Воспитание детей — дело тонкое: правила, советы. Воспитание ребенка до года

Однажды к психологу пришла женщина и задала вопрос:

Подскажите, а с какого возраста нужно начать воспитывать ребенка?

Сколько ему сейчас? – спросил психолог.

Так вот, вы опоздали ровно на 2,5 года.

Эта короткая, но очень поучительная история касается практически каждой мамы. Наши родители с самого нашего рождения мечтали сделать из нас полноценных личностей. А теперь и мы, сами, будучи родителями, задумались, как воспитать замечательного ребенка?

Единых правил в воспитании не существует. В каждой нации, культуре, родовой общине и отдельно взятой семье есть свои традиции воспитания, которые неизменно копируются и передаются через поколение. Иными словами, то воспитание, которое вложили в нас с вами – это последствия того, как воспитывали наших пра-прабабушек и дедушек. Однако современные мамы все чаще ищут прогрессивные пути решения вопроса воспитания в ребенке сильной и самостоятельной личности. В связи с этим вопрос как правильно воспитать ребенка, требует тщательного рассмотрения.

Как не надо воспитывать детей?

Начнем с отрицательных примеров. К сожалению, все поколения родителей совершали те или иные ошибки, пытаясь на собственном примере взрастить новое поколение. Давайте разберем эти ошибки, чтобы никогда их не совершать.

Как нельзя воспитывать детей:

  1. Запомните – ваш ребенок, это отдельно взятая личность. Не ждите, что он станет таким же как вы, и не требуйте этого от него. Достаточно массы примеров того, как родители, не реализовавшие свои жизненные планы, разрушили судьбы собственных детей.
  2. Не вымещайте усталость, обиды и раздражение на своем ребенке. В итоге вы рискуете получить депрессивную личность, неуверенную в себе и несостоявшуюся в жизни.
  3. Не смейтесь над страхами своего ребенка и не пугайте его сами. Навсегда забудьте фразы типа: «Будешь себя плохо вести, отдам тебя вон тому дяденьке». То, что взрослым кажется смешным, для ребенка - настоящая трагедия. Чтобы не вырастить в собственном доме неврастеника, учите своего ребенка не бояться и уметь бороться со страхами.
  4. Не запрещайте ребенку заниматься тем, что ему нравится. Пусть это будет конструктор, кружок юного механика или что-то такое, что никак не вяжется с вашими представлениями о том, каким должен быть ваш ребенок. Не забывайте, что он – отдельная личность со своими интересами, и вы не вправе диктовать ему свои условия.
  5. Не критикуйте. Если вместо поддержки и укрепления веры в себя, вы будете в пух и прах разносить ребенка критикой и недовольством, в итоге вы рискуете получить серую личность с огромным комплексом неполноценности.

На тему «как не надо» существует огромное количество примеров. И лучше, если вы никогда с этими примерами не столкнетесь. Намного важнее на первых этапах развития вашего чада найти ответ на вопрос как воспитать ребенка без наказания и сделать из него настоящую личность?

Формирование личности человека - процесс долгий, повлиять на него можно до тех пор, пока человеку не исполнится 23 года. Однако основа всего воспитания закладывается до четырех лет. Как правило, все, что вы успели вложить в ваше дитя до четырехлетнего возраста, в итоге получите в егозрелом возрасте.

Чтобы обеспечить своим детям психологическое здоровье, вам необходимо полностью удовлетворить детскую потребность в игре с взрослыми:

  1. С малышами от года до 1,5 занимайтесь предметными играми (погремушки, мягкие игрушки, матрешки, игры с лопаткой в песочнице).
  2. В период от 1,5 до 3 лет более подходящими будут ролевые игры (уложить куклу спать, покормить маму и т.д.).
  3. Дети от 3 лет и старше с удовольствием примут сюжетно-ролевые игры (игра в больницу, в магазин, поход в гости к игрушкам и т.п.).

Огромную роль в правильном воспитании малышей играет дисциплина. Здесь вам помогут знания, как воспитать ребенка без крика:

И наконец, самый главный секрет, как правильно воспитать ребенка – каждый день внушайте вашему чаду веру в себя. Он нуждается в вашей поддержке каждую минуту своего жизненного пути. Запомните фразы: «Я в тебя верю», «Я горжусь тобой», «Ты сможешь», и тогда, слыша их от самых родных и любимых людей, ваш ребенок вырастет сильной, уверенной в себе и целеустремленной личностью.

