Свадебные обычаи и традиции русского народа. Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Постепенно исконно русские свадебные традиции возвращаются в жизнь современных людей – кто-то стремится быть поближе к своим предкам, другие следуют за модой, третьи просто интересуются историей своего народа.

Русская культура богата на свадебные традиции и обычаи – в давние времена бракосочетание было грандиозным событием, которое проходило по заранее намеченному плану, соблюдавшемуся всеми парами.

Как подготовиться к свадьбе и не сойти с ума? Скачать бесплатный чек-лист. Он поможет упороядочить подготовку и сделать все спокойно и в срок.

Я согласен с политикой конфиденциальности

Некоторые из этих обрядов забылись, другие видоизменились, но есть и те, которые дошли в первозданном виде. Будущие молодожены могут удивить своих гостей, применив часть из этих традиций на собственной свадьбе.

Суть обрядов

Практически во всех культурах мира есть предписания по поводу свадьбы. Веками вырабатывались и русские свадебные традиции и обычаи, которые предписывали будущим молодоженам правильно одеваться и вести себя во время бракосочетания. При этом практически ни у кого из молодых людей не возникало даже мысли противоречить народной мудрости, и все принятые этапы свадьбы неукоснительно выполнялись каждой парой.

Сейчас отголоски такого послушания встречаются лишь у немногих народов, при этом большинство традиций претерпели изменения – стали менее жесткими и безоговорочными. Жених и невеста вольны самостоятельно решать, как будет проходить их свадьба, а про женитьбу по указу родителей все и вовсе забыли, как про страшный сон.


Русские свадебные традиции соблюдаются на бракосочетании в большинстве своем, как дань прошлому.
Невесты надевают белоснежное платье, а женихи проходят испытания от подружек своей возлюбленной, потому что так принято. Конечно, и от этих традиций бывают отступления, но все же часто можно встретить именно такой расклад событий.

В других случаях обычаи применяются для свадьбы, если она организуется в конкретном стиле. Пары стали серьезней подходить к сценарию своего бракосочетания, поэтому нередко устраивается тематическое торжество. Если оно проводится, например, в английском, французском, мексиканском, индийском или итальянском стиле, то можно перенять и некоторые традиции этих народов, чтобы создать яркий антураж.

В большинстве же своем каждая современная свадьба оказывается сотканной из обычаев разных стран. Какие-то этапы бракосочетания, например, обмен обручальными кольцами, существуют еще с древних времен, другие появились всего несколько столетий назад. Если раньше свадьба проходила в замкнутом мирке конкретного народа, то теперь границы праздника расширяются.

Какие есть обычаи

На Руси свадьба праздновалась не меньше недели, а в подготовке к ней участвовала вся деревня. Каждый человек знал, какая роль ему отведена, и в итоге получалась слаженная работа без заминок и суеты. Сейчас такое уже не встречается, поскольку каждое торжество проходит на свой манер, а раньше сценарий был одним для всех.


Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство.
Жених вместе со своими друзьями и семьей приходил в дом к невесте и спрашивал благословения на свадьбу у родителей девушки. Ее саму о желании выйти замуж никто не спрашивал – ей надлежало только продемонстрировать свои хозяйские способности и принять волю матери и отца.

Сватовство

На сватовство жених приходил не с пустыми руками – он приносил помолвочное кольцо. Считалось, что если невеста примет его, то свадьбе быть, но на самом деле все уже заранее было решено главами семейств. Если жених приходил без кольца, это заставляло семью девушки задуматься по поводу того, что он сможет обеспечить их дочь.


Если брак планировался с предварительной договоренности семей, то это был лишь символический этап события.
Если же девушка и юноша сами принимали решение о женитьбе, то могли получить и отказ в благословении. В этом случае у них было два варианта – либо повиноваться воле родителей, либо ослушаться их, за чем обычно следовал полный разрыв отношений с семьей.

Наряд невесты

Подвенечный наряд невесты был особенным. Сейчас принято видеть виновницу торжества в белоснежном платье, но это европейская традиция, на Руси облачались в красное.

Свадебный распорядитель

Раньше на Руси все невесты облачались в сарафан красного цвета, который символизировал счастье и плодородие. А вот белый цвет считался символом траура и печали.

