Темы занятий аппликации с детьми. Виды аппликации в ДОУ, материалы для аппликации

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.

В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины.

После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди.

В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Аппликация может быть:

Предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

Сюжетной, отображающей те или иные события;

Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Орига́ми (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзья/

Фантазия подводит и вы уже не знаете чем заняться с ребенком? В этой статье вы найдете несколько необычных и интересных идей для аппликации, которые подойдут как малышам, так и детям более старшего возраста.

Аппликация — давняя забава не только многих детей, но даже и взрослых. Ведь приклеивать что-нибудь на основу или пришивать — это очень интересно. А сейчас еще и появилось много разных материалов, которые успешно можно применять в аппликации и делать замечательные и необычные работы.

Часто в работах используются всевозможные элементы, которые легко найти в любом доме или даже на улице: камушки, ракушки, бусинки, бисер, кусочки обычной или кружевной ткани, пуговички и много других различных вещей.

Сюжеты для создания аппликаций могут быть самыми разнообразными:

  • это могут быть герои любимых мультиков
  • любимые звери или игрушки
  • живая природа
  • разные праздники

Бумажная аппликация

Аппликация — Котик на полянке

Чаще всего, когда речь идет об аппликации с детьми, имеется в виду именно бумажная аппликация. И это не просто так, ведь бумагу можно найти в любом магазине канцтоваров, и разнообразие ее видов довольно большое.

  • Бумага яркая, разноцветная, это очень привлекает ребенка к работе с ней
  • Она может быть разных фактур и форм
  • Ее легко свернуть, сложить, вырезать из нее любую фигуру и приклеить к бумажной основе
  • Ну а самое главное это то, что бумага является экологически чистым и, соответственно, безопасным материалом, поэтому отлично подходит для занятий творчеством даже с самыми маленькими детками

Влияние занятий аппликацией на развитие ребенка

Благодаря аппликации дети получают следующие навыки:

  • осваивают координацию движений
  • развивают мелкую моторику рук
  • изучают основы композиции
  • учат цвета и как их можно сочетать
  • изучают различные фактуры
  • развивают наблюдательность и воображение
  • учатся фантазировать

Занятие аппликацией способствует развитию мыслительных процессов у ребенка, он учится анализировать и сопоставлять реальные предметы и животных со сделанными вместе с вами поделками. Ребенок, работая с аппликацией, делает целое из нескольких частей и учится делить целое на составляющие.



Аппликация макаронами и фасолью
  • Как и занятия любым другим видом творчества, аппликация помогает развитию речи, когда взрослые обсуждают с ребенком создаваемые ими поделки, объясняют что они делают и зачем, что в итоге получается. Работая вместе, дети включаются в диалог и повышают свою эрудицию
  • И конечно же, это хороший вариант совместного провождения времени с ребенком, который поможет вам наладить и укрепить эмоциональный контакт
  • Ниже мы предлагаем вам идеи поделок в технике аппликации. Предлагаемые примеры различной сложности и требуют на создание разное количество времени. Поэтому выбирайте работы по возрасту ребенка и помогайте ему в их создании
  • Будет хорошо если вы предложите малышу поменять композицию, придумать что-то свое — это поможет ему в развитии фантазии и творческих способностей

Материалы для бумажной аппликации

Чтобы работа выглядела красиво, нужно аккуратно вырезать нужные элементы и также аккуратно приклеить их на основу, но красота также зависит и от выбранных материалов.

Ассортимент бумаги в магазинах очень большой, но не вся она подходит к занятиям аппликацией, да и в выборе клея можно ошибиться. Примите к сведению рекомендации по выбору материалов, приведенные ниже.



Бумага и картон для аппликации

Лучше выбирать бумагу не сильно тонкую, но и очень толстая тоже не подойдет. Можно взять как матовую бумагу, так и глянцевую, она может быть фактурной или гладкой.

Подбирайте бумагу такую, которая подойдет вашей задумке. Но обратите внимание на то, что на глянцевой бумаге будут видны следы клея и отпечатки пальцев, поэтому лучше отдать предпочтение матовой бумаге, тогда работа будет выглядеть аккуратней.