Многие родители после рождения малыша задаются вопросом – когда начинать воспитание ребенка . Наши предки, жившие в больших семьях, начинали процесс воспитания ребенка почти с рождения. Простой и практичный подход, ведь перевоспитание, как любая переделка, дело трудоемкое и неприятное. Какие же приемы воспитания можно применять к маленькому ребенку, который не способен вникнуть в доброжелательные рассуждения о том, что такое хорошо и что такое плохо? Еще недавно было принято сразу показывать новорожденному, кто здесь главный, помещая его фактически в эмоциональный вакуум. Считалось, что, потакая капризам малыша, мы его портим, а не откликаясь на истошные крики, когда сыт, здоров и не мокрый, очерчиваем границы дозволенного и готовим к жизненным трудностям. Для многих современных родителей такой метод неприемлем.

Мамы и папы сейчас стараются обеспечивать крохе мягкую психологическую адаптацию. Очарованные гуманными принципами, они теперь чаще впадают в другую крайность. Ради того, чтобы ребенок рос счастливым, молодые мамы готовы основательно потрудиться, превратив первый год материнства в постоянный подвиг самоотречения.

Мама - главная

Бытует мнение, что хорошая мать должна по первому писку малыша лететь выполнять все его прихоти. Лишь бы избежать стрессов и обеспечить становление здоровой и стабильной нервной системы. Идут месяцы, ребенок постоянно находится на ручках, получает грудь по требованию, мама бросает любые дела, чтобы позаниматься с хнычущим чадом. Только вот младенец, растущий в таких условиях, все меньше становится похож на расслабленного и умиротворенного маленького Будду. Он отчего-то беспокоится и капризничает, порой даже чаще, чем ровесники, которых сразу приучали к жесткому режиму. Бывает, со временем усталая мама начинает чувствовать себя слегка разочарованной и обманутой. Никакого обмана здесь нет, малышу на первых порах действительно необходим непрерывный физический и эмоциональный контакт с мамой. Но при этом в не меньшей степени ребенок нуждается в том, чтобы родители определяли для него четкие рамки поведения. Разве можно чувствовать себя в безопасности на корабле, где капитан бросил штурвал, решив положиться на естественный ход событий? Хороший капитан учитывает скорость и направление ветра, погоду, состояние корабля, но ведет судно сам, потому что точно знает, как надо.

Выполняя свою ведущую роль в воспитании ребенка, мама управляет повседневной жизнью и поведением малыша. Именно она определяет, когда ему пора есть, спать и играть. Но, чтобы научиться дисциплинировать кроху, не противореча его врожденным ожиданиям и не нарушая его природные ритмы, начинать нужно с самых первых дней, двигаться при этом маленькими осторожными шажками. И начинать лучше с себя. С пристального внимания к сигналам своего организма.

В первые дни после родов у мамы периодически возникает такая же сильная потребность прикладывать ребенка к груди, как у него пососать грудь. Даже если мама эту потребность отчетливо не осознает, природа ей подскажет с помощью приливов молока. Если кроха в такое время сам не попросил грудь, приложите его по своей инициативе, чтобы избежать переполнения. Если станете следовать своим внутренним ритмам, то обнаружите, что они удивительным образом совпадают с ритмами ребенка. Сильные приливы со временем проходят, но вы уже кормите интуитивно, не дожидаясь голодного плача. Вы прикладываете кроху к груди, когда он хочет пососать, но все же на секунду раньше, чем он потребует. Ситуация под контролем опытного взрослого, а беспомощный малыш выступает в более комфортной для него роли ведомого. Когда кроха подрастает, месяцам к двум, мама успевает наладить удобный для нее ритм дня. Она предлагает ребенку грудь, когда ей это удобно, а потом занимается делами, уверенная, что кроха сыт и доволен.

