Во сколько ребенок начинает ползать

Каждый день у младенца происходят новые достижения. Еще недавно грудничок просто лежал и двигал руками и ногами, а сегодня уже, словно дурачась, ловко переворачивается на живот со спины и обратно. Развитие малыша идет каждый день, он сильно трудится для того, чтобы достичь новых высот — начать садиться, бегать на четвереньках, а вскоре и на ногах. Всех родителей интересует, во сколько ребенок начинает ползать и когда нужно ему как-то помогать этому учиться?

График развития любого ребенка индивидуален. Он и без того не всегда совпадает с общепринятыми стандартами, так еще иные детки «перепрыгивают» этапы развития, сразу переходя к следующим. Часть детей игнорируют долгий и неинтересный процесс ползания на четвереньках и после того, как научатся сидеть, начинают осваивать прямохождение.

Если ваш малыш не желает ползать, но при этом достигает успехов в других детских дисциплинах, то ваши волнения безосновательны. Младенец активен, начинает пытаться ходить – он развивается, но по своему графику.

Сроки

Как правило, малыши осваивают ползание начиная с полугода и до 9 месяцев. Более раннее появления этого вида передвижения в арсенале новорожденного говорит только об активности младенца и о положительной наследственности. Вероятно, один из родителей тоже рано начал ползать, не достигнув 6 месяцев, и эту склонность к преждевременному развитию получил грудничок.

Если новорожденный начал рано ползать — значит, его мышцы и кости полностью к этому готовы, не стоит пугаться, что это как-то отразится на здоровье малыша.

Другое дело, когда ребенок отметил 9 месяц от своего рождения и никак не хочет начинать ползать ни на руках, ни на четвереньках. Этот факт заинтересует детского невролога и заставит его взять вас на карандаш, наблюдая за тем, когда ваш малыш начнет ползать. Причиной такой запоздалости могут быть как наследственные причины, так и серьезные проблемы с развитием. Если разница в стандартах и в том, как развивается ваш ребенок, составит более 2 месяцев, невролог может поставить вам диагноз задержки развития.

Но большинство детей успешно осваивают ползание в срок. С 6 месяцев они начинают совершать первые неловкие попытки в движениях. Постепенно их перемещения все больше удаются, и в 9 месяцев становятся вполне осознанными и скоординированными.

Одинаково ли развиваются мальчики и девочки?

Считается, что мальчики развиваются несколько медленней, чем девочки. Как правило, представители сильного пола действительно позже начинают сидеть и ползать, а становление прямохождения у них отстает на пару месяцев от женского пола. Но это только лишь средние статистические данные.

Начало периода ползания зависит от многих факторов — от веса ребенка, крепости его мышц и костей и даже от характера.

Флегматичная полная девочка вряд ли будет полна стремления познать что-то новое, а активный и любознательный мальчик вполне может начать ползать раньше срока. Так что все приобретаемые навыки зависят от самого младенца, а не от пола, к которому принадлежит ребенок.

Процесс обучения

Сначала ребенок будет лежать на животе, стремясь достать интересующие его игрушки, двигаться с помощью рук. Потом он начнет неосознанно упираться и отталкиваться ножками от поверхности под ним. Когда малыш усвоит связь между этими толчками и последующим перемещением тела, движения его станут активней. Он все еще будет ползать, не приподнимая живота, «по-пластунски», — старательно кряхтя и иногда капризничая из-за того, что ему тяжело и не удается быстро достичь намеченной цели. Из-за недостаточной еще скоординированности малыш может ползти не совсем туда, куда он стремился попасть.

Впоследствии новорожденный будет потихоньку отрывать животик от пола или дивана. По мере укрепления мышц он будет приподнимать свое пузико все выше и выше, пока не встанет на четвереньки. Поначалу младенец будет держаться в этом новом для себя положении неуверенно — он будет покачиваться и время от времени валиться на бок.

Когда силы его окрепнут, сам малыш научится владеть своим телом, а координация его движений дойдет до должного уровня, младенец начнет переставлять конечности поочередно, достигая невиданных до того скоростей. Такой вид ползания называется «перекрестным» из-за того, что ребенок одновременно отталкивается диагонально расположенными конечностями — правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой.

Теперь малыш будет резво передвигаться по дому на четвереньках. Весь путь от неуверенных ползаний на животе до быстрых передвижений на четырех точках займет у ребенка от двух до тех месяцев.

Помощь родителей

Считается, что не нужно стимулировать навык ползания у ребенка — каждый малыш развивается по-своему и обязательно поползет, когда само тело младенца будет готово к этому. Но если вы или ваш невролог заметили, что малыш изначально несколько отстает от принятого графика развития — начал позже, чем сверстники, переворачиваться, и теперь никак не хочет осваивать ползание, — во избежания дальнейших проблем лучше позаниматься с ним.

  • главным условием для ползания являются достаточно крепкие для этого процесса мышцы. Ваша задача — развить их с помощью массажей и гимнастики.
  • укрепляйте необходимые для ползания мышцы ребенка, лежащего на животе. Привлекайте его внимание яркими игрушками, он должен одной рукой тянуться к ним, а второй опираться о поверхность.
  • показывайте ему, что можно стоять на четвереньках, подкладывая под живот валик и оставляя его в подобном положении на некоторое время. Также можете покатать его на валике.
  • подложите под пяточки лежащего на животе ребенка свои ладони. Когда малыш начнет упираться в них, нажмите немного рукой ему навстречу. При следующем движении ребенок продвинется вперед, опираясь на вашу ладонь.
  • почаще выкладывайте малыша на пол, накрытый плотным одеялом — большое свободное пространство лучше всего способствует стремлению к движению.
  • заманивайте младенца самой любимой его игрушкой или незнакомыми, но тем более интересными предметами.
  • дети к полугоду имеют вполне хороший пассивный словарный запас и чувствуют интонацию. При любом положительном продвижении хвалите ребенка, это придаст ему сил.
  • можете на собственном примере показать малышу, как ему следует двигаться. Многие дети склонны копировать поведение взрослых.

Как избавиться от растяжек после родов?

