Учебно-методический материал на тему: Пальчиковые игры. Пальчиковые игры для малышей до года. Детские речевые игры для малышей


Хорошее упражнение для развития мелкой моторики – пальчиковые игры для малышей. Мама хочет, чтобы ее ребенок уже в 2-3 года научился читать, рисовать, играть на скрипке. Не спешите, нервная система грудничка еще очень слаба, ей не под силу вынести большие нагрузки. При желании и большом упорстве можно научить полуторагодовалого младенца считать до ста или запоминать длинные стихи, только такое насилие пойдет в ущерб общему развитию. В этом возрасте с ребенком нужно играть, а движение пальчиков поможет головному мозгу сформироваться и подготовиться к получению знаний.

Десять тренажеров для нервной системы

Мышцы кистей рук у новорожденного развиты очень хорошо. Он может ухватиться за мамины пальцы и повиснуть, удерживая вес своего тела без больших усилий. Природа выполнила свою анатомическую функцию, теперь ваша задача – научить пальчики выполнять ловкие точные движения. Этот навык нужен не только для подготовки рук к письму, лепке и рисованию. Мелкая моторика необходима для развития всей нервной системы. При работе с детьми нельзя спешить, забегать вперед. Все должно идти последовательно: сначала формируются нужные мышцы и связки, потом можно приступать к упражнениям.

Малыш лежит в кроватке, мама поет ему песенки, читает сказки, а погладить пальчики, дать перебирать шарики на веревочке считает излишним. Родители удивляются, почему ребенок отстает в развитии, не произносит ни одного слова, с ним же постоянно разговаривают. Дело в том, что в коре головного мозга существенную часть занимает область, ответственная за движения рук. Полушария еще плохо взаимодействуют между собой, но ловкие движения кистей посылают нервные импульсы, способствующие развитию связи между ними.

Невропатологи давно заметили связь между мозгом и мелкой моторикой. При реабилитации после инсульта или травмы головы они рекомендуют больным вязать, шить, перебирать мелкие предметы, массировать ладони и кисти. Замечено, что у пациентов, прислушивающихся к этим советам, восстановление всех функций организма проходит быстрее.

Когда малыш активно перебирает свои пальчики, хватает и бросает мелкие предметы, у него отмечаются положительные изменения:

  • снимается напряжение всех мышц тела;
  • активизируется мышление;
  • формируются творческие способности и фантазия;
  • развивается внимание;
  • зарождаются способности к определенным видам деятельности.

Пальчики помогут развитию речи

Правая часть мозга распознает предметы, а левая отвечает за развитие речи. Когда работа полушарий не согласована, малыш видит маму, слышит это слово, ротик готов произнести нужные звуки, но объединить работу всех органов не удается. Прежде чем учить ребенка говорить, нужно провести подготовительную работу: наладить взаимодействие всех участков головного мозга, сформировать согласованную связь между полушариями.

Логопеды часто используют тест для поисков причины отставания в речевом развитии. Ребенка просят поочередно согнуть и разогнуть каждый пальчик отдельно, затем 2 или 3 вместе. Если кисть хорошо слушается команд, каждый палец может двигаться как самостоятельно, так и вместе с другими, мозговые центры и проводящие нервы работают нормально. В этом случае плохое произношение может быть вызвано анатомическими особенностями губ, языка, горла. Когда малыш умеет только сжимать и разжимать кулачок, а показать пальцем на предмет, сделать «рожки» не может, причины кроются в плохой работе нервной системы.

