Темы собраний с родителями в доу. Вопросы для собрания в детском саду (Шпаргалка для родителей)

Родительское собрание на тему «Что я знаю о своём ребёнке?»

Форма проведения: конкурс.

Участники: родители, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог, ПДО по ИЗО, музыкальный руководитель, ПДО по физкультуре.

Цели:

Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.

Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.

Предварительная работа:

Разработка сценария.

Оформление материалов к выставке по теме собрания - цитаты, высказывания известных людей.

Разработка и выпуск памятки для родителей.

Подбор методической литературы для выставки.

Анкетирование родителей по теме собрания.

Автопортреты детей.

Сочинение «Мой ребенок» (домашнее задание).

Беседа с детьми «Что ты любишь?».

Ход мероприятия:

1. На фоне музыки ведущая читает стихотворение

Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?

Пускай детишки разные, все умиляют нас.

Со щечками, с веснушками, с прическою и без,

Кто с мамиными ушками, кто копия - отец.

Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,

Машинками играются и прыгают с мячом.

Такие они разные все наши малыши,

Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…

Ведущая : Добрый вечер, уважаемые родители, гости. Тема нашей сегодняшней встречи «Что я знаю о своем ребенке?» и пройдет она в форме конкурса. На любом конкурсе присутствует жюри и сегодня наш конкурс оценивают Людмила Николаевна Ёлкина - старший воспитатель, Наталья Александровна Антошкина - педагог-психолог, Елена Александровна Микишева - ПДО по физкультуре.

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики, конструкторы и строители Личности ребенка». Вот почему так важно знать своего ребенка, чтобы успешно справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности.

2. Первый конкурс. Домашнее задание - сочинение «Мой ребенок». Ведущая зачитывает выдержки из сочинений (приложение 1).

3. Второй конкурс. Блиц - опрос.

Ведущая : Ваш ребенок посещает группу и каждый из вас причастен к её жизни. И вы наверняка знаете всех детей группы. Я буду задавать вопросы (приложение 2), а вы быстро на них отвечаете.

4. Третий конкурс.

Ведущая : В наш современный век очень популярны интерактивные игры, в которые любят играть и взрослые. Мы тоже поиграем в такую игру, она называется «Верно - неверно». Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо наши участники знают своих детей. Правила игры: я буду задавать вопросы участникам, на которые уже ответили ваши дети. Количество совпадений ответов будет подсчитывать жюри (приложение 3).

5. Четвертый конкурс.

Ведущая : А следующий конкурс проведет педагог по физкультуре. Вы будете участвовать в «заочном» соревновании со своими детьми - упражнении на равновесие «Цапля» (приложение 4).

6. Пятый конкурс.

«Внимание, конфликт!» - проводит педагог-психолог. Конфликт является частью повседневной жизни. В его основе лежит столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, а наша жизнь немыслима без этого. Ибо один из философских законов развития - это единство и борьба противоположностей. Но важно уметь позитивно себя вести и конструктивно его решать. Как справляются с конфликтами наши семьи, мы сейчас увидим. Разбор трех конфликтных ситуаций (приложение 5).

7. Шестой конкурс.

«Автопортрет». Ребята вместе с педагогом по ИЗО заранее нарисовали свои автопортреты. Ваша задача - угадать портрет своего ребенка.

8. Физминутка. Игра - эстафета «Собери пирамидку». Собрать пирамидку по одному кольцу без стержня.

9. Мастер - класс по изготовлению фоторамки из бумаги способом оригами . Проводит второй воспитатель группы.

10. Ведущая: Пока жюри подводит итоги конкурса, я расскажу о результатах анкетирования. В нем приняли участие 8 родителей из 8-ми. От 100 до 150 баллов набрали 3 семьи (зачитывается расшифровка), меньше 100 баллов - 5 семей (приложение 6).

11. Оглашение результатов конкурса жюри (приложение 7), вручение памятных медалей «За родительскую активность и отзывчивость», сувениров, памяток «Воспитывайте детей успешными».

12. Чаепитие . Обсуждение с родителями понравившихся и новых форм взаимодействия - клубы по интересам, конкурсы, дискуссии, встречи выходного дня, совместные экскурсии, мастер-классы от родителей, фотовыставки.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«…Мой сынок очень ласковый и ответственный мальчик, его любимое выражение «Ведь мы же семья»…» (о Саше)

«…Наш мальчик необычный ребенок - очень любознательный, любопытный «почемучка»…» (о Косте)

«…Доченька - наша звездочка, это светлый и добрый человечек…» (о Лене)

«…Подвижный, шаловливый, при этом чуткий и добрый …» (о Владике)

«… Мой сын для меня самый-самый… моё маленькое солнышко в доме …» (об Игоре)

«… Нашему сыну 6 лет и он бывает забавным, капризным, трудолюбивым и ленивым - он каждый день разный…» (о Лёне)

