Театрализованная деятельность в детском саду и ее организация. Театрализованная деятельность

МБДОУ №27, г. Полысаево, Кемеровская обл.

Редькина Л.В. Театральная деятельность - как метод всестороннего развития дошкольников // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030066.html (дата обращения: 21.02.2019).

Ребенок впервые выходит из узкого семейного круга в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, сам мог выбирать свой жизненный путь и реализовывать его.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка являются театрализованные игры, которые пользуются у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для творческого развития способностей детей.
Любовь детей к кукольным представлениям заложена в особенностях психики, так как кукольные персонажи воспринимаются ими практически как самостоятельные живые персонажи. Этот сказочный, игровой мир манит и завораживает детей, увлекает и незаметно воспитывает их.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки - чуда, ощущения беззаботного детства.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: " Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам ". Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Театрализованная деятельность является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. "В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. "Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место", - утверждал Б. М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Исходя из этого основная цель моей деятельности:
Вырастить творчески мыслящего ребёнка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна: педагогика из "дидактической становится развивающей", а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый - педагог, в данном случае - я, воспитатель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

В ходе этой деятельности реализуются следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
  3. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
  5. Обогащать и активизировать словарь детей.
  6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  7. Развивать диалогическую и монологическую речь.
  8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
  9. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
  10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
  11. Воспитывать желание играть театральными куклами.
  12. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Формы, методы и приемы работы:

  • Традиционные методы (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на занятиях;
  • Метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
  • Метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
  • Игры драматизации.
  • Упражнения для социально - эмоционального развития детей.
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры - превращения ("учись владеть своим телом"), образные упражнения.
  • Упражнения на развитие детской пластики.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики.
  • Упражнения по этике во время драматизаций.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Свою работу я начала с изучения и анализа литературы. Книги Т. Н. Караманенко "Кукольный театр в детском саду"; Т. Н. Петрова "Театрализованные игры"; Л. Б. Баряева "Театрализованные игры".

Провела педагогическое наблюдение. Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна речь.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
На основе наблюдений составила перспективный план работы театрального кружка "Скоморошки".
В рамках деятельности театрализованного кружка я занимаюсь с детьми с октября по май по утвержденному администрацией ДОУ перспективному плану. Занятия проходят 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддержать активный темп и избегать переутомления воспитанников.
В процессе проектирования предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

  • индивидуальные социально - психологические особенности ребёнка;
  • особенности его эмоционально - личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

В группе оборудовала театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения. Уголок оснащён различными видами театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, ложковый театр, теневой театр, баночный, театр би-ба-бо. Так же имеются у нас ширмы и различные домики. Костюмы и декорации, выполненные совместно с детьми и родителями. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми.
Для создания условий персонифицированного общения с каждым ребёнком, развития его исследовательского интереса, моделирования, экспериментирования в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
В результате проведенной мною диагностики выявила классификацию игровых позиций детей.

  1. Ребенок - "режиссер" - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст и переводить его в игровой постановочный. Он целеустремлен, обладает комбинаторными свойствами (включение в ход игры стихи, песни, танцы и пр.) и организаторскими способностями (инициирует игру, распределяет роли, определяет "сцену", руководит игрой и ее развитием)
  2. Ребенок - "актер" - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет различными средствами выразительности и передачи образа, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ. Он эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.
  3. Ребенок - "зритель" - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче "участвовать в игре" со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово).
  4. Ребенок - "декоратор" - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа, замысла, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

При наличии необходимого условия - активного интереса детей к театрализованной игре - каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому - "спрятаться" за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.
Моя работа как руководителя кружка "Скоморошки" строится в тесном контакте с профильными специалистами: музыкальным руководителем, учителем - логопедом, которые помогают детям в разучивании стихов, развитии ритмопластики.

