Воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание в израиле

«Так Господь один водил его». «Смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего».

Основой основ воспитания в Едеме была семья. Адам был сыном Божьим (см. Лк. 3:38) и от своего Небесного Отца получал наставления. Школа первых людей, по существу, была семейной школой.

В Божественной системе воспитания, адаптированной к человеческим условиям после грехопадения, Христос является представителем Отца, связующим звеном между Богом и человеком. Он - великий Учитель человечества. Именно Он изначально задумал, чтобы в людях отобразился Его образ, чтобы семья была школой, а родители - учителями.

Воспитание в семье превалировало во времена патриархов. В семейных школах Бог создавал самые благоприятные условия для развития характера. Люди, руководимые Им, следовали тому плану жизни, который Он определил ещё в Едеме. А те, кто отвергнул Бога, строили себе города, жили в них, упиваясь роскошью, великолепием и пороком, что и сегодня отличает современные города, делая их и гордостью мира, и его проклятием. Люди, твердо следовавшие Божьим принципам жизни, всегда жили среди полей и холмов, они были земледельцами, скотоводами и пастухами, и в своей свободной, независимой жизни с её широкими возможностями трудиться, учиться и размышлять они познавали Бога и учили своих детей следовать Его делам и путям.

Таким был метод воспитания, который Бог хотел установить в Израиле. Однако израильтяне, выведенные из Египта, не были готовы сотрудничать с Ним в воспитании детей. Родители сами нуждались в наставлении и дисциплине. Живя в пожизненном рабстве, они умственно деградировали, превратились в невежественных и невоспитанных людей. Они не знали Бога своих отцов и не верили в Него. Среди язычников они сами стали постепенно становиться язычниками. Бог желал поднять их на более высокий нравственный уровень и дать им познания о Себе.

В посылаемых им испытаниях, во всех скитаниях, в голоде, жажде и усталости, в опасности со стороны вражеских народностей Бог стремился укрепить их веру, показать им силу, постоянно ведущую их ко благу. Уча их доверять Своей любви и силе, Он хотел открыть им образец того характера, которого они могли достичь с помощью Его милости.

Драгоценными были уроки, полученные Израилем во время пребывания на Синае. Это был период особой подготовки к наследованию Ханаана. Окружающая обстановка благотворно влияла на осуществление Божьего плана. На вершине Синая стоял облачный столп, который был их путеводителем и затемнял равнину, где люди поставили палатки, а ночью огненный столп заверял их в Божественной защите. Когда они спали, манна с небес тихо покрывала землю вокруг стана. С двух сторон лагерь окружали в торжественном великолепии обширные высоты, напоминая о бесконечности и величии Творца. Человек ощущал своё ничтожество и слабость в присутствии Того, Который «взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис. 40:12). Явлением Своей славы Бог хотел запечатлеть перед Израилем святость Своего характера и заповедей, а также чрезвычайную вину согрешений.


Но израильтяне не смогли усвоить урок. В Египте они привыкли к видимым божествам, и им трудно было понять существование или характер Невидимого. Понимая их желание видеть Того, Кому они поклоняются, Бог дал им символ Своего присутствия. «И устроят они Мне святилище, - сказал Он, - и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8).

Моисею было указано построить святилище по небесному образцу. На горе Бог показал ему модель небесной скинии и все её принадлежности.

Этим Он открыл народу Свой славный характер и желал сделать Израиль средой Своего пребывания. Когда на Синае провозглашался закон, Бог прошел пред лицом Моисея, возгласив: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).

Но они были бессильны постичь величие и любовь Творца. Событие на Синае только убедило их в собственной ничтожности и беспомощности. Другой урок был в скинии, в служении жертвоприношения, и учил прощению грехов народа и возможности благодаря жертве Спасителя иметь жизнь вечную.

Только Христос мог осуществить искупление человека, которое символизировала скиния - это славное строение. Ее стены сверкали золотом, отражающим цвета радуги, на узорчатых крышах возвышались херувимы, благоухал вечнокурящийся фимиам, наполняющий ароматом всё окружающее, священники в белых незапятнанных одеждах торжественно передвигались в глубине святилища между фигурами склоненных в служении ангелов, там обитала слава Праведнейшего. Бог сделал все возможное, чтобы Его народ понял Его план спасения человека. Намного позже об этом написал апостол Павел, вдохновленный Духом Святым:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3:16, 17).

Велика была честь, оказанная Израилю в построении святилища, но такой же великой была и ответственность. Строение несравненного великолепия, требующее для сооружения самых дорогостоящих материалов и высочайшего искусного мастерства, должно было быть возведено в пустыне людьми, только что вышедшими из рабства. Это казалось нереальной задачей. Но Тот, Кто повелел строить, давал торжественное обещание сотрудничать со строителями.

«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселиила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством... И вот, Я даю ему помощником Атолиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31:1-6).

Какой совершенной была эта ремесленная школа в пустыне, в которой были наставниками Христос и Его ангелы!

В построении и устройстве святилища должен был участвовать весь народ. Там была работа и рукам, и голове. Требовались самые разнообразные материалы, и всех приглашали жертвовать по расположению сердца.

В этом труде и пожертвованиях израильтяне учились сотрудничать с Богом и друг с другом. А еще им нужно было приготовиться к духовному построению - Божьего храма в своих душах.

