◉ Свадебные обряды в Украине. Украинские свадебные обычаи

Украина - самобытная страна с интересными ритуалами, многие из которых сохранились и по сей день. Яркие незабываемые праздники, таинственные священнодействия и, конечно, уникальный обряд бракосочетания. В данной статье вы узнаете, как традиционно проводится свадьба на Украине. Возможно, некоторые традиции вам приглянутся, и вы решите использовать их для своего торжества.

Сватание

Сначала украинский хлопец выбирает себе суженую, после чего в ход вступают его заботливые родственники. В первую очередь необходимо получить согласие родителей невесты. Для этого делегация со стороны жениха, в лице отца, дяди и старших братьев наносит дружественный визит в дом потенциальной невесты. В Украине есть интересный обычай, как лаконично и понятно объясняться со сватами. В случае категорического отказа родичи несостоявшегося жениха получают тыкву (гарбуз), как символ неудачи. Отсюда старинная украинская пословица — «Не получить бы гарбуза».

Сваты приходят в дом невесты с символическим даром — булкой свежего хлеба или караваем. Хлеб является своеобразным символом доброго согласия между будущими родственниками. Его ставят на стол, рассаживаются и начинают беседу. Обычно разговаривает самый старший и уважаемый родственник: отец или дядя. После приятной беседы, если сватам в доме рады, начинается новый этап сватовства. Юная невеста должна показать свою благосклонность гостям. Для этого девушка берет нож, разрезает каравай пополам, произнося при этом старинные ритуальные слова: «Разрезаю этот хлеб, чтоб отдать вам свой обет, а вы примите меня, как свое дитя».

Затем на специально подготовленное вышитое белоснежное полотенце торжественно раскладывают ломти разрезанного хлеба. Это означает положительный ответ радостным сватам, и поэтому они обращаются к молодке с ответной ритуальной репликой: «Спасибо девице красной, что рушник вышила такой рясный». На этом первый и самый важный этап успешно завершается с уговором о дате смотрин и помолвки. А впереди молодоженов ждут другие обряды и увлекательные мероприятия, связанные с украинской свадьбой.

Смотрины

На смотринах украинского свадебного торжества сваты должны вести себя чинно и быть доброжелательными по отношению к будущим родственникам. Во время обряда юная невеста трепетно ухаживает за потенциальной свекровью и свекром. С поклоном подает национальные кушанья: пироги, вареники, шанежки, приготовленные собственноручно. Все усилия девушки направлены на создание положительного образа перед дорогими гостями.

Помолвка перед украинской свадьбой — не менее волнующий этап. Здесь уже присутствуют посторонние свидетели, чтобы торжественный момент был зафиксирован навечно. Отказаться после этого от брака молодым просто не представляется возможным. Юных новобрачных связывают полотенцем-рушником, знаком крепких брачных уз. Узаконенная невеста одаривает свекровь и свекра символическими подарками: вышитыми платками, национальными рубахами, узорными рушниками.

Девичник и ритуальный плач невесты

Перед свадебным торжеством девушка должна попрощаться с беззаботной юностью и вступить во взрослую серьезную жизнь. Для этого приглашаются закадычные подружки и сестры, спутницы счастливой молодости. По традиции украинской свадьбы ритуал проходит в бане. Он включает в себя следующие моменты:

Девицы с печальными песнями купают невесту, расчесывают ее длинные волосы.

Новобрачная в ответ поет прощальную песню-плач по детству.

Юная девушка плетет своеобразный амулет счастливой замужней жизни. На веточке, которая потом станет обязательным украшением свадебного стола молодых, навязываются яркие разноцветные ленты.

Выкуп невесты

Обряд выкупа невесты женихом присутствует почти во всех национальных свадебных традициях. Однако украинский народ немного усложняет эту задачу. В назначенную дату свадьбы нарядный жених отправляется в путь за своим счастьем, то есть шествует к дому суженой. По дороге к невесте многочисленная родня, дружки и знакомые стараются встретить хлопца и потребовать выкуп. Жених одаривает всех прохожих монетами, сладостями и красивыми платками.