Елена Соколова

Предсказательница


Считалось, что сколы, рельеф и трещины на обручальных кольцах привлекут несчастья и неурядицы в семейную жизнь молодоженов.

Тамара Солнцева

Фату могли надевать только те девушки, которые выходили замуж впервые, поскольку этот атрибут считался символом непорочности. Еще раньше фату заменяли почти непрозрачной шалью. Невеста надевала ее при выходе из родительского дома и не снимала до самого замужества, поскольку считалось, что в этот период она остается без защиты и уязвима перед злыми духами, а под шалью они не смогут ее отыскать.


Обручальные кольца

К обручальным кольцам тоже предъявлялись особые требования. Они могли быть из любого материала, но неизменным оставалось одно – поверхность должна быть гладкой, без рельефа, камней, сколов или царапин.

В период с момента сватовства и до свадьбы у невесты было много забот. В первую очередь ей нужно было расшить рушник, который будет использоваться во время благословения, а затем останется в семье молодоженов, как оберег от горя и несчастья. Вручную расшивалась и рубаха, которую затем надевал жених на свадьбу.

Заботы жениха

У юноши тоже была своя подготовка к бракосочетанию, хоть и не такая скрупулезная – ему требовалось собрать богатый букет для своей возлюбленной. Флористических магазинов раньше не было, поэтому растения добывались из садов родственников и соседей, причем они не могли отказать жениху. Он преподносил в день свадьбы, а затем девушка выбирала оттуда самый красивый бутон и прикрепляла к рубахе своего суженого. Это прообраз свадебного букета и бутоньерки, но сейчас невеста вряд ли доверит возлюбленному выбор цветочной композиции, поскольку она должна сочетаться со всем образом в целом.

Жених ехал за своей будущей женой на торжественном поезде. Железных дорог в деревнях не было, это просто символическое название процессии, в которую, помимо самого юноши, выходили его братья, друзья и родственники, кроме родителей. Они оставались дома, чтобы осуществить последние приготовления к празднованию.

На всем пути проезда ему устраивали препятствия, например, в виде телеги посередине дороги. Жених откупался от предприимчивых соседей вином, брагой, конфетами или монетами. В доме невесты, кстати, ему тоже не открывали ворота добровольно, а иногда еще и прятали невесту, отдавая ее только за внушительный выкуп.

Венчание

Свадьбой в прямом смысле этого слова считалось венчание в церкви. Сейчас этот обряд можно назвать дополнительным к официальной росписи, и его можно проводить или не проводить по желанию. А раньше те, кто не венчался, официально не считались мужем и женой, и если мужчина и женщина жили вместе без этого обряда, то это считалось греховным. К этому таинству тщательно готовились, которые затем считались магическими. Во время венчания молодожены закрепляли свое решение о создании семьи в глазах бога.

Когда молодые выходили из церкви, гости осыпали их зерном – овсом, ячменем, просо и т.д. Так друзья и родственники желали новоиспеченным супругам достатка и благополучия. Сейчас вместо зерна используют рис, мелкие монетки или лепестки роз, но традиционный русский свадебный обряд уже потерял свой изначальный смысл.

Застолье

Самая любимая часть всех присутствующих на свадьбе – это застолье. На Руси его устраивали родители жениха, причем к приготовлению угощений могли привлекаться чуть ли не все женщины с деревни. В приоритете была не только демонстрация своего финансового благополучия, но и стремление накормить всех гостей досыта. Учитывая, что празднование длилось несколько дней подряд, у родителей жениха было много забот и расходов.

Во время застолья происходило много разных русских свадебных обрядов и обычаев, но можно отметить один из самых ярких – совместное битье посуды. Молодожены и их гости целенаправленно разбивали глиняные горшочки и кувшины.

Нельзя отрицать, что концептуально сама свадьба и свадебные традиции, скажем, семнадцатого и свадьба века настоящего в чем-то схожи. Например, и тогда, и сейчас главным лицом на свадьбе был не жених или невеста, а отдельный человек — в семнадцатом веке его называли дружкой, сейчас этот персонаж чаще носит название шафер, тамада или ведущий.

Впрочем, роль этого человека несколько изменилась и свадебные традиции претерпели ряд изменений. В прошлые века он был не только распорядителем церемонии, но также совмещал в себе функции свидетеля жениха, собственно ведущего и блюстителя правильности совершения обрядов. Иногда за «благочинием» следил отдельный человек — тысяцкий. Иногда, наоборот, тысяцкий занимался общим распорядительством, дружки в таком случае вовсе не было. Также у дружки или тысяцкого была ритуальная функция: гости должны были его всячески унижать и оскорблять, а он, в свою очередь, должен был достойно отвечать на такие выходки гостей.

В наше время, конечно, сложно представить, чтобы кто-то искренне, из суеверных побуждений, все мероприятие ругал ведущего на чем свет стоит. Тем более сложно представить соблюдение традиции избрания дружкой человека, занимающегося знахарством.

Конечно, русские свадебные обычаи и традиции, а так же структура самой свадьбы изменились. Так, в прошлом принципиальными элементами свадебного цикла были сватовство, смотрины и . Сватовство представляло собой полный набор ритуальных элементов, это был процесс предварительного заключения договора о свадьбе, в котором главная роль отводилась сватам жениха. Они должны были понять, что представляет собой невеста, хороша ли она внешне, какое приданое может получить жених от ее родителей в случае, если брачный союз состоится.

Обычно сваты вели речь в иносказательной форме. Например, начинать разговор могли с выражений вроде «у вас товар, у нас купец», «ищем овечку, не заблудилась ли». При этом родители должны были достаточно долгое время не соглашаться отдать свою дочь замуж. Часто сваты занимались также поиском невесты, отбирали достойные кандидатуры.

За сватовством следовали смотрины. Родители невесты приезжали в дом жениха, тщательно осматривали хозяйство. Если их все устраивало, они принимали приглашение хозяев остаться на торжественную трапезу. Не менее важны были и смотрины невесты — родители жениха знакомились с девушкой, узнавали, какими умениями она обладает, смотрели, насколько она красива, какое у нее есть приданое и т.д. Сама невеста часто все это время сидела в красном углу, лицо ее было прикрыто фатой.

В наше время сватовство и смотрины по-прежнему существуют, но не несут никакой практической пользы. Действительно, сложно представить, чтобы сейчас жених и невеста были фактически отстранены от своей собственной женитьбы, чтобы решение о свадьбе принимали родители или вовсе посторонние люди. Однако в символической форме и тот и другой обряд сохранились. Часто они проводятся в тот же день, что и венчание.

Еще одному древнему свадебному обряду — рукобитию — повезло меньше. Он крайне редко практикуется в настоящее время. Во время рукобития (или, как его еще называли, запоя) родители жениха и невесты договаривались обо всех материальных аспектах будущего брака, распределяли свадебные чины, уславливались, где будут жить молодые после свадьбы, кто понесет расходы на церемонию. Весь этот процесс завершался собственно рукобитием — отцы жениха и невесты били друг другу руки в знак заключения договора. Иногда после рукобития происходил обмен подарками, за заключением договора, бывало, следовало испитие спиртных напитков (отсюда второе название обряда).

В значительной степени сохраняется обычай приготовления на свадьбу специального праздничного каравая, который во время церемонии должны вкусить новобрачные. Обычай этот пришел из Древнего Рима. Правда, в римской традиции обязательным было изготовление пирога из муки, размешанной на соленой воде, и меда. На Руси же каравай мог быть приготовлен по любому принятому в то время рецепту. В наше время совместное поедание женихом и невестой каравая или другого свадебного пирога символизирует единение новобрачных.

Также некоторое время на Руси новобрачным во время пира преподносили в качестве своеобразного ритуального подарка одну большую жареную курицу. Сама по себе курица особого сакрального значения не имела, но обычай этот должен был продемонстрировать, что отныне новобрачные будут делить всю имеющуюся пищу на двоих. Возникла данная традиция, предположительно, у литовцев во времена их язычества.

В отличие от русского обряда, в литовском варианте обязательным было совместное поедание подаренной курицы прямо на брачном ложе, причем подносить птицу к постели и разделывать ее в обязательном порядке должен был жених — и не заранее, а именно на кровати. Иногда таким же образом употребляли курицу в пищу и русские новобрачные. К счастью, в наше время ни у литовцев, ни у русских ничего подобного в брачную ночь в подавляющем большинстве случаев не происходит.

