Урок праздник-игра "моя родословная". Праздник родословной «Шежере байрам» План-конспект мероприятия Петрова Т.М

Древо жизни

(сценарий семейного праздника)

Цели:


  1. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива.

  2. Сформировать у учащихся элементарные представления о родословной семьи, познакомить со значением слов «родословная», «род», «поколение», «фамилия», рассмотреть происхождение имён и фамилий.

  3. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Оформление: раскидистое дерево с листочками, семейные проекты «Моя семья», Гербы семей, шары, рисунки «Мой дом! Моя семья!»

Плакаты:


  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

  • «Когда семья вместе, так и душа на месте»

  • «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.»
Музыкальное оформление: песни «Родительский дом», «Изгиб гитары жёлтой…», «Мы желаем счастья вам!»

Предварительная подготовка:

1.Составление учениками генеалогического дерева своей семьи.

2.0формление фотовыставки« Загляни в семейный альбом».

3.Сочинения учащихся «Моя семья», «Династии», «Наши имена»,

« Семейные традиции», родителей «Мой ребенок».

4. Поиск старинных документов и вещей для конкурса

«Семейная реликвия»

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуй, ребята, уважаемые гости Сегодня мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными традициями русского народа.

Ведущий : В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Исполнение песни «Родительский дом»- дети вместе с родителями.

С чего начинается любая семья?

Ведущий: Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

Так что же такое «семья»? (Ребята стараются сами ответить)

Ведущий: А когда родилась ее величество семья?

(Сценка Разговор Адама и Евы).

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приголубит?

Украсит жилье?

«Я, я – снова вторила Ева, - Я, я... »

С этой поры родилась семья.

Ведущий: Сколько же их этих родственников, давайте считать.

А. Кардашова

«1,2,3,4»

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина самый младший.

Ведущий: А кто живет в вашей семье?

Им мы посвящаем эти стихи:

1.Любимые наши,

Бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам дорогие здоровья,

Чтобы не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить.

2. Я с бабушкой своею

Дружу давным давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки.

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.


    Стала бабушка старой,
От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее,

Отдохнет она наконец.

Скажет бабушка: «Ай да внучек мой!

Ай да летчик мой! Молодец!»


    За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны нашим дорогим дедам.


  1. От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

6.За то, что без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она - наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

7.Наши папочки не хуже

Могут кашу, щи варить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

8.Папа может, папа может

Все что угодно.

Плавать брассом, спорить басом,

Дрова рубить.

Папа может, папа может

Быть кем угодно,

Только мамой, только мамой

Не может быть.

9.Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы- молодцы!

10.В праздник наш такой желанный

Что же вам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Ведущий: Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек.

Сценка «Бабушки и внуки».

Две старушки.

1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала...

1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм... »

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том... »

l-я: Так, хорошо.

2-я: «оо И днем и ночью пес ученый... »

l-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.

l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый... »

2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.

l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

·2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

2-я: Ее уже назвали.

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки...

Ведущий: Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?

(ответы учащихся)

Ведущий: Семья это сложный организм, недаром же она называется « семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений. Кем может быть в семье женщина?

Ответы детей.

Кем может быть в семье мужчина?

Ответы детей

Правильно

А в ваших семьях кто вы? - Ответы детей

Ведущий: Вот, сколько важных ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т. п.

При подготовке к данному уроку вы писали мини-сочинение о своей семье. Я предлагаю вам послушать самые лучшие сочинения.

(учитель зачитывает 2 сочинения учащихся и 2 сочинения родителей)

Исполнение песни «Изгиб гитары жёлтой…»

Ведущий: В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников вы знаете?

Конкурс «Кто это?» Конкурс ребусов.

Конкурс пословиц «Все дороги ведут к дому».

Как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (ответы учащихся)

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция?

Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я? Откуда мои корни?»

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово?

(ответы учащихся)

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не

5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. А самое роскошное дерево получилось у Филимонова Алексея, нам хотелось бы услышать о том, как ты работал?

Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

Ведущий: А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи - это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда, на видном месте увеличенные портреты отца и матери.

Сейчас фотографии хранятся в семейных альбомах, в которых фотографии близких и дальних родственников, всех тех, кто дорог вам. Вот и мы оформили выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете почему? Собирать и хранить семейные фотографии - это еще одна традиция. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта важна.

