Улитка, конспект интегрированного занятия по родной природе и лепке в средней группе. Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе

Экологический проект « Сможет ли улитка жить в созданных для нее домашних условиях?»

Автор: Гетманская Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ д/с №28 станицы Темижбекская Кавказского района Краснодарского края
Материал рассчитан для детей 4-5 лет.

Назначение: вызывать эмоциональное положительное отношение к животным, желание наблюдать за ними в повседневной жизни.
Цели проекта: расширить и уточнить знания детей об улитке, воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение, заботу об улитках, формировать навыки исследовательской деятельности.
Проблема « Сможет ли улитка жить в созданных для нее домашних условиях?»
Задачи:
-формировать навыки исследовательской деятельности;
-развивать мышление, внимание;
-воспитывать желание узнавать и интересоваться жизнью улиток.
Тип проекта:
-среднесрочный (2 недели),
- групповой (внутри одной группы детей 5 лет).
Участники проекта – воспитанники средней группы «Медвежонок» (5 лет)
Вид – поисковая деятельность.
Ожидаемый результат: получение разносторонних знаний об улитках, условиях обитания, уходе.

Этапы реализации:

1.Подготовительный

(сбор информации об улитках):
- рассматривание иллюстраций, картинок с изображением улиток;

Рассказ воспитателя;
- чтение поговорок, пословиц, загадок об улитках;
- поиск информации об улитках в имеющихся в ДОУ энциклопедиях;
- просмотр видео «Улиточки» на сайте /www.yotube.com/watch?/;
- создание условий для появления вопросов, выдвижения гипотез;
- совместное планирование работы.

2 Описание основного этапа:

1. Находка
16.04.2014 г., выходя группой на прогулку, воспитанники увидели переползающую через дорожку улитку. Она сразу вызвала интерес у детей, глаза их загорелись и каждый хотел подержать ее в руках, рассмотреть поближе. Но когда один из воспитанников взял ее в руки, она скрылась в раковину. Мы решили оставить улитку в покое, но дети периодически смотрели, вылезла ли улитка из своего домика. В процессе наблюдения возникали вопросы: «Почему она спряталась от нас? Скоро ли выйдет из домика?» Прогулка подходила к концу, а улитка так и не выходила из домика.
Ребята предложили временно приютить ее у нас в детском саду в нашей группе «Медвежонок». Когда принесли в группу, возник вопрос «Где она будет жить?» Обратив внимание на размер улитки, стали предлагать разные варианты: баночка, стакан, коробочка. Решили совместно, что временным жильем для нашей улитки будет пластмассовый стаканчик. Наша задача – наблюдать удобно ли улитке в этом домике?


Заметили, что днем улитка не двигалась, не выглядывала из раковины, не ела, дети предположили, что она спит.
Каждый день, приходя с утра, дети были удивлены не найдя улитку в домике. Всей группой воспитанники ее искали и находили ее то- на стене, то на веточке, то она присосалась вверх тормашками.
Ребята сделали вывод, что улитка бодрствует ночью, а спит днем. Один из детей предположил, а может улитке наш домик не нравится, или он слишком маленький, тесный. Дети поддержали его, так как они приносили лакомства для улитки, а положить его было не куда, и предложили поискать домик побольше.
2. Домик улитки.
Вместе подобрали емкость прямоугольной формы 20*7 см, в которую насыпали сначала камешки,


землю, которую перемешали с песком, нарвали зеленой травки.


Все дети принимали активное участие в благоустройстве домика для улитки, каждый внес свою лепту. В процессе работы детям было интересно знать «Понравится ли улитке наш домик? Будет ли теперь она прятаться от нас? Отведает ли теперь она лакомства принесенные детьми?»
Через два дня улитка решила с нами познакомиться, она выползла из раковины и показала детям свои рога. Дети обрадовались, так как решили, что улитке понравился их домик. Поступило предложение назвать нашего гостя «Улей». Всем понравилось это имя. Так Уля потихоньку стала привыкать к условиям, которые были созданы для нее.
3. Уход за питомцем
На шестой день пребывания в группе улитка освоилась и, днем не боясь детей, ползала по веточкам, принесем в группе в уголок природы.


