Традиции и быт крестьянской семьи. Глава IV. Семья и семейный быт

Л.Б. Герасимова
Омск, государственный университет

СТРУКТУРА СЕМЬИ
РУССКОГО КРЕСТЬЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ

Семейный строй населения и его особенности представляются важным свидетельством для характеристики этнических процессов. Так, сложение и развитие русской крестьянской семьи в Сибири неразрывно связаны с историей заселения и хозяйственного освоения сибирских пространств переселенцами (Александров В.А., 1964. - С. 119; Бояршинова З.Я., 1967. - С. 5-7; Власова И.В., 1980. - С. 39; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма, 1982. - С. 400; Этнография русского крестьянства Сибири, 1981. - С. 13). Создание постоянного сельского населения происходило различными путями и с разной интенсивностью в отдельных районах в тот или иной период, что наложило отпечаток и на формирование крестьянской семьи. Русское крестьянское население, оседая в Сибири, создавало хозяйство, опираясь не только на хозяйственную культуру, но и на бытовые традиции, которые во многом обусловливались семейным строем.

Изучение семьи сопряжено с известными трудностями, которые обусловлены характером и состоянием источников. Вопросы, связанные с семьей, могут быть исследованы "только косвенным образом, поскольку семья никогда не была объектом, о котором собирались бы специальные сведения во время дореволюционных переписей" (Юхнева Н.В., 1981. - С. 43). Поэтому о наличии семей у поселенцев, о составе этих семей, времени их сложения, с некоторой долей условности можно судить на основе изучения всех данных источника.

Историю крестьянской семьи в XVIII - XIX вв. можно проследить по массовым материалам представленным в таком виде источников как "ревизские сказки". Ревизии второй половины XVIII в. дают более точные сведения о составе населения, так как начиная с третьей ревизии, в них фиксировались не только мужчины, но и женщины.

Нами для анализа структуры семьи было выбрано восемь населенных пунктов Среднего Прииртышья, в которых проживают две группы русского крестьянского населения (старожилы и переселенцы). Это - с. Бергамак (ранее слобода Бергамакская), д. Курнева, д. Луговая, с. Мыс (ранее д. Мысовая; Мысовская) и д. Самохвалова Муромцевского района Омской области, ранее принадлежащие Бергамакской волости Тарской округи Тобольской губернии, с. Усть-Тарское (ранее Устарское) Тарского района Омской области, ранее принадлежавшее Логиновской волости Тарской округи Тобольской губернии, а также с. Могильно-Посельское (д. Могильно-Посельщичья) и д. Могильно-Старожильская (д. Могильная Старожильская) Большереченского района Омской области, ранее приписанные к Карташевской волости Тарской округи Тобольской губернии.

Первоначальное русское население районов Западной состояло в основном из мужчин, пришедших в одиночку (Бояршинова З.Я., 1967. - С. 5-7; Шунков В.И., 1956. - С. 266-268). Первым этапом создания семей у русского населения Сибири был перевоз родственников с "Руси". С середины XVII в. по мере роста осевшего населения возникали внутренние возможности для образования семей в среде сибирских переселенцев. Немалую роль в этом сыграли вторичные внутренние заселения.

Сибири, как и вообще России, были свойственны крестьянские семьи двух типов: малые, состоявшие из двух поколений (родители - дети), и неразделенные. К последним относились так называемые "отцовская", состоявшая из трех, а иногда четырех поколений, и "братская", в которой совместно жили женатые братья со своими детьми. На первом этапе освоения Сибири у осевшего населения преобладали семьи, которые по своей форме относились к малой семье. Они состояли в основном из супругов и детей или супругов без детей. По своему составу в местах, где сельскохозяйственное освоение началось прежде всего, "во второй половине XVII в. и до XVIII в. малые двухпоколенные семьи занимали доминирующее положение..." (Александров В.А., 1981. - С. 88). В начале XVIII в. там стал наблюдаться рост неразделенных семей. Традиция восстановления неразделенных семей была обусловлена прежде всего хозяйственными соображениями. В старозаселенных уездах Западной Сибири преобладали "отцовские" семьи, а в районах юга Западной Сибири, где еще шел процесс колонизации, происходил процесс роста малых семей в неразделенные братские или смешанные отцовско-братские.

В целом, в освоенных районах Сибири к началу XVIII в. неразделенные семьи либо преобладали, либо составляли немалое число. Таким образом, в сравнении с начальным периодом заселения размеры семей увеличиваются, усложняется их состав. Разделы разраставшихся семей тормозились в это время обработкой десятинной пашни. Во второй половине XVIII в. в развитии крестьянской семьи начал проявляться новый этап. К тому времени во многих местах происходили разделы старожильческих семей, чему способствовали отмена государевой пашни (с 1760-х гг.) и перевод крестьян на повинность в денежной форме. Кроме того, путем разделов крестьяне стремились избавиться от рекрутской повинности, так как общины стремились выделить рекрутов в первую очередь из многолюдных семей. Аналогичная ситуация имела место в тех районах юга Западной Сибири, где процесс первоначального освоения завершился: в Тарском округе средние размеры крестьянских семей в 80-90-х гг. XVIII в. колебались по волостям от 2 до 3,2 души мужского пола, а типичными были семьи в 1-3 души мужского пола (Миненко Н.А., 1979. - С. 44).

По данным IV-й ревизии 1782 г. в слободе Бергамакской семья состояла из 3,2 души мужского пола и 3,1 души женского пола, типичными были семьи в 1-4 души мужского пола. Нетипичными на общем фоне выглядели семья Лисина Ивана Дмитриева, состоящая из 18 душ мужского пола и 13 душ женского пола, и семья Мельникова Михайло Никитина, состоящая из 20 душ мужского пола и 16 душ женского пола (ТФ ГАТО. Ф. 154. Оп. 8. Д. 31. Лл. 4 об. - 5 об.) Семья Мельникова была четырехпоколенной неразделенной братской семьей.

Из общей картины исследуемых сел выбивается д. Могильно-Посельщичья. В этом населенном пункте по материалам 1782 г. на одну семью приходится 1,4 души мужского пола и столько же женского. Это можно объяснить ее недавним заселением и местом выхода переселенцев из Европейской части России, по сравнению, к примеру, с вновь заселившейся д. Могильно-Старожильской, куда прибывали люди из близлежащих мест и везли с собой семьи целиком (Табл. 1).

Таблица 1

КОЛИЧЕСТВО ДУШ НА ОДНУ СЕМЬЮ В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ В 1782-1897 ГГ.