Во время войны и других ситуациях, люди покидая свой дом, берут самые ценные вещи, среди которых были не только фотографии дорогих людей, но и различные семейные реликвии.

На столе оформлена выставка « Семейные реликвии».

(Из коробки достаются различные семейные реликвии, о которых дети и родители рассказывают).

Ведущий: И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

Как вы его представляете?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть в гербе?

(возможные ответы учащихся)

Родители и дети представляют и защищают свои семейные гербы.

Ведущий: И так, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?

Правильно, семья!


  1. Это близкие и родные люди.

  2. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

  3. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

  4. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
В заключении нашего мероприятия, мы хотели бы вам раздать памятки, в которых говорится какими вы должны быть в своей семье (памятка в виде сердца появляется на слайде и учитель раздаёт такую же памятку детям и родителям).

Ведущий: В заключении нашего мероприятия, я предлагаю всем вместе исполнить песню: « Мы желаем счастья вам».

Приложение

КОНКУРС «КТО ЭТО?»

1.Брат жены - шурин.

2.Брат мужа - деверь.

3.Сестра мужа - золовка.

4. Мать жены - теща.

5.0тец жены - тесть.

6.Мать мужа - свекровь.

7.7. Отец мужа - свекор.

8.Дочь брата или сестры - племянница.

9. Брат отца или матери - дядя.

10.Родители мужа и жены - сваты.

КОНКУРС «ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ... »

1.ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ - НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

2.СВОЯ ХАТКА - РОДНАЯ МАТКА.

3. ТВОЙ ДОМ - ТВОЯ ВОЛЯ.

4.В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.

5.ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

6. МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.

7.СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

8. ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

9. НА ЧТО И КЛАД, - КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.

Сценарий праздника «Моя родословная».
Цель: Развивать интерес к истории своей семьи, родословной. воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям.
Предварительная подготовка:
1. Родительское собрание на тему: Чувства семейной любви.
2. Составление учениками генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?».
3. Сочинения на тему: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена которыми я горжусь».
Оборудование: фонограммы песен «Родительский дом», «Песенка медведей»; Презентация «Родословная 4 «Б» класса»; сок «Моя семья» (9 шт); сочинения детей; фотовыставка; генеалогические деревья оформленные детьми, 2 клубка ниток, 2 машинки, оформление доски.
Ход мероприятия
Учитель: Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.
Дорогие друзья! Мамы и папы, дедушки и бабушки, тёти и дяди! Уважаемые гости! Сегодня наш вечер посвящён теме «Моя родословная».
Чтец: В семейном кругу мы с вами растём,
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Учитель: Здравствуй семья! Какое красивое слово – семья. Как греет душу это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий. Например: слово семья можно разделить на два слова «семь» и «я». И тогда это слово говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась её величество семья? Оказывается, очень давно. Когда-то о нём не слыхала земля, но…
Ева, сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне богиня моя?»
И Ева тихо ответила: «Я!»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто платье сошьёт? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсить жильё?»
«Я, я – снова вторила Ева, - я, я…»
С этой поры и родилась семья!
Песня на мелодию «Песенка о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница»
Где-то на белом свете
Наша семья живёт,
Горя и бед не зная,
Дружною слывёт.
Вместе читаем книги,
Вместе в кино идём.
В праздник поем и пляшем,
В будни дела найдём.
Припев: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Дружная у нас семья.
Мама бельё стирает,
Дочь – подметает пол,
Папа обед готовит,
Слушая футбол.
Спориться вмиг работа,
Каждый к труду привык!
И отдыхать умеем –
Жарим с степи шашлык!
Учитель: У семьи давние и глубокие корни. У неё высокая крона устремлённая в будущее.
- Что такое родословная? (это перечень поколений одного рода)
- Что такое род? (это ряд поколений, происходящих от одного предка).
- Кто такой предок? (это древний родственник по роду).
Все определения взяты из Толкового словаря по русскому языку С.И.Ожигова.

Семья родная, словно бригантина,
Расправила как крылья паруса.
Она плывёт по круговерти жизни,
Чтоб нам открыть простые чудеса.
Семья нам открывает чудеса,
Которых мы пока ещё не знали.
А мы набрав ветрами паруса,
Спешим открыть сияющие дали.

