Воображаемые друзья у ребенка — это нормально? Как избавиться от воображаемого друга

У детей часто появляются воображаемые друзья. Они с ними разговаривают, играют, ругают их или любят. У родителей такое поведение вызывает страхи и опасения. The Village поговорил с психологами и узнал, насколько это нормальное явление и значит ли оно, что ребенку не хватает реального общения.

Дарья Грошева

психолог

Почему появляются воображаемые друзья

В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра - естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.

Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события - смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.

Александр Покрышкин

детский психолог

Как относиться к воображаемым друзьям детей

Мы привыкли думать, что воображаемый друг у ребенка - это серьезная проблема, где-то рядом с психическим расстройством. Однако количество детей, у которых есть или были воображаемые друзья, весьма велико. Это может быть человек, животное или фантастическое существо, которого ребенок может охотно описывать и с кем он как будто бы состоит в близких отношениях. Иногда этот «друг» начинает участвовать в реальной жизни семьи, часто можно услышать фразы типа: «Тише! Микки спит!» или даже «Это Сережа сломал, а не я!»

Кажется, что невидимый друг нужен тем, у кого мало друзей, и есть исследования, которые подтверждают эту связь для некоторых детей старше 10–12 лет. В ряде случаев такие друзья - это способ ребенка справляться с травматическим опытом. Однако для большинства ребят это просто игра, и само по себе ее наличие не является признаком проблемы. Наоборот, это свидетельствует о богатом воображении, которое так проявляется.

Поэтому основной совет родителям, которые с этим столкнулись, - не пытаться спорить и отговаривать, а проявлять уважение и такт. Постепенно эта игра сойдет на нет, а упреки лишь добавят напряжения в отношения с ребенком. Наблюдая за этой игрой, стараясь лучше понять того, с кем он дружит, мы лучше поймем и его самого.

Бывает так, что у ребенка появляется невидимый друг и никакой настоящий товарищ по песочнице, сверстник на игровой площадке его долгое время не может заменить. Причем этот друг- невидимка появляется внезапно и неоткуда. Что делать родителям в этом случае?

Дело в том, что реальность ребенка не ограничена, как у взрослого. Во сне, попадая в другой мир, он считает его реальным продолжением привычного. Добавьте к этому еще сказки, прочитанные перед сном и собственные фантазии ребенка. Так вот все это обычное и выдуманное отлично уживаются в воображение ребенка вместе, о других интересных особенностях формирования личности вашего чада можно вот здесь почитать .

Психологи считают, что невидимых друзей родителям не стоит опасаться, если это не является попыткой убежать от реальности. Это значит, что ребенок также занимается с игрушками и продолжает общаться с родными, как и прежде. Насторожиться стоит в том случае, если ребенок отказывается общаться или играть с родственниками, а спешит уединиться со своим тайным, невидимым для всех другом в своей комнате.

У ребенка невидимый друг - что делать

Чтобы понять, что за тайный друг появился у ребенка, можно попытаться представить, что он действительно существует и что его появление -это совершенно нормальное явление для вашей семьи.

А теперь попросите познакомить вас с ним. Может это эльф или сказочный гном, волшебник? А может у него он и не один, а целая веселая компания. Старайтесь не сомневаться и воспринимать серьезно его невидимых друзей. Они существуют, просто вы выросли и перестали верить в чудеса. Научитесь этому снова вместе с ребенком. Фантазируйте и играйте. И не страшно, что в игре нужно раскладывать карточки и для невиданного друга или делать ход за него. Зато вы добьетесь того, что ребенок будет всегда вам рассказывать о нем, и пусть вам он и не понравился, но вы будете знать, что происходит в выдуманном вашим чадом мире, сможете более осознанно проанализировать происходящее. Помните, что если ребенок с кем-то подружился, значит, этот человек заслуживает и вашего внимания. Учитывайте это даже если играть с невидимым другом, доставляет вам мало удовольствия.

Если вы не верите в существования невидимок, это ваше дело. Только важно никогда не отрицать их существование в присутствии ребенка. Не стоит доводить ситуацию до абсурда. Лучше постарайтесь уделить своему чаду немного больше времени, ведь когда малыш постоянно чувствует вашу любовь и заботу, вероятность появления таких необычных друзей сводиться к минимуму.