  • Для начала попробуйте поработать с цветной бумагой , которая выпускается специально для принтера. Она есть в каждом магазине и бывает разных цветов. Она достаточно хорошая по плотности и матовая
  • Более опытным творцам можно использовать мелованную бумагу , она тоже выпускается наборами разных цветов. Эта бумага глянцевая и достаточно плотная
  • Фактурная бумага поможет сделать акцент на каких-либо деталях поделки. Выберите бумагу подходящей плотности и желаемой фактуры, например, с каким-нибудь тиснением или с эффектом бархата
  • Бывает еще фольгированная бумага , с ее помощью можно сделать очень правдоподобные окна в вашей поделке, или воду. Такая бумага обычно выпускается средней плотности, которая как раз подойдет для аппликации. Иногда еще на такой бумаге присутствует эффект голографии


  • Очень удобным видом бумаги для аппликации является самоклеящаяся бумага , однако ее еще нужно поискать, да и цветовая палитра очень бедная. Такая бумага удобна тем, что для ее приклеивания не нужен клей, благодаря этому она идеально ровно клеится на основу
  • Бумага для черчения хорошо подойдет для создания шаблонов, т.к. она плотная и ее края не заминаются
  • Картон хорошо использовать в качестве основы работы, он может быть как белым, так и цветным. Благодаря его плотности, он не будет морщиниться при приклеивании на него деталей. Картон также выбирайте наиболее подходящий для вашей задумки, он может быть как матовым, так и глянцевым

Клей и другие инструменты для аппликации

Для создания аппликации вырезаются нужные детали из бумаги и приклеиваются к картону-основе. Вырезать детали по внешнему краю можно ножницами, а для того чтобы вырезать отверстия внутри лучше использовать канцелярский нож.

Клей также нужно подбирать правильно, чтобы он не вызвал деформацию бумаги и поделка не потеряла свой внешний вид.

  • Ножницы выбирайте хорошие, они должны хорошо разрезать бумагу и быть острыми. Их должно быть удобно держать ребенку. Лучше если у вас будут ножницы с прямыми лезвиями для вырезания деталей по прямой, и вторые с закругленными лезвиями, которыми легко резать по изогнутой траектории
  • Для того, чтобы вырезать что-нибудь внутри детали, вам понадобится канцелярский нож . Им также легко резать по контуру шаблона
  • Металлическая линейка пригодится для вырезания ровных линий ножом
  • Вам понадобится подложка для резки канцелярским ножом, она предохранит вашу мебель от царапин
  • В магазинах можно найти фигурные дыроколы , с их помощью из цветной или белой бумаги можно делать различные фигурки одним нажатием на него. Разнообразие видов дыроколов довольно большое, они отличаются размерами и формами. С их помощью можно наделать кучу бабочек и цветочков для лесной поляны за считанные минуты, а не вырезать их полдня ножницами


Фигурный дырокол — Бабочка
  • сделают край бумаги интересной формы, соблюдая определенный узор. Их также много разных видов, так сказать, на любой вкус


  • Резиновый клей очень удобен для аппликации, т.к. если деталь приклеена не правильно, до того как высох клей, вы можете аккуратно ее снять и приклеить в другое место. Также следы клея легко удаляются обычным ластиком. Единственный недостаток этого клея — это его запах, поэтому с малышами лучше его не использовать
  • Для маленьких деток можно приобрести клей-карандаш . Он практически не деформирует бумагу, однако следы от него все же остаются
  • Клей с кисточкой будет очень удобен в использовании малышам, ведь им очень интересно будет макать кисточку в баночку и наносить клей на детальку

Дополнительные материалы и техники для аппликации

Чтобы сделать аппликацию особенной и интересной, можно использовать и другие материалы.

