Воспитание- это искусство, а не ремесло. Разработка на тему "Воспитание искусством – это «тихая работа»". Можно ли любовью испортить ребенка

Каждый родитель хочет вырастить из своего ребенка воспитанного человека, независимую, незаурядную, целеустремленную личность. Процесс этот весьма сложный и непрерывный. Надо понимать, что ребенку для развития требуется усвоить большой объем информации, в этом чаду необходимо помогать. И помощь должна начинаться уже с самого рождения. Искусство воспитания - это процесс, необходимый для будущего благополучия ребенка, его родителей и общества в целом.

Все педагоги и родители знают, что дети учатся лучше всего на чужом примере. Если, допустим, ребенку говорят не повышать голос при разговоре, но при этом мама сама постоянно кричит, то убеждать малыша в обратном крайне затруднительно.

Подражание взрослым

На подсознательном уровне у ребенка формируется стремление подражать взрослым. В такой ситуации часто возникает непонимание, несоответствие требуемого и действительного, которое постоянно будет рождать сопротивление. Грамотный подход к воспитанию помогает вырастить самостоятельную, сильную личность, а в будущем избежать многих трудностей и проблем. И сформировать цельную личность - это искусство воспитания.

У педагогов, психологов, философов, религиозных деятелей свои взгляды на этот процесс. И часто они оказываются противоположными. Сегодня в мире огромного потока информации очень сложно сориентироваться и выбрать правильный путь. Помимо любви и принятия ребенка таким, какой он есть, родителям требуются дополнительные знания:

  1. О психофизиологических особенностях разных возрастных групп. Это необходимо, чтобы знать, что можно требовать от ребенка, а что пока еще рано.
  2. О процессе воспитания в семье. Анализируя традиции своей семьи, можно вынести что-то полезное и применить в отношении ребенка или, наоборот, какую-то модель своего поведения скорректировать.
  3. Важно понять, что независимо от возраста ребенок является личностью, а не собственностью родителей. Поэтому самостоятельность воспитывается с малых лет.

Противоречивость

Стоит понимать: в процессе воспитания не должно быть противоречий, когда мама разрешает, а папа запрещает, или наоборот. Это приводит к серьезным внутренним душевным конфликтам, с которыми малышу бороться нелегко, и впоследствии они выливаются в серьезные проблемы уже взрослого человека. Ошибочно полагать, что воспитанный ребенок - тот, который безоговорочно слушается родителей.

Основная задача родителей - помочь малышу стать личностью, раскрыть свои таланты и жизненный потенциал, а не сделать его своей копией. В этом и заключается искусство воспитания ребенка.

Проблема современного воспитания

Воспитатели и педагоги отмечают, что родители сегодня совсем перестали заниматься детьми и интересоваться их воспитанием. На что родители возмущенно отвечают, что это совсем не так, ведь мы читаем всю необходимую литературу по воспитанию, отдали ребенка в спортивную секцию, на танцы, нанимаем на дом логопеда.

В этом и заключается проблема современного воспитания: родители, пытаясь дать ребенку все самое лучшее, не замечают, как перекладывают заботы на чужих людей, в то время как основа личности закладывается в семье. А в этой сфере переложить всю ответственность даже на специалистов нельзя: здесь требуется вложить собственную душу.

Искусство воспитания в семье

Искусство состоит в том, что ребенок должен понимать: его любят не за что-то, а бескорыстно, независимо от успехов в учебе или на другом поприще. Нам, взрослым ясно, что любовь к отпрыскам - нечто само собой разумеющееся, но им это необходимо постоянно доказывать. Ребенок требует постоянного внимания и делает это, как может: хорошими или плохими поступками, хулиганством или упрямством. И здесь очень важно понять, что эмоциональный комфорт для дитя - прежде всего. Не нужно оценивать малыша и его поступки, его необходимо любить и воспринимать таким, какой он есть.

Можно ли любовью испортить ребенка?

Если это действительно любовь, то ею нельзя испортить характер ребенка и вырастить из него эгоистичного человека. Родители, по-настоящему любящие своих детей, не станут потакать капризам и идти на поводу.

Именно в семье ребенок знакомится в первый раз с понятиями «хорошо» и «плохо», получает представление о жизни и о том, как поступать в той или иной ситуации. В семье ребенок адаптируется к социуму, именно поэтому важно, чтобы у малыша были сестры и братья.