Развивать речь младенца нужно с самого рождения. Подвесьте над ним яркие игрушки, которые он сможет хватать и отпускать, подносите к его кистям свои пальцы, чтобы грудничок уцепился за них. Чем чаще новорожденный будет сжимать и разжимать ручки, тем быстрее пойдет его умственное развитие. Желательно приобретать игрушки со звуковыми или световыми эффектами, чтобы ребенку хотелось взять и потрясти их снова и снова. Если младенец до года не произносит даже слоги, а только издает непонятные звуки, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Пальчиковая гимнастика для грудничков

До полугода у ребенка развивается вся кисть: он сжимает и разжимает кулачки, хватает, перекладывает из руки в руку и бросает игрушки с удобной ручкой. Тренировать пальцы ему пока рано – должны окрепнуть мышцы, связки и сухожилия. Когда грудничку исполнится 6 месяцев, начните массаж кистей. Возьмите каждый пальчик по очереди, согните и разогните, разотрите от кончика к ладони и до запястья. Можете поиграть в «Ладушки».

В 10 месяцев пора приступать к развитию мелкой моторики. Дайте ребенку небольшие шарики, бусины, камешки и другие округлые предметы. Кулачком их не ухватить, чтобы играть с интересными новыми вещами, нужно работать каждым пальчиком отдельно. Покажите малышу, как строить башню из кубиков, надевать кольца на пирамидку. Прекрасным тренажером будет развивающий коврик. Прикрепите на него карман с крупной пряжкой или пуговицей, кладите туда разные игрушки. Любопытному младенцу будет интересно открыть застежку, чтобы найти новый сюрприз.

Если заметите, что ребенок с трудом берет или удерживает игрушки, скажите об этом педиатру. Ресурс сайт собрал информацию о развитии речи и выяснил, что часто проблемы с произношением возникают при плохой мелкой моторике.

В «Козу рогатую» ребенку играть пока сложно: два пальчика никак не хотят разгибаться вместе, но вы можете сами показывать ему «рожки», а малыш захочет повторить мамино движение. Зато «Сороку-белобоку» он освоит очень быстро. Эти старые пальчиковые игры для малышей были знакомы еще прабабушкам. Они ничего не знали о мелкой моторике, связи между движениями пальцев и головным мозгом. Материнская интуиция подсказывала, что необходимо сыну или дочери, и наши предки создали стихи и игры, не теряющие популярности у всех поколений.

Предложите ребенку поиграть в «Грибочки». Пусть он держит открытую ладошку и на каждой строчке загибает по одному пальчику: от мизинца к большому. Если сначала у малыша не получится, помогите ему.

Игры для младшего возраста

Когда малышу исполнится полтора года, его пальцы будут готовы к тонким точным движениям. Ему можно предложить простейшие конструкторы, крупную мозаику. Обязательно купите или сделайте сами игрушку-шнуровку: продевание веревочки в отверстия очень хорошо тренирует мелкую моторику. Дайте ему помять глину или пластилин, но помните, что любопытные дети все хотят попробовать на вкус. Приобретайте материалы для лепки только в специализированных торговых центрах, смотрите, чтобы они имели сертификат и соответствовали возрасту ребенка.

Малышам от годика до 3 лет можно подобрать более сложные игры. Кисть руки – неограниченный простор для фантазии. Многие из этих упражнений хороши тем, что ими можно заниматься при поездках в транспорте, ожидании очереди в поликлинике и в других местах, где ребенку скучно.

  • «Зоопарк». Средний палец может стать хоботом слона, хвостом тигра или ящерицы, а все остальные – лапами. Две ваших и две детских руки составят целый зоопарк, где звери бегают, танцуют, тихонько подкрадываются друг к другу.
  • «Корни». Сначала найдите старое дерево и покажите ребенку, как причудливо могут переплетаться его толстые корни. Рука до локтя – мощный ствол, пальцы – корни. По команде каждый из игроков «сажает» свое дерево. У кого получилось интереснее?
  • «Ловкие ноги». Большой и указательный пальцы становятся ногами человека, который прыгает, занимается карате, выполняет сложные пробежки в фигурном катании.
  • «Норки». Пальчики – звери, а перчатка – их общий дом. Пусть животные быстро и правильно забегут в свои норки.

