Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях по фгос. Взаимодействие доу и семьи в условиях реализации фгос

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2) Повышением педагогической культуры родителей.

3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы я вижу в следующем:

1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями является:

1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2) Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3) Сотрудничество, а не наставничество.

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4) Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5) Динамичность.

Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему: «Социальный портрет семьи». По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.

Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада.

Третья группа -это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.

Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

1) Информационно- аналитические. Сюда входит выявление

интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.

2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

3) Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой

ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.

4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между

педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т.п.

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Работая, в этом направление уже больше 5 лет была проведена большая работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском турнире». Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы. Целью этих встреч было: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мною был разработан и успешно реализован в жизнь группы проект «День рождения» в 2009-2010г. Этот проект не обошелся без участия родителей. Они участвовали в ролях Клоунов, Феи, Весны, Карандаша на праздниках. В.А. Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Также было проведено развлечение с участием родителей «Сказка, я тебя знаю» (январь, 2009). Здесь родители и дети показали все свои знания, умения, и конечно же победила «дружба». А вот на открытом мероприятии на город «Осеняя ярмарка» (декабрь,2009) родители тоже вложили большой вклад, сыграв роли Доброго Молодца и Медведя. Дети были в восторге от участия своих родителей на таком празднике.

В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных праздников, посвященных «23 февраля». Наши мальчишки охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.

В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя на открытом занятии недели «Специалист». Родитель был вовлечен в воспитательно- образовательный процесс группы, с обязательным объявлением благодарности от воспитателей и детей.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо- овощ», «Елочка- зеленая иголочка», «Щедрая- осень», «Транспорт- нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя мама- самая любимая»; «Мой папа- солдат»; «Как мы провели лето» и другие. Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.

И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»- писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях д/сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (мебель- кровать и диван, сшита одежда для кукол, постельное белье, нестандартная лесенка и многое другое).

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»- ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и д/сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


ТРЕБОВАНИЯ ФГОС В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.


Ц ЕЛИ ДОО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ: - совместное воспитание и развитие дошкольников; - создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; - вовлечение родителей в единое образовательное пространство; - Установление доверительных, партнёрских отношений с родителями




ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.


ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для привлечения родителей в систему работы ДОУ мы повышаем компетентность родителей в вопросах образования и активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО с использованием различных форм.


О РГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОО В ДОО работают органы управления: Управляющий совет, Родительский комитет ДОО, Родительские комитеты групп, в состав которых входят представители родительской общественности. Родители непосредственно участвуют в управлении образовательным процессом учреждения через формирование совместно с администрацией и педагогическим коллективом образовательной политики учреждения.


Т РАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Беседы Посещение семей Проведение мастер-классов Дни открытых дверей Родительские конференции Выставки совместных работ Совместные праздники и развлечения Работа с родительским комитетомоформление папок-передвижек и стендов












В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Для реализации этих требований необходимо построение системы взаимоотношений «дети – родители – педагоги», которая будет эффективно работать для реализации задач, стоящих перед каждой конкретной дошкольной образовательной организацией.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношения с родителями, основанные на взаимодействии и сотрудничестве.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

Основные направления взаимодействия с родителями

  1. Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
  2. Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
  3. Совместная деятельность педагогов и родителей в образовательном процессе.

Построение системы взаимодействия с родителями, основанной на принципах федерального государственного стандарта, полноценное решение поставленных задач возможно лишь при условии грамотного педагогического подхода. Формирование педагогических компетенций во взаимодействии с родителями наиболее эффективно осуществляется в рамках методического объединения педагогов.

Методическое объединение, как правило, включает педагогов с различным опытом работы, своим видением поставленной проблемы и методами её решения, находками в педагогической деятельности. Это предоставляет широкие возможности для обмена опытом. В то же время теоретические, научные подходы, на которых базируется ФГОС, так же важны для изучения. Поэтому, положив в основу деятельности МО рассмотрение основных направлений взаимодействия с родителями, использовали разнообразные формы работы с педагогами, направленные на развитие и повышение творческого потенциала.