Маленькие разлуки

Где находится ребенок в то время, как мама занята? В первые сорок дней после рождения почти безотлучно при матери. Но постепенно, начиная с нескольких минут в день, мы учимся делать домашнюю работу вместе с малышом. Сначала это несложные дела. Вам требуется время, чтобы привыкнуть делать их с ребенком на руках или в слинге. А детка привыкает, что мама не только ухаживает за ним, но и бывает занята важной работой. Постоянно держать ребенка на руках не надо. Оптимально перемещать за собой по дому шезлонг или переноску, иногда откладывая туда малыша. К четырем месяцам кроха должен уметь терпеливо ждать, пока мама закончит возиться, например, с кипящим борщом и сможет снова с ним позаниматься. На первых порах мы откладываем ребенка ненадолго и всегда берем его на руки ДО того, как он захныкал от одиночества. Так в сознании малыша вместо связи: «Я заплакал - мама сразу подбежала и взяла меня на ручки» закрепляется: «Мама всегда точно знает, когда пора меня взять. Если она считает, что я должен подождать, что ж, подожду». Начинать откладывать дитя легче с утра, так как к вечеру малыши устают, им больше, чем в первой половине дня, хочется на ручки.

Полезные дела

Воспитание и социализация ребенка, большую часть дня проводящего при маме, происходят естественно и незаметно, но при этом необыкновенно успешно. Очевидно, у крохи складывается примерно такая картинка мира: «Мы, люди, - это вовсе не те, кто задумчиво созерцает движение мобиля над кроваткой (а чуть позже движение мультяшных героев на экране). Мы делаем полезные дела, и это очень увлекательный процесс! Водичка в кране шумит, ножик стучит о доску, морковка оранжевая, дверца открывается, когда за нее тянут, рыба пахнет рыбой, а корица - корицей». Конечно, большинство малышей все равно рано или поздно совершают все эти удивительные открытия. Но как жаль упускать такие богатые возможности для раннего развития! И еще детки, находящиеся при хлопочущей маме обычно ведут себя тихо и сосредоточенно. Не даром говорят, что можно бесконечно долго созерцать огонь, текущую воду и чужую работу. Наверное, это отголоски раннего детства.

Прекрасные возможности для начала воспитания ребенка дает процесс грудного вскармливания. «Воспитанный» грудничок не будет баловаться у груди, кусаться, щипаться, оттягивать сосок. Если вам некомфортно, вы просто не разрешаете ребенку сосать грудь в таком положении. Спокойно забираете грудь и прикладываете заново. Сразу ловко все проделать не получается почти ни у кого. То малыш недостаточно широко откроет рот, то мама замешкается. Но они оба учатся, постигая науку добиваться цели, подстраиваться, осваивать новые навыки сообща. Мамы утверждают, что на лицах деток в этот момент читается чувство ответственности и удовольствие от процесса совместного обучения.

Спать хочется!

Чтобы уложить спать малыша, родители готовы поступиться любыми педагогическими принципами. Особенно изматывает ситуация, когда кроха перепутал день с ночью. Сонные мамы и папы гуляют с ребенком на руках, поют до утра колыбельные и даже, случается, прыгают с малышом на гимнастическом мяче. Воспитанный ребенок, у которого ничего не болит, засыпает у мамы под грудью, когда вся семья ложится спать. Если у малыша другое мнение, это его проблемы. Мама рядом, тебе уютно и безопасно. Не спится - полежи тихонько. Мы с папой спим! Захныкал - можешь грудью утешиться. За пару ночей ребенок поймет, что никто с ним играть не будет, когда вокруг все спят. Этот принцип легко приспособить и к дневным снам. Естественный уход предполагает удовлетворение всех физиологических и психологических потребностей крохи, но вовсе не всех капризов. Главное - отличать одно от другого.

Волшебная палочка

То, что вы прочитаете дальше, не воспринимайте как метафору. Все буквально. Материнская воля - это когда мама только подумала, а ребенок сразу сделал. Потому что мама не допускает мысли, что может быть иначе. Ведь она действует в интересах крохи, с учетом его естественных потребностей. Вы иногда можете потерзаться сомнениями наедине с собой. Но, приближаясь к малышу, хватайте свою основательную, спокойную материнскую уверенность и прочно держите ее при себе! Это и есть та волшебная сила, которая помогает управлять поведением ребенка без окриков и насилия.

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
  • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку —

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

На счет слова «нельзя» , посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

«Важные мелочи» для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность
  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

«С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.»

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно «разбаловать» ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках — вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года — участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

  1. телеграм-канал

Широко известна старая притча. К мудрецу пришли мать и отец, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. Родители новорожденного задали мудрецу вопрос: «Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?» На что мудрец ответил: «Вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней...»

