Врожденные рефлексы у детей: что уже умеет новорожденный? Рефлекс Ландау: описание, в чем проявляется, причины

Спасибо

Нервная система ответственна за все процессы в организме человека. Благодаря нервной системе в организме человека сочетаются метаболические процессы, которые в различных тканях протекают по различной схеме, и отношения с окружающей внешней средой. Необходимо понимать тот факт, что развитие нервной системы, в частности головного мозга , не подходит к концу при рождении ребёнка.

Масса головного мозга

Масса головного мозга ребёнка относительно массы его тела - большая. Для проявления ясности можно сравнить массу новорожденного и взрослого человека. У новорожденного на 1 кг массы приходится около 100-110 г мозга, у взрослого данная масса - в 5 раз меньше.

Спинной мозг

Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и развития ребёнка , состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.

С самого начала ребёнок указывает на свою способность к движению. Повороты головки, туловища, отталкивание ножками - всё это чувствует будущая мать. Движения ребёнка отражают уровень развития его рефлекторной деятельности.

Благодаря движениям ребёнка, и его приспособленности, облегчается процесс родов .

Двигательное развитие новорождённого

Движения новорожденного отличаются своей хаотичностью и отсутствием координации, которая развивается поэтапно после рождения.

Постепенно, с общим развитием ребёнка, движения становятся более скоординированными и целенаправленными. Процесс развития двигательной активности весьма сложен, и носит поэтапный характер:

  • 2-3 неделя. На данном этапе, развиваются мышцы глаз, благодаря чему ребенок может фиксировать свой взгляд на предмете (в начале - более ярком), затем ребёнок может наблюдать за предметом в движении благодаря развитию шейных мышц. Он может наблюдать за высоко поднятым предметом и поворачивать голову в ту сторону, где, например, находится игрушка.
  • Возраст 1 – 1,5 месяца. На данном этапе ребёнок совершает координированные движения руками, а именно - изучает своё лицо. В дальнейшем поднимает руки над головой в целях изучить себя. Также в этом возрасте ребёнок может держать голову.
  • Возраст 3-3,5 месяца. Ребёнок изучает свое положение и место, где он спит. На данном этапе сформировываются целенаправленные движения. Ребёнок изучает пальцы рук и игрушки, которые висят над его кроватью. При этом чем меньше по размерам игрушка, тем быстрее пойдёт процесс развития.
  • Возраст 12-13 недель. В этот период ребёнок держит двумя руками предметы, а именно одеяльце, игрушки и другие мягкие предметы, которые его окружают.
  • Начиная с 5 месяца хватательные движения напоминают движения взрослого человека. Разумеется они сопровождаются множеством других сопутствующих лишних движений. Как правило, ребёнок в основном берёт предметы ладонью - пальцы играют меньшую роль, являются вспомогательным звеном, чтобы приблизить игрушку к ладони. Помимо того, в акте хватания нередко участвуют и другие группы мышц. В этом возрасте ребёнок переворачивается со спины на живот, на 6 месяце - с живота на спину. Такие новые для ребёнка движения формируются благодаря развитию мышц спины, и их скоординированному сокращению.

  • На 6-7 месяце ребёнок в состоянии сидеть без поддержки взрослого, благодаря развитию мышц ног.
  • В возрасте 7-8 месяцев появляется согласованная работа между зрительным и двигательным анализатором. Благодаря этому действия и движения ребёнка становятся более скоординированными и целенаправленными.
  • К 9-10 месяцам хватание совершается с помощью смыкания большего, второго и третьего пальцев руки. Позже, в возрасте 1 года, ребёнок способен использовать дистальные фаланги указательного и большего пальцев, благодаря чему совершаются более сложные движения с участием мелких деталей.

  • Таким образом, ребёнок развивается, и с каждым следующим месяцем учится чему-то новому, познаёт себя и окружающий мир. Синхронные движения рук и ног помогают ребёнку двигаться, что увеличивает его кругозор.

    Ползание и ходьба

    Стандартным исходным положением является положение на животе, голова и плечевой пояс приподнят. Взгляд ребёнка ориентирован на игрушку либо предмет, находящийся впереди него.

    В возрасте 6 месяцев начинаются первые попытки, которые могут закончиться не совсем удачно.

