Виды травм детства, которые плохо влияют на нашу взрослую жизнь. Как детство влияет на выбор партнера


Оглавление [Показать]

Ошибки воспитания: как детство влияет на взрослую жизнь

Как формируются наши шаблоны и какую роль играют родители в этом процессе? Узнайте, какие проблемы у взрослых людей являются результатом жестокого обращения и небрежности с ними в детстве. Как воспитание в детстве влияет на взрослую жизнь с точки зрения психологии.

Одной из самых современных терапевтических направлений применяемых у взрослых при решении психологических проблем связанных с детством, является известная терапия по схеме Джефри Юнга. Он предполагает, что в первые годы нашей жизни создаются схемы или основные элементы психики. Они определяют наше типичное поведение и характер отношений с другими.

Схемы делятся на два типа:


Адаптивные - обеспечивают чувство единства, облегчают гибкость в действии, в целом способствуют психическому здоровью;

Неадаптивные - являются источником психических расстройств.

Если основные потребности ребенка удовлетворены, у него формируются адаптивные схемы: положительный образ самого себя, других людей и мира. Если потребности ребенка не удовлетворены, у него формируются неадаптивные схемы, которые полезны в детстве, но серьезно ухудшают функционирование во взрослой жизни.

Примерные потребности ребенка:


Безопасность - стабильный опекун, на которого можно положиться, и который обеспечивает хорошие условия для развития;

Связь с другими - свобода в выражении потребностей и чувств, интерес со стороны опекунов;

Автономия - пространство для познания мира, принятия решений в соответствии со своими потребностями;

Ощущение собственного достоинства - внимание и любовь со стороны родителей.

Влияние детства на взрослую жизнь огромно. Например, ребенок, который испытывает психологическое или физическое насилие, может развить модели недоверия, насилия, уязвимости, слабости и стыда. В свою очередь если ребенку позволять выходить за рамки норм поведения и мало уделять внимания его воспитанию, это может привести к формированию схемы зависимости, неосведомленности или уникальности и мании величия. Эти примеры поведенческих моделей не подходят для здорового функционирования во взрослой жизни и вызывают множество психических нарушений.


Нет идеальных семей. Нет родителей, которые знали бы, как полностью удовлетворить потребности своего ребенка и не переусердствовать с чрезмерной опекой. В результате большинство из нас сталкивались в детстве с незначительной или большой халатность со стороны родителей. Проблема может стать серьезной в случае пренебрежения потребностями ребенка.

Обидные слова

Существуют типичные типы слов, используемых родителями для замечания их ребенку. В основном они падают из уст опекунов как реакция на определенное поведение ребенка.


Мы делаем это для тебя. Ты должен быть благодарен! Если ребенок часто слышит, что родители делают все для него, у него развивается убежденность в том, что, если бы его не было, у его родителей не было бы и проблем. В связи с этим во взрослой жизни он будет чувствовать себя виноватым.

Нет времени отдыхать. Не будь глупым! Родители, которые обеспокоены тем, что их ребенок слишком много и слишком мало работает, могут создать у него убеждение в том, что он или она не заслуживают отдыха. В зрелом возрасте такой человек по-прежнему будет чувствовать, что ему нужно больше работать, чтобы почувствовать, что он заслуживает отдыха. Детство - это время не для работы, а для созревания.

Не думай что ты такой умный! Ребенок, чьи заявления подавлены и подвергнуты критике, может превратиться в человека, который боится выражать свое мнение. Его будет сопровождать страх, что он скажет что-то плохое. У таких людей также есть проблемы с доверием.

Ты делаешь из себя клоуна! Ребенок, чьи действия подвергаются критике и насмешкам будет испытывать большой страх перед неудачей во взрослой жизни. Он не будет предпринимать амбициозных задач из-за страха насмешки и мнения других.

Перестань реветь и ныть! Когда родители подавляют эмоции ребенка, он растет в убеждении, что должен держать свои переживания под контролем. Другими словами - подавлять и скрывать. В будущем это приводит к психологическим проблемам.


Ссоры опекунов

Учитывая влияние детства на взрослую жизнь, мы не можем забывать о ссоре родителей. Конфликты и недоразумения - это нормально. Вопрос в том, как родители с ними справляются. Дети, по сути, моделируют отношения своих опекунов и создают похожие во взрослой жизни. Кроме того, они могут использовать те же инструменты, которые родители использовали для решения конфликтов, такие как крики и насилие.