Занятия ведутся по развитию:

  • Активности - от потребности в эмоциональной разрядке - через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
  • Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной в речи-доказательстве - к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
  • Творчества - от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции - к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
  • Эмоциональности - от эмоционального заряжения художественными образами - через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове - к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного" стиля поведения на продуктивный.
  • Произвольности - от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков - к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
  • Связной речи - от продолжения фраз взрослого - через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов - к творческим импровизациям по сюжету.

Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.

Для занятий театрализованной деятельностью подобран и систематизирован материал: специальные упражнения, этюды, задания, которые проводятся в игровой форме, позволяя вовлекать застенчивых и нерешительных детей. В соответствии с темой и временем года подбираются этюды, игры на развитие сценической речи ("Мыльные пузыри", "Удивлённый бегемот", "Раздумье"). Большое внимание уделяется играм на актерское мастерство, в которых ребенку легко удается выразить свои эмоции ("Солнышко и паровозик", "Чудесные превращения", "Вкусные конфетки").
Используются релаксационные упражнения для предупреждения психоэмоционального напряжения: "Волшебный сон", "Раздумья", "Сон на берегу моря".
Я реализую принцип современной педагогики - принцип сотрудничества. Ребенок-воспитатель-родители.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

  • основы домашнего театра;
  • мастерство руководства игрой;
  • обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
  • театральная гостиная;
  • творческая мастерская;
  • совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
  • консультации по вопросам творческого развития детей;
  • родительские собрания;
  • фотоотчёт.

Наш кружок мы называем "семейным", потому что на одной сцене играют дети, воспитатели и родители. Своё творчество дети проявляют во всём, от подготовки спектакля до его премьеры. А с какой гордостью они играют роли вместе с воспитателями и родителями. Ведь они чувствуют себя рядом с ними более раскрепощёнными, более эмоциональными, более свободными. Всем представлениям предшествует кропотливая работа: тренинги, этюды, упражнения, превращения, музыкально - пластические импровизации. Богата театральная зона набором декораций, костюмов, кукол разных видов, масок и шапочек, которые изготовлены руками детей, воспитателей и родителей. Хотя игрушки для кукольного театра имеются в продаже, по опыту, наиболее выразительны и востребованы самодельные игрушки.
Результаты моей работы по театрализованной деятельности меня радуют: ребята стали чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь стала более выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; стали более самостоятельными и инициативными; у детей появился интерес к театрализованной игре.

Таким образом, систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают полнее раскрыть детям возможности и способности и укрепляют детско-родительские отношения.

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги “Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет ” Щеткин А. В. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, JI. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры

Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем

Программные задачи

Активизировать познавательный интерес детей.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Пополнять словарный запас.

Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Знакомить с создателями спектакля.

Знакомить с театральной терминологией.

Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки детей

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа

Сентябрь

Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать

Занятие 2. Попробуем измениться

Занятие 3. Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?

Занятие 4, Игровой урок

Занятие 1. Одну простую сказку хотим мы показать

Занятие 2. Играем пальчиками

Занятие 3. Постучимся в теремок

Занятие 4. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно

Занятие 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил

Занятие 2. Косолапый приходил, теремочек развалил

Занятие 3. Учимся говорить по-разному

Занятие 4, Учимся четко говорить

Занятие 1. Раз, два, три, четыре, пять - стилей мы будем сочинять

Занятие 2. Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем

Занятие 3. Рассказываем про любимые игры и сказки

Занятие 4. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился

Занятие 1. Гордится Петенька, красой, ног не чует под собой

Занятие 2. Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался

Занятие 3. Сочиняем новую сказку

Занятие 4. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем

Занятие 1. Наши эмоции

Занятие 2. Изображение различных эмоций

Занятие 3. Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса

Занятие 4. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья

Занятие 1. Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей

Занятие 2. Друг всегда, придет на помощь

Занятие 3. Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!

Занятие 4. Когда, страшно, видится то, чего и нет

Занятие 1. Каждому страх большим кажется

Занятие 2. Преодолеем страх

Занятие 3. У страха глаза, велики

Занятие 4. Если с другом ты поссорился...