Жизнь молодых родителей полна ожиданий: первой улыбки, первого зубика, первого слова, первого шага. И нередко мамы стараются приложить все усилия для того, чтобы то или иное событие произошло как можно быстрее. Но стоит ли торопиться?

С каждым месяцем кроха развивается все активнее, приобретая важные умения и навыки. И гораздо правильнее будет помочь ему закрепить их и развить как можно лучше, а не постоянно стимулировать к «покорению новой вершины», не давая укрепиться на только что «покоренной».

Во сколько месяцев мальчики и девочки начинают ползать?

Все малыши разные и начинают ползать в разное время: мальчики обычно позже девочек. Как правило, все младенцы осваивают этот навык в 5-7 месяцев . Упитанные дети обычно чуть ленивее своих сверстников, они начинают ползать в 7-8 месяцев . Худенькие наоборот могут научиться ползать раньше.

Важность ползания

Один из самых важных этапов двигательного развития ребенка — ползание. Данный этап обязателен для каждого малыша, поскольку, как считают физиологи и неврологи, именно ползание является наиболее важным средством развития нервной системы крохи, а вовсе не первые шаги, как полагает множество мам.

Кроме того важность данного навыка обусловлена рядом факторов:

— необходимость освоения нижнего поля зрения;

— правильная координация действий верхней и нижней части туловища;

— попеременное включение обоих полушарий головного мозга;

— совершенствование зрительного восприятия;

— совершенствование тактильной чувствительности;

— формирование пространственных представлений о собственном теле;

— восприятие соотношения окружающей среды и тела;

— ориентация в пространстве;

— закладка предпосылок для освоения речи, грамматики, чтения, письма.

Пропуская важный этап ползания, ребенок лишается и важного этапа развития мозга: полного и всестороннего освоения пространственных связей и восприятия пространства в целом.

Что сначала, сидеть или ползти

Часто родители задаются этим вопросом. Какая последовательность развития навыков?

Что ребенок должен научиться делать сначала: сидеть или ползать. У всех малышей это происходит по разному.
Чаще сначала учатся на четвереньках стоять, раскачиваться, потом присаживаются, позже уже ползают.

Ползание: готовимся поэтапно

Ползание – довольно непростой процесс, к которому малыш должен хорошо подготовить все группы мышц и пройти несколько важных этапов:

1)Держим головку . Этот появляется в возрасте двух-трех месяцев, когда кроха приподнимает ее, лежа на животике. Данное умение можно считать отправной точкой для формирования вертикальной оси тела – метаморфозы, во время которой лежащий в кроватке малыш к своему первому Дню рождения станет уверенно стоять на ножках и ходить.

2)Опираемся на ручки . Данный навык возникает наряду с удерживанием головки: лежа на животике, малыш опирается на локотки, а к четырехмесячному возрасту – на раскрытые ладошки. Именно он необходим для удержания веса тела крохи на одной руке во время освоения поворотов, сидения и ползания.

3)Переворачиваемся . К возрасту пяти месяцев кроха уже активно вертится: вокруг себя, лежа на кроватке, со спины на животик и обратно. Наконец маленький человечек способен передвигаться в пространстве, желая завладеть яркой игрушкой.

4)Стоим на четвереньках и раскачиваемся . Кроха так стремится вперед! Опираясь на ладошки и коленки он старается двигаться быстрее, но из за «непослушных» мышц у него выходят лишь качательные движения на одном месте.

5)Ползем! Малыш скоординировал движения, подался вперед и упорно движется к новому и неизведанному. Мышцы получают необходимую нагрузку, правильно формируется скелет, нервная система активно развивается. Данный навык возникает у малышей в возрасте семи-девяти месяцев, но может установиться и в более позднем возрасте.

Учимся ползать вместе!

Для того чтобы малыш легко освоил навыки ползания, ближе к шестимесячному возрасту основным местом его нахождения должен стать пол.

Не манеж, кроватка или диван, а именно твердая поверхность станет отличным плацдармом для полноценной двигательной активности юного исследователя.

Но прежде, чем выпускать кроху в «свободное плавание», стоит провести ряд предупредительных мероприятий:

— вымойте и насухо вытрите поверхность;

— обследуйте ее: она должна быть не холодной, ровной, без выемок и заноз;

— если пол накрыт ковролином, убедитесь, что он не скользит;

— уберите все мелкие детали и опасные предметы с пола и поверхностей на уровне роста ребенка (шторы поднимите, провода спрячьте, цветы унесите в другую комнату, розетки обезопасьте заглушками, острые углы – специальными силиконовыми насадками, ящички и дверцы перевяжите веревками).
После того, как пространство стало безопасным, разложите на полу разнообразные яркие игрушки и пустите кроху в захватывающее путешествие!

А еще лучше учить ребенка на собственном примере – пристройтесь рядом и покажите ему простой способ передвижения.

А если не ползет?

В основном все детки, рано или поздно, начинают передвигаться ползком. Но есть и такие маленькие «лентяюшки», которые предпочитают спокойно ждать, пока им принесут желаемую игрушку, а не добираться до нее самим. Что же делать тогда?

Если младенец не хочет (или не может) поползти, попробуйте ему помочь:

— положите ребенка на животик на пол;

— перед ним (на таком расстоянии чтобы мог едва дотянуться) поставьте новую яркую игрушку;

— подставьте ладонь под ножки так, чтобы он мог оттолкнуться от нее;

— слегка подтолкните кроху вперед.

Разговаривайте с ним, подбадривайте, побуждайте взять игрушку, рассказывая о том, какая она красивая, интересная и т.д.

Существуют и упражнения , которые помогают малышу освоить движения, необходимые для ползания:

Уложив кроху на животик, подвесьте яркую погремушку чуть выше его головки: это заставит малыша напрячь верх туловища и оторвать одну ручку от поверхности;

Сделайте валик из небольшого одеяла и положите крохе под грудь (головка и ручки свисают, ножки и животик на диване). Разложите перед ним погремушки: малыш будет брать их обеими ручками, вертеть головкой, что станет отличной тренировкой вестибулярного аппарата;

Для того чтобы помочь ребенку встать на четвереньки, скатайте небольшую подушечку и положите ее под грудку и животик крохи так, чтобы ручки и ножки спадали с обеих сторон;

Положите на пол высокий матрас поместите кроху так, чтобы его грудка и ручки были на матрасе, а ножки – на коленках на полу. Затем потихоньку двигайте матрас к себе с противоположной стороны: это поможет крохе научиться передвигаться на коленках.

