Учебно-методический материал на тему: Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника. Важность игры в социализации дошкольников

Обращаясь к таким важным функциям семьи, как репродуктивная и воспитательная, заметим, что в ходе эволюционного развития общества воспитательная функция семьи отчасти была перемещена в другие институциональные среды (в частности, в образование). Вместе с тем именно в семье ребенок воспринимает способы поведения, соответствующие его возрасту и полу в конкретном обществе. Антропологические исследования свидетельствуют, что человеческая личность очень пластична. Из биологического сырья можно создать широкий спектр различных типов личностей. В процессе социализации мы учимся играть самые различные роли. Мальчики, например, учатся посредством идентификации себя со своими отцами, так они узнают, чем поведение мужчин отличается от поведения женщин в данном обществе.

Разумеется, в различных обществах нормы мужского и женского поведения различны. Так, антропологам и социологам удалось изучить общество, в котором сексуальные роли представляли собой полную противоположность тем, которые приняты в нашем обществе. Там именно мужчины сидели, праздно сплетничая и интригуя, украшая цветами свои волосы и гадая, какая женщина взглянет в их сторону, в то время как женщины работали и контролировали семейный кошелек . Но какими бы ни были нормы, мужчины и женщины будут вырастать, полагая, что те сексуальные роли, которые они усвоили, и есть «человеческая природа». Этот процесс, посредством которого общество встраивается в наши личности, показывает нам конкретные способы действия, мышления и чувствования, и является процессом социализации.

Процесс социализации очень сложен, и здесь мы остановимся лишь на той роли, которую играет в социализации ребенка его семья. Социализация начинается со дня появления ребенка на свет.

Например, до самого недавнего времени матерей убеждали кормить грудных детей, строго соблюдая интервалы между кормлениями. Большинство матерей из среднего класса соблюдали предписанный им строгий график кормления, в то время как матери из рабочего класса такой периодичности не соблюдали. Однако антропологические исследования показали, что кормление грудного ребенка «по требованию» способно помочь воспитанию более развитой личности и обычаи кормления качнулись в другую сторону.

Хотя фиксированный график кормления, возможно, и не оказывает решающего влияния на формирование личности, он представляет собой часть структуры «отсроченного вознаграждения », с которой приходилось сталкиваться детям из среднего класса. А когда они подрастали, им предлагалось пожертвовать возможностью немедленного получения удовольствий для того, чтобы выполнить домашнюю работу, сдать экзамены, которые обеспечивали получение ими лучшей работы в будущем.

Наблюдения за методами воспитания детей у различных социальных классов велись на протяжении длительного времени. Отдельные социологические исследования второй половины XX в. выявили некоторые из механизмов, участвующих в такой дифференциальной социализации, и помогли объяснить более агрессивную и суровую социализацию отцов из рабочего класса. Было установлено, что отцы, имеющие на работе очень незначительную самостоятельность, которыми управляют другие и которые сами не управляют никем, более агрессивны и суровы. Сыновья не так часто восхищались такими отцами или редко получали от них эмоциональную поддержку. Эти факторы в свою очередь связаны с профессиональными стремлениями. Мобильность максимальна там, где родители делят власть с другими членами семьи, сыновья идентифицируют себя с отцами, а отцы участвуют в эмоциональной жизни их мальчиков.

Свой вклад в социализацию вносят помимо семьи и другие организации, в частности образовательные учреждения, телевидение. Но семья продолжает при этом сохранять свою чрезвычайную важность, особенно на уровне первичной социализации. Дети, чья домашняя жизнь протекала далеко не безоблачно, с большей вероятностью окажутся замешаны в правонарушения и не смогут приспособиться к требованиям общества.

Что касается распределения ролей внутри семьи, то во многих обществах, например в средневековой Англии, положение мужчины определялось в значительной степени той семьей, из которой он происходил. Его статус был предопределен от рождения. В индустриальном же обществе специализация и разделение труда означают, что все больше рабочих мест заполняются теми, кто имеет специальные таланты и профессиональное обучение, статус обычно достигается. Но это не означает, что семья утрачивает свою важность, она продолжает выполнять поддерживающую социальную функцию.

  • См.: Mead М. Male and Female. N.Y., 1964.
  • См.: Klein]. Samples from English Culture. Vol. ILL.: Routledge & Kegan Paul, 1965.

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое социализация дошкольника.

Важность игры в социализации дошкольника.

Воспитатель Макайкина О.Н.

