Вопросы для взрослых об их детстве. Как правильно отвечать на детские вопросы «Почему

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Иногда дети задают такие вопросы, что не знаешь, смеяться или краснеть. И ребенку важно получить ответ. Дети не хотят, чтобы мы игнорировали их, лгали или смеялись над их наивностью.

сайт публикует верные ответы на коварные детские вопросы.

Будьте честны, но не углубляйтесь в детали.

«Когда люди любят друг друга, они целуются и обнимаются. Папа передает маме свою клеточку. Она соединяется с маминой, и в животе появляется ребенок. Он маленький, как рыбка, и плавает внутри мамы. А потом он растет, перестает помещаться внутри и рождается». Детям постарше можно рассказать про сперматозоиды и яйцеклетку.

Постарайтесь рассказать об этом без неловкости, ведь интерес ребенка к половым органам - вещь абсолютно естественная.

«Эти различия нужны для рождения детей. У мальчиков есть пенис и два яичка. У девочек - влагалище и матка - специальный мешочек для будущего ребенка. Мальчик и девочка вырастают, встречаются и хотят завести детей. Они соединяются, как пазлы или как детали конструктора. После этого в животе появляется ребенок».

Этот вопрос задают почти все дети, когда у них формируется привязанность к противоположному полу. Мягко скажите «нет».

«У каждого в семье своя роль. Твоя сестра не может стать папой, папа - бабушкой. А ты не можешь стать мужем своей мамы. Когда ты вырастешь и станешь взрослым, мама уже будет старенькой. Ты все равно сможешь ее любить и заботиться о ней, но женишься на красивой молодой девушке. Вы будете любить друг друга, и у вас появятся свои дети».

Ребенок подсознательно чувствует вину за ссоры родителей. Важно, чтобы малыш понял, что его вины здесь нет.

«Люди ссорятся, потому что не всегда соглашаются с мнением друг друга. И дети ссорятся, и взрослые иногда тоже. Но мы обязательно помиримся, потому что мы любим друг друга. И каждый из нас любит тебя».

Не шикайте на ребенка, если в людном месте он обратит внимание на выделяющегося человека, - это как раз и формирует нетерпимость.

«Все люди разные. Бывают высокие, низкие, толстые и худые. А бывает, что человек заболел и поэтому выглядит иначе. В любом случае ему может быть обидно. Поэтому не нужно показывать пальцем на того, кто отличается от других. Лучше спросить меня о нем, когда мы останемся одни, чтобы никого не обидеть».

Братья и сестры всегда соперничают за любовь родителей. Не надо ставить ребенку в пример брата или сестру и говорить, что вы любите ее больше, потому что она «лучше учится».

«Да, вы разные, и наша любовь может проявляться по-разному. Но мы вас обоих любим одинаково сильно, как ты одинаково любишь маму и папу. Вы оба мне очень дороги».

Объясните ребенку, что лечение необходимо. Не стоит называть его трусишкой и стыдить: «Что ты как маленький?»

«Врач не хочет тебе зла, его работа - сражаться с микробами и болячками. Будет немного больно, но без этого не стать здоровым. Когда я болел, мне тоже делали уколы. Мне было страшно, но я справился. И ты сможешь. Посмотри, твой зайка тоже заболел, ему нужно к доктору. Он очень напуган, давай ему расскажем, почему не стоит бояться врача».

Не лгите ребенку о его неуязвимости и вашем бессмертии. Он способен принять правду.

«Люди, животные и даже цветы когда-нибудь умирают. Это закон природы. Так нужно, чтобы всем, кто рождается, хватило места на планете. И мы когда-нибудь умрем. Но это будет не скоро. Нас не станет, когда мы состаримся, как бабушка, а ты станешь большим, как мы. У тебя будут свои дети. Потом они вырастут большими, ты состаришься, и тебя не станет. Но ты проживешь прекрасную жизнь, полную приключений и открытий».