Когда обращаться к врачу?

Важно помнить, что для предупреждения неприятных последствий и корректировки возможных нарушений в развитии ребенка следует вовремя обратиться к специалисту.

Поводом записаться на прием могут стать случаи, когда:

— к девяти месяцам кроха не предпринял попыток поползти;

— не передвигается вперед, не поднимается на ручках;

— после десяти месяцев ребенок ползает только лишь на животе, поднимаясь только на одну ручку или не поднимаясь вообще.

В таких случаях консультация педиатра, невролога и ортопеда поможет решить проблему и позволит вашему малышу всесторонне и полноценно развиваться дальше день за днем.

Ребенок начинает ползать в возрасте 5 месяцев. Обычно он пятится назад, а спустя еще месяц делает попытки ползания с продвижением вперед. Чаще этот навык дети осваивают после того, как научились переворачиваться на бок и живот. Но развитие каждого ребенка индивидуально. Вот почему несоответствие принятым стандартам не является поводом для паники. Скорее всего, кроха догонит сверстников по развитию, но это произойдет несколько позже.

Когда наступает подходящее время?

Когда малыш начинает переворачиваться, он смотрит на мир по-новому. Все вокруг предстает перед ним в новом ракурсе. Умение лежать на животе, опершись на локотки, дает ему возможность тянуться к находящимся рядом предметам. Это стимулирует малыша к попыткам ползания, первые признаки которого заметны еще с рождения. Об этом свидетельствуют врожденные рефлексы. Уложив младенца на животик и подставив ладонь ему под пяточки, можно немного надавить на них. Малыш рефлекторно оттолкнется от ваших рук. Эти неосознанные движения к 3-4 месяцам станут полноценным навыком.

С 5 месяцев дети учатся ползать. Завершается этот процесс примерно к девятимесячному возрасту. Однако, точного времени нет. Это зависит от нескольких факторов:

  • когда ребенок стал держать голову;
  • когда малыш стал переворачиваться;
  • когда стал подтягиваться, чтобы сесть.

Иногда, достаточно редко, дети могут пренебречь одним из этапов на пути к хождению, например, пропустить ползание.

Есть некоторые малыши, которые запаздывают с освоением навыков движения. Но это не зависит от пола ребенка. Девочки не всегда развиваются быстрее мальчиков, а мальчики, наоборот, редко отстают от девочек. Чтобы стимулировать"ленивых" детей, можно сделать им курс массажа. Это укрепит необходимые для данных навыков мышцы и поможет грудничку научиться нужному движению. Но делать это необходимо только после консультации с педиатром, поскольку ребенок должен быть здоров и подготовлен к нему.

Как дети учатся ползать?

Этот процесс осуществляется в несколько этапов в соответствии с развитием и укреплением мышц. Их порядок заложен природой. Некоторые малыши пропускают одну из ступеней, переходя сразу к следующей. Но для этого мускулатура ребенка должна быть хорошо подготовлена. Иначе добиться успеха у него не получится. Бывает, что дети возвращаются к пропущенному этапу - сначала садятся, а потом ползают.

Первый этап начинается с того момента, когда ребенок учится ползать на животе. Этот процесс оттачивается примерно в 5-6 месяцев. Стараясь дотянуться до лежащих рядом предметов, малыш протягивает вперед руки и подтягивается на них, двигаясь вперед или вбок. Если при этом ребенок не подтягивается, а отталкивается – он ползет назад.

В возрасте около 6 месяцев ребенок понимает, что, приподняв корпус, ползать гораздо удобнее. С этого момента он перемещается по-пластунски, отталкиваясь ногами. Это уже следующий шаг к настоящему ползанию на четвереньках.

С 7 месяцев ребенок уже может ползти на ладошках, подтягивая ноги. В это время его движения неуверенные и неловкие, но и это огромный труд для малыша для того, чтобы освоить новые навыки. Мозг старается правильно скоординировать тело ребенка, основываясь на команде вестибулярного аппарата. Потом он дает команду мышцам, и малыш старается ползти на четвереньках.

Из-за того что младенец еще путает, когда нужно передвинуть руку, а когда ногу, он перемещается часто не в ту сторону, куда хочет. А порой и вовсе падает на бок. Но это не мешает ему упорно следовать к своей цели. Со временем малыш учиться правильно чередовать конечности, переходя к перекрестному ползанию, название которого говорит само за себя. Для того чтобы быстро передвигаться, дети одновременно выставляют противоположную руку и ногу вперед. Например, сначала идет пара"правая рука/левая нога", а затем следует"левая рука/правая нога". Малышу не приходится балансировать, поскольку нагрузка на позвоночник распределяется одинаково.

Иногда дети придумывают необычные способы ползания. Так, мальчик или девочка передвигаются сидя, а порой и лежа на спине, помогая себе ногами. Часто малыши ползают вбок, так как им так проще. Необходимо ненавязчиво переучить ребенка ползать правильно.

Можно заметить, как младенец учится ползать даже во сне. Это происходит непроизвольно, поскольку в это время малыши обрабатывают всю информацию, полученную за день, и могут повторять некоторые движения. Именно поэтому необходимо сделать максимально безопасным место его отдыха, чтобы он нечаянно не навредил себе: не упал или не застрял между прутьями детской кроватки.

В девять месяцев ребенок уже достаточно уверенно стоит и ползает на четвереньках. Данный навык подготавливает мышцы ребенка к прямохождению. И уже в период с 10 месяцев малыш способен синхронно передвигать ручками и ножками.

Упражнения

Справиться с нелегкой задачей освоения новых навыков малыш способен и самостоятельно. Но для более быстрого процесса обучения можно делать с ним специальные упражнения. Они помогут укрепить необходимые для ползания мышцы, натренируют вестибулярный аппарат и улучшат координацию движений. Укрепив все необходимые группы мышц, можно быстро научить ребенка ползать.