    Более зрелое ползание с участием рук и ног проявляется в период 7-9 месяцев . К концу 9 месяца ребёнок усваивает позу на четвереньках.

    В этом же возрасте начинаются более новые движения и эксперименты для ребёнка, а именно начало ходьбы. Данный процесс насколько сложен, настолько и интересен, поэтому большинство детей начинают быстро привыкать к ходьбе. Самым сложным элементом является первый шаг, поэтому дети начинают свой путь либо в манеже или кроватке, либо с помощью взрослых.

    В возрасте 8-9 месяцев ребёнок, держась за кроватку, начинает вставать и потихоньку, держась за опору, передвигается по её периметру. Затем ребёнок начинает переступать с помощью взрослого, а именно держась двумя руками, спустя некоторое время - за одну руку.

    Сроки развития ходьбы могут варьировать. Некоторые дети могут начинать свой путь в возрасте 1 года . Другие, более спокойные дети, начинают ходить в возрасте 1,5 года. Разумеется, походка отличается от таковой у детей постарше. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, спина в верхнем отделе наклонена вперёд, в нижнем отделе - наоборот. Помимо этого, малыш инстинктивно держит ручки у груди, таким образом обеспечивая страховку при возможном падении. Первые попытки могут быть неудачными, но ничего не происходит без ошибок. Походка отличается отсутствием баланса при движении, ноги широко расставлены, стопы направлены в стороны.

    Таким этапным характером развиваются ходьба, движение руками и изучение более сложных процессов.

    Уверенная ходьба устанавливается в возрасте 4-5 лет . При этом всё индивидуально, и может отличаться от каких-либо норм, поскольку каждый ребёнок уникален. С каждым годом ходьба становится всё более похожей на взрослую.

    Механизму развития помогает участие родителей и их эмоциональная поддержка, так как ребёнок чувствует психологическую атмосферу в семье лучше всех.

    Развитие общения и эмоционального статуса.
    Развитие условнорефлекторной деятельности

    Основной движущей силой в развитии рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка является голод. Таким образом, когда ребёнок голоден, то демонстрирует это с помощью плача и крика. Мама берёт ребёнка на руки, он и постепенно успокаивается. Условные рефлексы развиваются медленно, и их дифференцировка начинается в возрасте 2-3 месяцев.

    В возрасте 2 лет ребёнок достигает общего развития и совершенства.

    Эмоциональный фон ребёнка близок больше к отрицательному характеру, так как все эмоции - это сигнал для родителей. Так, если малышу холодно, либо он голоден, либо у него возникли боли в животе , он с помощью крика привлекает к себе внимание. Такое проявление чувств является первой ступенькой в общении со взрослыми.

    Взаимосвязь между матерью и ребёнком устанавливается очень рано, и с каждым днём возрастает.

    Развитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:

    • Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
    • Начиная с 2-3 недели , после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери - вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
    • На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
    • На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
    • Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
    • Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев . Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
    • В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка - это лепет.
    • Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
    • В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности - он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.
    Как любой отдельный этап в жизни, развитие речи также проходит в несколько периодов.

    Развитие речи

    Развитие речи напрямую зависит от созревания головного мозга и развития в общей целостности структур, отвечающих за общение. Таким образом, выделяют следующие этапы становления речи:
    1. Начальный (подготовительный) этап. Как правило, начинается в возрасте 2-4 месяцев. В данный период ребёнок начинает произносить звуки, которые показывают, что ребёнок доволен либо нет. Это проявление называется гулением. Гуление вызывается положительными эмоциями - таким образом ребёнок показывает своё удовольствие и радость. Начиная с 7 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребёнок произносит уже некоторые слоги, которые на слух более понятны для взрослого.

    2. Зарождение сенсорной речи. Под термином "сенсорная речь" подразумевается лепет, который сочетается с пониманием значения слов, которые ребёнок слышит от взрослого. На этом этапе ребёнок реагирует на вопросы. Как правило, он зрительно наблюдает за предметом, о котором говорят вокруг. В возрасте одного года запас слов увеличивается, лепет обогащается с каждым днём. В этом возрасте запас понимаемых слов близок к 20. Ребёнок слушается, различает понятия "можно" и "нельзя". Также появляется интерес в общении со взрослыми. Ребёнок жестикулирует, машет ручками, приветствует по просьбе родителей незнакомых людей.