Наверное вы достаточно часто задаете себе вопрос: «Когда же надо начинать воспитывать малыша?» «С момента его рождения», — утверждают основатели методик раннего развития ребенка и народная мудрость («Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит»). А вот и нет. Оказывается воспитывать можно и нужно еще до рождения.

Более ста лет назад ученые обратили внимание на тот факт, что в мозге новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофировались вследствие их невостребованности в период внутриутробного развития плода. В то же время су-ществовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

В конце 70-х гг. XX в. появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание. С созданием новой медицинской аппаратуры (ультразвук, волоконная оптика, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30 % своей громкости. Наиболее громким оказался шум работы материнского сердца.

Известный американский ученый Станислав Гроф выделил четыре «базовые ступени» дородового периода. Первая из них связана с внутриутробным развитием плода. Различные осложнения, стрессы, неправильное поведение или питание — все, что может вызывать у матери различные негативные переживания, закладывается в бессознательное будущего ребенка.

Остальные три ступени приходятся на сами роды. Сначала это некое предчувствие «изгнания из рая», потом испытание огромными физическими и психическими нагрузками, предельной борьбы за жизнь и, наконец, выход в воздушную среду — триумф, победа жизни. По Грофу, естественное, правильное прохождение всех этих этапов адаптирует ребенка к существованию вне матери, дает ему необходимую после блаженства «рая» закалку, формирует жизненную стойкость. В то же время какие-то сбои могут оказать и отрицательное влияние. Например, есть данные, что дети, рожденные с использованием наркоза, имеют склонность в трудных ситуациях обращаться к наркотикам.

Поэтому наиболее продвинутые западные и отечественные ученые утверждают, что воспитывать ребенка нужно начинать с момента его зачатия. Более того, даже момент зачатия может влиять на дальнейшее развитие ребенка.

Действительно, подготовка к зачатию немаловажный фактор в формировании ребенка. Современные медицинские и психологические исследования показали, что приготовления и настроения родителей перед зачатием непосредственно вли-яют на течение беременности и внутриутробное развитие ребенка. Желанный и долгожданный ребенок, тем более зачатый не случайно, заранее программируется на счастье. Такие люди, когда вырастают, становятся успешными в любой сфере, которую выберут, а также в личной жизни.

Андрэ Бертин, президент Французской национальной ассоциации пренатального (дородового) воспитания, пишет: «При совокуплении мать и отец испытывают достаточно сильные ощущения и чувства, генерируя мощное поле, которое заставляет вибрировать каждую клеточку их тела, включая гаметы, образующие при слиянии зародыш. Эта вибрация имеет исключительно важное значение. Давайте рассмотрим два экстремальных случая.

1. Представим себе пару, которая в один из субботних вечеров после хорошей выпивки, ссоры, а может быть, и драки ищет примирения в спальне. Они сильно рискуют создать существо, предрасположенное к похотливости и насилию, поскольку ему передаются вибрации родителей.

2. На противоположном конце шкалы расположим пару, совершающую половой акт, испытывая глубокое чувство любви друг к другу и полностью осознавая важность переживаемого момента. До этого они читали, рассматривали различные работы по искусству, слушали хорошую музыку, что повлияло на качество их вибраций, которые стали намного сильнее тех, что были присущи им от природы. Данная пара имеет все шансы на рождение ребенка, не обла-дающего пороками. Народная мудрость гласит, что дети любви — прекрасные дети. Когда наступает посевная, садовники отбирают семена и готовят почву. Думающие люди, желающие зачать ребенка, убедятся в качестве «семян», постараются подготовить почву наилучшим образом, то есть будут вести здоровый образ жизни и достигать определенного психологического настроя».

Исходя из вышесказанного можно сделать выводы, что уже до зачатия вы, родители, должны готовиться.

Вы знаете, что в начальный период развития — в первую треть беременности — у плода закладываются не только физиологические, но и психические особенности. Поэтому внутриутробным воспитанием пора заниматься не когда плод начинает «толкаться», а когда будущая мать обнаруживает, что беременна. Самое главное в этот период — мир и покой в семье и, как минимум, дружеские отношения будущих родителей. Ребенок, вынашиваемый в атмосфере любви и добро-желательности, испытывает, как выражаются перинатальные психологи, «опыт рая», что очень положительно сказывается на всей его дальнейшей жизни.