«Педагогический класс» – изучение теоретических и методических аспектов проблемы. Здесь в форме презентаций, лекций, деловых бесед педагоги знакомятся с методологическими основами проблемы.

«Педагогическая мастерская» – включает практическую деятельность педагогов. Это работа в творческих группах, аналитическая деятельность, дискуссии, где педагоги могут на практике применить имеющийся опыт, высказать точку зрения. В каждое занятие в этой части включаются игровые упражнения и тренинги, которые педагоги в дальнейшем могут использовать при проведении различных форм работы с родителями. (Некоторые из используемых игр представлены ниже).

«Педагогическая гостиная» – предполагает обмен опытом работы. Это и презентации из опыта работы, фрагменты открытых мероприятий, обмен опытом в ходе круглого стола. Открытые мероприятия с родителями могут быть вынесены в отдельное мероприятие.

«Педагогическая копилка» – накопление банка материалов. За время работы собран и разработан практический материал – это буклеты, сценарии мероприятий, тематические папки, сборник игр, методические рекомендации, которые педагоги в дальнейшем используют в работе.

Такое построение занятий позволяет разнообразить деятельность педагогов, активизировать каждого, дает возможность проявить себя, высказать свое мнение.

В план деятельности методического объединения включается занятие, которое проводит педагог – психолог. Психологическое сопровождение деятельности МО создает условие для динамики личностной активности его участников и обеспечивает достижение поставленных целей. Выдвинутая проблема рассматривается с точки зрения психологии, даются практические рекомендации. Например, педагог – психолог совместно с педагогами выделили трудности в общении, которые складываются между воспитателями и родителями, их причины и возможности преодоления этих трудностей.

План работы методического объединения «Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи в контексте ФГОС;
  2. Расширить, обобщить знания педагогов о формах, методах, содержании работы с родителями по различным направлениям детской деятельности в ходе реализации образовательной программы;
  3. Активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практику работы эффективного педагогического опыта взаимодействия с родителями.
Тема, содержание работы Способы организации
  1. Утверждение плана работы МО
  2. Заполнение анкеты участника МО.
  3. Литература по теме «Взаимодействие детского сада и семьи»
  4. Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС.
  5. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО Домашнее задание – подготовка буклета – презентации своей группы.
  • работа с анкетой
  • выставка литературы
  • презентация
  • беседа-интервью

Тема: Построение взаимоотношений с родителями в современном образовательном пространстве .

Трудности во взаимоотношениях с родителями, пути их преодоления – педагог-психолог

  • круглый стол
  • тренинг

Тема: Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи

1 часть . «Педагогический класс».

  1. Цели и задачи изучения семьи, её воспитательных возможностей.
  2. Формы проведения анализа и диагностики.

2 часть. «Педагогическая мастерская» –

  1. Практикум – работа с результатами анкетирования родителей.
  2. Тренинг, игра

3 часть. «Педагогическая гостиная» –

  1. Выступления из опыта работы

4 часть

  1. Тематическая папка «Анкеты для родителей»

лекция, презентация

работа в группах

практическая деятельность

коллективная деятельность комплектование папки

Тема: Информационно – просветительское обеспечение взаимодействия с родителями

1 часть . «Педагогический класс»

  1. Особенности организации и проведения информационно-познавательных форм работы с родителями.

2 часть. «Педагогическая мастерская»

  1. Круглый стол «Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство взаимодействия?»
  2. «Педагогический сундучок» – Идеи для информационного просвещения и привлечения родителей к жизни детского сада
  3. Тренинг/игра

3 часть. «Педагогическая гостиная»

  1. Выступления из опыта работы

4 часть . «Педагогическая копилка» – банк материалов

  1. Конспекта /сценарий мероприятия, направленного на психолого – педагогическое просвещение родителей (собрание, семинар – практикум, родительский лекторий и др.)

презентация,

коллективная деятельность

дискуссия

творческая деятельность

Тема: Совместная деятельность детского сада и семьи в образовательном процессе, активные формы взаимодействия.