Название населенных

Бергамак

Могильно–Посельское

Могильно–Старожильское

Усть-Тарское

Самохвалова*

1 В 6-й ревизии (1811 г.) указаны лица только мужского пола.* Впервые деревни написаны в 1795 г.
Составлено по: ТФ ГАТО. Ф. 154, оп. 8, д. 31, лл. 1-15 об., 78-79 об., 172-179, 180 об.-185, 295 об-306; д. 63, лл. 101-108 об., 111-114, 115-118 об.; д. 295, лл. 1-5 об., 6, 27-30 об., 39-41 об., 43-43 об., 45-46; д. 298, лл. 114-119, 120-125; д. 301, лл. 19-25 об.; д. 640, лл. 271-297, 298-324; д. 643, лл. 37 об.-55; д. 652, лл. 1-39 об., 208 об.-235, 237 об.-248, 250 об.-254; ф. 417, оп. 2, дд. 2182, 2183, 2194, 2202, 2203, 2364, 2365, 2366, 2473, 2474, 3922, 3929.

Далее нами исследовались три деревни Бергамакской волости, которые в V-й ревизии 1795 г. обозначены как "вновь заводимая деревня Курнева после ревизии", "вновь заводимая деревня Луговая после ревизии", "вновь заводимая деревня Самохвалова после ревизии" (ТФ ГАТО. Ф. 154. Оп. 8. Д. 63. Лл. 115-118 об., 111-114, 101-108 об.). По данным архива мы видим, что из трех деревень выделяется д. Самохвалова своим меньшим количеством душ на одну семью. Это объясняется тем, что д. Луговая и д. Курнева заселялись из близлежащих населенных пунктов - деревень Дурновой, Муромцовой, слободы Бергамакской Бергамакской волости и села Логиново Логиновской волости, а в д. Самохвалову основная масса людей ехала из Ялуторовской и Тюменской округи.

Таким образом, крестьянская семья освоенных в XVIII в. районов юга Западной Сибири к концу столетия приблизилась по размерам и структуре к крестьянским семьям уездов раннего заселения. Малая семья в это время становилась господствующей формой семьи, как и в начальном периоде освоения Сибирских земель. Но между малой семьей, существовавшей у первого поколения сибирского крестьянства, и такой же по форме семьей во второй половине XVIII - начале XIX в. были отличия. Во-первых, отличительной особенностью вторичной малой семьи по сравнению с первоначальной могло быть сокращение числа лиц, не имевших наследников, ибо у первых насельников не всегда был полный состав семей и не все из них имели возможность заводить детей. Во-вторых, вторичная малая семья была более многолюдной (Этнография русского крестьянства Сибири, 1981. - С. 24).

В целом по Сибири в течение XVIII в. средний размер крестьянской семьи уменьшается. И причем процесс этот в равной степени был присущ округам Европейской России. Многосемейные дворы перестали быть массовым явлением. К концу XVIII в. малые двухпоколенные семьи составляли в рассматриваемом районе примерно 56% всего количества семей (Липинская В.А., 1985. - С. 52). В восьми исследуемых населенных пунктах количество двухпоколенных семей составило в это время 49,3% от общего количества семей. Семей, состоящих из одного поколения было 74 или 32,6%. По разным населенным пунктам соотношение сложилось различное. Так, в слободе Бергамакской и д. Луговой преобладающими являлись семьи из трех поколений (14 семей - 40% и 4 семьи - 80% соответственно). В деревнях Могильно-Старожильской, Мысовской, Устарской и Самохваловой преобладали семьи двухпоколенные - 17 или 60,7%, 3 или 60,0%, 17 или 56,6%, 17 или 70,8% соответственно. Но в д. Могильно-Старожильской на втором месте по количеству были семьи однопоколенные - 7 или 25,0%, а в трех других - трехпоколенные. В д. Мысовской семьи, состоявшие из одного поколения вообще отсутствовали, как, впрочем и четырех поколенные; оставшиеся 40% - составляли две трехпоколенные семьи. А в д. Могильно-Посельской 52 семьи (54,2%) составляли однопоколенные семьи и 44 (45,8%) двухпоколенные. В д. Курневой из 4 семей 2 были двухпоколенными и 2 - трехпоколенными. Четырехпоколенные семьи были редкостью - только в слободе Бергамакской было 2 семьи, что составило 0,9% от общего количества семей конца XVIII в. (Табл. 2).

Таблица 2

СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ
В 1782-1795 ГГ.

Название населенных

Всего семей1

Бергамак

Могильно-Посельское

Могильно-Старожильское

Усть-Тарское

Самохвалова

Во всех населенных пунктах


Составлено по: ТФ ГАТО. Ф. 154, оп. 8, д. 31, лл. 1-15 об., 78-79 об., 172-179, 180 об.-185, 295 об.-306; д. 63, лл. 101-108 об., 111-114, 115-118 об.

Видимо, разница в поколенном составе семьи зависела от времени и источников заселения населенных пунктов. Бергамакская слобода, как заселившаяся раньше других имела в составе семей все варианты поколений - от одного до четырех. В д. Устарской не было только четырехпоколенных семей. В д. Могильно-Посельщичьей отсутствовали трех и четырехпоколенные семьи, так как заселялась она незадолго до ревизии и семьи прибывали из Европейской России в "удобном" для дальних переездов составе. В д. Самохваловой, которая хотя и заселялась не из близлежащих населенных пунктов, нет только четырехпоколенных семей, что объясняется, видимо, не столь дальним местом выхода как Европейская Россия, а также тем, что заселялась она в основном экономическими крестьянами, которых перевели по указу Тобольской казенной палаты. Могильно-Старожильская не имела только семей состоящих из четырех поколений, а деревнях Курнева, Луговая и Мысовская - однои четырехпоколенных, что объясняется, хотя и более поздним их заселением по сравнению с тремя другими населенными пунктами, но близлежащими местами выхода переселенцев, что позволяло везти с собой семьи в полном составе.

В первые десятилетия XIX в. ситуация с людностью крестьянской семьи изменилась мало. В шести населенных пунктах произошел некоторый рост населенности крестьянской семьи, в одном - некоторое уменьшение, а еще в одном не изменилось. В д. Курневой произошло некоторое уменьшение количества душ мужского пола (к сожалению, о женских душах ничего сказать нельзя) с 4,5 в конце XVIII в. до 4,3 в начале XIX в. Это было связано с тем, что две семьи за это время переехали в д. Неупокоеву и д. Мысовую, а другие разделились и, соответственно, количество душ на семью уменьшилось. В д. Луговой количество семей за это время уменьшилось на одну (из 5 семей осталось 4), но одна из семей - семья Дмитрия Федорова Лисина и его брата Никифора - имела 24 души мужского пола, что увеличило среднее количество душ мужского пола. Если вычесть эту семью из расчетов, то выходит 5,6 душ мужского пола на семью. К середине века размеры крестьянских семей росли и достигли довольно значительной величины во всех исследуемых населенных пунктах кроме д. Луговой. В этой деревне количество душ на одну семью уменьшилось, но увеличилось общее количество семей (с 4-х до 20). Это произошло в связи с тем, что семьи разделились. Так семья Дмитрия Федорова Лисина, которая в прошлую ревизию 1811 г. имела 24 души мужского пола, разделилась на шесть семей. Но рост размеров семьи шел не столько за счет усложнения ее структурно-поколенного состава, сколько за счет увеличения числа детей. Особенно это заметно на примере д. Могильно-Посельской и д. Самохваловой, в которых крестьянские семьи выросли с 1,4 и 3,2 душ мужского пола в конце XVIII в. до 4.0 и 4,9 душ мужского пола соответственно в середине XIX в. Эти семьи стали по количеству душ на семью самыми большими во всех исследуемых населенных пунктов. (Таблица 1).