Она совсем не старая,
Хотя совсем седая.
Она расскажет сказку мне.
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
«Продолжи сказку… (бабушка)»

Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно у меня.
У Юры, у Вовы обновы
Сшили мальчишкам штанишки
А на штанишках карманы.
А сшили штанишки им … (мамы)

У мамы сестра.
Веселей не найдёте
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тётя)

К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой …(дядя)»

Маме на радость, папе в награду,
Я появился, наследник-отрада.
Родной, несмышленый, пуговки-глазки-
Ему всё вниманье, забота и ласки. (сын)

Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестрёнка)

Она всё на свете помнит и знает,
И бабушка мамой её называет!
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра… она же мне пра… (прабабушка)
Учитель: Ребята молодцы! А теперь задания, наверное больше для родителей.
Вам надо ответить на вопрос Кто это?…

Мать жены (тёща)
Отец жены (тесть)
Мать мужа (свекровь)
Отец мужа (свёкор)
Брат отца или матери (дядя)
Сестра отца или матери (тётя)
Дочь брата или сестры (племянница)
Муж дочери или сестры (зять)
Брат жены (шурин)
Брат мужа (деверь)
Сестра мужа (золовка)
Жена сына (сноха)

Кто сварит нам борщ
Или вкусную кашу?
Кто торт испечёт,
Новый свитер мне свяжет?
Кто с мылом отмоет
Мне грязные руки?
Кто ловко сошьёт
Мне рубашку и брюки?
Кто в доме порядок
Всегда наведёт,
Починит игрушку,
И книжку прочтёт?
Умеет всё мама!
И верьте мне дети,
Нет мамы добрей
И красивей на свете!

Учитель: Сколько добрых и ласковых слов сказано о маминых руках! Они моют, готовят, стирают. Ещё они лечат, успокаивают, ласкают.
А смогут ли наши дети узнать руки своих мам?
2 Конкурс «Мамины руки»
Задание: Узнать мамину руку на ощупь.
Чтец:
Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно с ней,
А бабушкины руки
Люблю я всех сильней.

А у бабушки моей волосы седые,
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладая:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает
Ни одной минуты нет у неё свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на неё быть хочу похожей.
3 конкурс «Смотай клубочек»
Задание: Бабушки должны смотать, как можно быстрее, клубочек с шерстью.
Чтец: Наши папочки не хуже:
Могут кашу, щи варить.
И для дома всё что нужно,
Могут быстро смастерить.
Наши папы мастера,
Машинисты, доктора…
Одним словом удальцы!
Наши папы – молодцы!
Учитель: «Папа, ну поиграй со мной!» - как часто вам ребята приходиться говорить эти слова. А сейчас, папа вам в этом отказать не сможет. Следующий конкурс называется «Автогонщики».
4 конкурс «Автогонщики»
Папы и сыновья соревнуются друг с другом.
Задание – намотать на карандаш верёвку с машинкой, чтобы она не перевернулась: кто быстрее?
Учитель: А теперь музыкальная пауза.
Ученики исполняют частушки.

Мы весёлые ребята,
Мы частушки вас споём,
Коль понравятся куплеты,
Мы ещё их пропоём.

Любит музыку мой папа,
От него не отстаю:
Он играет на гармони,
А я песенки пою.

Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье –
Все с уроками сидят,
Вот семейный наш подряд.

Деда очень уважаю,
Смело вам могу сказать:
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать!

Мама с папою не могут
Уложить дочурку спать.
Уговоры не помогут,
Не идёт она в кровать.

Просит бабушка внучка
Скушай борщ, окорочка.
Внук не сядет за обед,
Если не дадут конфет.

Разные фамилии
У людей бывают
Но с характерами их
Порой не совпадают.