Когда малыш сможет самостоятельно переворачиваться и уверенно держать предплечья, лежа на животе, можно заниматься с ним специальными упражнениями. Делать это надо каждый день в комфортной обстановке и по мере возможностей ребенка. Упражнения с фитболом хорошо развивают спинные мышцы, подготавливая малыша к ползанию и хождению. Для этого, положив ребенка животом на мяч, следует покачивать его из стороны в сторону. Во время занятия тренируются мышцы корсета. Нужно выполнять, пока малыш не устанет.

Внимание следует уделять и рукам. Вкладывают большие пальцы в ручки ребенка и тянут его к себе, помогая подняться. Кладут его обратно на стол и повторяют упражнение несколько раз. При этом укрепляются не только мышцы рук, тренируется пресс, разрабатываются мышцы спины. Малышу полезно еще и ходить на руках. Держа малыша за животик одной рукой, а другой придерживая спинку, наклоняют его над столом, чтобы его руки едва касались поверхности стола. Дают ребенку передвигать ими по столу, как бы делая шаги. Это помогает малышу быстрее научиться ползать.

Разработать мышцы плечевого пояса можно и при помощи следующего упражнения. Удерживают яркий предмет выше уровня глаз малыша, лежащего на животе. Приподнимаясь и протягивая руки к заинтересовавшей его вещи, он тем самым тренирует мышцы верхних конечностей.

Двигательные навыки неразрывно связаны. Для того чтобы младенец скорее научился ползать, нужно вовремя освоить переворачивание. Делать это следует в 3-4 месяца. Взяв малыша за правую руку и убрав левую ногу под правую, легонько подталкивают малыша влево, заставляя перевернуться на живот. Такое же упражнение делают и в другую сторону. Малыш очень быстро осваивается. Он понимает, как выполнять данное упражнение и правильно двигать ножками и ручками, а потому начинает проделывать его самостоятельно.

Чтобы натренировать ноги, делают малышу упражнение"лягушка". Суть его заключается в освоении врожденного рефлекса, о котором говорилось выше. Запустить его можно, приложив ладони рук к ступням ребенка. Слегка надавив на них, удастся заставить малыша оттолкнуться, уползая вперед. Это следует делать уже с рождения. Тогда неосознанное движение перейдет в сознательный навык.

Освоение двигательным навыком ползания играет огромную роль в развитии малыша. Оно оказывает непосредственное влияние на развитие речи, моторики, полноценную работу мозга. Во время ползания тренируются такие качества, как настойчивость, выносливость и целеустремленность. Когда ребенок освоит ползание, необходимо обезопасить окружающее его пространство, убрав все опасные предметы.

Умение ребенка ползать – навык, который с нетерпением ждут многие родители. Возможность самостоятельно перемещаться с помощью ползания появляется у деток в норме с 5,5 до 9 месяцев. Если ваш ребенок пополз, это говорит о том, что у него правильно развиваются мышцы спины и позвоночник. Но не все малыши проходят этап ползания, некоторые и вовсе его пропускают, переходя сразу к ходьбе. Допустимо ли это, какие есть нормы развития навыка и во сколько месяцев начинает ползать грудничок, рассмотрим в нашей статье.

С какого возраста ребенок начинает ползать?

Осознанная двигательная активность появляется у малыша не раньше, чем он научится хорошо держать головку и освоит переворачивание со спины на живот. Когда ребенок будет способен самостоятельно, безо всякого усилия, поворачиваться в положении спинка/животик и обратно, крутить высоко поднятой головой, то его мышцы уже окрепли и готовы к освоению следующего важного этапа – навыка ползания.

На формирование данного умения также могут влиять некоторые факторы, которые обязательно нужно брать во внимание при оценке развития малыша. Среди них можно выделить самые значимые:

На заметку! Наличие рефлекса ползания можно наблюдать даже у новорожденных младенцев. Проверить наличие этого рефлекса очень просто. Уложите своего кроху на животик, и в качестве опоры для ножек подставьте к ступням ребенка свою ладонь. Ребенок тут же попытается слегка оттолкнуться от вашей ладони, неосознанно стремясь продвинуться вперед.

Развитие этапов ползания у грудничка

У каждого грудного ребенка может быть свой “индивидуальный стиль” ползания, но в целом специалисты выделяют несколько этапов, через которые малыш постепенно проходит для полноценного формирования навыка. Последовательность этапов можно рассмотреть в таблице, где пошагово расписано двигательное развитие младенца в определенном периоде.

Возраст ребенка Этап развития Характерные признаки
5-7 месяцев Ползание на животе Грудничок сам переворачивается на животик и пытается активно передвигаться вперед с помощью мышц рук (активная нагрузка на плечи и локти). Передвижения могут напоминать активность “гусеницы”. У малыша еще не получается двигаться вперед, чаще у него получается ползать назад или даже в сторону.
6-8 месяцев Ползание по-пластунски Ребенок уже пытается подтягивать поочередно ножки в попытке продвинуться к предмету или маме. Опора приходится на ладони, что упрощает процесс ползания. Поначалу малышу будет удаваться ползать задом наперед, это нормальный ход развития навыка. Постепенно “пластунские” движения должны привести к способности вставать на четвереньки
7-9 месяцев Ползание на четвереньках Научившись держать вес на четвереньках, ребенок будет учиться переставлять ножки и ручки. Процесс может выглядеть как раскачивание, еще неловкое и неуклюжее, но с каждым днем навык будет укреплять мышцы. Примерно к концу 9-ого месяца дети осваивают ползание в полноценном понимании и начинают ползать на четвереньках.

Интересный факт! На многих форумах для родителей можно встретить обсуждения, когда девочки и мальчики начинают ползать, делая акцент на том, что двигательная активность у обоих полов различается. Но стоит отметить, что развитие навыка ползания не зависит от пола ребенка. Поэтому если у вас сын, то не стоит переживать, что мальчики начинают ползать позже девочек или наоборот.