  • Изюминки придаст, например, такая деталь как искусственные пластмассовые глазки у зверюшки, которые будут двигаться при изменении положения картинки
  • Мелкие детали в работе не обязательно вырезать, их можно нарисовать фломастером или карандашом
  • Акриловый контур поможет выделить нужные элементы поделки
  • В аппликации можно использовать бисер и кружева из бумаги, эти материалы сделают работу интересной и необычной
  • Вы можете вставить поделку в рамку, если она получилась очень красивой, она вам дорога как память или сделана на подарок


Идеи аппликации из кружков

Необычная идея аппликации — использовать только вырезанные кружки из бумаги. Если сделать все-все детали из кружков, у вас получится очень интересная и необычная работа.

Ребенку такое занятие очень понравится, особенно если он увидит, как простые кружочки разных размеров превращаются в милого котика или птичку.







Идеи аппликации из салфеток

Для аппликаций можно использовать даже самые обычные салфетки. Они бывают разных цветов, правда выбор их не велик, как правило, это основные цвета и несколько дополнительных оттенков. Эта техника очень простая и ее можно делать даже с трехлетними детками.



Аппликация с использованием шариков из салфеток — очень увлекательное для детей занятие. Эта техника хорошо стимулирует развитие мелкой моторики, т.к. катание шариков очень кропотливая работа.

Сделать такую поделку довольно просто:

  • подготовьте рисунок, нанесите его на основу
  • детали рисунка не должны быть мелкими, нужно чтобы было достаточно места для наклеивания шариков
  • вам понадобится клей ПВА и ножницы
  • подготовьте разноцветные салфетки
  • подберите по размеру рамку, чтобы оформить готовую работу

Салфетки можно еще заменить гофробумагой, но в этом нет нужны, т.к. такие салфетки вы найдете в любом магазине. Единственное чем гофробумага лучше, это большим разнообразием цветов.



Рисунок можно не наносить на картон, а распечатать на принтере и приклеить к основе. Пока она будет сохнуть, нужно подготовить разноцветные шарики.

Для этого разрежьте салфетки или гофробумагу на квадратики одного размера и скатайте из них шарики. Шариков для такой работы понадобится очень много, и их количество также будет зависеть от размера картинки и от размера самих шариков.



С помощью клея ПВА салфетки нужно приклеить на картинку, некоторые детали можно прорисовать маркером или фломастером, все зависит от вашей фантазии и желания юного мастера.

Фон работы тоже можно выполнить из шариков подходящего цвета.



Оформите работу в рамку и можете украсить ею комнату или другое помещение в доме или в садике. Такая картина также будет хорошим подарком для родственников и близких людей, например, на праздник 23 февраля или 8 марта.

Идеи аппликации из пуговиц

Все дети любят пуговки. Наверное, каждый ребенок не раз находил мамину коробочку с ними и наводил в ней порядок, выбирал самые понравившиеся. Поэтому аппликация с пуговицами будет интересна любому ребенку.



С двух лет малыш уже может сделать простую картинку, приклеив на основу пуговички в виде цветочка или бабочки.

С более старшими детками можно сделать подставку под горячее, наклеив пуговицы на кожу или кусочек фетра.



С детьми постарше пуговички можно клеить на клей, а вот при работе с маленькими лучше приклеить на пуговицы двусторонний скотч. Если их много и возможности приклеить на каждую скотч нет, можно приклеить на картон пластилин, а на него уже вдавливать пуговицы. Картон лучше использовать глянцевый, т.к. на матовом могут проступить пятна от пластилина.







Идеи аппликации крупами

Крупы можно успешно применять не только на кухне, но и в творчестве. Из круп получаются замечательные и необычные картины и поделки.

Как и в случае с салфетками, вам понадобится картинка-основа. Это может быть любое изображение, нарисованное, распечатанное или вырезанное из раскраски. Главное, чтобы на картинке не было мелких деталей, тогда ее элементы легко можно будет засыпать разной крупой.



