Воспитание детей: превращение непоседливого упрямца в послушного и дисциплинированного ребенка. Медлительный ребенок. Надо ли торопить

В 3-6 лет ребенок уже формирует свою систему взаимоотношений с внешним миром. Он уже самостоятельно мыслит, анализирует полученные эмоции, становится любознательным: вопросы «как», «зачем», «почему» - его основной инструмент познания мира. В этом возрасте совершенствуется память, у ребенка не просто накапливаются впечатления и обогащается жизненный опыт, но и происходит логическое осмысление того, что было получено через органы чувств. Ребенок начинает чувствовать свое эго - осознает себя как личность, критически относится к своим поступкам и мыслям.

Хочу, чтобы ты все знал

Конечно, в таком возрасте большую роль играют еще чувства и переживания, но, тем не менее, у ребенка уже развивается самодисциплина, воля, появляется возможность контролировать себя . Он начинает усваивать правила поведения в детском саду, в обществе, в семье. Появляются такие чувства, как дружелюбие, сострадание, внимание к людям, чувство долга. В процессе обучения и воспитания надо учесть возросшие возможности психики и физиологии ребенка, но нельзя их переоценивать.

В 60-70 -е годы прошлого века общественность довольно остро поставила вопрос о методах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в связи с научно-техническим прогрессом и акселерацией. В средствах массовой информации был широко освещен опыт воспитания семерых детей семьей Никитиных . В результате применения методики Никитиных, их дети в три года умели читать, в пять - считали до миллиона, решали алгебраические задачки, знали таблицу Менделеева, иностранные языки.

Этим экспериментом было вызвано много дискуссий, одни его одобряли, другие же порицали. Такие ученые, как И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребенка в раннем возрасте просто недопустимо . Психолог Л.С. Выготский писал о том, что каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребенка и плохо отразится на его умственном развитии.

Многие родители, да и педагоги, торопились в 3-4 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцатого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет еще слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Он не может пока почувствовать и понять всю красоту и богатство печатного слова. Желание форсировать обучение ребенка педагоги Ф.А. Сохин и А.М. Фонарев называли «искусственной акселерацией»

Организм и психика ребенка развиваются поэтапно, каждый возрастной период приходит вслед за другим.

Жан-Жак Руссо писал, что, нарушая этот порядок, мы выращиваем плоды, не имеющие ни вкуса, ни зрелости, и которые незамедлительно испортятся.

Польский педагог Я. Корчак считал, что нельзя обучать детей «ненатуральности» - бессмысленно твердить зазубренные «взрослые» фразы. Дети не могут думать как взрослые , они по-детски вникают во взрослые проблемы, из-за недостатка опыта и знаний процесс их мышления происходит по-другому .

Эмоции, переживания, недоступные осмыслению, будут для ребенка таким же лишним балластом, как и знания, полное значение которых он не в состоянии понять.

Оценим возможности дошкольника

В возрасте 5-6 лет дети способны овладеть счетом , складывать и вычитать в пределах ста, решать несложные задачки, находить части от целого, производить измерение объемов сыпучих и жидких тел при помощи мерки, различать геометрические фигуры и тела. На развитии способностей ребенка благоприятно сказывается использование «наглядных пособий», тесно связанных с бытом, природой, являющихся объектами реальной действительности.

Бурно развивается речь дошколят. Они даже сами выдумывают новые слова. Они обогащают свой лексикон, формируют связную и эмоционально окрашенную речь, гамма их интонаций становится более насыщенной. Дети начинают свободно выражать свои чувства и мысли, с охотой читают стихи, с интересом относятся к поэтическим образам.

Старайтесь поощрять стремление детей высказываться, намеренно создавая ситуации, в которых будет развиваться и совершенствоваться их разговорная речь. Также происходит и формирование внутренней речи, когда дети оказываются в ситуациях, заставляющих их внутренне соглашаться, сомневаться, утверждать или отрицать.

Процесс развития речи обуславливает более активное включение ребенка в жизнь коллектива, семьи. Получая от взрослых какие-либо поручения, он уже мысленно составляет план действий и представляет, как должен выглядеть результат.