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников. Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ: - педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях; - педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к окружающим; - педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует социальную компетентность. Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ: - навык соблюдать правила этикета; - навык соблюдать правила безопасности; - навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими; - навык соблюдения общих правил, договоренности; - навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций. Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка: - умение ребенка войти в детское общество: - умение ребенка действовать совместно с другими; - умение следовать и уступать общественным нормам; - умение ребенка контролировать свои желания и др. Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников: - интерес ребенка к себе; - интерес к сверстникам; - отношение ребенка к группе детского сада и др. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…», а значит, он вовлекается в процесс социализации. Рассмотрим, что такое: Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации личности С. И. Гессен, отечественный педагог, рассматривает как три ступени: Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребёнка, в котором преобладает игровая деятельность; Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований; Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи :

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Рассмотрим игру дошкольника, каким образом она является средством социализации.

2. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.

2.1. Игра в жизни дошкольников . В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Как охарактеризовал игру С. Выготский: «Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений». Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». 1 .Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

2 .В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения. Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры . Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например: врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).

3. Настольные игры. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры- головоломки и т. п .

4. Дидактическая игра . Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр. Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника.



"Что такое социализация дошкольника?
Важность игры в социализации дошкольника».
(Выступление на педсовете 2015 - 2016 г.)

Педагог-психолог МБДОУ №31 г. Апатит
Христюк Валентина Павловна

Позитивная социализация дошкольника
путь его успешного развития!

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Позитивная социализация это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации
эмоциональное благополучие ребенка; положительное отношение к окружающим людям; коммуникативная компетентность дошкольника; развитие социальных навыков детей.

Основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:
1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности
2. Соответствие принципам развивающего образования.3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.Самое главное, что должен знать педагог, в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая. Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие. Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.
Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В раннем возрасте дети получают первоначальные представления социального характера и включаются в систему социальных отношений через решения следующих задач:
развитие игровой деятельности,
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,
формирование семейной, гражданской принадлежности.
Игра является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребенком и взрослым.
Таким образом, игра в раннем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества», а значит, он вовлекается в процесс социализации.
Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра – первая школа общественного воспитания ребёнка, «арифметика социальных отношений», как охарактеризовал её Л. С. Выготский.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами(дидактические, подвижные, находить партнёров, ставить цель и выбирать средства реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях дошкольного воспитания, требует от ребёнка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребёнка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умения самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Игры, направляемые взрослыми, учат детей правильно оценивать общественные явления, воспитывать определённое отношение к этим явлениям и положительные черты характера. Игра даёт возможность ребёнку активно включаться в дела взрослых. Игра имеет социальную основу. И детские игры прежних лет, и современные игры убеждают нас в том, что они связаны с миром взрослых.
Окружающая ребёнка действительность многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. В первые годы жизни у ребёнка преобладает интерес к предметам, вещам, которыеиспользуют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребёнок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».
В развёрнутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам её осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.). В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии самостоятельной творческой игры является неправильное воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребёнка изолируют от окружающих. Игры таких детей будут убоги по содержанию, «однообразны», отрывочны. Если воспитатель выяснит, почему дети не играют, он может попытаться индивидуальным подходом постепенно включать ребёнка в общие игры. Главным образом тогда, когда такие дети составляют в коллективе меньшинство, очень хорошо, если воспитатель в группу играющих детей включит такого нелюдимого ребёнка, чтобы он слился с этой группой и принимал активное участие в игре. Таким путём можно устранить асоциальные проявления в поведении ребёнка. В ДОУ используем следующие детские игры:
народные игры. Народная игра, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Педагоги используют народные игры в сочетании с игровыми ситуациями и дополнительными игровыми методиками. Это позволяет ребенку:
- овладеть опытом правильного поведения в игре и организаторскими умениями;
- справиться с отрицательными переживаниями (беспокойством, страхом, неуверенностью в себе), скованностью и нерешительностью в общении, с неумением постоять за себя;
- ак мы уже говорили, деятельность – важное условие приобщения детей к социальной действительности. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми. Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущая девочка в игре «Яблонька» будет изображать движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться. Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным. В игре «Гуси и волк» по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действия волка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Дети учатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.
Хороводные игры.
Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра - коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду - отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей. В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очередность в выполнении действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы ». Поведение детей в хороводных играх мы регулируем за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации
Сюжетно-ролевые игры («больница», парикмахерская, магазин и т. д., которые в свою очередь развивают потенциальные возможности детей; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
Театрализованные игры - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. («репка», «КР. Шапочка) Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, наши дети, в большинстве случаев, подражают добрым, честным персонажам, таким образом выражают свое отношение к добру и злу. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. мы учим согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать, не перебивая, уважительно относиться друг к другу и правильно вести диалог. Посредством театрализованных игр мы развиваем творческий потенциал, внимание, воображение, мышление и память детей.
Подвижные игры выступают как условие развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Дидактические игры способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д. (Волшебники, позови ласково).
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.