Помните, общение малыша с родителями не должно заменяться на общение с эльфами и волшебниками. Конечно, когда вы чем-то заняты или просто хотите отдохнуть, есть соблазн иногда отправить ребенка поиграть с невидимкой. Но ведь именно вы и есть самые верные и лучшие друзья для вашего чада. Постарайтесь во чтобы то не стало найти время для личного общения с ребенком, когда вас не будет ничто отвлекать и вы 100 % своего внимания сможете уделить только ем. Пусть это будет хотя бы полчаса в день, поверьте это будут самые дорогие для ребенка минуты, которые он будет вспоминать всю свою жизнь.

Воображаемые друзья у маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет - это норма, так что в большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Воображаемые друзья уходят из жизни детей в возрасте восьми или девяти лет, когда их заменяют настоящие. Но за это время могут произойти довольно странные и даже ужасающие вещи. Дети рассказывают такие истории, которые могут навести ужас даже на самых стойких циников. Сейчас вы узнаете десять историй о воображаемых друзьях, которые действительно пугают.

Зло идет

Вымышленные друзья иногда могут иметь далеко не самые подходящие имена. У одной девочки были вполне нормальные друзья Додо и Диди, с которыми она постоянно общалась и рассказывала своей маме о них истории. Пока в один прекрасный день мать не зашла в комнату в тот момент, когда девочка положила трубку игрушечного телефона и абсолютно спокойно сказала своей маме: "Зло идет". Оказалось, что Зло - это еще один воображаемый друг, который должен прийти в гости, в остальном он оказался вполне стандартным, просто выбор имени оказался далеко не самым лучшим.

Плохие мальчики из кухни

Один мальчик, когда ему было четыре года, слышал голоса, которые его ужасно пугали. Когда он вырос, у него появился собственный сын, который в шесть лет заявил ему, что у него есть воображаемый друг Бен. И этот Бен рассказал сыну, что он - один из "мальчиков из кухни", как называл в детстве отец голоса, пугавшие его. Сын рассказал в мельчайших подробностях о том, что делали эти "мальчики" с его отцом. Отцу пришлось назвать Бена лжецом, который пытается подорвать отеческий авторитет, но с тех пор он не может спокойно спать.

Ангелы

Одно дело, когда ребенок ведет себя так, будто с ним разговаривают ангелы - это всего лишь такие же воображаемые друзья. Но совсем другое, когда бабушка слышит, как этот ребенок в одной из таких бесед говорит: "Я не могу его убить - он мой единственный папа".

Убийство Роджера

Иногда детям надоедает дружить с кем-то, кого не существует, и они забывают о своих вымышленных друзьях. Но иногда это происходит немного иначе: в одной семье у младшего ребенка был воображаемый друг Роджер, который с женой и девятью детьми жил под кофейным столиком - об этом знали все. Но однажды ребенок пришел к родителям и заявил, что Роджер больше не будет с ними жить, потому что он застрелил своего вымышленного друга и всю его семью.

Похороны

Еще один довольно странный способ избавиться от воображаемого друга - это похороны. У одного мальчика был друг Тони, который оказался стариком и в один прекрасный момент умер во сне. Всей семье, чтобы успокоить ребенка, пришлось похоронить Тони в коробке от обуви.

Мертвые друзья

Воспитательнице в детском саду один раз пришлось услышать не самую приятную историю о воображаемом друге. В процессе разговора с одним из детей она выяснила, что его воображаемый друг был мертвецом.

Призраки

Но самыми пугающими являются истории, в которых воображаемыми друзьями оказываются призраки. К одному мальчику по ночам приходила женщина в красном платье, которую звали Френни - и она парила в воздухе. Как оказалось, у семьи была родственница, которую звали Френни, которая умерла и была похоронена как раз в красном платье. Когда ребенку показали фотографию родственницы, он подтвердил, что именно эта женщина приходила к нему по ночам.

Дети из Древнего Египта

Еще одна история может ужаснуть, хотя ее нельзя отнести к историям с воображаемыми друзьями. Дело в том, что одна девочка смотрела с родителями телевизор и увидела видеоклип, стилизованный под Древний Египет. Она просмотрела его до конца, потом обернулась на родителей и сказала, что в те времена они пели совсем не так. Родители посмеялись и попросили девочку спеть, как надо. Она исполнила песню на непонятном родителям языке на мелодию, от которой появились мурашки по спине. Потом она нарисовала платье, которое было невероятно детализовано и идентично тем, которые можно найти в музеях, посвященных Древнему Египту.