Частые ссоры на глазах у ребенка могут нанести ему психологический вред на всю оставшуюся жизнь, замедлить его развитие, вызвать проблемы с выражением и агрессию. Ссоры могут стать нормой и стандартом для ребенка, которые он будет использовать при общении с другими. Это, в свою очередь, приведет к большим проблемам с построением отношений.

Памятка для родителей! Когда вы начинаете ссориться, прерывайте конфликт в момент эмоционального пика, и возвращайтесь к обсуждению проблемы после того, когда эмоции стихнут.

Отсутствие теплого прикосновения

В первые годы жизни прикосновение особенно важно. Детей нужно носить на руках, обнимать, гладить и т. д. Дети, которые часто испытывают теплый физический контакт, в будущем более уравновешены, внимательны и чувствительны. Дети, которых редко обнимают родители, будут испытывать постоянное чувство стресса в будущем. Как вы можете видеть, влияние детства на взрослую жизнь начинается с первых дней.

Запреты для ребенка

Давайте рассмотрим, как детство влияет на взрослую жизнь, когда происходят следующие ситуации, которые, к сожалению, часто можно наблюдать:


Когда ребенок протестует и слышит, «помолчи»;

Когда он плачет и слышит «не реви и не ной»;

Когда его достижения, страхи или беспокойства игнорируются;

Он узнает, что его дела или мнение игнорируются, не одобряются.

Ребенок не избит, никто над ним не издевается. Родители заботятся о его материальном существовании. Несмотря на все это, он чувствует себя подавленным. Он не может рассказать своим родителям о проблемах, которые он испытывает в школе, потому что очень хорошо знает, что услышит: «не выдумывай/перестань ныть».

Дети нуждаются во внимании. Если ребенок не получает внимания, он перестает его искать или наоборот - пытается доказать, что он его заслуживает. Возможно, он пытается в какой-то способ это показать, что иногда доставляет хлопоты и ему, и родителям. У таких детей могут быть большие успехи в школе, а затем во взрослой жизни. Самооценка путается с успехами, и они вынуждены работать все труднее, только чтобы почувствовать, что они заслуживают внимания других.

Взрослые, которые не получали достаточного внимания в детстве даже в банальных ситуациях, испытывают сильную эмоциональную реакцию, когда чувствуют себя обиженными. Они все еще должны доказать свою точку зрения. Такая жизнь полна напряженности и страхов отказа, неодобрения, неудачи.

В заключении

Мы - сложные существа, и неудивительно, что период нашего развития также является сложным. Однако жить становится намного легче, когда мы вспоминаем об основных ценностях, любви и уважении.
Влияние детства на взрослую жизнь является мощным. Поэтому так важна правильная подготовка родителей и осознавание того, какую ключевую роль они играют. Сильное беспокойство, ненависть, агрессия - это экстремальные эмоции, которые люди часто испытывают по той причине, что им было больно в детстве. В следующий раз, когда вы сердитесь на чье-то поведение, помните, что вы узнали сегодня. Столько конфликтов можно избежать, если попытаться понять другого человека.

Современная психология придает процессу взросления и воспитания огромное значение. Ведь именно в период младенчества у человека закладываются многие программы, которыми в дальнейшем он будет руководствоваться в жизни.

Инструкция

Усвоение принципов взрослого мира начинается с самого рождения. Ребенок, еще не умея ходить и говорить, отлично понимает, о чем идет речь. Он впитывает не слова, а реакцию родителей на какие-тов вещи. Например, отношения мамы и папы становятся эталоном для дальнейшей жизни. Их поведение потом изменится, но стоит посмотреть на них, когда младенец еще не ходит, и увидеть, какую семью в будущем построит малыш.

В детстве происходит множество психологических травм, например, испуг, глубинная обида, которые влияют на всю жизнь человека. Испытав такое однажды, он больше не сможет думать, как раньше. Например, развод родителей, смерть кого-то из родственников может стать таким моментом. Из-за этого в душе формируется огромная вина, чувство брошенности, которое будет проявляться в самых разных аспектах жизни.

В самом маленьком возрасте формируется отношения к деньгам. Еще до того, как человек получит свой первый рубль, он увидит и поймет, что думает и чувствует мама по этому поводу. Если у нее есть страх перед деньгами, она считает их злом и угрозой безопасности, то и ее потомок обязательно получит это же отношение. Оно может не быть явным, а сохраниться в подсознании, но если такая установка существует, то больших денег в жизни повзрослевшего человека все равно не будет. Происходит

передача

родовой энергии, которая мешает реализовываться. Узнать о ее наличии можно на психологических тренингах или на приеме у специалиста.

В детстве формируется отношение к труду. Если малыш постоянно занят, у него есть обязанности по дому, то он вырастает трудолюбивым. У него появляется понимание необходимости что-то делать, чтобы быть успешным. Если же ребенка балуют, ограждают от работы, то через несколько лет он сам будет ее избегать самыми разными способами. Много примеров, когда семья старалась не нагружать свое чадо, а потом до старости приходилось его кормить, ведь он не хотел сам что-то делать.

Определенные занятия также формируют ответственность. Если ребенок ухаживает за животными, помогает в воспитании младших детей, он начинает понимать, что это существо зависит от него. В дальнейшем это поможет построить отношения в семье, с собственными малышами. Девочка при этом учится проявлять материнские качества, мужчина же начинает осознавать свою силу, берет на себя защиту слабых. Отсутствие такого опыта лишает человека возможности осознания того, что другие нуждаются в опеке, бывают беспомощны.

Ребенок обычно воспринимает гораздо лучше не то, что ему говорят взрослые, а то, что он видит сам. Он берет пример с тех людей, что живут рядом. Все образы, полученные в детстве, формируют мировоззрение. И в нем будет отношение к самым разным вещам, и даже тем, о которых родители никогда не упоминали.

Как влияет детство на дальнейшую жизнь человека

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

Каждый человек имеет свои страхи, комплексы и предубеждения, которые могут как помогать в нашей жизни, так и мешать. Но мало кто задумывается, откуда они взялись. Психологи утверждают, что все они родом из детства.

С самого глубокого детства у ребенка формируются представления о том, чего ожидать от жизни, каким образом действовать в той или иной жизненной ситуации, а также о том, каковы его собственные возможности.

Все эти убеждения очень сильно впоследствии влияют на нашу жизнь, поэтому взрослые должны понимать причины, по которым они возникают.

Если ребенок попадает в невыгодное положение, причем от его собственных действий ничего не зависит, то он может сделать неправильные выводы.

Перейдем к описанию факторов, которые могут в будущем иметь сильное влияние на жизнь человека из-за их неправильного восприятия им в детстве:

Он в будущем скажется на месте, занимаемом человеком в обществе. И больше всего меняется отношение к жизни у первенца после рождения второго ребенка.

Он утрачивает часть внимания родителей из-за рождения братика или сестренки и пытается всеми силами и методами получить его в большем объеме. Очень часто это выражается в обидах младшего ребенка старшим, нехорошем поведении, но за этим стоит лишь чувство обделенности, ибо для ребенка внимание родителей является самым главным, и совсем неважно, каким способом оно завоевывается, плохим или хорошим.

Решение: Очень важно показывать, что вы любите детей одинаково. Чтобы ребенок не чувствовал себя заброшенным, старайтесь привлекать его к процессу ухода и воспитания за младшим.

Здесь важно сделать так, чтобы ребенок не воспринимал своего братика или сестренку, как соперника за внимание родителей, а четко понимал, что малышу уделяют больше внимания именно потому, что он сейчас в этом нуждается, в том числе и во внимании и заботе старшего ребенка.

Очень часто в семьях, где разница в возрасте между детьми от 4 лет старшие дети помогают в воспитании и присмотре за младшими детьми.

Старший хочет доказать родителям, что на него можно положиться. При этом младший рискует стать лентяем, привыкнув, к постоянной помощи старшего.

Решение: С детства развивать в детях самостоятельность, не делать поблажек в силу возраста, если вы видите, что младший вполне может справиться с ситуацией.

Очень неправилен традиционный подход, при котором мальчика учат быть сильным и сдержанным, а девочку пользоваться своей слабостью. Так, если в конфликте участвуют дети разного пола, мальчика бранят, а девочку утешают.

Боль каждого ребенка обязательно нужно признать, вне зависимости от пола. Родителям следует перестать использовать выражения, типа «мальчики не плачут», в данных ситуациях.