    3. Становление моторной речи. У всех детей наступает этап, когда они не просто понимают слова, а когда хотят, чтобы поняли их. В возрасте 11 месяцев ребёнок произносит несколько слов (15-20), понимает их значение, и в дальнейшем развивает этот дар всё больше и больше. Девочки намного быстрее начинают говорить, нежели мальчики. Первыми словами всех детей являются простые слова, состоящие из одинаковых слогов, к примеру: мама, папа, ива, дядя. Ко второму году жизни запас увеличивается в 2 раза. Этот период считается одним из самых ярких и запоминающихся в жизни ребёнка. Малыш понимает связь между предложениями, и свободно воспринимает сказки со слов взрослого. Также в этот период очень хорошо развивается слуховая память. К концу второго года ребёнок уже лучше произносит слова, и словарь увеличивается до 300 слов.

    Необходимо отметить, что благополучному развитию моторной речи ребёнка помогает общение с родителями. Если в один из этапов становления речи возникают проблемы, и родители не в состоянии справиться самостоятельно, то необходимо подумать о помощи логопеда. В любых ситуациях нужно помнить, что лишь забота и ласка помогают нормальному развитию, а негативные эмоции могут лишь затормозить и испугать малыша. Поэтому основная задача родителей заключается в сохранении и обеспечении семейной атмосферы.

    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Поисковый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 - ладонно-ротовой;
2 - хоботковый;
3 - поисковый;
4 - сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.


1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова, сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 - 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время - оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.

Один из физиологических рефлексов новорождённых, относится к группе мезенцефальных установочных рефлексов. Установочный лабиринтный рефлекс является новым этапом развития двигательной сферы, сменяя тонический лабиринтный рефлекс. Он способствует переходу ребёнка из горизонтального положения в вертикальное.

Техника вывления : ребенка держат свободно в воздухе лицом вниз. Вначале он поднимает голову (результат лабиринтной установочной реакции), так что лицо находится в вертикальной позиции, а рот – в горизонтальной, затем наступает тоническое разгибание спины, ног. Иногда оно может быть настолько сильным, что ребенок изгибается дугой, открытой кверху («поза Бэтмена»). Если пригнуть голову ребёнка к груди, разгибательный тонус исчезает и тело складывается, как перочинный нож. Рефлекс появляется в возрасте 5-6 мес, а его отдельные элементы (см. ниже) – раньше. На втором году жизни он начинает угасать.

Рефлекс Ландау (источник: http://www.cecsep.usu.edu/ resources/general/atdatabase/positioning/images/IMAGE106.jpg)

Что касается «появления отдельных элементов рефлекса Ландау», то они появляются ок. 2 месяцев и могут наблюдаться при положении ребёнка на ровной поверхности. Так, приподнимание и удерживание головы, возникающие у ребёнка в положении на животе, отмечается в норме со 2-го месяца жизни. Позже (после 2 месяцев) ребёнок, будучи повёрнутым на живот на ровной поверхности, опирается на предплечья, затем (с 3-4-го месяца) – на разогнутые руки (т.н. верхний установочный рефлекс Ландау ). В последующем (в 5-6 месяцев) у него разгибаются ноги и приподнимается таз (т.н. нижний установочный рефлекс Ландау ), после чего он становится на четвереньки.

Мышцы спины и ответная реакция.

Люди всегда удивляются, когда узнают, что совершают поступки, о которых они сами даже не подозревают. Взрослые всегда уверены в том, что они осознают все, что делают. Если кто-то не осознает свои поступки, то это считается признаком либо некомпетентности, либо безответственности. Тем не менее, мы часто совершаем такие поступки. Одно из таких действий - реакция ухода, проявляющаяся и в том, что мышцы живота, плеч и шеи сокращаются. Это составляет часть рефлекса «красного света». Существует, однако, и другой тип реакции. При этой реакции, которая также происходит постоянно, мы не уходим, а действуем. Это рефлекс «зеленого света».

Рефлекс «зеленого света» крайне необходим в любом индустриально развитом обществе. Он играет важную роль в развитии экономики и является составной частью жизни в ХХ столетии, такой же, как будильники, календари, кофе, торговые агенты, жесткие сроки. Все эти факторы способствуют возникновению и закреплению этого глубоко укоренившегося рефлекса.