Объясните, что ваша работа - это закон, с которым надо считаться. Акцентируйте внимание на радости предстоящей встречи.

«Я не хочу с тобой расставаться, но так надо, и тут ничего не поделать. Работа очень важна. Зато вечером мы обязательно встретимся и будем очень-очень рады. Давай поменяемся нашими вещами? Возьми мой брелок, а я возьму твою игрушку. И мы издалека будем чувствовать друг друга».

Правила ответов на детские вопросы

  • Ребенку не нужно знать больше, чем он спросил. Отвечайте просто.
  • Не обманывайте . Если вы не знаете ответа, просто признайтесь в этом малышу. И поищите ответ вместе. Такой подход только укрепит ваш авторитет, а вот вранье, напротив, разрушит. Когда ребенок от кого-нибудь узнает правду, вам придется объяснять ему, почему вы солгали.
  • Не говорите свысока, поучительным тоном. Избегайте насмешек, относитесь к ребенку серьезно . Вы же хотите, чтобы малыш и впредь подходил к вам со своими вопросами.
  • Смотрите глубже. Иногда вопрос - это несознательная попытка попросить помощи или скрытый страх, попытайтесь понять, чего действительно ждет от вас маленький человек.

Немного перефразируя одного из великих, сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать. Почему так? Потому что любознательность и кипучая энергия большинства малышей способны любого родителя, даже самого терпеливого, вывести из себя, причем несколько раз за полчаса.

Примерно с трех лет дети задают вопросы тоннами, пачками, буквально оптом, и каждый ответ лишь становится основой для составления нового вопроса. Очевидная причина - дети просто хотят знать, даже если не понимают, зачем это им. Но есть и другие разгадки многочисленных детских вопросов. Например:

  • родители - главные авторитеты, и дети верят, что те знают ответы на все вопросы о мире и жизни, а ритуал «спрошу у мамы» - своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам;
  • дети задают вопросы просто из потребности пообщаться (тогда они слушают ответы), от желания поговорить или привлечь внимание (тогда в ответах не особо нуждаются);
  • некоторые вопросы «вырастают» из страха («почему лает собака?» - спрашивает малыш, который побаивается собак, даже если не признается в этом);
  • многие вопросы повторяются, так как ребенок не сразу усваивает ответы;
  • дети ищут место новому, с которым сталкиваются, в существующей картине мира и системе знаний;
  • иногда новые знания вступают в противоречие с прежними, и детям приходится искать уточнения;
  • по мере накопления знаний и опыта дети приобретают крепкую уверенность в том, что все имеет причину, нужно только до нее «докопаться»;
  • если раньше ребенок неосознанно решал поставленные перед ним вопросы и задачи прикладным способом, методом «научного тыка», то в возрасте 3-5 лет он учится осознавать внутреннюю природу вещей и возможность находить ответы абстрактно; ну и - ему приходится много спрашивать;
  • из-за скачка в развитии: поставленные вопросы подразумевают, что ребенок осознает вероятность более чем одного ответа, кроме того малыш может сформулировать вопрос так, чтобы взрослый понял, о чем речь.

Если мы еще вас не убедили, что нескончаемым детским вопросам нужно радоваться, то вспомним мнение ученых, которые (в частности, исследователи из Вашингтонского университета) считают, что формулировка вопросов и обдумывание ответов на них ускоряют процесс развития детского мозга. Во время «родительских пыток» в голове ребенка формируются нейронные связи, а там недалеко и до хороших оценок в школе и хвалебной характеристики «умница».

Вероятно, тема детских вопросов действительно болезненная, ведь ею заняты многие научные умы. Так, несколько групп исследователей разное время пытались оценить количественно нагрузку на родительскую психику. Оказалось, что в день дети задают до 300 вопросов . Вероятно, ученым попались очень любопытные испытуемые. Согласно данным других ученых, все не так страшно: в среднем до 8 вопросов в день, правда, не менее половины ставят родителей в тупик. Наконец, третья группа исследователей сосчитала, что за период от двух до пяти лет среднестатистический ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов , то есть в среднем 35-36 в день.