Дети заметили, что наконец-то улитка стала кушать. Они приносили ей гостинцы: яблоко, огурец, капусту. Заметно было, что улитка очень любит, есть огурцы, надкусывает верхний слой зубами.


На 7 – 8 день улитка от нас спряталась, закупорив раковину пленкой. Мы решили не трогать улитку, оставить ее в покое и наблюдать, сколько времени она будет прятаться от нас.
На 10 день она проснулась, и ребята решили вынести ее на свежий воздух погулять вместе с ними.


Каково же было удивление детей, когда они увидели, что улитка их уже не боится, ползает по земле, травке, кушает, шевелит усиками. В ходе прогулки она устала и опять спряталась.
Когда мы зашли в группу ребята заметили, что Уля испачкалась, лазая по земле. И предложили её искупать. Купание вызвало массу положительных эмоций у детей, на их глазах улитка стала вылезать из раковины, сначала она показала рожки, крутила головой вправо и влево, как будто наслаждалась купанием, а потом вылезла вся полностью, долго лазала по раковине.


Воспитанникам представилась возможность поближе рассмотреть строение улитки. Удивило детей и то, что у улитки нижняя часть тела - сплошная нога. Ползает она медленно, и когда ползет, из ноги вытекает липкая жидкость, помогающая удерживаться на поверхности.
Дети сделали вывод, что улитка очень любит купаться и вспомнили, что нашли они её после прошедшего дождя.
На 12 день мы решили ещё раз искупать улитку и понаблюдать за ее поведением. После купания улитка активно гуляла по своему домику в поисках пищи. Дети с огромным удовольствием наблюдали за бодрствование улитки.


Вывод: Наше наблюдение, которое длилось 2 недели, подошло к завершению. В результате наблюдений мы выяснили, что улитка сможет жить в созданных для нее домашних условиях, уход за ней простой, не требует много времени. Наблюдать за улитками интересно. В итоге мы отпустили улитку на волю, там им живется лучше.

Цель:

  1. Закреплять знания детей о насекомых (бабочке, жуке, пчёлах).
  2. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
  3. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
  4. Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
  5. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).

Материал: зелёные листики вырезанные из картона, пластилин чёрного и коричневого цветов, улитка-игрушка, доски для лепки, салфетки для рук.

Ход занятия.

Ребята, я вас приглашаю пойти погулять со мной на лужок, там много цветов, насекомых (дети идут на коврик где разложено много бумажных цветов).

Ребята, посмотрите, да здесь на цветочках кто-то сидит (показываю бабочек). Вы знаете кто это?

Дети. Бабочки.

Да это бабочки, очень красивые, похожие на цветочки. Они перелетают с одного цветочка на другой и пьют там капельки росы.

А вы хотите полетать как бабочки (проводится физкультурная пауза «Бабочка»).

Спал цветок и вдруг проснулся, (закрыть глаза)

Больше спать не захотел, (поморгать глазами).

Встрепенулся, потянулся, (руки вверх, потянуться на носочках)

Взвился вверх и полетел (бегут по коврику и взмахивают руками).

Вам понравилось быть бабочками?

Ответы детей.

А ну-ка оглянитесь вокруг, мне кажется, что кто-то жужжит. Да ведь это же пчёлы, они пьют цветочный сок и жужжат, трогать их нельзя. Пчёлки могут укусить. Давайте пожужжим как пчёлки (дети жужжат).

Ребята, смотрите, кто-то летит нам навстречу (показываю бумажного жучка на ниточке). Давайте поиграем с жучком.

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке (бегают, взмахивают кистями рук)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу (наклоны туловища вправо-влево).