Еще в Египте израильтяне объединялись в свои колена, избирая себе руководителей. С самого начала странствования в обетованную землю Бог давал им уроки воспитания и дисциплины. На Синае Израиль как народ имел уже стройную организацию. Порядок, так четко прослеживающийся в Божьем водительстве, проявлялся в укладе жизни Израиля. Бог был центром власти и правления. Моисей как Его представитель должен был провозглашать законы Его именем. Затем следовал совет семидесяти, затем священники и правители, «и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками» (Втор. 1:15), и, наконец, на специальные должности назначались служащие. Стан израильский представлял абсолютный порядок. Скиния, постоянное место присутствия Бога, находилась в центре стана, а вокруг неё располагались палатки священников и левитов. Каждое колено сосредоточивалось лагерем вокруг своего знамени.

Были установлены незыблемые санитарные правила. Это было обязательно не только для здоровья, но и как условие присутствия среди них Бога. Моисей провозгласил: «Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтоб избавлять тебя... а посему стан твой должен быть свят» (Втор. 23:14).

Воспитание израильтян не исключало все их обычаи. Всё, что способствовало их благу, было предметом Божественной заботы. Даже в питании Бог осыпал их своими благами. Манна, которой они питались в пустыне, содействовала развитию физических, умственных и духовных сил. Однако многие из них не были удовлетворены ограничением диеты и страстно желали вернуть то время, когда они «сидели у котлов с мясом, когда... ели хлеб досыта!» (Исх. 16:3). Всё же мудрость Божьего выбора была очевидной для них, и они не могли это отрицать. Несмотря на условия жизни в пустыне, среди них не было ни одного болеющего.

Во всех их странствованиях ковчег, в котором хранился Закон Божий, направлял их путь. Остановки в пути указывались снижением облачного столпа. До тех пор, пока облако оставалось над станом, они оставались в палатках. Когда облако поднималось, они снова продолжали странствие. Как остановка, так и дальнейший путь торжественно знаменовались. «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань. Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись. Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Чис. 10:35,36).

Странствуя по пустыне, народ получил много драгоценных уроков, и пережитый опыт был запечатлен в песнях. При освобождении от армии фараона всё воинство Израилево объединила песня триумфа. Далеко по пустыне и над морем раздавался радостный припев, и горы вторили эхом хвалебные речи: «Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он» (Исх. 15:21). В дальнейших странствованиях израильтяне часто пели эту песню, ободряя сердца и воспламеняя свою веру. С заповедями, полученными на Синае, с обетованиями Божьей помощи и храня память о Его чудесных избавлениях, запечатленных под Божьим руководством в песнях, распеваемых в сопровождении инструментальной музыки, народ продолжал идти, и голоса всех сливались в едином хвалении.

Таким образом их мысли возвышались над испытаниями и трудностями пути, а неугомонный, непокорный дух смягчался и успокаивался, принципы истины утверждались в памяти, и вера их крепла. Согласованные действия научили народ порядку и единству, сблизили с Богом и друг с другом.

О взаимоотношениях Бога с Израилем на протяжении сорока лет странствований по пустыне Моисей сказал: «Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего», «чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор. 8:5, 2).

«Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орёл вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:10-12).

«Ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии. И дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных, чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (Пс. 104:42-45).

Бог окружил Израиль всеми благами, дал им большие преимущества, чтобы Его имя было прославлено и окружающие народы почувствовали эти благословения. Если они будут следовать путями послушания, Он обещал поставить их «выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии». «И увидят все народы земли, - сказал Он, - что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя». Народы, услышав о всех этих постановлениях, скажут: «Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор. 26:19; 28:10; 4:6).

На Синае Бог представил Себя Моисею как «человеколюбивого и милосердого, долготерпеливого и многомилостивого и истинного» (Исх. 34:6). Закон Божий, данный Израилю, содержал и ясное руководство о правилах воспитания. Отцы и матери среди Израильского народа должны были научить детей этим принципам, воплощенным в Божественном законе. Моисей, направляемый Богом, объявил им: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:6, 7).

Однако Божьи уставы не должны были преподаваться в виде голой теории. Возвещающие истину должны были сами жить по её принципам. Только своей жизнью отражая характер Божий в честности, великодушии и бескорыстии, они могли воздействовать на других.

Подлинное воспитание - это не принудительное наставление неподготовленного и невосприимчивого разума. Необходимо развивать умственные способности и пробуждать интерес учащихся. Для этого хорошо следовать Божьему методу обучения. Тот, Который создал разум и знает его возможности, обусловил развитие человека в соответствии с его дарованиями. В семье и в святилище, через природу и искусство, в труде и веселии, священными сооружениями и памятными местами, ритуалами и обрядами - бесчисленными знаками Бог дал Израилю уроки, содержащие Его принципы и сохраняющие память о Его чудесах.

Обращение к этой «живой» истории производило сильнейшее впечатление на ум и сердце последующих поколений. На примере воспитания Богом Своего избранного народа мы видим, что совершенная жизнь - это жизнь, в центре которой находится Христос. Он благоволит всем тем желаниям и помогает развивать все те способности, которыми Он Сам наделил человека.

Создатель красоты, Сам любитель прекрасного, Бог наделил Своих детей способностью восторгаться красотой. Он предусмотрел также их потребность в доброжелательном и дружеском общении, которое развивает и обновляет радость жизни.