1 часть . «Педагогический класс»

  1. Основные аспекты совместной деятельности детского сада и семьи в современных условиях.

2 часть. «Педагогическая мастерская»

  1. Открытый показ совместного мероприятия с родителями (из опыта работы)
  2. Игра.

3 часть. Педагогическая гостиная

  1. Выступления из опыта работы
  2. Интерактивные формы взаимодействия с родителями.

4 часть. «Педагогическая копилка»

  1. Тематическая папка – конспекты досуговых форм работы с родителями.
  2. Подведение итогов работы МО

презентация

Практическая деятельность

презентации

Совместная деятельность

Анализ работы

Беседа-интервью «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО»

  1. Самый часто задаваемый родителями вопрос?
  2. Назовите наиболее интересное и запоминающиеся мероприятие с родителями?
  3. Самый смешной диалог с родителями (можно с участием детей)?
  4. Мудрое изречение родителей о воспитании детей (поступок)?
  5. Ваш педагогический совет – пожелание родителям?

Предлагаю различные игры и тренинги, которые были использованы в практической части «педагогическая мастерская». , , , .

«Алфавит»

Педагогам предлагается на экране алфавит, на каждую букву назвать форму работы с родителями (традиционную, нетрадиционную) или слова, которые могли бы войти в глоссарий по теме «Взаимодействие с родителями»

Тренинг «Конкурс хвастунов»

Педагоги садятся в круг.

Сегодня мы проведём конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться надо не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какие достоинства у него есть, чем он может понравиться другим.

Игра «Бантики»

Цель: помочь анализировать свои личностные качества как родителя.

Для игры необходимо дерево и 2 вида бантиков – синие и красные.

Каждый из участников выступает в роли «родителя». На дерево поочередно прикрепляет бантики и говорит:

  • красный бантик – за что я могу себя похвалить, как родителя
  • синий бантик – какие недостатки вижу в себе, как родителе.

Н-р, «Прикрепляю красный бант, т.к. внимательно выслушиваю ребенка, а синий – часто ругаюсь».

Игра «Если бы я был ребенком»

Педагогам предлагается представить себя ребенком.

– Ваше самое большое желание (осуществленное/ неосуществленное) в детстве?

– Если бы вы были ребенком сегодня, что бы вы сделали?

Игра «Круг»

Цель: раскрыть эмоциональные ощущения от негативных установок, транслируемых взрослыми детям.

Участники делятся на 2 группы.

1 группа сидит на стульях, образуя круг, лицом друг к другу. За их спинами встают игроки второй группы. Они высказывают негативные установки игрокам 1 группы «Лентяй, ты опять не убрал свои игрушки» и т.д.

Вед: Что вы почувствовали?

Принцип №1 общения – «Говорить нужно о ситуации, а не о личности»

Сказать то же самое, но наоборот. К каждому негативному высказыванию подобрать позитивное.

Принцип №2 Использование принципа «Я сообщение»

Принцип №3 «Хвалить следует поступки, а не характер»

Упражнение «Вырази сочувствие»

Давайте потренируемся слушать и слышать своего ребенка. Я буду предлагать различные ситуации, а вы будете активно слушать и выражать сочувствие. .. решать проблему

«Я упал и у меня болит нога»

«Учили стихотворение, а я его не запомнил»

«Сашка меня сегодня обозвал обидным словом. Я плакала»

"Точка зрения"

Педагоги разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другой – противоположную ("против").

Задача – склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:

– "Папа учит давать сдачу/ педагог учит конструктивным способам взаимодействия";

– "Вы предвзято относитесь к моему ребенку",/педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;

– "Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" -/ ребенок на самом деле не справится.

Анализ: фактически идет работа с возражениями.

– Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.

– Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".

Упражнение «Кто эта маска?»

Цель: развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом, восприятие образа.

Педагоги делятся на 2 группы, им предлагается разыграть образы родителей, одни выполняют роль зрителей (их задача – разгадать образ), другие – актёров (их задача: создать понятный образ). В качестве образов для инсценировки предлагаются варианты:

Анализ упражнения

  1. Что было для Вас проще: создать образ или угадать его?
  2. Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?

Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнёра по общению?

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Педагогам предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

  1. Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?
  2. Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?
  3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.

Литература:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина, – Волгоград: 2014.
  2. Зверева О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». – М.: изд. Творческий центр «Сфера», 2005 .
  3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. Работа ДОУ с семьей, М., ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.
  5. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О.М., – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду, – М.: Айрис-пресс, 2009.
  7. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, – СПб: Детство-пресс, 2013.
  8. Социальное партнёрство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т.В. Цветкова, – М.: ТЦ «Сфера», 2013.

Сотрудничество с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

старший воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 ГО г. Уфа РБ

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка , порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Ориентация на узкую специализацию в современном обществе вообще также сказывается на подходах к воспитанию ребенка. Взрослый не чувствует уверенности в том, что он необходим ребенку, что он может и должен принимать активное участие в его развитии. Более 70% родителей считает, что образование ребенка должно быть осуществлено специалистами, также как и другие услуги, например, ремонт автомобиля, переводя, тем самым, образование в сферу потребления. При этом общество предлагает заинтересованному взрослому множество «образовательных подделок». Это «развивающие центры», «развивающие игры » и множество других «симулякров», создающих у родителей иллюзию заботы тех, кто предлагает товары или услуги, о развитии их ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 000, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – это объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:

Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности ;

Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Задача МАДОУ ЦРР – детский сад № 000, «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Наш детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур мы учитываем дифференцированный подход к каждой семье, учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов в МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Взаимоотношения с родителями МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 целесообразно выстраивает поэтапно:

«Давайте познакомимся!». На первом этапе родителей знакомим с детским садом, с образовательными программами , с педагогическим коллективом , раскрываем возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаем активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы », игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе мы говорим о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность , совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).

Для МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 существует правило: «Сотрудничество, а не наставничество!»

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Следующий этап «Готовимся серьезно».

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы тщательно и серьезно готовим. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Этап «Динамичность».

Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы с семьей.

Наш детский сад берет за основу еще одно правило: «Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников!»

Поэтому мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему правильно выстраиваем работу с родителями, делаем ее эффективной, подбираем интересные формы взаимодействия с семьей.

Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников (нехитрые подходы посредством эмоционального контакта):

I. Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, когда педагог ненавязчиво подводит родителей к мысли о том, что воспитание ребенка - это единое понимание цели и задач обучения детей.

II. Ежедневный контакт воспитателя, когда родители приводят и забирают детей.

III. Неформальные беседы педагога с родителями для того, чтобы обсудить успехи независимо от конкретных проблем (проявление ребенком интереса к чему-либо).

IV. Посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок (просмотр непосредственно-образовательной деятельности).

V. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ (участие родителей в мероприятиях, экскурсиях.

VI. Проявление педагогом интереса к традициям и опыту семейного воспитания и обучения.

VII. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях).

VIII. Установление правильных отношений между родителями воспитанников, на основе доброжелательной критики и самокритики (умение взаимодействовать с родительской средой, возникновение обоюдных симпатий).

Список литературы:

1.Богомолова, партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика№ 2.

2. , Данилюк ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.

3. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика.

4., Кудрявцева сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

5.Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?

7., Кротова педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.

Принципы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО)
В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения : Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Информационно-аналитическое направление.

Цель : направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми


Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
.


Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения ; .Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2.Преемственность согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада - этого единого пространства, объективной реальности - состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности
2
) индивидуальный подход ; . Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого
3)
сотрудничество, а не наставничество Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь
4)
тщательная подготовка к каждому мероприятию ; . Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом
5)
динамичность . Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семье
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию
детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы
к развитию ребенка в семье и ДОУ;

Функции работы ДОУ с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал -
заведующая - специалисты) .
Важные моменты:
а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро
пропадет;
в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной
бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть
проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать
авторитет педагога , демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя
Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или
за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Вывод . Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того,чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей