Условия формирования характера психология. Формирование и развитие характера

В какой степени характер человека стабилен?
Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников.
Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.
В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.
Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.
Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляют«я в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни.

Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Личность и характер человека
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.

Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия.

Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью».

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.

В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний.

Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно.

Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью.

Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Как изменить свой характер
Как правило, новые черты характера наиболее быстро и полно проявляются в человеке, если они схожи с уже существующими. После тридцатилетнего возраста кардинальные изменения характера происходят крайне редко. И все же меняться никогда не поздно.
Человек всегда может изменить черты характера, которые ему не нравятся.

Для этого существуют множество методик, но все они базируются на одном: желание измениться должно быть внутренним и осознанным.
Хорошим помощником в изменении характера станет системный подход.

Выпишите на отдельный листик черты характера, от которых вы хотите избавиться. Напротив каждой черты напишите, в чем она проявляется. Зная это, вам будет легче контролировать себя и не допускать неприятных вам действий.

Характер человека создается долго, избывать неприятные черты сложно, это требует кропотливого и длительного труда. Но это не невозможно и особую трудность представляет буквально первая неделя. Когда контроль над проявлением «темной» стороны вашего характера перейдет в привычку, следить за своим поведением станет значительно легче.

И очень скоро то, что вам не нравилось в вашем характере, перестанет осложнять вам жизнь и общение с близкими.

Например, вашей отрицательной чертой является гневливость. Она проявляется в том, что вы, не дослушав собеседника, успеваете нагрубить ему. Вам стоит начать контролировать свои действия: попытайтесь дослушать собеседника до конца, посчитайте до пяти или десяти, прежде чем сказать резкость.

Также хорошие результаты в изменении своего характера дает образец для подражания. Выбрав какой-то образец (им может быть как реальное, так и вымышленное лицо), вы начинаете равняться на него.

И спрашиваете себя, как бы он поступил на вашем месте. Копируя желаемую манеру поведения, вы также будете вырабатывать у себя правильные привычки и минимизируете проявления отрицательных черт характера. Здесь можно сделать лишь такое замечание: не старайтесь скопировать чье-либо поведение в точности, как оно есть, поверхностно.

Да и вряд ли у вас это выйдет. Нужно понимать, что вы по-своему индивидуальны, а потому некоторая черта будет проявляться со своим свойственным только вам оттенком.

Например, вы хотите быть таким же твердым в общении с клиентами, как и ваш коллега по работе. Это вовсе не означает, что вы должны в точности копировать его действия. Т.е. если вам со стороны видится, как ваш коллега невозмутимо и уверенно общается с каждым из клиентов, то, следуя ему, несколько неправильно надевать «маску невозмутимости и уверенности», полностью подражая его мимике и интонации.

Вернее, только этого будет недостаточно. Лучше, если вы еще и попытаетесь разобраться, за счет чего ему удается быть таким. Наверняка, ваш коллега хорошо разбирается в своем вопросе, обладает большим словарным запасом и это придает ему уверенности в разговоре.

Возможно, он более адекватно реагирует на критику, отсеивая личные, какие-либо необоснованные претензии и выделяя лишь действительно проблемные моменты, тем самым избегая ненужных споров и конфликтов. Т.е. вы должны разложить по полочкам характер человека, который служит для вас образцом для подражания, и постараться выработать эти качества в себе.

Неважно, какой системой исправления себя вы воспользуетесь. Важно, чтобы вы искренне хотели измениться к лучшему, тогда для вас не будет ничего невозможного. Помните, что нет предела совершенству, развивайте в себе все самое лучшее.

Характер (греч. «charaktety> - печать, чеканка) - совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения, обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своеобразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер - стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Формирование характера.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сенситивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых - учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Один из физиологических механизмов формирования характера - динамический стереотип. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией - потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Соотношение характера и темперамента

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. И. П. Павлов говорил, что характер представляет фенотип или сплав врожденного (генотипического) и приобретенного (паратипического), но у человека роль приобретенного опыта и обусловленных им свойств особенно велика.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы поведения и способы эмоционального реагирования.

Понятия темперамент и характер в психологии различаются. Темперамент понимается как “природная основа” или “динамическая основа” характера.

Психические свойства темперамента образуют основу свойств характера, но не предопределяют их. Включаясь в развитие характера (преобразуясь в черты характера) свойства темперамента претерпевают изменения в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути. Сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.

Этапы формирования характера

Сензитивным периодом для становления характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера относится к раннему детству, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость, добросовестность, – складываются несколько позже, в дошкольном возрасте. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре , особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Следует отметить, что в характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые получают поддержку (положительное подкрепление). Большое значение в воспитании характера имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности . Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.



С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив, общение со сверстниками и учителями. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся. Вместе с тем характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Но то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.



Таким образом, характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.

Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Иными словами, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний. Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию. В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:

  • Пищевой;
  • Оборонительный;
  • Ориентировочный;
  • Родительский.

Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.

Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

Факторы формирования характера

Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.

Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.

В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:

  • Взрослых людей между собой;
  • Взрослых с детьми;
  • Детей между собой.

В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.

Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.

Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:

  • Мнение людей об индивидууме;
  • Поступки окружающих;
  • Идеология общества;
  • Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
  • Кино;
  • Средства массовой информации, включая сеть интернет.

И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.

Особенности формирования характера

Черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается во внутриутробном периоде развития плода. Ребенок в это время получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Впоследствии, при грудном вскармливании, малыш получает те же самые гормоны с материнским молоком. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.

Ядром личности человека является его отношение к окружающему миру и внешними проявлениями: поступками, эмоциями, активными или пассивными действиями. Воспитательный фактор играет немаловажную роль в формировании характера, но не является определяющим. Система поощрений и наказаний способствует развитию и закреплению условных рефлексов, которые находятся под контролем коры больших полушарий головного мозга. Чем выше у человека интеллект, тем сильнее срабатывает тормозная система, отменяющая неблаговидные в обществе поступки.

Тем не менее, не следует забывать, что истинные черты характера видны только в экстремальных ситуациях, когда проявляются врожденные рефлексы.

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок. характер психический личность

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет - это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.