Увеличение людности семей в первой половине XIX в. происходило за счет увеличения рождаемости и уменьшения смертности детей. Это свидетельствует о том, что крестьяне освоились с местными природными условиями, встали на ноги, увеличивали хозяйство и, следовательно, с одной стороны им требовалось больше рабочих рук, а с другой - они могли эти "руки" прокормить. Имело значение и ослабление темпов дробления семей, что, видимо, надо связывать с указом Сената от 30 марта 1823 г. "О воспрещении казенными крестьянами из больших делиться на малые", так как правительство связывало главную причину дробления крестьянских семейств с порядком отбывания рекрутской повинности.

В южной части Западной Сибири в конце XVIII - первой половине XIX в. можно увидеть немалый приток переселенцев из Европейской России и из соседних северных округов. Однако влияние миграций на динамику размеров семьи в разных частях юга Западной Сибири оказывалось различным. Если обратиться к Тарскому округу, то здесь в первых десятилетиях XIX в. существовала семья, которая по составу и количеству душ на одну семью была близка семье конца XVIII в. Во второй четверти XVIII в. здесь происходило увеличение людности крестьянских семей. Исследователи писали, что преобладающими стали семьи, состоявшие из трех поколений, они составляли 48%, тогда как двухпоколенные занимали уже второе место и составляли 36% всего количества семей (Бояршинова З.Я., 1967. - С. 7; Миненко Н.А., 1979. - С. 38). По данным ревизских сказок за 1850 г. мы проследили развитие русской крестьянской семьи данного региона. В это время для всех исследуемых пунктов было характерно увеличение людности семьи, а по поколенному составу значение двухи трехпоколенных семей было приблизительно одинаковым, с небольшим перевесом в сторону семьи из трех поколений - 41,4% и 36,1% соответственно (Табл. 3).

Таблица 3

ПОКОЛЕННЫЙ СОСТАВ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ
СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ В 1850 Г.

Название населенных

Всего семей1

Число семей, включающих поколения:

Бергамак

Могильно–Посельское

Могильно–Старожильское

Усть-Тарское

Самохвалова

Во всех населенных пунктах

1 В общее число семей не входили те, которые к моменту переписи не имели в живых ни одной души, но были занесены в ревизию.
Составлено по: ТФ ГАТО. Ф. 154, оп. 8, д. 640, лл. 271-297, 298-324; д. 643, лл. 37 об.-55; д. 652, лл. 1-39 об., 40-57, 208 об.-235, 237 об.-248, 250 об.-254.

В целом же развитие крестьянской семьи в районе Среднего Прииртышья шло примерно так же, как в более северных районах. Среди больших преобладали отцовские неразделенные семьи. Важно отметить, что даже большие семьи, как правило, не имели более 7-7,5 душ мужского пола. Были, разумеется, и исключения. В д. Могильно-Посельской по 9-й ревизии (1850 г.) в семье Алимпия Григорьева Артемьева, 63 лет, было 17 душ мужского пола и 10 душ женского пола. Семья была трехпоколенной и состояла из отца с матерью, четырех их женатых сыновей с детьми и двух неженатых сыновей и одной дочери-девицы. Возрастные рамки в семье были от 63-х лет до 3-х месяцев. Это была так называемая отцовская неразделенная семья. Семья Тараса Яковлева Балова из д. Могильно-Старожильской была неразделенной братской. Шестеро женатых и детных братьев жили под главенством старшего брата, с ними же жила их мать. Всего в семье было 12 душ мужского пола и 15 женского.

Неразделенная семья систематически регенерировалась на основе малой, но, не будучи неизменно существующей, через относительно короткое время распадалась. История неразделенных семей - отцовских и братских - как вторичных образований, свидетельствует об их подчиненности семье малой.

В конце XIX - начале XX в. преобладали семьи из двух, реже трех поколений прямых родственников. Семья из двух поколений - родителей и их детей, по материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г. составляла 53,3% от общего количества семей, на втором месте находились трехпоколенные семьи - 29,8%, на третьем - однопоколенные - 15%. (Табл. 4). В это же время наблюдается уменьшение численности семей до 2,5 душ мужского пола. (Табл. 1). Но и в этот период имелись исключения. В с. Бергамак по материалам переписи 1897 г. семья Елисеева Еремея Васильева, состояла из 11 душ мужского пола, насчитывая всего 22 души обоего пола, и была братской неразделенной (ТФ ГАТО. Ф. 417. Оп. 2. Д. 2183. Лл. 17 - 20).

Таблица 4

ПОКОЛЕННЫЙ СОСТАВ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ
СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ В 1897 Г.

Название населенных

Всего семей1

Число семей, включающих поколения:

Бергамак

Могильно–Посельское

Могильно–Старожильское

Усть-Тарское

Самохвалова

Во всех населенных пунктах

Составлено по:

ТФ ГАТО. Ф. 417, оп. 2, дд. 2182, 2183, 2194, 2202, 2203, 2364, 2365, 2366, 2473, 2474, 3922, 3929.

Семья русского крестьянского населения Среднего Прииртышья, как и Сибири вообще, имела много общего по форме, составу, структуре с крестьянской семьей Европейской России. Эта общность определялась традиционными представлениями о формах семейного строя и быта, основывавшихся в свою очередь на опыте хозяйствования крестьянского двора. В Среднем Прииртышье, как и в Сибири в целом, развитие сельской семьи в изучаемый период шло от образования малых семей к постепенному разрастанию и превращению в неразделенные семьи, а затем, в результате деления последних, к вторичному распространению малых семей.

Источники

Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО) Ф.154. Оп. 8. Дд. 31, 63, 295, 298, 301, 640, 643, 652 (Ревизские сказки).
Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО) Ф.417. Оп. 2. Дд. 2182, 2183, 2194, 2202, 2203, 2364, 2365, 2366, 2473, 2474, 3922, 3929 (Первая всеобщая перепись населения 1897 г.).

