Уроки материнства: чему нас учат наши дети? Высказывания психолога, которые помогут понять наших детей

Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер знает, что нужно делать, чтобы и дети, и их родители были счастливы. Вот подборка ее высказываний:

Про воспитание

Воспитание ребенка - это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.

Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый - носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.

Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена. Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.

Воспитание - это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением - его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.

Про непослушание

Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.

Рассердить, чтобы получить внимание, - очень так типично для детей.
Подростковая мода подобна ветрянке - многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.

Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.

Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Дети часто думают, что родители - «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное - быть искренними и не манипулировать его чувствами.

Про самооценку

Самооценка ребенка меряется его поступками. Хорошо учусь - я молодец. Помогаю маме - я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.

Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки - ему все равно.

Про школу

Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа - это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.

Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», - в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять - вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители - по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».

Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.

Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.

Школа - это на время. А ваши отношения с ребенком - навсегда.

Ход собрания

Родители сидят на стульях по кругу

Педагог: Ждала я этой встречи не случайно.
Поговорить о самом дорогом.
Нам важно, чтоб не пожалеть печально
О том, что что-то мы не досказали
И чашу чувств не выпили до дна.
А оглянувшись, вспоминали
Друг другу только добрые слова.

Здравствуйте, дорогие родители. Меня зовут Желонкина Ольга Викторовна, я педагог-психолог детского сада «Радуга».
Я признательна Вам за то, что Вы нашли время и пришли поговорить на тему, которая нас всех объединяет «Всегда ли мы понимаем наших детей».
Для знакомства давайте расскажем: кто у вас — мальчик или девочка? Первый или второй ребенок?

Ответы родителей.

Из этих данных я делаю вывод, что у вас с вами такой разный педагогический опыт, тем интереснее будет беседа.

Голосование
Вот у вас есть карточки двух цветов, давайте с помощью этих карточек ответим на вопрос: всегда ли мы понимаем наших детей. Если ваш ответ положительный, то поднимите красную, если отрицательный — то синюю.

Всем нам хорошо известен художественный фильм «Доживем до понедельника» . Один из героев фильма, ученик выпускного класса, написал в своем сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают!» Что это значит «понимать»?!

Высказывания родителей

Для меня, понимать – сопереживать ребенку в его радостях и невзгодах, больше терпеть, чем осуждать, уважать его мнение, а главное, принимать и любить его таким, каков он есть!
А встречался ли кто-нибудь из вас с непониманием со стороны детей? Как часто бывают эти проблемы?

Высказывания родителей.

Очень хорошо звучит, давайте попробуем инсценировать такую ситуацию :
Или довольно часто я вижу вот такую ситуацию: «В магазине встретились две мамы со своими детьми. Один ребенок спокойно стоит возле мамы, а другой бегает по магазину. В конечном итоге этот ребенок находит полку с игрушками, выбирает понравившуюся и начинает просить ее у мамы. Мама не обращает внимание» .
Как Вы считаете, можно ли говорить в этой ситуации о понимании своего ребенка?

Высказывания родителей.

Педагог старается вывести наводящими вопросами на конструктивное решение ситуации: в том, что о понимании можно вести разговор, если мама сейчас обратит внимание на ребенка и проговорит или о целесообразности покупки и через какое время это они сделают или о несоответствии возрасту ребенка такой игрушки.

Сейчас я предлагаю Вам объединиться в пары для работы над высказываниями великих людей, затем вы выскажите мнение своей пары об этом высказывании – согласны или нет.

· Родители не всегда понимают своих детей, но всегда их любят. Вот и дети не всегда это понимают . Ольга Муравьева
· Ребенок — зеркало семьи. Василий Александрович Сухомлинский
· Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни . Януш Корчак
· Родители — это кость, на которой дети точат свои зубы . Питер Устинов
· Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили . Иоганн Фридрих Шиллер
· Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, чтобы ее исполнять, и не требующая никакого терпения, чтобы ее получить . Леонард Луис Левинсон
· Чтобы выразить себя нужно не понимание, а взаимопонимание. Экзюпери
· Самые наблюдательные люди - дети. Потом - художники . В. Шукшин
· Родители должны любить без всяких условий. Детям нужна их доброта и поддержка . Элизабет Кюблер-Росс
· Хочешь увидеть человека, сделай так, чтобы он заговорил . Сократ

На консультациях я часто слышу фразу: «Дети нас не стараются понять, а мы пытаемся войти в их положение и принять» . А они и не могут нас сейчас (в три, семь, десять лет) понять в силу своих возрастных особенностей, но очень важно, чтобы мы их сейчас понимали и безусловно принимали. Без этого невозможно построить доверительных отношений не только с детьми. Всё что происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. Всё это дети возьмут в свою будущую семью.