  • Кисточкой нанесите клей на картинку. Если у вас будут использоваться разные крупы, не наносите клей сразу на весь рисунок
  • Промажьте клеем сначала одну деталь и пусть ребенок насыплет на нее крупу. Пальчиками можно немного придавливать ее к основе. Все что не приклеилось, стряхните обратно в тарелочку
  • Если элементов несколько, наносите на них клей и посыпайте крупой поочередно — это поможет сделать работу аккуратной


Крупу можно использовать самую разнообразную, и даже можно ее покрасить в различные цвета гуашью. А сделать это очень просто:

  • разведите гуашь немного водой
  • покрасьте крупу кисточкой
  • выложите на пакетик или канцелярский файл в один слой
  • дайте высохнуть


Второй способ подходит, если вам нужно покрасить много крупы, и он хорош тем, что покрашенные зернышки не пачкают руки при дальнейшей работе с ними:

  • в емкость поместите крупу, хорошо подходит рис
  • залейте его водой и добавьте гуаши столько, чтобы получился яркий насыщенный цвет
  • оставьте постоять на 12 часов
  • слейте воду и просушите в один слой

Аппликации из природного материала

Осень дарит нам много природного материала, который можно использовать в различных поделках. Из простых листьев, которые валяются на улицах, можно сделать много всего интересного, в том числе и аппликации. Из них получаются забавные человечки, разные животные, пейзажи и даже сюжетные картины.

Собирать материал для аппликаций тоже очень весело и просто, ведь найти листочки можно прогуливаясь в парке.

Из листочков клена можно сделать ежа, из березы рыбок, а дубовые листочки напоминают дерево.

Некоторые детали работы можно дорисовать фломастерами или красками.

Из листочков можно вырезать нужные детальки, т.е. использовать не целый листик, а вырезанный элемент. Используйте листочки разных цветов.

Можно предварительно высушить листики или положить ненадолго в книгу, чтобы они выровнялись. Еще можно высушить, прогладив их через лист бумаги.



Сухие листочки можно покрошить в крошку и посыпать ими основу, на которую нанесен клей. После этого стряхните оставшуюся крошку. Это занятие очень понравится деткам помладше.



ВИДЕО: Воспитателям и родителям — аппликации для детей

АППЛИКАЦИЯ От латинского слова «applicatio» - накладывание. Возникло в ХVI веке. Способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Используются разные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.


АППЛИКАЦИЯ это наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения; это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, следовательно, развитие речи и интеллекта; занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз


АППЛИКАЦИЯ способствует формированию у детей определенных знаний, развитию умений, отработке навыков и воспитанию личности усвоению знаний о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции усвоению знаний о симметрии и асимметрии развитию ориентировки в пространстве и на ограниченной поверхности, мелкой мускулатуры кисти рук




Создание развивающей среды (уголок эстетической деятельности) Белая, цветная и разно фактурная бумага, картон Наборы ножниц, клея, кистей, салфеток Цветные карандаши, фломастеры и маркеры, фурнитура, бросовый материал Подборка дидактических игр Альбомы и книги для рассматривания Заготовки Трафареты Альбомы с образцами, алгоритмами, моделями и схемами Игры со счетными палочками Картотека пальчиковых игр Плоскостная геометрическая мозаика Набор игр-упражнений и материалов для пальчикового массажа






Способы вырезывания 2. Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое Используется для вырезывания предметов симметричных форм (листьев, цветов) 3. Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз Для вырезывания предметов более сложной симметричной формы 4. Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой Для вырезывания нескольких одинаковых форм и для гирлянд 5. Вырезывание по частям 6. Вырезывание по контуру 7. Обрывание бумаги




В I младшей группе не предусмотрена программой, но работа воспитателя направлена на подготовку ребенка к овладению новым видом изобразительной деятельности Дети учатся: -раскладывать фигуры в заданном порядке -составлять предметы из 2-3 частей -соотносить их по форме, цвету, величине, пространственному расположению Тематика занятий: «Дорожка для зайчика», «Домик для Маши», «Шарики», «Узор», «Флажки», мозаика сюжетного характера: «Солнышко и дождик», «Курочка Ряба»




Задачи Знакомить детей с разными свойствами бумаги, как материала. Знакомить с приемами выкладывания и наклеивания готовых форм на лист бумаги. Учить ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с приемами работы с клеем и кистью. Учить составлению сюжетной композиции из геометрических фигур. Развивать подвижность руки.


