Учебно-методический материал на тему: Игры на формирование нравственных качеств ребенка. Нравственное развитие дошкольников по этапам. Игра «тайный друг»

Картотека игр по формированию нравственных качеств у дошкольников

Вторая младшая группа

Подвижная игра «Кот Васька».

Цель. В процессе

игры дети обучаются характерным движениям животных.

Ход игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре. Один ребенок - кот Васька. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.

Педагог и дети.

Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А летит стрелой, А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него - засыпает.

Дети. Глазки закрываются -

Спит иль притворяется? Зубы у кота - Острая пила.

Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот.

Кот Васька. Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он!

Кот встает и бежит за мышами, они убегают от него.

Игра-драматизация «На бабушкином дворе»

Цель. Игра развивает в детях способность понимать эмоциональное состояние животных (по характеру движений, походки и проч.) и особенности их общения.

Дидактический материал - игрушки или шапочки-маски кота, курицы, цыплят, петушка, свиньи; пластилин; конверт с картинками, на которых изображены животные.

Ход игры. Комната детской группы превращается в бабушкин двор. У окна дома - скамья, на которой лежит кот (мягкая игрушка). На другом конце скамьи стоит блюдце с молоком и плошка с зерном, под скамейкой - корытце.

Педагог изображает бабушку сначала сам, а затем на эту роль выбирается ребенок. Бабушка. Здравствуйте, дети. Садитесь. Знаете, кто на моем дворе живет? Всех вам сегодня покажу. Живет у меня кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на завалинке лежит, на солнышке греется и мурлычет. Знаете как? Позовем его. (Берет на руки кота, гладит его.) Подойдите и вы. Погладьте его. А кто про кота Ваську расскажет?

Игра-драматизация «Маша обедает»

Цель. Игра воспитывает в детях любовь, бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними; дает основы общения людей с животными; учит детей подражать голосам животных.

Дидактический материал - игрушечные или картонные персонажи (кукла Маша, собачка, курочка, кошка); стол с посудой, миска, блюдце; записи музыкальных произведений М. Раухвенгера «Собачка», А. Александрова «Кошка», Е. Тиличеева «Курочка и цыплята».

Ход игры. Педагог говорит детям, что в гости к ним пришла сказка «Маша обедает». В первой игре педагог исполняет все роли сам, показывая детям пример, привлекая их к подражанию голосам животных. По ходу действия педагог выставляет соответствующие игрушки или картинки.

После еды зверята и Маша благодарят за еду и спрашивают ребят: «А вы, дети, всегда говорите за еду спасибо?»

Раздавая детям игрушки для самостоятельной игры, педагог спрашивает каждого, знает ли он, как кричит курочка, лает собачка, мяукает кошка.

В повторной игре дети. Сами выводят персонажей и подражая их голосам. На роль Машеньки можно выбрать девочку, которая сама подаст кошке, собачке и курочке еду.

В конце игры педагог обязательно спрашивает детей, кто и каких животных и птиц кормит, помогает ли взрослым ухаживать за ними, как они общаются с животными, как узнают, хорошее или плохое у них настроение, хотят ли они есть и т. д.

При проведении с детьми занятий на эту тему могут быть использованы приведенные ниже конспекты занятий, которые могут быть включены в той или иной последовательности в зависимости от возраста и личностного развития ребенка (детей).

Игра-драматизация «Мишка - отгадчик»

Цель. Игра учит детей умению узнавать друг друга, терпеливо ожидать и правильно общаться в игровой ситуации.

Дидактический материал: большая мягкая игрушка Мишка, платок для завязывания глаз.

Ход игры. Дети сидят полукругом. Вместе с детьми сидит педагог. Перед ним свободный стул. Педагог берет большого Мишку. Мишка рассказывает о ребенке, дети отгадывают.

Игра – имитация «Заяц»

Цель. В процессе игры дети учатся координации движений.

Дидактический материал - шапочки-маски зайца, медведя, лисы, волка; фланелеграф; карточки с изображениями различных диких зверей.