- 126.50 Кб
Введение стр. 3

Глава 1. Теоретическая основа игры

1.1. Из истории игры стр. 5

1.2. Значение игры в жизни дошкольников стр. 8

1.3. Понятие социализации личности стр. 11

1.4. Роль игры в социализации дошкольника стр. 12

Глава 2. Особенности организации игр в младших

Группах детского сада

2.1. Виды игр в детских образовательных

Учреждениях стр. 16

2.2. Особенности организации и руководства

Сюжетно – ролевыми играми в младших

Группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24

Список литературы стр. 25

Приложение

Введение

В разное время изучениями и исследованиями игры занимались следующие авторы: Ян Амос Коменский, К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, А. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, Гайнц Либшер, Георг Клаус, Р. И. Жуковская, В. В. Давыдов, В. И. Устименко.

Игра - это основной вид деятельности дошкольника, в которой он в воображаемых обстоятельствах отражает окружающую действительность. Игра является средством всестороннего развития детей. (А. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. Т. Баранов «дошкольная педагогика» учебное пособие, М. , Academia 1997)

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте - норма, ребёнок должен играть даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому через игру можно воспитать любые качества ребенка его умственного, нравственного, развития и воспитания. Именно в игре воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, развивают свою речь, обогащая словарь.

Игра является средством, в том числе и социализации.

Социализация-процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта (словарь по социальной педагогике Л. В. Мардахаева М., academia 2002). Исходя из этого, я выбрала тему работы: « Игра как средство социализации дошкольников».

Объект исследования : воспитательно - образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

Предмет исследования : игра как средство социализации дошкольников.

Цель исследования: Обосновать, что игра является средством социализации для детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по теме.

2. Доказать, что игра является средством всестороннего воспитания

Дошкольников.

3. Доказать, что игра является средством социализации ребенка.

4. Изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр во второй

Младшей группе.

Методы исследования:

1. Метод изучения психолого – педагогической литературы.

2. Метод сравнения.

Глава 1. Теоретическая основа игры

1.1. Из истории игры

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Детская игра имеет многовековую историю. « Это могучее воспитательное средство, - писал К. Д. Ушинский, - выработанное самим человечеством и в котором поэтому выразилось неподдельно истинная потребность человеческой природы ».

Первое толкование происхождения игры дал Г. В. Плеханов в работе « Письма без адреса » (1912 год). Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре

Находит свое отражение трудовая деятельность людей. «Игра-дитя труда, который предшествует ей во времени, » - писал Г. В. Плеханов. Подражая в игре деятельности взрослых, дети практически овладевают не очень сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. В силу этого, считал Плеханов, игра « …составляет одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретении из рода в род ».

История развития игры рассматривается в связи с развитием человеческого общества и изменениям положения ребёнка в системе общественных отношении. Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

Появление на свет всё более сложных орудий труда вызывает необходимость в специальной подготовке детей к трудовой деятельности. Взрослые создают для детей облегченные и уменьшенные в размерах разнообразные орудия труда (лук, копьё, удочки и т.д.). Возникают игры–упражнения.

Последующее усложнение условий и орудий труда меняют и положение детей в обществе. Всё большее количество орудий труда не может быть создано в уменьшенном размере. Появляется изобретательная игрушка, сохраняющая лишь внешнее сходство с орудиями труда, с ней нельзя упражняться в тех или иных действиях, а можно лишь изображать эти действия. В это время и возникает сюжетно-ролевая игра, в которой дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со взрослыми. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врождённых инстинктов, а в результате вполне определённых социальных условий жизни ребёнка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально-созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. И по сей день, высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, неисторический характер. Непостоянность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно и тоже время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

В ходе социально- исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети обладают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

В разные периоды жизни нашего отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события, факты. Так в 30-е годы они играли в « панинцев», а уже в 60-е в « космонавтов». В 90-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

1.2. Значение игры в жизни дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущие положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвещает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются основные виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребёнка- дошкольника. Прежде всего - это нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах посвещения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, развития положительных игровых взаимоотношений.

Использование игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям, труду, любви к родине, родному краю, доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; потребности следовать правилам поведения.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). Многие игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. У детей пробуждается интерес к людям разных профессий, появляется желание играть в игры с разными профессиями. Игра является хорошим средством воспитания трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в трудовую деятельность.

В своё время А.С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли радость творчества, культура деятельности.

Таким образом: В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игрушки должны соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: художественно оформлены. Яркие, красивые игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Таким образом: Эстетическая сторона участвует в понимании и оценке красоты предметов и явлений.

Ребёнок-существо растущее и развивающееся. Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка.

Умственная деятельность - находит своё отражение в потребности в приобретении новых знаний; умений рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, умозаключения.); проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности. Игра (по мнению Н. К. Крупской) - это « серьёзная форма учения».

Коммуникативная деятельность заключается в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Играя, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24
Список литературы стр. 25
Приложение

Роль игры в социализации детей дошкольного возраста.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.