В нашем обществе 80% взрослых жалуется на боли в спине. По-видимому, технический прогресс и способствует этому. Элемент иронии: в современном обществе все усилия направлены на облегчение физического труда. Следует отметить также, что медицина ХХ века добилась больших успехов в увеличении продолжительности жизни. В то же время медицина оказалась удивительно бессильной в борьбе с массовым явлением наших дней - хроническими болями в голове, шее, плечах, спине и ягодицах. Эти боли, как эпидемия, поразили почти всех взрослых. Медицина тоже не может распознать истинную причину этих болей. Как сказал один из крупных специалистов по этому вопросу, боли в нижней части спины остаются загадкой современного общества и одной из наиболее крупных проблем современной медицины. Это наиболее распространенная причина, побуждающая людей обращаться за медицинской помощью, и вместе с тем наиболее частая причина потерь рабочего времени. Именно эта причина приводит к огромным затратам на страхование и медицинское обслуживание.

Как же объяснить тот факт, что такое болезненное, столь широко распространенное патологическое состояние так мало изучено? Почему не разработаны эффективные методы его лечения? Почему предпринятые до сих пор усилия оказались такими неудачными? Оказалось, что многие из врачей, занимающихся лечением болей в спине, сами их испытывают.
Ответ на эти вопросы заключается в факте, который мы уже упоминали. Мы часто совершаем поступки, которые влекут за собой большие последствия. Однако порой мы даже не осознаем, что совершаем эти поступки. Целый ряд таких поступков совершается бессознательно. Многие исследователи бывают крайне удивлены, узнав о том, что неосознанными действиями мы можем причинить боль самим себе. С первого взгляда это можно рассматривать как проявление некомпетентности и безответственности. В действительности суть проблемы лежит глубже. Мы еще не решили ее, потому что до сих пор не поняли ее. Решение спрятано где-то в глубине нашего сознания, а точнее - в подсознании, вне контроля коры больших полушарий головного мозга.

Решение проблемы нужно искать в нижних отделах головного мозга. В основе ее лежит рефлекс, бессознательный и невидимый, как воздух, которым мы дышим. Функция этого рефлекса - готовить нас к активным действиям. Так как мы живем в мире, где программа таких действий является необходимой составной частью жизни, то рефлекс постоянно включается и, в конце концов, становится привычным.

Если не понять рефлекторную суть болей в спине, то это явление останется неразгаданным. Проанализировать боли в спине исходя из стандартных положений, по словам Кэйе, - безнадежная задача. Термин «синдром» ни о чем не говорит. Все используемые в различных публикациях термины оказались неудачными, так же как и многочисленные попытки создать схемы для классификации и лечения. В качестве примера можно вспомнить такие термины, как «пояснично-крестцовое напряжение», «нестабильность позвоночника», «болезнь поясничных дисков», «грушевидный синдром», «напряжение связок в подвздошно-поясничной области», «боли в квадратной мышце спины», «миофасциит», «стеноз позвоночника», «дегенеративная болезнь дисков» и т.д.

Большому количеству диагнозов соответствует и большое число попыток лечения. Применяли эпидуральное введение стероидных гормонов, мануальную терапию, электрокаутеризацию, химиотерапию и, кроме того, обычно принятые физические упражнения, растяжение и т.д.

Другими словами, это уподоблялось стрельбе во всех направлениях без видимой цели. Столкнувшись с такой неразрешимой проблемой, медики еще больше запутали ее, дав ей ложное толкование. В течение длительного времени они поддерживали миф о том, что боли в спине являются естественными и неизбежными.

Один из сторонников такого объяснения, явно абсурдного и антинаучного, утверждал, что причиной болей в нижней части спины является переход от передвижения на четырех конечностях к передвижению на двух конечностях. Вина, таким образом, возлагается на Бога и на процесс эволюции. Но в действительности такое объяснение не только абсурдно, но и просто глупо. Позвоночник человека - это прекрасно сконструированный механизм. Его центр тяжести расположен настолько высоко, насколько это возможно. Этим обеспечивается максимальная подвижность при минимальной затрате энергии. Вертикальное расположение позвоночника позволяет человеку ходить. Это - уникальное достижение эволюции, наряду с формированием человеческой кисти и головного мозга. Миф о «неизбежности» болей в спине так же вводит в заблуждение, как и миф о «старении». На самом же деле в том и в другом случае речь идет о функциональных нарушениях. Эти нарушения могут быть исправлены.