Ход игры. Педагог. Дети, мы попали с вами в лес, а в нем много обитателей. Смотрите, вон появился заяц, он нас не заметил и весело прыгает. Надевает ребенку шапочку-маску зайца и говорит:

Я зверь лесной, Я заяц не простой. Я зайчик - попрыгачик. Длинные ушки, Короткий хвост. Про меня говорят, Будто я трусоват, Но пусть не думает Лиса и волк, что это так.

Дети дают характеристику зайцу, Показывают, какие у него быстрые ноги, зоркие глаза, чуткие ушки и носик. Затем произносят стихи, выполняя одновременно движения:

Жил-был зайчик. Длинные ушки.

(Подносят раскрытые ладошки к затылку.)

Отморозил зайчик Носик на опушке,

(Кулачки подносят к носам.)

Отморозил носик, Отморозил хвостик,

(Руками показывают маленький Хвостик.)

И поехал греться: К ребятишкам в гости.

Педагог. Ловкий у нас прыгкок,

Теплый серенький пушок,

Красный быстренький глазок.

Ребенок в маске зайца прыжками показывает движения зайца, трогает руками пух (мех) зайца и показывает на его глаза.

Хороводная игра «Зайка»

Ход игры . Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка.

Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку Получи (2 раза),

Получи и попляши

Игра-инсценировка «Мишка и зайка»

Ход игры. Педагог выбирает детей для исполнения ролей, надевает на них шапочки- маски зверей. При этом он может предложить детям (в зависимости от возраста) разыграть всю сценку целиком или прочесть основной текст, в то время как дети покажут только заключительный эпизод (когда Мишка жалеет Зайку Зайка качался на качелях. К качелям подошел Мишка. Он посмотрел на них, потрогал лапкой. Потом он вдруг прыгнул на свободный конец! Зайка не удержался, подлетел вверх руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, ступает на кончики пальцев.

Пальчиковая игра «Язык чувств»

Цель. Занятия по данной теме направлены на то, чтобы дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучить передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

Дидактический материал - карточки с изображением людей и животных в разных эмоциональных состояниях; шапочки- маски животных.

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Цель. Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Ход игры . Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.

Наша Таня горько плачет -

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто)

Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывает его.

Педагог. Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.

Аналогично может быть использована сказка «Курочка Ряба», которая проигрывается в виде инсценировки.

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко -

Не простое, а золотое.

Дед бил-бил - не разбил,

Баба била-била - не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед и баба плачут,

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед! Не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое - простое».

Педагог предлагает детям нарисовать курочку, утешающую деда и бабу.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Приведем пример игр, которые можно использовать в работе с детьми.

«Знакомство».

Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы будете по очереди называть свое имя и присущее вам качество. Начинающееся на ту же букву, что и имя.

«Снежный ком».

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу

«Ласковое имя».

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

· «Не выпустим шарик из круга».

Цель. Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.

Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача - любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.

«Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Помоги слепому дедушке»

Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Количество игроков - не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры - до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами

· «Только хорошее».

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

· «Цвета эмоций»

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно раз¬делиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вто-рая - отгадывать.

· «Круг честности»

Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств - честности ребенка.

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закры¬тыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2–3 минуты):

♦ Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

♦ Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

♦ Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят поми¬риться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

· Игровое упражнение «Связующая нить»

Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.

Для того, чтобы эти игры были успешными, они должны быть прожиты и прочувствованы взрослыми.

ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

«Без игры нет и не может быть

полноценного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Перед нами стоят, следующие задачи по нравственному воспитанию детей:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.

7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других).

8. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.

10. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

11. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.

12. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

1.Игра, как эффективное средство нравственного воспитания.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Игра - как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, - человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, - в противном случае возникнет путаница.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам , требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

2. Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила , т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель , т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

Познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;

Воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях , которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила , которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима.

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

4.Театрализованные игры (игры драматизации) - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Вывод.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Воспитатель

Ганина Марина Рафаиловна

Цель: уточнить понятие слова «доверие», воспитывать желание самому быть верным своему слову, не обманывать, не подводить других.