Литература

Александров В.А. Русское население Сибири XVII - начала XVIII в. (Енисейский край). - М., 1964. - 303 с.
Александров В.А. Типология русской крестьянской семьи в эпоху феодализма // История СССР. - 1981. - № 3. - С. 78-96.
Бояршинова З.Я. Крестьянская семья Западной Сибири феодального периода // Вопросы истории Сибири. - Томск, 1967. - Вып. 3. - С. 3-27.
Власова И.В. Структура и численность русских крестьян Сибири в XVIII - первой половине XIX в.// Сов. этнография - 1980. - № 3. - С. 37-50.
Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. - Новосибирск, 1982. - 504 с.
Липинская В.А. Семейно-брачные связи у русских крестьян Западной Сибири в конце XIX - начале XX в.// Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. XVIII - начало XX в. - Новосибирск, 1985. - С. 64-72.
Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII - первой половины XIX в.). - Новосибирск, 1979. - 350 с.
Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири. XVII в. - М., 1956. - 397 с.
Этнография русского крестьянства Сибири XVII - середины XIX в. - М., 1981. - С. 3-26.
Юхнева Н.В. К методике использования статистических источников конца XIX - начала XX вв. в этнографических исследованиях // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. - Томск, 1981. - С. 41-43.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта конкурса-экспертизы молодежных проектов РАН № 369, ФЦП "Интеграция", проект Э 0137

Крестьянская семья на рубеже ХIХ-ХХ вв.


Введение

Структура крестьянской семьи в XIX – XX вв.

Роли членов семьи и их эволюция, внутрисемейные отношения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопрос о крестьянской семье в XIX – XX вв. всегда шёл неразрывно с вопросом о крестьянской ментальности, поскольку показывал наиболее традиционные и специфичные черты русского общества. Изучение данного вопроса позволит ответить на вопрос как изменялся менталитет крестьянства в масштабах семьи, как он происходил и что на него влияло.

При подготовке данного доклада были использованы такие работы как Миронов Б. Н. - Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.). Т 1. В этой работе представлены данные структуре крестьянской семьи и о роли её членов, изменениях после 1861 года; Громыко М. М. Русские: семейный и общественный быт. М.: НАУКА, 1989. В этой работе приводятся внутрисемейные отношения крестьян в XIX –XX вв. Северо – Запад в аграрной истории России: Калининград: Изд – во РГУ им. И. Канта, 2007. Из этой работы использована статья Золотова Д. В. о крестьянских семейных разделах в пореформенной новгородской деревне. В этой статье проводится анализ и характеристика семейных разделов. Использованы были также: Вишневский А.Г., Кон И.С. Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979., Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великороссийского народа. М.,1993.

Целью данной работы я поставил: 1) выявление структурных изменений в крестьянской семье XIX – XX вв., 2) и анализ внутрисемейных отношений в крестьянской семье, роли её членов.

Работа охватывает период с середины XIX века до начала XX в.

Структура крестьянской семьи в XIX XX вв.

Все семьи можно разделить на 5 форм: 1) семья, состоящая из одного человека; 2) группа родственников или неродственников, не образующих семьи, но ведущих общее хозяйство; 3) простая малая, или нуклеарная, семья, состоящая только из супругов или супругов с неженатыми детьми; 4) расширенная семья, включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях; 5) составная семья, состоящая из двух или более супружеских пар.

В России в начале рассматриваемого периода господствовала 5 форма семьи. Это объясняется несколькими факторами: 1) Необходимость совместного ведения крупного хозяйства, 2) проведение контроля со стороны государства и пр.

В дальнейшем, при эмансипации, происходит разделение составных семей. Вызвано это было тем, что произошли изменения в хозяйственной жизни и сознании крестьян. Распадение большой составной семьи не было редкостью, поскольку с разрастанием семь происходило и увеличение числа конфликтов и иждивенцев. Так же новообразуемые молодые семь стремились к избавлению от власти большака.

Важным фактором составной семьи была её многочисленность. Многочисленность семьи сообщала крестьянскому хозяйству устойчивость и являлась важным фактором крестьянского благосостояния в чисто земледельческих губерниях не только до, но и после эмансипации. В малой семье болезнь или смерть одного и часто единственного работника приводила хозяйство к разорению, в то время как в большой семье потеря одного работника не могла подорвать благосостояние хозяйства. Факторами стабильности составной семьи являлись также слабое развитие товарно-денежных отношений в деревне и недостаток индивидуализма в крестьянах.

Но не смотря на преимущества большой составной семьи, к началу XX века продолжалась её трансформация в малую. Объяснить это можно двумя причинами: экономическими и психологическими. После 1861г. в деревне появилось больше возможностей для нехозяйственных заработков (около 23% крестьян было туда вовлечено), что в свою очередь способствовало выходу из семьи отдельных членов с целью хозяйственной независимости. Малая семья была более приспособлена к рыночным отношениям, чем большая составная, так как в ней было меньше иждивенцев. Развитие рыночных отношений в свою очередь способствовало становлению психологического фактора; падает авторитет большака. Среди крестьян всё больше развивается мнение, что в малой семье всё заработаешь на себя, а в большой ничего себе.

Раздел большой семьи было достаточно объективным явлением. После возрастания до определённой численности 10 – 11 человек, семья начинала испытывать экономические трудности (увеличение издержек) и внутренние противоречия, которые приводили к разделу. Чаще всего он происходил после смерти главы семьи.

В большинстве случаев раздел приводил к уменьшению благосостояния вышедшей семьи. В 1886 г. был принят закон, разрешавший раздел семьи с согласия главы и 2/3 её членов. Но этот закон часто не исполнялся и разделы происходили без регистрации.

Немаловажными факторами разделов семей являлись так же хозяйственно – территориальное расположение и наличие рядом крупных городов и промышленных центров. Там где преобладало земледелие, сохранялись большие составные семьи, а там где оно играло на столь важную роль, появлялось всё более малых семей. Чем ближе семьи были к крупным городам, тем больше они дробились, а чем дальше, в глушь, тем меньше они подвергались изменениям.

Все эти процессы происходили постепенно, так как не все представители желали разрушение больших семей. К ним относились и большаки, и община и коронная администрация.

Основное число разделов совершалось в период сентябрь – февраль. Подобная практика объясняется тем, что именно в это время крестьяне заканчивали сезон полевых работ, выплачивали причитавшиеся повинности, что позволяло им провести раздел семьи, не рискуя будущим урожаем.

Исследователи выделили три основные формы семейных разделов: общий , когда все сыновья или братья сразу, при жизни отца или после его смерти, покидали общий двор и заводили собственное хозяйство; выдел , при котором отец отделял одного из сыновей, или когда несколько братьев передавали выделившемуся брату его долю; отход , когда один из сыновей уходил из семьи наперекор воли отца.