Такой ребенок сам по себе уже поставлен в невыгодное положение перед другими. И его выбор: либо жалеть себя и привлекать внимание к себе через свой недуг, либо развивать другие способности и таким образом компенсировать свои недостатки.

Решение: Родители в данном случае должны помочь ребенку сделать выбор в пользу развития способностей, а для этого необходимо просто быть внимательным к чувствам ребенка.

Современный мир быстро меняется, и детям приходится самостоятельно решать множество нравственных проблем. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает активно отстаивать свое равноправие.

Горе, связанное с потерей одного из родителей, может вызвать у ребенка чувство ненадежности, невосполнимой утраты и, как следствие, вызвать чувство жалости к себе.

Решение: В данном случае родителям следует обратить внимание на их собственную реакцию на трагедию, попытаться изменить вначале её, а потом помочь ребенку пережить горе достойным образом.

Соперничество рождается, когда в семье разделяют детей на «плохих» и «хороших». Здесь зарождается масса комплексов.

Решение: Родителям важно помнить, что не бывает детей плохих и хороших, не вешать ярлыков, и сосредоточить внимание на взаимоотношениях детей.

Помните, что реакция родителей на поведение детей очень важна для контроля их дальнейшего поведения. Многие её недооценивают.

Решение: Очень важно именно наше отношение к проблеме ребенка, насколько чутко или, наоборот, слишком жестко к ней отнесутся.

И здесь необходимо проявить чуткость и твердость одновременно, научить ребенка самому заботиться о себе, а к родителям всегда обращаться за помощью.

События, происходящие с ребенком в детстве, могут повлиять на его взрослую жизнь и успешные взаимоотношения с окружающими людьми. Стиль воспитания родителей, события, происходящие с малышом, полученный им опыт, могут сформировать его характер, самооценку. Если родители будут поддерживать начинания ребенка, это разовьет в нем уверенность в себе, появление здоровых амбиций и целеустремленности. Негативное отношение способно вызвать множество фобий, неумение проявлять инициативу и двигаться вперед на пути к своей цели.

Родители должны понимать, какие именно события могут всерьез повлиять на гармоничное развитие личности ребенка, а также на его успешную жизнь в дальнейшем. Можно выделить 12 главных причин:

  1. Если близкие люди не хотят признавать в ребенке самостоятельного человека, не хотят уважать его желания и стремления, стремятся излишне опекать и не давать принимать решений, это может стать фактором, развивающим в нем беспомощность.
  2. Наличие благоприятной эмоциональной атмосферы в детско-родительских отношениях отца и сына способствуют формированию привязанности, благодаря которой ребенок впоследствии вырастет счастливым мужчиной. Он будет способен выстроить по-настоящему здоровые отношения с женщинами. Отцы, которые уделяют время сыновьям, могут научить их эмпатии, проявлениям мужественности и способности успешно взаимодействовать с окружающими.
  3. Если родители постоянно контролируют ребенка, они могут столкнуться с проявлением с его стороны упрямства. Его можно назвать элементом защиты, благодаря которому они могут отстаивать свои границы. Став взрослым человеком, они сохраняют данную черту характера.
  4. При постоянном просмотре ребенком телевизора, его навыки общения могут серьезно деградировать. Желательно, чтобы малыш смотрел передачи и мультики не более двух часов в день. В свободное время ребенку лучше заниматься чтением, рисованием, совместными играми и развивающими занятиями.
  5. В случае, если ребенок смотрит фильмы и передачи, содержащие сцены насилия, он может приобрести агрессивные черты характера, психические расстройства и повышенную тревожность. Немудрено, что любимым персонажем малыша может стать именно отрицательный персонаж, которым он начинает восхищаться.
  6. При подражании поступкам родителей, в том числе полностью повторяя их поведение, в особенности положительное, дети способны стать более коммуникабельными и открытыми для взаимодействия с окружающими людьми.
  7. При частых наказаниях у ребенка может появиться скрытность, недоверие к другим людям. Они будут стараться всеми возможными способами избежать наказания, придумывая различные уловки. Более того, у малыша могут сформироваться упрямство и мстительность, которые он может направить на родителей, наказывающих их самым строгим образом.
  8. При наличии у родителей вредных привычек, асоциального образа жизни, который раз за разом наблюдает ребенок, ему приходится взять на себя ответственность за их жизнь и достойное существование. Возможны два пути взросления малыша, выросшего в данной семье. Он может, как пойти по пути своих матери и отца, так и категорически отрицать любую возможность употреблять спиртные напитки и курить.
  9. Если ребенок пережил травмы психологического характера в детстве, в будущем у него могут случиться проблемы с лишним весом.
  10. Жестокое обращение с малышом может быть причиной появления у него во взрослой жизни депрессивных расстройств и подавленного настроения.
  11. Если ребенок рос в семье, которая серьезно нуждалась в деньгах, у него может возникнуть проблема с кратковременной памятью. Во взрослой жизни малыш не сможет запоминать одновременно несколько событий.
  12. При расставании родителей, когда ребенку только 3-5 лет, у него могут возникнуть напряженные отношения с матерью и отцом. Более того, он может на всю жизнь сохранить обиду и не сможет выстроить гармоничные отношения с собственным избранником или избранницей.