В большинстве случаев ребенок проходит все этапы развития ползания. Некоторые груднички предпочитают действовать по собственному “плану”, выбирая наиболее удобный для себя способ передвижения и долгое время пользуясь им. Активные с рождения малыши могут миновать первые этапы и сразу учатся ползать на четвереньках. Другие же могут до 8-9 месяцев передвигаться по-пластунски, а затем, научившись сидеть и вставать без поддержки, стараться сделать первые шаги.

Упражнения для развития навыка ползания у детей

Стремление к самостоятельному движению и познанию окружающей ребенка среды заложено природой. Если у ребенка есть возможность ползать в часы активности и имеется подходящая поверхность, то многие родители просто пускают процесс “на самотек”. Если у вас есть желание помочь своему малышу научиться управлять своим телом и улучшить его координацию движений, можно выполнять с ним простые упражнения.

Развиваем мускулатуру рук

Хорошее упражнение для ребенка возраста 5,5-6 месяцев с развивающим ковриком. Выложите младенца на коврик положением на живот. Яркие игрушки на коврике должны быть подвешены на уровне глаз. Кроха будет пытаться дотянуться до игрушки, опираясь на одну руку, чтобы другой коснуться её.

Занятия на мяче

Специальный мяч – фитбол поможет укрепить ребенку мышцы спины и живота. На первом занятии нужно выложить кроху спинкой на мяч, придерживая его подмышками. Легко покачивайте мяч вперед/назад. Достаточно 3-5 минут. На втором занятии выкладываем ребенка на мяч положением лежа на животе, придерживая за спинку и стопы. Перед мячом кладем игрушку. Ребенок будет пытаться её достать, передвигая ладонями по мячу.

Ежедневный массаж

Многие неврологи рекомендуют делать массаж, чтобы ребенок начал ползать. Массаж усиливает кровоток в области позвоночника, стимулирует мышцы спины. Легкие поглаживающие движения от плеч к пояснице нужно чередовать с более интенсивными. Процедуру можно проводить самостоятельно, посмотрев обучающее видео, или довериться специалисту.

Малыш не ползает – стоит ли бить тревогу?

В редких случаях бывает, что ребенок вообще не начинает ползать. Вместо ползания он пользуется альтернативным способом перемещения, например, пытаясь подпрыгивать в сидячем положении, раскачиваясь на четвереньках и подпрыгивая, или же скользя на животе. Переживать по этому поводу не стоит, если:

  • малыш пользуется обеими ручками и ножками в равной степени;
  • учится координировать движения левой и правой стороны туловища, стремясь находиться в движении даже без умения ползать;
  • у ребенка в совокупности с вышеописанным есть все условия для правильного физического развития и роста.

Важно! Если вы чувствуете, что с двигательным развитием малыша что-то не так, проконсультируйтесь с вашим педиатром.

Самое важное для ребенка – иметь возможность самостоятельно изучать окружающую его среду и укреплять своё тело, готовя его для ходьбы. Поощряйте малыша в его первых попытках ползать, развивайте навык в игровой форме. При должном подходе ваши усилия будет вознаграждены, и ребенок с помощью ползания будет преодолевать любые дистанции.

Достижения подрастающего младенца - всегда радость для родителей. Его развитие в периоде до года идет быстро. Казалось, еще недавно кроха мог только двигать ручками и ножками, дотягиваться до погремушек. Теперь же вовсю переворачивается, пытается садиться и вставать на четвереньки. Вскоре он научится ползать и начнет активно познавать доступное жизненное пространство. Взрослых при этом часто волнует вопрос: все ли дети ползают перед тем, как сделать первый шаг, и нужно ли стимулировать малышей для развития этого навыка?

Каждая мама с нетерпением ожидает, когда ее малыш начнет ползатьРоль ползания в развитии малютки

Первые попытки добраться к нужной цели ребенок делает в полгода. Пытаясь дотянуться до погремушки или мячика рукой, он становится на четвереньки и потихоньку учится передвигаться на коленках к цели.

К 9 месяцам передвижение на четвереньках становится осознанным и скоординированным. Этап, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, говорит о том, что его кости и мышцы готовы к новым физическим нагрузкам. Подобные тренировки положительно сказываются на развитии малютки:

  • в процессе задействованы мышцы, которые вскоре будут участвовать в ходьбе;
  • укрепление мышц спины способствует развитию правильной осанки;
  • синхронизация работы разных частей тела малютки;
  • включение обеих полушарий головного мозга;
  • освоение навыка равновесия;
  • ориентация в пространстве.

Более раннее познавание навыка ползания говорит о положительной активности малютки и хорошей наследственности. Возможно, кто-то из родителей начал ползать также рано. Если чадо не стремится к двигательной активности в девятимесячном возрасте, есть смысл проконсультироваться с неврологом. Причиной запоздалости становятся наследственные факторы или проблемы со здоровьем.

Активные попытки ползать ребенок начинает предпринимать к 6-7 месяцам, однако, все малыши индивидуальны, и срок может разниться

Детский педиатр Комаровский Евгений Олегович акцентирует внимание на важности ползания в младенчестве. Оно стимулирует к ходьбе намного эффективнее, чем ходунки и прыгунки. Однако доктор подчеркивает, что нельзя назвать определенный срок, со скольки поползет ребенок. Он сможет это, если будет полностью готов.

Навык пользования: как он возникает и от чего зависит?

Со скольки месяцев ребенок начинает ползать? На этот показатель влияют такие факторы:

  1. Пол ребенка. Часто девочки опережают мальчиков по развитию, и ползание не является исключением.
  2. Вес грудничка. Малютки с избыточным весом (независимо от пола) осваивают ползание несколько позже сверстников.
  3. Время рождения. Младенцы, рожденные раньше срока или ослабленные в результате болезни, начинают ползать позже сверстников.

Срок, когда начинает ползать ребенок, мало зависит от соотношения показателей его роста и веса. Если они опережают норму (малыш выглядит крупнее и старше сверстников) и ребенок при этом развивается нормально, какого-то основания для задержки в освоении навыка ползания у него нет.

Как малыш учится ползать?