И на эти бесконечные «что? где? когда?» - а гораздо чаще «почему» - мамам и папам нужно отвечать. Более того, как бы пугающе для родителей, уставших от детских вопросов, это ни звучало - они должны побуждать детей спрашивать, то есть фактически создавать тем самым способствующую интеллектуальному развитию среду. Нужно регулярно хвалить ребенка за умение спрашивать - за хорошие, интересные вопросы.

По мнению психологов и педиатров, полное отсутствие вопросов в возрасте от 3 до 5 лет должно насторожить. Среди причин могут быть задержка речи, отставание в когнитивном развитии (то есть в развитии всех мыслительных процессов, в том числе памяти, логики, воображения, восприятия и др.) или же эмоциональные проблемы.

Главная задача взрослого на «вопросительном» этапе развития ребенка - сохранить интерес к знаниям, любознательность, удовольствие от анализа нового, от процесса познания. Единственный способ - отвечать, и делать это так, чтобы ответы детей устраивали. Помните, что, не отмахиваясь от детских вопросов и не отвечая на них формально, вы тем самым вы развиваете своего ребенка, а заодно выражаете уважение к нему, принимаете его всерьез.

Все ответы родителей на детские вопросы можно условно классифицировать.

Ответ-«пустышка»

Примеры: «Подрастешь - узнаешь», «Потому что!», «Вот научишься Интернетом пользоваться - и сам выяснишь».

Достоинства: экономия времени и сил.

Недостатки: мы неосознанно говорим ребенку, что он задал глупый вопрос (читайте: он сам глупый); мы не оправдываем надежд и теряем авторитет.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Примеры: «Так устроен мир» или «Так Бог решил»

Достоинства: экономия времени и сил; в некоторой степени правда; ответ, направленный на религиозное воспитание (если это цель).

Недостатки: для ребенка такой ответ - та же «пустышка», в зависимости от характера и упорства ответ либо не даст ребенку пищу для размышления, либо спровоцирует новые вопросы («Что такое мир / Бог / Вселенная?»)

Эти вопросы вы слышали от своих детей наверняка:
- Почему небо голубое?
- Почему травка зеленая?
- Почему солнце не падает?
- Почему самолеты летают, а крыльями не машут?

Ответ «по науке»

Пример: «Солнце не падает на Землю, потому что находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, весит в 332 940 раз больше Земли, и гравитационное поле Земли не способно притянуть к себе Солнце».

Достоинства: весьма познавательный и подробный ответ.

Недостатки: ребенок едва ли его поймет - в этом случае невелик шанс на додумывание и домысливание; такой ответ «гасит» детскую любознательность.

Вердикт: условно плохой ответ.

Ответ-«сказочка»

Пример: «Солнце не падает, потому что на самом деле оно - ярко светящийся волшебник, летающий по небу».

Достоинства: любая выдумка - универсальный ответ, когда нет времени или желания разобраться в вопросе.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ с вариациями

Пример: «Некоторые думают так [пояснение], а некоторые иначе [пояснение]».

Достоинства: предлагая несколько вариантов ответов, мы расширяем кругозор ребенка, поощряем его размышлять.

Недостатки: а кто же прав?

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, при наличии вашего собственного аргументированного мнения).

Ответ-вопрос

Пример: «А сам ты как думаешь?»

Достоинства: развитие логики, аналитических способностей, речевых навыков ребенка; дает время «погуглить» и найти ответ, не потеряв «лицо».

Недостатки: иногда вариантов ответа у ребенка просто нет - уж слишком сложный или абстрактный вопрос; провоцирует волну новых вопросов.