Формировать духовный мир ребенка можно начинать в до-родовый период, тем более что в этот период информация наиболее прочно «укладывается на полочках». Для этого вам самим нужно выбрать из большого списка, что слушать, что пить, что есть, на что смотреть и чем заниматься.

Известно, что звук и цвет имеют определенные физические свойства и способны влиять на человека. Они влияют на эндокринную и сосудистую систему матери и ее ребенка. Звуки же влияют и на формирование интеллектуальных способ-ностей плода. А значит, вы сами можете сформировать ту картину мира своего ребенка, дать ему те способности и возможности, которые посчитаете нужными для его дальнейшего будущего.

Большинство людей, решая иметь ребенка, воображают, что их возможности ограничиваются лишь физическим свершением всего для этого необходимого, а все остальное — конституция ребенка, его характер, способности, достоинства и не-достатки — зависит от случая и от воли Божьей, о которых у них нет никакого представления. Но поскольку люди слышали о законах наследственности, они не сомневаются, что их чадо и физически и нравственно будет похоже на своих родителей, своих бабушку и дедушку, дядю или тетю. Но они не думают, что могут что-то сделать, чтобы способствовать или помешать этому сходству, или вообще выбирать что бы то ни было для воплощения в этом ребенке. Как раз в этом они и ошибаются. Вы, родители, можете воздействовать на ребенка, которого собираетесь завести.

Большинство матерей не имеет представления о том, какое влияние оказывают их внутреннее состояние, духовное развитие, окружение, среда обитания на ребенка, которого они носят в своем чреве. Заботиться о нем они начинают после его рождения, ищут врачей, воспитателей, учителей и т. д. Но когда ребенок родился, он уже сформировался и все определено! Приверженцы дородового воспитания утверждают, что подсо-знание человека обладает долговременной памятью, поэтому дородовой опыт очень сильно влияет на его будущую жизнь.

Итак, ученые доказали, что так называемое дородовое воспитание играет немаловажную роль в последующем психическом и интеллектуальном развитии малыша. Было выяснено, что воспитательный процесс в дородовой период жизни ре-бенка помогает сохранить и развить у него наибольшее количество нейронов головного мозга. Как показывают медицинские исследования, у детей, с которыми мамы «занимались» до родов, показатели по здоровью и психомоторному развитию первого года жизни выше, чем у обычных новорожденных.

Главная ваша задача, ваша цель воспитания до родов — заложить в ребенке основу высоких качеств, способностей и потенциальных возможностей, которые он сможет развить в последующем, повлиять на его вкусы и пристрастия.

Основной принцип, на котором строится воспитание ребенка до его рождения, — малыш, находящийся в тесной эмоцио-нальной связи с вами, способен воспринимать самую разно-образную информацию, и даже способен к обучению.

Вы должны знать, что дети, прошедшие дородовое обучение:

Рождаются физиологически более зрелыми.

Легче приспосабливается к окружающей среде при рождении (рождаются с открытыми глазами, меньше кричат, лучше едят, хорошо спят).

Значительно реже болеют на первом году жизни.

Снижается вероятность появления у них хронических заболеваний в течение нескольких следующих лет.

Возрастает показатель грудного вскармливания младенцев.

Быстрее развиваются физически и психически (имеют больший объем внимания, памяти и др.).

Как правило, обладают более высоким IQ.

Раньше достигают этапов развития, имеют лучше выражен-ные творческие способности, у них выше уровень готовности к школе.

Дети - наше будущее. И от того, насколько хорошо ребенок воспитан, напрямую зависит качество будущего человечества. Не секрет, что в последнее время вопросу воспитания уделяется гораздо меньше времени, чем это было во времена наших бабушек. Действительно, зачем утруждать себя развивающими играми, если можно отправить ребенка в страну виртуальной реальности. И малыш занят, и родителям хорошо.

Но такой подход гарантирует, что в будущем из такого чада вырастет неполноценная ячейка общества. Сегодня мы расскажем, как правильно воспитывать малыша, что он вырос достойным человеком.

Роль воспитания

Это только кажется, что воспитание ребенка - пустой звук. Типа, вырастет и сам разберется каким ему быть. Многие вещи необходимо закладывать в раннем детстве. Да, созревшая личность сама решит доброй ей быть, или злой. Но куда важнее быть в душе достойным человеком, с твердым набором морально-этических норм и вести себя с людьми в зависимости от ситуации. Чем являться на самом деле «моральным уродом».