Как детство влияет на взрослую жизнь? (видео)

Здесь собраны наиболее популярные проблемы детства, которые затрагиваются авторами разных направлений и эпох. Каждая из них отражена в заголовках, под которыми вы можете найти подходящие аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Все эти примеры можно скачать в таблице в конце статьи.

  1. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» авторитетные наставления Чичикова-старшего являются мощным стимулом к формированию характера и деятельности главного героя. В списке постулатов оказались: умение угождать вышестоящим лицам, общение с людьми ради выгоды и бережное отношение к деньгам. Сила отцовского завета отразилась во взрослой жизни Чичикова. Он последовал завету отца, искусно освоив умение накапливать. Это следование авторитету сделало из Павла талантливого накопителя, но и несчастного человека, для которого главная цель в жизни связана с миром вещей, а деньги – единственные истинные друзья. Таким образом, Чичиков не только стал безнравственным человеком, который может переступить через любую мораль ради выгоды, но и одиночкой, не познавшим настоящей дружбы и любви.
  2. В аллегорической сказке Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц» в роли авторитета выступает Лис с планеты Земля, который научил друга основным принципам дружбы и любви. Лис не просто рассказывает принцу, как правильно нужно находить друзей и любить. Он говорит мальчику, чтобы тот «приручил» его. Только через процесс «установления уз» происходит понимание героем истин, которые проповедует Лис. Он ценой своих страданий выучивает Маленького принца, и тот возвращается к своей возлюбленной – розе – потому что когда-то он приручил и ее.

Проблема взросления

  1. Повесть В.Т. Тендрякова «Ночь после выпуска» наиболее полно раскрывает проблемы взросления. Переход со школьной скамьи во взрослую жизнь – это непростое время в жизни подростка. Лучшая ученица выпускного класса Юля Студёнцева, пользуясь возможностью высказаться на выпускном вечере за свой класс, заявила, что ей безразличны все те пути и возможности, которые перед ней теперь открываются. Проблема выбора пути, который определит всю дальнейшую жизнь, поиск своего призвания – это лишь один из немногих конфликтов взросления, которые отражены в повести В.Т.Тендрякова.
  2. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествует о проблемах нравственного развития Николеньки Иртеньева. Вопросы, занимающие главного героя – это вопросы самоопределения, которыми задается большая часть подрастающего поколения. К примеру, в «отрочестве» Николенька мучительно переживает возрастной разрыв со старшим братом Володей, завидует его характеру. Душевные переживания выливаются в неконтролируемые истерики, в порыве которых он бьет гувернера. В «Юности» главного героя занимают более тонкие проблемы: он пытается упорядочить свою жизнь, создавая «правила» и пытаясь понять вес человеческого слова. Будучи юношей, Николенька склонен схематично разделять все явления жизни. Например, в главе «Любовь» он размышляет поэтапно над тремя видами любви. Таким образом, читатель видит, как сложен и долог процесс развития личности.