Говоря в общем о структуре крестьянской семьи можно сделать вывод, что она структурно изменялась, постепенно переходя от большой составной патриархальной семьи к малой. Способствовало этому множество факторов. Исследователи по разному оценивают такие изменения: одни говорят, что разделы ослабляли крестьянское хозяйство, другие, что это способствовала развитию капиталистических отношений в деревне.

Роли членов семьи и их эволюция, внутрисемейные отношения

крестьянский семья дети женщина

На протяжении данного периода с изменением структуры крестьянской семьи менялись и роли членов семьи, их статусы.

До отмены крепостного права в 1861 г. большая крестьянская семья казалась идеалом. Глава в ней был большак, самый старший и опытный. К его функциям относилось управление всем хозяйством, расходами, домашними проблемами, участие в общинных сходах. Порой власть большака была слишком жестока по отношению к членам семьи, но раздел без его воли вопреки обычаю не допускался.

В основе семейных отношений лежал иерархизм. Все подчинены главе семьи, женщины - большухе (жене главы семьи) и мужчинам, младшие по возрасту - старшим, дети - взрослым. Женщина находилась на заднем плане, должна была беспрекословно слушаться большака и своего мужа.

Статус большухи - обычно, но не всегда жены большака - был выше, чем у других женщин, так как она имела над ними власть, хотя сама также должна была беспрекословно повиноваться мужу. В случае смерти мужа и при отсутствии в доме взрослых мужчин к ней переходила власть большака и она в свою очередь выступала в качестве повелительницы семьи, полной распорядительницы ее имуществом, трудом и личной жизнью всех домочадцев. Однако свой высокий статус она сохраняла, как правило, лишь до того времени, когда дети становились взрослыми, женились и обзаводились детьми.

Дети, по крайней мере до женитьбы, находились в полной зависимости от родителей и должны были быть абсолютно им послушны под страхом наказания. В XVIII -первой половине XIX в., как и в более раннее время, власть отца над детьми была столь велика, что их продавали, отдавали в кабалу и зажив, т. е. в услужение в оплату за долги.После эмансипации положение изменялось медленно.

До 7 лет дети воспитывались исключительно матерями, но с 7 лет мальчики постепенно переходили под наблюдение отца, передававшего им навыки и умения, которые необходимо было знать крестьянину, а девочки оставались под надзором матери, она обучала их всему, что необходимо было знать крестьянке. Дети, начиная с раннего возраста, участвовали наряду со взрослыми почти во всех домашних и сельскохозяйственных работах, исключая самые трудные и ответственные. Обучение трудовым навыкам стояло на первом месте; к 15 годам девушки и юноши становились полноценными работниками, способными выполнять все крестьянские работы.

Народная педагогика признавала принуждение и насилие нормальными и важными формами воздействия на непослушных. Дети наказывались физически, особенно часто маленькие; но розга не обходила и взрослых детей. Крестьяне считали, что родительская любовь состоит в строгом от ношении к детям, что наказание всегда идет на пользу ребенку, и поэтому не упускали случая наказать его.

Страдали от побоев и женщины: за любые провинности, по разумению мужчины, они подлежали наказанию. Контроль за чистотою нравов начинался еще до замужества и продолжался всю жизнь. Интересно отметить, что в некоторых глухих местностях сохранялись архаические нравы XVI в., а может быть, и более раннего времени, когда допускалась значительная свобода в сексуальных связях.

Таким образом, в крестьянской семье господствовали коллективизм и неравенство, общие интересы семьи, как их понимал большак, являлись главенствующими, интересы отдельных членов семьи в расчет мало принимались. Это наглядно проявлялось, например, в том, что молодые вступали в брак по родительской воле. Личность в большой семье была принижена, широко распространены были принуждение и регламентация. Статус и роль человека строго дифференцировались по полу и возрасту. Большак и большуха, женатые мужчины и женщины, неженатые парни и девушки, мальчики и девочки, младенцы носили особую одежду и прическу как символы их статуса.

С точки зрения межличностных отношений крестьянскую семью, согласно современной классификации, можно отнести к семье авторитарного типа в том смысле, что она основывалась на абсолютной власти большака.

Таким образом, в XVIII-первой половине XIX в. внутрисемейные отношения и в составных, и в малых семьях оставались патриархально- авторитарными, что было естественным: малые семьи со временем превращались в составные и, наоборот, составные семьи после раздела становились малыми. Однако, оставаясь центральной фигурой семьи, глава семьи в поре форменное время мало-помалу утрачивал свои неограниченные полномочия над домочадцами, его власть теряла свой безраздельный характер благодаря тому, что законом и инструкциями постепенно ставилась в широкие, но определенные рамки. В последней трети XIX-начале XX в. можно говорить о постепенном ослаблении власти главы семьи над домочадцами, мужа над женой и родителей над детьми в среде крестьянства.

По мере уменьшения числа людей в семье и ограничения семьи только прямыми родственниками права женщин и детей возрастали, с их интереса ми начинали понемногу считаться. При заключении брака за родителями оставалось решающее слово, но к голосу молодых прислушивались.

В семьях появилась личная собственность отдельных ее членов. Каждый взрослый человек имел право на обладание благоприобретенным имуществом, заработанным не общим семейным трудом или с помощью семейного имущества, а личным трудом в свободное от семейных обязанностей время.

Коренным образом меняется положение женщины. Ярким показателем такого изменения в семье и деревенском обществе роли женщины может служить их активность в отхожих промыслах по той причине, что участие в отхожих промыслах означало признание за женщиной равноправия с мужчиной, трансформацию традиционного взгляда на роль женщин в семье и крестьянском хозяйстве. Само участие в отходничестве давало женщине экономическую независимость, расширяло ее кругозор, развивало ее самостоятельность, независимость, чувство собственного достоинства и нарушало сложившийся уклад деревенской жизни. В XVIII в. женщины среди отходников насчитывались единицами, в первой половине XIX в. -десятками, а в конце XIX-начале XX в.-тысячами.

Общее смягчение внутрисемейных нравов коснулось разных регионов России в разной степени. Не все перечисленные изменения произошли повсеместно. Повышение роли и статуса женщины произошли только там, где существовала возможность участия в отхожих промыслах в промышленные города. В этих местах падал авторитет отцов. В других же местах, где были отхожие промыслы, но они ничем не отличались от собственного хозяйства, изменения, как правило, не происходили.

Почему длительный отход в города оказывал серьезное воздействие на семейный уклад? С одной стороны, когда из дома уходил мужчина, его место занимала женщина. На ее плечи ложились все заботы по хозяйству и дому, она представляла отсутствующего домохозяина на сходах, заключала сделки и т. д. Словом, она выполняла роль большака. Естественно, длительное выполнение этой роли в какой - то мере перевоспитывало женщину, изменяло ее мировоззрение. С другой стороны, мужчина в городе усваивал до некоторой степени новые идеи и новые отношения и был более склонен изменить свои традиционные представления. Участие женщин в отходничестве еще сильнее расшатывало старые взгляды на семью и женщину.