Человек из-под кровати

Очень многие дети боятся монстров под кроватью. Но далеко не все на вопрос о том, как выглядел тот, кого они видели у дедушки с бабушкой, отвечают, что у него нет лица.

Взрослые игры

Один шестилетний мальчик играл со своим воображаемым другом Грегом. Отец спросил у него, чем они конкретно занимаются, и ребенок ответил на это: "Делаем детей".

Мультипликационный фильм «Головоломка» сплошь наполнен эмоциональными моментами. В голове юной Райли существует тайная жизнь, где главными действующими лицами являются эмоции Страх, Гнев, Радость или Печаль. Они разыгрывают свое действо и борются за звание самой важной. Там же существует и вымышленный друг по имени Бинго-Бонго. Как только девочка переезжает в другой город, она полностью погружается в свои воспоминания и теряет незримую связь со своим другом. В конце повествования видение исчезает. Кажется, создатели ленты не могли придумать более душераздирающей смерти. Однако до недавнего времени потеря воображаемого друга не воспринималась психологами как траур. Напротив, многие специалисты считали воображаемых компаньонов чем-то нездоровым.

Являются ли видения признаком одиночества?

На протяжении многих десятилетий взрослые с недоверием и опаской относились к воображаемым спутникам маленьких детей. Подобные видения приписывались обособленным детям, лишенным реальных друзей. Современная поп-культура, во многом сформированная под влиянием известных голливудских фильмов, и вовсе полагает, что вымышленный персонаж может причинить ребенку реальный вред, например, заставив его совершить что-то дерзкое или страшное. Ведущий психолог Лаборатории знаний Университета штата Алабама Энсли Гилпин рассказал о случае, когда отец заподозрил собственную дочь в шизофрении. На самом деле у ребенка был воображаемый друг. Теперь, по прошествии времени, эта девочка жива и здорова, а в ее голове больше никто не живет.

Позиция современных психологов

Это теперь ученые уверены, что в возрасте 3—5 лет для детей совершенно нормально иметь воображаемого друга. Этим малышам не нужна медицинская помощь или психологическая реабилитация. Дети полагают, что взрослая жизнь слишком скучна, а видения помогают им развивать творческий потенциал. Некоторые психологи называют это явление синдромом Карлсона. Несколько последних десятилетий были отданы на углубленное изучение проблемы. Было задокументировано сразу несколько любопытных эпизодов, на основании которых был сделан оптимистичный вывод. Подобную дружбу можно признать одной из самых ярких и восхитительных. Теперь наличие воображаемого компаньона не считается чем-то ненормальным или необычным, а сама жизнь в вымышленном мире помогает малышам развить ценные навыки, которые пригодятся в реальности.

Родителям не о чем беспокоиться

Проведя рад тестов, ученые заверяют, что родителям не о чем беспокоиться, если они узнали о воображаемом друге сына или дочери. По оценкам экспертов, это явление необычайно распространено. Приблизительно 65 процентов детей в возрасте до 7 лет имеют вымышленных друзей. Если вы сами не имели подобного опыта в детстве или плохо помните о нем, спешим вас заверить: дети прекрасно знают о том, что их друзья не настоящие. Большинство исследователей полагают, что воображаемые персонажи не являются показателем одиночества или дефицита социальных навыков. Посредством вымысла дети раскрывают свое воображение.

Каковы самые ранние сроки развития вымышленной дружбы?

Фактически способность создавать воображаемого друга может проявиться в самом раннем младенчестве в то время, когда дети начинают учиться различать черты окружающих. Если мать обычно поднимает брови и раздувает щеки, чтобы позабавить кроху, это тут же находит живой отклик в ответной гримассе. Об этом рассказывает психолог из Йельского университета Дороти Сингер, которая начала изучать феномен вымышленных друзей еще в конце ХХ века: «Копирование мимики взрослых действительно является предвестником некой притворной игры, которая показывает, что ребенок любознателен. Он готов подражать звукам и действиям окружающих». Впоследствии этот навык трансформируется в более обтекаемый персонаж, который селится в воображении малыша.

