Воспитание детей «по-корейски»: все ради семьи

замужем за корейцем из Южной Кореи, у них три разновозрастные дочки. Дети родились в Казахстане и в 2014 году семья переехала в Корею. То есть воспитаны дети были «по-нашему» и у мамы есть возможность сравнить наше и корейское воспитание.

Начнем, пожалуй, с младшей. По приезду в Корею ей был всего лишь годик. Но в Корее система летоисчиления немного отличается- тут ребенку при рождении уже годик! То есть считается, что он уже живой, пока он еще в животике у мамочки. Поэтому было удивительно слышать, что младшей не годик, а два. И поэтому возраст маленьких деток считают по месяцам. Например, не полтора года, как у нас, а 18 месяцев. Не два года три месяца, а 27 месяцев. Приходится вспоминать математику, когда объясняешь окружающим, сколько же твоему ребенку. А еще корейцы обожают очень маленьких детей, я даже сняла ролик об отношении корейцев к детям и выложила на ютубе .

Средняя в марте пошла в ючивон, так называют детский сад в Корее. Корейское название дословно можно перевести как «школа для маленьких», то есть это не просто садик, а подготовка к школе, с соответствующей программой- здесь и корейский язык (письмо, чтение), и английский, и азы математики. Средняя заговорила гораздо раньше старшей, и корейская письменность ей далась легче. У детей вообще, чем меньше возраст, тем лучше языковые способности, насколько я поняла из нашего опыта.

В детских садах в Корее есть развозка, то есть само собой разумеется, что ребенка отвезут-привезут, а не так, как у нас- надо дополнительно оплачивать или возить самому. Плюс у детей могут быть дополнительные занятия после детского сада, например тэквондо и по вайолин, скрипка. Тэквондо — национальный вид спорта в Корее. В таком случае развозка до дома будет уже от самого спортивного кружка или центра дополнительных занятий.

Особенностью детского сада в Корее можно считать две вещи: доширак и обязательные экскурсии. Дошираком корейцы называют не лапшу, а посуду с делениями, которую носят в сад, такая жестяная коробочка с крышкой. Каждое утро я, собирая дочку в садик, ложила в ее ранец чистый доширак и палочки с ложкой, и каждый вечер она приносила их грязными домой. То есть в саду нянечки не занимается мытьем посуды и доширак моют мамы.

Конечно же, детей кормят не раз в день, как можно было бы подумать, утром они завтракали бутербродами, например, или роллами из риса, в обед ели полноценный набор из первого и второго блюд, после сна получали печенье с молоком, и плюс в перерывах ели фрукты. То есть дочка никогда не приходила голодной. В каждом детском саду обязательно вывозят детей на экскурсии в музей и парки, какие-то интересные места.

Так, можно попасть в национальный музей и увидеть толпу маленьких деток под крылом всего лишь одной, максимум двух воспитательниц. Причем дети не связаны, не прикованы, свободны в передвижениях, но держатся все вместе, не совершая попыток побега! Удивительно! Они просто аккуратно ходят все вместе и слушают воспитательниц. Одеты они, как правило, в одинаковую форму- специально для экскурсий каждый детсад заказывает свою собственную форму, со своим логотипом. Рюкзачки тоже уникальны от сада к саду, и обычно на них вышиты или отпечатаны телефоны садика. Таким вот образом дети познают мир, историю Кореи, учатся взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Моя дочка за год садовской жизни где только ни побывала- и в зоопарке, и в аквапарке, и на чайной плантации, и на арахисовой ферме, и даже привозила самостоятельно собранные арахис и томаты, и собственноручно приготовленную пиццу. Это дает ребенку невероятное чувство самостоятельности, уверенности в себе.

Моей старшей дочери было 10 лет по приезду, и надо было решать вопрос о школе. Она говорила и читала только по-русски, и мы переживали за нее. К тому же в Корее учебный год начинается не в сентябре, а в марте, и нам пришлось ждать всю осень и зиму. Потеряли один учебный год. Но тут уж ничего не поделаешь, муж не хотел больше жить в Казахстане, да и Корея не чужая для детей страна.

Итак, первые дни в школе. Все иначе, чем у нас- язык, культура, система оценок, все. Начнем с оценок- их попросту нет!! Нет ни двоек-пятерок, как у нас, ни А-В-С, как в Америке. Корейские школьники просто получают знания на уроках, выполняют задания и пишут тесты. Если задание выполнено правильно — его учитель обводит кружочком, если неправильно- ставят звездочку и дома родители объяснят сами, что было не так. Чем больше кружочков- тем больше вероятность получить веселый стикер в дневник, чем больше звездочек- тем больше вероятность получить нагоняй от родителей. Тесты пишутся примерно раз в неделю, 10 заданий по одному предмету. Каждое задание в тесте оценивается процентно. Выполнил все 10 заданий правильно — получил 100%. Чем ближе твой процент к заветной сотне- тем больше похвала от родителей.

То есть каждое задание, каждый тест ученики приносят домой и показывают родителям. Учителя очень вежливые. Ну очень. Первое время это пугало и настораживало, потом понемногу мы привыкли и перестали ждать подвоха)) дочь изо дня в день рассказывала о школе и ни разу на мой вопрос- ругали ли тебя учителя- не ответила положительно. Через пару месяцев я и сама поняла, что в Корее все учителя вежливы с учениками, не кричат и не наказывают их. Это поразительно!

Дочка первую неделю в школе звонила мне и задавала кучу вопросов. На второй неделе как отрезало- она привыкла. Ее больше не пугала корейская школа и во многом это как раз заслуга учителей, их вежливость и умение общаться с детьми как с личностями. Теперь об одноклассниках. Мы боялись жестокости детей, ведь в наших школах новичка могут затравить сами дети. Но в корейских школах налажена такая система- каждый год дети из разных классов перемешиваются и формируются новые классы. Поэтому нет привыкания к одноклассникам, и соответственно, нет жестокости к новичкам. Каждый ученик ежегодно идет в новый класс, в новом составе.