Помните, вовремя остановиться, оглянуться – это путь к пониманию действий ребенка, к представлению о том, как надо действовать в данной ситуации. Никто не застрахован от ошибок. Ни возраст, ни опыт, ни знания не гарантируют вам правильности поведения в обращении с ребенком, поэтому всегда рассматривайте ситуацию с обеих сторон: и своей, и ребенка.

На этом время нашей беседы подходит к концу, я благодарю Вас за участие в ней и предлагаю провести рефлексию нашей беседы таким образом: перед вами ваза с шарами, если сегодняшняя беседа была Вам интересна, вы многое будете использовать, то на память возьмите красный шарик, если беседа была Вам интересна, но применять полученные знания Вы не будете, то возьмите синий шарик, в случае если беседа Вам не понравилась, ничего нового Вы не узнали, то возьмите зеленый шарик. На обратной стороне шарика Вы увидите небольшую памятку.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

· Принимать активное участие в жизни семьи;
· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
· Помогать развивать свои умения и таланты;
· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
· Уважать право ребенка на собственное мнение;
· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Фильмы о детях заставляют испытывать очень нежные чувства - желание заботиться, быть понимающим и по-настоящему добрым. Они позволяют осознать, что чувствуют и о чем думают дети различного возраста.

сайт собрал фильмы, которые пригодятся всем, кто интересуется вопросами воспитания.

Головоломка

Inside Out

Райли - обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. До определенного возраста эмоции живут в ладу друг с другом, но переезд в другой город, новая школа создают в голове Райли полную неразбериху, и чтобы восстановить былое счастье девочки, эмоциям предстоит снова научиться работать сообща. Этот мультфильм наглядно показывает влияние внутреннего состояния на наше поведение и помогает понять мышление ребенка, взглянув на него изнутри.

Королевство полной луны

Moonrise Kingdom

Пара влюбленных подростков убегает из-под присмотра взрослых. У Сэма, бойскаута и сироты, сложный характер. Приемные родители с ним не ладят, другие бойскауты - тоже. Сьюзи, его подружка, - замкнутая двенадцатилетняя девчонка. Позже становится ясно, что, несмотря на причудливое поведение, беглецы ищут одного - уголок, где можно просто быть счастливыми. Очень красочный и своеобразный фильм, который стоит посмотреть всей семьей.

Август Раш

Эван Тэйлор - сирота, который воспитывается в детском приюте. У него есть уникальный талант к музыке, ведь его родители были музыкантами. Эван верит, что сможет найти своих родителей, и убегает из приюта в Нью-Йорк, где ему приходится играть на улице. Тем временем мать Эвана узнает, что сын не погиб при родах, а жив и ищет ее. Она тоже отправляется на поиски сына. Душещипательный фильм с прекрасным музыкальным сопровождением. Всплеск эмоций гарантирован!

Оливер Твист

Оливер Твист - круглый сирота, выросший в приюте при местной церкви. Не выдержав издевательств со стороны надзирателей, Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку мелких преступников. Мальчик терпит неудачу при первой же краже, однако мистер Браунлоу, задержавший маленького воришку, решает вместо тюрьмы отвести Оливера к себе домой. Отличная экранизация классического произведения.

Приключения коряжки

Недавно переехав из города в деревню, Малыш, сообразительный и озорной мальчик, еще не успел найти новых друзей. Однажды, копаясь в груде веток и сучков, он находит интересную с виду сухую ветку, которая становится его воображаемым другом - Коряжкой. Малыш весело проводит с ним время, пока мама и папа усиленно работают. Но может ли вымышленный друг заменить родителей?