Методы и приемы Тематика занятий 1. Предварительная работа: игры с мозаикой, мелким однородным материалом 2. Обследование и рассматривание предмета 3. Показ способов обследования, выкладывания и наклеивания 4.Совет, напоминание, помощь, исправление ошибок 5. Анализ в игровой форме I квартал: «Узоры на полосе, круге, квадрате», «Мячик», «Яблоко», «Шар» II квартал: «Узоры на квадрате, круге», предметы, состоящие из 2-3 частей: «Гриб», «Погремушка», «Снеговик», «Тележка», «Домик» III квартал: Сюжеты из готовых фигур и силуэтов «Кошка играет в мяч», «Курочка с цыплятами», «Слон-жонглер» Со II квартал – занятия – загадки (3-4)




Задачи Учить наклеивать узор на основу неправильной формы Учить правильно держать ножницы и действовать с ними Научить приемам вырезывания форм путем срезания углов, вырезывания фигур круг и овал из квадрата и прямоугольника Познакомить с техникой обрывания бумаги Продолжать учить детей наклеивать готовые формы по образцу, составлять композицию Продолжать развивать мелкую моторику руки.


Методы и приемы Тематика занятий 1.Информационно- рецептивный: рассматривание и анализ предмета 2. Показ образцов, конструкций, цветового решения, расположения 3. Показ техники работы с ножницами и приемов вырезывания 4.Репродуктивный: упражнения в том или ином способе 5.Словесные: пояснения, указания, образные сравнения, советы 6. Индивидуальное обучение 7. Анализ работ при активном участии детей -закрепление полученных знаний и умений во II младшей группе -введение ножниц, обучение резанью по прямой линии узких и широких полосок: «Билеты», «Лесенка», «Забор», «Скамейка», «Ворота», «Тележка», «Домик», «Елочка», «Снежинка», «Разноцветные цветы, звезды, флажки» -обучение косым срезам у прямоугольников, разрезанию квадрата по диагонали: «Дом с крышей и окнами», «Лодка с парусом», «Чашка с блюдцем», «Флажок с вырезом» -декоративная аппликация: украшение полос («Полотенце», «Шарфик»),квадрата («Ковер», «Салфетка»), круга («Тарелочка») -обучение вырезыванию округлых форм – кругов и овалов: «Снеговик», «Неваляшка», «Фрукты», «Самолет» -сюжетные композиции: «Колобок на дорожке», «Грибы в траве» + коллективные работы и по желанию




Задачи Учить находить и выделять знакомые формы в предметах, различать и называть квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник по основным признакам Уточнять знания о различных цветах и дифференцировать их на яркие, светлые, темные тона Учить сравнивать фигуры по величине: высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, тонкий, длинный, короткий, вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, слева, справа Продолжать обучать приемам вырезывания + вырезывание гармошкой и симметрично


Методы и приемы Тематика занятий 1. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов 2. Показ образца только при показе конечного результата новой, сложной работы или нового приема вырезывания 3. Привлечение детей к показу трудных моментов работы, к объяснению 4. Тренировочные действия – «прорисовка пальцем» линии контура на листе бумаги 5.Словесные: совет, указания, косвенные вопросы, напоминания 6. Анализ работ при активном участии детей, самостоятельное подведение итогов занятия В начале года – закрепление пройденного материала средней группы -закрепление умения вырезывания предметов округлой формы («Листья», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Цветы», «Цыплята», «Заяц») -предметная аппликация («Самолет», «Ракета», «Машины», «Автобус», «Медведь», «Неваляшка») -вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой («Веточка с листьями», «Елочные бусы», «Цветы»), используя для украшения узорами геометрических форм («Поднос», «Шарфик», «Салфетка», «Косынка», «Зонтик») -вырезывание симметрических фигур («Ваза», «Груша», «Бабочка», «Матрешка») -пейзажная аппликация («Зима», «Птички на ветке», «Желтые одуванчики на лугу») -прием обрывания бумаги -коллективные работы и по замыслу