Предложите ребенку самому придумать, кем еще могут стать его пальцы. Хорошо, если упражнения будут сопровождаться стихами, различными историями. Многие детские потешки можно сопровождать движением кистей. Например, можете с помощью рук сыграть сказку «Репка». В магазинах иногда продаются забавные мордочки животных или кукольные головы, которые можно надеть на пальцы и устроить настоящее театральное представление.

Не забывайте, что при занятиях с детьми нужно придерживаться определенных правил:

  • ясно объясните ребенку, чем вы будете заниматься;
  • ни на что не отвлекайтесь, играйте с настроением, азартом;
  • найдите, за что можно похвалить малыша, но никогда не ругайте за ошибки;
  • если игра не нравится, не настаивайте на ее продолжении;
  • не давайте ребенку утомиться и заскучать, вовремя заканчивайте занятие.

Очень хорошей тренировкой для пальчиков станут бытовые навыки. Скоро малыш пойдет в садик, ему нужно научиться самому застегивать пуговицы, кнопки и пряжки, на ботиночках. Если ребенок не хочет сам одеваться, превратите это занятие в интересную игру. У него есть 10 помощников-гномиков, которые бегают по одежде и проверяют, все ли в порядке. Маленькие человечки завязывают шапочку, поправляют шарфик, подтягивают носочки, смотрят, чтобы все было надежно закрыто и застегнуто. В конце пусть ребенок посмотрится в зеркало и оценит их работу.

Упражнения для дошкольников

После 3 лет можно продолжать игру в гномиков, только задания теперь будут сложнее. Ребенку пора запомнить названия пальцев. Если эти слова покажутся малышу скучными, пусть они будут фамилиями, а имена своим друзьям малыш придумает сам. У каждого помощника есть брат на другой руке, например, Коля Указательный и Саша Указательный. Когда нужно выполнить работу, которую дошкольник считает трудной или скучной, пусть позовет на подмогу 10 своих приятелей. Такой большой компанией они быстро уберут игрушки, сложат на полку разбросанные книжки или соберут сложную фигурку из конструктора.

Воздействие на кисти и пальцы приносят пользу не только головному мозгу и нервной системе. Восточная медицина считает, что в этой области сосредоточено множество точек, связанных со всеми внутренними органами. Игрушки не должны быть полностью гладкими и ровными, давайте малышу шершавые или пупырчатые предметы. Очень полезны игры с мячиком, покрытым резиновыми шипами. Предложите ребенку поймать «ежика», погладить его, покатать в ладонях.

Не нужно забывать и про пальчиковые игры для малышей. Купите специальных кукол, которые надеваются на кисти. Сначала малыш будет просто двигать руками и головой персонажа, а потом сможет разыграть театральное представление. В темной комнате направьте на стену свет настольной лампы, и покажите, какие интересные тени получаются при разных положениях пальцев. Если ребенок никак не может запомнить их название, прочитайте стишок, а ребенок пусть поднимает тот палец, о котором сейчас идет речь.

Если заметили, что пальчики ребенка до сих пор остаются непослушными, плохо двигаются по отдельности, сообщите об этом педиатру. Он направит вас к невропатологу, хирургу или другому специалисту, который может назначить занятия специальной гимнастикой. Комплексов существует много, но чтобы подобрать правильные упражнения, нужно выяснить причину проблемы.

Взаимосвязь творчества и мелкой моторики

Если вы вовремя и правильно проводили упражнения с пальчиками, творческая фантазия малыша уже бьет фонтаном. Только подтолкните его в нужном направлении, и ребенок создаст такие шедевры, что вы удивитесь. Научите его пользоваться ножницами, клеем, пластилином. Нарисованная акварельной краской елка выглядит уныло, но если наклеить на нее кусочки мишуры, части конфетных фантиков, блестящие бусинки, вид станет совсем другой. Творчество дает работу рукам, а точные движения пальцев стимулируют мозг на создание новых проектов.