Одним из важных этапов психического развития детей является способность ориентироваться в пространстве и времени . Первоначально они осваивают понятия «быстро», «долго», «немедленно», «постепенно», потом начинают различать время суток, к 6-7 годам уже способны узнавать время по часам.

Как и когда учить писать и читать?

По поводу вопроса, когда же стоит начинать обучать детей чтению , профессор Н. М. Аксарина не рекомендовала делать этого до пяти лет, так как до этого возраста ребенок не осознает еще полностью смысл прочитанного. При изучении азбуки с самого начала надо научить ребенка правильному произношению звуков. То же самое относится и к обучению чтению: важно соблюдать определенные педагогические правила.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит), он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей .

В. А. Сухомлинский старался превратить обучение детей чтению в радостный процесс, который бы оставлял в их жизни глубокий яркий след. Занятия с детьми до их поступления в школу он проводил на природе, в общении с ее естественной красотой.

Если привнести в обучение детей чтению и счету элементы занимательности , оно будет приносить им удовольствие. Однако если прибегать к окрикам и наказаниям, торопить детей, проявлять раздражительность, у них может сложиться отрицательное отношение к таким занятиям.

Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера , т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.

Нежелательна также и поспешность в желании некоторых родителей научить писать детей дошкольного возраста. В школе детей обучают по специальной методике, которая позволяет им выработать красивый почерк. Сформировавшийся до поступления ребенка в школу неправильный почерк довольно трудно исправить, иногда это чревато слезами и другими проблемами.

Достигнув возраста 3-6 лет, дети обычно проявляют творческие способности . Им интересны занятия рисованием, лепкой, музыкой, вокалом, танцами. И в детском саду, и в семье найдется много возможностей для эстетического воспитания дошколят и развития их прирожденных талантов. Этому могут способствовать экскурсии и прогулки со взрослыми, только нельзя допускать, чтобы дети перенапрягались и перевозбуждались. Самым благоприятным влиянием на их эстетическое развитие будет общение с природой.

После поступления в школу ребенку следует прививать и трудовые навыки - заниматься уборкой помещения, наведением порядка в комнатах, обращению с простейшими инструментами (ножницы, молоток). Труд ребенка по содержанию и характеру должен соответствовать его возрасту, он должен подвергаться организации и контролю. Ни в коем случае нельзя привлекать детей к тяжелым физическим работам, нельзя давать им такие поручения, в ходе выполнения которых дети могут получить травмы.

Я продолжаю публиковать интересные статьи и обзоры книг по воспитанию и развитию детей.

Оригинал статьи взят на блоге психолога Анны Левченко :

День, когда я перестала торопить своего ребенка…

The Day I Stopped Saying “Hurry Up!”

День, когда я перестала говорить “Поторопись!” (скорее, быстрей, поторапливайся, бегом, поспеши - выберите то, что обычно говорите вы:))

Когда вы живете сумасшедшей жизнью, каждая минута должна быть на счету. Вы чувствуете, как должны проверить что-то из списка, уставиться в экран, или спешить в следующее запланированное место. И как бы я ни пыталась распределить свое время и внимание, и сколько бы разных задач ни пыталась решить - у меня все равно не хватало времени, чтобы все успеть.

Такой была моя жизнь в течение двух безумных лет. Мои мысли и поступки контролировались электронными уведомлениями, ринг-тонами, и наполненным до отказа расписанием. И хотя всеми фибрами души мой внутренний контролер хотел бы найти время для всех дел в моем перегруженном плане, этого не получалось.

Так случилось, что шесть лет назад я была благословлена спокойным, беззаботным, остановись-и-понюхай-розу ребенком.

Когда мне нужно было уходить, она наслаждалась поиском блестящей короны в моей сумке.

Когда мне нужно было быть где-то пять минут назад, она требовала пристегнуть ее игрушечное животное к сиденью автомобиля.

Когда мне нужно было быстро перекусить в Subway, она не могла перестать говорить с пожилой женщиной, похожей на ее бабушку.