Приложение 2

Блиц - опрос:

· Кто самый старший в группе? (Дима)

· Кто самый младший в группе? (Эсмира)

· Кто не любит сидеть на месте? (Саша)

· Кто самый дружелюбный? (Игорь)

· Кто часто приносит в детский сад мягкие игрушки? (Костя)

· У кого самые длинные волосы? (Лена)

· Кто самый любознательный? (Ваня)

· Кто самый молчаливый? (Владик)

· У кого самая стильная прическа? (Боря)

· Кто в группе ходит в рубашке? (Боря, Дима)

· Кто из ребят ухолит в школу? (Саша, Дима, Игорь)

Приложение 3

Игра "Верно-неверно"

Приложение 4

Упражнение Цапля

Приложение 5

Конфликтные ситуации:

· Ванюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие. Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам, сам, сам!». Мать: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

· Четырехлетняя Маша на прогулке заполнила карманы мелкими камешками, решив, что дома будет играть с ними. Мама заметила оттопыренные карманы пальто: «Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор, только убирай за тобой!». Маша: «Это камешки… красивые… я ими играть буду». Мама: «Выбрасывай сейчас же!» настаивает мама, и камешки летят в разные стороны. Девочка плачет.

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Однако родители - люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание .

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами.

В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы. Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно .

Родительские собрания могут быть: организационными; текущими или тематическими; итоговыми; общесадовскими и групповыми.

Часто перед педагогами в период подготовки к родительскому собранию встает вопрос: как построить собрание, какую форму для проведения лучше всего выбрать? О формах проведения собраний достаточно много написано в специальной литературе. Можно использовать только одну форму, можно взять несколько на одном собрании. Главное - не переборщить, да и выбранная тема собрания должна соответствовать форме проведения .

Круглый стол. Проведение в такой форме предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы он был, и за ним сидели и педагоги, и родители, и гости собрания. В такой обстановке обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания, родители знакомятся друг с другом. Задают вопросы и отвечают на них не обязательно педагоги детского сада. Во время такого собрания можно объединять родителей парами или тройками для обсуждения какого-либо вопроса, ситуации.

Конференция. На конференции собираются и педагоги, и узкие специалисты, и родители, которые заранее готовятся к выступлению по одной теме. Каждый выступает со своей точкой зрения, как он видит данную жизненную ситуацию. Это дает всем причастным к воспитанию детей возможность не только высказаться, но и услышать другого человека, а затем прийти к общему мнению. В результате у родителей накапливаются знания в области воспитания детей и устанавливаются доверительные отношения с педагогами.

Презентация. Такая форма предполагает знакомство с чем-либо или с кем-либо. Презентация готовится заранее. Она может сопровождаться показом иллюстраций, фото-, видеоматериалов. Презентацию могут подготовить как родители, так и педагоги.

Семейный театр. Семья разыгрывает ситуацию, случай по теме собрания, потом идет обсуждению. Ситуацию готовят вместе родители и педагоги.

Родительская почта. Учитывая занятость, а также стеснительность многих родителей, можно использовать эту нетрадиционную форму общения с семьей.

Заранее оборудуйте почтовый ящик, поместите его в приемную, положите листы бумаги и ручки, чтобы любой родитель имел возможность в короткой записке высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Чтение и обсуждение записок происходит на собрании.

Конкурс. Данное собрание готовится совместно с родителями. Обычно конкурсы приурочивают к какой-нибудь дате.

Маска откровения. На обсуждение выносится проблема, поставленная маской. Родители и педагоги совместно подбирают оптимальные варианты решения данной проблемы.

Школа для родителей. В основном такая форма нужна молодым матерям и отцам с целью получения педагогических знаний. Здесь будут вести урок учителя, в роли которых выступят не только педагоги ДОУ, но и опытные родители.

Видеозаписи, слайд-шоу. Просмотр видеофильмов, слайдов обычно очень нравится участникам собрания. Родители эмоционально реагируют на увиденное, появляется много вопросов, реплик, суждений, высказываний.

Психологическая игра. Обычно такая игра происходит с участием педагога-психолога. Используется игра-модель социального взаимодействия, в которой усваиваются и меняются социальные установки. Схема проведения игры:

Создание игровой проблемной ситуации;

- «проживание» проблемной ситуации. развертывание игрового сюжета;

Подведение итогов.

Выставка. Очень часто, почти на всех собраниях, используются выставки. Тематика их разнообразна: фотографии, книги, поделки, игрушки, рисунки. Цель выставок - желание рассказать о своей семье, жизни детского коллектива, а также вызвать положительные эмоции. Пассивные родители, не участвующие в выставке, рассматривая экспонаты, слушая рассказы педагога или родителя, становятся активными и уже в следующий раз с удовольствием участвуют в мероприятиях.