Важно понимать, что дитя осваивает навык ползания постепенно. Развитие двигательных функций при этом проходит поэтапно:

  • 3 месяца – ребенок уверенно держит головку, в положении лежа на животе, поворачивает ее в разные стороны, приподнимает тельце, опираясь на руки;
  • 4 месяца – малютка может приподниматься на руках из положения лежа, переворачивается со спины на животик, упирается ногами, если его держат вертикально;
  • 5 месяцев – кроха пробует сидеть, ползти по-пластунски;
  • 6-7 месяцев – дитя хорошо переворачивается со спины на животик и становится на четвереньки, активно осваивает навык ползания, поэтому родителям следует внимательно следить за его безопасностью.

Основные навыки, которые кроха овладевает в первый год жизни, представлены в таблице:

Возраст малыша (месяцев) Навыки
1 Новорожденный реагирует на громкие звуки, следит глазами за передвижение взрослых, погремушкой.
2 Развивается «хватательный рефлекс», малыш следит за предметами, движущимися по вертикали, движет ручками и ножками, пытаясь синхронизировать их действия.
3 Дитя агукает, исследует ручками личико, узнает родителей.
4 В положении на животике ребенок хорошо держит голову, вытягивается на ручках, может покачиваться.
5 Возможно появление первых зубов. Малыш «играет» с бутылочкой, подолгу уделяет внимание любимым игрушкам.
6 Знает свое имя, пытается сесть, повторяет звуки за взрослыми.
7 Кроха знает близких людей, продует встать, уверенно сидит, произносит простые слова.
8 Кушает еду, держа в кулачке кусочек, перекладывает погремушку из рук в руки.
9 Уверенно сидит, ползет к интересующим объектам.
10 Интересуется мелкими предметами.
11 Подражает интонации родителей, самостоятельно садится.
12 Хорошо ползает, ходит с поддержкой или самостоятельно.

Основные этапы освоения навыка
Развитие навыка ползать происходит постепенно, первые попытки больше похожи на раскачивание на четвереньках

Малыши осваивают навык ползания постепенно. В трехмесячном возрасте они пытаются ползти вперед на животе. Направление перемещения – вперед, вбок, назад, поэтому не всегда можно понять, что ребенок пробует ползти. Выполняя подобные упражнения, кроха двигается как маленькая гусеничка, что требует минимум энергии. Гимнастика учит контролировать руки – отталкиваясь локотками, дитя автоматически отползает назад. Сообразив, как это происходит, он повторяет движения снова.

Научившись управлять руками, ребенок пробует вставать на четвереньки, опираясь сперва на локотки, а затем и на ладошки. Многие родители замечают, как груднички раскачиваются, стоя на четвереньках. Долгие тренировки совершенствуют координацию движений крохи, и он приступает к перекрестному ползанию, чередуя движения рук и ног. Синхронно движутся правая рука и левая нога, и наоборот, постепенно ритм становится четким, и скорость ползания увеличивается.

Многих родителей интересует: что происходит раньше – ребенок учится ползать или сидеть? Специалисты полагают, что вначале кроха должен научиться ползать по-пластунски, а затем научиться сидеть. Садить малыша принудительно запрещено. Кроха должен окрепнуть и сесть самостоятельно, поскольку сидение создает вертикальную нагрузку на позвоночник.

Родителям важно сконцентрироваться на развитии навыка ползания. Оно укрепит мышцы, и поможет ребенку сесть. Случается, что младенцы совсем не ползают на животике, и сразу становятся на четвереньки, что также является вариантом нормы.

Грудничок не ползает - стоит ли бить тревогу?
Для подготовки ребенка к ползанию и укреплению его мышц рекомендуется делать малышу массаж

Во время прогулок мамочки часто делятся друг с другом достижениями малышей. Узнав, что многие детки уже ползают, и малышу пора освоить этот навык, мамы начинают активно стимулировать его к ползанию. Хорошие результаты дает профессиональный детский массаж и ЛФК – мышцы укрепляются, и кроха начинает активно двигаться. Однако случается, что ни одна из возможных мер не дает результата.

Причин, по которым, малыш не ползает, несколько:

  • слабое развитие мышц;
  • родовые травмы новорожденного;
  • длительное нахождение в гипсе, стременах;
  • лишний вес;
  • особенности темперамента.

Если детке уже исполнилось 9 месяцев, но он плохо проявляет физическую активность, следует рассказать об этом педиатру на плановом приеме. Врач порекомендует способы коррекции – массаж, диету, ЛФК, при необходимости направит на консультацию к профильным специалистам (ортопеду, неврологу, кардиологу и другим).

Что должно насторожить родителей?

Разобраться, почему грудничок не ползает, способен только специалист. Маму должно насторожить, если он пытается делать характерные движения, волоча за собой ручку или ножку. Также не стоит упускать из виду ситуацию, при которой малыш старше 9 месяцев ползает только по-пластунски, не делая попытки встать на четвереньки. Желательно ознакомиться с литературой, которая подскажет, сколько по времени и как стимулировать навык ползания.

В некоторых случаях при продолжительном отсутствии интереса ребенка к ползанию необходимо проконсультироваться с врачомВо сколько начинают ползать недоношенные дети?

Развитие недоношенных малышей зависит времени появления на свет. Малютки 1 степени недоношенности начинают агукать в 2-3 месяца, детки с 3 и 4 степенью – на несколько недель позже. Как правило, трехмесячные дети уверенно держат головку, в полгода переворачиваются с животика на спинку и обратно. Сидят такие детки самостоятельно в 8-12 месяцев, встают – в годик.

Поскольку первая двигательная активность, которая готовит к ползанию, у недоношенных малышей проявляется в 6-9 месяцев, они начинают ползать позже сверстников. Обычно дети, появившиеся на свет раньше срока, осваивают этот навык в десятимесячном возрасте.

Как стимулировать активное ползание?

Педиатры не рекомендуют помогать ребенку ползать и вставать на четвереньки. Кроха всего достигнет сам после того, как его мышцы окрепнут и будут готовы к нагрузке. Однако родители не всегда могут быть пассивными наблюдателями. Помогать можно следующим образом:

  • уложить кроху на животик на коврик или кровать так, чтобы ему предоставлялся большой простор для обзора и движений;
  • выложить в пределах видимости яркие мячики или привлекательные игрушки;
  • увидев объект своего интереса, грудничок начнет тянуться ручками;
  • заметив этот момент, родителям важно создать руками опор для его ножек – он оттолкнется и станет ползти на животике;
  • вскоре кроха поймет, что может сам управлять телом, и ему надо показать пример передвижения на четвереньках;
  • со временем малыш заметит, что может также, а укрепить его мышцы поспособствуют регулярная зарядка и массаж;
  • не стоит игнорировать советы невролога и педиатра по поводу массажа – известны ситуации, когда совершенно пассивные малыши после курса массажа проявляли активность и обучались ползать за несколько недель.