Праздники Израиля занимали не последнее место в их воспитании. Обычно жизнь семьи была и школой, и церковью, родители были первыми учителями в светском и религиозном развитии своих детей. Но три раза в году назначалось время для общественных встреч и богослужений. Эти собрания проводились вначале в Силоме, а позднее в Иерусалиме. Преимуществом присутствовать на праздниках пользовались только отцы и сыновья, но никто не хотел быть в стороне, и поэтому, насколько это было возможно, отправлялось всё семейство; но, разделяя их гостеприимство, там собирались также и чужестранцы, левиты и бедные.

Путешествие в Иерусалим, в простом патриархальном обычае среди весенней красоты, обилия середины лета или славной осенней зрелости, было удовольствием. С жертвами и приношениями благодарности, от седовласого старца до маленького ребенка, они приходили, чтобы встретиться с Богом в Его святой обители. Во время путешествия детям рассказывались истории прошлого, так горячо любимые и старыми, и молодыми, пелись песни, ободряющие путешественников, вспоминались Божьи заповеди, и все это, переплетаясь с благословенным влиянием природы и доброжелательным человеческим восприятием, навсегда запечатлевалось в памяти молодого поколения.

Церемония пасхального служения в Иерусалиме напоминала историю о кроплении кровью, ангеле-губителе и грандиозном исходе из земли рабства. Собрание открывалось вечером, все мужчины стояли с препоясанными чреслами, обутые, с посохами в руках, с «поспешной» едой (см. Исх. 12:11): агнцем, пресным хлебом и горькими травами - и внимали торжественной тишине. Этот обычай тревожил воображение и впечатлял сердце.

Праздник урожая - с дарами фруктовых садов и полей, с проживанием в кущах целую неделю, с вечерами общения, со священными памятными служениями, с щедрым гостеприимством Божьих работников из святилища по отношению к Его детям, странникам и бедным, - объединял всех в благодарении к Тому, Который помог благополучно прожить год и благословил землю плодородием.

Таким образом народ Израиля проводил в благоговении один месяц в году. Это было свободное от забот и трудов время, в истинном смысле полностью посвященное воспитанию.

Ханаанская земля была разделена между всеми коленами Израиля, за исключением только левитов - служителей святилища. Бог хотел и в этом научить Своих детей, а через них и народы последующих поколений, правильному владению землёй. Распоряжаясь своим имуществом, родители не могли продать наследственную землю своих детей, но если все же они вынуждены были это сделать, то в любое время свободно могли выкупить ее. Долги прощались каждый седьмой год и пятидесятилетие или в год юбилея, таким образом вся земельная собственность возвращалась к прежнему владельцу. Каждая семья наделялась имуществом и таким образом была защищена от крайностей - богатства или бедности.

Распределяя землю среди всего народа. Бог предусмотрел занятие, наиболее благоприятное для развития, - заботу о растениях и животных. Каждый седьмой год земля оставалась под паром, а её самопроизвольные продукты доставались бедным. Это был еще один Божий урок. В год отдыха народ имел широкие возможности для разнообразных занятий, общения друг с другом, богослужений и для проявления благожелательности, так часто вытесняемой жизненными заботами и трудами.

Если бы принципы Божьих законов о распределении имущества сохранились в обществе и до нашего времени, насколько иным был бы наш мир! Соблюдение этих принципов предотвратило бы ужасное зло, причиной которого во все века является угнетение богатыми бедных и ненависть бедных к богатым. Это помешало бы накоплению огромного богатства земными властелинами, это предупредило бы такие явления, как невежество и деградация десятков тысяч людей, чей низко оплачиваемый рабский труд способствует увеличению несметных богатств. Это помогло бы мирно решить современные проблемы, которые могут ввергнуть мир в анархию и кровопролития.

Принесение Богу десятины от всех прибытков: от фруктового ли сада и урожая с поля, от садов или от овец и рогатого скота, от умственного труда или ремесла, посвящение второй десятины для бедных и других благотворительных целей приносит благословение и направлено на то, чтобы освежать в памяти людей истину о том, что всем владеет Бог и что они могут быть каналами Его благословений. Такое воспитание искореняет малейший эгоизм и развивает великодушие.

Целью воспитания в Израиле было познание Бога, единство с Ним в ученье и труде, уподобление Ему в характере, - это воспитание родители получали от Бога и должны были передать это воспитание своим детям.

Раннее детство

В Израиле много разнообразных детских садов, куда можно отдать ребенка с полугода. У родителей есть выбор – свои детские сады есть не только у государства, но и у крупных компаний, где может работать кто-то из родителей. Детские сады могут быть с «продленкой» – они называются «маоны», и в их дополнительные услуги, помимо проведенного ребенком в саду времени, входят занятия музыкой и танцами, и шофер, который привозит детей в сад на автобусе и отвозит их домой. Одна из характерных особенностей Израиля – семейный детский сад, который называется «мишпахтон». В детских группах мишпахтона не более пяти-шести детей, воспитание похоже на домашнее, но занимаются малышами непременно профессионалы с педагогическим образованием. Во всех израильских детских садах есть компьютеры и библиотеки, дети ездят на эскскурсии, ставят спектакли, занимаются спортом, а с пяти лет начинают ходить в старшую группу сада (ее посещение обязательно) и готовиться к школе. Читать и писать в старшей группе не учат, но необходимые для школы навыки прививают.
Что можно перенять. В частных детских садах, если ими управляют внимательные, добрые люди, разбирающиеся в детской психологии, ребенку может быть комфортнее, чем в больших группах детей, на которых кричит усталая воспитательница. Иногда друг друга выручают и мамы, собирая несколько детей и устраивая для них прогулки или игры.