Родительский клуб (семейный клуб). Данная форма собраний родителей более сложна, так как требует большой подготовки. На такие заседания приглашаются специалисты из различных организаций, связанных с работой с детьми. Клуб основывается на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения. Тематика встреч формируется и запрашивается родителями. Заседания клуба могут проходить в форме круглого стола, вечера воспоминаний, практикума, гостиной, посиделок.

Благодаря таким формам организации собраний родители почувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и научатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада .

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает:

Относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное - не стандарт, а личностные достижения каждого;

Увидеть сильные и слабые стороны собственного ребенка и учитывать их;

Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке;

Понимать, что путем одностороннего воздействия нельзя добиться положительных результатов, можно лишь подавить или запугать ребенка .

Если в старших группах детского сада родители воспитанников - союзники и помощники воспитателя, то в группах младшего возраста их еще надо сделать таковыми. А для этого нужно начать общаться с родителями еще до посещения ребенком ДОУ.

Надо пригласить родителей будущих воспитанников в группу и начать знакомство не с формального собрания, на котором воспитатель будет читать им лекции, а с дружеской встречи людей, сопричастных жизни ребенка.

Родителям будут интересны ответы на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, на что надо обратить особое внимание и каким образом помочь ребенку.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Зачастую родители игнорируют родительские собрания в детском саду. Они считают, что лучше других знают своего ребенка, его проблемы и потребности. Вторая причина заключается в том, что большинство родителей допоздна заняты на работе, поэтому на выполнение домашних дел остается не так много времени, а посещение родительского собрания может расстроить все планы на вечер. К тому же, многие родители думают: раз ребенок еще маленький, у него еще не может быть серьезных проблем с поведением и общением со сверстниками, а нарекания со стороны воспитателей и других родителей - результат несправедливого отношения к малышу. Общение с родителями других детей многим видится необязательным, а обязанности проведения различных мероприятий в детском саду родители часто перекладывают на плечи воспитателей и нянечек.

Такой безответственный подход к вопросу посещения родительских собраний может грозить в будущем серьезными проблемами . Все дело в том, что отношения между родителями и детьми, как и сам процесс воспитания, должны строиться на понимании ребенка, его важнейших потребностей и желаний. При этом очень важно вовремя замечать возникающие проблемы, чтобы иметь возможность исправить ситуацию, пока еще не поздно. Ведь именно в дошкольном периоде идет формирование главных черт личности и характера человека, его положительных и отрицательных качеств, а также формируются некоторые комплексы, от которых в будущем очень сложно избавиться.

Прохорова С.Ю. пишет, что лучше всего проводить нетрадиционные родительские собрания, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное - на 25%, написанное - на 40%, проделанное - на 70%. Несомненное, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей .

Родители будут с радостью идти на родительское собрание, зная, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам.

Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:

Актуальность тем, поднимаемых на встречах;

Насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;

Возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов.

Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.

Кроме того, родительские собрания позволяют:

Давать родителям информацию педагогического, психологического, логопедического содержания; повышать педагогическую компетентность как родителей, так и воспитателей;

Наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии детей, причем выводы об это родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе;

Продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;

Приглашать семью на консультацию к специалистам, знакомя их с сотрудниками ДОУ; родители порой и не догадываются, что их проблема может стать объектом помощи, когда специалистов приглашают взглянуть на ту или иную семейную ситуацию по-новому;

Организовать экспресс-консультации со специалистами сразу после собрания;

Задействовать эмоциональную сферу детей и взрослых, организуя собрания в атмосфере праздника;

Знакомить с требованиями ДОУ, обосновывать их содержание с позиции заботы о детях; родители узнают задачи детского сада и лучше понимают свою роль; работа специалистов и воспитателей становится прозрачной для родителей.

Таким образом, содержания и формы работы с семьей в ДОУ должны отличаться разнообразием. Жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива - уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентности в решении современных задач воспитания и образования.

В последнее время стали популярны так называемые нетрадиционные родительские собрания, предполагающие совместное присутствие родителей с детьми. Такие собрания посвящены заранее оговоренной теме, например, «Будь здоров» (о здоровье ребенка). Нетрадиционные родительские собрания проводятся в полуигровой форме, чтобы детям тоже было интересно, но, по сути, это лекция для родителей по педагогике - советы о том, на что обратить внимание в процессе воспитания ребенка . Такие собрания действительно очень информативны и полезны для родителей, но, к сожалению, пока что в большинстве детских садов преобладают традиционные формы работы с родителями.

Рассмотрим виды родительских собраний нетрадиционной формы, предложенных Т.А. Фалькович .

«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель - ребенок - детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое - либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов»

«Семинар-практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок-левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток-шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

В сравнении с Т.А. Фалькович, С.Ю. Прохорова выделяет следующие нетрадиционные формы проведения родительских собраний в практике воспитателей. Среди них: организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания родителей с детьми, собрание - конкурс .