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, если мы готовы продолжать разговор, обсуждать, дискутировать)

* Хороший ответ - тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы или блеснете знаниями.

Ответы о вопросах

Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз - это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.

Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны. Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы - указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет).

Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).

Почему дедушка курит, если это вредно?

Почему нельзя писать в парке?

Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?

Почему обзываться плохо?

Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?

Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?

Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети - и громко)…

Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.

Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы - вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.

Как отвечать, если не знаешь ответ?

Разбираться вместе - или признаться, что не знаешь ответ, и пообещать, что выяснишь его, а потом действительно выяснить и рассказать. Достоинства такого подхода:

  • ребенок осознает, что нет универсальных знаний, но есть возможность их добыть (на детском языке это может звучать как «я тоже могу стать умным, как все взрослые»);
  • ребенок познакомится со способами добычи знаний;
  • у ребенка возрастет доверие к вам, ведь вы честно признаетесь в своих недостатках (незнание ответов на «суперважные» вопросы вроде «Почему травка зеленая?» - это определенно недостаток), а потом стремитесь их исправить.

Искать и не сдаваться

Расскажем о способах «добыть» ответы на каверзные детские вопросы.

1) Поисковые системы - их алгоритмы поиска постоянно совершенствуются, так что при большом желании можно найти в них ответ на любой детский вопрос; «продвинутые» варианты поиска с использованием команд-операторов вам в помощь.

2) «Глупые часто задаваемые вопросы» (sfaq.ru) - теоретически сайт для взрослых, но многие вопросы могут прозвучать и от детей, например «Сколько весит миллион долларов?», «Если кошка перебежала дорогу, а потом перебежала в обратную сторону - это отменяет примету или подкрепляет ее?», «Почему у лошади одна пара коленей назад, а другая - вперед?» и т.д.

3) «Взрослые» сервисы вопросов - ответов: русскоязычные TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), Генон - удобный поиск ответов на вопросы (genon.ru) и англоязычная Quora (quora.com). Их достоинство - в основательности ответов и в том, что отвечают зачастую эксперты (либо ссылаются на достоверные источники). Сюда же можно отнести ЗнайКак.ру - ответы на все вопросы Как? (znaikak.ru) - сервис специализируется на тех вопросах, которые начинаются со слова «как».

4) «Детские» сайты ответов на вопросы:

  • проект «Карманный ученый» (pgbooks.ru/life_with_kids/researcher/) - ответы придется искать внутри выпусков, зато вы сэкономите время на их интересную формулировку и подачу;
  • Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы;
  • 100 тысяч почему - ответы на детские вопросы (allforchildren.ru/why) - вопросы рассортированы по вопросительным словам, что упрощает поиск;
  • ПочемуЧка (pochemu4ka.ru/index/pochemuchka_otvety_na_voprosy/0-576) - ответы на вопросы можно найти и по списку, и в рубриках.

5) Ответы на некоторые вопросы вы найдете

Фото - фотобанк Лори

Почему небо голубое, а трава зеленая? Почему вода мокрая? Ребенок в возрасте до 10 лет задает порядка 300 вопросов в день, подсчитали дотошные ученые. На одни вопросы родители отвечают легко, почти не задумываясь, а от некоторых просто хватаются за голову – настолько каверзными и неожиданными они бывают. Здесь представлены самые необычные детские вопросы, способные не просто удивить взрослого, но и поставить его в тупик. В качестве бонуса под каждым вопросом помещен развернутый ответ специалиста из соответствующей области. Читаем и берем на заметку. Вдруг именно сегодня ваш ребенок задумается о том, «сколько весит небо»?

1 вопрос. Почему птиц не ударяет током, когда они сидят на проводах?