Нет универсальных советов для каждой семьи по правильному воспитанию детей. Ведь нужно учитывать количественный и возрастной состав, социальный уровень каждой отдельной семьи. Но есть некоторые рекомендации, которые необходимо знать каждому родителю:

  • Ребенок должен воспитываться в атмосфере любви, тепла и доброжелательности.
  • Малыша, независимо от возраста и личных достижений, нужно любить и ценить его как личность.
  • Необходимо слышать детей и помочь им развить свои способности.
  • Высокие требования можно предъявлять исключительно на основе взаимного уважения.
  • Часто проблема кроется в поведении самих родителей, потому как дети неосознанно копируют близких людей.
  • Нельзя акцентировать внимание на недостатках ребенка, нужно концентрироваться на положительных моментах. В противном случае развиваются комплексы.
  • Любое обучение должно проводиться в форме игры.

Собственное поведение

Макаренко настаивал на том, что родители должны быть очень внимательны ко всему, что они говорят и делают, и если они видят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем отказаться.

«Педагогика» - слово пришло в наш лексикон из Греции, буквально оно переводится как «детовождение» или искусство воспитания. В России это понятие появилось с философским наследием античной цивилизации. Педагогика как искусство воспитания является частью общего процесса возрастного развития. Эта наука изучает и прививает:

  • самостоятельность;
  • гуманность;
  • нравственность;
  • способность к творчеству.

Основы педагогики

Основная задача взрослых - передать накопленный опыт новым поколениям. Педагогика изучает воспитание человека независимо от возраста. Знание этой необходимой науки помогает выбрать оптимальное решение для каждой конкретной ситуации. Но только на практике можно ответить, - искусство или наука, хотя давно эти понятия стали объединять. Настоящий педагог понимает, что, не зная хорошо науку, невозможно претворить в жизнь и искусство воспитания. И здесь ключевым моментом является любовь и уважение к растущему человеку.

Искусство воспитания - самое сложное изобретение человека. Его невозможно отделить от процесса получения образования, и оно длится весь период взросления. многогранны и обширны. Именно в процессе обучения у ученика формируются привычки, профессиональные навыки, устремления, потребности, которые соответствуют или не соответствуют нормам нравственности.

По сей день педагогические идеи А. С. Макаренко используются при разработке вопросов воспитания и служат важным источником полезной информации. Формирование личности - это и есть непрерывный воспитательный процесс.

воспитания?

Дать однозначное определение невозможно. Ученые вкладывают разный смысл в это понятие. Что такое искусство воспитания, по их мнению? Это одно целое из множества составляющих, среди которых самыми важными являются:

  • забота о здоровье;
  • забота о материальном и душевном благополучии ребенка;
  • моральное воспитание;
  • закалка духа и чувства ответственности и многое-многое другое.

Мораль

Будущее человечества сейчас играет в саду, сидит за партой. Оно очень наивно, чистосердечно и, что самое важное, целиком в руках взрослых. Как сформируют родители и педагоги детей, такими они будут в будущем. И не только они, а весь мир через несколько десятков лет. Общество, которое будет строить сегодняшнее создаем своими руками мы, взрослые.

Советский педагог, так сформулировал эту идею: школа решает, чему будут радоваться, а что через 20-30 лет. Это тесно связано с мировоззрением будущего поколения, которое не может быть полноценным, если не воспитывается высокая мораль. Сегодня внимание к проблеме практики и теории эстетического мировоззрения уделяется особое. Ведь это средство и умственного, и нравственного роста, а значит, развития духовно богатой личности. Поэтому искусство воспитания детей - это многогранный непростой процесс, которому должно уделяться особое внимание.

В школу пришёл первоклассник. Поступление в школу - важный и ответственный период в жизни ребёнка.Печальной особенностью сегодняшней российской школы является практическое исчезновение из неё системы воспитания.Как воспитывать наших мальчишек и девчонок? Надо любить ребёнка, не лишая его права оставаться ребёнком.

Галас Надежда Александровн,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 95 г. Краснодара.

Воспитание - это искусство, а не ремесло.

Всё более глубокое понимание

Ребёнка - это и есть воспитание.