Еще мы дополнительноподстраховались. Дело в том, что корейцы очень ценят красоту и ухоженность, здесь даже мужчинам не зазорно красить волосы и посещать маникюрные салоны- причем это натуралы, естесственно. Так вот, я принесла на собеседование директору школы наши снимки, мы устраивали фотосессии детям в Казахстане. Фотосессии для себя, просто на память, ведь они так быстро растут и меняются. А директору сказали, что они у нас модели. Да, схитрили конечно, но чего не сделаешь ради детей.

И вот к чему привела наша хитрость: директор сказал классному руководителю, а тот, в свою очередь, классу- что новенькая девочка-иностранка — модель. И она тут же поймала на себе восхищенные взгляды одноклассников и безмерное уважение. Так что в школу ей легко было ходить, хотя говорить по-корейски она начала лишь через пару месяцев, односложно, а приносить хорошие проценты с тестов- только на второе полугодие.

В Корее в последние годы само правительство поддерживает такие семьи, дают очень хорошие скидки для оплаты детских садов и многое другое. Сначала было нелегко, но очень помог центр поддержки мультикультурных семей, каковой мы и являемся.

Думаю, эта статья также будет полезна тем родителям, которые работают в Корее и подумывают брать с собой своих русскоязычных детей.

В Корее принято говорить, что с появлением на свет малыша происходит второе рождение семьи. В этой стране с ранних лет детям прививают уважение к старшим, любовь к труду. Именно эти два принципа являются основой корейского воспитания. Также в семье всегда соблюдается четкая иерархия. Вообще, воспитание детей в Корее имеет свои особенности, которые связаны с культурой и менталитетом. Давайте узнаем, как воспитывают детей в этой стране!

Прививают уважение к старшим

В Корее принято соблюдать иерархию. Младшие подчиняются старшим, дети – родителям. В детском садике, когда в помещение входит взрослый, то воспитатели наклоняют головы детей, учат их кланяться в знак уважения.

С малых лет детям объясняют важность семьи, учат правильно говорить со старшими (используя специальные фразы). Младшим запрещается обращаться к взрослым на «ты», даже если разница между детьми составляет 1-2 года.

Даже на детской площадке они называют друг друга «младший брат» или «старшая сестра». Это не значит, что все эти дети являются родственниками. Таким способом они показывают, что знают своё место (положение) в коллективе (обществе).

Семья – как основа общества

Детей учат, что семья очень важна. У них даже есть поговорка – «Одной рукой в ладоши не хлопнуть». Им объясняют, как важно поддерживать друг друга, всегда быть вместе и не предавать семейных ценностей.

Такие принципы семейного единства прививают не только дома, но и в садике, школе. А уважение к родителям – это общественный долг.

Используют сладкое, как мотивацию

Детей часто поощряют сладким. Если воспитатель хочет, чтобы малыш что-то сделал, то в качестве поощрения или мотивации может дать ему сладкое печенье или конфету.

В семье не уделяют особого внимания одежде или обуви

Корейцы привыкли покупать детям одежду или обувь на вырост. Они отдают предпочтение не красоте, а удобству и качеству. Любимая обувь – это кроссовки, которые можно носить в любую погоду.

Не зацикливаются на тишине

Корейцы не привыкли оберегать сон малышей, также они не сильно соблюдают режим. Видимо поэтому корейские дети легко засыпают в любом общественном месте, даже очень шумном.

Детям объясняют, что если они устали, то могут лечь отдохнуть, даже в гостях или общественном транспорте. Также у них категорически запрещено капризничать на людях.

Для родителей воспитать ребёнка согласно традициям и подготовить к самостоятельной жизни считается священным долгом. Их уклад жизни направлен на то, чтобы сформировать определенную направленность личности. Ведь от поведения ребёнка зависит моральный и социальный статус всей семьи.

Татьяна.Адамовна Волкова
Воспитание детей в Южной Корее.

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе.

Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни .

В традиционной Корее рождению детей придавалось огромное значение, так как с господствующими представлениями они не только служили продолжателями рода, но и, принося жертвы душам своих предков, обеспечивали само их загробное существование. Большое значение в системе традиционных корейских ритуалов жизненного цикла играл и продолжает играть толь (кор., год со дня рождения ребенка, который в наши дни отмечается с исключительной пышностью.

Виновник торжества, одетый в яркий костюм из цветного шелка, специально сшитый по этому поводу, восседает рядом с родителями, наблюдая за ритуалом в свою честь. С этого момента участие детей в традиционных ритуалах, обрядах, праздниках становится необходимым условием корейской жизни . Здесь ребенок впервые общается со многими людьми. Он начинает понимать, что есть праздник (душевная радость, ощущает любовь и уважение к себе, узнает все больше и больше родственников и чувствует себя полноправным членом семьи.

Ребенок знакомится с красивой национальной одеждой, получает подарки. В знак благодарности ребенок не только бережливо относится к подаркам и угощениям, но и впервые чувствует высокую ответственность перед родственниками, гостями и внимательно прислушивается к их поучениям и пожеланиям.

Огромное воздействие на детей оказывает и то , что наряду с ними друг у друга учатся у старших и взрослые, и молодые люди. Последние могут уже потом самостоятельно проводить и устраивать эти праздники и передавать свои знания следующим поколениям.

Во время праздников дети знакомятся со строгими правилами и порядками народных обрядов и семейных традиций - с жизнью, законами своего народа. От праздников у детей остаются яркие впечатления, и именно в этом вся воспитательная сила народных традиций.