Но помимо психологического фактора действовал не менее могущественный экономический фактор. Крестьяне покидали деревни вынужденно, ввиду растущего малоземелья и малой доходности земледелия. Не заниматься отходничеством они просто не могли - альтернативы не было. Поэтому и с последствиями отходничества приходилось мириться.

Таким образом, в последней трети XIX-начале XX в. под воздействием города, отходничества, коммерциализации хозяйства, более активного вовлечения женщин в хозяйственную деятельность внутрисемейные отношения гуманизировались среди всего российского крестьянства.

Заключение

В рассматриваемый период крестьянская семья изменялась, идя от большой составной патриархальной, до малой. Способствовало этому множество факторов. Изменения носили постепенный, региональный и немассовый характер.

В связи с изменениями в структуре семьи происходило и изменение внутрисемейных отношений. Они стал более демократичными. В семьях, где увеличивались капиталистические отношения, наблюдается увеличение роли женщины, и ослабление власти мужчин. Члены семей приобретают больше свободы с своих действиях, становятся более независимыми.

Список использованной литературы

1. Миронов Б.Н. - Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.) В 2 Т. – 2003. Т 1.

2. Громыко М.М. Русские: семейный и общественный быт. М.: НАУКА, 1989. – С. 336.

3. Северо – Запад в аграрной истории России: Калининград: Изд – во РГУ им. И. Канта, 2007. – 213 с.

4. Вишневский А.Г., Кон И.С. Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979.

5. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великороссийского народа. М.,1993.

Занятие «Традиции и быт крестьянской семьи»

Цель: освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания.

Задачи:

    восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни;

    воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи;

    формирование уважительного бережного отношения к духовному и историческому наследию своего народа, традициям христианской культуры;

    укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России;

    активизация познавательной деятельности;

    развитие и коррекция психических функций и личностных качеств воспитанников.

Дидактическое оснащение

    Оформление рабочего пространства: плакаты с изображение крестьянской семьи, домашних животных, картинки с предметами старины, упоминающимися в процессе занятия (прялка, плуг, ткацкий станок и др.)

    Выставка книг с рассказами и стихами о крестьянском труде, жизни крестьян.

    Листы с указанием видов работ, осваиваемых девочками и мальчиками, магниты.

    Костюм близкий к русскому народному для проводящего занятие.

    Электрический самовар, скатерть, чашки с блюдцами, чай, сахар, баранки, сушки, варенье к чаю.

Здравствуйте ребята!

Сегодняшнее наше занятие называется: «Традиции и быт крестьянской семьи». То есть мы будем говорить о том, какие семьи были на Руси, чем занимались члены семьи и, главное, на что я хотела бы обратить ваше внимание, какие традиции соблюдались в воспитании детей на Руси.

Что касается быта крестьянской семьи, то после беседы мы поднимемся в наш школьный музей «Русская горница» и вы попробуете мне рассказать, как выглядело жилище крестьянской семьи, какими предметами, инструментами русские люди пользовались в быту, а я вам помогу в этом.

Поскольку в конце прошлого учебного года у нас с вами была обзорная экскурсия по музею, то теперь вы будете моими помощниками в описании быта наших предков.

Ну а сейчас первая часть нашего занятия.

Традиции крестьянской семьи в воспитании детей.

Распределялись трудовые обязанности в деревенской семье по половому признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом с взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

А теперь внимательно послушайте чему именно учили мальчиков. Потому что следующим заданием будет выбрать из предложенных видов работ те, которым отец обучал сыновей.

Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал.

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

На столе лежат листки с напечатанными на них видами работ. Выберете и прикрепите магнитами на доску те, которым отец обучал сыновей в крестьянских семьях.

А теперь послушайте, чему мамы учили дочерей.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб.

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять всю женскую работу.

Прикрепите на доску листы с видами работ, которым обучали девочек.

Давайте еще раз вслух прочитаем, чему традиционно учили мальчиков и девочек в русских крестьянских семьях.

Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

Ребята, какова же была основная традиция воспитания детей в русских крестьянских семьях? (воспитание в труде)

А теперь поднимаемся на третий этаж в школьный музей «Русская горница».

Вторая часть занятия.

/Воспитатель в русском костюме встречает ребят у входа в музей/

Русь деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Сегодня у нас необычное занятие. Занятие – экскурсия в музей крестьянского быта «Русская горница».

Скажите, что называли «горницей»?/комнату в избе/

Какая это комната?/большая, светлая, теплая/

Прежде чем наша экскурсия начнется, давайте вспомним, что такое «музей» и как нужно вести себя в музее/руками без разрешения ничего не трогать, не кричать, не перебивать экскурсовода/.

Ну что же, молодцы. Теперь мы можем начать путешествие в прошлое.

И начну я свой рассказ с русской печки .

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь всему голова»/то есть самая главная/.

Почему печь главная?/накормит, обогреет/

Варежки сушить поможет,

деток спать в тепле уложит.

И коток поет где – то рядышком,

Как тепло с тобой печка – матушка/обогреет, накормит, как мама/.

Печка – это самая первая помощница хозяйки.

Что ели крестьяне?/щи, кашу/

Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». По праздникам ели пироги, блины, кисель.

Щи, каша, картошка – все варилось в горшках или чугунках разных размеров. Помещались они в печь и вынимались оттуда с помощью ухвата.

Сделан он просто – на длинной рукоятке укреплена округлая рогатка; она – то и «ухватывает» горшок или чугунок «под бока».

Ребята, кто хочет попробовать достать из печи чугунок ухватом?/Желающие пробуют с моей помощью/

Ступа - еще один предмет деревенского обихода.

Современным мальчишкам и девчонкам она известна по русским сказкам. Именно на ней летает Баба – Яга, размахивая помелом. Ну а в свободное от полетов время ступа использовалась по своему прямому назначению – в ней толкли зерно.

Сделана ступа просто: в колоде, коротком толстом бревне, в верхней части выдолблено углубление, куда насыпалось зерно. По нему бьют пестом – небольшим, но увесистым деревянным стержнем с округлыми концами.

Насыпали в ступу пшено и били пестом, пока из него не получалась мука.

В обиходе крестьянина обязательно были коса и серп – кривой нож с зазубринами для сжатия хлеба. Серп стал символом труда землепашца. Во время работы коса, естественно, тупилась. И косец точил ее бруском, который всегда был при нем – на пояске сзади в деревянной «кобуре» или плетеном туеске .