Когда у меня было тридцать минут, чтобы добежать куда-то, она просила меня остановить коляску, чтобы приласкать каждую собаку, мимо которой мы проходили.

Когда у меня был полностью расписанный день, начиная с 6 утра, она просила меня разбить яйца, чтобы взболтать их очень медленно и осторожно.

Мой беззаботный ребенок был подарком моему Типу А, но я не замечала этого. О нет, когда ты живешь сумасшедшей жизнью, ты имеешь туннельное видение, прогнозируя только то, что идет следующим на повестке дня. И все, чему нельзя было поставить галочку в расписании, было пустой тратой времени.

Всякий раз, когда мой ребенок заставлял меня отойти от расписания, про себя я думала: “У нас нет на это времени”. Следовательно, два слова, которые я наиболее часто говорила моей маленькой любительнице жизни были: “Давай, скорее”.

Я начинала свои предложения с них.
Давай скорее, мы опаздываем.

И заканчивала предложения ими.
Мы все пропустим, если ты не поторопишься.

Я начинала свой день с них.
Поторапливайся и ешь свой завтрак.
Поторапливайся и одевайся.

Я заканчивала свой день ими.
Поскорее почисть зубы.
Поскорее ложись в постель.

И хотя слова “поскорее” и “поторапливайся”, мало что делали, если ничего, для ускорения моего ребенка, я говорила их все равно. Возможно, даже чаще, чем слова “я люблю тебя”.

Да, правда болезненна, но правда лечит... и приближает меня к такому родителю, каким я хочу быть.

Затем, в один судьбоносный день все изменилось. Мы просто забирали мою старшую дочь из детского сада и выходили из машины. Это происходило не так быстро, как бы ей хотелось, и она сказала своей маленькой сестре: “Какая же ты медлительная!”. И, когда она скрестила руки на груди и с досадой вздохнула, я увидела в ней себя - и это причинило мне душевную боль.

Я была преследователем, подталкивающим, давящим и торопящим маленького ребенка, который просто хотел наслаждаться жизнью .

Я прозрела и ясно увидела, как вредит мое торопливое существования обоим мои детям.

Обе мои дочери выглядели одинаково удивленными моим болезненным признанием, но лицо младшей несомненно озарилось сиянием одобрения и принятия.

“Я обещаю быть более терпеливой”, - сказала я и обняла свою девочку-с-вьющимися-волосами, которая теперь сияла от обещания ее матери.

Изгнать из моего лексикона слово “поторопись” было довольно легко. Но, что было на самом деле трудно, так это набраться терпения, чтобы ждать моего неторопливо ребенка. Чтобы помочь нам обеим, я начала давать ей немного больше времени на подготовку, когда нам приходилось куда-то ехать. Но иногда, не смотря на это, мы все равно опаздывали. Тогда, я уговорила себя, что буду опаздывать, только эти несколько лет, пока она еще мала.

Когда мы с дочерью гуляли или ходили в магазин, я позволяла ей задавать темп. И когда она останавливалась, чтобы полюбоваться чем-то, я прогоняла мысли о моих планах из головы и просто наблюдала за ней. Я замечала такие выражения ее лица, каких я раньше никогда видела. Я изучала пятнышки на ее руках и то, как ее глаза, прищуривались во время улыбки. Я видела, как другие люди откликаются на нее, когда она останавливается, чтобы поговорить с ними. Я видела, как она изучала интересных букашек и красивые цветы. Она была Noticer*(созерцателем), и я быстро осознала, что The Noticers* в мире редкие и прекрасные подарки. Вот тогда я, наконец, поняла - она была подарком для моей бешеной души.

Я дала обещание притормозить почти три года назад. И до сих пор для того, чтобы жить в замедленном темпе, мне приходится прилагать немалые усилия. Но моя младшая дочь является живым напоминанием о том, почему я должна продолжать попытки. И действительно, в другой раз, она напомнила мне об этом снова.

Во время отпуска мы отправились вдвоем на велосипедную прогулку к палатке с фруктовым льдом. После покупки угощения моя дочь села за столик для пикника, восхищенно любуясь ледяной башней, которую держала в руке. Вдруг, я увидела беспокойство на ее лице. “Я должна спешить, мама?”