Чадолюбие корейцев , их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее , ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально . Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром.

Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким , суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание , в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей .

Это и является главной задачей воспитания детей в Корее : приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления» , написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев .

Сохранение в Корее патриархальных традиций безусловного повиновения родителям способствует ликвидации разного рода социальных отклонений. Вообще, жесткое давление на ребенка, который с раннего детства должен соответствовать предъявляемым ему требованиям, много работать и отвечать за свои поступки, весьма характерно для корейской педагогики - как семейной, так и школьной. К сожаленью, подавление нестандартного поведения имеет и свои теневые стороны, ибо ребенок приучается к конформизму, а его способность к оригинальным решениям оказывается заметно ослабленной.

Важное место в семейном воспитании детей у корейцев занимает вопрос уважительного отношения к труду. Поэтому в корейских семьях прививали любовь к труду с 6- летнего возраста. Мальчиков приучали с раннего возраста к земледелию, истинно мужской, по мнению корейцев , профессии. В Корее нелегкий труд крестьянина рассматривался как священный долг, завещанный отцами. Эта традиция сохранилась и в наше время, и на ней основывают семейное воспитание детей .

У девочек формировали навыки трудолюбия, терпение, преданность этикету и нормам нравственного поведения в общении с людьми старшего поколения.

У корейцев эта сторона воспитания имела большое значение и к лицам, нарушающим регламентированные правила этикета, относились очень строго.

Ребенка учат обращаться к старшим в вежливых формах, принимать или передавать что-либо с их рук обязательно двумя руками. Особо жестко это правило соблюдается в тех случаях, когда что-либо передается человеку, находящемуся на существенно более высокой ступени социальной лестницы, отдавать им поясные поклоны, держать себя в их присутствии тихо и скромно, беспрекословно выполнять их распоряжения. Это одно из категорических требований традиционно корейского этикета .

То, что корейским родителям удается достигнуть этих целей, подтверждает хотя бы тот факт, что в первых классах корейской начальной школы обычно по 50 - 60 учеников - цифра фантастическая, например, для русских учителей, привыкших к капризным и избалованным детям.

В Корее же подобные классы легкоуправляемы и учителя в школах не имеют проблем с дисциплиной. Их авторитет, подкрепляемый влиянием родителей, является неоспоримым. Причины этого чисто социопсихологические и этнографические : присущие маленьким корейцам дисциплинированность и конформизм, высокий уровень мотивации, уважение к школе и учителю вкупе в соответствующей установкой. В их семьях заметно упрощают работу преподавателям корейских школ , которым практически нет необходимости заботиться о дисциплине или особо жестко контролировать выполнение домашних заданий.

Именно высокий уровень дисциплины является одним из характерных черт корейского семейного воспитания . При необходимости дисциплина поддерживается самыми жесткими методами : в младших классах широко применяются телесные наказания, которые используются в воспитании довольно широко , причем относится это не только к домашней педагогике, которая вряд ли где-либо обходится без крайних мер физического воздействия в виде отцовского ремня, но и к педагогике государственной : телесные наказания в начальной школе официально разрешены и достаточно широко практикуются. В школе нерадивых учеников обычно воспитывают с помощью линейки , которой бьют по ладоням (опять видны традиции, ибо, как известно, на Дальнем Востоке в старые времена назначаемые судом телесные наказания состояли не в порке розгами или плетью, а в избиении осужденного палками). 73% корейских родителей заявили , что при необходимости бьют детей .

Отмечено, что корейские дети играют меньше , чем их западные сверстники, притом, что растут они, как правило, в здоровой семейной обстановке (неполные семьи, алкоголизм, наполненные уличной преступностью гетто - весьма редкие реалии в корейской жизни , но довольно рано вынуждены начинать взрослую жизнь. Вызвано это спецификой корейской системы социальной мобильности, признающей только один путь наверх - через образование, доступ к которому весьма конкурентен. В этих условиях ребенок очень рано начинает ощущать ответственность за свои поступки и уделяет занятиям - как школьным, так и внепрограммным - намного больше времени и сил, чем дети в неконфуцианских странах. Нацеленность на учебу, как отмечают корейские социологи , особенно характерна для детей из городских семей , в деревне к этому отношение более спокойное.

Разумеется, такая жизнь оказывает на маленького человека выматывающее воздействие, однако она же и воспитывает в нем работоспособность и волю.

Поддерживаются и пуританские традиции в воспитании детей . Большинство средних школ Кореи - раздельные , мальчики и девочки учатся в разных школах, что опять- таки отвечает требованиям традиции. В высшем корейском обществе принято воспитывать мальчиков отдельно от девочек.

Воспитание детей в определенных традициях, подготовка к самостоятельной жизни для корейцев считалось священным долгом родителей. Весь уклад их жизни традиции и обряды направлены на формирование определенной направленности личности. От поведения детей полностью зависели моральный и социальный статус семьи.

Источник : SITEISTOK

Доброго дня желать не буду... Потому как я сегодня злая... Очень...

Со стороны я выгляжу примерно так:

В душе я очень добрая... ООООЧЕНЬ добрая) Но некоторых вещей мой скромный мозг не понимает...

Например, мне кажется странным, что воспитатель в детском саду просит не дарить цветы, а подарить деньгами...

Опачки, это что-то новенькое...

А завтра нам назовут фиксированную сумму и воспитателю, и заведующей, и плотнику?

Или я зря кипишую? От 150 р. я не обеднею... Но сам факт!!!

Всегда сдаю на подарки: цветы/конфеты/кофе... На все садиковские нужды - без вопросов...

