Технология триз для педагогов доу. Использование технологии триз в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Применение ТРИЗ -технологии в детском саду

Консультация для педагогов.

Хуснутдинова Лилия Наильевна

г. Лениногорск, РТ

2017 год

Утвержденный несколько лет назад на федеральном уровне стандарт дошкольного образования подчеркнул необходимость пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание малышей в детских садиках. В частности, была подчеркнута необходимость усилить программы, направленные на развитие тех способностей, которые каждый ребенок имеет от рождения. И в плане грамотного решения поставленных задач как нельзя лучше показала себя ТРИЗ-технология в детском саду. О том, что именно дает данная методика при использовании в ДОУ, а также о методах ее внедрениях и пойдет речь в данной статье.

ТРИЗ для дошкольников

Как вы должны помнить, ТРИЗ - это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами.

Причем термин «изобретательский» хотя и подчеркивает основную направленность техники, однако совершенно не ограничивает ее сферу применения. Именно поэтому можно смело говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

В связи с этим использование ТРИЗ в детском саду - это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:

* Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

* Обучение самостоятельной работе.

* Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

* Обучение эффективной работе в группах.

* Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.

В итоге, у малышей:

* Формируется своя точка зрения на различные вещи.

* Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

* Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

* Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

* Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

* Появляется смелость общения.

Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ - это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от воспитателя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

При этом воспитателями в детских дошкольных учреждениях применяется целый арсенал превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду.

Метод маленьких человечков (ММЧ).

Отлично работающий способ, позволяющий формировать у малышей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах.

Системный оператор .

Позволяет изучать различные объекты мира в контексте их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое», «настоящее», «будущее».

Игры на мышление по аналогии .

Чтобы научиться сравнивать между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.

Морфологическая таблица.

Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.

Метод фокальных объектов .

Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

Мозговой штурм.

Перед ребятами ставятся различные задачи и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. После выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей.

Метод противоречий .

Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Эти и другие методики в подготовительной группе реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим педагогом.

Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией. Конечно, сложность задач идет по возрастающей. Несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей, то есть родителям не стоит бояться того, что их чада будут слишком перегружены занятиями.

Нагрузка тщательно дозируется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными особенностями. Так, если в самых младших группах деток в большей степени учат просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать свои первые задачки.

Литература по ТРИЗ

Для воспитателей

Анатолий Гин «Приемы педагогической техники».

Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика».

Для детворы

Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина».

Вместе с пушистым хитрецом ребята научатся находить грамотные выходы из любых затруднительных ситуаций.

Для взрослых

Юрий Саламатов «Как стать изобретателем» и его тренинг по ТРИЗ.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени - дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады .

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя - фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах . Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность;

Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию - это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ-технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть:

  • как уберечь продукты от мышей;
  • как не намокнуть под дождем;
  • как мышам достать сыр из-под носа кота;
  • как выгнать лесу из зайкиной избушки;
  • как потушить пожар, если в доме нет воды;
  • как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
  • как оставить кусочек лета в зиму.

Напомним правила мозгового штурма:

  • исключение всякой критики;
  • поощрение самых невероятных идей;
  • большое количество ответов, предложений;
  • чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

  • наличие положительного и отрицательного героев;
  • зло, причинённое отрицательным героем;
  • борьба положительного героя со злом;
  • рисутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

  • О ком сочиняем сказку?
  • Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
  • С кем он дружил?
  • Кто им мешал? Каким образом?
  • Как добрый герой боролся со злом?
  • Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

Жил-был…

И был он какой?.

Умел делать что?.

Делал он это, потому что…

Но в это время жила-была…

Она была…

Однажды между ними случилось…

Им помогла…

Сделала она это, чтобы… и т. д.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его втайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Например:

стол метеорит

круглый искрящийся

кухонный горячий

пластмассовый стремительный

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина:

стремительная - быстро едет;

горячая - везет горячий хлеб;

искрящаяся - летающая тарелка;

кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д.

Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель - определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению.

Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т. д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

- Метод морфологического анализа . В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан.

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т. д.).

Приведем пример применения метода с использованием «ящика», т.е. таблицы.

Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т. п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т. д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу.

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям:

Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер

Ребёнок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый

Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный

Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик

Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчаки т. д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т. д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т. д.

Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их.

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т. д.

- Типовое фантазирование. Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

  • уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая, продолжи сказку);
  • наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
  • дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
  • оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);
  • динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т. д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое - жидкое - газообразное).

Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых - это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по-разному (в твёрдых - крепко держатся за руки, в жидких - просто стоят рядом, в газообразных - находятся в постоянном движении).

- Мышление по аналогии . Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

  • изобрази будильник, который забыли выключить;
  • покажи походку человека, которому жмут ботинки;
  • изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
  • представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т. д.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира .

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На 1 этапе можно учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры «Хорошо-плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомо слово «дождь».

Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.

Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

В игре «Наоборот» хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ-РТВ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос: Как спасти колобка» - Убить лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.

На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.

Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.

Занятия с элементами ТРИЗ .

Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает, целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ - и РТВ-технологий.

Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам:

  • Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  • Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.
  • Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  • Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.) .

В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

  • выбор темы занятия в соответствии с комплексно - тематическим планом. При этом не имеет значения, какая программа лежит в основе деятельности педагога;
  • определение вида занятия (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход - та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
  • формулировка программного содержания;
  • выбор разнообразных инструментов обучения;
  • составление конспекта.

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй - доступнее начинающему практику. Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня. (Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).

Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:

  • Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп);
  • Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем;
  • Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов;
  • Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО;
  • Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования;
  • Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.

Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:

  • Кляксография;
  • Ниткография;
  • Пальцеграфия;
  • Рисование штампами и шаблонами;
  • Создание коллажей.

Рисование фантастических героев с использованием метода морфологического анализа (В мл. гр. дети помогают придумать, воспитатель рисует, дети помогают раскрасить. В старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).

Проведение игр и тренингов с элементами рисования:

  • «Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).
  • «Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев (для средней и старшей групп).
  • «Чей след» - ассоциативные цепочки на основе случайных изображений.

«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.

Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности:

  • Придумывание сказки по предложенному началу.
  • Составить сказку на свободно выбранную тему.
  • Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
  • Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.
  • Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
  • Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
  • Изменять заимствованные из сказок ситуации.
  • Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).
  • За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.
  • Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.
  • Учить применять новые способы преобразования впечатлений - наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.
  • Учить воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.
  • Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
  • Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.
  • Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.

  • Функциональное назначение объектов.

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире .

«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

  • Я - лягушка. Я умею прыгать.
  • Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
  • Я - карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню».

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.

«Неумейка»

Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т. д.

«Салат из сказок»

Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою - новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка. Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.

«Сказка - калька»

С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная. Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

«Сказка - наизнанку»

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот». Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка - непослушная девчонка, а мачеха - добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

«Перевирание сказки».

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов. Например: «Жили - была девочка, звали её Желтая шапочка». Дети: «Не жёлтая, а Красная!». Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…» Дети: «Не папа, а мама!»

1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

«Что было потом».

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать: «А что было потом?» Или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?» Например: «А что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам»

Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

Лжезагадки.

  • Кто быстрее плавает - утёнок или цыплёнок?
  • Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
  • На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
  • Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
  • Летели два крокодила - один красный, другой - синий. Кто скорее долетит?
  • У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
  • Что едят крокодилы на северном полюсе?
  • Что является второй подушкой для щеки?
  • Кто громче замычит: петух или корова?
  • Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
  • От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
  • Как лучше сорвать арбуз с дерева?
  • Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
  • Когда собака бывает в конуре без головы?
  • Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
  • Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
  • Упали два горшка - железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
  • На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом. Рассмотрим использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи.

Использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи

В результате занятий с применением элементов ТРИЗ, которые являются основой развивающего обучения, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Ребенок способен ощущать, чувствовать, мыслить, вырабатывать свою точку зрения, выстраивать свою деятельность (игровую, продуктивную, учебную) самостоятельно. В связи с этим дошкольник принимает программу обучения в той мере, в которой она становится его собственной. ТРИЗ хорошо «зарекомендовала» себя не только в изодеятельности, но и в математике, обучении грамоте, эстетическом и экологическом воспитании.

Психологами было отмечено, когда взрослый пытается учить ребенка только своими способами и методами, результаты оказываются не такими успешными, какими могли бы быть, так как подобное обучение часто дает ребенку формальные знания, рождает в нем недоверие к собственному опыту, делает его пассивным. На активность же ребенка влияет только то знание, которое им присвоено и связанно с открытием, сделанным им самим.

Педагог не должен рассказывать истину, он должен учить ее находить. Ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать и наводящими вопросами приводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, то надо дать ему определенные задания, вопросы, поставить его в ситуацию, чтобы он повторил исторический путь познания и преобразования вещества, предмета или объекта.

Далее, постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. На тризовском языке это звучит так: противоречие-наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого, например: солнце - это хорошо, потому что оно светит, греет, радует, но солнце-это плохо потому, сушит, жжёт, испепеляет. Или один говорит: «драться плохо - сделаешь больно», другой возражает: «дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища». От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать.

Но как можно разрешить противоречия? Для этого есть приёмы, например: «как перенести воду в решете?» Формируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы её перенести, и воды не должно быть, т. к. в решете её не перенести - вытечет. Разрешить противоречие можно, изменив агрегатное состояние воды - в виде льда.

Итак, суть применения ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешение противоречии и взаимосвязях всем компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы, будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.

Цель:

детей оценочной лексикой.

Ход игры

Цель:

Оборудование

Ход игры:

Вопросы детей:

— это самолет? - нет

— это автобус? - нет

— это левее автобуса? - нет

— это правее автобуса? - да

Цель:

Оборудование:

(Тема: Домашние животные)

Ход игры:

Цель:

Ход игры:

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то….

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми,

На экране рассмотри…

Это что-то часть чего-то…

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Цель:

Ход игры

Какой мяч по форме? (круглый)

Получилась загадка о мяче:

Разноцветный, как радуга.

Круглый, как арбуз.

Прыгает и скачет, как заяц.

Игра «По кругу».

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя - фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Методы ТРИЗ - технологии я начала вводить со средней группы, в этом году продолжаю работу. По сколько речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности можно использовать элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: Во время прогулок я использую приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление. Мметодики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Предлагаю вашему вниманию несколько методик и игр: «Сенсорный ящик», «Эмпатия», «Системный оператор». Игры: «Наоборот», «Эхо», «По кругу», «Что - то часть чего то», «Да-нет».

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Метод технологии ТРИЗ «Эмпатия»

Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь

детей оценочной лексикой.

Ход игры : Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.

Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).

Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…).

Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска» (Игра «Да - Нет»).

(на примере тема «Транспорт»)

Цель: закрепление названий транспорта, развитие пространственной ориентировки (слева - справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.

Оборудование : На доске в одну линию расставляется 9 транспортных средств (лодка, легковой автомобиль, автобус, катер, самолет, грузовик, троллейбус, вертолет, трамвай).

Ход игры: Воспитатель загадывает 1 транспортное средство. Дети отгадывают этот предмет, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего предмета он находится, справа или слева. Воспитатель отвечает «да» или «нет».

Вопросы детей:

— это самолет? - нет

— это слева от самолета? - нет

— это справа от самолета? - да (убираются трамвай, вертолет, троллейбус, грузовик и самолет).