Влияние и роль детства в жизни человека

  1. Молодой монах Мцыри — ключевая фигура одноименного произведения М.Ю. Лермонтова. Он всю свою жизнь тосковал по родной земле горного Кавказа. Личная трагедия героя состоит в его невольничестве, которое не дает ему возможность вернуться к себе домой. Монолог юноши перед смертью содержит детские воспоминания, в которых появляются и отец, и сестры, и вечерний очаг. Но главным для Мцыри является то – что его детские воспоминания отсылают героя к мысли о призрачной и далекой свободе, к которой так стремится юная душа. Таким образом, детские воспоминания, связанные с чувством вольности и счастья, послужили стимулом к роковому побегу героя.
  2. Проблема влияния детских воспоминаний на человека актуализируется в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» . Накануне жестокого убийства молодому студенту Родиону Раскольникову снится сон-воспоминание из детства. В нем главный герой предстает маленьким мальчиком, тонко и мучительно чувствующим сострадание по отношению к убиенной пьяным Миколкой лошади. Автор неслучайно включает этот сон в повествование. Данное воспоминание ставит под сомнение теорию Раскольникова, говоря о том, что никто не имеет право распоряжаться чужой жизнью. Но идеологическое начало все же перевешивает в сознании Родиона, и он все-таки убивает старуху. Однако мысли из детства не отпускают его, именно они положили начало противоречию в душе преступника.

Детская нищета

Проблема равнодушия взрослых

  1. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» наиболее полно отражает проблему детской нищеты. Центральный герой, от чьего лица ведется повествование, рассказывает о неблагополучной семье и голодном детстве. Нужда толкает его к заработку посредством азартных игр в сомнительной компании. Жульничество одного из игроков было замечено мальчиком, после чего он был сильно избит. Положение ребенка не осталось незамеченным молодой учительницей французского Лидией Михайловной, которая тайно помогала мальчику едой. Когда личность отправителя раскрылась, Лидия Михайловна стала сама играть с главным героем на деньги, после чего лишилась работы. Однако даже после этого она продолжала поддерживать ученика. Но история о ее благотворительности отражает нерешенную проблему социальной защиты детей, которую многие не хотят замечать.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема детской нищеты показана в семье Мармеладовых. Дети Катерины Ивановны имели ужасающие по масштабу бедности условия существования. Они зачастую оставались голодными, что отражалось в их исхудавших лицах, они носили изношенную одежду. Наконец, картину бедности дорисовывает и само расположение комнаты семейства, которая являлась проходной и завешивалась простынями для создания иллюзии отделенности пространства. Нищета семьи Мармеладовых, в том числе детская нищета, побудили Соню переступить через себя и пойти «по желтому билету».

Что посеешь, то и пожнешь - старая пословица отражает истину, подтверждающуюся годами наблюдения за различными семьями. Воспитание и формирование личности ребенка берут на себя отец и мать, ближайшие родственники, а также воспитатели и учителя. Будущее маленького человека закладывается в детстве. Основными факторами данного процесса можно назвать обычаи семьи, уважение между родственниками, отношение к ребенку, учет его мнения и других - все это является важнейшими деталями.

Как же вести себя, чтобы не лишить дитя личностного роста? Ведь хорошо известно, что те дети, которые ощущают себя сильной личностью, уверены в себе, иначе ведут себя в обществе, быстрее достигают поставленных целей, отличаются коммуникативными способностями.

Что такое личность?

В психологии разграничивают понятие личности и индивидуальности - от многих родителей можно услышать «мой ребенок настоящая личность, он уже умеет выбирать музыку, одежду или еще что-то». На самом деле, это проявление темперамента или предпочтений. Характер, конечно, влияет на формирование и развитие личности, но не определяет ее на 100%.

Однозначно ребенок с рождения получает необходимые качества, происходит закладка трех основных групп личностных особенностей:

  • мотивационная;
  • стилевая;
  • инструментальная.

При этом последовательность их возникновения не определена, главное, чтобы они состоялись.

Организация процесса

Развитие личности в раннем детстве подразумевает два аспекта - своевременное осознание малышом того, что он является представителем реального мира, имеет свое место, а также развитие чувств, желаний, силы воли. Вторая группа определяет мотивы и устойчивость поведения.

Как понять, что ребенок уже осознает, кто он? Пронять это можно по следующим признакам:

  • В речи он в полной мере использует личные местоимения.
  • Имеет представление о том, что такое «хорошо» и «плохо», может объяснить, почему-то или иное действие относится к положительным или отрицательным, а также может принять решение, отказавшись от, например, любимого занятия, пожертвовав «хочу» в пользу благих целей и результатов. При этом его речь ясна и убедительна.
  • Кроха научился контролировать себя, поступки, желания.
  • На простом уровне может рассказать о себе, о внешности, чертах характера, переживаниях и целях - речь в этом случае также понятна.