В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

Собрание - деловая игра, она имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а также способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…

Собрание-конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я - читающая семья» или «Папа, мама, я - спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.

Собрание-практикум не только знакомит родителей с теоретическими понятиями, но и обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

Как указывает Т.А. Фалькович, на родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Реверсионная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоциации», «Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы», «Мини-эксперимент» .

Таким образом, в настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Работа, проводимая педагогами дошкольных учреждений, способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников, развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде .

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организации нетрадиционных форм родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении позволяет сформулировать следующие выводы: основными задачами взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи на современном этапе являются повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение их в образовательный процесс детского сада .

Наиболее характерными тенденциями в построении совместной работы с семьей являются: стремление реализовывать единую программу воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье, планирование образовательного процесса педагогом и воспитательных усилий родителей на основе анализа результатов диагностики уровня развития ребенка.

В настоящее время сложились устойчивые (традиционные) формы работы детского сада с семьей. Осуществляется работа в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводится работа с родителями своих воспитанников в следующих традиционных формах: родительские собрания, консультации, анкетирование, семинары, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов . За пределами детского сада осуществляется широкая педагогическая пропаганда. Формы этого направления работы с семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на оказание педагогической поддержки и помощи семьям в процессе воспитания детей. Это могут быть университеты педагогических знаний, кинолектории, школы для родителей, тематические выставки, дни открытых дверей в дошкольных учреждениях, родительские конференции и т.п.

Родительское собрание «Давайте познакомимся!» Первое собрание в младшей группе.

Цель : Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей с режимом, правилами и работой детского сада. Адаптация ребёнка к ДОУ.

Повестка собрания:

Сообщение темы и цели собрания

Знакомство с родителями

Игра с мячом

Презентация на тему: «Адаптация в детском саду», «Один день в нашей жизни группы «Пчёлки»

Выборы родительского комитета.

О разном.

Ответы на вопросы родителей

Итог собрания

Задачи :

Познакомить родителей с задачами детского сада на новый учебный год, с планами группы на ближайшее время;

Обновить анкетные данные семей воспитанников;

Научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться.

Подготовка :

Оформить презентацию « Адаптация детей в детском саду » , «Один день в детском саду группа «Пчёлки».

Ход СОБРАНИЯ

Дорогие родители! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача.

Но вначале, не зря же наша встреча называется «Давайте познакомимся!» , давайте познакомимся.

Итак, сначала представимся мы, воспитатели группы «Пчёлки» Ященкова Галина Викторовна, Кирютина Юлия Сергеевна.

А теперь слово вам, дорогие родители. (представление родителей) Но мы это сделаем необычно. У меня в руках мяч, я буду вам кидать, а вы ловить вставать и представляться Имя Отчество и чьи вы мама, и папа. Ну что начинаем. ПРОВОДИТСЯ ИГРА.

Ну вот мы и познакомились.

Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские, партнерские отношения.

Наша презентация называется « Адаптация детей в детском саду» (показ презентации)

1слайд

Наш малыш - «наше сокровище, наше счастье, свет наш в окошке» - уже немного подрос, начал ходить, бегать и говорить. Пора отдавать в детский сад!

Ребенок привыкает к посещению детского сада в течении одного-двух месяцев.

Любая адаптация идет на двух уровнях:

  • Физическом
  • Психологическом

2 слайд

На физическом уровне малышу надо привыкнуть:

  • К новому режиму - определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы);
  • Необходимости самоограничений;
  • Невозможности уединения;
  • Новой пище, новым помещениям и т.д.

На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть:

  • К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т.д.);
  • Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;
  • Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
  • Необходимости отстаивать свое личное пространство.

3 слайд.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: УСТАЛОСТЬ

Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость:

  • Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи;
  • Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних;

Каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей.

Заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду.

4 слайд.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ

Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен. Резкая его смена – это стресс.

5 слайд.

СПАТЬ ПОРА.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью.
Длительное недосыпание причина плаксивости, ослабления внимания, памяти.
Дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми, снижается аппетит и сопротивляемость организма к заболеваниям.

6 слайд.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

  • Лучшее пробуждение ребенка – самостоятельное;
  • Если ребенка будят в фазе глубокого сна, то он просыпается не сразу, тяжело, часто капризничает, бывает вял и пассивен;
  • Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения;
  • Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно;
  • Одежда должна быть простой, чтобы ребенок мог самостоятельно легко снимать и надевать ее.

7 слайд.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!

  • Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки.
  • Важно, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт ребенок испытывает вдали от мамы в незнакомом коллективе.

8 слайд.

Но! Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу.

  • Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка;
  • Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей;
  • Если по возвращении домой из садика ребенок часто засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил.

9 слайд.