Задачи Продолжать уточнять знания детей о знакомых геометрических фигурах + многоугольники с разным количеством углов Учить дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, различать холодные и теплые цвета, светлые и темные оттенки Продолжать обучать ориентировке на плоскости листа бумаги + напротив, по парам, на одном уровне Учить «рисовать» ножницами – вырезывание без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов Формировать умение самостоятельно планировать работу


Методы и приемы Тематика занятий 1. В повседневной работе – обследование предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов 2. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов + образное словесное пояснение 3. Частичный показ приемов вырезывания 4.Словесные: косвенные вопросы, напоминание, указания, совет 5. Анализ работ – самостоятельный с нахождением ошибок и их причин + выставки работ В начале года – закрепление пройденного материала старшей группы -вырезывание симметричных форм (вдвое) «Петрушка», «Космонавт», «Лыжник», «Медведь», «Рыба», «Голубь» и более раз «Снежинки» -вырезывание гармошкой – для украшения («Матрешка», «Петрушка») -вырезывание по частям («Собака», «Буратино», «Снегурочка») -сюжетная и пейзажная аппликация («Золотая осень», «Морское дно», «Космодром», «Теремок», «Прилет грачей» -декоративная аппликация для украшения поделок (коробочки, кошелки, дома, елочные украшения, открытки) -способом обрывания бумаги («Зимний пейзаж», «Снеговик») -прием вынимания -коллективные работы


Возрастная группа Количество занятий в год Количество занятий в неделю 2 младшая группа (2-3 г) 191 раз в 2 недели по 15 минут Средняя группа (3-4 г) 391 раз в 2 недели по 20 минут Старшая группа (4-5 лет) 391 раз в неделю по 25 минут Подготовительная группа (6-7 л) 191 раз в 2 недели по 30 минут Организация занятий






Аппликации в детском саду являются одними из самых эффективных способов развития способностей ребенка. И сегодня мы узнаем множество способов сделать отличную аппликацию из самых разных материалов.

Слово «аппликация» в переводе с латыни обозначает прикладывание. В искусстве под аппликацией подразумевают художественное произведение, выполненное с помощью наклеивания или пришивания к листу бумаги или ткани рисунка или узора. Сам рисунок или узор может быть сделан из различных материалов. В качестве такого материала можно выбрать бумагу, ткань, солому, различные семена, сухие листья деревьев, пластилин, крупы, тесто и др.

аппликации в детском саду из бумаги

Психологи считают, что работа головного мозга ребенка очень тесно связана с движением пальцев и ладоней рук, так как на них находится огромное количество нервных окончаний. Чем больше ребенок работает пальчиками, тем активнее он стимулирует головные полушария, тем лучше развивается его речь, память, мышление. Тем быстрее развивается и сам ребенок. Недаром педагоги говорят, что таланты ребенка – на кончиках его пальцев. Поэтому пальчики ребенка, начиная с самого его раннего детства, должны быть постоянно заняты: сгибаться и разгибаться, хлопать в ладоши, растирать ладони или пальцы.
Огромную роль в этом деле может оказать работа детей с бумагой, клеем и ножницами, т.е. выполнение аппликаций.

Работа над аппликациями развивает моторику пальцев и кистей рук, знакомит малышей со многими понятиями, такими, как геометрическая форма предмета, его размеры, цвет, материал, симметрия, выше и ниже, справа и слева. А главное – дети получают огромное удовольствие от результатов труда и от самого процесса работы.

аппликация в детском саду. Город

Работа над аппликациями включена в программы детских садиков. В младших группах детских садов выполняются самые элементарные аппликации, состоящие из 2-3-х простеньких геометрических фигурок: кружочка, треугольника, квадрата, ромба или прямоугольника. Из них составляются цветы, натюрморты, птицы и животные.