— это автобус? - нет

— это левее автобуса? - нет

— это правее автобуса? - да

— это легковой автомобиль? - да.

Цель: закрепление названий домашних животных, развитие пространственной ориентировки (выше - ниже); употребление существительных родительного падежа единственного числа, употребление предлогов «над», «под», развитие умения задавать вопросы.

Оборудование: На мольберте развешены картинки с изображением домашних животных (коза, свинья, лошадь, собака, корова, кошка).

Условия: Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «выше», «ниже», предлоги «над», «под».

(Тема: Домашние животные)

Ход игры: Воспитатель загадывает 1 животное. Дети отгадывают название животного, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего животного оно находится. Воспитатель отвечает только «да» или «нет».

Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор».

Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения.

Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то….

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми,

На экране рассмотри…

Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…

Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).

Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль - это часть транспорта, это наземный транспорт).

Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля?

(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).

Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».

Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль - это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.

Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».

Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

Ход игры : Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок (смотри фотографию).

Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.

Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)

Какой мяч по форме? (круглый)

Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)

Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)

Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)

После заполнения таблицы Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Получилась загадка о мяче:

Разноцветный, как радуга.

Круглый, как арбуз.

Прыгает и скачет, как заяц.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Игра «По кругу». Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Благодаря играм и упражнениям, описанным выше, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованные и уверенны на занятиях. Поэтому адаптированное использование методов и приёмов технологии ТРИЗ является неоспоримым.

Внимание! В статье приведен методический материал по проекту создания прибора «Чистопол»

Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука, предлагающая дошкольное образование по четкой схеме, и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами — Теория Решения Изобретательных Задач.

Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Интересно то, что ТРИЗ изначально разрабатывалась не для детей, однако со временем была успешно внедрена в программу дошкольного образования. Приемы ТРИЗ завоевывают все большую популярность среди педагогов и родителей.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.

Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.

ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий

  • При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
  • Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
  • Активизация творческого воображения.
  • Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
  • Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов

Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:

  • Способствует развитию аналитических способностей.
  • Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
  • Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
  • Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
  • Дает свободу слова и свободу проявления личности.
  • Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни.

Занятия по методике ТРИЗ состоят из трех этапов:

Первый этап – поиск сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).

Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.

Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.

  • А.А. Гин: «Задачи-сказки от кота Потряскина»,
  • М.Н. Шустерман: «Новые приключения Колобка»,
  • Г. И. Альтов: «Как стать изобретателем».

Методическая разработка: исследовательский проект «Чистопол»

Вид проекта: детский
Тип проекта: изобретательский
Длительность: 1 месяц
Количество участников: 5 человек

Проблема: исходя из опыта своей работы и работы коллег, мною было замечено, что дети часто не умеют переносить полученные ими знания и свой опыт в деятельность, не связанную с областью этих знаний.

Исходя из этого, были поставлены следующие цели:

  • Формировать умение видеть проблему в повседневной жизни.
  • Формировать умение формулировать противоречие в данной проблеме.
  • Формировать умение выдвигать гипотезы и проводить их анализ.
  • Формировать умение опираться на информативные знания.
  • Формировать классификационные умения.
  • Развивать изобретательские навыки с помощью ТРИЗ.

1 этап. Определение проблемы с детьми

В основе любого проекта с детьми лежит интерес детей. В связи с этим, с детьми стали обсуждаться различные вопросы, ответы на которые они хотели бы найти. Круг вопросов и проблем мы с детьми сузили до их пребывания в детском саду. Дети стали рассказывать о том, что им не нравится в детском саду, с чем им постоянно приходится сталкиваться.

У каждого был свой ответ: кому-то не нравится рано утром вставать; кому-то не хочется есть то, что дают в садике; кто-то не любит спать в тихий час и так далее. С детьми мы стали обсуждать, какая же из этих проблем самая трудная. Путём голосования дети пришли к выводу, что это отдельные проблемы некоторых детей, так как многим нравится приходить в детский сад, съедать всё, что приготовят повара, но в одном согласились все дети, что всем им не хочется надевать несколько раз в день бахилы на обувь.