Отложите на время все нововведения:
- Не подходящий момент, чтобы менять привычки;
- Делать в квартире ремонт;
- Устраивать кроху в новый кружок и т.д.
Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку:
- Побудьте с ним вдвоем;
- Поиграйте или почитайте вместе;
- Не спешите домой после садика;
- Погуляйте на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой;
- Обсудите прошедший день;
- Выслушайте ребенка, ответьте на все вопросы и поддержите, если произошла малейшая неприятность.

10 слайд.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НЕ ПУГАЙТЕ САДИКОМ.

  • Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!»
  • Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают;
  • Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.

И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

11слайд.

Признаки успешной адаптации к детскому саду:

  • Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не просыпается во сне;
  • Хороший аппетит;
  • Нормальное поведение. Дома ведет себя как обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает;
  • Нормальное настроение;
  • Легко просыпается по утрам;
  • Есть желание идти в детский сад.

12 слайд.

Признаки дизадаптации к детскому саду:

  • Нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок;
  • Нарушение аппетита. Отказывается от еды, есть мало, жалуется на боли в животе;
  • Появление вялости, капризности;
  • Появление агрессивности, часто меняется настроение;
  • Ребенок стал чаще болеть.

13 слайд.

Факторы, мешающие адаптации ребенка к детскому саду:

  • Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
  • Чрезмерная тревожность родителей;
  • Нежелание взрослых давать самостоятельность малышу;
  • Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
  • Болезненность малыша;
  • Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

14 слайд.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

А теперь пришла пора познакомиться с нашими детьми. Наша презентация называется «Один день в нашей жизни» (показ презентации)

«Дети - это счастье, созданное нашим трудом.» занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью, приятными ожиданиями в жизни. Пусть встречи детей нашей группы с вами обязательно будут яркими, полезными, увлекательными.

Ваше желание нам помочь в воспитании и организации интересной жизни детей даёт возможность надеяться, что никто не останется в стороне. В этом нам также поможет и родительский комитет, который вы выберете.

(выбор родительского комитета)

Ну вот и закончилось наше родительское собрание. Огромное спасибо, что пришли. Желаю Вам удачи, терпение в учебном году, и главное здоровья нашим деткам.

Академия родительского образования. "Гармония детства. Не талантливых детей не бывает."

Форма и тема мероприятия могут быть полезны как в ДОУ, так и учителям начальной школы. Тема актуальна и своевременна. В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании ребёнка приоритетное направление - развитие его личностных качеств, при этом особенное внимание надо обратить на одарённых детей.
Департамент Образования г.Москвы
ГБОУ Гимназия №1582. Второе дошкольное отделение.

Мы предлагаем вам проделать путь
от ума к разуму; от опыта к мудрости;
мы предлагаем вам научиться
не просто смотреть и слушать
– но видеть и слышать.
Это непросто – но это изменяет всё…

Нетрадиционное родительское Собрание. Академия родительского образования - «Гармония детства. Не талантливых детей не бывает»