Да в целом я всегда поддерживаю воспитателей, учителей, т.к. работа адская. На помощь няне тоже регулярно сдаю... Если что-то в группе просят - помогаю по мере возможностей. Без повода никогда не возбухаю!

Но я не могу уложить в своей голове, почему нельзя сдать по 150 рублей и купить цветы и шоколадку... В группе мне ответили, что это кощунство, ибо зп у воспитателя маленькая, а цветы за 4000 (это со всей группы) - это шибко жирно...

Если правильно понимаю, то подарок - это знак внимания и делается он не с целью поправить фин. положение (в случае с дс). Это взятка, не? Тем более, что об это воспитатель попросила сама...

Я уж лучше сама куплю цветы - от себя лично (если успею утром, если нет, то будут конфетки... вкусные и приличные, ежели что)))

Итак, вот она я, та самая грымза-нищебродка, которая зажала 150 рублей...

А вы что дарите воспитателям?
Давайте поболтаем)

342

Двухметровый крокодил с улыбкой Моны Лизы

Добрый день, девочки и немногочисленные мальчики.
Решила поинтересоваться вот таким вопросом. Играет ли внешний вид, в частности прическа, какую-либо роль в карьере?
Дело в том, что я после многих лет работы "на дядю", начала работать на себя. Работа моя связана с людьми. Работаю с гос. организациями разного уровня и судами. Работа бумажная,но достаточно часто приходится лично контактировать с людьми. За людей я отвечаю.
Долгое время у меня была крассическая прическа, длинные прямые рыжие волосы. Недавно я сделала короткую стрижку, достаточно смелую, с бритым затылком и висками. И вот хочу покрасить волосы в ярко рыжий, практически апельсиновый, цвет, у корней чуть темнее, с растяжкой цвета. Но вот боюсь, что меня с такой прической перестанут серьезно воспринимать и это скажется на моей работе.
Кто что думает по этому поводу?

338

Аноним

Ребёнок на больничном за месяц второй раз. Как-то зимой особо не болел, а вот в феврале заболел 2 раза. Я работаю, меня отпускают без проблем. Прошлую неделю сидели спокойно. Сейчас он уже на антибиотиках получше себя чувствует и ему скучно, и меня от монотонности начало клинить. Моя мама прошлый больничный посидела 2 дня с ним и 1 день в начале недели, теперь не хочет (она не работает), просто ей не нравится дома сидеть с детьми, скучно (со мной вообще не сидела,только бабушки, я даже жила у бабушек до 7 лет). Муж на работу, больничные не берет, эту неделю вообще работает без выходных, включая воскресенье. Мама не хочет, муж не может. Остаётся только мне. Я понимаю я же мама
Но хочется взрослого общения на работе уже, чтоб не дёргали каждую минуту (ребёнок сам играть не любит, всегда со мной болтает, даже в туалет приходит), мама приходит днём к нам на часик полтора, чтоб я в магазин сходила и уходит отдыхать, у неё свои дела. А у меня какой-то психоз начинается от рутинного сидения дома..

231

Лена Ленина

Итак поскольку давно ничего не покупала из бытовой техники и технологии далеко ушли вперед смотрю на холодильники и плиты и думаю, а что брать то?? Чтобы и не разорится и качественно. Может что посоветуете...??
Интересуют - холодильник (ноу фрост он нужен и сенсорное управление), варочная панель (пока я определилась, что должна быть индукционная), духовой шкаф (с системой самоочистки или это лишнее вообще), особо интересуют пылесосы ручные (вертикальные) какой лучше выбрать, ну кроме Дайсона)) Какую фирму лучше брать по соотношению цена и качество (но этого дома в основном был бош, но цена у него сейчас кусучая)
Принимаю советы и отзывы и фото если есть))))

199

Львица Страстная

Виртуальная реальность (VR) нам знакома давно-еще с 90-х годов. Но сейчас такие технологии- как поменялась компьютерная графика! Интересно, что VR давно используется в психотерапии. С ее помощью можно моделировать для пациентов опасные ситуации, создавать сцены и тревожных воспоминаний.
Эксперименты разные:
* Больным аутизмом предложили погрузиться в пугающую их ситуацию, которую смоделировали в VR. Один боялся пауков, другой-маленьких детей, третий -просто людей. После в реальности проверили- 5 из 8 успешно справляются со своей фобией!
**Был проведен эксперимент с больными депрессией. Известно, что у таких людей занижена самооценка. Вот для создали такую VR, где пациент сначала отождествляет себя взрослым, который должен утешить плачущего ребенка А затем воплощается в самого ребенка, и утешают уже его. Итог- у 60% процентов уровень патологической самокритики заметно снизился. И эффект сохранялся до 4 недель
Спецы утверждают, что VR контролируется специалистом! Когда меня на горе Эверест будет преследовать клоун из "Оно" - меня спасут! Верю верю))) (у меня страх высоты и клоунофобия)
VR входит в нашу жизнь и...весна! Ватрушка болтательная... Вы бы согласились на эксперимент с VR? А не боитесь? Газонокосильщик Кинга тоже не боялся и "помогал")) Весна для вас полна надежд? Или серость и "собачьи радости" на улице все портят?