Возьмите обычную пластиковую бутылочку, вместе с малышом облепите ее пластилином и покажите, как прилепить горошины, крупу, бисер, блестки. Очень скоро у вас в доме появится множество разнообразных самодельных вазочек. Девочкам можно начинать осваивать плетение из крупного бисера, простейшие приемы макраме. Мальчики с удовольствием собирают конструкторы. Не останавливайтесь на одном «Лего», приобретите металлические и строительные наборы, магниты, детали из гибкого пластика. С каждым годом элементы рукоделия должны становиться мельче, а движения пальчиков – точнее.

Иногда дети отвергают магазинные игрушки и конструкторы и играют с веревочками, камешками и другими не предназначенными для этого вещами. Если такое занятие не угрожает их безопасности – не возражайте: малыш получает и удовольствие, и двойную пользу. Предмет неправильной формы трудно взять, удержать и уложить в нужное место. Пальцы получают хорошую тренировку, а неровная фактура производит естественный массаж. Второе преимущество – развитие фантазии. Если малыш видит в шнурке змею, в ракушке – тарелку, а в кусочке дерева – любимую собачку, за него можно только порадоваться.

Пусть малыш рисует, пробует написать что-то печатным шрифтом, но не нужно учить его каллиграфии. Рука до 7 лет еще недостаточно развита, чтобы вывести письменные буквы. Перед поступлением в школу можно учить ребенка простейшему вышиванию и вязанию. Тонкие движения укрепят кисть, и у первоклассника не будет проблем с письмом.

Промышленность постоянно совершенствует товары для детей, начиняет их электроникой, и для занятий с современными игрушками малышу не нужны руки и ноги. Достаточно одного пальца, чтобы нажимать кнопки. Если вы заполните детский уголок только такой продукцией, у ребенка атрофируются не только мышцы, но и мозг и речь. Не переживайте, если, отправляясь на прогулку или в поездку, вы забыли дома пакет с игрушками. Зачем они, если у малыша есть 2 руки и 10 пальцев? С таким арсеналом можно придумать столько интересных занятий, что время пролетит незаметно.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и .

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку и .

Родители маленьких детей должны твердо помнить, что развитие речи ребенка напрямую связано с движением, а именно мелкой моторикой. Существует множество пальчиковых игр для детей. Мамы, бабушки, дедушки играя с ребенком, читая потешки и напевая песенки, могут проводить с малышами гимнастику пальчиков.

Развитию мелких движений кисти ребенка, подвижности пальцев рук, точности движений пальчиков, помогут следующие игры и игровые задания.

Пальчиковая игра "СОРОКА"

Читая потешку, поочередно загибайте и разгибайте пальчики ребенка:

Сорока-воровка,
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
А этому, большому, - не дала.
Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил,
Зачем кашу не варил.

Есть еще одна похожая считалочка про сороку. Она из болгарских народных песенок и называется «Сорока и сороченок»

Длиннохвостая сорока прилетела издалёка,
Дров нарубила, печь растопила,
Кашу сварила очень сладкую.
Всех детей созвала, всем им каши дала,
Одного из-за стола только мама прогнала -
Малышоночка-сорочоночка.
Он всех больше шалил?
Он воды не носил, он и дров не колол,
Даже пол не подмёл!

Пальчиковая игра «МИЗИНЧИК»

При произнесении потешки, массируется каждый называемый пальчик ребенка. В такой пальчиковой игре выполняется не только массаж, но и активно идет запоминание названий пальцев на руках.

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным доел,
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход их всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал!

Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПАЛЬЧИКУ ДЕЛАТЬ?»

Как и в предыдущей потешке-игре, при произношении потешки, массируют каждый пальчик ребенка.

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.

Пальчиковая гимнастика «ПАЛЬЧИКИ СПЯТ»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИК О ПАЛЬЧИК»

К пальчиковой гимнастике в этом упражнении добавляется серия движений. Ребенку во время игры нужно показать какие движения следует выполнять по ходу стишка.

Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай. (Хлопки ручками.)
Ножками топай, топай. (притопывание 2раза.)
Спрятались, спрятались. (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ»

Держите перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.

Раз-два-три-четыре-пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел. (Загибаете мизинец.)
Этот пальчик чистит стол. (Загибаете безымянный.)
Этот - резал. (Загибаете средний палец.)
Этот - ел. (Загибаете указательный палец.)
Ну а этот лишь глядел! (Загибаете большой палец, щекочете ладони.)

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

Пальцы обеих рук складываем вместе.

Кто приехал? (Быстро хлопать конниками больших пальцев.)
- Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев быстро одновременно хлопают.)
- Мама, мама, это мы? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками указательных пальцев.)
- Папа, папа, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками средних пальцев.)
- Братец, братец, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками безымянных пальцев.)
- Ах, сестричка, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да?да, да! (Хлопать мизинцами.)
- Все мы вместе, да-да-да! (Хлопать всеми пальцами.)

Пальчиковая игра «ОБВЕДИ ЛАДОНЬ»

Приготовьте лист плотной белой бумаги и фломастер. Попросите малыша приложить ладошку к бумаге и обвести контур руки. Пусть ребенок по очереди чуть приподнимает пальчики над контуром, а затем поднимет всю ладошку. После этого не сдвигая руки, попросите малыша собрать пальцы в ладонь и опять расправить их по обведенному контуру.

Пальчиковая гимнастика «ПОДВИГАЙ КРУЖКИ»

Приготовьте 10 разноцветных кружков из цветного картона диаметром 1-2 см. Попросите малыша положить ладошку на стол чтобы кончики его пальцев лежали на кружках. Предложите подвигать кружочки по очереди каждым пальцем, затем всеми вместе. Потом малыш поднимает руку и снова опускает ее так, чтобы кончики пальцев попали на кружки.

Игра с пальчиками «КОЛЕЧКИ»

Попросите ребенка поочередно соединять все пальчики с большим в кольцо, делая это строго по порядку.

Такая пальчиковая гимнастика игра очень нравятся малышам. Пусть пальчики ребенка будут ловкими!

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня хочу предложить вашему вниманию пальчиковые игры для малышей до года.

Пальчиковые игры-это забавные упражнения, часто сопровождаемые весёлыми стишками, которые помогают развивать пальцы и кисти рук.

Важное значение в младенческий период имеет развитие тактильной чувствительности грудничка. Это самый первый этап на пути овладения речью и развития мелкой моторикой.

С первых недель жизни приучайте кроху к спокойному и позитивному общению.

Очень хорошо использовать потешки и приговорки в сочетании с массажем ладошек, гимнастикой и пальчиковыми играми. Всё это активизирует речевые центры в коре головного мозга малыша
.
У ребёнка, с которым играли в такие игры и делали массаж пальчиков, своевременно появляется речь и не бывает проблем со звукопроизношением.

Пальчиковые игры для малышей до года

Пальчики малыша очень полезно укреплять с помощью массажа и гимнастики, используя забавные стишки.

1. "Клубочки"

Взрослый указательным пальцем на ладошке крохи как бы "мотает клубочки". Постепенно эту игру усложняем и выводим "кончик ниточки" на каждый пальчик по очереди, приговаривая:

"Бабушка клубочки мотала, а киска их размотала.
Ниточка-бабушке, ниточка-дедушке,
Ниточка-маме,ниточка-папе
И ниточка-деточке."

2. "Подушечки"

Взрослый поочерёдно берёт большим и указательным пальцами кончики пальцев малыша и чуть-чуть надавливает на них, приговаривая:

"Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки.
Эта подушечка-для бабушки.
Эта-для дедушки. Эта-для мамы, эта-для папы.
А для детки-самая мягкая, самая маленькая".