В.Сухомлинский

В школу пришёл первоклассник. Поступление в школу - важный и ответственный период в жизни ребёнка, который накладывает глубокий отпечаток на его развитие и воспитание. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день в школе - это приобщение к открытию, познанию нового, это обогащение ума, чувств, воспитание воли и характера, самостоятельности и любознательности, организованности и дисциплины. Всматриваясь в первоклассника, только что переступившего порог школы, мы, учителя, не можем не задумываться над тем, каким он станет через одиннадцать лет, когда выйдет в самостоятельную жизнь, какие качества личности обретёт он за школьные годы. Рисуя в своём воображении образ воспитанника, мы должны учитывать требования времени, в условиях которого нашему питомцу придётся жить и работать.

Печальной особенностью сегодняшней российской школы является практическое исчезновение из неё системы воспитания. Утрата прежних ценностных ориентиров повлекла за собой состояние растерянности, неуверенности в том, что тебя поддержат и помогут. Все как-то стеснялись говорить на тему воспитания: вместо «коммунистического воспитания», - какое? И воспитанием каждый учитель занимался, сообразуясь с личным опытом и представлениями.

Как воспитывать наших мальчишек и девчонок? Какими идеями теперь руководствоваться? Эти и другие вопросы воспитания беспокоят меня, и я думаю, многих моих коллег. Воспитание зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними. А вот выбор цели основан на системе ценностей принятых в данном обществе. Система воспитания советского общества строилась на идеях коллективизма. В период демократии на смену ему пришёл индивидуализм, признаками которого является самостоятельность и личностное благополучие. Выход, я считаю, в отказе от противопоставления этих двух понятий. Формирование человеческого в человеке, развитие его индивидуальности - вот цель современного воспитания. Воспитание индивидуальности должно идти через воспитание ценностного отношения к людям. Ребёнок, осмыслив собственную уникальность, должен признать уникальность другого человека. Этот процесс должен носить непрерывный, целостный характер со стороны школы и прежде всего семьи. Чем старше становится ребёнок, тем чаще взрослые начинают задаваться вопросом. Выражая своё недоумение и негодование: «Ну откуда они такие берутся?» Наивный вопрос: ниоткуда и не берутся. Они всё время находились рядом с нами. У взрослых цели педагогические, а у детей жизненные. Хотелось бы привести пример из опыта работы. Класс выполняет самостоятельную работу, вдруг один мальчик говорит: «Так жаль Родиона!» Второй отвечает: «Почему?» Первый говорит: «Ну как- же, он же руку сломал, ему же больно!» Второй, поглядывая, на меня говорит: «Ну и что! Ты что его семья, брат, родственник, что ты за него переживаешь?» Меня это поразило до глубины души, и я вмешалась: «Хорошо, сегодня твоя мама будет идти по улице, упадёт и подвернёт ногу, а рядом никого из семьи или родственников не будет! И что ей делать? Как быть?» Мальчик, молча, опустил голову, он всё понял. Мудрость педагога заключается в том, что он знает, как прийти к совместной цели. Для этого нужно знать ребёнка, его индивидуальность, его семью. С первых дней обучения я практикую глубокое изучение личности ребёнка, его семьи, условий воспитания в дошкольный период. Это даёт мне возможность подбирать подходящие каждому ребёнку методы и приёмы воспитания. Приоритет отдаю практическим, проблемно - ситуативным методам. Любить быть добрым научить нельзя - это надо пережить. Словесные методы обращены к внешней, физической оболочке человека. А нужно достичь чувственной сферы, обратиться к духовной сути ребёнка.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак в одном из своих писем напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Этот призыв следует понимать как тончайшее чувствование детского познания мира - познания умом и сердцем.

Надо любить ребёнка, не лишая его права оставаться ребёнком, т. е. любить его со всеми его недостатками, шалостями и капризами. Нельзя убивать в детях шалунов. Что бы ребёнок ни натворил. Это всегда попытка обратить на себя внимание. Убеждена, что. Многие ситуации можно разрешить с помощью ласки, уместной шутки, сказки, притчи. Без наших ласковых слов ребёнку всё равно, что без солнечного света. Это моё педагогическое кредо. Я воспитываю детей радостью: передаю свой оптимизм, жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника; учу ребят и самим быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом. Самое главное, чтобы дети были как можно дальше от полюса зла. Хотя убеждена, что в каждом человеке существуют две половинки белая и чёрная и побеждает та, которую ты кормишь. Жан- Жак Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они с ним будут хороши. Я всё делаю для того, чтобы дети поняли, что любовь, доброта, великодушие сильнее зла. Ведь ребёнок изначально несёт в себе эту искру великодушия. Вспомним детское доверие, искренность, чувство солидарности, сопричастности ко многому, детское милосердие. Я люблю своих ребятишек, верю в них, помогаю им быть добрыми и великодушными. Все дети хотят быть хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими. Детство - это то, что так быстро проходит, что уже, увы, нельзя вернуть, что так неуловимо. Давайте никогда не забывать об этом!