167

OKL

Дорогие девушки! Тоже решила описать свою ситуацию. Просто не могу для себя найти решение. Нужен совет. итак, по порядку. Я ушла от мужа 3,5 года назад. Убежала из нашей огромной квартиры с сыном в двушку. Причин было много. 17 лет брака. Попытка развода уже была, но решила дать еще один шанс. Не получилось. Ушла. Мне стало намного, намного легче. Просыпаться и засыпать счастливой, это оказывается очень важно в 44 года. Как вы понимаете, одно но... наш сын. Он очень сильно страдал, плакал, болел. Сначала отец перестал с ним общаться. Совсем. Не отвечал на звонки, сам не звонил. Потом поменял замок в квартире и сын не мог заходить к себе домой.Сыну было 10 лет. Как он плакал... Через несколько месяцев бывший муж позвонил сыну и они хоть как то начали общаться. Но в это время появляется моя подруга. Она начинает заходить к бывшему и активно строить отношения. Бог в помощь. Только у нас сыновья учатся в одной школе и жили в соседних подъездах. Тоже ладно. Но она юрист и тут начинаются судебные дела по разделу имущества. Первым делом они продали часть нашей квартиры и слили деньги. Доходило до того, что отец бывшего мужа подавал на меня в суд, что я якобы брала у него в долг деньги 16 лет назад... Суды тянутся до сих пор. Боевая подруга активно принимает участие в судебных делах. Постоянно придумываются новые иски. Раздел дошел до банкротства бывшего мужа. Никак не хотят они отдавать деньги и имущество. Бред, но и так бывает. Как сын в этом всем. Очень плохо. Он все это видит и уже все понимает.Отец практически не общается. Алименты платит минимальный прожиточный минимум. Это владелец строительной компании)))) С семьей отца мальчишка практически не общается. Сейчас уже и сам не тянется. в этом году ему 15 лет. Но при этом бывший муж инициировал судебное дело о порядке общения с сыном и мы заключили мировое соглашение, что каждую неделю 2 дня сын с ним и в отпуск ездят вместе. Ни разу он не забрал его к себе. Ни разу не взял с собой на отдых. Но копию решения суда сыну вручил в руки. Сейчас встречи раз в месяц-два по 1,5 часа. Сын не знает, где живет отец. Друзьям сын говорит, что не любит и не уважает отца. Еще:бывший муж запретил мне ему звонить, писать. Когда у нас проблемы (здоровье, учеба, поведение) , он просто нас игнорирует и не отвечает мне на сообщения. Сейчас я перестала его беспокоить и справляемся своими силами. Я очень рада, что хотя бы материально не завишу от этого человека. Мне очень сложно с сыном. У него перед глазами жуткий пример отношения к жене, семье, ребенку и своим обязанностям. Я понимаю, что его нынешней совсем не нужен наш сын, так как мальчишки выросли вместе. Недавно они переехали из нашего дома. Мы не знаем куда. Они правы, здесь им сложно жить. Все соседи знают нашу историю и им обоим нечем гордиться. Я не знаю, как воспитывать сына. Мой папа уже в возрасте. Он старается, конечно. О новом браке даже думать пока не могу)))))

154

«Всего пять лет назад в интернете практически не было информации о современной Корее»

Мы задумались о переезде в Южную Корее, когда мужу предложили место в компании Samsung Electronics. Это произошло еще до рождения нашей дочки, поэтому мы решили повременить: у меня были определенные планы на роды и на то, как мы проведем первые месяцы после рождения ребенка, а у мужа - на работе в Санкт-Петербурге. Нам всегда импонировала восточная культура, хотелось понять и прочувствовать ее изнутри. Поскольку мы любим ездить, причем наши путешествия не ограничиваются отпуском в несколько недель, а Корея тогда уже славилась бурным экономическим и индустриальным развитием, безопасностью и комфортом, то через полтора года после первого приглашения, осенью 2010 года, мы все-таки решились на переезд.

Любопытно, что всего пять лет назад в интернете практически не было информации о современной Корее: о жизни и быте корейцев, о специфике проживания иностранцев. Ездили туда гораздо меньше, чем сейчас, писали об этом тоже не много, а сообществ любителей Кореи и в помине не было, они стали появляться аккурат через год. Помню, как удалось найти блог русского программиста, который помог сориентироваться по вопросам, связанным с климатом и питанием, - эти моменты, как выяснилось позже, стали самыми сложными для моей адаптации.

Очень обрадовалась, когда нашла на форуме петербургских родителей одну-единственную тему в разделе о жизни за границей, посвященную как раз проживанию в Корее. Ее создала и поддерживала мама теперь уже троих деток, кореевед, прожившая в этой стране около восьми лет и отзывавшаяся о ней с большой теплотой. Мы подружились, и я до сих пор читаю ее блог , в котором сейчас она уже пишет о жизни с детьми в Канаде.

Об адаптации:

«Не было ощущения, что я попала на другую планету»

Первое впечатление от Кореи, неизученной и непонятной, оказалось приятным и оптимистичным. Страна приняла нас, я как будто попала к себе домой. Отличия не смущали и казалось, что тут все сделано и существует для того, чтобы окружающим было комфортно, в том числе и психологически. Корейцы - народ деликатный, а сама страна - это страна комфорта. В этом смысле ей нет равных. Располагала также доброжелательность и спокойная атмосфера: на улицах и в общественных местах детям все время улыбались, махали им рукой и подходили, чтобы поприветствовать и сказать пару приятных слов. Дочка стала больше улыбаться на улице, сразу же научилась в ответ махать ручкой.

Не было ощущения, что я попала на другую планету, как говорили знакомые. Технологии и индустриальное развитие воспринималось как должное: наконец-то, все в городах сделано с умом и для удобства жителей!

Фото предоставлено Майей

Мы очень любили бывать на традиционных корейских праздниках в национальных стилизованных деревнях, особенно на Чусок - Праздник Урожая в октябре. Очень полюбились буддийские храмы, встречавшиеся как в деревнях и горах, так и в самом центре мегаполиса.