Я могла бы заплакать. Возможно, шрамы поспешной жизни никогда не исчезают полностью, с грустью подумала я.

Когда мой ребенок смотрел на меня, пытаясь понять, нужно ли ей сейчас торопиться, я знала, что у меня был выбор. Я могла бы сидеть и печалиться, думая о том, сколько раз в жизни я подгоняла ее... или я могла бы отпраздновать тот факт, что сегодня я стараюсь делать по-другому.

Я решила жить в сегодня.

“Не торопись, милая. Только не торопись”, - сказала я мягко. Ее лицо мгновенно посветлело, и плечики расслабились.

И так мы сидели бок о бок, разговаривая о вещах, о которых говорят играющие-на-гавайской-гитаре-6-летние-де ти. Были даже моменты, когда мы сидели молча, просто улыбались друг другу, любуясь окрестностями и звуками вокруг нас.

Я думала, что мой ребенок собирался съесть все до последней капли, но когда она добралась почти до конца, она протянула мне ложку кристалликов льда из сладкого сока. “Я сохранила последнюю ложку для тебя, мама”, - сказала моя дочь с гордостью.

Когда я позволила льдинкам доброты утолить мою жажду, я поняла, что я только что заключила сделку всей жизни.

Я дала моему ребенку немного времени... и взамен, она отдала мне свою последнюю ложку и напомнила, что вкус становится слаще, и любовь приходит легче, когда перестаешь так нестись по жизни.

И теперь, будет ли это...

…поедание фруктового льда;

…собирание цветов;

…пристегивание ремня безопасности;

…разбивание яиц;

…поиск морских ракушек;

…рассматривание божьих коровок;

…или просто прогулка…

Я не буду говорить: “У нас нет на это времени!”. Потому что, по существу, это значит: “У нас нет времени, чтобы Жить”.

Остановиться, чтобы насладиться простыми радостями повседневной жизнь - это единственный способ жить по-настоящему.

(Поверьте мне, я узнала это от ведущих мировых экспертов по радости жизни.)

Автор Rachel Macy Stafford"s http://www.handsfreemama.com/2013/07/16/t he-day-i-stopped-saying-hurry-up/

* Noticer (от глагола Notice – обращать внимание, замечать) - я не нашла в русском языке аналога этому слову, и это интересно. Noticers – это люди, которые очень внимательны к мелочам. Люди, способные заметить то, что обычные люди пропускают. В обычной жизни они могут быть рассеянными и витающими в облаках, они часто переключаются и отвлекаются, им сложно сосредоточиться. Вам знакомы такие детки?

У Рэйчел есть запись, в которой она трогательно касается этого вопроса и того, как она с этим обходится. Если эта тема актуальна, дайте знать. Если желающих будет много, я переведу эту запись для вас.

P.S. корректировкам в переводе по-прежнему рада:)

upd: С вашей помощью, я выяснила, что noticer - это созерцатель (наблюдатель, подмечатель, замечатель и т.п.:) Всем спасибо!

Статьи

Устоять перед этим сложно. Еще и потому, что малыш всем своим поведением демонстрирует горячее желание перемен. Но по-настоящему ребенок готов к новым навыкам лишь тогда, когда способен освоить их самостоятельно. Задача родителей - не помогать: чем позже (в разумных пределах) произойдет вертикальная нагрузка на позвоночник и ноги, тем лучше.

Стоит ли сажать ребенка?

Уже в 5–6 месяцев малыши могут какое-то время сидеть с опорой под спину - например, в коляске или шезлонге. Это даже скорее положение полулежа, при котором уменьшена нагрузка на мышцы спины и позвоночник. Но повторять то же самое, обложив ребенка подушками, не стоит - мягкие поверхности недостаточно поддерживают еще слабый позвоночник.

По нормативам сажать детей в стульчике или коляске стоит в возрасте шести месяцев. Если пытаться делать это раньше, можно навредить: давление на кости таза и позвоночника будет чрезмерно сильным и может вызвать искривление костей. Особенно это актуально для девочек: такие деформации таза могут в будущем осложнить роды.