Воспитывая малыша, каждая мама старается вложить в его голову как можно больше «полезностей» — английский, математическое развитие, музыкальная школа, танцы, ну и еще много чего, на что хватает ее фантазии (см. денег). Литературы полезной написано не мало, интернет полон статей о воспитании, а каждая частная школа заявляет о том, что именно она осуществляет самое культурное из всех культурных воспитаний. Об (воспитании искусством) сказано уже, казалось бы, все. Нам остается лишь подытожить – постараемся сделать это как можно лучше.

Воспитание искусством — одни из простых и эффективных способов невербального воздействия на ребенка. Воздействие искусства на детскую психику подобно позитивному гипнозу, который, минуя вербальные сообщения, проникают в подсознание, создавая в нем благоприятную почву для дальнейшего воспитания и обучения. Принцип такого воспитания – создание интеллектуального, эмоционального фона, организация полноценной культурной среды, используя основные виды искусства (живопись, театр, музыка, танец, архитектура, литература).

Арт-воспитание тогда и сейчас

О том, что культурное наследие позитивно влияет на подрастающее поколение, знали еще в прошлых веках. Только в те незабвенные времена воспитание искусством не было чем-то особенным – просто часть повседневной жизни. Дети прошлого (особенно дети благородных сословий) уже с рождения попадали в культурную среду. Живая музыка, ласкающая (не раздражающая) слух, театральные спектакли, как развлечение. Да, о чем говорить, даже игрушки, мебель, одежда, предметы интерьера – все было сделано руками человека, окутывая его жизнь, проникая в сердце.

Сегодня ситуация изменилась. Все живое, человеческое, становится роскошью, уступая место шаблонному и фабричному. Арт среду приходится создавать вручную, обеспечивая постоянный контакт детей с миром прекрасного – миром искусства.

Художественное воспитание и его влияние

Чтоб понять, почему так важно художественное воспитание, вспомним, как устроен наш мозг. Левое полушарие (умное) отвечает за логику, аналитические процессы, усвоение школьной программы. Правое же активно участвует во всем творческом , что творится у нас в голове – эмоции, чувства, интуиция, восприятие прекрасного. Именно это полушарие включается в работу, когда ребенок слушает музыку, любуется картиной или тянет ножку в хореографической композиции. Занятия в школе стимулируют и развивают именно левое полушарие, оставляя правое праздно расслабляться. Для полноценного развития и функционирования мозга работать должны оба полушария в равной степени. Потому так важно воздействие, стимулирующее чувства, эмоциональный отклик. Теперь-то понимаете?


Человек, который не знает изобразительного искусства, не имеет представления о литературе, кино, не понимает классической музыки, обладает не развитым «чувством вкуса», и нередко ориентируется на псевдоэстетические ценности, легко подвержен влиянию моды. Неразвитость вкусов молодежи при сильной в этом возрасте потребности самоутверждения обворачивается экстравагантностью в поведении, во внешности, облике и т.д.

Основы эстетической культуры личности закладывается в школе. Поэтому необходимо улучшать художественное образование и эстетическое воспитания учащихся.

Задача эстетического воспитания - сформировать у человека способность эстетически относиться к миру: воспринимать и оценивать подлинно прекрасное, возвышенное, паническое, трагическое, своей деятельностью умножать красоту окружающего.

Но эстетическое отношение не ограничивается какой - либо одной сферой, оно касается всего, что освоил человек: производство, наука, искусство, правых и политических отношениях в обществе. Поэтому оно всегда связано с различными направлениями воспитательной работы..

Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Вместе с тем не все периоды жизни равномерно для эстетического направления. Важное значение имеет младший школьный возраст. Особенности детей этого возраста наиболее благоприятно способствует формированию их эстетической культуры.