Мы частушки вам пропели
Больше делать не чего
Мы пойдём, а вы сидите
До другого вечера

Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не нужен и клад, коли в семье лад.
Конкурс Пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Яблоко от яблони не далеко падает.
Согласную семью и горе не берёт.
Дружная семья и землю превращает в золото.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Родители могут обойтись без детей, а дети без родителей не могут.
Сценка
«Мир в семье всего дороже.»
Действующие лица: автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.
Автор: Жили-были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И всё бы ладно, да курочка-невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный на совет
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед: Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Бабка: Что ты дед?! Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмём телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка: Может купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада.
Автор: Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не сё, да то не так.
Дед: Ты балда!
Бабка: А ты дурак!
Автор: Начался такой скандал-
Свет такого не видал!
Только курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка: Ну ни как не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор: Подошла она тихонько
И крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
В дребезги его разбила!
Плачет Внучка, плачет Баба…
Внучка и Баба:
Что наделала ты, Ряба?
Автор: Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед: Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье, всего дороже!
Учитель: Да, мир в семье всего дороже, но у нас есть ещё одна семья. Это наш классный коллектив. Этой семье уже 4 года. И год от года она становиться всё дружнее, все крепче. И у меня и у ваших родителей, ребята, одна главная забота, что бы вы выросли хорошими людьми. Давайте все впишем свои имена в родословное дерево нашего класса. (на доске ребята записывают свои имена в цветки.) Вот и получилось наше цветочное дерево. А давайте посмотрим, с чего всё началось и как мы росли.
Просмотр презентации Родословная 4 «Б» класса
«Мой классный класс»
Чтец: Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем тёплых светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
Учитель: Уважаемые родители и гости мы вас просим, чтобы в завершении нашего мероприятия вы помогли нам спеть песню «Родительский дом»
Исполняется песня «Родительский дом»
Учитель: Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике. А ребятам я хочу подарить сок «Моя семья». На этом наш праздник завершён.

Сценарий детского праздника - сценарий детского праздника Дерево дo небес (моя родословная) - сценарий детского праздника Действующие лица : Прошлое.

Реквизит

Ватман, на котором нарисовано дерево,

Яблоки, вырезанные из цветной бумаги, с написанными на них заданиями,

Фотографии детей, ножницы,

Карандаши или фломастеры,

Листы бумаги,

Набор цветной бумаги,

Листочки, на которых написаны «звания» родственников и степени их родства,

Цветные пайетки,

Свиток, склеенный из листов, с печатью.

Составление генеалогического дерева способствует изучению ребенком истории своей семьи, воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, пробуждению желания стать достойными продолжателями своего рода. Составление родословной сплачивает семью.

В комнату входит папа, одетый в костюм Прошлого.

Прошлое : Я

— Прошлое вашей семьи. То есть то, что уже прошло. Я храню те времена, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, когда только-только познакомились, а потом поженились ваши мама и папа, когда вы, мои юные друзья, появились на свет... Своих предков нужно помнить, знать историю своего рода, уважать тех, кто жил до тебя, не забывать об их достижениях и делах.

А что вы знаете о прошлых поколениях?

Дети рассказывают.

Прошлое : Много знаете про бабушек и про дедушек. Очень интересно. Сегодня мы с вами будем составлять родословную вашей семьи. Знаете, что такое родословная?

Дети отвечают.

Прошлое : Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной.

Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

Итак, наша родословная будет оформлена в виде дерева.

Прошлое крепит на стену ватман, на котором нарисовано дерево. К дереву приклеены яблоки из цветной бумаги, на обратной стороне яблок написаны задания.

Прошлое : Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род

— с одной стороны кроны

— прародители по маминой линии, а с другой

— по папиной. Знаете, почему именно дерево станет основой вашей семейной родословной?

Мама : Нет. Расскажи.

Прошлое : Потому что оно имеет корни

— это ваши предки

— и ветви

— это молодые поколения. Корни

— это те, от кого пошел ваш род. Начнем мы, конечно, с вас, дети. Сорвем яблоко, которое растет выше всех. Задание: приклейте на яблоки свои фотографии, подпишите фамилию, имя, отчество и дату рождения.

Мы приклеим эти яблоки на самой верхушке дерева.

Дети вырезают свои портреты и приклеивают их на яблоки, а затем

— на вершину «генеалогического дерева».

Прошлое : Под фотографиями обязательно нужно написать фамилию, имя, отчество и дату рождения. Кстати, знаете ли вы, почему ваши родители назвали вас именно так? Что означают ваши имена?

Дети рассказывают. Если они затрудняются ответить, за них рассказывает мама.

Прошлое : А теперь скажите мне, как зовут ваших родителей?

Дети называют.

Прошлое : А что вы можете рассказать о них? Может быть, вспомните какой-нибудь интересный случай, когда мама или папа вам очень помогли или, напротив, очень вас обидели?

Дети рассказывают о родителях. Прошлое «срывает» два яблока с ветки чуть пониже.

Прошлое : Портреты родителей я предлагаю вам нарисовать. А потом мы также подпишем их даты рождения и приклеим портреты на ветви нашего дерева.

После того как портреты готовы, их также приклеивают на яблоки, вырезанные из ватмана.

Прошлое : А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Веселая семейка».

Игра «Веселая семейка»

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре.круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя членом семьи, которым он хотел бы стать, объясняя при этом, почему.

Например : «Я выбираю роль мамы, так как она добрая». Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет любую из выбранных ролей (мамы, папы, дочки, сына, бабушки, дедушки и т. д.). Тот, кто услышал выбранную им роль, должен занять свободный стул.

Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другого члена семьи.

Задача водящего

— успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

Прошлое : Вы молодцы! Здорово играете! Но вернемся к истории нашей семьи. Вы

— дети. Ваши мама и папа

— это ваши родители. А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Прошлое: Верно. Я расскажу вам стихотворение о них.

У бабушки и дедушки все время интересно : Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню, Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки, А после в огороде цветы сажаем с бабушкой. У бабушки и дедушки что хочешь, разрешается. Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся. А бабушка и дедушка на нас не обижаются, Они и не ругаются, а только улыбаются. Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться, Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться.

А в воскресенье снова приехать в этот дом, Где бабушка нас встретит любимым пирогом.

Прошлое срывает яблоки с ветвей, расположенных еще Читает задание.

Прошлое : Задание: сравните ваших бабушек и дедушек с какими-нибудь цветами. Объясняю. Когда вы приезжаете в гости к бабушке, например, по маминой линии, видите ее добрые глаза, счастливую улыбку, слышите ее мягкий спокойный голос, какой цвет вы при этом можете представить? Дети: Желтый, красный, оранжевый... Прошлое: Теперь подумайте о дедушке.

Вот он, серьезный, читает газету, вот смотрит любимую телепередачу, вот, задумавшись о чем-то, пьет крепкий чай. Какой цвет приходит на ум, когда вы думаете о дедушке? Дети: Синий, фиолетовый...

Прошлое : Также представьте бабушку и дедушку по папиной линии. Определились с цветами? Теперь возьмите листы цветной бумаги и нарисуйте на них силуэты бабушек и дедушек.

Каждый силуэт на отдельном листе, выбрав тот цвет, на котором вы остановились.

Дети выполняют задание, затем приклеивают вырезанные силуэты на дерево, подписав дату рождения, фамилию, имя и отчество бабушек и дедушек.

Прошлое : Ответьте мне на один непростой вопрос: кем приходится ваш папа вашему дедушке?

Дети : Сыном.

Прошлое : Да, молодцы! А теперь, чтобы проверить, как вы разбираетесь в родственных связях, поиграем в игру.

Игра «Распутай цепочки родства»

Участникам игры выдаются листочки, на которых написаны «звание» и степень родства. Игроки должны расположить их по порядку и по принадлежности материнской или отцовской линии.

Надписи на листочках : «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.

Прошлое : Ну вот, с родственными связями разобрались. А у ваших родителей есть братья или сестры? Их тоже нужно внести в родословную. Расположим их имена на тех же ветвях, что и имена ваших родителей. А стрелки от бабушек и дедушек проведем так же, как к вашим маме и папе.

Ведь все они дети бабушек и дедушек.

Дети пишут фамилии, имена, отчества, даты рождении на яблоках, раскрашивают их.

Прошлое : А теперь давайте с вами вспомним, есть ли у ваших тетей и дядей дети. Кем они вам приходятся? Дети: Двоюродными братьями и сестрами.

Прошлое : Молодцы! Вы отлично стали распутывать родственные цепочки. Куда мы их запишем? Дети: Соединим стрелками их имена с именами тети и дяди. Прошлое: Умницы!!!

Их портреты мы выложим из пайеток и приклеим на яблоки.

Из цветных пайеток дети составляют портреты

— делают глаза, рот, нос, волосы. Подписывают их. Прошлое: Ребята, а попробуйте сейчас представить то время, когда у вас уже будет своя семья, свои мужья и жены, свои дети.

Какой будет ваша семья? Дети рассказывают.

Прошлое : Следующая игра как раз поможет вам лучше представить ваше будущее.

Игра «Семья»

Для игры потребуется мяч. Он у водящего. Водящий придумывает вопрос. Например, сколько у тебя будет детей? Называя число, бросает мяч первому игроку. Если количество детей, названное водящим, игрока не устраивает, он отбивает мяч. Водящий называет другое число и снова бросает мяч.

Если игрок поймал мяч, значит, он согласился с водящим. Другой вариант, когда вместо числа водящий произносит слово «семья», игрок, которому бросили мяч, должен поймать его и выбрать то количество будущих детей, которое ему бы хотелось иметь, Если же мяч не был пойман, то число снова определяет водящий. Затем водящий задает тот же вопрос следующему игроку и так далее.

Вопросы могут быть самыми разными : «Во сколько лет ты выйдешь замуж (женишься)?», «Кем будет работать твой муж (жена)?», «Сколько комнат будет в вашей I квартире?» и т. д. В ходе игры у каждого игрока будет составлена своя, часто забавная, история будущей семьи.

Прошлое : Вот мы с вами и дошли до третьего поколения. Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют?

Дети высказывают свои предположения.

Прошлое : Верно, Иваны, не помнящие родства,

— это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном».

Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево».

Далее дети записывают прабабушек и прадедушек. Если их имена и даты рождения точно неизвестны, то записывается только имеющаяся информация. Родители рассказывают детям то, что знают о своих бабушках и дедушках сами.

Эту информацию можно просто записывать на яблоках, «растущих» на нижних ветвях дерева.

Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Чтобы детям было, интересно оформлять такой семейный документ, оформите его в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях.

Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды.

Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где.

Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.

Прошлое после того как дерево составлено : Вы

— молодцы! Все правильно сделали и выполнили все мои задания. Я, Прошлое, хочу сказать вам, что у вашей семьи есть большое будущее.

Вы не забыли своих предков и рассказы о них смогли занести в семейную летопись. Ее продолжат ваши дети, внуки, внуки ваших внуков и так далее. Пускай ваше будущее будет светлым!

Сценарий детского праздника - сценарий детского праздника

Цель: воспитание чувства любви, гордости, уважения семьи, желание узнать о своей семье больше.
Задачи:
- продолжить традицию семейного общения, семейных праздников,
- создать условия для рассказа о своих предках.
Начинаем с упражнения – игры «аллея любви»
Цели: создание доброжелательной атмосферы, хорошего настроения в группе; создание условий для повышения самооценки участников, возможности сделать приятное всем участникам занятия.

Процедура проведения.

Есть люди, которые видят в окружающем мире только плохое, но мир – разный, и часто от нас самих зависит, какой он будет. Человек, который умеет находить у окружающих его людей положительные качества, достоинства, более счастлив. И было бы здорово, если бы он говорил об этом вслух: «Как я рад тебя видеть! Какие красивые у тебя глаза! Ты такой умный, веселый, энергичный… Как здорово, что ты есть на свете!» Я предлагаю вам принять участие в упражнении, в котором мы поучимся находить у окружающих нас людей «хорошее». Настоящее внимание, сопереживание мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других. Упражнение также способствует улучшению общего самочувствия, настроения, повышению самооценки.
Инструкция.
Приходилось ли вам когда-нибудь гулять по аллее? Предлагаем вам сейчас это сделать. Но аллея будет необычная – аллея любви. Ощущения будут незабываемые, потому что вы окунетесь в море дружелюбия, внимания, уважения, любви. Рассчитайтесь на «первый-второй». «Первые» и «вторые» встают лицом друг к другу, образуя так называемую аллею. Один человек встает в начало аллеи, закрывает глаза и начинает медленно идти между участниками, а все ребята и родители в это время шепчут ему на ухо комплименты, оды восхваления, добрые слова поддержки (ты самый обаятельный, веселый, хороший друг и т.п.) Дойдя до конца аллеи, участник открывает глаза и встает в одну из колонн. Так, по очереди все участники проходят по аллее и купаются в море комплиментов. Хорошее настроение гарантировано.
Учитель: Комфортно ли нам вместе? Почему? (ответы детей)
Очень теплые слова всегда приятны человеку, так же, как слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «сестра», «брат», «семья». Очень давно отметил человек это свойство семьи – быть берегиней, оберегом, опорой.
Ученик: Любили тебя без особых причин…
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Давайте убедимся в этом на примере русских пословиц. У вас на столах лежат 3 карточки. Найдите карточку с пословицами. Познакомьтесь с ними и выберите те, которые вам особенно понравились. (дети читают и готовятся ответить)
Учитель: Прочитайте понравившиеся вам пословицы, а если знаете свои, добавьте (ответы детей)
- Вы составили родословные своих семей, они висят у нас на стене (обращает внимание на родословные) А что такое родословная? (предполагаемые ответы: перечень поколений, степень родства, происхождение).