Таким образом, полноценная личность формируется не ранее, чем в два года, а к 5-ти годам соответствует всем показателям. Далее установление происходит путем прохождения ряда возрастных кризисных периодов.

Особенности

Развитие личности в раннем возрасте подразумевает возникновение и установление механизмов личности. Они являются важными условиями обеспечения всего процесса, но кроме них, есть некоторые особенности, которые следует учитывать. Если обращать на них внимание, можно избежать ряда ошибок, которые совершает практически каждый второй родитель:

  • Эгоцентризм. Как только ребенок начинает чувствовать себя осознанным, он замечает, что все относятся к нему с особым вниманием. Соответственно, он продолжает так думать, требуя от окружающих исключительного повиновения. Он часто употребляет «я», не замечает близких или чужие потребности. Отчаявшиеся родители начинают обвинять малыша в эгоизме, хотя его поведение совершенно естественно. После 7-ми лет эгоцентризм сменяется, а ребенок начинает понимать, что он не один, надо считаться с чужим мнением.
  • Игровая деятельность - все этапы развития личности ребенка сопровождаются игрой. Особенно часто детьми используется ролевая игра, в которой они отображают действительность. У них не хватает опыта, чтобы придумать свой сюжет, поэтому они могут говорить за персонажей словами родителей, сделать вид, что курят, ругаются. Все, что видят дети, может стать игрой. По этой причине каждый родитель должен внимательно следить за своим поведением.
  • Детство начинается с неосознанного поведения, поэтому дитя сначала делает, а потом думает. С 3-х лет начинает проявляется осознанная деятельность, благодаря которой меняется последовательность. Так зарождается творческий процесс, поэтому многие дети любят рисовать, лепить или конструировать.
  • Навыки самоконтроля у детей малого возраста отсутствуют, поэтому они так не любят ждать в очередях, мириться с отказом, не могут быстро успокоиться. Родителям нельзя допускать ситуаций, когда мама говорит такую фразу «поорет и успокоится». Важно помогать детям учиться контролировать себя - в этом влияние личности родителей велико.
  • Развитие личности ребенка характеризуется расширением видов деятельности и увлечений. На этом этапе малышу необходим наставник, так как он еще многого не умеет делать. Учителем может быть родитель, который покажет весь процесс выполнения, все объяснит, обязательно похвалит. Если не получилось, кроху нельзя ругать, следует еще раз все объяснить, показать, с уверенностью убедив его, что в следующий раз все получится. Таким образом будущая личность приучается к самообразованию, стремлению развиваться, учиться. Подобные навыки необходимо привить перед тем, как идти в школу.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка, кроются не только в окружении взрослыми, но и сверстниками. Нахождение среди детей будет способствовать контактным навыкам, быстрому осознанию себя, а также превращению - эгоцентричная речь становится внутренней.

Что оказывает влияние?

Системно ролевая теория формирования личности ребенка по Н.М.Таланчуку включает в себя влияние окружающего мира и всего, что происходит в нем. Сначала кроха слышит, видит, потом трогает, осознает, размышляет. Разумеется, все эти мельчайшие моменты и детали являются важными пунктами, оказывающими влияние на формирование личности ребенка.

Психологические теории включают в себя:

Семейное влияние

Безусловно, семья является фундаментом процесса, имеет огромное значение для ребенка раннего возраста. Если отношения между мамой и папой положительные, ребенок видит, как все оказывают взаимную поддержку, он сам вырастет отзывчивой личностью, так как невольно будет повторять поведение родителей. Там, где постоянные скандалы, дети вырастают запуганными, они начинают врать, изворачиваться, зная, что последует за их поступками - ссора, крики, полное непонимание.

Да, бывают в хороших семьях пробелы с воспитанием - известны случаи, когда у благородных родителей вырастали воры и наркоманы. Многое в жизни зависит от врожденного темперамента и стремления ребенка. Но однозначно, что в семьях, где главенствующим инструментом воспитания является диктатура, дети вырастают с заниженной самооценкой. Там, где игнорируют детей, они рано становятся взрослыми. Гиперопека приводит к избалованности и множеству проблем. Влияние матери на формирование личности очень высоко - бесконечные страхи, будто сынок или дочка упадет, ударится, отравится и прочие безосновательные переживания приводят к созреванию человека, не способного ни трудиться, ни стараться, ни напрягаться. Таким детям удобнее ныть и ждать помощи от родителей.