Прежде всего, малышей учат правильно держать кисточку для клея, правильно макать ее в клей, чтобы набрать в нее нужное количество клея, аккуратно смазывать деталь для аппликации с изнаночной стороны и приклеивать ее к основе. При этом малыши должны научиться пользоваться тряпочкой, чтобы не испачкать свою работу. Кисточку для склеивания надо класть только на выделенную для этих целей подставку.

При выполнении работы по наклеиванию частей аппликации ребенок должен научиться прикладывать вырезанную деталь к основе. На первых порах малыши делают аппликацию из одной детали, позже – из двух или трех частей, например, грибок, домик, снеговик. Притом, начинать работу необходимо их предметов, имеющих симметрическую форму. С такими предметами работать значительно проще.

Воспитателю необходимо подобрать удачное название для данной аппликации. Оно должно характеризовать предметы, изображенные на аппликации. Например, «Цветы в вазе», «Салфетка с узорами».

Основными задачами обучения детей в младшей группе с помощью аппликации являются: научить деток различать форму предмета (треугольник, квадрат, кружочек или прямоугольник) и определять основные цвета предметов (черный, белый, красный, синий, зеленый и коричневый). А так же необходимо учить малышей составлять сочетание цветов, знакомить их с величинами и количеством (много или мало, больше или меньше, ниже или выше). Детей младшей группы надо учить располагать предметы в ряд, чередовать предметы по величине, форме или цвету.

Воспитатель сначала должен объяснить малышам, чем они будут сейчас заниматься, а затем раздать каждому ребенку вырезанные детали для аппликации. Дети должны выполнять все работы только по команде воспитательницы, которая называет форму, цвет аппликации, показывает образец работы, а так же объясняет, как это можно сделать. Затем детям показывают каждый шаг выполняемой работы и сразу же проверяют его выполнение каждым ребенком. Детки должны уметь разложить все части аппликации на листе бумаги, смазать клеем деталь аппликации, приложить ее куда надо и приклеить.

В средней группе детей уже начинают учить пользоваться ножницами. Воспитательница несколько раз показывает, как надо держать ножницы, как резать. Дети учатся резать полоски бумаги, самостоятельно подбирать цвета аппликаций, учатся располагать предметы в ряд в зависимости от их размеров, формы и цвета, выполнять аппликации, состоящие из нескольких простых геометрических фигур.

В старшей группе дети должны уметь вырезать полоски из бумаги, резать по кривой линии и сложенную вдвое бумагу. Воспитатель объясняет, как нужно округлять углы детали, как держать ножницы, как поворачивать бумагу. Для детей это довольна сложная задача. Чтобы развить навыки вырезания, круг выполняемых работ детей значительно расширяется. Дети старшей группы выполняют узоры, состоящие из геометрических фигур, а так же предметы, имеющие сложную форму – цветы, листья, овощи, фрукты, вазы.

аппликация утенок из бумаги

Они должны уметь различать цвета, уметь составлять из нескольких частей предмет. В этом возрасте дети должны уметь выполнять более сложные аппликации, работать группами по 4 человека над коллективными работами.

В подготовительных группах дети должны уметь вырезать силуэты предметов, резать бумагу, сложенную несколько раз, использовать в работе не только основные цвета, но и оттенки цветов. Дети дошкольники должны уметь различать светлые и темные оттенки цветов, выполнять сюжетные аппликации: пейзажи, улицы, аквариумы, сюжетные композиции к сказкам «Теремок», «Колобок» и др. В это же время у них совершенствуются приемы создания изображений из обрывков бумаги. При работе с аппликациями детям предлагаются предметы, имеющие более мелкие детали, например, листья дерева, глаза, нос, рот.

В старших группах у детей развивается самостоятельность и сосредоточенность, обретаются навыки изображения более сложных предметов. Дети делают яркие панно, карнавальные костюмы, декорации для театра, костюмы к спектаклям, украшения для елки, для новогодних и других утренников, а так же подарки для родителей.