Проблемы в эстетическом направлении младшего школьника часто оказываются невосполнимыми даже при систематической работе в средних и старших классах. Любой самый широкий размах эстетического воспитания в старших классах не может компенсировать того, что упущено в более раннем возрасте.

Стихийное и социально направленное педагогом знакомство ребенка с эстетическими ценностями начинается с восприятия предмета, то есть с отражения в сознании его свойств, и возникновения его ценностного образа. Благодаря эстетическому воспитанию у человека формируются эстетические чувства.

Эстетические чувства - это непосредственный ответ на удовлетворение эстетической потребности, показатель соответствия предмета этой потребности. Отношение может выражаться оценочным суждением: «нравиться», «красиво».

Эстетическая деятельность. Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное восприятие переходит в активно-действенное отношение, в стремлении сохранить понравившееся, умножить красоту, передать ее другим (нарисовать, описать в стихах, сочинить сказку и т.п.)

Наслаждение прекрасным в процессе созерцания или творчества может перейти в устойчивое стремление эстетической деятельности, которое активизирует другие виды деятельности практическую, познавательную, стимулирует совершенствование необходимых для этого знаний, способностей, навыков, умений.

Эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.

Эстетическое воспитание включает в себя:

Оно предусматривает выработку системы духовных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивающих удовлетворение оттого, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое восприятие формирует у школьников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться с безобразным, низменным, атак же посильно проявлять себя в искусстве.

Эстетическое воспитание - это не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных в кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.

1) Если аморальный поступок, пошлость отталкивают человека своей антиэстетичностью, если ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка - это говорит о его высоком эстетическом развитии. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях духовной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры.

2) Эстетическое освоение действительности человека не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой ее деятельности. Другими словами: человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразовании окружающей жизни и самого себя.

3) Эстетические переживания должна вызывать вся учебно-трудовая деятельность учащегося. В математике, нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порождение человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности. Никакие рассуждения о духовной красоте, никакие лекции не могут оказать такого эстетического воздействия, как непосредственное восприятие этой красоты. Искусство, его живой материал не роскошь, не излишество - это не обходимый элемент воспитания.

Эстетическое восприятие средствами искусства осуществляется различными путями.



Давайте предположим, что первая пара людей на Земле не была дикарями, а действительно продвинутыми, развитыми людьми, и посмотрим: как она могла воспитывать своих детей?

Последние подражали бы примерам, которые подавали им первые - родители. Какие именно примеры увидят дети, зависит от случайных обстоятельств. Поэтому у детей развились бы лишь некоторые из их природных способностей - все способности невозможно сформировать сразу.

В прошлом люди не имели представления о том совершенстве, которого может достигнуть человеческая природа, даже и сейчас не вполне ясна эта идея. Понятно только то, что ни одна отдельная личность не может обеспечить своим питомцам достижения их назначения, какую бы высокую степень культуры ни приобрели бы последние. Чтобы преуспеть в достижении назначения человека, понадобится работа не нескольких людей, а всего человеческого рода.

Воспитание есть искусство, которое должно совершенствоваться через опыт многих поколений. Каждое поколение, овладевая знаниями предшествующего, способно осуществлять такое воспитание, которое во все большей степени гармонично и целенаправленно развивает природные способности человека и тем самым продвигает весь род человеческий к его назначению. Проведению было угодно, чтобы человек сам взращивал в себе добро, и оно как бы говорило человеку: "Ступай в мир. Ты получил от меня все необходимое для добра. Развить добро уже твое дело, стало быть, твое счастье и несчастье зависят от тебя самого".

Прежде всего человек должен развивать свои зачатки доброго: они не даны ему в готовом виде, а лишь как тенденции, задатки, нейтральные в нравственном отношении. Человек обязан совершенствовать себя, формировать свой духовный облик и подчинять себя нравственному закону. По зрелому размышлению можно убедиться, что это весьма трудно. Поэтому величайшая и самая сложная задача, решение которой стоит перед человечеством, - задача воспитания. Становление сознания зависит от воспитания, а воспитание в свою очередь зависит от развитого сознания. Из этого следует, что воспитание может подвигаться вперед лишь постепенно, правильное понимание воспитательного метода может возникнуть только благодаря тому, что каждое поколение передает свой опыт и знания (о способах воспитания) последующим, и каждое новое прибавляет что-нибудь в свою очередь, прежде чем передать эстафету. Какую высокую культуру и какой обширный опыт включает в себя понятие правильного воспитания! Вот почему оно не могло возникнуть на ранних этапах развития человечества, и мы сами еще не вполне себе его уяснили. Возникает вопрос, не должны ли мы в воспитании отдельных людей воспроизводить последовательность тех этапов, которое прошло человечество в целом?

