказывает ученикам притчу о десяти девах. Девы, взяв светильники, вышли на встречу с женихом. Пять мудрых прихватили с собой не только светильники, но и сосуды с маслом для них. Другие пять об этом не побеспокоились. Время шло. Жених не появлялся. В полночь, когда девы задремали, раздался крик: "Вот жених идет, выходите навстречу ему". Девы проснулись, огонь в светильниках еле горел. Сообразительные смогли долить масла, а у неразумных его не оказалось. Стали просить они масла у мудрых, а те резонно отвечали: "чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе". Пока беспечные девы бегали за маслом к торговцам, пришел жених на брачный пир, и двери затворились. Возвращаются неразумные и просят: "Господи! господи, отвори нам!" Он же сказал им в ответ: "Истинно говорю вам: не знаю вас". Свою притчу Христос закончил моралью: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий".

Nihil est omnia parte beatum (НИХИЛЬ ЭСТ ОМНИА ПАРТЭ БЭАТУМ).
Ничто не совершенно.
Из Горация.

Nihil habenti nihil deest (НИХИЛЬ ХАБЭНТИ НИХИЛЬ ДЭЭСТ).
У кого ничего нет, тому нечего терять.

Nihil habeo, nihil timeo (curo) (НИХИЛЬ ХАБЭО, НИХИЛЬ ТИМЭО (КУРО).
Ничего не имею, ничего не боюсь (ни о чем не забочусь).

Nihil novi (НИХИЛЬ НОВИ).
Ничего нового.

Nihil probat, qui nimium probat (НИХИЛЬ ПРОБАТ, КВИ НИМИУМ ПРОБАТ).
Ничего доказывает тот, кто доказывает слишком много.

Nil (ad)mirari (НИЛЬ (АД)МИРАРИ).
Ничему не (следует) удивляться.
Из Горация.

Nil agere delectat (НИЛЬ АГЭРЭ ДЭЛЕКТАТ).
Ничего не делать приятно.
Из Цицерона.

Nil de nihilo fit (НИЛЬ ДЭ НИХИЛО ФИТ).
Из ничего ничто не возникает.
Из Лукреция.

Nil desperandum (НИЛЬ ДЭСПЭРАНДУМ).
Никогда не отчаиваться.
Из Горация.

Nil fit ad nihilum. (НИЛЬ ФИТ АД НИХИЛЮМ).
Ничто не превращается в ничто.
Из Лукреция.

Nil medium est (НИЛЬ МЭДИУМ ЭСТ).
Середины нет.

Nil mortalibus arduum est (НИЛЬ МОРТАЛИБУС АРДУУМ ЭСТ).
Нет ничего недоступного для смертного.
Гораций: "Нет для смертного трудных дел; Нас к самим небесам гонит безумие. Нашей собственной дерзостью Навлекаем мы гнев молний Юпитера".

Nil nisi bene (НИЛЬ НИЗИ БЭНЭ).
Ничего, кроме хорошего.

Nil novi sub luna (НИЛЬ НОВИ СУБ ЛУНА).
Ничто не ново под луной.
Парафраза слов Экклезиаста, 1,9: "Нет ничего нового под солнцем".

Nil volenti difficile est (НИЛЬ ВОЛЕНТИ ДИФФИЦИЛЕ ЭСТ).
Ничего нет трудного, если есть желание.

Noli me tangere (НОЛИ МЭ ТАНГЭРЭ).
Не прикасайся ко мне.
Евангелие от Иоанна, 20, 17. Слова восставшего из гроба Христа, обращенные к Магдалине, которая прикосновением хотела убедиться, не видение ли он.

Noli turbare circulos meos! (НОЛИ ТУРБАРЭ ЦИРКУЛОС МЭОС!)
Не прикасайся к моим кругам!
Выражение приписывается Архимеду. Валерий Максим (I в. н.э.): "Архимед, которому Маркелл после взятия Сиракуз даровал жизнь, среди общего смятения был поглощен рассмотрением чертежа, служившего научному исследованию. В дом вошли воины, намереваясь его разграбить, и один из них спросил Архимеда, кто он такой. Архимед вместо ответа закрыл чертеж руками со словами: "Не испорти этого", и тут же за неповиновение победителю был убит".

Nolo episcopari (НОЛЕ ЭПИСКОПАРИ).
Не желаю стать епископом.
В средние века - сакраментальная формула фиктивного отказа, которую обязаны были трижды произнести католические священники в качестве ответа на предложение епископского сана. Только исполнив этот обряд, они могли получить сан епископа.