Воровка книг

The Book Thief

Накануне Второй мировой войны девятилетняя Лизель переезжает в Мюнхен к своим приемным родителям и с их помощью учится читать. С каждым днем чтение становится ее жизненной потребностью, и Лизель начинает воровать книги - ведь это единственный доступный способ понять события, происходящие вокруг нее: гонение на евреев, антифашистское движение, унижение и голод. Книги помогают девочке справиться со всеми тяготами и написать свою собственную историю жизни.

Хористы

Фильм рассказывает о детях с непростым характером и тяжелой судьбой. В интернате для трудных подростков под названием «Дно пруда» появляется новый педагог Клеман Матье. В отличие от других преподавателей он не прячется за завесой равнодушия от этих несчастных мальчишек, а пытается понять и узнать их лучше. С этой целью герой создает хор, который помогает одному из мальчиков раскрыть свой уникальный природный талант. Фильм показывает, что человек с открытой душой рано или поздно добьется признания даже самых трудных детей.

Общество мертвых поэтов

Dead Poets Society

Семь юношей являются учениками престижнейшей академии в США. В первый же день мальчики встречают нового преподавателя - Джона Китинга (Робин Уильямс), методы преподавания которого коренным образом отличаются от традиционных, применяемых в этой школе уже на протяжении многих десятков лет. Учитель показывает героям всю красоту поэзии и вдохновляет их идти по жизни своим путем. Эта история о надеждах и желаниях, а также о значимости людей, которые когда-то научили нас чему-то важному и правильному.

Беседа на тему: «Всегда ли мы понимаем наших детей?»
(реквизиты: тексты песни «Родительский дом»; веревки; фломастеры,
фонограмма, ручки и листочки)
Я­ Добрый день, уважаемые родители!
Эпиграфом к нашей беседе я сделала слова из народной мудрости:
«Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно; если на 10 лет вперед –
сажай лес; если же на сто лет­ воспитывай детей».
Мне очень приятно видеть вас. Пусть весенние лучи солнца помогут нам
создать благоприятную обстановку для беседы. Пусть эта беседа принесет
благополучие, радость и добро! У каждого сидящего здесь разные судьбы,
разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас
всех - это наши дети. Один из известных педагогов говорил: « Дети - это
наше будущее, правильное их воспитание - это наше счастливое будущее,
плохое воспитание - это наше горе и слёзы». Какими они вырастут,
выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Всё что
происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. И
семейные традиции играют в воспитании очень большую роль. Принято ли
у вас обедать вместе, обмениваться новостями, проводить совместные
прогулки, играть с детьми – всё это дети возьмут в свою будущую семью.
Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливые, доверяли нам,
делились своими радостями и горестями, были откровенны? Я предлагаю
вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми. Для начала разговора я
предлагаю сказать свои ожидания от этой встречи.
(Родители высказываются)
­ Я хочу, чтобы наше общение было диалоговым и позитивным. Общение
вообще, а в семье в частности - это процесс взаимодействия родителя
и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие
взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства,
мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Послушайте, пожалуйста, историю одной девочки. Я буду говорить слова
девочки, а вы – будете отвечать вместо папы. Однажды я гуляла с папой
в парке. Он сидел на скамейке, читая газету, а я рядом играла в мяч.
- Папа, лови, а я буду бросать! Но папа, продолжая читать газету, сказал:
- Играй сама.
- Папа, смотри, какой смешной воробей.
- Угу, - ответил папа, не отрываясь от газеты.
- Посмотри, папа, какой камушек я нашла! Угадай, в какой руке?
- Вон в той - безучастно ответил, папа и мне почему­то расхотелось
гулять.

Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций.
Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания,
а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой
уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена
непонимания недоверия, возникают конфликты. ­
Какое главное качество необходимо, чтобы понимать друг друга? (ответы)
­ В каких ситуациях дети и родители должны быть особо внимательны по
отношению друг к другу? (ответы родителей)
­ Как детям научиться, лучше понимать родителей, а родителям детей?
А для того чтобы научиться лучше понимать друг друга,
я предлагаю вам игру, которая называется «Сиамские близнецы». Давайте
встанем по двое. Один – в роли ребенка, другой в роли родителя. Правую
руку ребенка и левую руку родителя мы связываем. И таким образом
сообща необходимо нарисовать дерево. С одной стороны надписать мама,
а с другой папа. Работать только связанными руками. (звучит легкая
музыка). Мы увидели, как вы действуете совместно. И для еще более
успешного взаимопонимания, никогда не воспитывайте детей в плохом
настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях
только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше
доброй ссоры». В минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте
напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его
от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как
вы думаете, чем это закончится?
Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми
в семье. Фразы родителей:
1. Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.
2. Обмен информацией. (Замечательный отрывок из рассказа, его
продолжение можно найти в сборнике…)
3. Поощрение. (В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично
подобраны краски! Молодец!)
4. Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно
домашнее задание.)
5. Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!)
Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие
указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения
и хвалу.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

Ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости - он учится понимать других.
Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают - он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь
в этом мире.
Каким образом можно построить наше общение и детей в семье, чтобы
отношения становились доверительными?
поощрения
Похвала (Выражение радости
и благодарности)
Развлечения (совместные прогулки) газеты,
рисунки детей)
Восхищение
Сравнение почитаемым авторитетом
Проявление уважения
Ласка (добрые слова и прикосновения)
наказания
Лишение удовольствий
Запрет на приятную
деятельность
Смена дружеского тона
на строгий
Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся
к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но также
огромную роль играет невербальное общение.
Невербальное общение - это использование мимики, жестов,
взгляда, телесное прикосновение - это похлопывание по плечу,
поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое
общение развивает в ребёнке все положительные качества:
доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство
защищенности.
Теперь я вас попрошу ответить на вопросы:
1. С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким выражением лица общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребёнка
во время общения с вами?
Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст
благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек
располагает себя к общению.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность,

способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.
­Однажды я видела следующее. По улице, тяжело опираясь
на тросточку, шел старый человек. Он останавливался, отдыхал и снова
шел. Во дворе играли мальчишки. Проводив его глазами, они словно
договорившись, стали передразнивать старого человека: сгорбились,
изменили походку, взяли палки в руки, изобразив трости. Им было очень
весело.
­ Если этот поступок окажется без внимания, взрослых как он повлияет
на личность мальчиков в будущем? (ответы родителей)
­ Как, по вашему мнению, проявляется уважение к старшим по возрасту?
(ответы)
­ Если в сердце царит праведность - прекрасным будет характер
­ Если в характере красота, будет гармония в доме.
­ Когда в доме гармония - будет порядок в обществе.
­ Когда будет порядок в обществе - будет мир во всем мире.
­ Семейный очаг - это огонь любви и доброты,
Открытых на встречу друг другу сердец,
Тепло дающее оберегающее пламя
Его по жизни нужно пронести,
Питая нежностью, заботой, пониманьем.
Так пусть друг к другу тянутся сердца,
Чтобы от искры возгорелось пламя
Любви, Надежды, Веры, Доброты
И мудрого взаимопонимания.
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь.
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого
общения». Уважаемые родители чаще общайтесь и будьте счастливы.
А сейчас я приглашаю вас исполнить со мной песню «Родительский дом»
Я ­ Давайте вспомним ваши ожидания вначале разговора.
Оправдались ли они?
ответы родителей
Уважаемые родители, время нашего разговора ограниченно, но я
думаю,что тема для размышления обозначена.
Я­ Спасибо, мне было приятно с вами общаться. И мне хотелось бы на

Родители сидят на стульях по кругу

Педагог: Ждала я этой встречи не случайно.
Поговорить о самом дорогом.
Нам важно, чтоб не пожалеть печально
О том, что что-то мы не досказали
И чашу чувств не выпили до дна.
А оглянувшись, вспоминали
Друг другу только добрые слова.

Здравствуйте, дорогие родители. Я признательна Вам за то, что Вы нашли время и пришли поговорить на тему, которая нас всех объединяет “Всегда ли мы понимаем наших детей”.

Для знакомства давайте расскажем: кто у вас - мальчик или девочка? Первый или второй ребенок?

Ответы родителей.

Из этих данных я делаю вывод, что у вас с вами такой разный педагогический опыт, тем интереснее будет беседа.