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь (наклоны туловища вперёд).

Ой, ребята, а кто это там ползёт? (воспитатель показывает улитку-игрушку).

Дети. Улитка.

А как вы думаете, она умеет летать?

Дети. Нет.

Да, улитка не умеет летать, у неё нет крыльев. Она умеет только ползать. И делает она это очень медленно, у неё всего одна ножка вдоль туловища, улитка на ней словно на лыже передвигается, не спеша, да и куда ей спешить: домик всегда находится при ней, в нём она отдыхает и от врагов прячется. Встретить улиток можно где угодно. На голове у улитки чувствительные рожки, которые помогают ей находить нужную дорогу или вкусную еду. Её домик похож на закрученную спиральку или клубочек ниток. Когда улитка пугается, она убирает рожки и прячется в свой домик. Улитка безобидное существо: не жалит, не кусает, никого не обижает. Вам она нравится?

А хотите слепить улиток из пластилина? Тогда посмотрите, как это надо сделать. Возьмите кусочек пластилина чёрного цвета и скатайте между ладошек толстую колбаску. Отогните один конец колбаски наверх, а другой защипните, сделав острый хвостик. Колбаску кладём на силуэт листика в любое место, слегка прижимая его – получилось туловище улитки. На загнутой части – головки улитки – стекой сделать короткий надрез, разделить на две части, чтобы получились рожки. Из пластилина коричневого цвета скатываем длинную колбаску. Один конец колбаски кладём на спинку улитки, прижимая к основе закрепления, другой кончик загибаем в сторону головы и закручиваем по спирали, как клубочек. Слегка прижимаем домик-спиральку к основе. Острым кончиком стеки сделаем два симметрично расположенных глаза на голове и полоску-рот.

Самостоятельная работа детей с небольшой помощью воспитателя. Когда работы будут готовы, выставляем их на стенд и предлагаю посмотреть, сколько улиток теперь будет жить у них в группе, целая семья.

Читаю народную потешку:

Улитка, улитка!

Покажи свои рога.

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки –

Актуальность.

У меня дома есть африканская гигантская улитка Ахатина. Улитка живет в небольшом аквариуме. Он стоит на тумбочке возле окна. Во время своих наблюдений, я заметил, что Ахатина ведет преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду может выползать и днём. Обычно же светлое время суток она проводит в укромных местах, зарывшись в почву, прячется в свой домик-ракушку или, присосавшись к стеклу, сидит неподвижно. Когда же темнеет на улице и в комнате тоже становится темно, улитка начинает двигаться, переползая от стенки до стенки, ест оставленную для нее еду.

Проблема.

В светлое время суток, когда хочется понаблюдать за деятельностью улитки, она как будто спит. В темноте же трудно следить за улиткой: как она передвигается, выставляет свои рожки, разыскивает пищу, ест приготовленное для нее лакомство.

Гипотеза.

Я предполагаю, что если сделать улитке домик из природного или бросового материала, то она, возможно, будет активна не только в темное время суток, но и днем.

Варианты решения и сбор материала.

  • Изготовить домики из разных материалов и понаблюдать, какой домик выберет улитка.

1. Первый домик сделать из белого, цветного пластмассового предмета или плотного картона. Это может быть баночка, стаканчик, коробочка от йогурта, молока, сока, молочного коктейля.

2. Второй домик можно изготовить из старого керамического кувшина, попросив папу разбить его молотком на крупные куски.

3. Третий домик изготовить из тыквы. Мы с мамой летом вырастили на огороде много декоративных тыкв.

Обобщение полученных данных.

Первый домик улитке «не понравился». Домик оказался легким, падал или прогибался, если улитка залезала на него.

Второй домик тоже «не приглянулся» улитке. Керамический кувшин был покрыт специальным лаком. Вероятно, запах лака «отпугивал» улитку, и она не хотела заселяться в такой домик. Да к тому же, домик из керамического осколка оказался скользким и маленьким для улитки.