Помочь ползать малышу способны яркие игрушки, до которых не просто дотянутьсяПравила безопасности

Определить безопасность квартиры для малыша, который научился ползать, позволит оценка ситуации глазами юного исследователя. Чтобы путешествие по квартире было познавательным, следует исключить встречу опасными предметами и обеспечить следующие условия:

  • комфортная температура – на полу не должны гулять сквозняки, одежда для ползания обязана быть комфортна и достаточно утеплена, когда в квартире прохладно;
  • острые углы, провода, потенциально опасные предметы – контакт с ними следует исключить, поставив защитные блокировки, заглушки, скрыв или спрятав все, что малыш может потянуть и попробовать на вкус;
  • бытовая химия и опасные жидкости – все средства по уходу за одеждой, медикаменты, кошачью еду, краски и другие потенциально опасные жидкости следует спрятать в шкафы со специальными ограничителями;
  • чистота – не следует стремиться к абсолютной стерильности пола, поскольку малютке нужно привыкать к «домашним» микробам, однако мусора и шерсти животных быть не должно.

В каждой комнате можно организовать безопасный уголок с любимыми игрушками и интересными вещицами. Тогда у крохи появится цель перемещаться по квартире и мама может отдохнуть, отстраненно наблюдая за его играми. Впереди – много всего интересного, ведь когда детка научится ходить, прибавится забот и беспокойства о безопасности.

«Топ, топ, топает малыш», – поется в веселой детской песенке. Это событие произойдет примерно через год после появления ребенка на свет, а к тому времени он успеет освоить много других полезных умений.

Прежде чем начать ходить, дети пытаются перемещаться, переползая с места на место. Почему и когда ребенок начинает ползать? Обязательно ли это должны уметь делать все детки?

Когда начинает ползать?

Новорожденный младенец с первых минут жизни начинает познавать окружающий мир. Он рассматривает все вокруг, прислушивается, трогает и пробует на вкус любую вещь, к которой может дотянуться. И вот, когда в зоне досягаемости руки не остается неизученных секретов, естественная пытливость побуждает малыша проявить интерес и к другим предметам.

Этот период активной познавательной деятельности начинается несколько раньше, чем дети учатся ходить. Поэтому, чтобы дотянуться до яркой игрушки или маминого мобильного телефона, малыш пробует двигаться вперед другими доступными ему способами.

Сначала у него начинает хорошо получатся перекатываться на бок и на живот. Потом он сможет, отталкиваясь ножкой или ручкой, развернуться в другую сторону, передвинуться вперед или назад. А когда малыш окончательно поймет и освоит свои новые возможности – он научится ползать в нужном ему направлении.

Обычно первые попытки ползти отмечаются у детей уже с пятимесячного возраста. Самые активные и настойчивые малыши к семи месяцам умеют ползком преодолевать довольно большие расстояния.

Такие данные о том, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой, поскольку в младенческом возрасте развитие детей происходит сугубо индивидуально.

Период, когда малыш станет ползать, зависит от нескольких критериев:

  1. Степень развития опорно-двигательного аппарата . Чем быстрее окрепнут мышцы рук и спины, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок, опираясь на ручки, и в скором времени начнет ползать.
  2. Степень развития нервной системы . Осмысление принципа передвижения путем переползания – результат напряженной работы головного мозга. К этому моменту у младенца должны быть сформированы нейронные связи, отвечающие за координацию движений, развитие чувства пространства и расстояния.
  3. Особенности развития . Каждый малыш осваивает окружающий мир в своем ритме. Некоторые отдают предпочтения тактильным ощущениям и тогда они раньше начинают ползать. Другие сразу хотят понаблюдать и только потом пытаются потрогать.

Кроме этого, считается, что временной период, во сколько начинают ползать девочки, наступает немного раньше, чем у мальчиков. Также установлено, что недоношенные дети делают это немного позже, примерно в десятимесячном возрасте.

  1. Телосложение . Обычно пухленьким карапузам тяжелее научиться передвигаться ползком, поэтому у них данный процесс может занимать больше времени.
  2. Стимулирование . Создание благоприятных условий для формирования умения ползать может поспособствовать более раннему развитию этого навыка.

Таким образом, нельзя точно спрогнозировать, когда малыш научится ползанию. Нередко бывает, что ребенок в 8 месяцев еще не ползает, а уже начинает учиться стоять, перешагивать от предмета к предмету. У него потребность в перемещении ползком может не появиться совсем.

Способы ползания

Способ передвижения карапуз выбирает сам в зависимости от того, как ему удобнее или как больше нравится. Различают три основные манеры ползать:

  • на животе;
  • по-пластунски;
  • на четвереньках.


Легче всего малышу научиться ползать на животе. Уже в три месяца он может переворачиваться и подолгу лежать на животике, осматриваясь вокруг себя. При этом он делает непроизвольные движения, упирается руками и ногами в твердую поверхность, пытаясь подвинуться в интересующем его направлении. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться

Однако младенец не может приподняться, а, наоборот, прижимается животом к полу. Это, скорее, можно назвать сованием.

При таком способе малыш не может быстро перемещаться. Часто, ползая на животе, он движется не вперед, а назад. Умение ползать таким образом хорошо укрепляет мышцы спины и шеи, помогает избавиться от кишечных колик и улучшает работу ЖКТ. О других методах избавления от коликов смотрите в курсе Мягкий животик

Способ, когда ребенок начинает ползать по-пластунски, очень похож на то, как это делают взрослые.


Основные отличия от предыдущей модели ползания заключаются в движении ног. Младенец, лежа на животе, широко расставляет ноги и сгибает их в коленях. А затем, отталкиваясь от пола, выпрямляет ножки и таким образом продвигается вперед. При этом он приподнимается на руках, подтягивая тело.