В Корею едут с удовольствием и, при возможности, надолго. Причем туда приезжают высококлассные специалисты из России и Канады, США и Австралии. Причины просты: в «Стране утренней свежести» высокие зарплаты и приличные бытовые условия для иностранных профессионалов, отлично налаженный общественный транспорт и доступные машины для личного пользования, хорошие дороги с прекрасными развязками и чистые, зеленые, безопасные улицы.
Также дешевый и качественный общепит, шоппинг, прекрасная медицина, оборудованная по последнему слову техники, лицензированные клиники и центры традиционного лечения. Помимо этого, дешевые детские садики с неплохими образовательными программами и школы, неагрессивность корейцев, их вежливость и ненавязчивость в личных контактах, возможность иностранцу жить в Корее так, как он хочет, самому регулируя степень интегрированности в среду (молодые корейцы с удовольствием практикуют английский, легко знакомятся на улице с иностранцами - просто из интереса и любопытства).

Фото предоставлено Майей

Трудности и странности местной жизни преодолевались легко. Единственное, я сразу же не приняла местную кухню, даже не столько из-за остроты, сколько из-за сочетания специфического запаха ограниченного набора специй, обилия морепродуктов и непонятной мне простоты блюд, лишенных воображения и какой-либо эстетики. Готовила я дома, а дочка докармливалась грудным молоком, так что проблем не возникало. Самое главное - это было найти гречу по приемлемой цене.

Но подводные камни и парадоксальность корейской жизни осознались чуть позже. Было сильное различие между тем, как мы ощущали себя, только приехав в Корею, и тем, как мы почувствовали себя там через год. Поначалу казалось, что все лучшие ожидания оправдываются. Позже, по мере узнавания страны, все больше ощущалась тоска и грусть по тому, чего в Корее не найти, то есть по высокой культуре, изысканной кухне, потрясающей архитектуре, философии и музыке, бескрайним просторам, диким лесам и прозрачному осеннему воздуху.

Об образе жизни и о воспитании детей:

«Жизнь в семье немыслима без соблюдения четкой иерархии»

Что мне запало сразу в душу - это отношение к маленьким детям. За первый год жизни считаются 9 месяцев, проведенные ребенком в утробе матери. И отсчет возраста ребенка происходит с момента зачатия, а не появления на свет. Это в корне отличается от западного отношения к нерожденному существу, который впитывает на тонком уровне любовь и тепло матери еще до появления на свет.

Маленьких детей воспитывают либерально. Ребенку, не достигшему 5–6 лет, позволяется очень многое. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью и редко плачет. К слову, переноски для детей, слинги и эрго-рюкзачки появились в Корее, как и в Японии, намного раньше, чем на Западе, - просто здесь всегда носили детей на руках, в перевязи, позже в слинге. Бодрая веселая корейская бабушка, несущая своего внука 2–3 лет на спине - это обычное явление. Никогда не видела наматывающих круги по двору скучающих мам с коляской. Коляски берут с собой в дальние поездки на семейные выходные или выносят на балкон и укладывают в них спать детей. В основном мамочки с малышами в эрго-рюкзачках собираются и вместе отправляются в парк, в местный ресторанчик или по магазинам.

Фото предоставлено Майей

Корейская мама не станет приучать ребенка спать в его собственной кроватке, позволяя ему плакать несколько ночей подряд. Ребенка стараются успокоить любыми способами. У детей (за исключением очень бедных семей) всегда горы игрушек. Ребенку в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, он является объектом всеобщей любви. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного собеседника.

Основа корейского воспитания - это уважение к старшим и трудолюбие. Жизнь в семье немыслима без соблюдения четкой иерархии. Младшие подчиняются старшим, дети - родителям, женщина - мужчине. Какими бы эмансипированными ни были современные кореянки, а они за последние годы добились в этой сфере не малых успехов (недавно избранный президент Кореи - женщина), но главой семьи остается мужчина. Немало жен, находящих массу способов вить веревки из своих мужей, но на людях иерархия все равно будет соблюдаться.

С самого раннего возраста детей учат обращаться к старшим членам семьи, используя специальные уважительные формы. Младший не может называть старшего по имени или тем более обращаться на «ты». Необходимо, чтобы ребенок с малолетства знал, как важна семья. «Одной рукой в ладоши не хлопнешь», - говорят корейцы. Быть вместе, поддерживать семейные связи и отношения, даже если это не просто, осознавать, что люди нужны друг другу, - этому стараются учить в семье, детском саду и школе.

Фото предоставлено Майей

Есть интересная особенность в воспитании девочек. Традиционно в странах Дальнего Востока было не принято учить девочку секретам домашних дел или ремесел. Это считалось не только ненужным, но и даже вредным. Девочек рано выдавали замуж и они учились всему в своих новых семьях. Сейчас девушки чаще выходят замуж ближе к 26, и подобное наследие традиций воспитания иногда приводит к неадекватности некоторых взрослых корейских женщин или к их некоторой инфантильности. Например, мы с удивлением наблюдали, как знакомые мамы-кореянки угощали гостей пиццей и колой. И это было продиктовано не дефицитом времени, поскольку годовалые дети находятся в это время в детском саду. Это, скорее, норма, чем исключение.

Детей учат не драться, а «давить базаром». Я ни разу не видела дерущихся корейских детей. Знакомая мама рассказывала, что это единичные случаи. Конфликты они решают разговором: кто первый словами или криком доведет собеседника до слез.

Корея - это страна домохозяек (в хорошем смысле). Большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками очень привязаны к матерям.

О строгости и роли образования:

«Нынешние корейские дети зачастую заняты больше, чем взрослые»

Корея - очень бурно развивающаяся и быстро меняющаяся страна. Тем менее, форма воспитания остается во многом традиционно строгой. Телесные наказания были в большом ходу во всех корейских школах еще лет десять назад. Сейчас и палки, и телесные наказания официально запрещены.