Реакция Ландау и ответственность взрослых.

В течение первого года жизни совершается важное событие. Это «открытие» мышц спины. И в первый же момент этого события включается рефлекс «зеленого света». Ощущения, которые при этом возникают, сохраняются на всю жизнь.
При рождении ребенок - беспомощное существо, совершающее множество движений, направленных на то, чтобы держаться как можно ближе к матери. Он не может держать голову, не может сидеть. Функция мышц в течение первых недель жизни неодинакова: мышцы передней стороны туловища находятся в активном состоянии. Мышцы задней стороны неактивны. Они как бы все еще находятся в состоянии сна.

Но это продолжается не очень долго. Вскоре после третьего месяца возникают удивительные изменения. Ребенок постепенно приучается поднимать и держать голову. Ребенок, лежа на животе, поднимает голову так, что лицо располагается вертикально, а рот - горизонтально. Он приобретает ощущение равновесия головы и ощущение горизонта. Это очень важно иметь для человека. Когда голова поднята и ориентирована по отношению к земной поверхности, ребенок начинает постепенно овладевать элементами ходьбы и стояния. Процесс обучения этим функциям, генетически запрограммированный, идет очень активно. Ребенок становится способным сокращать мышцы спины. Однако постепенно, в течение нескольких месяцев, он начинает выгибать спину. Но это еще не все. Ребенок, кроме того, приобретает способность поднимать и выпрямлять руки и ноги. На этой стадии возникает новая реакция - реакция Ландау. Если ладонь взрослого располагается под грудью ребенка, лежащего на животе, и держит его на весу, то ребенок не только поднимает голову, но также выгибает спину и вытягивает ноги. Приходят в действие мышцы, обеспечивающие стояние и ходьбу. Это и есть реакция Ландау - очень важная стадия развития. Если она отсутствует в возрасте 6 месяцев, то это признак серьезного заболевания, например, церебрального паралича. Но если развитие идет нормально, то после 6 месяцев ребенок может лежа на животе осуществлять плавательные движения, поднимая голову и двигая руками и ногами.

Реакция Ландау показывает, что ребенок может сделать и нечто более значительное, чем плавательные движения. Когда он выгибает спину, распрямляя колени, то может отталкиваться от пола и выдвигать голову вперед. Иначе говоря, он может перемещаться в пространстве. Здесь в полной мере раскрывается рефлекс «зеленого света». До этого ребенок был как растение, прикованное к одному месту. Но сейчас он может не только двигаться вперед, к цели, но и выбирать цель, активно используя мышцы спины и вытягивая ноги.

Именно сокращение мышц в нижней части спины вводит в действие реакцию Ландау. Когда мышцы спины, соединяющие заднюю часть таза с позвонками, сокращаются, то ребенок получает возможность двигаться кверху и вперед. Но это сокращение поясничных мышц сопровождается одновременным сокращением мышц шеи, плеч, ягодиц, бедер. Это тоже часть реакции Ландау, которая необходима для поддержания вертикального положения тела при стоянии и ходьбе.
Рефлекс «зеленого света» противоположен рефлексу «красного света». Оба они основаны на работе мышц и на функции приспособления. При рефлексе «красного света» сокращаются передние мышцы-сгибатели, наклоняя тело вперед. При рефлексе «зеленого света» сокращаются задние мышцы-сгибатели, поднимая и выдвигая спину в противоположном направлении. Приспособительная (адаптационная) функция рефлекса «красного света» является защитной. Рефлекс «зеленого света» носит утверждающий характер. В его основе лежит действие. Он тоже является приспособительным. Рефлекс «зеленого света» побуждает нас идти. Оба рефлекса одинаково необходимы для нашего чувства благополучия.
Активация обоих рефлексов требует затраты энергии. Вспоминая слова Г.Солье о том, что стресс является ответом как на благоприятные, так и на неблагоприятные воздействия, можно сказать, что оба рефлекса связаны со стрессом. Если рефлекс «красного света» соответствует отрицательному стрессу, то рефлекс «зеленного света» - положительному. Начиная с шестого месяца жизни реакция Ландау постоянно усиливается. Скоро ребенок уже может переворачиваться со спины на живот и обратно. Девочки могут сидеть, сохраняя равновесие, уже в восемь месяцев. В девять месяцев они уже могут ползать на четвереньках. В десять месяцев диапазон их движений еще больше возрастает. Они уже могут ходить, держась руками и опираясь на различные предметы. В дальнейшем они начинают ходить свободно, и прогулки становятся средством познания мира.