Как же найти золотую середину? Существует тип правильных взаимоотношений в семье - своеобразное сотрудничество. Высокая нравственность, семейные ценности, оказание моральной поддержки, демократичный подход - вот разумные факторы развития личности ребенка, которые помогут ему стать человеком, а родители будут гордиться им. Роль семейных традиций в формировании личности неоценима.

Влияние социума

Субъекты, влияющие на развитие личности детей, встречаются с самого рождения. Сначала дети не знают, как себя вести, они искренни, а им говорят - «так нельзя», «так не делай» и т. д. Правила социума запрещают нам быть настоящими, но в этом есть плюс, иначе мир давно превратился бы в хаос, если бы каждый следовал своим желаниям, не пытался бы себя контролировать.

В детском саду ребенок сталкивается с воспитателями и другими детьми, учится мириться с правилами и порядками. Затем начинается школа, и родителям приходится делиться местом, считаясь с личностью учителя и его мнением. В подростковом периоде ребенок и вовсе ставит в приоритеты друзей, но со временем он начинает понимать, что был не прав. Все это естественно, важно, чтобы личность в огромном социуме не потерялась, а это значит, что родитель должен набраться терпения и помочь.

Влияние окружающего мира

Предпосылки формирования личности в раннем детстве начинаются с приезда из роддома домой. Внешняя среда как основа - обустраивается детская комната или уголок, заботливые родители приобретают самые красивые простыни, пеленки и одежду, не представляя, что уже формируются первые признаки личности.

Мамы поют колыбельные, а влияние музыки на развитие личности ребенка имеет существенное значение. Чтение сказок формирует основы культуры и моральные ценности. Причем существуют не просто ознакомительные сказки, а обучающие и психокоррекционные.

Роли родителей в формировании личности ребенка на этом не ограничиваются - в последствии важно организовывать просмотр нормальных фильмов, прослушивание соответствующей музыки, посещение культурных заведений, воспитанных друзей. Каждое событие, произошедшее в течение дня на глазах ребенка, оказывает влияние на формирующуюся личность.

Трудовая деятельность

Всестороннее развитие личности ребенка обязательно в любом возрасте, во многом оно требует его включения в процесс, приложения определенных сил.

Двухлеткам важно развивать творческие навыки, играть, можно завести домашнего питомца, за которым надо будет ухаживать. Раньше практически в каждом доме заводили животных, а дети учились считаться с ними, заботиться о них, соблюдать определенные правила. Сейчас традиции несколько изменились, но это не повод отказывать детям. Сюжетно-ролевые игры позволяют заметить, какую позицию выбирает малыш, лидер он или ведомый, будет ли стремиться проявить себя.

Дошкольников необходимо больше нагружать - для них уже не проблема вставать рано, чтобы пойти в садик и выполнять там задания, следовать распорядку дня. Пора вводить первые обязанности - подмести пол, вымыть посуду, застелить кровать. Влияние матери на формирование личности более весомое, чем отца, так как именно она большую часть времени находится рядом с ребенком. Перекладывать ответственность на родителя, который реже общается с ним, бессмысленно. Труд в принципе облагораживает, заставляет ценить и беречь, поэтому играет огромную роль для сложного рассматриваемого процесса.

В школе на личность влияют уже сверстники и учителя - в функции педагога входит побуждение ребенка к получению хорошей оценки, росту мотивации. При этом важно, чтобы подхалимство и ябедничество как фактор достижения успеха не стали основополагающими.

Вывод

Современные психологические теории развития личности, рассматривающие особенности психического развития, указывают на верную последовательность действий родителей, организацию сохранности жизни и благополучия ребенка, которые являются главными факторами построения будущего индивидуума. Обеспечить исключительно положительными факторами ребенка сложно, но оказать поддержку и понимание может каждый родитель. Именно мама и папа должны стать верными советчиками и опорой, только тогда малыш вырастет полноценной личностью.

Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда,

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой - дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьникам можно порекомендовать взять в качестве примера для сочинения одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет лучшие качества в первом и единственном своём бою, прямо перед гибелью. Другие герои эпопеи, Элен и Анатоль Курагины, не знавшие любви родителей и воспитанные в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»

Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг - энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой - Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство - не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.