Традиционные школы существуют и сейчас, но сегодня это, скорее, культурные центры, где дети и учителя надевают национальную одежду, изучают старинные ремесла, каллиграфию и другие традиционные предметы.

Фото предоставлено Майей

Детей учат соблюдать общественные нормы поведения - благодарность, извинение, почтение к старшим. Быть не как все, привлекать к себе внимание считается неприличным. В таких случаях, конечно же, ставят в пример других. Но используют именно положительные примеры, а не отрицательные. Но в качестве отрицательных могут привести нас, европейцев, и сказать ребенку: «Ты что иностранец? Почему ты так себя ведешь?». Это в порядке вещей, но не демонстрируется.

При всей своей любви корейские родители очень много требуют от детей. В первую очередь, это касается учебы, поскольку на хорошую работу в Корее могут рассчитывать только выпускники лучших университетов. А чтобы поступить в один из них, надо очень хорошо учиться. Тем девочкам, которые хотят стать домохозяйками, не проще: на отличную партию может претендовать только обладательница высшего образования. Поэтому корейские дети мало играют и много занимаются. И на то, чтобы общаться друг с другом, у них просто нет времени.

Чаще всего уже в садике у детей много занятий. В школе безоблачное детство резко обрывается. Нынешние корейские дети, которым приходится помимо школы посещать еще различные курсы, зачастую заняты больше, чем взрослые. Почти каждый школьник берет дополнительно частные уроки. Немного расслабиться им удается лишь в редкие часы досуга, сидя у компьютера. Приблизительно после пятого класса режим среднего корейского школьника выглядит так: в 7:30 школа (начало занятий варьируется), после школы дополнительные занятия и курсы до 9–10 часов вечера. Многие дети продолжают заниматься во время каникул.

Фото предоставлено Майей

Ни один год идут дискуссии о том, что школьники переутомлены, лишены детства. Но большинство родителей по-прежнему считает, что все это ради детей и что это необходимо для того, чтобы они добились успеха в жизни. Постоянная конкуренция и постоянная борьба за выживание.

Вообще, жесткое давление на ребенка, который с детства должен соответствовать предъявляемым ему требованиям, много работать и отвечать за свои поступки, весьма характерно для корейской педагогики - как семейной, так и школьной. Подавление нестандартного поведения имеет и свои теневые стороны, так как ребенок приучается к конформизму, а его способность к оригинальным решениям оказывается заметно ослабленной. Это сказывается на работе крупных корейских компаний и становится одной из причин необходимости привлечения иностранных специалистов к сотрудничеству.

О дошкольном воспитании и детских садах:

«Традиционное корейское воспитание отличается ярко выраженным духом коллективизма и беспрекословным послушанием старшему»

В Корее возникла целая индустрия образования для дошкольников. Очень много развивающих групп и занятий, игр для маленьких и самых маленьких. В магазинах продается великое множество разноцветных книжек, можно купить там и образовательные игры (например, головоломку в виде карты Кореи), и даже записанные на кассетах образовательные детские песенки (таблица умножения или корейский алфавит).

Детский сад по-корейски - это нужно и полезно. Здесь ребенок должен приучаться не сильно выделяться и жить в сообществе, где царят единые правила и законы для всех. С недавних пор базовый сад полностью оплачивает государство, поэтому родители платят только за дополнительные уроки, но они не обязательны.

Фото предоставлено Майей

Существует два типа базовых детских садов - «ориничип» и «ючивон». В первом может быть очень мало занятий и это то место, где могут просто посидеть с детьми и предоставить площадку для игр. В Корее сейчас много английских детских садов, считается, что отдавать туда ребенка - это престижно.

У корейцев также востребованы ясли, поскольку декретный отпуск длится всего 3 месяца после рождения ребенка. При этом для всей Южной Кореи характерно, чтобы женщина не работала после рождения малыша, а посвящала себя дому и семье.

Детей принято отдавать в сад, даже если мама не работает. Кто-то ходит с 1,5 лет, кто-то с 3-х лет. К детям, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад в 3 года, относятся довольно терпимо, вопросами и нравоучениями не донимают - ведь у них не принято демонстрировать и навязывать свое мнение, нарушать личные границы. Если рядом есть бабушки, то они возятся с детьми до 2-х и даже до 3-х лет. Но это бывает редко, так что найти днем на площадке ребенка, который не ходит в детский сад, сложно.

Фото предоставлено Майей

Корейские малыши начинают учиться с 2–3 лет чтению, счету, музыке, балету и рисованию. Воспитатели садика ведут корейский и общеразвивающие занятия. Музыку, английский, физкультуру, балет, рисование ведут только профессионалы, приглашенные со стороны. Занятия длятся по 20 минут. В день может быть три-четыре занятия по 20 минут: два с воспитателем и два с профи.

Во всех садах без исключения регулярно устраиваются выезды с детьми в зоопарк, музеи или спортивные комплексы, а также на экскурсии и просто прогулки. У каждого садика и школы есть своя яркая и удобная форма для таких выездов. Эти выезды входят в программу дошкольного образования. И они действительно нравится детишкам. Если едут в зоопарк или даже в музей, а погода хорошая, то обязательно устраивается пикник. Но у корейцев даже во время выездов на природу все тщательно спланировано: свободного времени детям не дается, они строго соблюдают программу, составленную воспитателем.

Воспитатели в садиках доброжелательные и терпеливые. Если строят детей, то строго, но по-доброму. На детей не кричат. При встрече детей целуют, обнимают и всячески показывают, что рады их видеть. При этом дети их слушают и на экскурсиях держатся рядом. Воспитатели регулярно проходят повышение квалификации.