Обычаи проведения свадьбы меняются вместе с течением лет. Каждый год молодые предпочитают отказываться от каких-то примет и ритуалов или же вспоминают свои корни и добавляют в торжество все новые и новые нюансы. Например, традиция обмениваться кольцами есть почти в каждом народе, от нее не отказываются по сей день. А вот христианский обычай встречать молодых иконой чтят не все даже в нашей стране, это личный выбор жениха и невесты.

Свадебные традиции и обычаи русского народа

Русское торжество бракосочетания – это целый ряд различных обычаев и примет. В давние времена люди свято чтили и соблюдали каждый ритуал.

Как сейчас у нас есть тамада или ведущий, наши предки так же выбирали человека- руководителя. Его называли дружкой, позже – тысяцкий. Он следил за соблюдением всех обрядов, тостами, поздравлениями. Иногда в качестве ритуального действа дружку или тысяцкого принято было ругать, а он должен был достойно отвечать на это.

В прошлые века ни один брак не был заключен без сватовства и сватов, которые решали различные вопросы. Сейчас этого уже нет, только если в шуточной форме. Жених с невестой сами решают, насколько они достойны друг друга и как будет проводиться торжество.

В традиции русской свадьбы входило также рукобитие, которое сейчас уже почти не встретишь. Родители молодых собирались и за распитием крепкого алкоголя обсуждали все нюансы свадьбы: где будет жить молодая семья, кто за что платит, как гулять свадьбу.

Конечно же, каравай по сей день себя не изжил. Многие до сих пор пекут свадебные караваи, которые должны обязательно попробовать жених с невестой. Раньше это угощение пеклось на огромное количество человек, поэтому диаметр хлеба достигал невероятных размеров. Сейчас эту роль частично исполняет торт.

Существовал на Руси и обряд сводов, который проводился еще до того, как молодые пойдут под венец. Это магическое действо призвано было сплотить молодую семью, обеспечить им долгие годы совместной жизни. Жениха подводили к невесте, соединяли их руки, связывали лентой или полотенцем и водили по кругу определенное число раз.

Невесты обязательно должны были плакать перед венцом, причитать и петь особые прощальные песни, в которых говорилось, как им не хочется уходить из отчего дома и как чудесно было в девичестве. При этом совершенно не важно, по душе ли девушке этот союз или нет. Плакать нужно было обязательно.

Традиции свадьбы в России: современность

Не все свадебные обычаи и традиции в России неукоснительно соблюдаются. Некоторые уже отжили себя, другие мы начали заимствовать из прочих стран. В результате получается целых комплекс трансформированных ритуалов.

Например, благословение родителей прижилось очень прочно. Даже если утреннее благословение перед свадьбой решают пропустить, то на самом банкете обязательно прозвучит тост от родителей, который будет звучать в духе благословения. Родительское слово всегда чтилось, молодым было важно знать, что этот брак одобрен.

Шуточный выкуп невесты пришел на замену самому настоящему выкупу, когда жених буквально отдавал деньги родителям девушки, чтобы жениться на ней. Сейчас это веселое действо призвано повеселить гостей, проверить силу и смекалку жениха. Все собранные деньги идут в бюджет новорожденной семьи.

Поездку в загс трудно назвать традицией, это скорее необходимость, которую нужно пройти, чтобы официально стать мужем и женой. Конечно, раньше на Руси загсов не было, было венчание. Сейчас некоторые молодые также предпочитают венчаться, чтобы их брак был заключен и перед богом.

Конечно, принято дарить свадебные подарки. Раньше это были вещи, необходимые в хозяйстве. Сейчас чаще дарят деньги на начало семейной жизни.

Свадебные традиции в России включают в себя . В далеком прошлой танец имел магическое значение. Вокруг молодых водили хороводы, и сами они кружились в определенном направлении. Таким образом прогоняли беды и злых духов. В наше время танец молодых – это часть банкета, когда жених и невеста показывают свои хореографические возможности под красивую музыку, развлекая гостей и показывая любовь друг к другу. Это может быть вальс, танго или что-то другое.

«Горько!» гости кричат с бокалом в руке не просто так, чтобы заставить новобрачных поцеловаться. Раньше это был знак, что в рюмках не вода, а действительно водка, «горькая».

Свадебный каравай: традиции

Хлеб всегда был особенно почитаем на Руси. А уж свадебный каравай и вовсе назывался оберегом. Его можно было хранить, брать с собой в дорогу, защищаться от сглаза.