Nomen est omen (НОМЭН ЭСТ ОМЭН).
Имя предвещает.м Из Плавта.

Nomen illis legio (НОМЭН ИЛЛИС ЛЕГИО).
Имя им легион.
Евангелие от Марка, 5, 1-9. Иисус с учениками переплыл море и вышел из лодки. Тотчас встретил его человек, одержимый нечистым духом. Никто не мог укротить этого человека. Днем и ночью кричал он и бился о камни. Но увидел он Иисуса издалека, прибежал к нему. "И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много".

Nomen nescio (НОМЭН НЭСЦИО).
Имени не знаю; некое лицо.

Nomina obscura (НОМИНА ОБСКУРА).
Темные имена, т.е. имена лиц, никому не известных.

Nomina sunt odiosa (НОМИНА СУНТ ОДИОЗА).
Имена ненавистны; одиозные имена.
Выражение приписывается Овидию.

Non annumerare verba sed appendere (НОН АННУМЭРАРЭ ВЭРБА СЭД АППЭНДЭРЭ).
Слова следует не считать, а взвешивать.
Афоризм Цицерона.

Non causa pro causa (НОН КАУЗА ПРО КАУЗА).
После этого, значит вследствие этого.
Логическая ошибка, заключающаяся в выводе.

Non compos mentis (НОН КОМПОС МЭНТИС).
Не владеющий рассудком; не в здравом уме.

Non dubitandum est (НОН ДУБИТАНДУМ ЭСТ).
Нет сомнения; не приходится сомневаться.

Non est culpa vini sed culpa bibentis. (НОН ЭСТ КУЛЬПА ВИНИ, СЭД КУЛЬПА БИБЭНТИС).
Не виновато вино, но виновны пьяницы.
Пословица.

Non indignari, non admirari, sed intelligere . (НОН ИНДИГНАРИ, НОН АДМИРАРИ, СЭД ИНТЭЛЛИГЭРЭ).
He негодовать, не удивляться, но понимать
Из Спинозы (1632-1677).

Non licet (НОН ЛИЦЕТ).
Не подобает.

Non licet in bello bis peccare (НОН ЛИЦЕТ ИН БЕЛЛО БИС ПЭККАРЭ).
He позволено на войне ошибаться дважды. Или: На войне каждый не может оплошать дважды.

Non liquet (НОН ЛИКВЭТ).
Не ясно.
Формулировка римского судопроизводства; судьи, голосуя приговор, подавали одно из трех мнений: "оправдываю", "осуждаю" и "не ясно", т.е. "воздерживаюсь".

Non multa, sed multum (НОН МУЛЬТА, СЭД МУЛЬТУМ).
Не многое, но много, т.е. незначительно по количеству, но велико по значению.

Non nocere (НОН НОЦЕРЭ).
Не вредить.

Non numeranda sed ponderanda argumenta (НОН НУМЭРАНДА СЭД ПОНДЭРАНДА АРГУМЭНТА).
Доказательства хороши качеством, а не количеством.

Non olet peccunia (НОН ОЛЕТ ПЭКУНИА).
Деньги не пахнут.
Из Светония. Слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест.

Non omne quod licet honestum est. (НОН ОМНЭ КВОД ЛИЦЕТ ХОНЭСТУМ ЭСТ).
Не все, что дозволено, достойно уважения.

Non omnia possumus omnes. (НОН ОМНИА ПОССУМУС ОМНЭС).
Не все умеют все; не все способны на все.
Из Вергилия.

Non possumus! (НОН ПОССУМУС!)
Не можем!
Деяния святых апостолов, 4, 20. Ответ апостолов Петра и Иоанна на приказание израильских властей не проповедовать учение Христа: "Мы не можем не говорить того, что видели и слышали".

Non progredi est regredi. (НОН ПРОГРЭДИ ЭСТ РЭГРЭДИ).
Не идти вперед, значит идти назад.

Non repetatur! НОН РЭПЭТАТУР! Не повторять!

Non scholae, sed vitae discimus. (НОН СХОЛЕ, СЭД ВИТЭ ДИСЦИМУС).
Не для школы, а для жизни учимся.
Переделка фразы Сенеки "Не для жизни, для школы учимся", которая была укоризной кабинетным философам, сводившим смысл научных занятий к развитию и защите учений определенной философской школы.