Ползание по-пластунски помогает формировать у детей навыки чередования движений и является отличной профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.

К моменту, когда ребенок начинает ползать на четвереньках обычно он уже хорошо умеет сидеть. Ведь именно из положения сидя удобнее всего становиться «на карачки». При этом малыш упирается о поверхность только ручками и ножками. Он может стоять на коленках или на выпрямленных ногах. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть

Ползание на четвереньках считается самым сложным способом, ведь ребенок должен удерживать свое тело в приподнятом положении. Кроме этого ему необходимо уметь держать равновесие, координировать свои движения.

«На четвереньках»

Сначала младенец выполняет все движения не очень уверенно, часто стоит на одном месте, покачиваясь вперед и назад. Однако когда он полностью освоит технику ползания на четвереньках, то будет передвигаться довольно быстро. Такой способ очень полезен для формирования изгибов позвоночника, умения правильно распределять нагрузку на тело во время движения и управлять направлением перемещения.

Малыш может сразу научиться самому элементарному способу ползания, а потом перейти к другой технике. Наиболее сложным считается умение ползать «перекрестным» методом.

Отказ от ползания: есть ли повод насторожиться

Умение двигаться ползком очень важно для развития младенца. Если ребенок не хочет ползать, не стоит пропускать это мимо внимания, рассматривая ползание просто как переходный этап между сидением и ходьбой.

Ведь когда малыш начинает ползать, формируются первые признаки самостоятельности, он располагает большей свободой и возможностями.

Кроме этого ползание очень полезно для:

  • тренировки мышц спины и конечностей;
  • формирования скелета и развития опорно-двигательного аппарата;
  • развития координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
  • подготовки к прямостоячей ходьбе;
  • улучшения психомоторного развития (при ползании с опорой на ладошки ребенок получает большое количество тактильных ощущений);
  • развития нервной системы, головного мозга.

Умение ползать влияет на развитие полушарий головного мозга, между ними устанавливается прочная взаимосвязь и не наблюдается преобладания одного из них над другим. Дети, научившиеся перемещаться ползком, обладают способностями, как к точным, так и к гуманитарным наукам, имеют творческие задатки.

Невропатологи считают, что период ползания более важен для развития нервной системы ребенка, чем первые шаги.

Также умение ползать положительно влияет на своевременное развитие речи, отсутствие логопедических проблем.

Поэтому при отсутствии у малыша желания ползать в возрасте 8 месяцев, желательно установить причину такого поведения и постараться исправить ситуацию (нужно помнить, что период, во сколько начинают ползать мальчики, может наступить немного позже).

Нежелание двигаться ползком может быть вызвано несколькими факторами.

  1. Проблемы со здоровьем . Может наблюдаться слабость мышц, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
  2. Темперамент . Дети в разной степени проявляют свою любознательность и активность. Некоторым больше нравится наблюдать, чем пытаться достать и потрогать предмет. Такой малыш не выражает особого интереса к ползанию.
  3. Нахождение в закрытом пространстве . Проводя большую часть времени в кроватке, малыш просто не понимает, что за ее пределами есть большой и интересный мир, который он может изучать.
  4. Ребенку не дают полежать на животе. Выкладывать ребенка на живот специально - не нужно, а вот стимулировать его активность нужно любыми способами.
  5. Вес . Даже полные детки будут стараться двигаться всеми доступными способами. Чаще всего крупный ребенок не ползает на четверенькахпоскольку ему трудно удерживать свое тело.
  6. Нет потребности в ползании . Слишком старательные родители настолько опекают свое чадо, что спешат помогать ему в любой ситуации. У младенца просто нет необходимости пытаться что-то достать, ведь мама услужливо преподносит все, к чему только он проявляет интерес.

В большинстве случаев причина нежелания ползать не является очень серьезной и проблему можно решить. Главное знать, как научить ребенка ползать и проявить немного терпения.

Ползание – это естественный рефлекс, который присутствует у детей с самого рождения, но со временем угасает. Поэтому родителям не нужно пытаться учить своего карапуза ползать. Достаточно создать для него необходимые условия и просто наблюдать за поведением малыша лишь слегка направляя его действия.

Важно помнить! Прежде, чем пытаться учить ребенка ползать, убедитесь, что ребенок развивается нормально, и у него нет проблем со здоровьем.

Помощь родителей должна заключаться в следующем.

  1. Вызывать у ребенка желание ползти:
  • почаще класть его на пол, окружая интересными вещами и движущимися предметами;
  • нужно заинтересовать, поманить его яркой игрушкой или звонкой погремушкой;
  • в процессе попыток научиться ползти важно почаще хвалить ребеночка и подбадривать;
  • в качестве примера для подражания продемонстрировать ему, как нужно ползать.
  1. Развивать опорно-двигательный аппарат:
  • делать укрепляющий массаж (если у ребенка проблемы с физическим развитием следует обратиться к услугам профессионального массажиста);
  • делать с малышом гимнастику (самые простые упражнения нужно начинать делать с первого месяца после рождения);
  • правильно носить на руках.
  1. Учить ориентироваться в пространстве и управлять своим телом:
  • разучивать специальные упражнения (перевороты, «лягушка», и т.д.);
  • занятия с фитболом, упражнения с валиком (наиболее эффективный способ, как научить ребенка ползать на четвереньках);
  1. Обеспечить соблюдение мер предосторожности и гигиенических требований:
  • класть малыша на чистый пол, покрытый ковриком или пледом (не нужно учить ползать по кровати или стелить матрас на полу);
  • убрать предметы, которые малыш может стянуть на пол, укоротить длинные шторы;
  • убрать мелкие и острые предметы;
  • убрать шнуры от электроприборов, сетевые удлинители и переноски;
  • одевать младенцу одежду, которая не будет стеснять его движений.

Соблюдение всех этих пунктов в скором времени приведет к положительным результатам. Самое главное для родителей – понять: чтобы начать ползать, малыш должен сам этого захотеть, а от обычных тренировок никакого эффекта ждать не стоит.

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки