Уникальная методика раннего развития леонида береславского. Занятия с ребенком по «Методике Береславского» Занятия для детей разных возрастов

25.01.2016 13:24

Известный физик и изобретатель Леонид Яковлевич Береславский всегда любил шахматы и был уверен, что играть в эту сложную игру могут даже дети, главное – вовремя их этому научить. Именно игра в шахматы стала одним из основных приемов разработанной им методики раннего развития детей. На протяжениеи пятнадцати лет Береславский придумывал игры и задачи, помогающие ребенку развивать логическое мышление, и теперь его стройная система насчитывает более 250 игр и 3000 заданий.

Основные принципы Береславского

Леонид Яковлевич Береславский сам воспитал двоих детей, поэтому всегда понимал, что нужно ребенку и как увлечь его образовательными играми. Ученый составил свод основных правил обучения детей.

  1. Любое обучение должно проходить в форме игры. Нельзя перегружать малышей непосильными задачами, лишая их тем самым детства.
  2. Обучение, пусть и в игровой форме, - это систематизированный процесс, поэтому необходимо, чтобы ребенок не только выполнял новые задачи, но и периодически возвращался к старым для закрепления навыков.
  3. Родитель должен подходить к вопросам обучения ребенка творчески, иначе малышу станет скучно и он перестанет развиваться.
  4. Учебный процесс всегда должен прерываться на подвижную деятельность, например, на активные игры на свежем воздухе.
  5. Необходимо помнить, что цель обучения – это не только развитие знаний, но и развитие самостоятельности ребенка.

Все эти принципы и легли в основу его увлекательной и эффективной методики.

Что положено в основу методики?

Занимаясь по методике Береславского, ребенок как бы последовательно выстраивает свой интеллект: уровень мышления, которым он обладает на момент начала занятий – это фундамент, на который шаг за шагом наслаиваются новые знания.

Пример: в три года ребенок решает несколько несложных игр-задачек, связанных с кругом. Пути решения «откладываются» у него в памяти, и, когда в школе он получает более сложную задачу с кругом, мозг воспринимает ее как уже что-то знакомое, и легко с ней справляется. Ребенок решает новую задачу, а в голове тем временем закрепляется следующий, более сложный «образ». И так раз за разом, постепенно усложняя новые задачи, ребенок будет справляться с ними гораздо легче, так как в его памяти уже есть опыт работы с этим «образом».

Отличительные признаки методики

  • обучение можно начинать уже в возрасте полутора лет;
  • обучение рассчитано на 3-4 года;
  • во время занятий задействованы все зоны головного мозга;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • многоразовые методические пособия;
  • использование специального электронного тренажера-игры;
  • использование диагностических карт как средств контроля над процессом обучения;
  • , успешно апробированные в разных странах мира.

Описание методики

Прежде, чем ребенок начнет заниматься по данной методике, необходимо проверить уровень его знаний, которыми он владеет на данный момент. Это нужно для того, чтобы найти индивидуальный подход к ребенку и начать занятия с определенного урока.

Для каждой возрастной категории разработаны свои упражнения и занятия. В полтора года дети занимаются изучением цветов, животных, звуков, и внимания.

Для самых юных учеников, которые не могут усвоить математические понятия сразу, в играх присутствуют простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

К трем годам постепенно добавляются упражнения на логику: например, - задания на прохождение лабиринтов различной сложности. Кроме того, они прекрасно развивает координацию движений, так как ребенку нужно не просто найти выход из него, но и провести по нему существующего или воображаемого «героя».

К возрасту шесть-семь лет основной упор делается на тренировку памяти и развитие логического мышления. Все дети без исключения любят разгадывать загадки и тайны, поэтому в методике Береславского присутствует много упражнений с кодами и шифрами. Такие задачи способствуют и развитию креативного мышления, которое так необходимо во взрослой жизни.

По методике Береславского дети занимаются вплоть до школы, то есть до шести-семилетнего возраста. Именно к этому моменту у детей формируется и своих умственных и творческих способностях. Каждый ребенок по-своему талантлив, задача педагога и родителей, начать как можно раньше.

В группы набирается не более четырех человек, чтобы каждый ребенок не был обделен вниманием преподавателя и мог чувствовать себя неповторимым и уникальным.

Развивающие упражнения "По Береславскому"

Вот некоторые из задач для детей из методики Береславского.

Задача 1. На развитие памяти (с 3 лет)

Нарисуйте поле из девяти клеточек, как для игры в крестики-нолики, в каждой клеточке расположите символы (кружки, треугольники, косые палочки). Сначала верхний ряд - только кружки, средний - одни треугольники, нижний - косые палочки. Попросите малыша запомнить за три секунды, где какая фигура была расположена, а потом повторить эти фигурки на чистом поле. Усложните расположение фигур, пусть ребенок запомнит их в таком „перепутанном" варианте.

Задача 2. На развитие смысловой памяти (для детей 4-5 лет)

Разложите на столе (на полу, на диване) вещи и игрушки: карандаш, тетрадь, мишку, кубик, пирамидку, зайца, кружку, книжку, ложку, матрешку. Теперь перенесите все это в другую комнату, дополните еще чем-то и попросите ребенка найти те игрушки и предметы, которые он запомнил. Опираясь только на зрительную память, малыши обычно узнают 3-4 предмета. Попробуйте подключить смысловую память. Составьте маленький рассказ: „Мишка и Зайчик однажды так заигрались с кубиком и пирамидкой, что забыли выполнить задание карандашом в тетрадке". Пусть ребенок продолжит рассказ: „Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке". Дальше вы: „У каждого была своя любимая посуда: у Мишки - ложка, у Зайчика - кружка". Если сказка понравится малышу, продуктивность запоминания может увеличиться до 6-8 предметов.

Задача 3. На понятия „вне" и „внутри" (для детей от 5 лет)

Нарисуйте на листе бумаги прямоугольник (круг, овал). Внутри контура расположите черные кружки, а снаружи - цветные. Спросите, какие кружочки лежат вне прямоугольника, а какие внутри него.

Задача 4. На логическую связку „не" (для детишек от 6 лет)

Нарисуйте три домика. Задание: в каждом из этих домиков живет только одна цифра - 1, 2 или 3. Спросите: „Где какая цифра живет, если в первом домике нет цифр 1 и 2, а во втором не живет цифра 1?" Можно заменить цифры на фигуры.

Возле каждого домика нарисуйте светофор. Пусть ребенок раскрасит цифры или фигуры, которые не живут в этом домике, в красный цвет, а те, которые живут, - в зеленый. Последовательность рассуждений для решения задачи такова: у нас есть три цифры и три домика. Начнем с первого домика, где не живут цифры 1 и 2. Значит, в нем живет цифра 3. В других двух домиках живут цифры 1 и 2, так как эти цифры остались. Во втором домике не живет цифра 1, значит, в нем живет 2. Остался третий домик, где живет цифра 1.

А вот несколько занимательных шахматных задачек.

Развиваем память (для детей с 3,5 лет)

Расставляем на доске фигурки, их должно быть не больше трех. Попросите малыша внимательно посмотреть, как они стоят. Потом скажите, снимая фигурки со своих мест: „Ой, все фигурки убежали гулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им".

Тренируем память и учимся решать действия в уме (с 4 лет)

Шахматная ладья плывет на свою стоянку мимо клеток с домиками. Если на своем пути она встречает белую пешку, то может ее сбить, а сама занять эту клетку. Ладья не может попасть на клетки с домиками, ведь домики находятся на берегу. Надо обозначить линией пути ладьи до своей стоянки. За какое наименьшее число ходов она туда доплывет?


Авторская методика обучения

Рекомендации для родителей
Более 100 шахматных задач
Игровой подход к занятиям


- повышается интерес ребенка к процессу обучения, что в дальнейшем...

Читать полностью

Издание включает последовательные шаги обучения игре в шахматы с рекомендациями для родителей. В него вошли более 100 разнообразных задач, подобранные в соответствии с уровнем юного игрока. А любопытные истории из мира шахмат, расположенные в конце книги, интересно будет читать не только детям, но и взрослым.
Авторская методика обучения
Последовательная подача материала
Рекомендации для родителей
Более 100 шахматных задач
Игровой подход к занятиям
Веселые истории для детей и взрослых
Леонид Яковлевич Береславский - автор уникальной методики воспитания и раннего развития детей, сочетающей в себе российский высокий стандарт образования с западной установкой на здоровую психику ребенка. Большое значение в его методике придается развитию способностей малыша, данных ему природой, и немаловажную роль в этом играет обучение ребенка игре в шахматы. Л.Я. Береславский считает, что благодаря этому:
- повышается интерес ребенка к процессу обучения, что в дальнейшем облегчает работу на школьных уроках;
- развиваются интеллект и творческое мышление, математические способности;
- улучшаются мелкая моторика, память, логическое, пространственное и аналитическое мышление и даже умение правильно формулировать свои мысли;
- закладывается основа для успешного обучения в школе, включая среднюю и высшую ступень;
- воспитываются полезные качества характера: самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение анализировать, находить нестандартные решения, логически и абстрактно мыслить.

Скрыть

Главная задача любого педагога заключается в том, чтобы сделать процесс обучения как можно интереснее и увлекательнее. Обучение не должно быть ребёнку в тягость, оно должно приносить положительные эмоции и радость. Ведь каждый ребёнок по-своему талантлив.

Главное - заинтересовать малыша

В своей школе раннего развития профессор Береславский всегда находит подход даже к самому застенчивому и боязливому ребёнку. К примеру, полуторагодовалого ученика он заинтересовывает специальным электронным тренажёром. Он протягивает эту деревянную коробочку малышу и предлагает поиграть. Ну какой же ребёнок откажется от такого предложения?! На поверхности тренажёра изображены рисунки различных предметов или животных, которые уже наверняка знакомы малышу. Затем профессор предлагает показать, где какая картинка и попасть при этом пальчиком в кружок под рисунками. Ребёнок отвлекается на игру, восторженно покрикивает, когда возле картинки загорается яркая лампочка и забывает о маме. И в это время у маленького всезнайки происходит непринужденный процесс обучения: развивается мелкая моторика рук, память и внимание.

На третьем уроке такого обучения малыш уже запоминает последовательность нажатий, пытается уже логически мыслить, а мама в это время сидит за дверями и внимательно слушает, ведь на дом обязательно зададут домашнее задание и его нужно будет правильно преподнести её чаду.

Логика по Береславскому

Во время уроков по развитию логики малыша, Береславский использует, как это не странно, обыкновенные шахматы. Королевство шахматных фигур- это отличный способ привлечь ребёнка к изучению такой науки, как логика. В задачах, которые задаёт профессор детям шахматные фигуры, как в сказках, «ходят к друг другу на чай». А малышам нужно запоминать, как передвигаются по шахматной доске те или иные фигуры. Все эти действия сопровождаются стихотворениями и песнями. К примеру, слон идёт под строки из стихотворения: «Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон», а конь передвигается под громкие звуки: «Иго-го или цок-цок».

Можно также поиграть с ребёнком в игру «Правильно расставь» . Сначала малыш запоминает правильность расстановки шахматных фигур, затем все фигуры «отправляются по своим делам, потом внезапно возвращаются и нужно каждую вернуть в её домик».

На развитие зрительной памяти у профессора Береславского есть много различных игр и заданий. К примеру, нужно нарисовать поле из девяти клеточек, в каждой клеточке нужно начертить различные фигуры с такой последовательностью:

1) верхний ряд – только кружочки,
2) средний ряд – треугольники,
3) нижний ряд – косые палочки.

Затем ребёнок должен в течение трёх секунд запомнить последовательность всех знаков, а потом он должен будет воспроизвести их по памяти на отдельном белом листе.

Для тренировки воображения профессор Береславский придумал отличную игру, под названием «Нелепица» . Задача учеников во время игры, назвать одним словом два абсолютно на первый взгляд разных предмета. К примеру, ложку и кружку – «локружка».Благодаря таким занятиям у ребят развивается аналитическое нестандартное мышление.

Во время всего обучения по методу Береславского, перед ребёнком ставятся определённые задачи, которые он может встретить в повседневной жизни. К примеру, малышу даётся лист бумаги, на котором изображены несколько дорог. На самой короткой из них есть препятствие – подъёмный кран. На средней – пастух пасёт корову. А на самой длинной никого нет. Ребёнок должен выбрать, по какой дороге он пойдёт, но перед этим, он должен хорошо подумать, спрогнозировать ситуацию и задать наводящие вопросы. На пример, как часто корова переходит дорогу или надёжно ли закреплён подъёмный кран? Секрет в том, что любой из вариантов, который выберет ребенок, будет правильным. Главное, что малыш сделает сам свой выбор.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем смог самостоятельно принимать решения, думать нестандартно, а самое главное — продумывать ситуацию на несколько ходов вперед, то дошкольное образование по методике профессора Леонида Яковлевича Береславского предназначено именно для вашего маленького чуда.

Леонид Яковлевич Береславский – доктор философии, профессор, изобретатель и физик, член Международной ассоциации педагогов при ООН и автор 28 книг по дошкольному образованию.

На создание собственной методики Леонида Яковлевича сподвигло рождение второго сына. Конец восьмидесятых ознаменовался на Западе появлением инновационных методик обучения детей с ранних лет: с детьми начинали заниматься, когда они толком еще ходить и говорить не умели. Тем более, перед глазами был опыт успешных родителей: американского папы Джонсона, воспитавшего пятерых талантливых математиков, и венгерской пары Полгар, вырастившей трех чемпионок по шахматам.

Постепенно и родилась методика Береславского, которая, можно сказать, была опробована на подрастающем сыне, причем вполне успешно.

В 1992 году была открыта школа интеллектуального развития «Открытие».

По методике Береславского с каждым годом привлекает все больше родителей.

Дошкольное образование по методике Л.Я.Береславского. Описание

В школе «Открытие», по словам Леонида Яковлевича, отличают:

  • Активное развитие математических способностей, которые в будущем позволят ребенку, подростку успешнее, легче осваивать точные науки: геометрию, химию, физику, биологию, программирование, а также овладевать многими сферами деятельности.
  • Формирование мотивации на интеллектуальную деятельность.
  • Воспитание самостоятельности, уверенности.
  • Развитие творческих способностей.

Обучать детей стоит с самого раннего возраста, иначе потом драгоценное время будет упущено — методика Л.Я.Береславского опережающая. Если в детском саду с перспективой на начальную школу изучают около 15 дисциплин, включащих в себя навыки счета и письма, то в школе Береславского их намного больше. Самые простые задания даются с перспективой на будущее. Геометрические фигурки вводятся уже начиная с 1,5 лет, правда в виде разноцветных кружков и овалов.

Яркий пример: ребенок на занятии получает кубики из металлической проволоки, в их узлах — цветные шарики. Для ребенка это просто кубик. Однако, когда на уроке химии в средней школе ему расскажут про ионы, в памяти всплывет образ этой незатейливой игрушки.

На первом же задании ребенок получает электронный тренажер — мини-компьютер.

На поверхности деревянной коробочки изображены животные и предметы. Если пальцем попасть в кружок рядом с рисунком, то загорится красный огонек. Малыша просят найти знакомые ему предметы и ребенок увлекается игрой. Дошкольникам постарше предлагаются задачки посерьезнее: провести зайчика через лабиринт, найти соответствия между предметами.

Обучение в школе продолжается вплоть до 6-7 лет. Методика Береславского не предназначена для детских садов, так как во главу угла ставится успешность ребенка. Важно дать малышу понять, что он успешен, что у него получается. В условиях обычного детского сада, когда в группе количество детей может достигать 35 человек, это попросту невозможно.

Если зайти во время занятий в класс, то можно увидеть как за партами сидят несколько детей и … играют! Правда, играют по четко заданному плану и за выполнением игровых заданий следит педагог. Педагог – это еще и друг, и одновременно актер, который детей и рассмешит, и сделает игру интересной.

Кроме этого, дети получают домашние задания. Задания, вроде бы и обычные — например, сгруппировать предметы по различным признакам, «связать» родственные предметы линиями, а вместе с тем они оставляют широкое поле для фантазии: можно придумать и свою классификацию предметов, и составить целый рассказ. Не домашние задания, а игра, одним словом.

Каждый раз на занятии по методике профессора Береславского ребенок решает задачу, с которой может столкнуться в реальной жизни. Например, на листе бумаги изображен рисунок с несколькими дорогами. На самой короткой стоит подъемный кран, на срдней — корова щиплет травку, на длинной — никого нет. Ребенок должен выбрать путь, по которому пойдет, и обосновать ответ. Самое интересное, что единственно правильного решения нет. Ребенок сам предлагает решение и оно в любом случае будет правильным.

В шахматном царстве Береславского

Одна из особенностей школы — обучение шахматам с раннего возраста. Обучение проходит в игровой форме.

Например, шахматами здесь не делают ходы, шахматы ходят друг к другу в гости. Правда, каждая фигура может ходить в гости только в определенном направлении, согласно законам шахматного царства: слон — наискосок, а ладья — по прямой. Для каждой фигурки придумано свое одностишье: «Головой качает слон», «Все могут короли».

Обучение шахматам включает в себя стандартные задачи на внимание. Посвящение в шахматное царство начинается с того, что на доске расставляются фигуры, не более трех. Преподаватель просит ребенка запомнить расположение фигур. Затем фигурки убираются со словами: «Ой, все фигурки убежали и заблудились. Помоги им найти свой дом». Ребенок должен вспомнить, как были расставлены фигурки и вернуть их на место.

Интервью с Леонидом Береславским, автором методики

— Леонид Яковлевич, Ваша методика существует более 15 лет, а шахматная школа была открыта в середине восьмидесятых. Продолжаете ли вы общаться со своими воспитанниками? Добились ли они высоких результатов в обучении в дальнейшем?

— Такой статистики нет. Среди наших воспитанников есть чемпионы России, Москвы, Израиля по шахматам, шахматисты–разрядники, ученики физико–математических, математических и других спецшкол, но главное – дети с интересом учатся. В нашу школу приходят их братья, сестры, дети наших детей, приходят по «сарафанному» радио, что позволяет нам выживать и совершенствоваться.

— В вашей школе есть также отделение заочного обучение. Как оно происходит?

Леонид Яковлевич Береславский: — Для родителей, которые интересуются новыми методиками, авторскими находками, мы проводим консультации по интернету. На основе наших упражнений показываем, что раннее развитие — это прежде всего своевременное развитие фундаментальных психических функций: концентрации и устойчивости внимания, восприятия, зрительно–моторной координации, пространственных представлений, простейших логических операций.

Детей с 3,5 лет обучаем заочно шахматам на основе специально разработанных заданий и авторской книги «1000 вопросов шахматиста».

— Какие книжки для занятий с детьми раннего возраста Вы бы могли посоветовать?

Леонид Яковлевич Береславский: — Много наших заданий с рекомендациями для детей разного возраста напечатаны в книгах: «Интеллектуальная мастерская», «Азбука логики», «Развиваем память», «Развиваем логику», «Первые геометрические фигуры», «Современные игровые методики развития интеллекта», «Задачки на внимание», «Логика в стране азбуки» и других.

— Как проводится контроль за процессом обучения?

Леонид Яковлевич Береславский: — Оценку эффективности занятий по приобретенным навыкам и поведенческим реакциям осуществляют родители, педагоги и автор. Педагог после каждого занятия беседует с родителями. Диагностику ребенка, скорее пробное занятие, проводит педагог. Он оценивает ребенка с точки зрения его адаптации в группу. Оцениваются поведенческие реакции и уровень развития.

Подробнее на сайте www.bereslavsky.ru

Дошкольное образование по методике Л.Я.Береславского: рекомендации родителям особых детишек

Вопросы можно оставлять в комментариях.

Методик раннего развития, чего уж скрывать, сегодня много. У каждой есть свои плюсы и минусы, приверженцы и противники, приемы и изюминки. Мы хотим познакомить вас с методикой Леонида Яковлевича Береславского, руководителя школы «Открытие».

Леонид Яковлевич Береславский – профессор, доктор философии, действительный член Академии изобретательства, член Международной ассоциации педагогов при ООН, автор более 120 изобретений в области физики и технологии полупроводников, кандидат в мастера спорта по шахматам. Автор 28 книг по дошкольному образованию.

С 1992 года является директором школы раннего интеллектуального развития «Открытие». Данный метод интеллектуального воспитания апробирован на международных конгрессах и конференциях в Испании, России, США, имеются заключения авторитетных психологов, педагогов.

Солнечным утром я шла на встречу с автором одной из популярных сегодня методик раннего развития, который обещал не только рассказать о своем детище, но и показать все наглядно. Это «наглядно» очень привлекало и манило, ведь, начитавшись отзывов о методике, я точно знала: узнаю что-то очень интересное. Так и было.

Начало положено!

О том, чтобы разработать собственную систему раннего развития, Леонид Яковлевич задумался, когда стал папой во второй раз. Лет ему было уже немало, и Береславский спросил себя: «А успею ли я вырастить своих детей, дать им хорошее воспитание, вложить в них все то, что хотел бы?» Наверное, каждый родитель в какой-то момент спрашивает себя об этом, но Береславский оказался не из тех, кто просто спрашивает. Он начал действовать. Он узнает, что на Западе (а дело было в начале 1980-х годов) появились преподаватели-новаторы, которые занимаются с малышами, еще толком ни ходить, ни говорить не умеющими, и эти занятия заметно улучшают и физическое, и психическое развитие детей. Он знакомится с удивительными семьями, которые личными усилиями воспитали гениальных детей: венгерская пара Полгар вырастила из трех дочерей чемпионок по шахматам, а американец Джонсон стал счастливым отцом пятерых (!) сильных математиков. Как тут не задуматься!

Вывод напрашивался сам: необходимо начинать заниматься с детьми как можно раньше, до пяти лет.

Постепенно родилась «методика Береславского», которая была удачно опробована автором на собственном сыне. Сыну, кстати, сейчас 23 года, он здоров и успешен.

Основные принципы

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него – новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию.

Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь.

Недостроенный нижний этаж – плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться.

Основные принципы обучения по методике Л.Я. Береславского:

l Любое обучение ребенка должно проходить в игровой форме. У ребенка нельзя отбирать его детство.

l Обучение четко систематизировано, основано на повторениях и возвращениях к пройденному.

l Каждый педагог должен быть еще и актером и ребенком одновременно, чтобы детям было интересно заниматься.

l Обучение должно проходить с чередованием умственной деятельности и физической активности.

l Обучение должно быть направлено не только на развитие умственных

способностей, но и на развитие самостоятельности.

Своевременно – это когда?

Л.Я. Береславский считает, что начинать заниматься с ребенком следует с 1,5 лет. Средний возраст детишек, посещающих школу «Открытие» – 3 года. Все занятия четко структурированы, каждый урок прописан. Перед тем как ребенок поступает в школу, учителя проверяют его навыки и уровень развития, чтобы найти индивидуальный путь к нему, начать занятия с определенного урока.

Если тихонечко зайти на любой урок, то можно увидеть такую картину: 3–4 ребенка сидят на крошечных стульчиках за настоящей партой и… играют. Но играют по четко составленному плану. Для каждого возраста и для каждой ситуации придуманы свои игры-задачки. Преподаватель не только контролирует ситуацию, но и играет вместе с детками, в то же время внимательно следя: а не устал ли кроха, не утратил ли интерес, все ли у него хорошо с настроением. Поэтому на занятиях детки и разыгрывают сценки, и поют, и даже пляшут!

Очень важный момент, которому уделяют огромное внимание последователи методики Береславского – ребенок должен расти и развиваться в атмосфере успешности. Именно поэтому в группы набирают не больше 4 детей: каждый должен чувствовать себя неповторимым, удачливым и умным.

Занятия по методике Береславского продолжаются вплоть до поступления в школу, то есть до 6–7 лет. К этому времени ребенок уже уверен в своих умственных способностях и творческих силах.

Дети от природы талантливы, стремятся к совершенству. Любое воспитание эффективнее, если оно начинается в раннем детстве. Ведь наибольшие трудности испытывают не те, у кого мало знаний, а те, кто умственно пассивен, у кого отсутствуют интересы, привычка думать, самостоятельно решать проблемы.


Умники и умницы

В архиве Береславского более 5000 разных игр и упражнений. Это дает обширнейшее поле для деятельности. Занимаются детки не только в школе, но и получают домашние задания. «Домашние задания? В 2-то года?!» – воскликните вы. Да, дети занимаются еще и дома с родителями, делая упражнения, которые им порекомендуют преподаватели. Возможно, кто-то и будет от этого факта в негодовании заламывать руки и говорить, что «у ребенка отбирают его детство», но не спешите следовать их примеру. Проведенное вместе время очень ценно и для малышей, и для их мам с папами. К тому же Береславский предлагает не скучные «домашки», а интересные игры для дома. Если у родителя не получается заинтересовать кроху дома, то он всегда может обратиться за помощью и советом к педагогу.

Растим гениев?

Как говорит Леонид Яковлевич, у него нет цели «вырастить из детей новых Ньютонов или Менделеевых». Дети, которые занимаются по его методике – в первую очередь всего лишь дети. Его цель – развить ребенка по максимуму, чтобы ему было проще в дальнейшей жизни.

В основном, задания рассчитаны на формирование логических и математических способностей, ведь дети, увлекаясь решением «каверзных» задачек, учатся мыслить самостоятельно, принимать собственные решения, учатся рационально использовать информацию.

В полтора года, когда ребенок только начинает заниматься, приоритетным является развитие мелкой моторики (игры с предметами разной величины, формы и фактуры), внимания (найди два одинаковых мячика, фрукты и т.п.), зрительной памяти, изучение основных цветов, видов животных и др.

К трем годам уже идут задачки на развитие логики, изучение геометрических фигур и их сравнение, пространственные представления (разнообразные лабиринты, откуда нужно выйти).

Во что они играют?

Береславский уверен, что очень важно включить в «рацион» игр ребенка геометрические фигруры. «Неумение «геометрически мыслить» изначально снижает потенциальные возможности человека, создает трудности при обучении в школе», – убежден автор.

Математические понятия усваиваются не сразу, тем более – карапузами, поэтому в играх постоянно присутствуют круги, квадраты, треугольники.

Для развития логики очень хороши лабиринты, в которых нужно найти правильный путь и вывести «героя». К тому же при такой игре отлично развивается координация движений (ведь ребенку нужно не только определить верный путь, но провести по нему заблудившегося зверька, игрушку или другого воображаемого персонажа).

Детям очень нравятся тайны, загадки и секреты, поэтому в играх Береславского много задачек с шифрами и кодами.

Малыши на «заочке»

Учиться по методике Береславского можно не только в школе и дома, но еще и на расстоянии. Сразу стоит предупредить, что такое заочное обучение требует от родителей большого терпения и творческих усилий. Родители заполняют анкету. Им высылаются сначала тестовые задания, по результатам которых педагоги составляют блоки упражнений и методические указания. Каждое задание – это еще и игровой сценарий, в котором участвуют сказочный герой и ребенок. Если что-то не получается, то преподаватели вступают в переписку и каждый конкретный случай рассматривается индивидуально.

Родители о методике Береславского:

И. Каламеец, мама Оли:

К Леониду Яковлевичу мы пришли в полтора года. Занятия были очень интересными и необычными. Помню, дети должны были выполнить задание: вложить в красный стакан – красную ложку, в желтый – желтую, в зеленый – зеленую. Оля почему-то всегда вкладывала в зеленый стакан желтую ложечку. Я ее спросила: «Почему ты так делаешь, ведь они разного цвета?» «Ну, так же красиво!» – ответила дочь. Больше всего мне понравилось, что вот это стремление к оригинальности в ней поддерживали. Никто не пытался ее переубедить, или заставить выполнить задание правильно. Очень многое, на мой взгляд, значит личность преподавателя. Ведь загубить на корню можно любую, самую прекрасную идею.

Перед школой мы два года ходили заниматься шахматами, и Оля до сих пор играет, хотя 5 лет прошло. Тестирование перед поступлением в школу мы прошли легко, и дочь не потерялась на фоне тех детей, которые занимались и готовились к обучению в школе специально. Учится она сейчас в 6-м классе, всего две четверки в четверти.

Бричкалевич Лена:

Каждое утро, едва открыв глаза, моя трехлетняя дочь спрашивает: «Мама, сегодня идем на занятия?», и очень огорчается, когда узнает, что сегодня нет занятий. Для нее они стали настоящим праздником, своеобразным «лакомством для ума». За полгода занятий ребенок стал наблюдательнее, пытается всему происходящему дать объяснение.

Дома дочка часто вспоминает, что было на занятиях, обучает этому свои игрушки. Хорошо бы многим нашим учителям поучиться у Береславского, как увлечь ребенка, не погубить его талант и индивидуальность, а развить их.

Богданова Ксения (2 г. 6 мес.):

Ходит в Школу 6 месяцев. Выработалось умение доводить начатое дело до конца, не отбрасывать сходу. То, что не получается, просит объяснить, либо пытается сама разбирать. Стремление к умственной деятельности, несомненно, появилось.