Вот родился в крестьянской семье ребенок. Где спать он будет?/в люльке или качке/

Люльку делали из дерева. Подвешивали к потолку на крючок. Ребенку шили постель из лоскутков ткани. Чтобы ребенок заснул, ему пели колыбельные песни./включить колыбельную песню, желающий из ребят качает люльку или качку/

Шифоньеров и шкафов раньше не было. Вещи хранились в сундуках. Сундуки делали деревянные, украшали резьбой, ковали железом. У сундука есть крышка, ручки, замок. Ручки и замок делали из железа, чтобы не сломались. Вещи складывали в сундук для хранения. Давайте откроем наш сундук и посмотрим, есть ли там что – нибудь/в сундуке русские народные костюмы, элементы костюмов/. Ребята надевают вещи/жилеты, кепки с цветком, девочки – платки/.

Крестьяне были верующими людьми. Что это значит? /верили в бога, молились/. А какую религию исповедовали наши предки и исповедуем мы, современные русские люди? /Православие/

Поэтому в «красном углу», наискосок от печки, помещались иконы .

Ребята, кто может быть изображен на иконах?/Иисус Христос, Богородица и Канонизированные святые/

Украшением избы и гордостью хозяина был начищенный до блеска самовар. «У нас и самовар на столе, и часы на стене», - мог похвастаться хозяин.

Домашняя утварь крестьян была однообразной. Глиняные миски, деревянные ложки. Вилки, между прочим, были большой редкостью.

Ребята, а что это такое?/коромысло/ Для чего нужно было коромысло, вы знаете?/переносить ведра с водой/ А теперь давайте попробуем перенести ведра с водой с помощью вот этого детского коромысла/в коридоре пробуют с моей помощью, в ведрах воды на треть/.

Теперь давайте вернемся в музей. Вы можете еще раз пройти, посмотреть старинные вещи. Если у вас возникли вопросы – задавайте/ребята ходят, смотрят, задают вопросы/.

/сидя на скамейке/Наше занятие подходит к концу. Кто мне скажет, как оно называлось? О каких предметах крестьянского обихода вы узнали?

Молодцы, ребята. А теперь мы все пройдем в соседнюю комнату и по старому русскому обычаю попьем чай из самовара.

/за столом/ Старую деревню невозможно представить без песни. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные, колыбельные, даже разбойные… Песни сопровождали крестьянина с рождения до его последних дней. Пели дома, на улице, в поле. Во время работы и на отдыхе. Все вместе и в одиночестве. Вот и чай мы будем пить под русские народные песни/включить магнитофон/.

На протяжении веков крестьянская семья являлась хранительницей народных традиций .
Верной себе оставалась она и в вопросах воспитания .

Русская крестьянская семья - уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов - простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.

Детство


В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, они нередко умирали от болезней в первые годы жизни. Очередной ребенок означал появление потенциального помощника в трудах, но родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев.
Это не значит, что детей не любили - матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.

Новорожденного клали в зыбку - плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был необременительным: во-первых, потому что мать часто была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были не такими как сегодня.

Фотобанк ЛориДоктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое - выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» - тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики - в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество


В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду - разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Поручения раздавали без лишних церемоний - в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати - пахали, а в четырнадцать - наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати - обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха.

Юность


В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки присматривались друг к другу. Близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением - они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки - с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование


Вплоть до XVIII века у крестьян было мало шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Для них широкое распространение получили церковно-приходские школы. По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев». Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики.

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

Введение к первой части

В общих чертах польская крестьянская семья представляет собой социальную группу, включающую все виды кровно- и законодательно-родственных отношений, обычно ограничивающихся четвертым уровнем. В более узком понимании: семья это супружеская пара с детьми, которую иногда называют «брачной группой». Эти две концепции – семейная группа и брачная группа – необходимы для понимания жизни семьи.

Получается, что не идея общего происхождения устанавливает единство семейной группы, а именно конкретная сплоченность группы определяет насколько далеко можно проследить общее происхождение. Единое происхождение, конечно, обуславливает сплоченность группы, но только благодаря общественным связям передающимся из поколения в поколение.

Итак, семья это комплексная группа, со слабо очерчеными границами и большим набором видов и уровней внутренних отношений. Но основные семейные отношения едины и непоколебимы; они не могут быть переведены в какие-либо другие групповые отношения или изолированные личностные взаимоотношения. Это можно назвать семейной солидарностью, которая проявляет себя как в поддержке, так и в контроле одного члена другим, представляющим группу в целом. Эта солидарность в корне отличается от территориальной, религиозной, экономической или национальной солидарности, хотя они, естественно, способствуют семейной солидарности, и скоро мы увидим, что любое их нарушение влечет за собой непоправимые последствия для семьи. Итак, семейная солидарность и уровни поддержки и контроля внутри нее не должны зависить от индивидуальных характеристик членов, а только от вида и степени их взаимоотношений; семейные отношения между двумя членами не имеют градации, как не имеют ее любовь или дружба.

Отношения мужа и жены контролируются обеими семьями, и муж и жена не рассматриваются с точки зрения чувств, а только как члены группы, свзязанные единственно возможным образом. Следовательно, брачной нормой является не любовь, а уважение, как оношение, которое может контролироваться и подкрепляться семьей, и которое представляет члена другой семьи и достоинства его группы. Уважение как норма со стороны жены по отношению к мужу включает в себя послушание, верность, забоу о комфорте и здоровье мужа; со стороны мужа по оношению к жене эта норма выражается в хорошем оношении, верности, запрещении работы жены, если только в этом нет необходимости. В общих чертах, ни муж ни жена не дожны делать то, что могло бы понизить социальный статус друг друга, так как это приведет к снижению статуса всей остальной семьи. Чувства не являются неотъемлимой частью нормы уважения, но приветствуются. Сексуаьные оношения носят личностный характер и не могут быть социализированны ни в каком виде; семья сознательно игнорирует их, и малейшая непристойность или нескромность оносительно сексуальных оношений в браке воспринимаются с отвращением и морально табуированы.



Мы описали традационную организацию семейной жизни, но на практике она в чистом виде не встречается. Семейная жизнь, преставленная в материалах данного исследования, подвергается в настоящее время глубокой дезинтеграции на нескольких уровнях и влиянию различных факторов. Основными тенденциями этой дезинтеграции являются: изолированность брачной группы и личностная индивидуализация. И хотя эти процессы следуют иногда друг за другом, а нередко и смешиваются, они могут развиваться независимо, и для нас лучше их рассматривать поотдельности. Тем не менее некоторые общие факторы, приводящие к дезинтеграции традиционной организации, образуют новую форму семейной жизни, которая нуждается в тщательном исследовании.