Им не нравятся бахилы по нескольким причинам:

  1. Потому что в одежде трудно наклоняться.
  2. Иногда родители забывают или не хотят надевать бахилы, поэтому воспитатели начинают ругать детей и взрослых за грязь, а это неприятно.
  3. Так же тяжело наклоняться и бабушкам, которые приводят или забирают детей.
  4. Бахилы надо выбрасывать, и часто они разлетаются из мусорных контейнеров и загрязняют природу.

Таким образом, с детьми была определена тема будущего проекта.

Установление противоречия.

Дети стали задумываться: «Зачем надо надевать бахилы при посещении детского сада?». Ответ на поставленный вопрос дети нашли быстро: «Для того чтобы в детском саду было чисто». Можно ли обойтись без бахил?

Дети стали выдвигать варианты соблюдения чистоты в детском саду:

  1. Положить тряпку у входа.
  2. Снимать обувь при входе в детский сад.
  3. Носить запасную обувь.

Выдвигая предложения, мы с детьми стали обсуждать отрицательные и положительные стороны этих вариантов, дети стали убеждаться, что все эти варианты имеют больше отрицательных сторон, чем положительных. Дети пришли к противоречию:

Грязь должна быть на обуви, потому что люди приходят с улицы, и её не должно быть на обуви, чтобы полы были чистыми. ИКР: Грязь с обуви должна сама исчезнуть.

2 этап. Сбор копилки.

Так как детям предстояло искать способы борьбы с грязью, то мы стали собирать копилку видов грязи. В течение нескольких дней дети рассматривали подошву обуви и определяли, какая грязь на ней скапливается. В итоге была собрана «Копилка грязи».

3 этап. Картотека

Объекты, находящиеся в «Копилке грязи», дети стали объединять в группы по виду — так появилась «Картотека видов грязи»:

  • Жидкая грязь – в неё вошла вода в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода).
  • Твёрдая грязь – в неё вошла земля, песок, мелкие камешки, мелкие листочки.
  • Смешанная – вода, смешанная с землёй (жижа).
  • С жидкостями борются с помощью: тряпок, губок, моющего пылесоса.
  • С твёрдой – пылесосом, веником, разными щётками (обувная, щётки на автомойке), метлой, водой, тряпкой.
  • Со смешанной грязью борются так же, как и с жидкостями, поэтому этот вид грязи был объединён с жидкой грязью.

4 этап. Модель изобретения

Из всех видов материалов, которые помогают бороться с грязью, дети выбрали наиболее распространённые и универсальные: вода, тряпки, пылесос, щётка.

Из этих материалов дети стали выбирать, что можно использовать. Воду дети решили не брать, так как вода быстро испачкается и её надо будет часто менять. Тряпки тоже дети решили не использовать, так как ещё на первом этапе было решено, что её применение не удобно, и руки испачкаются. Обычные щётки тоже не удобно применять, так как можно испачкать руки, но в модель изобретения можно взять механические щётки, которые используются на автомойках или на тракторах, при уборке улиц, только щетина должна быть не такая жёсткая, чтобы не испортить обувь. Также в модель дети взяли пылесос, так как он всасывает в себя разные виды грязи и не даёт ей разлетаться.

Таким образом, в модель попали:

  • Пылесос.
  • Механические щётки.

Исходя из модели, дети поняли, что их изобретение будет напоминать какой-то прибор или аппарат, так как пылесос и автощётки – это электрические приборы.

5 этап. Создание продукта

Пятый этап нашего проекта – это этап технический. Дети стали пробовать соединять пылесос с механическими щётками. В результате работы дети решили внести в свой прибор дополнение – решётку, чтобы под весом человека щётки не применялись и могли вращаться.