Такой каравай выпекали только женщины, которые имели легкую руку и крепкий брак. Вдовы, разведенные и бездетные ни в коем случае не допускались до этого важного дела.

До нас дошла традиция встречать караваем молодых, а также делить его, чтобы узнать, кто в доме будет главенствовать.

Этот круглый хлеб обязательно украшался различными символами: кольцами для крепкого брака, колосьями пшеницы для богатства, листочками и лепесточками для здоровых детишек.

Его нужно было разделить между всеми гостями. Никто не должен уйти со свадьбы, не попробовав каравай. Кусочек также уносили домой и делили между всей семьей, которой не довелось побывать на свадьбе. На него даже совершались заговоры, которые и наделялись магическим значением.

Современные новобрачные предпочитают покупать готовые или заказывать караваи. Однако самые умелые пекут их сами, что считается особой честью.

Традиция на свадьбе: семейный очаг

Это очень волнительный и красивый обряд, который пришел к нам из самой древности. Молодые любят его за красоту и романтичность, но он имеет и символическое значение.

Суть этого ритуала в том, что родители жениха и невесты зажигают свечу и передают ее молодым, а вместе с тем произносят напутственное слово, как нужно хранить уют и тепло в семье.

Чаще всего современные молодожены покупают специальную красивую свечу, чаще красного цвета. А родители зажигают ее огнем своей свечи под красивые слова ведущего. После этой церемонии очаг остается у новобрачных. Говорят, что в трудные времена можно зажигать его, и в семью вернется мир и покой, а все беды пройдут стороной. Зажигать его могут как мамы или папы, так и все родители вместе.

Таким образом не только передавался опыт старших поколений, но и объединялись две семьи, два рода. Зажигая свечу, родители принимали обоих супругов как свои детей и давали обещание любить их и помогать советом.

Традиции армянской свадьбы

Армения, как и любая другая страна, менялась с течением времени. Одни обычаи отходили на второй план, другие же остаются неизменными по сей день.

Как и на Руси, в Армении обязательно свадьбе предшествовало сватовство. Раньше жених не принимал в нем участия, приходили только сваты. Затем уже стало принято брать и жениха.

Сваты приходили после наступления темноты, чтобы скрыться от глаз соседей. Ведь отказ мог сильно снизить рейтинг несостоявшегося мужа. Мужчины всегда считались главнейшими, поэтому сваты всегда были мужского пола. Отец никогда не выдавал свою дочь с первого раза, это считалось позором. Будто невеста чем-то ущербна, поэтому ее хотят отдать поскорее.

Отказывать в лицо было непринято. Существовало множество иносказаний, которые означали либо «Мы подумаем, зайдите еще раз», либо «Нашей невесте другой жених нужен».

Обязательно давалось приданное за невестой. И чем больше приданного, тем завиднее невеста. Но этот обычай уже устарел. Сейчас в знак уважения сторона жениха говорит, что никаких денег не нужно, они желают лишь, чтобы эта девушка стала членом их семьи.

Армянские свадьбы обычно справлялись поздней осенью или ранней зимой. На это есть множество причин. Во-первых, урожай уже собрали, а значит еды много. Во-вторых, организм после лета укреплен и полон сил, а значит и дети будут рождаться крепкими и здоровыми.

Торжество всегда пышное, громкое с бесчисленным количеством гостей. Это и по сей день так. Приглашают всю родню, даже дальнюю, чтобы никого не обидеть. Раньше гостей созывали музыкой, а самых уважаемых жителей приглашали с особыми почестями.

Гости со стороны будущего мужа старались подарить как можно больше золотых украшений. Ведь именно так и нужно показывать благосостояние рода.

Обязательно на свадьбе присутствовали макары – вооруженные крепкие молодые парни, которые выполняли роль телохранителей. Они защищали всю процессию и жениха в частности.

Еды всегда было много, а танцы не прекращалась. Стороны соревновались в том, что больше рад и весел. Никто не должен уступать в танце другому.

Свадебные традиции и обычаи в Беларуси

Белорусская свадьба похожа на нашу, исконно русскую. Обязательно было сватовство, причем здесь приметы играли настолько важную роль, что, завидев черную кошку, сваты могли вернуться. На сватовство брали с собой подарки, угощения, чтобы задобрить родителей невесты.