Традиционную форму польской крестьянской семьи можно обнаружить только в сельской общине, при условии, что семья проживает там по крайней мере четыре или пять поколений и за это время не подвергалась серьезным изменениям (классовым, религиозным, национальным или профессиональным). Как только происходят изменения на каком-нибудь из этих уровней, дезинтеграция неминуема. Брачная группа или индивид включается в новую общину, отличную от привычной для других членов его семьи, и рано или поздно старые связи должны ослабнуть или разорваться. Последние пятьдесят лет принесли много таких социальных изменений в крестьянскую жизнь. Эмиграция в крупные города, в Америку и Германию расшатывает семью. Такой же результат дает прогресс промышленности, так как многие дети фермеров уезжают работать на производства и переходят в клсс пролетариата. Индустриальное развитие страны приводит к изменениям профессий. Также наблюдается быстрая эволюция польской классовой структуры, и благодаря этому крестьяне могут переходить в средний класс или в нижний средний класс за одно поколение, что отражается на отношениях с другими членами семьи. Религиозные и национальные изменения редки, но если они обнаруживаются, то изменения протекают быстро и радикально.

При исследовании влияния этих изменений мы должны принимать во внимание проблему адаптации к новым условиям. Здесь важны два момента: способность к адаптации и ее размеры. Например, адаптация крестьянина приехавшего в польский город на место рабочего достаточно легка, но охват адаптации в данном случае маленький; другое дело эмиграция в Америку или продвижение по социальной лестнице – здесь крестьянин сталкивается с более сложными проблемами адаптации, но ее возможности намного шире.

Влияние этих различий на семейную жизнь не зависит от природы новых форм семейной организации, которые индивид (или брачная группа) могут обнаружить в своем новом окружении. Конечно, адаптация редко редко доходит до имитации семейной модели нового окружения, если только индивид не входит в этот новый круг через брак. Единственный случай имитации семейной организации крестьянином происходит в случае его вхождения в класс польской аристократии. За исключением этих редких случаев, эволюция семьи происходит за счет изоляции брачных групп и индивидов и сопутствующих им изменениям установок и самой личности.

Если этот процесс затруднен или неудачен, то изолированный индивид или брачная группа имеют тенденцию возвращаться в свой старый круг и принимать семейную солидарность, которая, несмотря на свои недостатки, облегчает борьбу за жизнь в определенных рамках. Мы говорим в определенных рамках потому, что семейная солидарность это помощь в основном для слабых, тем, кому семья не позволяет опускаться ниже определенного стандарта жизни, хотя это и является некоторой обузой для сильных. Неудачная или осложненная адаптация может привести к возрождению семейных чувств и отношений или даже их идеализации. Мы находим такие установки у многих брачных групп в Южной Америке, Сибири, среди солдат русской армии, среди неудачных рабочих в Америке, Западной Европе и даже в польских промышленных центрах.

Если процесс адаптации прост, но ограничен, то результат более сложный. В этом случае еще сохраняется тяга к старым условиям жизни, но она не настолько сильна, чтобы испортить новые условиям жизни. Семейные чувства сильны, но семейная социальная жизнь не дает полного удовлетворения социальным установкам индивида, и объект этих семейных чувств сводится к одной брачной группе. Брачная группа изолирована от своей семейной группы не только территориально, но и от традиционных правил, оценок и чувств своей семьи. В отсутствии этих традиций семья становится организацией, основанной на личностных взаимосвязях между ее членами, которых достаточно только для соединения брачной группы, а также при необходимости ближайших родственников – родителей, братьев, сестер мужа или жены. Такую брачную группу мы находим не деревне, а только в городе, где экономические условия позволяют выживать, но не развиваться.

Третий вид адаптации – относительно легкий и успешный – является основой для определенного типа индивидуализации, который обнаруживает себя среди молодых эмигрантов обоих полов в Америке и среди многих сезонных рабочих в Германии. Успех этой адаптации – которая, конечно, должна измеряться понятиями эмигранта, а не общества, в которое он приезжает – зависит в основном от экономического развития и роста социального влияния. Как в Америке, так и в Германии в первую очередь это зависит от размера заработной платы, но в демократичной Америке польская социальная жизнь дает эмигранту чувство значимости, что в польской общинной жизни является привилегией только нескольких влиятельных фермеров. Основания для развития самоутверждения нет в Германии, но эмигрант возвращается каждый год на родину с багажом нового опыта и деньгами, и таким образом его социальная роль расширяется. Формально индивид ценится только как член семьи; с новой социальной ролью он сам себя оценивает по-другому. В данном случае семья уже не нужна. Она не помогает индиуиду, так как он остается наедине сам с собой. Семья не нужна более для удовлетворения социальных потребностей, так как они могут быть удовлетворены через друзей и коллег. Общность опыта и установок создает чувство солидарности среди молодого поколения в противоположность старому поколению, которое всегда ориентируется на семейные связи. Социальные и семейные связи больше не совпадают, а даже пересекаются.

Последний тип адаптации – требующий значительных изменений, но предполагающий обширный контроль – типичен для крестьянства и всегда связывается с интеллектуальным развитием. Этот тип адаптации также приносит большие изменения в семейные отношения. Индивидуализация естественным образом влечет за собой возвышение над первичной группой и отделение от нее. В тоже время, в отличие от предыдущего типа, эта форма адаптации приводит к качественным изменениям в концепции семьи. Индивид не только отходит от семьи, но и от общины и отказывается от большинства традиционных элементов, что в результате приводит к тому же что и второй тип адаптации. С другой стороны, индивид сталкивается на своем новом культурном уровне с универсальными традициями, составляющими основное содержание христианской морали. Христианские элементы входили в систему крестьянских традиций, но они были лишь частью богатых традиций, и их влияние на крестьянскую жизнь отличалось от того, каким его задумывала церковь и популярное христианство. Их власть над крестьянской жизнью заключалась в социальном обычае , а на более высоком интеллектуальном уровне развития и индивидуализации они называются социальными нормами , направляющими мораль сознательного индивида. Таким образом, семейные установки крестьянина, поднимающегося по социальной лестнице, подвергаются двойной оценке: они упрощаются и переходят из сферы обычая в сферу сознательной, рефлектирующей морали. Моральные обязательства перед другими людьми ничем не отличаются от обязательств перед друзьями или знакомыми, они не являются семейными обязательствами. Содержание такой нравственной семьи больше не зависит от социальных факторов, а только от нравственного развития самого индивида, при условии полного исключения элемента обычая. Мы встречали индивидов, воспринимавших обязательства как тяжелое бремя и хотевших поскорее от него избавиться; были и другие, которые принимали их с готовностью и рассматривали семью как объект моральных обязательств, даже после утраты ею социальной почвы.

При рассмотрении этих четырех типов эволюции семейной жизни мы абстрагировали их друг от друга и от реальности и исследовали самые крайние проявления. На практике, тем не менее, мы находим бесчисленное количество промежуточных и незавершенных форм, и мы должны помнить об этом при анализе конкретных материалов.