3. "Кормим птичку"

Взрослый берёт раскрытую ладошку малютки. Сначала большим и указательным пальцами, сложенными "клювиком", тихонько постукивает по ладошке, приговаривая:

"Птичка, птичка,
Вот тебе водичка. (Водим "клювиком" по ладошке )
Вот тебе крошки на маленькой ладошке." (Слегка пощипываем "клювом" )

4. «Муха»

В одной руке взрослый держит ладошку малыша, а пальцами другой изображает Муху, приговаривая:

"Вот летела муха.
На варенье села. ("Муха" садится на ладошку крохи )
Вымазала брюхо. (Погладить ладошку круговыми движениями )
Дальше полетела." (Улетает )

5. Первые "Ладушки".

Взрослый берёт ручки малыша в свои и выполняет соответствующие движения:

"Хлопают ладошки у нашей крошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки.
Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки".

6. "Ладошки-хлопошки"

Взрослый помогает малышу проделывать все движения.

"Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Хлопали в ладошки, хлопали немножко.
Кулачки сложили, кулачками били".

7. "Ладушки-у бабушки".

А эти ладушки, думаю, известны почти всем.
Взрослый берёт в свои ручки ребёнка и выполняет ритмичные хлопки, говоря:

"Ладушки, ладушки
Где были? (Руки разводят в стороны )
У бабушки! (Хлопок )
Что ели? (Руки в стороны )
Кашку! (Хлопок )
Что пили? (Руки в стороны )
Простоквашку! (Хлопок )
Попили, поели-шу! Полетели (Взмахи руками )
На головку сели" (Ручки приблизить к головке).

8. "Сорока- белобока"

Эта игра тоже известна большинству, но я всё-таки напомню.
Взрослый берёт ручку ребёнка в свою и водит его указательным пальчиком по ладошке, приговаривая:

"Сорока – белобока, кашку варила,
Деток кормила,
Этому дала, (Загибает пальчики )
Этому дала, Этому дала, Этому дала,
А этому не дала (Показывает на большой палец )
(Поглаживая его, говорят ):
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!"

Сначала все эти игры малыш сможет выполнять только с помощью взрослого, но со временем, по мере взросления, сам освоит эти движения.

Рекомендации для родителей при выполнении массажа и пальчиковых игр

1. Начинать массаж ладошек и пальчиков можно сразу, как только малыш перестаёт сжимать руки в кулачки.

2. Прежде чем начинать занятие, согрейте свои руки, Они должны быть также чистыми.

3. Проверьте, чтобы ваши ногти были коротко пострижены.

4. Сгибать и разгибать пальчики малыша нужно осторожно, не применяя силы.

5. Занятие должно продолжаться от 2 до 10 минут, это зависит от возраста крохи.

6. Для ребёнка очень важна интонация, с которой вы произносите слова, и выражение вашего лица. Первые месяцы своей жизни малыш ещё не понимает смысл слов, а реагирует на интонацию, с которой они произносятся.

7. Никогда не начинайте игру против воли ребёнка.

Сегодня я предложила некоторые пальчиковые игры для малышей до года.

И возможно, к первому годику своей жизни, а то и раньше, ваш кроха научится сам выполнять все эти движения руками и пальчиками.

В какие игры для развития мелкой моторики можно поиграть с детьми дошкольного возраста,

Педиатры уже прожужжали уши всем мамам о том, как необходимо развивать мелкую моторику у детей. Самый лучший способ – это пальчиковые игры. Их великое множество, есть пальчиковые игры для детей 1, 2, 3 лет, отдельные комплексы пальчиковой гимнастики для малышей до года, целый ряд таких потешек для ребят 1 года.

Для чего все это нужно и как правильно играть в такие игры, мы сейчас и разберемся.

Польза пальчиковых игр для детей

У пальчиковых игр для деток до года особенные функции:

  • развить мелкую моторику рук;
  • занять хнычущего малыша;
  • успокоить ребенка;
  • порадовать кроху.