Занятие 1. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!

Занятие 2. Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца, быстро разрешил

Занятие 3. Как поссорились Солнце и Луна

Занятие 4. Викторина «Мы любим сказки»

В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать всестороннему развитию детей. В статье описывается опыт работы педагога детского сада «Катюша», города Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение . Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость .

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. .

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

  • приобщать детей к театральной культуре;
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Я организовываю театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включаю в различные другие занятия (музыкальное, познанию и др.) Одним из основных средств развития личности ребенка, является среда. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования .

Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы играем с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры .

Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.

В нашем детском саду в каждой группе созданы зоны для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Ритмопластика», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, театр ростовых кукол, театр «Щелкающей головки», театр «Забавная перчатка» и др. Были подобраны разнообразные материалы и лекала для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.

Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. А так же сами в рамках проекта «Театр каждый день», приходят и совместно с детьми учувствуют в инсценировке русских народных сказок. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами. Показываем театр для детей младших групп.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы.
  3. Развивается речь.
  4. Совершенствуется моторика.
  5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
  6. Происходит коррекция поведения.
  7. Развивается чувство коллективизма.
  8. Происходит развитие творческих способностей.

Список литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
  2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
  3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с.
  6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу... - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 160 с.
  7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.

Основой деятельности любого театра, в том числе и детского, является художественно-творческая деятельность. Поэтому при исследовании развивающих возможностей театральной среды с неизбежностью встает вопрос о природе творчества, о том, почему и как оно развивает личность. Трудность ответа на эти вопросы обусловлена природой искусства, спецификой искусства театра, многообразием источников, посвященных этим проблемам, неоднозначностью подходов к определению ключевых понятий, а также тем, что большая часть исследований все-таки посвящена не ребенку, а взрослому человеку.

Творить, по словарю Даля, значит «давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать». В этом широком значении творчество, или также «творение» по Далю, имеет трансцендентный характер, так как соотносится с божественным творением, актом создания (сотворения) мира. Однако, в словарной статье Ф.Батюшкова, составленной для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», уже подчеркивается прямая связь творчества в общепринятом смысле с созидательной деятельностью человека.

Творчество является предметом исследования ряда фундаментальных и прикладных научных дисциплин, раскрывающих различные аспекты этого вида деятельности. В разные исторические эпохи этот вопрос ставился по-разному. В исследовании Е.А. Алексеевой, посвященном проблемам творческого потенциала личности, выделены две наиболее общие исторически сложившиеся концепции творчества: теологическая и антропологическая. В соответствии с теологической концепцией творчества, наиболее характерной для эпох Античности и Средневековья, субъектом творчества является высшее существо - Бог, а творчество человека оказывается проявлением божественной воли. Антропологическая концепция творчества, зародившаяся в эпоху Возрождения, предлагает считать субъектом творчества человека, наделённого свободой и волей, реализующего свой внутренний потенциал в творчестве.

Существуют, однако, концепции, не укладывающиеся в рамки того и другого определения. В этом смысле чрезвычайно интересен подход к проблеме сущности творческого процесса, обозначенный в начале XX в. Н.А.Бердяевым, который рассматривал творчество личности как экзистенциальный принцип, невыводимый из объективного бытия: «Творчество не есть процесс имманентный, имманентно объяснимый, в нем всегда есть больше, чем во всякой причине, которой хотят объяснить творчество, т.е. прорыв в детерминирующей цепи» .

Творчество - это одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. По мнению Л.С. Выготского, «именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» .

Развитие и воспитание личности ребенка - очень ответственный и сложный процесс, осуществить который можно только при внимательном отношении к детям, зная их потребности, интересы, увлечения. Уже в раннем возрасте у детей можно обнаружить самое первое проявление способностей, выражающееся в склонности к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость и удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не столько результат, сколько сам процесс.

Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире. Учитывая компетентный подход к образованию и модернизации образования можно сказать, что у творческой личности есть преимущества, то есть способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, способность к самоконтролю, самостоятельность мышления, оригинальность, склонность к размышлениям.

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации. Следует рассматривать образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Рассматривая с данной позиции детское театральное творчество, можно говорить о его широком и разнообразном применении в общем и эстетическом развития школьников. В связи с этим для организации театрального творчества и обучения возникает необходимость специальной и общей педагогической подготовки, которая должна включать знания законов театрального искусства в тех его аспектах, в которых ведется обучение, и знания законов управления поведения ребенка по законам психофизиологии.

На сегодняшний день театральная педагогика имеет возможность выйти на новые рубежи понимания проблем эстетико-нравственного воспитания средствами театрального искусства, проанализировав все позитивные и негативные стороны существовавших путей, форм, средств и методов художественного воспитания и обогатившись достижениями в области других искусств и наук.

Художественной деятельностью принято называть творчество, нацеленное на создание произведения искусства с присущим ему образным обобщением, метафорой, выраженностью самобытного взгляда художника, с содержательной ассоциативной информативностью для воспринимающих. Для детского искусства в театре это положение имеет свое преломление:» мы верим в их редкое, но от того лишь более ценное осуществление, с театральным же суррогатом мы встречаемся слишком часто - и на представлениях спектаклей, и в театрально-музыкальных композициях. Мы полагаем, что в школе на уроках можно и нужно шире использовать ценные эстетико-воспитательные возможности театрального искусства» .

В настоящее время детский театр - и профессиональный (драматический, кукольный, театр теней и другие), и самые различные формы школьной театральной самодеятельности, начиная с игр - драматизаций, драматических кружков и студий и кончая самодеятельными театрами, - занял прочное место в системе разностороннего воспитания современных детей. Для целенаправленного использования какого-либо искусства, как средства воспитания детей, необходимо обратить внимание на присущие ему особенности. Только при таком условии искусство может быть использовано с наибольшей эффективностью и внесет свой вклад в дело эстетического, нравственного, идейного воспитания детей. В этом отношении театр, глубоко воздействуя на сознание и чувства человека, имеет некоторые преимущества, так как он объединяет в себе ряд искусств - литературу, искусство действия и звучащего слова, изобразительное искусство, музыку и другие. Именно такой синтез искусства определяет возможность многостороннего воздействия языка театра на сознание и чувства человека, в особенности ребенка, подростка.

Сценическое искусство - синтетическое, коллективное по своему характеру и требующее большой массы зрителей; оно способно вызвать сильные коллективные переживания. В свою очередь сила коллективных переживаний связана с потребностью в обмене мнений о пережитом и увиденном, что особенно важно иметь в виду при использовании театра как средства эстетического воспитания детей. Именно эти особенности привлекали к себе внимание представителей передовой общественной мысли, в том числе и передовых педагогов дореволюционной и советской школы, стремившихся с наибольшей полнотой использовать сценическое искусство в целях идейного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Введение преподавания театрального искусства, в том числе и музыкального театра способно эффективно повлиять на учебно-воспитательный процесс. Создание классного коллектива, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - все это возможно осуществить на базе обучения и творчества в театральном исполнительском искусстве и размышлений об увиденных и возможных театральных представлениях.

Детское творчество, творчество в игре - это часто первая проба, прорыв через незнание. Но только специальное педагогическое внимание к растущему ребенку поможет ему повысить уровень и расширить сферу и активность творчества и обеспечит опору работы сверхсознания на постоянно обогащающуюся область знания. Творчество приносит радость субъекту. А положительная эмоция переводит существующую силу потребности (интереса) на новый уровень, когда ставятся новые задачи и находятся новые открытия. Не всякая эмоциональность - следствие творчества, но всякое творчество порождает эмоциональность.