Учеба
Младшеклассник может прервать урок и уйти в игровую комнату, а старшекласснику, который дурно себя ведет, могут дать сокращенное домашнее задание – шалости детей и подростков обычно считаются следствием перегрузок. Учителя не оценивают учеников, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном, потому что считают, что это может ограничить детское развитие. На старшеклассников не давят, требуя учиться хорошо – но подростки знают, что плохая учеба может помешать им получить приличный аттестат и поступить в университет. Если упустить момент, то готовиться к поступлению придется за свои деньги уже после армии – в Израиле в армии служат и юноши, и девушки.
Что можно перенять. Версия о позитивном ограничении детского развития довольно интересна – все время повторяя, например, «Ты прекрасно рисуешь», можно направить ребенка в сторону живописи, но, тем самым, не дать ему возможности подумать о том, что музыка ему тоже нравится. Помните, что иногда даже похвала может сузить выбор.

Отношения со взрослыми
Израильские дети заявляют о своих чувствах открыто и не стесняются их. Например, сказать кому-то из родителей: «Ты меня бесишь!» – в порядке вещей, если подросток раздражен. Маленьким детям тоже позволяется кричать и баловаться – но запреты, конечно, в жизни детей присутствуют. В первую очередь они касаются безопасности, и все действия, которые могут принести ребенку вред, строго запрещены: нельзя трогать розетки, нельзя подходить к горящему камину, нельзя перебегать дорогу и так далее. И если ребенок капризничает или дерзит, отказываясь выполнять запреты, ему строго объяснят, что он неправ.
Что можно перенять. В семье обязательно должно быть несколько строгих «нельзя», с которыми все согласны. Если эти правила строго соблюдаются (к примеру, мама никогда не переходит улицу на красный свет и ребенку запрещает это делать), то у детей не возникнет желания их нарушать

Запрет на насилие
Один из главных принципов Израиля в воспитании детей – ненасилие. Шлепнуть ребенка нельзя – и не только, потому что ему будет больно или он будет расстроен, а потому что насилие может породить насилие, и этот ребенок, в свою очередь, может потом кого-то ударить. А все сложности в детском поведении, с которыми не могут справиться учителя, контролируются полицией. Но представители правоохранительных органов всегда приходят в школу в гражданской одежде и ведут доверительные беседы с правонарушителем и его друзьями – часто этого бывает достаточно.
Что можно перенять. Израильские воспитатели уверены, что двухлетнему ребенку уже можно объяснить словами, что можно делать, а чего не следует. Эту уверенность неплохо перенять и другим родителям.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Родители в Израиле с раннего возраста объясняют своим детям, что нельзя пользоваться временными трудностями, чтобы корыстно завладеть желаемыми благами. Они дают объяснение, что существует Бог и Высшие силы, которые постоянно следят за поступками людей и дают им оценку.

Для укрепления послушания не только к родителям, но и старшим, детей приучают постоянно носить кипу и уважать ветхозаветные заповеди и традиции. Такой подход, затрачивает дополнительное время на воспитание, но зато с раннего возраста приучает детей ко взрослой жизни, вырабатывая навыки поиска золотой середины между желаемым и необходимым. Религиозное воспитание очень рано начинает дисциплинировать детей. Положительным примером для них служат в первую очередь родители. Соблюдение Субботы является важной составляющей в жизни каждого израильтянина. В их квартирах и домах всегда можно встретить много ветхозаветных атрибутов, таких как менора, мезуза, ханукия и т. д. Получая воспитание, основанное на религиозных традициях, дети быстро осваивают взвешенное и солидное мышление. Постепенно из таких детей вырастают нобелевские лауреаты, талантливые врачи и расчетливые инженеры. Статистика мировых достижений, созданных еврейским народом более наглядно отражает правильность детского воспитания, нежели единичные эпизоды, массово публикуемые в СМИ.

Система воспитания в Израиле

Система воспитания в Израиле в значительной степени сформировалась еще в период британского мандата в Палестине, причем в ее основе лежали принципы национального воспитания, что обусловило определенный разрыв с традиционным еврейским воспитанием (этот разрыв меньше в системе национально-религиозного воспитания). На воспитание детей большое влияние оказывали молодежные движения (особенно в период до образования государства и в первые годы его существования). В восточных общинах воспитание детей осуществлялось преимущественно в рамках патриархальной семьи, однако переселение в Израиль и приспособление к новым жизненным условиям, как правило, сопровождалось болезненным разрушением традиционного семейного уклада. Хотя семьи европейских евреев в целом легче адаптировались к жизни в Израиле, у них тоже нередко возникали проблемы переходного периода, связанные с отрывом от еврейских традиций и с травмой катастрофы. В этих условиях роль дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждений была решающей, что, однако, часто приводило к конфликту между семейным и общественным воспитанием. Впоследствии вхождение родителей в жизнь страны и смена поколений постепенно устранили разрыв между общественным и семейным

В нерелигиозных кругах синагога утратила прежнюю воспитательную роль; в ультраортодоксальных кругах поддерживается традиционное еврейское воспитание.

Нужно смотреть на каждого ребенка, как на великого человека в Израиле.


(выдержка из Торы – всей совокупности еврейского традиционного закона - от Библии до последних галахических нововведений).

Проблема воспитания детей в Израиле

Иногда поражает поведения детей в Израиле. Детей балуют в школах и родители дома. Когда местные детишки, если им родители отказывали, в чём либо, бросались на пол в истерике. И родители, в конце концов, соглашались и покупали своим чадам то, что те от них требовали.