Я обратила внимание детей на то, хорошо ли, что прибор будет всё время работать, даже тогда, когда человека нет? Исходя из своего опыта, дети вспомнили, что существуют такие двери и сушилки для рук, которые работают только тогда, когда к ним подходишь (на фотоэлементах). Такие фотоэлементы дети тоже внесли в своё изобретение.

Таким образом, у детей получился прибор, которому было дано название «Чистопол».

Строение прибора: прибор состоит из двух частей. В первой части находится пылесос, эта часть закрыта крышкой, чтобы туда не попала вода и грязь. Во второй части находятся трубки, которые соединены с пылесосом. В эти трубки вставлены вращающиеся щётки с отверстием внутри. Щётки закрывает решётка с крупными ячейками.

Прибор работает на электричестве. Когда человек встаёт на решётку, то срабатывают фотоэлементы, и включается пылесос, и начинают вращаться щётки. Из-за силы всасывания пылесоса и скорости вращения щёток грязь не разлетается и попадает в грязеприёмник. В конце дня необходимо очистить грязеприёмник. В связи с тем, что эта грязь имеет природное происхождение, она не загрязняет окружающую среду.

Располагаться данный прибор должен в детском саду у входа.

У любого прибора есть правила его эксплуатации. Вместе с детьми мы написали, как надо пользоваться «Чистополом» и какие правила безопасности надо соблюдать.

Также были обсуждены положительные и отрицательные стороны данного изобретения.

Положительные:

  • Бережёт труд человека.
  • Экономит моющие средства, ткань, воду.
  • Не загрязняет природу.
  • Экономит денежные средства людей.

Отрицательные:

  • Много деталей — значит, дорогой.
  • Тратит электричество.

Но со временем прибор должен окупить свою стоимость.

6 этап. Презентация

Презентация проходила в детском саду на внутреннем конкурсе «Мой проект». Затем дети выступали с презентацией перед родителями на собрании. На конкурсе «Мой проект», проходившем в городе, дети заняли первое место.

7 этап. Определение перспективы

На заключительном этапе дети выявили перспективу дальнейшей работы над проектом. Она исходила из отрицательных сторон прибора. Надо придумать:

  • Альтернативные природные источники энергии (например: использование силы ветра, солнечной энергии).
  • Использование дешёвых материалов, для удешевления прибора.

В процессе руководства проектом, детям постоянно задавались вопросы провокационного характера, на аргументы детей выдвигались контраргументы. Было постоянное обращение к накопленному опыту детей, что способствовало тому, что им приходилось искать ответы, опираясь на накопленные знания.

Данный проект был полостью основан на информативных знаниях детей.

Аргеландер Ирина Геннадьевна

ТРИЗ для детей дошкольного возраста - это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

ТРИЗ это уникальный инструмент для:

Поиска нетривиальных идей,

Выявления и решения многих творческих проблем,

Развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

Основные функции ТРИЗ

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) .

3. Развитие качеств творческой личности.

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Положительные стороны ТРИЗ:

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце - это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия - складной зонтик.

Задания для размышления:

Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ;

Как спасти колобка от лисы?

Методы активизации перебора вариантов

Доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся:

Метод фокальных объектов;

Морфологический анализ;

Мозговой штурм;

Системный оператор;

Метод противоречий.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)

Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов.

Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку (2 - 3 объекта) .

2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.

3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они? » Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке, плавающий, смеющийся, заботливый.

4. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.

5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

«Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура - оно легкое.

«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.

«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.

Работать можно по одному из направлений:

Рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;

Вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;

Выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;

Составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все) .

Морфологический анализ

Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком.

Метод «Мозгового штурма»

Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.

Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос.

С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

Системный оператор

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.

В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.

Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.

Метод противоречий:

1. Игра «Хорошо-плохо»

Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.

I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.

2. Прием «Противоположные значения».

Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.

Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.