Вот у вас есть карточки двух цветов, давайте с помощью этих карточек ответим на вопрос: всегда ли мы понимаем наших детей. Если ваш ответ положительный, то поднимите красную, если отрицательный - то синюю.

Всем нам хорошо известен художественный фильм “Доживем до понедельника”. Один из героев фильма, ученик выпускного класса, написал в своем сочинении: “Счастье – это когда тебя понимают!” Что это значит “понимать”?!

Высказывания родителей.

Для меня, понимать – сопереживать ребенку в его радостях и невзгодах, больше терпеть, чем осуждать, уважать его мнение, а главное, принимать и любить его таким, каков он есть!

А встречался ли кто-нибудь из вас с непониманием со стороны детей? Как часто бывают эти проблемы?

Высказывания родителей.

Очень хорошо звучит, давайте попробуем инсценировать такую ситуацию:

Или довольно часто я вижу вот такую ситуацию: “В магазине встретились две мамы со своими детьми. Один ребенок спокойно стоит возле мамы, а другой бегает по магазину. В конечном итоге этот ребенок находит полку с игрушками, выбирает понравившуюся и начинает просить ее у мамы. Мама не обращает внимание”.

Как Вы считаете, можно ли говорить в этой ситуации о понимании своего ребенка?

Высказывания родителей.

Педагог старается вывести наводящими вопросами на конструктивное решение ситуации: в том, что о понимании можно вести разговор, если мама сейчас обратит внимание на ребенка и проговорит или о целесообразности покупки и через какое время это они сделают или о несоответствии возрасту ребенка такой игрушки.

Сейчас я предлагаю Вам объединиться в пары для работы над высказываниями великих людей, затем вы выскажите мнение своей пары об этом высказывании – согласны или нет.

  • Родители не всегда понимают своих детей, но всегда их любят. Вот и дети не всегда это понимают. Ольга Муравьева
  • Ребенок - зеркало семьи. Василий Александрович Сухомлинский
  • Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Януш Корчак
  • Родители - это кость, на которой дети точат свои зубы. Питер Устинов
  • Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. Иоганн Фридрих Шиллер
  • Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, чтобы ее исполнять, и не требующая никакого терпения, чтобы ее получить. Леонард Луис Левинсон
  • Чтобы выразить себя нужно не понимание, а взаимопонимание. Экзюпери
  • Самые наблюдательные люди - дети. Потом - художники. В. Шукшин
  • Родители должны любить без всяких условий. Детям нужна их доброта и поддержка. Элизабет Кюблер-Росс
  • Хочешь увидеть человека, сделай так, чтобы он заговорил. Сократ

На консультациях я часто слышу фразу: “Дети нас не стараются понять, а мы пытаемся войти в их положение и принять”.А они и не могут нас сейчас (в три, семь, десять лет) понять в силу своих возрастных особенностей, но очень важно, чтобы мы их сейчас понимали и безусловно принимали. Без этого невозможно построить доверительных отношений не только с детьми. Всё что происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. Всё это дети возьмут в свою будущую семью.

Помните, вовремя остановиться, оглянуться – это путь к пониманию действий ребенка, к представлению о том, как надо действовать в данной ситуации. Никто не застрахован от ошибок. Ни возраст, ни опыт, ни знания не гарантируют вам правильности поведения в обращении с ребенком, поэтому всегда рассматривайте ситуацию с обеих сторон: и своей, и ребенка.

На этом время нашей беседы подходит к концу, я благодарю Вас за участие в ней и предлагаю провести рефлексию нашей беседы таким образом: перед вами ваза с шарами, если сегодняшняя беседа была Вам интересна, вы многое будете использовать, то на память возьмите красный шарик, если беседа была Вам интересна, но применять полученные знания Вы не будете, то возьмите синий шарик, в случае если беседа Вам не понравилась, ничего нового Вы не узнали, то возьмите зеленый шарик. На обратной стороне шарика Вы увидите небольшую памятку.

Традиционно главным институтом воспитания является семья . То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка , подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
  • помогать развивать свои умения и таланты;
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • уважать право ребенка на собственное мнение;
  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Мы не рождаемся хорошими родителями, а становимся ими в процессе воспитания собственных детей.