Именно театральное творчество - лучший двигатель полноценного обучения, а обучение, правильно обращенное и организованное, - лучший помощник для продуктивного творчества. Познавательные, социальные, духовные, идеальные потребности у детей зарождаются и развиваются параллельно. Идеальные, познавательные потребности становятся ведущими в старшем подростковом и юношеском возрасте, но свое большее или меньшее давление на поступки ребенка они оказывают постоянно выбрать то, что красивее, откликнуться на произведение композитора, пробовать свои силы в создании и воплощении художественного и музыкального образа, который предчувствуется индивидом.

Общеобразовательная школа не часто обращается к воспитывающей силе театра. Таких учителей, которые понимают специфику и ощущают потребность в театральном искусстве в современной школе очень мало. Занятия детским театральным искусством имеют большой воспитывающий потенциал как тренировка и освоение разных типов общения, коллективной работы, развитие вокальных навыков и слуха. Существующая практика театрального воспитания и образования опирается на энтузиазм учительства. Однако необходимо освоить формы и методы работы театральной работы со школьниками всем воспитателям и учителям.

Утверждая высокую воспитательную эффективность музыкально-театральной работы, нужно ставить целью - определить формы и содержание ее, чтобы охватить ею практически всех учащихся школы, привлечь некоторых из них в детский музыкальный театр, а других - на театральные отделения школы искусств. Разумеется, знакомство с театральным творчеством проходит по-разному в классе и в кружке. «И если для кружковой работы существует хоть немного, но продуманных и полезных книг, методических рекомендаций, то для работы с классом и в классе не существует программ и методических разработок» . Таким образом, подавляющее большинство школьников не охватываются театральной работой, от чего, несут потери и школьники, и музыкальные театры.

Музыкальный театр - искусство коллективное. Постановка ученика любого возраста в позицию актера-творца активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Это связано со спецификой актерского искусства, где живое актерское действие требует полного включения исполнителя в реализацию предлагаемых обстоятельств - оправдания вымысла, поисков приспособления для общения.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциативное мышление, требуют от ребенка волевых черт характера: целеустремленности и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа. У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию. Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом. «Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка» .

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, интонационный настрой речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят участника театрально действия перед необходимостью ясно, понятно и четко изъясняться. Дошкольный возраст это сенситивный период развития речи. К пяти годам ребенок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря. У детей этого возраста совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребенок шестого года жизни способен поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы и сам правильно отвечать на вопросы. Именно в этом возрасте развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять рассказы по плану, образцу и пересказывать прочитанное. Период детства от 5 до 7 лет - это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности. Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребенка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Создавая детский театр, нужно учитывать развивающий и обучающий характер театральной деятельности, который и определяет ведущие и методические принципы. Театральная деятельность детей базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом необходимо учитывать комфортность. Каждую свою выдумку ребенок отображает в игре, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная игра приобщает детей к литературному, драматическому и театральному искусству, у детей формируется представление о работе артистов, режиссера, театрального художника, дети начинают понимать, что над любым спектаклем трудится весь коллектив, и он приносит радость и творцам и зрителям. Театральная игра также близка к сюжетной игре. Они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль. Но в театрализованной игре сюжет берется из художественных произведений и ставится спектакль или инсценировка. Главная особенность театрализованной игры - литературное содержание и наличие зрителей. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, прочувствовать его состояние, суметь проанализировать и оценить действия. И конечно, ребенка всегда волнует результат его игры, реакция зрителей на его творчество. Здесь очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо привлекать родителей к изготовлению декораций и костюмов. Чем ближе это сотрудничество, тем больше родители узнают своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Особое место в развитии театрального творчества детей принадлежит игре-драматизации, приобщение к которой необходимо начинать с раннего детства. Одной из ее особенностей является синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной и художественно-речевой). Ролевое поведение, осуществляемое ребенком в игре-драматизации, дает ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет воображение в творческое русло. В игре-драматизации ребенок с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пантомима) создает образ, производит собственные действия исполнения роли.