Расскажите о своих родословных, сколько поколений вам удалось найти, где жили родственники, их профессии, интересные истории, которые часто вспоминают в семье. (2 человека рассказывают)

Учитель: Хорошо, когда память генетическая бережно хранится в семье, передается в поколениях. Как это происходит? (дети: в фотографиях, рассказах). Есть ли в ваших семьях какие-то былички о предках, которые в семье часто рассказывают? (2 человека рассказывают)

Учитель: А сейчас послушайте легенду о манкурте из романа Ч. Айтматова « И дольше века длится день»
Ученик рассказывает легенду о манкурте
Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? (ответы детей)

Учитель: Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя возникло у человека не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Ученик:
- Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Знаете ли вы, что обозначают имена ваши и ваших родственников, одноклассников? (возможны ответы)
- Среди карточек, лежащих на ваших столах, найдите вторую, соедините стрелками имя и его значение. (Правильность выполнения проверяют 4 помощника учителя)
- Почему вас так назвали? Знаете ли вы, как и почему выбрали вам имя? Расскажите (1-2 чел.)
Ученик:
- Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий.
Из рода в род прокладывает жизнь мосты,
Но без корня саду не цвести…
Поэтому обязательно надо беречь родовые корни. И кто же считается хранителем рода? (ответы детей)
Ученик:
Старики говорят, что дом и всё, что в нем есть, - и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой. А самой главной в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего этого была мать. Недаром её называли святой. Семьи тогда были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов. (рассказ бабушки).

Давайте вспомним, какими вещами и как пользовались люди раньше. У вас на столах найдите карточки № 3. Соедините стрелками старинные предметы и их назначение.
(Для проверки используется презентация, где дано изображение предмета или способ применения).
Ученик:
Жаль, что сейчас наши семьи стали маленькими. А хранительницей рода стала мама. Наши родители очень многое умеют делать своими руками. (Подходит к выставке вещей, сделанных родителями, и говорит о них).
Ученик:
А теперь давайте вспомним, на каком месте у славян не принято ставить дома?
(на перекрёстках дорог, на окраинах, болотах. Считалось, что эти места облюбованы нечистой силой). Хорошо ставить дом на возвышенности и на берегу чистого водоема. Нежелательно ставить дом воротами и окнами на север.
Ученик:
Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого дома»? (кошка, петух)
Ученик:
Кто оберегал жилище древних славян?
(дух дома – домовой, во дворе хозяин – дворовой, в овине – овинник, а в бане – банник).
Ученик:
Назовите предмет, по которому нельзя стучать. (стол)Почему?
Ученик:
Русский издатель Новиков писал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными».
Учитель:
Закончить наш разговор о семье хотелось бы стихами
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья это важно!
Семья – это сложно!
Ведь счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»

Приложения

Карточка №1
3.
В хорошей семье… на то в старости обопрешься
Своя семья -… на ней крыша одна
Семейный горшок… хорошие дети растут
Что в детстве воспитаешь… самые верные друзья
Семья сильна когда… веселей кипит
2.
Сын да дочь -… с детьми хлопотливо
Согласную семью… ясно солнце, светел месяц
Самая большая рана… и горе не берет
Без детей тоскливо… уход любят
Дети, что цветы… от своего дитяти

1.
Где любовь и совет… когда в семье лад
Полна хата детей (людей)… там и горя нет
Родной и за ошибку похвалит… так и счастливо в ней
На что и клад… правый глаз отца
Толковый сын… а чужой и за правду оборвет