Что касается с сидения без опоры под спиной, большинство детишек способно на это в 7 месяцев. Причем самостоятельно дети делают это не из положения лежа, как взрослые. Они садятся, либо постояв на четвереньках и присев, либо постояв в кроватке. В сидячем положении малыш быстро устает, ваша задача - помочь ему сменить положение тела на более удобное.

Полезно: для развития спины, рук, ног и ягодиц попробуйте упражнение "Тачка": приподнимите и поддерживайте лежащего на животе малыша под таз и колени, чтоб он, опираясь только на вытянутые руки, "шагал" ими вперед.

Когда можно ставить ребенка?

Где-то в 7 месяцев малыш впервые начинает вставать в кроватке. Сначала на минутку, потом все дольше и дольше. Усаживать ребенка обратно насильно, конечно, не получится, но и ставить его специально не стоит. Особенно это касается крупных малышей: чем больше вес, тем сильнее давление на кости ног.

Полезно: после того, как ребенок научился вставать (как правило, это происходит в кроватке), очень важно научить его опускаться обратно, передвигая ручки вниз по прутьям, сгибая коленки и становясь сначала на них, а потом садясь на попу. Самостоятельно освоить этот процесс малыш не сможет, и просто начнет плакать от усталости, а то и упадет назад и ударится.

Нужны ли ходунки?

Самый полезный и физиологичный процесс для ребенка 8–10 месяцев - это ползание. Не перегружая позвоночник, оно обеспечивает работу всем мышцам. Так что, чем больше и активней ребенок ползает, тем лучше.

Что касается хождения за ручки и тем более ходунков, педиатры в один голос называют их вредными. Вождение за руки перегружает опорно-двигательные аппарат, а ходунки нарушают понимание самого процесса ходьбы. Малыш не чувствует земли под ногами, не учится правильно ставить ступни, ведь в ходунках он отталкивается носочками, а не становится на всю стопу. Особенно это вредно для детей с повышенным тонусом нижних конечностей.

Полезно: когда малыш начинает активно перемещаться, держась за мебель, можно стимулировать самостоятельное хождение без поддержки. Но происходит это, как правило, ближе к 11–12 месяцам.

Буквально каждый взрослый сталкивался с проблемой детской медлительности. Это естественно, ведь мы, взрослые, живем в мире достижений, длинного списка дел и четких временных рамок. Тем разительнее непохожесть мира глазами ребенка, без всяких ограничений, внешних целей и понятия времени как такового. Здесь обитают только детские мысли и мечты, маленькие повседневные радости и огорчения, а еще пестрая вселенная, зовущая погрузиться в нее с головой, наблюдать, пробовать, любоваться… «Быстрее!» - этот оклик вдруг вытягивает ребенка из привычной среды, заставляя подчиниться взрослым законам.

А ведь бывают и по-настоящему стрессовые ситуации. В саду, когда все уже завтракают, а Петя в раздевалке рассматривает картинки на шкафчиках. «Ты что, уснул?!» - папин голос возвращает к реальности. В школе все обстоит гораздо серьезнее: Соня чуть позже открывает тетрадь, и вот уже половина задания не написана, а дальше как снежный ком.

Детская медлительность – одна из тех проблем, которые, будучи особенно злободневными и знакомыми абсолютно всем, носят весьма тонкий характер. Что считать медлительностью? Ребенок делает не спеша назло, или он на самом деле не может иначе? Почему дети разные по скорости? Как медлительность связана с интеллектом? Насколько хорошо медленные дети приспосабливаются во взрослой жизни? Можно ли повлиять на скорость ребенка, если да, то как? Подобные вопросы очень тревожат родителей, и для их прояснения стоит разобраться в причинах медлительности конкретного ребенка.

Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! (Я.Корчак)

Саше три, и она все делает медленно. В сад и из сада одевается дольше других детей, отвлекаясь поминутно на любое внешнее событие. Не торопясь идет по улице, будто нехотя следуя за мамой. Очень долго собирает игрушки и укладывает кукол спать, не принимая во внимание ни мамины уговоры, ни наказание в виде лишения книжки перед сном. Мама старается быть терпеливой с Сашей, лишний раз не одергивать и не кричать на нее, но иногда, когда терпение на исходе, недовольство прорывается само собой. Когда мама начинает ругаться, дело вовсе не сдвигается с мертвой точки. Саша обижается и как будто даже не хочет стараться. В данном случае вероятной причиной является детская физиология, которая чаще всего связана с ранним возрастом, а может являться постоянной особенностью. Речь идет об особенностях развития определенных долей головного мозга, отвечающих за реакцию и моторику ребенка. В раннем возрасте они по определению не могут быть зрелыми, поскольку находятся в процессе развития. Вполне вероятно, что Саша старается, но с точки зрения умелого взрослого это выглядит иначе. Именно поэтому Саша обижается, ведь за старания обычно хвалят, а не ругают. В этой ситуации мама могла бы помочь дочке, отведя больше времени на одевание или сборы ко сну, или разделить глобальную задачу одевания на более мелкие, чтобы ребенку было проще удержать задание в голове, не отвлекаясь. Следить за его состоянием, ведь для маленького ребенка дневной объем задач слишком велик, а уставший ребенок, как, впрочем, и взрослый, не способен выполнять задания неизменно быстро и четко.

Остановись, мгновенье, ты прекрасно. (Гете, «Фауст»)

Ане уже пять с половиной, и ее все зовут «копуша». На детском празднике она не успевает занять свой стульчик, на прогулку все ждут только ее, мама долго не получает ответа на заданный вопрос, все попытки «растормошить» девочку ни к чему не приводят. Маме тяжело с Аней, но больше всего она боится, что дочка будет отставать в школе, не сможет осваивать новые знания, не станет успешной в жизни. Поэтому она старается приводить дочери в пример более быстрых детей, постоянно напоминать о времени, в игровой форме, через соревнование побуждать ее ускорять темп. Проблема в том, что Аня не становится быстрее, и мама уже не знает, как быть. Мама вспоминает, что дочка была такой всегда, мало лепетала, могла часто играть одна или «уходить в себя», не обращая внимания на игрушки и других людей, позже, чем остальные дети, начала говорить. Медлительность с младенчества часто свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов, которая зависит от скорости импульсов в нервной ткани. Эта характеристика является врожденной особенностью человека и сохраняется в течение всей жизни. При этом замедленность нервной системы никак не затрагивает интеллектуальное развитие. Во взрослой жизни также встречаются медленные, очень рассудительные люди, флегматичные по темпераменту и нередко весьма успешные. Насколько такие люди адаптированы в жизни, зависит от того, каким было их детство. К сожалению, главная проблема этих детей в том, что с их замедленным темпом не справляются их родители. Даже невинное «быстрее» для такого ребенка оказывается стрессовой ситуацией, поскольку он физиологически не может быстрее. Повышение тревоги ведет к попытке с ней справиться через еще большее торможение нервных процессов. Сравнение с другими детьми или ситуация острого соревнования становятся тотальным стрессом, который оборачивается в конечном итоге заниженной самооценкой и невротическим конфликтом. К сожалению, система образования и воспитания не учитывает потребности таких детей, в жизни которых постоянно присутствует этот внешний стресс и люди, которые его создают. В этой ситуации защитить могут только родители, если они постараются понять своего ребенка и осмелятся противостоять системе. Помочь можно, приобщая ребенка к подвижным играм, которые ему по силам, а также заботясь о достаточном количестве времени для всех необходимых действий, в том числе для школьных занятий.