Кроме того, качественное воспитание избавляет от многих личностных проблем. Например, человек твердо знающий что правильно, а что нет, не станет долго корить себя за разрушившиеся отношения. Он извлечет уроки и пойдет дальше, стараясь не совершать прошлых ошибок.

У воспитанного человека хорошо складываются отношения с социумом. Он знает как расположить к себе людей, как стать лидером. Поэтому смело можно сделать вывод - если ребенок в школе обделен вниманием сверстников, значит имеется недостаток какого-то морального качества.

Стоит акцентировать внимание, что лучше всего воспитание ребенка происходит по примеру. Займитесь своим воспитанием, доработайте то, чего на ваш взгляд вам не хватает. А малыш уже научиться, глядя на родителей. Первые социальные навыки создают самый мощный эффект. А получаются они именно от родителей.

Развитие детей

Вопросу развития, наоборот, сегодня уделено повышенное внимание. Каждая мама хочет, чтобы ее чадо в 3 года уже , писать, знало таблицу умножения и играло на рояле произведения Баха. Все хотят вундеркинда, но не все понимают человеческую природу. Сверх-ребенок рождается примерно 1 на миллион. И вырастить его искусственно, искажая природу, нельзя. Можно лишь развить потенциал, улучшить показатели. Но добиться сверх вершин, имея обычные возможности, не реально.

Об этом стоит помнить родителям, которые заполняют день ребенка по максимуму. Да, сейчас великое множество кружков и секций, но это не значит, что ребенок обязан посещать их все. Не стоит стремиться дать малышу абсолютно все, чего не было в вашем детстве.

Дети, чей рабочий день не имеет «окна» на простые детские шалости и , регулярно страдают от нервных расстройств. ЦНС еще не до конца окрепла, поэтому у ребенка случаются периоды гиперактивности или спада настроения. И это совсем не значит, что нужно максимально занять малыша кружками, чтобы не было времени на баловство. Шалости, игры - естественный процесс взросления. Так дети познают мир. Вспомните себя в их возрасте. Наверняка вы шалили больше.

Развиваться - хорошо, но не стоит пересекать рамки допустимого. Задайте себе вопрос - это действительно то, что хочет мой ребенок или это мои личные амбиции? Понятно, что каждый родитель хочет лучшего для своего чада. И вроде бы имеет определенный опыт, чтобы об этом судить. Не стоит забывать, что каждый человек уникален. Одному хорошо в балетной школе и на уроках классической музыки. Другой же воспринимает мир через палитру красок и звуки рока.

Больше проводите времени с детьми, общайтесь с ними на всевозможные темы. Узнавайте своего ребенка, каждая личность уникальна. И только хорошо узнав малыша как личность, можно выбирать кружки. Те, которые ему действительно интересны. Родитель, в первую очередь, друг для своего ребенка. Не забывайте об этом.

Методики воспитания детей

Методологий воспитания подрастающего поколения великое множество. И не обязательно хорошо то, что проверенно годами. Многие методы устарели, какие-то нашли свою «реинкарнацию» в новомодных способах. Выбрать то, что подходит именно вам не сложно. В первую очередь, проанализируйте как воспитывали вас. Все ли устраивает, оборачиваясь на свое детство спустя года? Если ответ положительный, значит старайтесь передавать ваш собственный опыт малышу. Со временем, когда ребенок подрастет, он сам подскажет вам в верном ли направлении движетесь или стоит попробовать новые методы.

Помните, что ваша цель - вырастить счастливую здоровую личность, а не человека, живущего в своих страхах. Основные модели воспитания детей:

  1. Школа Монтесори. В ее основе лежит идея самостоятельности. Родитель наделяет ребенка нужными навыками, а дальше ребенок занимается сам. Развивается индивидуальность ребенка, личность учиться самостоятельно справляться с задачами и возникающими проблемами.
  2. Музыкальная академия Сузуки. Профессор Сузуки полагает, что полюбив музыку, как элемент прекрасного, чадо и дальше будет тянуться к красивым вещам и добрым эмоциям. Нужно только найти ключик к каждому.
  3. Поверь в свое дитя. Данный метод предполагает как раз таки личные предпочтения малыша. Никакого принуждения, строго по желанию ребенка. Поддерживаются любые детские стремления и начинания.
  4. Система Никитиных отводит родителю роль помощника и советника. Свобода ребенка не ограничивается родительским словом. Старшие подсказывать, а выбор остается за ребенком.