Работа над аппликацией в детском саду способствует формированию таких качеств характера, как аккуратность, умение работать в коллективе, умение прислушиваться к чужому мнению, учитывать интересы других детей.

Дети приучаются к дисциплине и порядку. Яркие красочные расцветки

аппликаций вызывают у ребенка массу положительных эмоций, развивают умение подбирать красивое сочетание цветов.
Работая над аппликацией, ребенок открывает для себя красоту и богатство окружающего мира, позволяет пережить чувство радости и одухотворенности от результатов собственного труда.

А ваши дети какие аппликации в детском саду делают? Чем можете похвастаться?

Цель:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствований умений в аппликации.
Интеграция областей:
«Художественно - эстетическое развитие» (приоритетная, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные) об относительной их величине. Закреплять умение детей создавать декоративные композиции. С целью создания выразительного образа учить приёму обрывания бумаги мелкими движениями пальцев. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения
Развивающие :
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образно логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитания желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Материалы: Муляжи грибов, иллюстрации с грибами, шаблоны грибов, цветные бумажные салфетки, тряпочки, кисточки, клей, клеёнки на каждого ребёнка. Рисунок корзинки на Ф- А1.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с грибами. Вырезывания шаблона гриба по желанию детей (боровик, лисичка, мухомор) по контуру, окрашивание ножки гриба. Разрезание цветных бумажных салфеток (красного, белого, коричневого, жёлтого цвета.) на 4 части,
1. Организационная часть.
(Звучит спокойная музыка, фонограмма «Звуки леса»)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы»
Дети: Гриб
Воспитатель: Ребята подойдите, пожалуйста, ближе к телевизору. рассмотрим фотографии грибов и вспомним некоторые из них.
- Грибы растут в лесу с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага. Какие грибы вы знаете?
Дети: (Боровик, лисички, подберёзовик, подосиновик и т. д.)
Воспитатель: Правильно, какие это грибы, назовите одним словом?
Дети: съедобные.
-В каком виде вы любите есть грибы?
Дети: (Грибной суп, солёные, маринованные, жареные и т. д.)
-Воспитатель: А ещё какие растут грибы?
Дети: несъедобные (Мухомор, поганки).
- Можно ли их собирать. (Нет).
2. Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем изготавливать очень интересную и необычную аппликацию «Грибы» (Показ изготовленного шаблона, сначала украсим шляпку гриба, а потом их сложим в волшебную корзинку, но прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.
Физкультминутка
По тропинке шли, (Маршируют)
Подберёзовик нашли. (Наклонились)
По дорожке шли, (Маршируют)
Боровик нашли. (Наклонились)
Боровик боровой
В мох укрылся с головой, (Показали, руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли – (Ходьба по кругу).
Хорошо, что тихо шли. (Остановились)
Инструкция:
1. Берём салфетки по цвету шляпки вашего гриба.
2. Аккуратно пальчиками рвём маленький кусочек салфетки.
3. Сминаем этот кусочек салфетки пальцами, чтоб получился маленький шарик.
4. Приготовим много таких шариков.
5. Наносим клей на шляпку гриба.
6. Затем всю шляпку заложим шариками из салфеток.
7. Дать изделию подсохнуть - грибочки готовы!
3. Самостоятельная работа детей.
Я предлагаю взять ваши шаблоны (боровик, лисичка, мухомор, которые вы приготовили вчера, и приглашаю вас сесть за столы.
Воспитатель садится рядом с детьми. Приступаем ребята к выполнению работы (пояснение, индивидуальная помощь).
4. Итоговая часть .
Молодцы ребята, принесите ваши грибочки к корзине.
Дети красиво располагают их на листе с корзиной.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у нас получилось?
Дети: Композиция.
Воспитатель: Как мы назовём эту композицию?
Дети: «Корзина с грибами»
Так как в нашей корзине собрались и съедобные и несъедобные грибы, предлагаю подарить её лесным игрушечным жителям, которые стоят у нас в группе. Вы согласны со мной?