Для корейцев образование, как я упоминала, превыше всего, поэтому качество сада оценивается по тому, насколько хорошо и много там учат. В первую очередь в интеллектуальном плане, а эмоциональное и творческое может идти бонусом. Мало в каком саду детям дадут полную свободу творчества (хотя бывает эпизодически). При этом во многих детских садах используются некоторые принципы Монтессори: есть среда, есть коврики, можно взять пособие, поиграть и поставить на место.

Фото предоставлено Майей

Вообще, система Монтессори пришла в Корею из США и чаще встречается в иностранных или христианских школах, тесно связанных с протестантской церковью. Традиционное корейское воспитание отличается ярко выраженным духом коллективизма и беспрекословным послушанием старшему, поэтому оно вступает в противоречие с Монтессори-педагогикой. В связи с этим Монтессори не так популярно в Корее, как, скажем, частные английские сады.

Монтессори-садики, о которых мне довелось узнать, не поразили меня существенными отличиями от обычных корейских детских садов. Единственное, что всегда присутствует в них - это дидактические Монтессори-пособия. В остальном все выглядит обычно. Представить себе в корейских садах ситуацию, типичную для Монтессори-педагогики, при которой часть детей собралась с учителем на какие-то занятия, а часть занимается, чем хочет, очень сложно. У меня создалось впечатление, что такое поведение для корейцев находится за рамками представлений о нормальном. Есть коллектив и этот коллектив чем-то занят под руководством старшего. Если ребенок к этим занятиям не присоединяется, то это как минимум странно.

В названии чуть ли не каждого Монтессори-садика в Корее встречается слово Art, которым тут обозначают все, связанное с изобразительным искусством. Считается, что система итальянского педагога предназначена для развития именно художественных способностей. Мол, любит ваш малыш делать что-то руками, лепить, рисовать и прочее, отправляйте его в Монтессори-группу. Причем мнение это бытует не только среди родителей, но и среди педагогов. Получается, что для развития, скажем, математических способностей свобода не нужна, а вот творческим личностям пригодится. С этим можно было бы поспорить, поскольку метод Монтессори - это система развития личности в целом, а ее цель - выявить в ребенке все его изначальные способности, а не какие-то заранее заданные родителями.

Несмотря на противоречия, перекликающиеся идеи у метода Монтессори и традиционного корейского воспитания, основанного на конфуцианстве, определенно есть. «Учитель растет вместе с учеником», «Когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца», - говорил Конфуций.

Об адаптации ребенка:

«Было заметно едва уловимое игнорирование корейскими детьми иностранных детишек»

Наш переезд выпал на канун дня рождения дочери, когда ей исполнился год. В тот момент все прошло замечательно, несмотря на то, что дочка после перелета на неделю перепутала день с ночью. С этим мы легко справились. Во всем остальном неудобств не было. В этом возрасте дети, как правило, еще очень сильно привязаны к родителям, и социум как таковой их не сильно беспокоит.

Здоровая доброжелательность и спокойная атмосфера способствовали практически незаметной адаптации. Мы сами варьировали степень интеграции в среду, не форсировали. Готовили в основном дома. Корейскую пищу она не полюбила, но отдельные продукты ест с удовольствием: например, водоросли, неострые корейские супы с водорослями и удоны, рис с кунжутом и овощные роллы. В Корее ей полюбилась, скорее, японская еда, она не острая и легче воспринимается для европейского ребенка.

Фото предоставлено Майей

Самое сложное началось позже, ближе к трем годам. Чем взрослее становилась дочь, тем сложнее проходила адаптация. Было заметно едва уловимое игнорирование корейскими детьми иностранных детишек. Пожалуй, самое сложное в Корее, помимо ощущения изолированности от всего мира, - это изучение языка. Для того, чтобы ребенок заговорил на корейском, нужно пойти в сад, развивающие центры и частные педагоги не дадут результата. В саду дети начинают говорить через год. В наши планы не входило отдавать ее в детский сад раньше 3-4 лет. Поэтому было понятно, что интегрироваться вряд ли получится.

Со временем сложнее стало жить на два дома, при этом поддерживая и прививая русскую культуру ребенку и обеспечивая адекватное пространство в стране другого уклада. Это психологически непросто осознавать, что ты живешь в двух разных странах, находящихся на разных концах огромного континента. Учитывая, что практически все русские семьи выезжают на родину по крайней мере раз в год (обычно на летние каникулы), мы проводили большую часть времени в родном Петербурге и нельзя было не заметить, что ей больше нравится проводить время на родине, чем там. В Корею каждый раз летели с радостью, но исключительно из-за того, что «к папе».

Фото предоставлено Майей

К двум годам, когда еще она не готова была к детскому саду, а деревни привязанности такой, как в Петербурге, обеспечить было невозможно, я задумалась о создании домашнего детского сада среди мам русского сообщества. К сожалению, поддержки не оказалось и мы ограничились эпизодическими встречами и еженедельными русскими обедами. В 3 c небольшим года мы начали посещать англо-русский детский сад Appletree kindergarten.

Из нашего опыта можно сделать несколько выводов. Во-первых, стоит помнить, что адаптироваться в Азии намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Особенно человеку с либеральными взглядами. Во-вторых, ностальгию по своей родине, даже если вам было неведомо это понятие, как мне до переезда, никто не отменял, и хорошо, если есть возможность посещать родные места хотя бы два раза в год. Перелет в Корею составляет 9 часов, и даже при самом оптимистичном настрое через несколько лет от таких перемещений устаешь. И в-третьих, в Корее не так просто ассимилироваться, нужна сильная мотивация. Но с другой стороны, на всю жизнь иностранные семьи здесь редко остаются, в основном это неплохой опыт или временное место пребывания - перед эмиграцией в США или Австралию. Корея до сих пор остается довольно закрытой страной, хоть и очень дружелюбной и миролюбивой.