Найди слова для своей печали, и ты полюбишь её. (О.Уайльд)

Никите семь с половиной, он подвижный мальчик, заводила в классе. Но когда наступает время собираться в школу, приходится долго ждать, пока он оденется, и постоянно напоминать о забытых вещах. Это особенно раздражает окружающих, потому что, когда ему надо, мальчик очень быстро справляется с делами. Такая ситуативная медлительность связана с конкретным событием, вызывающим негативную реакцию. Медленные действия в таком ключе служат неосознанным протестом против определенного занятия или положения вещей. Это может быть как внешний источник (школа, сад, поход в поликлинику или на нелюбимую секцию), так и внутрисемейная обстановка (например, конфликты с родителями, развод родителей, рождение младшего ребенка или болезнь близкого человека). Торопить или ругать ребенка в таких ситуациях также представляется малоэффективным. Скорее необходимо воздействовать на источник проблемы: разговаривать с ребенком о ситуации, ее причинах и чувствах ребенка. Когда ребенок уверен, что его чувства поняты и приняты взрослыми, ему легче справляться с жизненными трудностями, преодолевать препятствия и идти дальше. Здесь медлительность служит очень полезным сигналом о том, что не все в порядке, символом препятствия и просьбой о помощи. Если вовремя увидеть этот сигнал, можно не только справиться с проблемой медлительности, но и поддержать ребенка в его уверенности в себе и сделать отношения с ним по-настоящему доверительными.

Взросление - ужасно трудная вещь. Куда легче перескочить из одного детства в другое. (Ф.С.Фицджеральд)

Трехлетний Ваня по часу собирается на прогулку и может целый вечер не убирать игрушки, несмотря на настойчивые напоминания мамы. А с папой и бабушкой все делает по первой просьбе и в два раза быстрее. Иногда мама расценивает такое поведение как капризы из-за недостатка сна, обычной усталости или воздействия других членов семьи. В ход идут различные методы воспитания: ласковые уговоры, разъяснения (погулять не успеем), поощрения и наказания. Тем не менее, ситуация с каждым днем все больше накаляется и вскоре перерастает в настоящую проблему. У многих родителей появляется соблазн «закрутить гайки», применяя жесткие, в том числе и силовые методы, однако в этот период многое зависит от способности взрослого не обострять противостояние. Причиной медлительности малыша при контакте с определенным взрослым (чаще всего мамой) бывает протестное поведение, часто в возрасте трех лет, когда ребенок пытается отстоять право на собственные решения и собственный темп, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Потребность ребенка в независимости состоит в более широких полномочиях и одновременно в большем количестве обязанностей. Подросшему малышу важно почувствовать себя компетентным, самостоятельно одеваясь, умываясь, ухаживая за собой за столом. Полезными будут правила, предоставляющие ему право на собственное решение в большинстве случаев, например, выбор одежды и игрушек на улицу, места прогулки, занятий дома, возможность одеваться в своем темпе, если обстоятельства позволяют. Иногда бывает трудно дать ребенку достаточно пространства и времени, хочется помочь ему или сделать за него, ведь это будет и лучше, и быстрее. Такое нетерпение оборачивается «медвежьей услугой», поскольку лишает его возможности приобрести необходимые навыки, а кроме того, вселяет неуверенность в своих силах. Если родители боятся ослабить давление, их стремление контролировать каждый шаг ребенка может привести либо к его полному подавлению, либо к жесткой оппозиции, которая сохраняется на протяжении всего детства и создает проблему медлительности также в дошкольном и школьном возрасте. Напоследок необходимо подчеркнуть ряд общих свойств, присущих всем случаям детской медлительности. В основе медленного поведения детей всегда лежит более или менее глубокая причина, носящая естественный физиологический или психологический характер. В подавляющем большинстве случаев медленное поведение ребенка неосознанное и не несет в себе цели навредить родителям. Даже получая порцию негодования в ответ на замедленный темп, дети безоговорочно, всецело и преданно любят своих родителей. Сообщить ребенку о количестве отведенного времени, дать информацию о том, что существуют «медленно» и «быстро», «успевать» и «опаздывать» бывает совершенно необходимо, если это не служит способом вымещения злости, перекладыванием на ребенка ответственности за опоздание, средством обвинения или выражением нашего отвержения. Когда эта невидимая грань переходится, такое заурядное, обычное родительское недовольство медлительностью своего ребенка незаметно превращается в наглядную повседневную демонстрацию отсутствия к нему любви.