Маленькие детки получают массу удовольствия от того, что взрослый занимается с ними, уделяет внимание, трогает их ручки и рассказывает веселые стишки. Педиатры рекомендуют такую гимнастику с 6 месяца жизни малыша, начиная с простого массажа каждого пальчика, ладошки и обеих ручонок в течение 2-3 минут каждый день.

Пальчиковые игры для малышей от 1 года призваны для следующих целей:

  • развить память;
  • развить мелкую моторику рук;
  • развить крупную моторику;
  • занять малыша;
  • подарить ребенку улыбку.

Детки, с которыми регулярно занимаются такими упражнениями, быстрее успокаиваются после истерик и слёзок, учатся координировать свои движения, управлять ими, запоминают, под какой стишок что нужно сделать ручками, чтобы мама или папа их похвалили.
Ребенок растет, вот ему уже 2 или 3 годика, но пальчиковая гимнастика не сдает своих позиций, она по-прежнему важна.


В таком возрасте малыш уже способен совершать пальцами и ручками более сложные движения, что снова-таки:

  • улучшает координацию;
  • развивает мелкую и крупную моторику рук;
  • стимулирует память;
  • приносит много радости.

Актуальность пальчиковых игр сохраняется даже —для детей 3-4 лет—, ее элементы вносят в обычную гимнастику и физические упражнения.
Что это мы все о мелкой моторике? Дело в том, что центр мелкой моторики напрямую связан с центром речи в коре головного мозга.

Развивая первое, вы развиваете второе. Малыши, которым мамы и папы уделяют много внимания, играя в пальчиковые игры, быстрее учатся говорить, лучше произносят отдельные слова, у них быстрее получается составлять из них предложения. А умение говорить – это одно из немногих качеств, отличающих нас от животных.

Обзор пальчиковых игр для детей

Таких игр великое множество, всех не пересчитать. Мы приведем лишь малую долю того, что существует в современном мире, для удобства поделив игры по возрастам.

Игры для деток до года

Человечек

Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики по очереди к глазкам, бровкам, ушкам, щечкам, носику и губкам, сложите вместе ручки, дотроньтесь до ножек.

Можете называть части лица и тела, к которым приложили пальчики, а можете рассказать потешку:
Глазки, бровки, ушки, щечки,
Носик, ротик, оборотик.
Пальцы, ножки, огуречик.
Вот и вышел человечек.

Стенка

Все действия выполняйте ручками ребенка.
Стенка, стенка (похлопайте по щекам).
Потолок (погладьте лобик).
Две ступеньки (потрогайте губки).
Дзынь – звонок (нажмите на носик).

Пальцы

Все время в такт словам хлопайте в ладоши.
Полетела птичка-мать
Малышам жуков искать.
А птенцы сидят в гнезде,
Мамочку зовут весь день.

Игры для годовалых малышей

Сорока-белобока

Как в нее играть, знают все. А вот стишок:
Сорока-белобока печку топила.
Сорока белобока кашку варила.
Сорока-белобока деток кормила:
— Этому дам, и этому дам,
И этому дам, и тому дам.
А вот этому не дам.
Он дрова не рубил,
И печь не топил,
И воды не принес,
И получит гулькин нос.

Кузница

Вы можете делать это ручками малыша или предложить ему повторить за вами.
Куй, куй сапожок (стучите кулачком по ладони).
Подай, мама, молоток (поменяйте руки).
А не дашь мне молотка (снова меняем).
Не подкую сапожка (опять меняем ручки).

Замок

Сцепите пальцы рук. Малыш должен повторять за вами.
На дверях у нас замок (покачать замком из рук).
Кто открыть его бы смог? (Пожмите плечами. Малыш вряд ли повторит, но ему будет весело.)
Постучали (стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев).
Покрутили (покрутите руками).
Растянули и открыли (слово «открыли» нужно выделить, расцепить руки и как можно шире развести их в стороны).