Ответ родителя № 1. Потому что провода опасны лишь в том случае, если касаться их и одновременно находиться на земле. Если бы птица одной лапой держалась за провод, а второй стояла на земле, тогда ее бы убило током. Ответ родителя № 2. Это можно сравнить с прикосновением языком лишь к одному концу батарейки – в этом случае ты не почувствуешь покалывания. Однако если прикоснуться к обоим концам, то это обязательно произойдет. Так вот в случае с птицами – они как раз дотрагиваются до одного конца условной батарейки.
Ответ эксперта-физика. Удар током предполагает прохождение электричества сквозь тело. Чтобы это произошло, необходимо, чтобы птица касалась сразу двух проводов с разницей потенциалов. Однако она этого не делает, так как сидит лишь на одном проводе и разницы в напряжении нет. При этом если птица взмахнет крылом и заденет соседний кабель, то ее ударит током, и она погибнет.

2 вопрос. Почему Луна иногда появляется в небе днем?

Ответ родителя. На самом деле Луна на небе задерживается гораздо чаще, чем мы можем видеть. Но из-за того, что солнце слишком ярко светит, мы попросту не замечаем ее присутствия. Например, включенный уличный фонарь мы не сможем увидеть днем издалека, потому что будет очень светло. В то же время ночью тот же самый фонарь будет виден за много метров, так как вокруг – темнота.
Ответ эксперта-астронома. Когда Луна вращается вокруг Земли, часть времени она находится на той же стороне, что и Солнце, а какое-то время – на противоположной стороне. Так вот, когда Луна и Солнце находятся на одной стороне, то спутник Земли виден днем. В то же время, когда Луна и Солнце на противоположных сторонах, этого не происходит.

3 вопрос. Сколько весит небо?

Ответ родителя № 1. Примерно столько же, сколько весят 10 миллионов слонов. Ответ родителя № 2. Кусок неба, покрывающий каждые 2,5 квадратных метра Земли, весит 6,5 килограммов. Значит, все небо весит более 5 миллиардов килограммов.
Ответ родителя № 3. Больше, чем ты думаешь, сынок. Поверхность земли – 317 миллионов квадратных километров. Атмосферное давление составляет в среднем 6,6 килограммов на 2,5 квадратных метра. Значит, небо весит где-то 5,2 миллиарда тонн. А теперь иди спать. Ответ эксперта. Примерный вес может составлять около одной миллионной от массы Земли – эквивалент веса 570.000.000.000.000 взрослых индийских слонов.

4 вопрос. Почему все рыбы в море не погибают, когда в него бьет молния?

Ответ родителя №1. Молния распространяется на все море, поэтому тока недостаточно, чтобы убить рыбу. Скорее всего, каждое живое существо в воде получает лишь небольшой разряд, который не представляет опасности. Ответ родителя № 2. Представь, что ты поместишь каплю яркой газировки в чайную ложку. В данном случае, ты сможешь ее видеть – яркое пятно будет заметно на столь малой площади. А теперь представь, что ты ту же самую каплю помещаешь в ванну, наполненную водой. Капля через несколько секунд просто исчезнет, и ты не сможешь ее больше видеть. Так вот молния – как капля цветной газировки. Попадая в море, она быстро распространяется и становится безвредной, исключение составляет то место, куда она ударяет.
Ответ эксперта-физика. Когда живое существо погибает от удара молнии, это означает, что существо оказалось на ее пути, и ток прошел через тело. К счастью, молния не может навредить всем живущим в море. Лишь самая невезучая рыба может стать ее жертвой. Морская вода проводит электричество. Как только молния попадает в нее, она тут же распространяется по всем направлениям. Множество рыб могут получить в это время небольшой электрический разряд. Однако погибнуть может лишь то существо, которое окажется у поверхности воды в том месте, куда ударяет молния. При этом, скорее всего, рыба, которая будет находиться хотя бы в 30 сантиметрах от поверхности, не пострадает.

5 вопрос. Почему я люблю розовый цвет?