Это дает когнитивные и эмоциональные преимущества

На основе более ранних исследований можно констатировать еще один любопытный факт: воображаемые друзья могут дать малышам некоторые когнитивные и эмоциональные преимущества. «Во многих отношениях все малыши похожи. Но когда мы тестируем детей, которые водят дружбу с мнимыми компаньонами, мы находим явные преимущества от этой дружбы. Эти дети более общительны, менее застенчивы, также они имеют уровень социальной перцепции, высокий не по годам. Они лучше воспринимают точку зрения другого человека в реальной жизни», — вот мнение Марджори Тейлор, психолога из Университета Орегона. Отметим, что ученые выявили лишь корреляцию, причина улучшения когнитивных навыков остается загадкой. Никто не знает, когда именно формируются перечисленные навыки. Может быть, они были сформированы до создания воображаемой дружбы либо могли стать ее следствием.

Иногда это переносится во взрослую жизнь

Хотя это крайне редко, но даже психически здоровые взрослые люди могут иметь воображаемых друзей. Этот процесс продолжается с детства. По мере взросления человека либо его старые друзья идут с ним бок о бок, либо воображение создает новых, более зрелых персонажей. Наверняка, вам будет интересно узнать, что Королева детективов Агата Кристи всю свою сознательную жизнь имела воображаемых друзей. Об этом писательница упомянула в своей автобиографии, которую написала в 70-летнем возрасте. Там она призналась читателям, что вымышленные друзья нравились ей гораздо больше, чем герои собственных произведений. По словам доктора Тейлор, нет нужды беспокоиться о мнимых компаньонах, в каком бы возрасте они бы не приходили к человеку. Не стоит пытаться выяснить причину, согласно которой они появились. На самом деле вымышленный мир не имеет никаких рамок и ограничений.

Как появляются воображаемые друзья?

Наверняка произведения детских авторов писались на основе чьего-то реального опыта. Если мы обратимся к ним, то увидим, что воображаемые друзья приходят в самый подходящий для этого момент. У Малыша был Карлсон, а герой известного комикса Кельвин дружил с плюшевым тигром Хоббсом. Но самый популярный образ детей абсолютно невидимый. Невидимка существует рядом, разговаривает с детьми и приходит им на помощь при случае, но, как вы понимаете, не имеет никакой обтекаемой формы. В других случаях дети представляют в роли своих выдуманных антропоморфных друзей, например супергероев или призраков, либо животных, обладающих человеческими способностями. Также в роли мнимого компаньона легко представить совершенно обычного незнакомца.

Идеальный друг

Для многих детей вымышленный персонаж является идеальным другом, наделенным характером положительного героя. Дети разговаривают со своим другом, охотно слушают его, а также делятся своими тайнами и секретами. В связи с этим доктор Тейлор не может утверждать, что воображаемые друзья являются идеальными собеседниками. Не исключено, что во время таких диалогов могут возникнуть конфликтные ситуации или недопонимание (как и в случае с друзьями реальными). Однако и такое общение с вымышленным персонажем идет на пользу ребенку. Многие психологи утверждают, что умение существовать в конфликтных ситуациях, пусть и вымышленных, учит ребенка терпимости.

Кем являются реальные игрушки, наделенные характером?

В отличие от несуществующего персонажа со своими уникальными личностными чертами, игрушки, наделенные характером, — это просто игрушки. Они не могут встать на одну ступень с мнимыми компаньонами, так как их образ уже создан, а не рожден сознанием малыша. Чаще всего эта ситуация характерна для детских ролевых игр, где малыш выступает в роли воспитателя.

У вашего ребенка появился друг. Только вот беда - никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» - кричит ребенок на прогулке. - «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… За обедом малыш возмущается: «А Леночке почему не положили суп?» На вопрос, кто такая Леночка, он в красках описывает - так это же пушистая лисичка, которая часто приходит в гости, и вот сейчас заглянула на чашечку вкусного супчика.

Как относиться к таким друзьям ребенка, которых вы и видеть-то не видите?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка - это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной - трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг - не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми - тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья - все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем - то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи - он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку). Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.

Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного барашка Вени. Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение - это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против барашек Веня, если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать - в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей - это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей - это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему некий Вася, которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью - чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка - выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь - подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Фото - фотобанк Лори