В режиссерской игре ребенок действует за сказочного персонажа, берет на себя роль режиссера, сам придумывает мизансцены, сам придумывает текст и играет роль. «Озвучивая» персонаж и комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх - интонация и мимика. Режиссерские игры могут быть групповыми, каждый ведет свои игрушки в общем сюжете, при этом накапливается опыт общения, согласования и сотрудничества. Именно режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового общения.

Развитие театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах имеет свои особенности. Начиная с детского сада, в младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определенные действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребенок, тем еще выразительней должна быть игра. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении, от их лица взрослый хвалит, благодарит детей, здоровается и прощается. Таким образом, за счет бессловесной игры - импровизации под музыку, игры-импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры-драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры (настольный театр игрушек, пальчиковый театр). Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.

Игровой опыт детей обогащается за счет развития специальных игровых умений:

1) освоение позиции «зритель» - досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов;

2) первичное становление позиции «артист» - научиться пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний, развить умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы;

3) способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.

В среднем возрасте ребенок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнерства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счет игр-драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.

Усложняются театрально-игровые умения детей:

1) дальнейшее развитие позиции «зритель» - научиться проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников;

2) умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая ее жесты и движения;

3) первичное усвоение позиции «режиссер», умение создавать игровое пространство на плоскости стола;

4) умение овладевать качествами оформителя спектакля;

5) умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.

В старшем возрасте дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, подключать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссер», «оформитель», «костюмер». По новому идет приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Еще больше обогащается театрально-игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра-фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.

2) «артист» самостоятельно выражает свое отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности;

3) «режиссер» способен воплощать свои замыслы самостоятельно;

4) дети овладевают простыми навыками оформителя - костюмера.

В возрасте 5-7 лет игра-драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.

Развиваются специальные умения:

1) «зритель» становится помощником и советчиком;

2) «артист» способен самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, развито умение психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою мимику, позы и жесты;

3) «режиссер-сценарист» способен воплощать свои замыслы самостоятельно, придумывать сюжеты, предстоящего спектакля, согласовывать с артистами их роли и диалоги, организовывать деятельность других детей.

4) «костюмер-оформитель» способен обозначать место «сцены» и «зрительного зала», подбирать атрибуты и предметы-заместители, костюмы и детали к костюмам, изготавливать афиши и приглашения к спектаклю.

Феномен театрального творчества определяется как перевоплощение или переделывание своего нормального, обычного поведения в соответствии с обстоятельствами и особенностями, в которых находится персонаж.

В самобытных и оригинальных прочтениях люди видят талант у профессионального театра. А способны ли дети к оригинальным трактовкам характеров, к своеобразной связи дел, слов и поступков, к неожиданному их пониманию и воплощению? Представление о том, с кем, где, и что именно происходит, а дальше - как это воплотить, осуществить, сделать видимым и слышным - вопросы театрального творчества, актерского перевоплощения в больших или меньших его масштабах. Пружиной перевоплощения могут стать разные обстоятельства: желание произвести впечатление, став не самим собой; желание воплотить в живых действиях открывшееся представление о каком-то характере; попытка воссоздать внешнюю атмосферу, обстоятельства - как будто идет дождь или очень жарко, передать способами музыки настроение, характер произведения.

В ходе театрально-творческих занятий на уроках легче обеспечить само по себе разнообразие действий их логик, а самостоятельности подойти к ощущению единственной необходимости одной логики для воплощения образа задуманного персонажа . В каждой из форм театральной работы важен зримый и слышимый результат творческих усилий исполнителя, а педагогической точки зрения - путь к нему, его место в умениях, понимании, желаниях и идеалах личности ученика.

Поэтому руководителю театральным творчеством школьников необходимо помнить о двух противоположных подходах к формированию художественной культуры ученика - от замысла к точности воплощения и от конкретности воплощения к смысловому его назначению.