Ответ родителя №1. У многих людей есть какой-то любимый цвет. Они называют его любимым, потому что он их радует, глядя на него, они чувствуют себя хорошо. Сегодня тебе нравится розовый цвет, но позднее, когда ты вырастешь, возможно, твое восприятие изменится, и тебе будет нравиться другой цвет. Ответ родителя № 2. Потому что он красивый. Этот цвет ассоциируется у тебя с массой приятных вещей: с цветами, розовыми щеками, определенной едой.
Ответ родителя № 3. Любимые цвета, как правило, связаны с какими-то вещами, которые нас радуют и делают счастливыми. Так вот розовый цвет чаще всего ассоциируется с весельем или сладостями. Ответ эксперта-психолога. Традиционно считается, что женщин больше привлекают оттенки красного, а мужчин – оттенки синего. Некоторые биологи полагают, что склонность представительниц слабого пола к розовому объясняется тем, что в первобытное время женщины часто занимались сбором фруктов красных оттенков, в результате у них сформировалось особое восприятие этого цвета. Эта же особенность, по версии некоторых исследователей, позволяет женщинам лучше различать оттенки кожи - например, ее покраснение - а значит, лучше считывать чужие эмоции.

6 вопрос. Что такое время?

Ответ родителя № 1. Время – это такой длинный шнурок из бисера, тянущийся и уходящий вдаль. Каждая бисерина – это какой-то момент из нашей жизни, в который мы испытывали определенные чувства: печаль или радость. Ответ родителя № 2. Время – это специальное понятие, которое было придумано людьми, чтобы организовывать свою жизнь и следить за тем, когда происходят те или иные события. Например, когда человек «А» хочет встретиться с человеком «Б», они выбирают одно и то же время – приходят на встречу в один и тот же год, один и тот же месяц, один и тот же день, один и тот же час. Время – это система, которая исчисляется годами, месяцами, неделями, днями, часами, минутами и секундами.
Ответ родителя № 3. Все в этом мире стареет. Стареет трава, старее стол в комнате, сыр в холодильнике, люди и животные тоже становятся старше… Время – это определенный способ измерять, насколько постарели животные, люди и вообще все вокруг. Ответ эксперта-физика. Это весьма сложный вопрос. Одни ученые могут назвать время потоком причин и следствий. Другие дали бы более подробное объяснение в соответствии с общей теорией относительности, однако эту позицию принимают далеко не все исследователи.

Мы уже давно забыли о механизме приливов и отливов. Что же до цвета моря, то мы довольно смутно помним, что он вроде бы зависит от солнечного света, но как это объяснить... Немного смущенные, мы мямлим расплывчатый ответ, который неубедителен даже для нас самих. И обещаем себе посмотреть попозже в энциклопедии. Не ищите ответов, мы сделали это за вас.

Вопрос: «Почему звезды светят ночью?»

Ответ: Звезды – это маленькие солнышки, которые находятся очень-очень далеко от Земли... Поэтому ночью они похожи на блестящие точки. Днем мы звезды видеть не можем, потому что свет солнца слишком силен.

Вопрос: «Почему море поднимается и опускается?»

Ответ: Это то, что мы называем приливом и отливом. Они зависят от Луны, которая, как огромный магнит, притягивает воду, когда находится над морем. Море поднимается, когда Луна восходит на небо, и опускается, когда Луна заходит.

Вопрос: «Как сюда, на пляж, попал песок?»

Ответ: Песок состоит из мельчайших обломков скал. Дожди несут их до рек, затем реки несут их в моря. В воде они уменьшаются до размера песчинки. Волны перемещают их и собирают на пляже. Иногда ветер дует со стороны моря, поднимает песок и перемещает его, и тогда на пляжах появляются дюны.

Вопрос: «Почему Солнце обжигает?»

Ответ: Солнце – это огромный огненный шар, который не сгорает вот уже очень долго. Он греет нас и шлет нам свет. Без него на Земле не было бы ни людей, ни животных, ни растений. Но нужно быть очень внимательным и летом хорошенько смазывать кожу кремом от солнца, иначе можешь получить солнечные ожоги.