Основная идея деятельности Академии:
способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя и ребёнка.
Решаемые задачи:
1. Расширение возможностей понимания своего ребёнка;
2. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком;
3. Выработка навыков взаимодействия с ребёнком.
4. Активизация коммуникаций в семье.
Форма проведения:
Цель : познакомить родителей воспитанников с признаками одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.
Задачи : вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния воспитателей и родителей на развитие одаренных детей, обратить внимание на данную проблему общества.
Подготовительный этап. Составляются мини рекомендации для родителей, памятки по теме собрания. Составляется тематическая презентация в программе Power Point.
Оборудование : Аудиозаписи: «Фанфары», «Веселая зарядка», спокойная классическая музыка. Видео оборудование. Презентация Power Point «Академия». Угощения к чаепитию. Сувениры «Божья коровка» - подарки родителям. Схемы построения оригами, изображенные на доске, игры, дидактические игрушки: телефон службы Спасения, кукла Тетушка Заботушка, бусы, шашки, спички – счетные палочки. Карточки для проведения блиц ответа.
Проведение собрания.
Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет проходить собрание, рассаживаются.
Ход родительского собрания.
Собрание проводится за круглым столом с чаепитием,
- Добрый вечер, дорогие наши Неравнодушные родители. Мы рады приветствовать Вас, в родительской Академии. Вы в детском саду, основным видом деятельности здесь является игра и сегодня мы будем много играть, играть в необычные игры.
В начале нашего собрания позвольте вручить грамоты, благодарственные письма родителям, чей вклад в жизнь нашей группы – неоценим. Нам приятно, что Вы с большим энтузиазмом работаете в тесном сотрудничестве с педагогами по мере сил и возможностей, помогаете, поддерживаете, нередко выручали в самых сложных ситуациях. Мы высоко ценим Ваш вклад в благородное дело воспитания подрастающего поколения
Вручение благодарностей, сувениров под торжественную музыку.
В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании ребёнка приоритетное направление - развитие его личностных качеств, при этом особенное внимание надо обратить на одарённых детей.
Очень важно знать в природе не существует неодаренных детей. Известно, что Менделеев имел лишь тройку по химии, а Пушкин вовсе не разбирался в математике. Задача взрослых определить к чему склонен ребенок. Одни тяготеют к математике, химии, биологии и физике, другие - к строительству, технике и моделированию, третьи - к поэзии, музыке и искусству, а четвертые – к спорту, путешествиям и бизнесу. «Ни к чему не способные» могут быть творцами утонченного юмора и неиссякаемого оптимизма, радужными дизайнерами или проповедниками доброты. Разве современный депрессивный мир не нуждается в целительной улыбке добрых, чистых, честных и отзывчивых людей! Ответственная задача педагогов, родителей и руководителей всех рангов заключается в выявлении природной одаренности ребенка, и способствовать реализации этого дара. Терпение и любовь, любовь и терпение - главные критерии при обращении и работе с детьми! Иные дети очень стеснительные и сложно их пробудить на соревнования, а другие - счастливы от самой возможности с кем-либо соперничать.
Разминка.
- Дорогие друзья, сегодня многое возможно Вас удивит. Все игры, предложенные сегодня вам, нацелены на развитие полушарий мозга…Все, о чем мы будем говорить не случайно… Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.
- "Зеркальное рисование" . Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
- "Колечко" . Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Основная часть. Дискуссия по теме.
- Представьте, что где-то на далеких островах в Тихом океане родился мальчик с музыкальными задатками Моцарта. Каково будущее этого ребенка, если учесть, что на острове не существует никаких музыкальных инструментов, кроме барабана и никаких песенных традиций, кроме одноголосого пения? Каковы ваши мнения? - Высказывание мнений.
- Ученые считают, что всякая деятельность требует от человека обладания определенными качествами. Эти качества помогают человеку справляться с деятельностью и как бы определяют его пригодность к ней. Они показывают, насколько успешно человек сможет ее выполнить. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют способностями человека.
- Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности - сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психические процессы, но и все развитие личности.
Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сферах общения (лидерство) и психомоторики.
- Для развития тех или иных способностей необходимо создать ребенку условия, которые развивали в нем именно то, что в данный момент может наиболее эффективно развиваться. Другими словами, следует принять во внимание его чувствительность к тем или иным воздействиям, или по выражению психологов, его сензитивность. Вновь мы коснулись темы сензитивности. Сензитивный период - период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Таким образом, способности имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которых получают (не получают) своего рода толчки к развитию.
- Еще одним важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умения максимально напрягаться при достижении цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек достигает предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Важно соблюдать еще одно условие: формирующейся личности необходимо предоставлять большую свободу в выборе видов деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы. Но предоставление ребенку свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
ПОМНИТЕ : Семья способна развить или загубить творческие способности ребёнка ещё в дошкольном возрасте.
Блиц-ответ .
- Сейчас давайте немного отдохнём, мы вводим новую традицию, на каждом собрании мы будем проводить небольшой блиц-ответ. Родителям предложены карточку, где написаны возрастные особенности физические-психические наших детей. По очереди каждый родитель зачитывает, то что написано у него в карточке. То есть, здесь Вы не только слушаете, но и читаете и проговариваете. Это распространённая форма для запоминания.
(карточки)
1. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
2. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью.
3. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование.
4. В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год.

5. В возрасте 4-5 лет костная система находится в процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).
6. Также можно поручать детям несложную домашнюю работу, требующую небольшою физического напряжения (например, пропылесосить ковер или помыть пол). Пусть у него все получается хуже, чем у вас, зато он приобретает трудовые навыки, а заодно развивается физически.
7. Формирование легочной системы в 4-5 лет продолжается и обычно заканчивается к 6-7 годам. Дыхание становится более глубоким. При физических нагрузках (беге, подвижных играх, катании на велосипеде, коньках и т. п.) вентиляция легких усиливается. Это способствует тренировке и развитию органов дыхания; вследствие чего у ребенка реже возникают простудные заболевания.
8. Артериальное давление у детей 4-5 лет составляет примерно 95 на 59 мм рт. ст. (у взрослых норма 120 на 80). Частота сердечных сокращений колеблется от 90 до 100 ударов в минуту. К 5 годам увеличивается вес сердца, соответственно увеличивается и работоспособность сердечной мышцы.
9. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
10. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит и к повышенной обидчивости на замечания.
11. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
12. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста.
13. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4-5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки.
14. Первые пять лет жизни - «золотая пора» развития сенсорных способностей детей. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.
15. У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.
16. Чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.
17.Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20м. м
- Вам было интересно узнать это про вашего ребёнка?
Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое программирование, сокращённо НЛП
Оно помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д
Л П П В Л
Е Ж З И К
В Л П В Л