Две области человеческого творчества приходится считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать - еще и поныне люди не пришли к соглашению относительно того, как правильно делать то и другое.

Но с какого же этапа развития человечества в целом следует начинать развитие индивидуальных человеческих способностей? Должны ли мы начинать с этапа первобытного или уже образованного общества? Помыслить себе развитие из первобытного состояния трудно (поэтому-то нелегко и составить представление о первобытных людях), и мы видим, что при развитии, берущем начало в диком состоянии, люди неизменно вновь впадали в дикость, а лишь затем опять возвышались над ней. В древнейших сохранившихся до нас памятниках письменности даже весьма просвещенных народов, мы обнаруживаем пережитки варварства, а между тем сколь высокую культуру предполагает одно только наличие письменности! Настолько высокую, что по отношению к просвещенным народам начало письменности можно назвать началом мира, резкой границей с первобытным состоянием.

Поскольку развитие способностей человека не происходит само собой, то всякое воспитание есть искусство. Для этого природа не вложила в человека никакого инстинкта. Воспитание - и филогенетически и онтогенетически - бывает либо механическим, без плана, обусловленным обстоятельствами, либо рациональным. Воспитание называется механическим, если мы узнаем из опыта, случайно, вредно или полезно что-либо для человека. Всякое механическое воспитание по необходимости несет с собой очень много ошибок и недостатков, поскольку оно не основывается на надежных, определенных принципах. Если воспитание призвано развивать человеческие задатки так, чтобы человек достиг цели своего бытия, то искусство воспитания (педагогика) должно быть рациональным. Уже воспитанные родители предоставляют детям примеры, по образцу которых последние строят свое поведение. Но если дети должны стать лучше родителей, то последним необходимо изучать педагогику. Иного назначения педагогика не имеет, как только помочь плохо воспитанному человеку не воспроизводить в своем воспитаннике собственных недостатков. Механическое воспитание должно уступить место науке; в противном случае воспитание никогда не станет последовательным и целенаправленным, а каждое новое поколение сможет только разрушать то, что создали предыдущие.

Основной принцип, из которого должны исходить те, кто составляют планы воспитания, такой: дети воспитываются сообразно не с настоящим, а с возможно более совершенным будущим состоянием рода человеческого, т.е. в соответствии с идеей человечества и его назначения как целого. Значение этого принципа чрезвычайно велико. Родители обычно воспитывают своих детей таким образом, чтобы они могли приспособиться к современным им жизненным условиям, какими бы плохими они ни были. А им следовало бы давать детям воспитание лучшее, чем современное, чтобы стал возможным и лучший мир. Два препятствия, однако, появляются здесь: 1) родители заботятся только о том, чтобы их дети преуспели в жизни и 2) правители рассматривают своих подданных лишь как инструмент для достижения своих целей.

Родители пекутся о семье, правители - о государстве. Ни те, ни другие не ставят своей конечной целью всеобщее благо и то совершенство, которое является назначением человечества и для достижения которого оно имеет необходимые предпосылки. Правильный план воспитания можно разработать только с общечеловеческих позиций, - разве идея всеобщего блага противоречит нашим личным интересам? Ни в малейшей степени, хотя, казалось бы, ради нее приходится приносить и жертвы. Именно благодаря этой идее мы содействуем собственному благу в нашей сегодняшней жизни. А как значительны и важны вытекающие из этой цели следствия! Все доброе, что есть на свете, берет свое начало в хорошем воспитании. Необходимо, однако, чтобы ростки добра в человеке все более и более развивались, ибо в естественных склонностях человека мы не обнаруживаем злых начал. Только неуправляемое, неподчиненное никаким принципам поведение порождает зло. Рождается же человек с задатками добра.

Но кто должен начать изменение мира к лучшему: правители или подданные? Должны ли и те и другие пойти навстречу друг другу, предварительно самоусовершенствовавшись? Если говорить о правителях, то сначала необходимо улучшить их собственное воспитание, ибо оно с давних пор страдает от чрезвычайно серьезной ошибки; ведь им в ранние годы не оказывали никакого противодействия.