Вопрос: «Почему существуют радуги?»

Ответ: Радуга появляется, когда солнце встречается с дождем. Когда солнечный свет наталкивается на дождевые капли, они посылают красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи, которые рисуют красивую арку. Ты и сам можешь создать радугу в саду с помощью шланга: повернись спиной к Солнцу и сделай струю воды тонкой. И посмотри на результат...

Вопрос: «А я могу взлететь, когда дует сильный ветер?»

Ответ: Нет, но когда ветер дует очень сильно, ты можешь упасть, поэтому лучше остаться дома. Это ветер создает волны на море. Когда он дует очень сильно, волны становятся высокими – это буря. И тогда даже большие корабли могут утонуть.

Вопрос: «Почему банк дает так просто тебе деньги?»

Ответ: Банк не «просто» дает мне деньги, он дает мне «мои» деньги, те, которые я, например, заработала. Я не могу гулять с целой кучей купюр, а банк хранит их у себя для меня. И каждый раз, когда они мне нужны, он дает мне какую-то часть. Достаточно, чтобы я опустила свою карту в банкомат. На карте есть мое имя. Большой компьютер проверяет, остались ли у меня деньги. И если у меня ничего не осталось, потому что я уже все потратила, то он мне ничего не дает.

Вопрос: «Зачем нужно есть по утрам?»

Ответ: Когда ты просыпаешься по утрам, ты чувствуешь, что голоден. Что неудивительно: ведь ты не ел всю ночь. И твое тело нуждается в энергии для нормального функционирования. Мы же заливаем в машину бензин, чтобы она работала. С телом – то же самое: необходимо, чтобы ты кормил его, чтобы расти, бегать, думать...

Вопрос: «Куда девается еда, которую мы едим?»

Ответ: Она совершает великое путешествие в трубу, которая называется пищеварительный тракт. Входит она через рот, выходит через анус (дырочку, через которую ты делаешь кака). Пища попадает в рот, пересылается в желудок, который трансформирует ее в кашу и отсылает в тонкую кишку. Именно в этот момент питательные элементы распространяются по всему телу. Все то, в чем тело не нуждается, трансформируется в кал.

Вопрос: «Почему я не могу летать, как птица?»

Ответ: Потому что у человеческих существ не бывает крыльев и они очень тяжелые! Ни одно тяжелое животное не может летать. Страус, например, несмотря на то что имеет крылья, летать не может – слишком много весит! Чтобы летать, нужно опираться на воздух крыльями. Если бы мы захотели соорудить искусственные крылья, нужно было бы сделать их гигантскими, чтобы они смогли вынести наш вес.

Вопрос: «Почему пчелы жалят?»

Ответ: Чтобы защититься. Пчелы всегда боялись медведей, которые хотели украсть у них мед. Как только они видят, как кто-нибудь приближается к улью, они принимают его за медведя и жалят.

Вопрос: «Почему мы зеваем?»

Ответ: Мы зеваем, когда устаем или скучаем. Это сигнал, что мы теряем контроль над своим телом. На самом деле мы понемногу засыпаем. Оттягивая челюсть вниз, зевок заставляет нас вдохнуть глубоко. И это нас пробуждает!

Вопрос: «Как ребенок вылезет из живота женщины?»

Ответ: Через девять месяцев жизни в животе ребенок готов появиться на свет. Мамин живот тоже готов к этому: он толкает ребенка книзу, к маленькому туннелю, называемому влагалищем. Как только ребенок достаточно спустился, туннель расширяется, чтобы пропустить ребенка. Мама толкает животом, раздвигает ноги... и ребеночек появляется через писю. Как правило, он выходит головой вперед!

Вопрос: «Зачем мне пупок? И почему пупок Вани не похож на мой?»