Не обязательно брать одну модель как единственно верную. Возможно сочетание элементов нескольких разный теорий. Хорошо дополнять их своими личными наблюдениями.

Как воспитать ребенка правильно

Запомните основные правила в воспитании подрастающего поколения и следуйте им неотступно:

  • Малыш должен расти в атмосфере любви и . Разумеется, полностью контролировать свои эмоции очень сложно, но малыш только учиться. Он не стремиться разозлить маму. И тем более он не виноват, если кто-то другой нарушил вашу эмоциональную стабильность.
  • Будьте ответственны за свое поведение. Дети начинают копировать поведение взрослых уже после 1 года жизни. Конечно, пока не осознанно. Поэтому, если чадо постоянно мусорит, пересмотрите в первую очередь свое поведение, не делаете ли вы тоже самое.
  • Никогда не отвечайте ребенку в момент аффекта. Сперва успокойтесь, восстановите душевное равновесие, потом реагируйте на . Малыши воспринимают все гораздо чувствительнее, слова взрослых их могут сильно ранить.
  • Не давите на ребенка. Оставьте ему возможность самому принять решение. Кому понравиться быть постоянно под давлением и гнетом?
  • Спокойствие, любовь и . Это ваш ребенок, вы его любите таким какой он есть. Найдите в себе силы быть мудрыми и справедливыми.

Ошибки в воспитании детей

Самые распространенные ошибки в воспитательном процессе:

  1. Не правильное определение объема любви. Очень часто родители страдают гиперопекой или, наоборот, уделяют малышу слишком мало внимания. У каждого ребенка свой язык любви - подарки, обнимания, комплименты. Прислушивайтесь к нему, он сам подскажет что ему нужно.
  2. Попустительство. Чрезмерная свобода и падение родительского авторитета. С маленькими детьми нужно иметь определенную долю твердости, вседозволенность ведет только к «присаживаю на шею». Но никакого повышения голоса или применения физической силы быть не должно. Так вы только продемонстрируете что ребенок одержал верх.
  3. Сомнения. Никогда не сомневайтесь в ребенке. Он лучший, он добьется небывалых высот. Только так. Потому что он ваш. Родительская вера - одна из основ психического здоровья малыша.
  4. Сверх ожидания. Научитесь переживать неудачи. Это естественно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Научите дитя не опускать руки, а подниматься и добиваться своего.
  5. Научитесь слышать. Не просто слушать что сообщает вам маленький рот. А действительно слышать, понимать, сопереживать. Научитесь уважать индивидуальность и все попытки самостоятельности.
  6. Не обманывайте ребенка. Не давайте тех обещаний, которые вы заочно не сможете выполнить. Это рушит авторитет родителя, и убивает доверие. Дети должны быть уверенны, что родитель - идеал, абсолют.
  7. Не пытайтесь жалеть ребенка там, где это не нужно. Не стоит думать «Он еще слишком маленький, глупый, неумелый. Сделаю сама». Детей нужно постоянно озадачивать, так они развиваются. Вы можете подсказать как сделать правильно. Но полностью брать на себя что-то не стоит. Дети любят помогать, быть нужными, полезными.
  8. Не балуйте. Научите малыша, что все хорошее нужно заслужить. Будет ли это денежный эквивалент поощрения или уже в виде покупок - решать вам.
  9. Не стремитесь осуществить детскими руками свои амбиции. Как уже говорилось выше - кружки и секции хороши, когда ребенку самому интересно их посещать.
  10. Сегодня да, завтра нет. Если вы запрещаете ребенку трогать телефон, то запрет должен быть круглосуточный и от всех членов семьи. Когда папа разрешает, а мама запрещает - плохо. Малыш только запутается.

Когда начинать воспитывать ребенка

Ответ прост - с первых дней жизни. Не стоит делать ребенка господином жизни. Приучайте сразу к тому, что мама главная. Например, малыш перепутал день с ночью. Положите его рядом с собой. Не хочет спать - пусть лежит рядышком. С мамой тепло, уютно и спокойно. Рано или поздно грудничок заснет сам. Через пару таких ночей режим стабилизируется и дитя начнет спать по ночам.