И сегодня, когда мы поднимаем вопрос о целесообразности более широкого привлечения методов театрально-творческого развития школьников в учебный процесс школы (во время которого может оказаться в тени художественная значимость актерских проб), мы должны определенно отметить распространенный недостаток самодеятельности, где за высокими словами об образах и характерах, об идеях и замыслах не их ощутимого, реального воплощения . Повышение общей театральной культуры детей поможет измерить и меру требовательности к себе каждого выходящего на сцену для выступления и поднять уровень самодеятельности в целом.

В эстетическом воспитании школьников искусство театра очень четко проявляет свою специфичность к явлениям жизни и искусства. В процессе приобщения к театру нужно учитывать отличия между младшими и старшими школьниками. Младший школьник, прежде всего, интересуется тем, что изображено на сцене, - ходом событий и действиями героев, чаще всего не задумываясь ни о жанре, ни о стилевых особенностях пьесы и спектакля, ни об уровне мастерства режиссера и исполнителя. Отсюда вытекает одно из важнейших требований к выбору пьес и спектаклей для младших школьников - требование подлинной идейно-художественной значимости произведения.

Если говорить о наиболее специфических пристрастиях детей этого возраста, то в первую очередь следует отметить их интерес к героике. Особенно привлекают их произведения героико-приключенческого характера, пьесы и спектакли историко-героической тематики. В старших классах усиливается интерес к исторической и историко-революционной пьесе, к спектаклям героико-романтического и трагедийного плана. В произведениях этих жанров старших школьников привлекает изображение силы и величия духа человека, утверждение красоты подвига во имя высокой цели. Возвышенное и трагическое укрепляет оптимистическое мироощущение старших учащихся, доставляет радость сопереживания, соучастия.

К сожалению, театр не часто удовлетворяет насущную эстетическую потребность подростков в героике. Во многих случаях ТЮЗы (а за ними и телевидение, адресующее свои постановки и фильмы школьникам) ограничиваются лишь постановками остросюжетных приключенческих пьес. Подростки, в особенности младшие, испытывают огромную потребность в комедии. По сравнению с младшим возрастом возможность восприятия произведений комедийного жанра расширяется. Подросткам доступны и водевили, и эксцентрика, и сатирическая комедия, с ярко выраженными социальными конфликтами, и героическая комедия, а также произведения, в которых сочетается смешное и серьезное, комическое и драматическое. В этом возрасте также увеличивается интерес к нравственным проблемам. В этой связи важно отметить значение пьес о современном герое-сверстнике, посвященных особо важным для формирования личности подростка темам: взаимоотношениям внутри детского коллектива и детей со взрослыми, воспитанию и становлению характера подростка, его отношения к труду, дружбе народов.

Подростки в большей мере, чем младшие школьники, нуждаются в жанровом разнообразии репертуара. Это отвечает психологии возраста и поэтому является важной воспитательной задачей, стоящей перед учителем школы, детским театром. Интерес к сказкам у подростков резко падает, но фактически сказка не уходит из их жизни. Подросток (не всегда отдавая себе в этом отчет и тем более не желая признаваться в этом публично) еще испытывает потребность в сказке, ибо по своей природе реалистическая сказка может удовлетворить его насущную потребность в идеале, в романтизации, в сближении идеального и реального, достоверного и фантастического, его интерес к произведениям, сочетающим страшное и смешное, возвышенное и комическое. Потребность эту легко заглушить, но можно и должно поддержать, углубить, развить, в том числе в немалой степени с помощью сцены.

Младших подростков привлекают героические сказки, сказки сатирические, с ярко выраженным социальным конфликтом, сказки, в которых отчетливо проступают черты современности. Старших подростков в особой степени привлекает героико-романтическая сказка; им доступны и некоторые сатирические философские сказки, а также произведения, которые, хотя и не относятся к жанру сказки, близки ее поэтике.