Начиная с детства и на протяжении всего подросткового периода люди проявляют исключительно высокую активность. Ответная реакция запускается вновь и вновь в период контактов с окружающим миром. Рефлекс «зеленого света», локализующийся в нижней части спины, лежит в основе подсознательной подготовки к любому возможному действию. Основная мотивировка действий детей - это познание окружающего мира. Их активность обычно имеет спонтанный и радостный характер. Но когда они возрастают, то находят другую причину для своей активности. Дети начинают понимать, что есть вещи, которые они «должны сделать». Они должны выполнять домашнюю работу, должны мыться, должны ходить в школу. Они должны выполнять все больше действий не носящих спонтанный характер. Они учатся тому, как стать взрослыми людьми, ответственными за свои поступки.

Взрослые должны уметь жить и заботиться о себе, независимо от того, хотят они этого или нет. Рефлекс «зеленого света» все еще запущен, но он быстро исчезает. Мышцы спины продолжают часто вступать в действие. Чем большая ответственность выпадает на долю данного человека, тем чаще у него включаются реакции, связанные с сокращением мышц спины. Мы должны признать, что стрессовая ситуация, связанная со старением, в действительности начинается рано, обычно в подростковом возрасте. Роль взрослых людей в различных странах неодинакова. В промышленно развитых обществах ХХ века жизнь взрослых людей полна стрессов. Часы, календари, нормы, различные распродажи, многочисленные чашки кофе - все это составные части жизни взрослых. В результате развиваются стрессы. Их специфическое действие проявляется в виде сокращения мышц спины.

В нашем обществе большинство людей начинают «стареть» очень рано. Современные технологические средства позволяют нам жить долго. Но они же вынуждают нас проводить эти годы в состоянии дискомфорта и утомления. Индустриальное общество заполнено энергией рефлекса «зеленого света», который включается непрерывно. Постепенно вызванные рефлексом сокращения мышц спины становятся привычными. Реакция становится настолько постоянной, что мы перестаем ее замечать. Она становится автоматической, а затем как бы увядает. Это проявление сенсорно-моторной амнезии. И когда она возникает, мы уже не можем контролировать рефлекс «зеленого света». Мы ощущаем утомление, болезненность и боль в затылке, шее, плечах, верхней части спины, нижней части спины и в ягодицах.

Вы знаете, что новорожденные запрограммированы на то, чтобы быть очаровательными. Теперь давайте поговорим о других знаниях и умениях, с которыми рождаются дети. Верите вы или нет, но ваш ребенок рождается многими важными рефлексами, включая следующие рефлексы новорожденного ребенка.

Рефлексы новорожденных детей

Поисковый рефлекс новорожденного

Как он работает: если вы коснетесь губ малыша или погладите его по щеке, он повернет голову в ту сторону и откроет рот в поиске соска.

Как долго существует: примерно до четырех месяцев.

Хватательный рефлекс новорожденного

Как он работает: если вы прикоснетесь к пальчикам и ладошке вашего малыша, он крепко схватится за ваш палец. (Большинство молодых родителей бывают поражены силой хватки новорожденного.)

Как долго существует: самый сильный хватательный рефлекс наблюдается у детей в течение первых двух месяцев жизни. Он полностью исчезает к пяти месяцам.

Рефлекс Моро (рефлекс испуга) новорожденного

Как он работает: ваш новорожденный ребенок сильно реагирует на громкий шум или внезапное движение. Он выгибает спину, вытягивает вперед ноги и руки и может начать кричать до того, как уберет обратно руки. (Самый лучший способ борьбы с этим - избегание шума и резких движений. Держите ребенка поближе к себе и будьте готовы успокоить его, если он испугается.)

Рефлекс Моро можно вызвать различными приёмами: приподняв ребёнка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его; ударить по поверхности, на которой лежит ребёнок, с двух сторон от головы на расстоянии 15-20 см. В ответ ребёнок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (первая фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (вторая фаза); при этом руки как бы охватывают туловище.

Как долго существует: до четырех месяцев.