Правильно ли это идти у детей на поводу и потакать им во всём? Ведь со временем потакая всем детским прихотям можно, потерять контроль над своими детьми. С возрастом запросы детей растут и родители, не всегда смогут их осуществлять. Кроме того, дети должны знать, что не всегда должны получать то, что хотят. Ведь поощрять детей нужно за их хорошее поведение, а не на оборот.

Дети сразу чувствуют, когда родители дают вить из себя верёвки и пользуются этим. Правда это не означает, что надо детям отказывать во всём. Ведь слишком строгое отношение к ребёнку может вызвать у него комплексы. Нужно найти золотую середину в отношениях с детьми.

Из избалованных детей очень часто вырастают люди, которые неприспособленны к жизни. Ведь они привыкли всё в жизни получать просто так. Им очень будет тяжело в жизни добиться успеха. Дети, которые не избалованны, намного легче добиваются успеха.

В школах уважение учеников к учителям практически отсутствует. На уроках ученики разговаривают и очень часто учителя не могут справиться с ситуацией. Были даже случаи физического насилия против учителей. При этом родители на жалобы учителей на своих детей, не всегда реагируют адекватно. Бывает и так, что родители, считая, что их дети не заслуженно получили плохую оценку, подвергают физическому насилию учителей.

Дисциплина в школах действительно хромает, можно сказать даже на обе ноги. Если не будет исправлено положение в Израильских школах с дисциплиной, то скоро учителей в школах будет катастрофически не хватать. Молодые педагоги после университетов всё больше отказываются идти работать в школу.

Социальные службы в Израиле, по первой жалобе детей на родителей, могут лишить их детей, что даёт детям слишком большие права, которые лишают родителей возможности совладать с детьми. Есть родители, которые боятся повысить голос на своих детей, чтобы соседи и знакомые не пожаловались на них в социальные службы.

"Ду... у них нет"

Детей в Израиле не наказывают, им... облегчают жизнь. Представьте: школьник плохо вел себя на перемене. Из-за этого учительница дает ему на дом на две задачи меньше, чем другим детям. Мальчишке неприятно, это задевает его самолюбие. Он обещает учительнице исправиться. “Ну, хорошо, – соглашается педагог. – Я, по секрету от всех, дам тебе еще одну задачу. Но только ты уж меня не подведи, больше так не поступай. Иначе у меня будут большие неприятности”. И у нее действительно могут быть неприятности, ведь таким образом учительница способствовала перегрузке ученика.

В израильских школах предусмотрены даже специальные игровые уголки. Не хочешь вместе со всеми заниматься чистописанием? Никакого принуждения. Пожалуйста, можешь строить крепость из кубиков или запускать машинки. Только долго ли ты там протянешь, в одиночестве и под снисходительно-сочувствующими взглядами одноклассников?

Дело в том, что в Израиле любое невротическое проявление в поведении ребенка расценивается как следствие перегрузки. В Израиле считают: есть только одно объяснение тому, почему ребенок плохо себя ведет, – он не справляется со своей жизнью. А из чего состоит детская жизнь? Из семьи и школы. Значит, надо помочь родителям и облегчить школьную программу ребенка.
Чтобы получить то, что у нас называется аттестатом зрелости, израильскому школьнику нужно набрать определенное количество баллов. При этом ты можешь собрать необходимое количество баллов за счет пения и физкультуры, а физику выучить по минимальному уровню. Раз уж у тебя именно такой склад души. Или наоборот, можешь заниматься все школьные годы одной химией и в упор не видеть историю и литературу. Впрочем, этот пример для Израиля как раз совершенно не характерен – приоритет гуманитарного образования там бесспорен, ибо считается, что без него в обществе не прожить.
Продвинутый родитель в Израиле никогда не скажет своему ребенку: “Ты – молодец, нарисовал очень красивую картинку, просто настоящий художник”. Он скажет: “Мне приятно, что тебе нравится твоя картинка”. Или: “Ты недоволен своим рисунком и злишься, что он не получается? Я тебя понимаю...” Родители поддерживают чувства ребенка. И положительные, и отрицательные, тем самым побуждая малыша к самостоятельной оценке, к самостоятельному выбору. И одновременно давая понять, что даже если картинка не получается, ребенок не превращается автоматически в “немолодца”, не становится из-за этого плохим, не оправдавшим родительские надежды.
Школьные учителя в Израиле никогда не дают ученикам характеристики. Даже положительные, типа “ты способный математик” или “у тебя хорошо развито воображение”. О распространенных у нас ярлыках вроде “идиот” или “дура набитая” мы вообще не говорим.
Даже пересчитывать ребят по головам, скажем, во время коллективных экскурсий, используя слова “первый”, “второй”, “третий”, – кощунство. В самом крайнем случае, если иного способа проверить присутствие всех вообще нет, учитель станет считать так: “не первый”, “не второй”, “не третий”... Как будто он полагает, что дать определение, маркировать ребенка – это худшее зло, которое ты можешь ему причинить. А вдруг ребенок решит, что он именно и только такой, каким ты его назвал? Ведь это же зафиксирует, ограничит его развитие.

Израильская школа призвана прежде всего научить ребенка делать сознательный и ответственный выбор, опираясь не на внешнее влияние, а на свои собственные внутренние ощущения и потребности.

Работа полиции

Проблема трудновоспитуемости стоит в Израиле еще острее, чем, скажем, в Эстонии или России. Опять же по объективным обстоятельствам.