4.
Земля без воды мертва,… сам заплачет
Дом согревает не печь, а… человек без земли - пустоцвет
Дома и… любовь и согласие
Кто боится, что ребенок будет плакать… стены помогают

Карточка № 2


Егор мудрость
Валерий высокий
Данил твердый
Юлия мужественный, защитник
Константин Бог – моя клятва
Елизавета кудрявая

Александр земледелец
Сергей счастливая

Олег защитник
Владимир более славный
Алексей святой
Михаил бог изобилия
Вячеслав владеющий миром
Андрей герой
Николай как бог, равный Яхве
Игорь мужественный, добрый
Марина побеждающий народ
Родион морская

Карточка №3




Скалка для вышивания


Ухват для глажения белья

Приложения
Карточка № 2

Софья здоровый, крепкий, добрый
Егор мудрость
Валерий высокий
Данил твердый
Юлия мужественный, защитник
Константин Бог – моя клятва
Елизавета кудрявая
Ульяна судья, справедливый человек
Александр земледелец
Сергей счастливая

Олег защитник
Владимир более славный
Алексей святой
Михаил бог изобилия
Вячеслав владеющий миром
Андрей герой
Николай как бог, равный Яхве
Игорь мужественный, добрый
Марина побеждающий народ
Родион морская

Карточка №3

Кочерга для раскатывания теста
Прялка для перемешивания топлива в печи
Пяльцы для получения шерстяной нити
Скалка для вышивания
Рубель и валик для вынимания посуды из печи
Валёк для хранения и перевозки продуктов
Ухват для глажения белья
Короб для выколачивания белья при полоскании

Галиуллина Гузэль Кабировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя родословная. Сценарий праздника.
Дата публикации: 22.04.2016
Раздел: среднее образование

Галиуллина Гузэль Кабировна
, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед
. Кем был твой прадед. Кем твой дед? О чем они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни надевали? Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало бы дружный смех? И как они женились? Какие испытания им Достались на веку? Как до Парижа дед дошел В башкирском том полку? И, если все узнаешь ты, Изучишь древний род,- Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ.
2 вед.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка? (Ответы учащихся.) Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?
3 вед.


С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных. Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи
башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.
4 вед.
Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.
5 вед.
Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.
6 вед.
Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек. Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ. После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.
7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко- литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы. Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества. Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.
8 вед
. С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно- художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений. Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.
9 вед.
Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события
14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.
10 вед.
В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма. Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".
11 вед.
В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений. Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят. О своей родословной рассказывает…
12 вед.
Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева. Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева. Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках. Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?
(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)
13 вед.
Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи. А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.
14 вед.
В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем. Основа основ - родительский дом.
15 вед.
Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица
читают по ролям стихотворение. Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихо ответила: «Я!» «Кто их воспитает, царица моя?» И Ева снова ответила; «Я!» «Кто пищу сготовит, о радость моя?» И Ева снова ответила: «Я!» «Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приголубит? Украсит жилье?» «Я, я - снова вторила Ева, - я, я...» С этой поры и родилась семья!
17 вед
. Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.
18 вед.
Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик
Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
2 ученик
Там, где дружная семья, От счастья кружится голова! Там, где дружная семья, Лица светятся улыбкой, Словно звездочки горят! Там, где дружная семья, Спорятся отлично все дела! Там, где дружная семья, Удач тропинка пролегла!
3 ученик
Волшебный символ жизни - семья, В нем капелька Отчизны, в нем - я, В нем мама, папа, братик, сестра, В нем маленький квадратик двора. В нем - солнце, и березка, и дом, В нем все тепло смеется кругом. Семь нот волшебных песни, семь фраз. Чтоб солнца свет чудесный не гас, Смеялись громко дети земли, Продолжить род священный могли.
4 ученик
И в этот праздник счастья всех нас Мы поздравляем прямо сейчас, Пусть крелкой будет наша семья – Иначе жить на свете нельзя!
Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье. Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»
Заключительная часть.

1 ученик
И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»
2 ученик
. Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
3 ученик
. Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало. Откуда род берет свое начало? Коль хочешь, чтоб фамилия звучала, С любовью посмотри в родные лица Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.
Помни землю свою и предков. Чтоб не оказаться в ряду безродных.
5 ученик


Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».