Кривым и приземистым растет в поле одинокое дерево, в лесу же, напротив, именно из-за того, что ему мешают соседние деревья, оно, стремясь к воздуху и свету, вырастает высоким и стройным. Так же обстоит дело и с правителями. Было бы намного полезнее, если бы их воспитывал кто-нибудь из числа их подданных, а не равные им. Словом, мы можем ожидать благих начинаний от правителей лишь в том случае, если будет существенно усовершенствованно их воспитание. Стало быть, успех дела зависит от усилий частных лиц, а не от помощи правителей, как полагали Базедов и другие, ибо мы знаем из опыта, что для правителей важно не столько общее благо, сколько престиж государства, нужный им для достижения их личных целей. Если, однако, они предоставляют средства (для осуществления воспитания в общечеловеческом духе), то, конечно, следует предоставить и им право участвовать в разработке плана воспитания. Однако, во всем, что имеет отношение к формированию духовного облика человека и к расширению человеческих знаний, власть и деньги не обеспечивают успеха дела, в лучшем случае лишь облегчают решение задачи. Они могли бы и обеспечить успех делу, если бы только правительство не утруждало себя подсчетом будущих прибылей и пополнений государственной казны от затраченных сумм. Да и университеты доныне еще не преуспевали в этом деле, и вероятность того, что преуспеют в будущем, никогда не была так мала, как теперь.

Из сказанного следует, что и учреждение школ должно зависеть исключительно от мнения наиболее свободомыслящих экспертов. Носителем культуры является отдельная личность, она же и источник дальнейшего распространения культуры. Только благодаря усилиям людей, свободных от всяких предрассудков, желающих всеобщего блага и способных принять идею прогресса человечества, возможно продвижение человечества к совершенству. А правители нередко смотрят на свой народ как на часть животного царства и обеспокоены лишь тем, чтобы народ размножался. Если они и принимают во внимание образовательную деятельность, то исключительно с корыстной целью эффективнее использовать трудовые умения и навыки своих подданных. Разумеется, и частные лица обязаны руководствоваться естественной целью развития у учащихся умений и навыков, но они должны в особенности иметь в виду прогресс человечества и заботиться не только о знаниях, но и о нравственном совершенствовании людей, а также - что самое трудное - стараться поднять новое поколение на более высокий уровень, чем был достигнут ими.

Итак, воспитание должно:

1) дисциплинировать человека. "Дисциплинировать" - значит не допустить, чтобы животное начало взяло верх над собственно человеческим началом, не помешало человеку исполнить свой долг перед собой и перед обществом, членом которого он является. Следовательно, дисциплинированность есть только самоограничение, противостоящее неуправляемому, импульсивному поведению.

2) Воспитание должно культивировать человека. "Культивация" включает в себя обучение и становление поведения; она необходима для формирования способностей. Последние суть некие возможности осуществлять деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Поэтому не способности определяют цели деятельности, а диктуемые обстоятельствами цели определяют собой способности.

Некоторые способности, например, к чтению и письму, нужны всем без исключения; другие приложимы лишь к ограниченному числу целей, например, музыкальные способности. Поскольку множество целей бесконечно, практически безграничны и способности человека.

3) Воспитание должно сделать человека осмотрительным, ответственным, социально ценным, таким, чтобы его можно было любить, чтобы он пользовался авторитетом - все это особый вид культуры поведения, которую мы назовем утонченностью. В понятие "утонченности" входит также тактичность, вежливость и способность выбирать правильную линию поведения, которая позволяет людям благодаря взаимопомощи достигать конечные цели. Содержание понятия "утонченности" меняется в зависимости от изменчивых вкусов разных эпох. Так, всего несколько десятилетий назад в обращении ценилась церемонность.

4) Воспитание должно обеспечить нравственное развитие личности. Недостаточно, чтобы человек умел осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей; он должен также выработать в себе способность свободно выбирать исключительно нравственные цели, такие, которые, проистекая из природы и законов мира, не могут не быть общезначимыми, не могут не стать в равной мере целями всех людей без исключения.

  • Посуда турецкая
    Детский интернет магазин / Посуда. Купите сейчас
    lavkavostoka.ru