Третий домик, сделанный из тыквы, очень понравился улитке. Она долго сидела в нем. Такой домик был достаточно тяжелым, не падал, не заваливался на бок. Тыквенная мякоть внутри домика оказалась для улитки съедобной.

Таким образом, я оставил для улитки домик из тыквы. Внутри него было темно, и улитка то заползала в домик, то уползала на стекло. Такое поведение улитки днем мне было интересно наблюдать.

Подготовка проекта.

Презентация.

Слайд 1

Мой первый проект «Домик для улитки» выполнил Веретенников Никита, воспитанник подготовительной «Г» группы, МБУ детского сада №2 «Золотая искорка», города Тольятти, Самарской области, Россия.

Слайд 2

Цель проекта: создание домика для домашнего питомца.

Слайд 3

Задача: изготовить домики из разных материалов и понаблюдать, какой домик выберет улитка.

Слайд 4

У меня дома есть африканская гигантская улитка Ахатина. Улитка живет в небольшом аквариуме. Он стоит на тумбочке возле окна. Во время своих наблюдений, я заметил, что Ахатина ведет в основном ночной образ жизни, хотя в дождливую погоду может выползать и днем. Обычно же светлое время суток улитка проводит в укромных местах, зарывшись в землю, прячется в свой домик – ракушку или, присосавшись к стеклу, сидит неподвижно. Когда же темнеет на улице и в комнате тоже становится темно, улитка начинает двигаться, переползая от стенки до стенки, ест оставленную для нее еду.

Слайд 5

Я предполагаю, что если сделать улитке домик из природного или бросового материала, то она, возможно, будет активна не только в темноте, но и днем.

Слайд 6

Первый домик я сделал из коробки от молока. Этот домик улитке «не понравился». Он оказался легким, падал или прогибался, если улитка залезала в него.

Слайд 7

Второй домик я сделал из осколка от старого кувшина. Папа разбил кувшин молотком на крупные куски. Этот домик тоже «не понравился» улитке. Керамический кувшин был покрыт специальным лаком. Вероятно, запах лака «отпугивал» улитку, и она не хотела заселяться в такой домик. Да к тому же, домик из осколка от кувшина был скользким, и маленьким для улитки.

Слайд 8

Третий домик мы с мамой летом вырастили на огороде. Это декоративные тыквы. Домик из тыквы очень понравился улитке. Она долго сидела в нем. Такой домик был тяжелым, не падал, не заваливался на бок. Тыквенная мякоть внутри домика оказалась для улитки съедобной.

Слайд 9

Таким образом, я оставил для улитки домик из тыквы. Внутри него было темно, и улитка то заползала в домик, то уползала на землю. Такое поведение улитки днем мне было интересно наблюдать.

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3- 4 года) по теме «Улитка - длинные рожки». Конспект будет полезен для работы воспитателям второй младшей группы. Этот конспект по лепке, он направлен на формирование представлений детей о разнообразии животного мира, развитие мелкой моторики рук ребенка, развитию памяти, мышления, речи ребенка, развитию наблюдательности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей второй младшей группы по теме «Улитка - длинные рожки»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Цель: Продолжать формировать представления детей о разнообразии животного мира.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представления детей о жизни улиток, их внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, питания.

Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, связную речь детей.

Воспитательные : Воспитывать интерес к лепке, любознательность.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением улиток, живая улитка, магнитофон, звукозапись песни «Улыбка»

Раздаточный материал: Пластилин двух цветов, доски для лепки.

Методические приемы: Игровая ситуация, рассматривание улитки, иллюстраций, беседа, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель под музыку вносит в листочках улитку и показывает детям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кого сегодня я вам принесла, но сначала отгадайте загадку: «Весь день хожу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Совсем домой я не спешу. Зачем спешить мне по-пустому? Свой дом я при себе ношу, и потому всегда я дома» Кто это?