Огромную роль может сыграть ознакомление подростков с русской и зарубежной классикой. Для этой цели учитель может использовать не только театральные спектакли ТЮЗов, где, к сожалению, для подростков классика ставится редко, но и фильмы-спектакли, телевизионные постановки с участием известных мастеров сцены. Задача учителя - всемерно использовать возможности детских и взрослых театров (в том числе оперных и балетных), а также фильмы-спектакли, телевизионные постановки, радиоспектакли для обогащения запаса художественных театральных впечатлений подростков. В этом - залог дальнейшего их духовного, нравственного и эстетического роста.

Подростки - очень активные и непосредственные зрители. Воспринимая многое в спектакле даже острей и ярче, чем взрослые, они порой не успевают и далеко не всегда умеют сразу охватить общий смысл и логику развития того или иного события, его характер, отделить главное от второстепенного, поэтому восприятие спектакля во всей его художественной целостности представляет для них известные трудности. Отчетливо запоминая множество деталей той или иной сцены, подросток иногда совершенно забывает о некоторых других важных эпизодах, помогающих тоньше и глубже воспринять идейно-художественный смысл спектакля в целом. В иных случаях из-за активно развивающейся способности к абстрактному мышлению подросток, наоборот, довольствуется тем, что «ухватывает» в спектакле лишь схему событий, пропуская психологические оттенки, подтекст в речи и действиях героев, не обращая должного-внимания на своеобразие художественного выражения отдельных моментов и спектакля в целом.

Однако у подростков имеются потенциальные возможности полноценно воспринимать, а также воспроизводить доступный им спектакль как целостное художественное произведение, осмысливать его идейно-художественную суть, и эти возможности необходимо развивать, направлять. Привлекая внимание школьников к выразительному значению пластического, ритмического, цветового решения отдельных сцен, важно помогать им не только воспринимать, осмысливать сюжетную канву, но и глубже постигать обобщающий смысл изображаемого.

Подобный анализ способствует развитию у школьников более тонкого, дифференцированного восприятия спектакля, эмоциональной чуткости к богатству выразительных средств театра. Анализируя с детьми спектакль, важно привлечь их к сценам, в которых идея драматурга и режиссера, поставившего спектакль, звучит особенно отчетливо и одновременно находит яркий эмоциональный отклик именно у данной возрастной группы зрителей. Акцентирование внимания на композиционном решении спектакля, на внутреннем идейно-смысловом «сцеплении» отдельных сцен, эпизодов дает возможность подводить подростков к осмыслению спектакля как целостного произведения искусства, в котором отдельные его части являются выражением определенного идейно-художественного замысла.

Подросткам нужны знания о специфике театрального искусства, его истории. В работе с ними над спектаклем нужно гораздо шире привлекать материал различных видов искусства. Именно в сочетании с курсом истории, литературы, музыки и изобразительного искусства учитель сможет наиболее успешно решать необходимые художественно-образовательные задачи в области эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства.

Опыт показывает, что участие ребенка в детском театре должно носить целенаправленный характер. На занятиях в детском театре с ними работает режиссер, хореограф, концертмейстер, вокалист, ребята изучают актерское мастерство, много проводят репетиций и готовятся к выступлениям. В настоящий момент актуальным, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях, которые необходимо проводить уже с раннего возраста.

Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

  1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
  2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
  3. в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  2. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

«Наручный» театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

  • пальчиковый;
  • перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

  1. В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
  2. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
  3. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

  • театр масок;
  • театр кукол-великанов.

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Как самостоятельно сделать ширму для театра в ДОУ?

Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.

Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.

Ширма для пальчикового театра

Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».

Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.

Материалы для изготовления персонажей

Из чего же еще можно сделать персонажей :

  • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
  • спичечных коробков;
  • теннисных мячиков;
  • надувных шаров;
  • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
  • носка, варежки, перчатки;
  • пластиковых бутылок;
  • природного материала и др.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.