Дети там находятся постоянно в состоянии стресса – вокруг идет война, в любой момент они могут погибнуть сами или стать сиротами. Для вновь прибывших очень болезненно проходит процесс адаптации. Представьте, к примеру, психологическое состояние девочки-подростка, отец которой был главврачом в одной из больниц Петербурга, а, приехав в Израиль, зарабатывает подметанием улиц.

Репатрианты (выходцы из других стран, в том числе – стран бывшего СССР – прим.) в Израиле в подавляющем большинстве почти сразу кидаются зарабатывать деньги, подчас забрасывая детей или попросту не имея времени и сил на их воспитание. В то время как на другой стороне улицы разрабатываются специальные террористические программы распространения наркотиков в молодежной и детской среде. К тому же в последнее время в Израиль приезжает все больше таких семей, дети из которых уже имеют печальный опыт знакомства с наркотиками. Если раньше люди ехали туда за будущим, то теперь все чаще – с целью оторвать ребенка от дурной компании.
Как, по-вашему, в таких вот условиях должна действовать израильская молодежная полиция? Напомню, что методы устрашения, принуждения и наказания не приветствуются. Оказывается, эффективнее всего воздействовать на правонарушителя путем создания... доверительных отношений с ним и, главное, с его ближайшим окружением – родителями, друзьями, учителями, одноклассниками.

Все начинается с того, что молодежные работники приходят в школу на встречу со своими потенциальными подопечными исключительно в гражданской одежде. Неофициальная форма одежды как бы уже сигнализирует детям: “Мы здесь не для того, чтобы карать, а для того, чтобы помочь вам решить ваши проблемы”. Полицейские убедительно дают понять правонарушителю и его друзьям, что главная их цель – найти способ, как НЕ возбудить уголовное дело. А вот если все вместе они чего-то не предпримут, чего-то не придумают, его придется-таки открыть.

Таким вот бесхитростным способом окружающие перевербовываются на сторону полиции и начинают ей помогать. При этом ничуть не чувствуя себя предателями. Наоборот, ведь только благодаря им уголовное дело не возбуждается.

А правонарушитель оказывается в одиночестве и, так сказать, в оппозиции к своему ближайшему окружению. Он больше не может спокойно своровать или покурить травку – ведь это уже не поощряется даже в привычном ему круге.

Разумеется, методы воздействия этим не исчерпываются. С этого они только начинаются. Затем вступает в силу огромное количество специально разработанных социально-психологических программ, главной целью которых является не насильственная коррекция поведения, а переориентация трудновоспитуемого.

Еврейскую систему воспитания на 100% можно увидеть только в Израиле, хотя некоторые вещи несомненно используют еврейские мамы по всему миру. В Израиле воспитание детей сильно отличается от привычного нам постсоветского подхода к детям. С боку может показаться, что там доминирует полная иерархия, но это только на первый взгляд. В еврейских семьях царит настолько особое отношение к детям, и они считаются главным в жизни родителей, так как об этом говорится в Талмуде.

После того как у ребёнка появляются зубы, родители не кормят его с ложечки а дают в руки еду и малыш учится кушать сам. Не редко в кафе можно заметить родителей с малышом, держащим в руках куриную ножку, шницель или кусок перца и усердно его поедающим.

Можно себе только представить, что будет с одеждой этого карапуза. Но и в этом вопросе израильские мамы придерживаются очень либеральной точки зрения. Замурзанные дети с продранными футболками и штанами, являются нормой для израильского общества. Ведь не могут ребятишки валяться по траве, прыгать, скакать, кувыркаться, и оставаться при этом чистыми и аккуратными. Еврейское воспитание подразумевает нормой семьи с большим количеством детей. Представьте себе, сколько времени потребуется маме, чтобы каждый раз когда ребенок испачкается, начинать его переодевать, а то и хуже — вести ребенка домой для смены одежды. Ведь материнство — это счастье для каждой израильтянки, а не повод для дополнительных переживаний и криков.

Еврейские дети выполняют реальную работу

Еврейские родители ожидают от своих детей, что те будут ответственно выполнять положенную на них работу. Если ребенку поручили купить молоко и муку, позаботиться о младших братьях и сестрах, то он обязательно выполнить задачу не хуже взрослого.

В Израиле старшие дети возят малышей в коляске, отводят и забирают младших из школы. Когда 10-летнему мальчику учителя говорят довести домой несколько ребят по 8 лет из школы, он даже не поведет бровью, так как для него это серьезное и обыденное задание.

Отправить ребенка в магазин, чтобы забрать некоторые вещи, считается рутиной уже в возрасте 4 лет. Но будьте осторожны! В Израиле дети имеют право самостоятельно переходить улицу с 9 лет. Каждый израильский ребенок знает это и относится серьезно к выполнению правила.

Это не значит, что младшие дети не могут ходить и гулять самостоятельно, просто они должны ждать взрослого или старшего ребенка, который поможет им пересечь улицу (может это будете вы!).

Еврейское воспитание и похвала

В еврейском воспитании похвала — это одна из ключевых особенностей общения с детьми. Их надо хвалить по любому, пусть даже мизерному поводу. Таким образом, малыш хочет пробовать что-нибудь новое и при этом не боится совершить ошибку. Ведь, каким бы ни был результат, родители его похвалят как минимум за совершенный труд.