Такие упражнения можно проделать для потехи, позже ребенок сам с удовольствием их повторит, рассказывая стишок про мишку:


Игры для ребят 2-3 лет

Такие игры задействуют не только пальчики. Участвует запястные, локтевые и плечевые суставы. Делайте упражнения вместе с малышом – и ему приятно, и вы разомнетесь. Мы подобрали пальчиковые игры для детей в картинках.

Совушка-сова, колпак

При выполнении упражнения «Совушка» задействованы руки, плечи и шея. «Колпак» дополнительно развивает координацию, можно попросить малыша проделать это простое упражнение с закрытыми глазами для большей пользы.


Царев двор

Объясните каждое движение малышу, как указано на картинке. Так он будет понимать, что и зачем он делает, и упражнение станет увлекательнее. Тренируются плечевые, локтевые, запястные суставы.


Кулачок

Попробуйте выполнить упражнение с ребенком сначала при помощи одной руки. Потом сделайте его обеими, синхронно. Стимулирует координацию, развивает внимательность.


Таких пальчиковых игр много. Но для полноценного развития моторики рук у деток 2-4 лет этого мало. Предложите малышу помогать вам по кухне. Когда готовите печенье, —лепка из теста— чрезвычайно полезна для малыша, и ему нужно привыкать помогать маме. Позже можно будет перейти к , что дополнительно разовьет усидчивость, внимательность и фантазию. Нелишним будет —научить ребенка рисовать—, это способствует творческому мышлению и все той же мелкой моторике рук.

Огромное значение имеет не то, что вы проводите с малышом пальчиковые игры, а то, как вы это делаете. А делать это нужно следующим образом:

  • воодушевленно;
  • с интересом;
  • с улыбкой на лице.

Почему ребенку должно нравиться то, что не нравится вам? Не тот возраст, уважаемые мамочки. Получайте от процесса игры удовольствие, ваша радость передастся малышу.


Вот еще несколько советов :

  • Если ребенок не хочет играть, не принуждайте его. Со временем малыш и сам захочет похлопать в ладони, позагибать пальчики, показать замочек из рук. Поймайте подходящий момент и начните занятие.
  • Не поленитесь и выучите эти потешки! Без них игра ребенку неинтересна. Не читайте их, детки любят, когда им рассказывают по памяти.
  • Произносите текст потешки с выражением, очень четко выговаривая каждое слово – ребенок ведь начнет за вами повторять. Формируйте у малыша правильную речь с самого начала.
  • Занимайтесь с ребенком не больше 3-5 минут за раз. Иначе он будет воспринимать их не как игру, а как нудное обязательное занятие, и начнет их избегать. Проводите такие «веселые минутки» пару раз в день – этого достаточно.
  • Всегда хвалите малыша. Получилось хлопнуть в ладошки – молодец! Сам сложил замочек или улитку из пальцев – умница! Поощряйте ребенка, тогда он сам будет хотеть играть в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей – видео

На этом видеоматериале наглядно демонстрируются разные упражнения по пальчиковой гимнастике для деток 1-3 лет. Показано, как малышка повторяет за мамой, как правильно играть моменты из стишков, чтоб ребенку было интересно.

Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, – увлекательное занятие для мамы и малыша. Развивается мелкая моторика рук, стимулируется речевой аппарат, малыш смотрит, как мама выговаривает слова, и учится их повторять. Если заниматься с ребенком еще и лепкой, рисованием и другими играми, в которых участвуют маленькие ручонки, походы к логопеду вам не страшны!

Для родителей, которые интересуются методиками раннего развития, не лишним будет прочитать о методиках: , или .

А в какие пальчиковые игры вы играете со своим малышом? Ребенок радуется, когда вы начинаете рассказывать и показывать потешку? Если вы знаете интересные упражнения для пальчиковой гимнастики, поделитесь ими с нами в комментариях!