Не позволяйте баловаться с грудью во время кормления. Начал играться - уберите сосок и дайте вновь. В таких мелочах вы продемонстрируете свой авторитет как родителя. Но не забывайте про чувство меры. Ребенок не должен чувствовать себя притесненным и ненужным. Разумное сочетание любви и строгости - вот залог правильного воспитания.

Можно ли наказывать детей

В данном вопросе сколько людей, столько и мнений. Одно известно точно, никогда не прибегать к данному рычагу воспитания сложно. Если не сказать больше - невозможно. Подрастающая личность должна осознавать, что все поступки несут какой-то смысл. В их жизни или других живых существ. Одно дело случайно ошибиться. И совсем другое - нарочно нанести какой-то вред.

  • При выборе будьте справедливым, ведь ваша цель донести урок, а не сломать ребенку психику.
  • Обязательно объясните, какие последствия имел его поступок и как их можно было избежать.
  • Не повышайте голос и не угрожайте физической расправой.
  • В каждой просьбе оговаривайте что будет, если малыш послушается, и что в случае отказа.
  • Не вымещайте свое раздражение на чадо, плохой день бывает у каждого и ребенок тут совершенно не при чем.
  • Обязательно расспросите дитя почему он поступил так, ведь зачастую дети совершают ошибки из благих побуждений.
  • Физическое наказание стоит применять только в том случае, если все остальные методы не дали результата, но перед этим спросите себя, а все ли вы сделали, чтобы ваш ребенок вас услышал?
  • Не забывайте про метод кнута и пряника. Каждое хорошее дело должно быть поощрено, сладостью или простым поцелуем.
  • Никогда не позволяйте себе обзывать, унижать ребенка. Это психологическая травма на всю жизнь! Самооценка страдает, а контакт с родителем становится все меньше и меньше.
  • Наказания вроде постановки в угол стоит применять только в случае серьезных проступков, повлекших за собой последствия для здоровья или жизни. Например, драка закончилась переломом.
  • Не стоит использовать игнорирование как наказание, этот способ хорош только в том случае, когда между родителем и малышом тесный эмоциональный контакт. Потерять который ребенок боится. В других случаях этот метод не эффективен.

  1. Детей дошкольного возраста лучше всего воспитывать в игровой форме. Разыграйте сказку, в который главный герой не чистит зубы по утрам. И на примере героя объясните малышу какие последствия от этого могут возникнуть и как его воспринимают другие дети.
  2. Не забывайте показывать ребенку свою любовь. Да, ты совершил плохой поступок, ты огорчил меня этим. Но я тебя все равно люблю. Потому что ты мой сын/дочь.
  3. Не занижайте значимость детских рассказов и вопросов. Это сейчас вы знаете, что ситуация ерундовая. Для ребенка это личностная трагедия. Вспомните ваши личные страхи и трагедии в дошкольном возрасте и поделитесь ими с малышом.
  4. Основа правильного воспитания - доверие. Дитя должно быть уверено, что его всегда поймут, выслушают и помогут. Что родители справедливые и честные.
  5. Поддерживайте любое позитивное увлечение малыша. Хочет рисовать - купите краски и мольберт. Захотел играть на гитаре - пожалуйста. Это процесс поиска себя и лучше, чтобы он успешно завершился еще в детстве.
  6. Не забывайте соблюдать установленные правила. Если запрещаете ребенку кушать сладкое перед едой, то не стоит дразнить его, поедая мороженное до обеда. Это не справедливо. Чтобы правила беспрекословно соблюдались, они должны быть едиными для всех.
  7. Уважайте ребенка, позвольте ему проявлять индивидуальность, самостоятельность.
  8. Обязательно проявляйте любовь в мелочах. Придя из магазина купите внеочередную сладость, если ребенок убрал за собой игрушки. Обнимите и поцелуйте его просто так. Учите малыша выражать свои чувства.
  9. Спрашивайте мнение ребенка. Учите его принимать решения, и брать ответственность. Начинайте с малого - какие печения купить к чаю, какого цвета зубную щетку.
  10. Учите объяснять и отстаивать свою позицию. Это поможет находить консенсус в конфликтах без наказаний.
  11. Ни в коем случае не критикуйте ребенка на людях, все негативные моменты только дома, за закрытой дверью.
  12. Также не стоит сравнивать с другими. Вам самим-то нравится, когда ваша мама говорит о Светке, у которой три высших образования и две квартиры в центре Москвы?