Такое отношение также воспитывает личность, сделает ребенка счастливым. Конечно, при этом не надо доходить до исступления и биться в приступах экстаза, если ребенок нарисовал первого поросенка, который больше походит на енота. Но похвала должна быть, особенно в присутствии других людей.

Похвала - самое сильное средство в воспитании. Каждая мать хвалит свою кровиночку. Она восторгается первыми шагами и словами, рисунками, поделками и вокальными данными своей крохи. Всевозможные словесные похвалы дополняются поцелуями и даже аплодисментами. При этом, про достижения ребенка мать рассказывает всем родственникам и знакомым.

Но дети не всегда ведут себя замечательно. Порой они могут наделать серьезные пакости: подраться, разбить стекло в соседском окне, поломать мамины тени. Даже в таких ситуациях никогда израильская мать не скажет: «Ах, ты, дурёха, что ты натворила…». Она может сделать выговор в таком стиле: «Как могла такая умная девочка, как ты, сделать такую пакость…».

Даже в школах, если поведение ученика начало портится, или успеваемость стала понижаться, его не отчитывают перед всем классом и не отправляют к директору. Такие действия объясняются переутомлением. Единственный способ уменьшить нагрузку на школьника - сократить или отменить домашнее задание (все зависит от степени непослушания). Для учеников младшей школы сделаны специальные уголки с игрушками. Если ученик не слушается или просто не хочет заниматься на уроке, то учитель отправляет его в такой уголок. Там, в одиночестве, среди игрушек, ребёнок и осознает свою ошибку.

Самый ценный пример - родители

В еврейских семьях родители показывают свою любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так дети чувствуют себя защищенными в безопасности. Когда они вырастут — будут проецировать отношения родителей в свою новую семью.

В семье главная роль отводится отношениям между мужем и женой. Любовь и уважение отца и матери друг к другу формирует будущие модели поведения у детей. С раннего детства воспитание девочек нацелено не на желании жить только для себя. Девочка создана для дома и семьи, все домашние заботы и хлопоты приносят ей только удовольствие. Мальчики с самого рождения впитывают мысль о большой и дружной семье. В будущем они, как и их отцы будут играть и уделять много свободного времени своим детям.

Широко в обществе распространена мысль, что даже самое незначительное слово или мелкий проступок, может сильно повлиять на ребенка и его будущее. Потому, общаясь с детьми, израильтяне постоянно контролируют свои слова и действия. Они ведут себя с детьми максимальной корректностью и не разрешают себе разные глупости и вольности.

Бить ребенка запрещено

В Израиле существует закон, запрещающий какое бы то ни было насилие над детьми. Даже хлопок по «мягкому месту» будет расценивается, как нарушение прав ребенка. А если прохожие заметят, что мать подняла руку на своё дитя, то это может закончиться вызовом полиции и даже лишением её родительских прав. Не редко на улицах города можно увидеть как родитель спокойно смотрит на истерящего на земле ребёнка. Прохожие к этому относятся спокойно и не спешат к малышу на помощь. Ведь могут еще и виноватыми остаться.

С одной стороны дети максимально оберегаются от физического насилия, но с другой стороны родители боясь заявления в полицию от соседей, стараются даже не повышать голос на свою кровиночку. Дети же, чувствуя свою безнаказанность, начинают не только капризничать и «вить из родителе веревки», но и порой хамят родителям и угрожают самостоятельно пожаловаться в полицию…

Самое жесткое наказание, которое может применить мать к своему разбаловавшемуся в магазине малышу - это фраза: «Сядь на пол». И это будет действительно очень суровое наказания, поскольку ребёнок без движения, как птица без крыльев…

В Израиле детей воспитывают все

Другие люди будут исправлять ваших детей, даже когда вас нет рядом. Ну а если вы оказались рядом, то обязательно исправят вас и подскажут, какой стиль воспитания более правильный. Не переживайте, если по пути домой с ребенком вас остановят несколько человек и посоветуют подстричь девочку.

Недавно я видела, как ребенок упал со скутера на тротуар. Он расцарапал колени до крови и плакал. Слетелись не только все пешеходы, образовалась пробка, так как водители останавливались и предлагали помощь. Одна женщина просто дала маме пачку детских салфеток, чтобы помочь очистить ребенка. Я знаю, что если бы это случилось, когда мамы не было рядом, эта женщина сама бы почистила и помогла ребенку.

Недостатком этого является то, что все будут давать вашим детям конфеты, печенье и прочие сладости. Спросить родителей, прежде чем предлагать сладкое в Израиле не принято. Так что, если у вашего чада аллергия или любые другие обстоятельства, вам придется быть не всегда вежливыми.

Дети гуляют на воздухе

В наше время продвинутых информационных технологий, когда почти каждый родитель задавался вопросом о том, как же заставить играть своего ребенка с другими детьми, а не на улице, актуально взглянуть на израильское воспитание.

Израильские квартиры небольшие, а возле домов зачастую есть небольшие сады (ивр. «гина»). Это означает, что самое лучшее место для игр на улице. Еврейские мамы отправляют играть своих детишек в ту же секунду, как они возвращаются из школы. Все свободное время для игр происходит на свежем воздухе.

Почти в каждом квартале есть очень достойная игровая площадка. В Израиле они созданы для развлечений и рассчитаны на широкий диапазон возрастов.

В летний период, когда на улице слишком жарко, дети играют в ночное время, часто даже до поздней ночи.

Родители невидимы

В Израиле нет гиперопекающих родителей. Если вы видите мать или отца торчащих вместе с детьми в парке, скорее всего они олимы (новые в стране) или туристы.