Ответ: Чтобы накормить ребенка, который живет в животе мамы, она кормит его через трубочку, которую называют пуповиной. При рождении врач обрезает ее и завязывает узелок. Это и будет пупком. Форма пупка зависит от формы узелка, который завязал врач: некоторые торчат наружу, другие – образуют впадинку.

Вопрос: «Почему я сплю один?»

Ответ: Раньше люди спали всей семьей в одной комнате, потому что так было теплее, ведь раньше не было батарей, и в доме топили печь. Сейчас у нас большие, хорошо отапливаемые дома: дети могут устроиться в комнате, одни или с братиком или сестричкой, а родители – в другой. Это позволяет влюбленным родителям остаться наедине друг с другом. Когда ты вырастешь и влюбишься, ты тоже сможешь делить свою кровать!

Вопрос: «Как корабли могут держаться на воде?»

Ответ: Они держатся на поверхности благодаря силе, выталкивающей их и держащей на воде. Она называется «сила Архимеда». Но нужно быть осторожным: если кораблик маленький и слишком тяжелый, он может утонуть. Поэтому нельзя, например, чтобы в лодку садилось больше трех или четырех человек.

Вопрос: «Как большой и очень тяжелый самолет может летать?»

Ответ: Он летает благодаря своим крыльям. Но чтобы взлететь, ему нужна огромная сила. И ее ему дают моторы, расположенные под крыльями. Они посылают очень горячий газ, который поднимает самолет очень высоко в небо.

Вопрос: «Почему Солнце садится?»

Ответ: У тебя, наверное, складывается впечатление, что Солнце движется? На самом деле движется Земля, как юла, но ты это не ощущаешь. Вращаясь, она либо поворачивается к Солнцу, и тогда это день, либо уходит в тень, и тогда это ночь.

Вопрос: «Почему мороженое тает?»

Ответ: Мороженое сделано из воды или молока, сахара и ванили (или клубники, лимона...). Все это смешивают и замораживают. Когда ты покупаешь мороженое, его дают тебе из морозилки: оно еще очень холодное и твердое. Но чем больше проходит времени, тем сильнее нагревается вода или молоко. И оно снова становится жидким. Если ты не сразу съешь его, то оно растает... Помнишь, ты брал ледышку в руку, и она через некоторое время превратилась в воду? Так и тут то же самое.

Вопрос: «Откуда берется гром?»

Ответ: Посмотри на небо, на нем много огромных черных туч. Когда они переполнены водой, ветром и электричеством, они взрываются, это провоцирует вспышку, эта вспышка молнии делает много шума, когда пересекает небо: это гром. Иногда мы видим молнию и слышим гром одновременно. Это говорит о том, что гроза очень близко. Иногда мы видим молнию задолго до грома. Это означает, что гроза удалилась от дома. Если хочешь узнать, на каком расстоянии находится гроза, начинай считать, загибая пальчики, как только увидишь молнию. Досчитал до пяти? Это значит, что она примерно в пяти километрах от тебя.

Вопрос: «Почему нужно заправлять машину бензином?»

Ответ: Когда ты ездишь на велосипеде, то колеса крутят мышцы твоих ног. У машины ног нет. Чтобы она сдвинулась, необходимо применить силу. А силу дает бензин. Он двигает механизм, который поворачивает колеса.

Вопрос: «Почему у того человека темная кожа?»

Ответ: Кожа производит частички цвета, меланин. Если она производит их в большом количестве, то становится черной. Если совсем мало – белой. Это также зависит от места, где мы живем. Например, в Африке люди обладают кожей черного цвета, это защищает их от солнца.

Вопрос: «Как почтальон узнает, кому нужно отдать посылку?»

Ответ: Перед тем как отправить посылку, мы всегда пишем имя и адрес человека, которому ее посылаем. Также и с открытками, и с письмами. Адрес человека – это место, где он живет: номер дома, название улицы, города, страны. И так почтальон точно знает, куда нужно отправлять посылку.