Материал: круг, разделённый на сектора, где вписаны начала предложений; карандаш, стрелка.

Ход дидактической игры: поставить карандаш в центр круга, раскрутить стрелку; продолжить предложение, на которое укажет стрелка, объяснить его.

Игра «Тайна мирного дома»

Цель: учить детей строить отношения в семье и обществе, основываясь на светлых , помогать близким, заботиться о них.

Материал: домик с окошками - стихами из священного писания - у педагога (целостная картинка), такие же домики, но разрезанные на фрагменты, у детей.

Ход игры: педагог читает стихи из священного писания в окошках домика, поясняет своими словами, о чём в них говорится; дети должны выложить фрагменты дома так, чтобы получилась целостная картинка.

Игра « Что из созданного Богом Вам кажется самым важным »

Цель: закрепить знания библейского повествования о сотворении мира, довести библейскую идею о красоте и целесообразности мира, необходимости заботиться о нём.

Материал: картинки, отображающие живую и неживую природу.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинки и выбрать то, что, по их мнению, самое важное из созданного Богом. Объяснить свой выбор. Подвести к пониманию того, что в мире всё красиво и целесообразно, одно без другого не может существовать. Предложить подумать о том, что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить этот мир.

Игра « Я могу помочь другим »

Цель: учить детей строить отношения в семье и обществе, основываясь на светлых евангельских идеях любви и милосердия, помогать близким и товарищам, заботиться о них.

Материал: круг, разбитый на сектора, с изображением предметов; карандаш, стрелка.

Ход игры: нужно положить стрелку в центр круга и зафиксировать её с помощью карандашного грифеля так, чтобы она смогла свободно двигаться вокруг него. Раскрутить стрелку щелчком. Исходя из указанного стрелкой предмета рассказать, что хорошего ребёнок может сделать в этом случае. Например: стрелка указывает на веник, ребёнок может рассказать о том, что он мог бы помочь маме и т.д.

Игра « Божии заповеди »

Цель: закрепить нравственное содержание заповедей Божиих; воспитывать у детей желание жить, руководствуясь заповедями.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: предложить детям определить, какой заповеди соответствует сюжет картинки, а какие картинки отображают нравственные правила, придуманные людьми.

Игра « Камень мудрости »

Цель: учить детей контролировать своё поведение при общении с другими людьми.

Материал: красивый камень среднего размера.

Ход игры: педагог сообщает детям, что у неё в руках - камень мудрости. Каждый, кто возьмёт его, может говорить всё, что захочет, но только до тех пор, пока он не перейдёт к следующему ребёнку по сигналу воспитателя. Все остальные дети в это время должны молчать и слушать говорящего.

Анализ: в конце игры воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: нравится ли детям, если их перебивают; что они чувствуют, когда хотят что-то сказать, а в это время товарищи разговаривают; что они чувствуют, когда их все внимательно слушают.

Игра « Путь доверия »

Цель: , развивать любознательность, тактильное восприятие.

Материал: колокольчики для каждого второго ребёнка, повязка для глаз.

Ход игры: дети разбиваются на пары, один из них «поводырь», другой - «слепой». «поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно, время от времени делая паузы, чтобы «слепой» мог потрогать препятствие. «Поводырь» предупреждает об опасности звонком колокольчика.

Анализ: педагог спрашивает у детей: как они чувствовали себя, когда были «слепыми»; бережно ли вёл их «поводырь»; осознавали ли, где они находятся; что лучше - вести или быть ведомым.

Игра « Ночной поезд »

Цель: помочь детям овладеть , действовать слаженно, с полным доверием друг к другу.

Материал: повязки на глаза.

Ход игры: педагог напоминает, что скоро Рождество, и дети одного маленького города ждут подарки, которые привезёт поезд. Но он поедет ночью через тёмный заснеженный лес, а фары есть только у локомотива. Назначается ребёнок - «локомотив», часть детей - «вагончики», другая часть - «деревья». «Деревья» должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места, они не должны двигаться, но могут издавать тихое «ш-ш-ш…» в момент, когда «локомотиву» угрожает столкновение с деревом. Дети составляют поезд, положив руки на плечи впереди стоящего, «вагончикам» завязывают глаза. «Локомотив» везёт вагоны с подарками, осторожно проезжая мимо деревьев.