Non, si male, nunc et olim sic erit. (НОН, СИ МАЛЕ, НУНК ЭТ ОЛИМ СИК ЭРИТ).
Если плохо сейчас - не всегда же так будет. Или: Если ныне нам плохо, то не всегда так будет и впредь.
Из Горация.

Non sumqualis eram. (НОН СУМ КВХЛИС ЭРАМ).
Уж я не тот, каким я был.
Из Горация.

Non ut edam vivo, sed ut vivam edo. (НОН УТ ЭДАМ ВИВО, СЭД УТ ВИВАМ ЭДО).
Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.
Пословица, встречается у Квинтилиана. Диоген Лаэртий приводит аналогичные слова Сократа: "Иные люди живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить".

Non verbis, sed actis. (НОН ВЭРБИС, СЭД АКТИС).
Не на словах, а на деле.

Nosce te ipsum (НОСЦЕ ТЭ ИПСУМ).
Познай самого себя.
Латинский перевод греческой надписи на фронтоне храма Аполлона в Дельфах.

Nos habebit humus. (НОК ХАБЭБИТ ХУМУС).
Нас примет земля.
Из студенческой песни "Гаудэамус игитур".

Nota nostra manet. (НОТА НОСТРА МАНЭТ).
Замечание наше остается (в силе).

Nova vocabula rerum. (НОВА ВОКАБУЛЯ РЭРУМ).
Новые названия вещей, т.е. доказательство, сводящееся к новому обозначению того, что уже известно.
Из Юлия Цезаря.

Novus rex, nova lex (НОВУС РЭКС, НОВА ЛЕКС).
Новый царь - новый закон.
Пословица.

Nuda vefitas (НУДА ВЭРИТАС).
Нагая истина; голая правда.
Из Горация.

Nudis verbis (НУДИС ВЭРБИС).
"Голыми словами"; голословно.
Из Горация.

Nudum jus (НУДУМ ЮС).
Пустое право, преимущество, т.е. право, по существу ничего не дающее.

Nulla ratione (НУЛЛЯ РАЦИОНЭ).
Без всякого основания.

Nulla regula sine exceptione (НУЛЛЯ РЭГУЛЯ СИНЭ ЭКСЦЕПЦИОНЭ).
Нет правила без исключения.
Из Сенеки.

Nulla salus bello (НУЛЛЯ САЛЮС БЭЛЛО).
Нет блага в войне.
Из Вергилия.

Nullum est jam dictum, quod non sit dictum prius. (НУЛЛЮМ ЭСТ ЯМ ДИКТУМ, КВОД НОН СИТ ДИКТУМ ПРИУС).
Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше.
Из Теренция.

Nullus enirn locus sine genio est. (НУЛЛЮС ЭНИМ ЛОКУС СИНЭ ГЭНИО ЭСТ).
У каждого места свой гений, т.е. дух-покровитель.
Из Сервия (IV-V в. н.э.).

Nullus est liber tarn malus, ut non aliqua parte prosit. (НУЛЛЮС ЭСТ ЛИБЭР ТАМ МАЛЮС, УТ НОН АЛИКВА ПАРТЭ ПРОЗИТ).
Нет такой плохой книги, которая была бы совершенно бесполезной.
Плиний сообщает, что эту мысль часто высказывал его дядя, Плиний Старший, автор "Естественной истории".

Nullus tam imperitus scriptor est, qui lectorem non inveniat similem sui. (НУЛЛЮС ТАМ ИМПЭРИТУС СКРИПТОР ЭСТ, КВИ ЛЕКТИРЭМ НОН ИНВЭНИАТ СИМИЛЕМ СУИ).
Нет такого пустого писателя, который не нашел бы подобного себе читателя.

Nunc dimittis! (НУНК ДИМИТТИС!)
Ныне отпущаеши! (Ныне отпускаешь!).
Евангелие от Луки, 2, 29. Жил в Иерусалиме человек, которого звали Симеоном. Был он праведным и благочестивым. Святой дух предсказал ему, что не умрет он до тех пор, пока не увидит младенца Иисуса. "И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром".

Nunc est bibendum! (НУНК ЭСТ БИБЭНДУМ!)
Теперь - пируем!
Из Горация.

Nusquam est qui ubique est. (НУСКВАМ ЭСТ КУИ УБИКВЭ ЭСТ).
Кто везде, тот нигде.
Из Сенеки.