Женились чаще в конце лета, в начале осени, когда заканчивался сбор урожая. А вот в середине января, по белорусским обычаям, свадьбы запрещены.

Перед вступлением в брак будущая жена устраивала девичник, на котором прощалась со своими незамужними подругами. Они плели венки. У невесты должен быть самый пышный, красивый и тугой венок.

Молодую наряжали в чужом доме неподалеку от дома жениха. Считалось очень плохой приметой переводить девушку через дорогу в день ее свадьбы. Ей надевали подвенечное платье, заплетали тугую косу. (или платок) надевалась в самый последний момент.

Обязательно был выкуп, шуточный и веселый с играми и стишками.

После приезда жениха, руки будущих супругов вкреплялись платком, их несколько раз обводили вокруг стола с белой скатертью. После чего угощались и ехали в храм венчаться.

После венчания новоиспеченная семья должна была объехать семь мостов и посетить могилу предков. Эти традиции живы до сих пор. Новобрачные стараются побывать на семи мостах, чтобы жених перенес на рукам невесту через каждый из них. Вместо могилы предков часто посещают мемориалы, братские могилы.

После прогулки все провожали молодых домой. Порог был особенным местом. Его часто ассоциировали со смертью, поэтому муж обязан был нести свою жену на руках через порог, а гости осыпали их зерном.

Уже в доме с молодой супруги снимали фату, отдавали старшей подружке, чтобы она тоже вышла замуж в скором времени. На голову новобрачной надевали простой платок, символизирующий женскую долю, роль в семье.

Многие традиции сохранились по сей день, другие же трансформировались. Но выкуп, каравай и девичник всегда имели и имеют большое значение в свадебном обряде.

Свадебные обряды и традиции в Украине

Свадебный украинские традиции мало чем отличаются от исконных русских. Но в них больше языческих нюансов. Мы рассмотрим только самые интересные и необычные украинские обряды.

  • Воровство девушек. Во время танца вполне можно было украсть девушку, даже из богатой семьи, а потом жениться на ней, если она не против, конечно. От парня требовалось немало смелости и ловкости, чтобы унести свою добычу как можно дальше от дома и там продержать не менее суток. Если его найдут раньше, не сносить ему головы. А вот после 24 часов его прощали, если похищенная не желала за него идти, или женили, если оба были согласны.
  • Девичье сватовство. Не было запрещено девушкам свататься к понравившемуся молодому человеку. Отказывать ей было нельзя. Такое сватовство применялось только в очень редких случаях, если девушка была обманута парнем. Так она могла себя защитить.
  • Освобождение путем брака. Долгое время на украинской земле существовал обычай не казнить осужденного, если какая-то девушка пожелала стать его женой. Осужденных женщин это тоже касалось. Есть поверье, будто однажды казака повели на казнь, ему навстречу вышла девушка и пожелала стать его женой. Но взглянув на нее, молодой человек пожелал скорее быть повешенным, чем жениться на ней.
  • Женили всегда по старшинству. В семье, где несколько детей одного пола, в брак вступал сначала всегда старший и никак иначе. Средние и младшие обязаны были ждать своей очереди. Ведь если более молодая сестра выйдет замуж раньше, это будет оскорблением для старшей. Ее уже могли и не взять.
  • По языческой традиции, можно было жениться и весной, когда природа расцветает, а не только осенью после сбора урожая.

  • К языческим символам можно отнести и свадебную веточку, которая обозначала красоту невесты. Ее запекали в тесте и ставили на праздничный стол. После торжества все подружки и дружки отламывали от нее по кусочку.
  • Украинские свадьбы всегда широкие, шумные, на них алкогольные напитки льются рекой. По этой причине детей даже старшего возраста на такие празднества не брали.

Традиции татарской свадьбы

Татарские свадебные торжества отличаются от русских по понятным причинам: татары – мусульманский народ. Однако есть у нас и немало общего. Например, сватовство и .

Одним из интересных мусульманских обычаев является обряд никах. По сути это то же самое венчание. Мулла дает молодым советы и наставления, а также благословляет их. Пока не будет совершен никах, жених не должен оставаться наедине со своей избранницей.

Выкуп у татар не шуточный, а самый настоящий, когда семья жениха отдаем калым за будущую жену. Тамада на таких свадьбах также присутствует, но его не нанимают, а выбирают среди гостей самого веселого и смелого. В настоящее время ведущего предпочитают все же нанимать.

Конечно, среди праздничных блюд должен быть традиционный плов, а среди сладостей медовый чак-чак.

Существует и специальный брачный домик, где находится брачная постель. Ее тщательно освещали. Все гости касались ее и клали монетки на блюдце. После чего в этом доме оставались лишь старшие женщины и невеста. Они поучали молодую, как нужно встретить мужа.

Когда все гуляния завершены, проводились особые конкурсы и игры, в которых жених доказывал, насколько он силен и умен. Только после этого он получал право остаться с новоиспеченной супругой наедине.

В день свадьбы принято также ходить в баню. Гости и жених мылись, после чего муж надевал новую чистую одежду, которую сшила ему невеста.

Как и причитания невест на Руси, у татарского народа есть так называемые «ласкания». Молодая жена садилась спиной к гостям и пела песни о тяжелой женской доле. Гости же подходили, утешали ее и гладили по спине.

Раньше, если жених не отдал сразу весь калым, он помог навещать свою жену не чаще раза в неделю до выплаты полной суммы. Современные свадебные традиции татар таких мер не предполагают.

Свадьба в Индии: традиции

Индийский народ больше кого бы то ни было чтит свои обычаи с древних времен. Местные жители стараются соблюдать все ритуалы и обряды, чтобы обеспечить молодым долгую и счастливую жизнь.

Мы привыкли думать, что индийское торжество – это песни и пляски в духе любых фильмов. Это тоже имеет место быть, но в большей мере это духовное таинство. Обряд под названием виваха связывает две семьи воедино, а также накрепко сплетает две души на следующие семь жизней. Поэтому так важно соблюсти его правильно.

Свадьбу организовывают и оплачивают родители невесты. Саму молодую наряжают в красивое сари красного цвета и украшают особым образом. Цвет и покрой праздничной одежды может разниться в зависимости от района Индии.

Прическа у невесты может быть только одна – тугая длинная коса. Распускать волосы прилюдно индийской женщине запрещено. Перед свадьбой волосы девушки тщательно мылись и смазывались драгоценными маслами. После чего заплеталась коса.

У будущей жены есть и особый макияж. Это черная подводка для глаз, которая делает взгляд более таинственным. Маленькая красная точка на лбу, называемая бинди, равнозначна обручальному кольцу, как и колечко в левой ноздре. Это признак замужней женщины.

Индийская свадьба длится 4-5 дней. Все это время проводится множество различных обрядов, ни один из которых нельзя пропустить.

Одним из основных качеств невесты считалось (и считается по сей день) целомудрие. Женщину сравнивали с полем, а мужчину – с его владельцем. Первый, кто вспахал поле, владеет им по праву, а также всем, что растет на нем. Поэтому браки с девушками, которые потеряли девственность, считались бессмысленным занятием. Получается, что жених украл жену у кого-то другого, эта женщина и все ее дети принадлежат не ему.

Сейчас, как во многих других странах, молодая семья уезжает на машинах, но раньше невесту увозили на украшенном слоне или лошади, а все гости провожали их песнями и танцами.

Итальянская свадьба: традиции

Италия – это всегда безудержное веселье, шумные игры, танцы и обилие вина.

Считается, что обычай переносить невесту на руках через порог пришел именно отсюда. Ведь если невеста споткнется о порог дома, это предрекает множество бед и неприятностей.

Помимо танца молодых, невесте еще нужно станцевать отдельно, продемонстрировав свои хореографические навыки. Начинает она обычно одна, а потом к ней присоединяются гости, которые просто не могут усидеть на месте.

Основное правило итальянских свадеб – все должно быть весело. Гостей обычно много, это родственники, близкие и дальние, друзья, семьи друзей, друзья семьи друзей и т.д.

К итальянцы также относятся очень ответственно. До сих пор для них это не просто отдых. Чтобы жизнь молодых была счастливой и богатой, сладкой, им положено первые две недели после свадьбы есть мед, что они и делают.

Одним из интересных обрядов является распиливание бревна молодыми супругами сразу после свадьбы. Причем пилить надо вручную. Это символизирует крепкий союз и сотрудничество новобрачных. Стоит добавить, что у итальянцев не принято жениться рано. Брак в 30-35 лет у них считается ранним.