Игра « Мой небесный покровитель »

Цель: ; воспитывать желание совершать добрые дела, не требуя похвалы; развивать связную монологическую речь.

Материал: репродукции изображений святых.

Ход игры: ребёнок находит изображение своего святого, называет его и рассказывает о ярких фрагментах его жизни.

Дидактическая игра-импровизация « Кто стучит »

Цель: , образное мышление, фантазию; активизировать словарь; учить прислушиваться к звукам окружающего.

Ход игры: для импровизации ребёнку предлагается тема «Природа, природные явления», исходя из которой он строит свой ответ. Воспитатель может использовать литературные произведения, где описываются природные звуки и явления. Проводится сравнение вариантов ответов и их обсуждение. Например, ключевые выражения: «тихо стучит», «громко стучит», «поздно стучит».

Воспитатель . Тон. Тон. Тон. Отворите дверь! Кто так тихо стучит? (Вариант ответа ребёнка.) Это я, кленовый лист. Тон. Тон. Тон. Отворите дверь! Кто так громко стучит? (Вариант ответа ребёнка.) Это я, горный ветер. Тон. Тон. Тон. Отворите дверь! Кто так поздно стучит? (Вариант ответа ребёнка.) Это я, лунный свет.

Игра « Доскажи и покажи »

Цель: , диалогическую речь, умение соотносить смысл фразы с действием; подготовить к тому, чтобы в сложных жизненных ситуациях ребёнок смог сделать правильный выбор.

Ход игры: воспитатель начинает фразу, а ребёнок заканчивает развёрнутым ответом и имитирует его движением.

Если кто-то отдыхает, то…? (надо вести себя тихо, не шуметь, ходить на цыпочках… Ребёнок показывает всё сказанное в движении.)

Если заблудишься в лесу, то…?

Если кто-то плачет, то…?

Если засохла земля, то…?

На улице зима, ты собираешься на прогулку, то…?

Если кто-то провинился, то…?

Дидактическая игра-сказка « Любопытная сорока »

Цель: дать детям понятие о любопытстве как невоспитанности и пороке; развивать связную речь и мышление.

Материал: сказка «Любопытная сорока» Р. Киркоса.

Ход игры: беседа с детьми:

В каких случаях возникают и задаются вопросы? (Во время изучения чего-либо; в диалоге с целью какого-то действия, работы; для оказания помощи в чём-то…)

Бывают ли хорошие и плохие вопросы? Почему? (Ответы детей.)

Почему любопытство считается плохой чертой характера и вредит другим? (От любопытства возникают пустые, не приносящие какой-либо пользы вопросы и разговоры. Это часто нарушает чужую тайну и считается человеческим пороком.)

Чем любопытство отличается от любознательности? (Любопытный интересуется чужой жизнью, чужими тайнами, это грех и невоспитанность. Любознательный обучается чему-либо, приобретает знания, развивает свои способности на пользу себе и другим.)

Игра « Мяч »

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, расширение словарного запаса; воспитание послушания.

Материал: мяч.

Ход игры: прочесть детям стихотворение С. Маршака «Мяч». Беседа с детьми:

Какими словами в стихотворении мальчик описывает свой мяч?

Какие действия совершает мяч в стихотворении?

На образном примере мяча нужно объяснить детям, какая беда может случиться от поспешности, торопливости и непослушания.

Вариант игры: называем слово и предлагаем детям подобрать к нему группу слов, подходящих по смыслу.

Быстрый - (ум, бег, ответ).

Жёлтый - (цвет, лист, цыпленок, закат).

Вариант игры: на каждый удар мяча (можно его перебрасывать из рук в руки) называются поочерёдно слова одного разряда, например: цветы, животные, деревья, птицы и т.д.

«Игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества дошкольников»

Выполнила: Фур О.Н

Психолог ГДО

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………...................................... 3

2. Игры, развивающие общение дошкольников …………………………..5

3. Игры, развивающие нравственные и волевые качества дошкольников…………………………………………………………………13

4.Список литературы………………………………………………………….20

Пояснительная записка

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Игра позволяет воспитателю завоевать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям. Во-первых, это потребность в движении. Известно, что маленькие дети большие непоседы, бегать им гораздо проще, чем ходить, а труднее всего усидеть на месте. Эта игра позволяет без особых ограничений бегать и прыгать. Удовольствие от движений приводит детей в прекрасное расположение духа. Во-вторых, удовлетворяется потребность в общении и доброжелательности взрослого. Тот факт, что воспитатель играет с ними на равных, вместе с ними смеется, снимает напряженность, вселяет в детей бодрость и жизнерадостность. И, наконец, в-третьих, в игре удовлетворяется потребность детей в новых приятных впечатлениях. Это впечатление от художественного слова, от воображаемой жизненной ситуации, так хорошо знакомой малышам.

Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, что способствует нравственному воспитанию ребенка.

Представленные игры являются эффективным средством развития общения и нравственно-волевые качества дошкольников

В основе игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;

- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

В ходе игр решаются следующие задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых;

Учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его;

Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям. Учить помогать им;

Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность;

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д;

Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других);

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности;

Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;

Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.

2. Игры, развивающие общение дошкольников.

С кем я подружился

Возраст: 3-5 лет.

Необходимое оборудование: коробка с отверстиями по - размеру детской руки.

Ход игры.

Участники засовывают в отверстия коробки каждый по одной руке. Рука одного ребёнка находит руку другого ребенка и тщательно ощупывает ее, задача игроков - запомнить ощущения. После этого ребенок должен угадать, чью руку он трогал в коробке. Обмениваться словами или другими речевыми сигналами запрещено.

Примечание. В игре участвует столько человек –сколько отверстий в коробке.

Узнай по хлопку

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Ход игры.

Выбирается водящий, который садится спиной к игрокам. Игроки сначала хлопают в ладоши один раз и называют свое имя. Водящий внимательно слушает и старается запомнить, кто как хлопает. Затем игроки продолжают хлопать; но уже не называясь. Водящий должен угадать, кто произвел хлопок.

Смелые –трусливые

Возраст: 2-4 года.

Цель игры: развитие коммуникативной чувствительности ребенка.

Ход игры.

Жизнь в лесу

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры:

Ход игры .

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

Добрые эльфы

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: организовать детей, сблизить их друг с другом, развивать навыки неречевой коммуникации.

Ход игры .

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя ):

Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.

Раздувайся пузырь

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: способствовать налаживанию взаимоотношений между детьми и с взрослым.

Ход игры.

Ведущий предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Ведущий берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся ею и тоже захотят быть в коллективе.

Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Взрослый берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с ведущим дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Ведущий входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, взрослый говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.

Кто к нам пришел?

Возраст: 4-6 лет.

Цель игры: организовать детей, сблизить их друг с другом, обогатить игровой и социальный опыт.

Ход игры .

Ведущий рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно - об этом они должны догадаться сами. Он вызывает двух-трех детей (наиболее смелых и находчивых), отходит с ними в сторонку и тихонько, так, чтобы не было слышно остальным, договаривается, какого гостя будет изображать тот или иной ребенок. Взрослый помогает каждому из них найти движения, соответствующие его роли, а также звукоподражания. Устанавливает очередность их выхода.

Вернувшись к остальным детям, ведущий объявляет; «Вот идет первый гость, кто к нам пришел, покажись!» Выходит первый гость. Если это собачка, ребенок подражает ее лаю («гав-гав-гав») и машет сзади рукой будто хвостиком, если котенок- мяукает и ложится на ковер на спинку, если петух - гордо поднимает голову, машет согнутыми руками-крылышками и громко кричит «кукареку!», а если пришла козочка - выставляет рожки и прыгает.

Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя. Ведущий старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игры и дает пример приветливого отношения к гостю: «Какая замечательная собачка к нам пришла, какие у нее ушки, какой носик...» и т. д. Поиграв с собачкой, дети усаживают ее на стульчик. Раздается стук в дверь, и появляется следующий гость. После встречи третьею гостя взрослый подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

В дальнейшем игру можно проводить иначе. Ведущий раздает детям предметные картинки, на которых изображены знакомые им животные или птицы: ворона, воробей, утка, гусь, собака, кошка, свинья, корова, лошадь и т. д., причем некоторые картинки могут повторяться. Положив свои картинки на стульчики изображением вниз, дети по очереди подходят к ведущему и сообщают, что изображено. Взрослый подсказывает ребенку движения, соответствующие образу, и помогает войти в свою роль. В остальном игра продолжается так, как описано выше.

3.

Пожарные

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: развитие волевых качеств ребенка.

Необходимое оборудование: шведская лестница, колокольчик.

Ход игры.

На самом верху шведской лестницы крепится колокольчик. Дети делятся на две команды. Игрок каждой команды - пожарный, которому надо вскарабкаться по лестнице на самый верх и позвонить в колокольчик. Выигрывает та команда, все участники которой первыми выполнят задание. Игра начинается по команде ведущего.

Плохое и хорошее

Возраст: 3-6 лет.

Цель игры: научить детей видеть разницу между плохим и хорошим, различать положительные и отрицательные качества характера.

Ход игры.

Детям предлагается вспомнить, с какими хорошими и плохими персонажами им доводилось встречаться в сказках. Затем выбираются два «контрастных» героя (например, заяц и лиса). Дети должны сначала назвать черты характера положительного персонажа и свойственные ему поступки, а потом описать характер и поведение отрицательного героя. Важно, чтобы дети определили, какие из качеств человека можно изменить, а какие нельзя.

Примечание. Чем старше дети, тем проще взрослому перевести разговор с персонажей на самих игроков, помочь детям проанализировать свои положительные и отрицательные качества. Задача - развить в детях самокритичность. Однако необходимо помнить, что дошколята еще не способны оценивать себя объективно, у них завышенная самооценка, но это нормально.

Мостик

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: развить взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.

Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.

Ход игры.

Игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача другого участника - провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или пусть низко свисают лианы - тогда, проходя под ними, вы будете пригибаться к земле или проползать.

Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.

Ветер и солнце

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: научить детей достигать своих целей, мягко воздействуя на партнера, убеждая его с помощью ласки, а не агрессии, относясь к нему с уважением и вниманием.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям притчу, в основе которой лежит басня Эзопа.

«Однажды Ветер и Солнце поспорили, кто из них сильнее, Чтобы разрешить спор, решили они помериться силами. А в это время шел по дороге человек. Ветер сказал: «Посмотри, как я сейчас сорву с путника плащ». И начал он дуть, что было сил. Но чем сильнее старался ветер, тем больше путник закутывался в свой плащ. Ветер злился и осыпал человека дождем и снегом. А тот продолжал кутаться и ругать непогоду.

Солнце, видя, что у ветра ничего не получается, вышло из-за облаков. Улыбнулось, обогрело намокшего и замерзшего путника. Почувствовав тепло, человек сам снял плащ и поблагодарил солнце.

«Вот видишь, - сказало Солнце Ветру, - лаской и добром можно добиться гораздо большего, чем гневом и силой».

После того как дети прослушали притчу, им предлагается встать в круг и взяться за руки. Среди игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Задача водящего - выйти из круга. Для этого он должен попросить кого-нибудь из стоящих в круге выпустить его. Если водящему удалось уговорить кого-либо из участников, то этот участник занимает место водящего и т. д.

Репка

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, развить у них чувство взаимопомощи и справедливости.

Необходимое оборудование: небольшая игрушка «репка».

Ход игры.

Детям предлагается вспомнить сказку «Репка». Ведущий помогает ребятам (если это необходимо) распределить роли. Далее дети вместе с ведущим действуют по сценарию сказки.