Рефлекс ходьбы новорожденного

Как он работает: если вы держите ребенка в положении для ходьбы так, чтобы его ноги плоской поверхности, он начнет делать шаги. То же самое вы увидите, если положите ребенка на живот: он начнет стараться «плыть» вперед.

Как долго существует: обычно исчезает примерно на второй месяц.

Шейно-тонический рефлекс новорожденного

Как он работает: если положить ребенка на спину, то он повернет голову на бок и в ту же сторону вытянет одну руку и ногу, принимая классическую позу фехтовальщика Потам, он повернет голову на другую сторону и соответствующим образом вытянет руку и ногу.

Как долго существует: примерно шесть месяцев.

Опорный рефлекс новорожденного

Как он работает: если держать новорожденного ребенка в вертикальном положении перед краем плоского предмета, такого как стол, он поднимет ножку, как будто для того, чтобы наступить на этот предмет. Также будет действовать его рука: если внешняя сторона руки касается края стола, он автоматически поднимет руку.

Рефлекс ползания новорожденного

Как он работает: если вы положите ребенка на живот, он автоматически примет положение, чтобы ползти, то есть подтянет ноги к животу. Он может вытянуть ноги и протолкнуть себя в таком положении вперед (Это, конечно, не «настоящее» ползание. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, в "ползанье" включаются руки. Вам придется подождать несколько месяцев, чтобы его увидеть.) Когда «ползающий» рефлекс исчезнет, новорожденный ребенок будет вытягивать ноги сзади, когда вы будете класть его на живот.

Как долго существует: первые недели жизни.

Рефлекс задержки взгляда новорожденного

Как он работает: если вы поднимете ребенка и повернете его направо или налево, его глаза останутся на том же объекте, на который он смотрел до того, как вы повернули его. Этот рефлекс, называемый рефлексом кукольных глаз, появляется у ребенка уже на 25-й неделе беременности.

Как долго существует: примерно десять дней.

В то время как довольно легко можно понять, зачем новорожденному нужен поисковый рефлекс, необходимость дуя него некоторых других рефлексов не так очевидна. Но даже если вы не совсем понимаете, почему ваш ребенок реагирует на определенные раздражители именно таким образом, бывает забавно попробовать спровоцировать те или иные рефлексы у своего малыша.

Врожденные безусловные рефлексы новорожденных

У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления врождённых безусловных рефлексов новорожденных.

При исследовании безусловных рефлексов учитывают их наличие или отсутствие, симметричность, время появления и угасания, выраженность, а также соответствие возрасту ребёнка. Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы.

Сегментарные двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы).

Ладонноротовой рефлекс вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция - открывание рта и наклон головы.

Поисковый рефлекс новорожденных: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс : если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.

Хватательный рефлекс : схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой.

Защитный рефлекс новорожденных: если новорождённого положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы : ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, "стоит" на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При лёгком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук.

Рефлекс Таланта : при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя.

Рефлекс Переса : если лежащему на руке исследователя ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию.

Надсегментарные позотонические автоматизмы осуществляются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы.

Лабиринтные установочные рефлексы новорожденных и грудных детей вызываются изменением положения головы в пространстве. У ребёнка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела.

Верхний рефлекс Ландау: если ребёнка 46 мес держать свободно в воздухе лицом вниз (на руках, расположенных под его животом), он поднимает голову, устанавливает её по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.

Нижний рефлекс Ландау: в положении на животе ребёнок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5-6 мес.

Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о полноценности развития нервной системы ребёнка 1го года жизни. Слабость безусловных рефлексов, преждевременное их угасание, чрезмерная выраженность, запаздывание появления и задержка угасания свидетельствуют о неблагополучии в состоянии ребёнка.

Сухожильные рефлексы у детей

Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону вызывания. В этом же возрасте у здоровых детей положителен симптом Бабински, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет выявление симптома Бабински считают признаком повреждения пирамидных путей.

Кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек у детей

Кожные рефлексы определяют у детей так же, как и у взрослых, но обычно они бывают более слабыми. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, глоточный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.

Висцеральные и вегетативные рефлексы у детей

Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазо-сердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный) аналогичны таковым у взрослых, но проявляются обычно менее отчётливо. Выраженный стойкий красный дермографизм нередко выявляют у детей с перинатальным поражением ЦНС и вегетовисцеральными нарушениями.