Цыганская свадьба: обычаи и традиции

Те ассоциации, которые возникают у вас при представлении цыганского веселья, как нельзя лучше подходят под определение свадьбы.

Цыганский народ совершенно не жалеет денег и сил на свадьбу, так как она считается самым важным событием в жизни. Поэтому кто бы ни женился, гуляют все и угощают всех прохожих.

Сватовство происходило интересными образом. Дети еще могли быть малышами, а их родители уже договорились о свадьбе. Когда дети достигали определенного возраста, договоренность о браке обязательно соблюдалась. Можно даже обмениваться невестами, если у двух семей есть сын и дочка. В этом случае и выкупа не нужно, так как это обоюдовыгодное решение.

Если у юноши нет денег на выкуп или его любимая предназначена другому, он мог ее украсть.

На торжестве гости –мужчины и женщины не могли сидеть вместе, для них предполагались разные столы. Первая брачная ночь должна проходить не после застолья, а во время. Молодых уводили в шатер, где никого не должно быть, кроме них самих. Когда на подносе выносили рубашку невесты, начиналось особое веселье. Родители поздравляли друг друга, гордились своими детьми.

Если невеста была невинна, ей дарили дорогие подарки. Если же нет (что бывало очень редко), ее родители должны были возместить все расходы на свадьбу.

Американская свадьба: традиции

Всем нам знакомы обычаи свадебного американского торжества из фильмов и сериалов. В США не принято . Если устраивать торжество по всем правилам, придется оплатить помолвку, репетицию, саму свадьбу, а также фуршет во время медового месяца.

Оттуда пришел обычай делать предложение оригинально и красиво, чтобы потом можно было рассказать друзьям и подругам. Сватать совсем не обязательно. Влюбленные сами все решают, а потом лишь сообщают эту радостную новость остальным. Репетиция не всегда необходима, но ее иногда устраивают, чтобы познакомить гостей и создать благоприятную атмосферу.

Шуточные церемонии регистрации брака в Америке неприняты. Чем больше романтики, тем лучше. Считается, что на самой церемонии гости должны плакать, а уже на банкете смеяться.

Чтобы семейная жизнь удалась, у невесты должно быть что-то голубое, что-то одолженное и что-то новое во время церемонии.

В США гораздо чаще венчаются в церквях, чем у нас, даже если пара не является сильно верующей. После церемонии жених выносит невесту на руках, их осыпают лепестками и рисом.

Второй день свадьбы: традиции

Не все новобрачные хотят отмечать второй день. Однако свадебный обряд в русских традициях предполагает, что на следующий день после свадьбы должно быть веселье и продолжение банкета. Раньше свадьбы гуляли неделю, теперь принято праздновать только два дня. От этого обычая вполне можно отказаться, если так пожелают молодые.

На Руси второй день был обязателен. Новорожденная семья принимала гостей, угощала их. Молодая жена демонстрировала свои умения как хозяйки. Иногда ей в шутку мешали, рассыпали мусор, переворачивали ведра. А первый блин подавался с сюрпризом, в него подмешивали уксус или уголь. Гость, съевший такой блин, все равно должен был хвалить хозяюшку и дать ей денег за хлопоты.

Конечно, были и ряженые. Все веселились, придумывали костюмы, чем смешнее, тем лучше. Ходили по улицам, угощали прохожих водкой.

Такие обычаи царят не только в России. Так, например, у дагестанцев тоже принято на второй день приглашать родственников в дом и угощать их. Молодым продолжали дарить подарки. А молодая супруга обязана была танцевать с любым желающим.

У казахов же, наоборот, молодожены должны посещать всех родственников, а те их угощали и дарили подарки.

Существуют отдельные племена на острове Борнео, где второй день далеко не так весел. У них медовый месяц – это суровое испытание. Три дня после свадьбы молодые не имеют права сходить в туалет. Чтобы это выдержать, им приходится почти не есть и не пить. И только если оба справятся, им будет дарована счастливая и долгая совместная жизнь.

Как мы видим, свадебные традиции народов мира отличаются друг от друга, но неизменно одно: все обряды и ритуалы призваны скрепить молодую семью на долгие годы.