Л М Н О П
Л П Л Л П

Р С Т У Ф
В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
Предметно – развивающая среда. При организации ПРС, мы учитывали многолетний опыт работы, создавая развивающий и удобный современный интерьер совместно с родителями. Пространство группы состоит из четырех так называемых модулей:
Игровой модуль;
Модуль свободной деятельности детей;
Бытовой модуль;
Модуль безопасности
- Есть ли вопросы по созданию развивающей среды? Значение которой переоценить невозможно. Рассматривание оборудования… Высказывание мнений…
Инсценировка: Демонстрируется инсценировка короткой сценки (ВИДЕО). В роли актеров дети. После просмотра небольшая дискуссия.
Изображение сказочной поляны.
На импровизированной сцене стол, на котором подготовлено все для занятия по рисованию (краски, кисти, и т.д.), Появляется Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садиться за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходиться долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда, наконец, все усаживаются, Мальвина произносит
- Сегодня, дети, мы будем с вами учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается на большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги большую кляксу. Затем внимательно рассматривает её, снова обмакивает кисть в краску и ставит рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку.
Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.
На слайде №1 тема собрания
-- Давайте сейчас вместе порассуждаем, кто из сказочных персонажей проявил нестандартные способности мышления, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческое начало.
Родители высказывают своё мнение.
(Настраиваем родителей на дискуссию, обмен мнениями, задаем вопросы)
На слайде №2 следующие вопросы:
Что же такое «Одаренность», в чём она может проявляется? Какая она бывает?
Короткая дискуссия.
Да, уважаемые родители, во многом Вы правы. А вот, что говорят об одаренности специалисты.
Слайд №3
Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей.
Слайд №4
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения нового. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Слайд №5
Фундаментальный вклад в изучение способностей человека был сделан в трудах выдающихся российских психологов Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. По мнению Б.М. Теплова - понятие одаренности имеет комплексный, синтетический характер и тесно связано с конкретными требованиями, которые предъявляет человеку практическая деятельность. Б.М. Теплов подчеркивает, что бессмысленно говорить об "одаренности вообще", поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим дифференцируются два вида одаренности:
Слайд №6
специальная одаренность, которая понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в некоторой деятельности;
общая одаренность, которая в отличие от специальной рассматривается применительно к широкому кругу деятельностей.
Каких же детей можно считать одаренными? Ответы родителей.
Слайд №7
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд №8
Виды одаренности:
Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;
Интеллектуальная одаренность различных видов;
Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;
Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Слайд №9
Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.
Слайд №10
- Пастор и ученый Карл Витте считал, что способности есть у каждого ребенка и они являются результатом обучения и воспитания в первые пять-шесть лет жизни. Этот ученый провел одно из наиболее интересных лонгитюдных исследований в области психологии одаренности, причем в качестве испытуемого выступал его сын. В 1800 году на заседании магдебургского педагогического общества преподавателей гимназий в горячем споре со сторонниками генетического подхода к одаренности Карл Витте произнес свою знаменитую фразу: "Если Бог пошлет мне сына... то я, сделаю из него выдающегося человека". Вскоре у пастора действительно родился сын, который в честь отца также был назван Карлом. Карл Витте-старший разработал множество педагогических приемов, позволявших ему обучать и развивать своего ребенка. Первоначально не только критики-педагоги, но даже жена пастора не верили в успех. Однако по мере взросления мальчика им пришлось изменить свое мнение.
Слайд №11
- Уже в неполные восемь лет маленький Карл мог читать и переводить Плутарха с греческого, сочинения Юлия Цезаря с латыни. Его не затрудняли ответы на вопросы по этим далеко не простым произведениям. Он также легко читал по-итальянски и по-французски, беседуя на этих языках с преподавателями так, как будто это был его родной язык. Он мог решать в уме сложнейшие математические примеры, обладал блестящими познаниями в географии и истории. Уже в 9 лет мальчик поступает в Лейпцигский университет, в 13 лет становится доктором философии, а в 16 лет получает степень доктора юриспруденции. В 18 лет юноша становится профессором Гейдельбергского университета. С 23 лет и до самой смерти он работает заведующим кафедрой в Бреслау. Его коллеги и ученики отмечали его эрудицию, блестящие способности педагога и ученого.
- А какого мнения придерживаетесь Вы? (небольшая дискуссия)
Слайд №12
«Талант похож на жемчужину, заключённую в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребёнка очевиден: он прекрасно рисует, поёт, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трёхзначные числа… Нужно очень постараться, чтобы не заметить очевидное - этот ребёнок - талант. Таких детей очень мало».
Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Талант (а если не талант, то способности) есть у каждого ребенка. Но нужно приложить усилия, для того чтобы его разглядеть и развить. В научной психологии различают два типа одарённости детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого типа, обладают прежде всего нестандартностью мышления. Они резко выделяются из толпы. Любопытно, что, если человек одарён творчески, у него всегда высокий интеллект. А вот интеллектуал, в свою очередь, может быть напрочь лишён творческих способностей.
Слайд №13
- Базу будущего дара надо сформировать! Разовьёт свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов. Но сегодня статистика печальна: большинство детей к 8-10 годам теряют свои задатки. Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения, их заложили мама и папа. Конечно. Все родители понимают, что задатки ребёнка надо развивать, превращая их в способности. И тогда их чадо достигнет успеха.
Способности - это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности, только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно угасают или деформируются. Способности, вовремя не выявленные и нераскрытые - утрачиваются. К тому же, у каждой способности своё время. А если просто ждать у моря погоды?
Слайд №14
Уже к 7 годам у малыша может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей (Б. Никитин). То, что в 2- 3 года познается с интересом, легко, в 6 лет может вызвать трудности и как следствие – нежелание учиться. Упустишь – не наверстаешь. Поэтому особенно актуально раннее развитее детей.

Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания. Вот и жалуются потом мамы и папы, что «ему бы только телевизор смотреть», «только бы за компьютером сидеть», «только бы во дворе гулять». И забывают мамы и папы, что когда-то им было «некогда замечать, что ребёнок тянется к краскам, мечтает ходить в каратэ или влюблёнными глазами смотрит на пианино в гостях у друзей.
Родители должны быть партнёрами в процессе воспитания и образования своего сына или дочери. Благодаря педагогическому вниманию и заботе дети раскрывают и проявляют свой талант, добиваясь невероятных высот.
- Одной из приоритетных задач современного образования является развитие способностей дошкольников, выявление возможностей ребёнка или его одарённости, которая обеспечивает возможность достижения успеха в одной или нескольких областях.
Предлагается «Веселая зарядка» (музыка) с упражнениями для развития полушарий мозга. Упр. 1 «Тучка - Солнышко», 2. «Ухо - нос», 3. «Животик - голова», 4. «Колечки», 5. «Ладошка- кулачок-ребро»
- внедрение передовых образовательных технологий, каких именно мы сейчас расскажем:
Занятия Оригами имеют следующее значение для развития дошкольника: развивают мелкую моторики пальцев, глазомер, речь, внимание, память, творческие задатки, творческое воображение, художественный вкус, конструктивное мышление; происходит знакомство с геометрическими понятиями; дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) ; способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками; влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки; позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
- конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
- театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов. Работа рук, движение пальцев и мышц кисти подают сигналы в центральную нервную систему, побуждая активизировать большую часть клеток. Возбуждение передается практически на всю кору больших полушарий, активная работа клеток заставляет сосуды в этой области мозга расширяться и гнать кровь, глюкозу и кислород в усиленном количестве.
Игры с карандашами, Бусами, массажерами «Су джок», теннисными шариками, Игрушками –прыгунками. Практический показ…
Чудо ширма – коммуникативное чудо – важным направлением этой работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитание эмпатии (способности чувствовать, понимать настроение другого человека). Данное наглядно – дидактическое пособие можно использовать в любом виде образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми.
Шашки – Развивают способность к концентрации внимания, умение выстраивать цепь, понятие очередности, игры по правилам, усидчивости, чувство здорового азарта, требует от играющего усиленной деятельности в мысли, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. формирование настойчивости,
Заключение . - Уважаемые родители! Завершая нашу встречу, надеюсь, что на начальном этапе – дошкольного детства, нашим вкладом в будущий успех детей будет выявление и развитие их способностей. Думаю, что, объединив усилия, мы обязательно добьёмся успехов.
Талант – это дар Божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я"

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Однако родители - люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

В Детском саду «МДОУ № 2 компенсирующего вида» (г.Екатеринбург), в котором я работаю, применяются следующие формы проведения родительских собраний:

  • психологический тренинг;
  • мастер-класс;
  • совместное занятие детей с родителями;
  • день открытых дверей;
  • показ театральных постановок.

Подготовка родительского собрания

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами . Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.

5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.

6. Изредка мы приглашаем сказочного героя на собрание.

7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

  • подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей;
  • подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации;
  • продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания - 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два - три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение - дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Приведу пример: на последнем родительском собрании в нашем детском саду обсуждалась тема

«Подготовка руки старших дошкольников к письму»

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.

Части собрания

1. Вводная часть (5-7 мин).

  • Представление воспитателем темы и участников собрания.
  • Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.

2. Оcновная часть (30-35 мин).

  • Выступление воспитателя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).
  • Проведение преподавателем изобразительной деятельности практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).
  • Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).
  • Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.

3. Разное (7-10 мин).

  • Обзор педагогической литературы по теме собрания.
  • Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

4. Подведение итогов (3-5 мин).

  • Количественная оценка родителями пользы родительского собрания.
  • Выдача родителям буклетов по теме собрания.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.

На фото: сотрудники нашего детского сада, всегда готовые прийти на помощь родителям.