Дети : Улитка.

Воспитатель : Правильно это улитка. Давайте внимательно ее рассмотрим. Что же вы увидели?

Дети: У улитки есть домик.

Воспитатель : Какой он формы?

Дети : Круглой.

Воспитатель: Когда улитка появляется из своего домика, она вытягивает свое туловище. Что она начинает делать?

Дети : Она ползет.

Воспитатель : А еще я вам скажу, что улитка очень любит воду, она живет у нас в аквариуме, это улитка пресноводная. Давайте мы ее обрадуем, устроим ей дождик, хорошо?

Дети : Хорошо.

Поливаем улитку из пульверизатора.

Воспитатель : Ребята, что происходит с улиткой.

Дети: Улитка высунула рожки, и шевелит ими, у нее на рожках глазки.

Воспитатель : Улитке наверное нравится вода.

Дети : Да, она любит воду.

Воспитатель : Улитка очень пугливая, если мы до нее дотронемся, то она спрячется в свой домик, так она защищается. Она никогда со своим домиком не расстается.

Физминутка : Упражнения выполняются в соответствии с текстом стихотворения.

Ползет улитка по тропе

Свой домик носит на спине,

Ползет тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Воспитатель : Ребята, а вы не забыли, где живет наша улитка?

Дети : В аквариуме.

Воспитатель : А чем же она там питается?

Дети : Травкой.

Воспитатель : Улитка питается водорослями в аквариуме, кормом, которым кормят рыбок. Давайте посадим нашу улитку в баночку с водой, а мы вылепим из пластилина для нее подружек - улиток.

Звучит песенка «Улыбка».

Воспитатель : Сначала мы лепим нашей улитке туловище, посмотрите как надо это делать.

Воспитатель сопровождает свои действия объяснениями: берем кусочек пластилина одного цвета, кладем его на руку и раскатываем прямыми движениями, чтобы получился длинный столбик, загибаем одну сторону вверх, путем сплющивания делаем головку улитки. Затем на голове оттягиваем рожки, защипываем.

Воспитатель : Затем мы начинаем лепить домик улитки.

Берем второй кусочек пластилина, и тоже раскатываем длинный столбик, кладем его на стол, затем один конец столбика сворачиваем. Соединяем туловище и домик улитки.

Воспитатель: Вот сколько получилось веселых подружек у нашей улитки.

Воспитатель хвалит детей, поселяет улиток жить на зеленую лужайку.

Марина Новопашина
Конспект НОД в средней группе «Улыбка для улитки»

Задачи :

1. Познакомить детей с особенностями строения улитки , дать представление о кормлении и уходе за улиткой .

2. Продолжать выделять одновременно два-три свойства (форму, цвет, размер) .

3. Закрепить :

Прямой и порядковый счет, умение сравнивать предметы по количеству,

Знание детьми геометрических фигур : круг, овал, треугольник, квадрат, ромб - четырехугольник.

Упражнять в ориентировке в пространстве (правый верхний угол, нижний левый)

Умение в лепке оттягивать детали (рожки) из целого куска.

4. Развивать ловкость, быстроту реакции, психические процессы : логическое мышление, внимание, память.

5. Укреплять здоровье детей через двигательную активность и профилактику плоскостопия.

7. Доставить детям радость, вызвать эмоциональный отклик.

8. Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа :

Активизировать слова, обозначающие действия (глаголы, за, между, перед, правый верхний угол, ромб.

Индивидуальная работа :

Материал :

Улитка , овощи, фрукты, пластилин, дощечки, салфетки, дуги, скамейки, шапочка улитки , схема - полоска с наклеенными фигурами и улиткой по цвету .

Предварительная работа :

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, игры.

Воспитатель загадывает загадку :

Кто же это, в самом деле,

Ходит еле-еле-еле,

Носит дом витой-

За спиной. (Улитка )

Дети, а вы хотите увидеть настоящую живую улитку ? Я вас приглашаю в необыкновенное путешествие. Готовы? Пошли.