Где родители? Смотрим выше. Они вокруг, как и каждая другая пара глаз в окрестности. Я искренне считаю, что дети являются в большей безопасности, когда целая страна, полная взрослых, наблюдает за ними, чем просто их родители.

Распределение времени

Детям дают время для себя, чтобы они поработали над своими хобби, или просто поиграли и поспали.

Еврейские мамы не расписывают каждую секунду жизни своего ребенка, но всегда учат их графику. Время для себя, занятия в школе, дополнительные курсы и репетиторы – с детства родители воспитывают успевать делать свои активности.

Здесь соблюдается золотая середина: обязательно подготовить уроки, помочь по дому, игра также важный обязательный элемент ежедневной рутины.

Детям позволено все

Когда я была маленькая, всех дядь, теть и друзей родителей называла просто по имени. Так я чувствовала себя наравне со всеми, легко вступала в диалог со взрослыми. Правда, позже в советском пост-пространстве было неловко обращаться ко всем незнакомым на ты и сопричастность к старшим со временем поубавилась.

В Израиле с этим еще проще. Так как в иврите нет обращения на Вы. Все дети будут обращаться к вам по имени. Это дает чувство свободы и принадлежности к обществу.

В Израиле вы не увидите ни одного едущего стоя в транспорте ребенка. Так как дети – наше все, они наше продолжение и им надо отдавать лучшее.

Скорее всего вы уже успели заметить, что израильские детки отличаются от детей из других стран. Весь секрет в особенностях детского израильского быта и в том, как здесь растят детей. Давайте сегодня поговорим об этом подробнее.

Как тут растят детей: израильские можно и нельзя

Мечта каждой мамы, выросшей и сформировавшейся в постсоветских странах, - послушный, аккуратный ребенок, который всегда прилежно себя ведет. Но в Израиле вы таких детей не встретите, потому что, на самом деле, без дрессуры таких детей не бывает!

Самое главное правило израильского воспитания и основная особенность ведения быта с детьми – детям здесь можно почти все, что не вредит здоровью ребенка и окружающих.

Детям можно и нужно кушать все и самостоятельно

Наверное, вы уже успели удивиться, встретив где-нибудь в кафе годовалого малыша, сидящего в детском стуле и самостоятельно жующего шницель, кусок перца или куриную ножку. Детей в Израиле с самого раннего возраста, как только они начинают сидеть, приучают кушать самостоятельно разнообразную пищу, практически все то, что кушают и взрослые. Именно с этого момента в детях начинают воспитывать самостоятельность, да и маме легче, не нужно кормить малыша из ложки до двух, а то и трех лет.

Сквозняки и холодный пол – не проблема

В Израиле во многих квартирах кафельный пол, на который не принято стелить ковры. Так вот детки с раннего возраста привыкают бегать по такому полу босиком. Конечно, ни одна израильская мама не подумает волноваться из-за сквозняка, так как это сущая ерунда, которая, как и холодный кафельный пол, никак не влияет на самочувствие ребенка.

Легкая обыденная неопрятность не навредит

Ребенок в штанах с пятнами, немного надорванная футболка, свисающие сопли – все это совершенно нормально для израильских детей, так как неопрятность естественна для малыша. Добиться опрятности во внешнем виде маленького ребенка можно только с помощью титанических усилий мамы. А для израильской женщины материнство – это радость, а не подвиг. Поэтому пусть у ребенка будут штаны в пятнах, но добрая и счастливая мама!!

Играть, бегать, прыгать и скакать – не просто можно, а нужно

Израильские дети очень подвижные, они постоянно бегают, прыгают, играют, все переворачивают, и мамы им это спокойно разрешают, не приговаривая каждую минуту «сядь, успокойся, хватит». Дети – есть дети, им нужно бегать и прыгать, когда же они еще смогут это делать, если не сейчас, только сейчас это возможно, поэтому не стоит им запрещать резвиться.

Дети много сорят – и это нормально

Дети жуткие неряхи, мы все это знаем, но с возрастом это обычно проходит, малыши становятся более аккуратными. Пока ребенок маленький ему ужасно интересно, что будет, если он перевернет тарелку с супом или бросит на пол кусок курицы, помидор. Малыши мечтают изучить, как работает этот мир. Израильские мамы не запрещают детям бросаться едой и измазывать все вокруг себя во время приема пищи. Ребенок познает мир, и в этом нет ничего плохого, со временем все изменится!

Все значительно проще, чем кажется

Замечено, что израильские мамы очень спокойные. Даже в детском приемном покое больницы, куда они привели своего малыша потому, что ему действительно сильно плохо, они улыбаются и ведут приятные разговоры. Конечно, они волнуются, но они прекрасно знают, что дети – есть дети, они болеют, и это нормально, но сейчас им помогут, и все будет хорошо. Израильские мамы все воспринимают проще, и им не придет в голову думать, что их ребенок подхватил воспаление легких потому, что они плохие мамы и как-то не так ухаживали за ребенком. Они знают, что ребенок заболел просто потому, что заболел, но скоро все наладится, и чем оптимистичнее будет мама, тем быстрее наладится!

Детский быт в Израиле это по привычным для постсоветских людей меркам – полная вседозволенность, но так кажется только на первый взгляд. Детям, действительно, здесь можно многое, но не все, они, действительно, более самостоятельные и свободные, но под чутким и ненавязчивым руководством родителей.