Ведущий рассказывает: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может». После этого ведущий задает вопрос: «Что же делать деду?» Дети отвечают: «Позвать бабку!» Ребенок, исполняющий роль деда, зовет бабку. Так продолжается до тех пор, пока не будут задействованы все персонажи сказки. Когда репка будет выдернута из грядки, ведущий спрашивает, что же теперь делать с репкой. Дети (или ведущий) предлагают поделить репку поровну между всеми участниками игры.

Примечание. В качестве репки можно использовать мешочек со сладостями.

Подарок

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.

Ход игры.

В группе детей выбирается водящий - предполагаемый именинник. Ведущий предлагает детям немного пофантазировать и подобрать подарок имениннику. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно хотелось бы получить.

Лохматый пес

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: воспитание у детей выдержки, способности преодолевать свою робость и соблюдать некоторые элементарные правила.

Ход игры.

На земле чертится кружок. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Одному из детей поручается роль лохматого пса - он идет в свой дом и ждет, пока дети придут к нему. Ведущий подводит детей к черте их дома и выстраивает в шеренгу. Сначала ведущий сам ведет шеренгу детей, задавая направление и темп движения, и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют все дети:

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он сидит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет!?...

Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте рядом с домом пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом. Каждый ребенок, выбранный на эту роль, выполняет ее не более двух раз, после чего выбирается новый пес.

Правила игры:

Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст;

Пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут;

Бежать в свой дом и спасаться можно только после того, как пес залает.

Выполнение этих правил приучает детей к выдержке и организованному поведению в коллективе.

Смелые мышки

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры - воспитание у детей выдержки, формирование самоконтроля (в четкости выполнения правил), способности преодолеть свою робость.

Ход игры.

Игра начинается с организации игрового пространства, в которой активно участвуют сами дети: они ставят стульчики для всех участников. Впереди перпендикулярно к линии стульчиков проводятся две черты на расстоянии примерно 20 шагов; напротив стульчиков рисуется дом для ловушки ("кота"). После этого все дети садятся на приготовленные стульчики. Ведущий выбирает из них 5-6 человек на роль мышек, а одного - на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает свое место в доме. С началом стихотворного текста, который произносит воспитательница вместе со всеми детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте. Произносится следующий хорошо известный текст С.Я. Маршака:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз – два – три – четыре –

Мыши дернули за гири... (Остановившись примерно в середине пространства между двумя чертами, мыши делают движение руками, будто дергают за гири, а дети на стульчиках хлопают в ладоши).

Вдруг раздался страшный звон! (... продолжительная пауза...)

Убежали мыши вон!

С последними словами, которые произносятся резко и неожиданно, мыши убегают, а кот их ловит. Спасаться от кота мыши могут за любой чертой, двигаясь либо назад, либо вперед (по своему выбору). Ловить их кот может только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются только те мышки, до которых кот дотронулся (хватать и тащить детей нельзя).

Сразу же производится оценка действий мышей и кота: это один из главных моментов игры. Дети на стульчиках, выполняющие роль жюри, вместе с ведущим отмечают, какие мышки были смелые, кого кот поймал, хороший ли был кот, не нарушил ли кто-нибудь правила игры. Ведущий, задавая наводящие вопросы, должен помочь детям заметить все нарушения правил и поощрить тех детей, которые вовремя начали бежать и четко выполняли все правила. После этого выбираются новые мышки и кот и игра повторяется сначала.

В первый раз эту игру лучше проводить в помещении, где меньше отвлекающих воздействий и легче сосредоточиться. В дальнейшем, когда дети усвоят правила игры, ее можно проводить на улице.

Список литературы:

1.Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. -207 с.

2.Беляков, Е. А. 365 развивающих игр /сост. Беляков Е. А. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 1998. - 304 с.

3.Григорьева А.А., Андреева Л.Д.

Роль игры в нравственно-волевом воспитании детей старшего

дошкольного возраста.-М.: 2001.- 236с.

4.Латий, Е. А. 365 игр и затей для маленьких детей [Текст] / Е. А. Латий. – М.: ЭКСМО, 2002. - 752 с.

5.Детская психология [Электронный ресурс]. - http://psyparents.ru/