Под музыку " Улыбка " дети идут в колонне за воспитателем, выполняя упражнения : ходьба на носках, в глубоком приседе, подскоки, бег.

Построение вокруг стола, взявшись за руки.

Вот мы и пришли.

Воспитатель убирает салфетку и дети рассматривают улитку .

Эта улитка называется виноградной. Кто из вас догадался, почему она так называется?

Правильно. Родина виноградной улитки – юг Франции и Италия.

Не только дети любят путешествовать, но и животные, и растения путешествуют из одной страны в другую, по всему миру. Вот и наша улитка перебралась на юг нашей Родины.

Рассматривание улитки :

как называется домик у улитки ? Где они её носят? Зачем улитке нужна раковина ? Что вы видите на раковине? Что ещё есть интересного у улитки ? (рожки, рот, нога) Как она передвигается?

1-2-3- улитки вы . Ползут по скамейке.

Скучно ей одной, давайте, слепим ей подружек.

Выберите любой кусочек пластилина. Слушайте меня внимательно, когда слепите улиток , то постарайтесь поставить их так, как нарисовано на схеме : догадались как? Всех красных улиток… на квадрат , всех желтых… на овал, всех зеленых…на треугольник, всех синих… на ромб, круг. Найдите цифру, обозначающую количество фигур. Сама леплю из большого куска пластилина.

Самостоятельная работа. Дети расставляют улиток на фигуры . Проверка выполнения задания.

Сколько и каких подружек-улиток получилось у нас ребята на треугольнике? Овале? Квадрате? На какой фигуре всех больше? Посчитаем и сравним. Индивидуальная работа.

Назовите 3-ю фигуру слева?

Какая фигура находится между треугольником и ромбом? (круг) .

Между какими фигурами находится треугольник?

На котором месте овал?

Назовите вторую по счету фигуру?

Найдите улитку с самыми длинными рожками? Я думаю, у настоящей виноградной улитки . С самыми короткими?

Дети сравнивают.

Физминутка – игра «Улитка » . (Маска) .

Улитка выбирается считалкой :

1-2-3, улитка - ты !

Улитка , улитка , покажи рога-

Дам кусок пирога, пышки, ватрушки,

Сдобные лепешки - высуни рожки!

(улитка догоняет детей ) . Считают пойманных. Сравнивают, кто поймал больше?

Дети, а вы знаете, чем питается улитка ?

Ответы детей. Улитка очень любит виноград, а так же ей нравятся яблоки, морковка, капуста.

Давайте угостим улитку . Возьмите любую фишку с цифрой, запомните ее, соберите пальчиками ног столько же овощей или фруктов.

Дети собирают муляжи овощей и фруктов, подходят угощать – опрос.

Итог : наше необычное путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Что нового вы узнали в этом путешествии?

Я вам желаю много новых интересных путешествий.

Настала минута прощания. Как можно попрощаться с улиткой ?

Игра "Прощание" на профилактику плоскостопия (дети берут пальчиками ног платочки и машут улитке ) .

Публикации по теме:

Вечером когда остаётся один, два ребёнка мы любим заняться творчеством, это может быть работа из вариаций на тему недели, или индивидуальная.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у улитки» с детьми средней группы Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуального развития. Задачи: Развивающие: -расширять знания детей о живой природе: познакомить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: «Весна« Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: “Весна“ Цели: - уточнить характерные признаки весны; - выявлять простейшие.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению улитки из пластилина. Для работы нам понадобится: -пластилин.

Уважаемые гости моей страницы, хочу представить вашему вниманию коллективную работу второй младшей группы "Василёк": Для работы нам понадобится:.

Тема:«Откуда домик у улитки?»Тип проекта:групповой. Вид проекта:информационно-творческий. Срок реализации: 29.05-05.06 (краткосрочный) Участники.