Непосредственно в доме у невесты тесть и его родичи устраивают будущему мужу нелегкие испытания, чтобы посмотреть, какой зять хозяин, как он развит физически. Например, парню могут предложить запрячь лошадь или поднять какой-либо хозяйственный груз. В процессе испытания жениху обязательно задаются шуточные вопросы. Таким образом родня проверяет его на сообразительность, умственные способности.

Обряд лить под ноги молодым воду

Венчание пары проходит в деревенской церкви. Будущие муж с женой выходят из храма и попадают под праздничный салют из подбрасываемых гостями монет, зерен риса и пшена — символов благоденствия и богатой семейной жизни. Считается, что в этот момент перед новобрачными образовывается сатанинский огонь. Поэтому родители жениха и невесты льют под ноги молодой семье воду, очищая им путь вперед к счастливой и спокойной семейной жизни.

Свадебный каравай и рушник

Неотъемлемая часть быта украинского народа — ткачество и вышивка. Вышивают в основном рушники-полотенца, потому как они повсеместно используются в хозяйстве. Особо нарядные и искусные изделия берегут для торжественных случаев. Каждая молодая девушка должна вышить большое количество рушников для собственной свадьбы. На них раскладывают караваи и пироги. Самые красивые тканные изделия юная невеста дарит близким людям и родственникам. Великолепный свадебный каравай занимает почетное место посередине стола на белоснежном рушнике, расшитом причудливыми узорами. А свежий пышный хлеб на таком полотенце — знак достатка в хате.

Каравай, изготавливаемый на украинскую свадьбу — это особый хлеб, рецепт приготовления которого уникален. Его выпекают настоящие мастерицы своего дела. Помимо отменных вкусовых свойств, хлеб выглядит богато и красиво. Его блестящая подрумяненная корочка украшается выпеченными элементами: колосьями пшена, листками калины. Пшено — это символ достатка и богатства семьи, а листья дерева сулят молодым продолжение рода. Венчают причудливый рисунок два переплетенных кольца, знаки вечной любви и верности.

Обычай «Чоботы»

В Украине принято, чтобы жених с особым старанием добивался расположения своей тещи. Специально для этого существует веселый национальный ритуал «Чоботы». Он начинается с того, что зять покупает новые сапожки. В торжественный день новобрачный должен пригласить тещу в центр зала и старательно вымыть её ноги. После чего самое время надеть матери своей жены новую красивую обувку. Чтобы добавить обряду яркости и веселья, гости сопровождают такое действие народными танцами и песнями.

Обряд «Хлеб-соль»

После венчания у дома молодых происходит ритуал вкушения новобрачными «хлеба-соли». Родители выносят молодой паре особый каравай на рушнике с солонкой соли сверху. Традиции украинской свадьбы требуют, чтобы будущие супруги отломили по кусочку хлеба, обмакнули в солонку и съели. Причем, больший размер ломтя определяет главу нового семейства. Проведенный процесс означает благословение старших на счастливый и долгий брак.

Традиция расплетения косы

Расплетать девичью косу — древний обычай украинской свадьбы. Пышная длинная коса — это знак девичества, юности. После бракосочетания свекровь и муж бережно снимают венчальный венец с яркими лентами и расплетают косу невесты. Затем мать молодого мужа заплетает волосы девушки вокруг головы полукругом и повязывает поверху специальный платок, который носят замужние женщины. Замена прически и повязывание платка объясняется тем, что став женой, девушка должна много трудиться по хозяйству. А косы могут помешать выполнять рутинную домашнюю работу. К тому же красоту невесты должен видеть только муж. Снятый венок жена бросает в толпу веселых подружек, которые его ловят, чтобы определить, кто из них будет следующей новобрачной.

Обряд «Ряжение»

Название веселого ритуала происходит от слова «рядиться», то есть наряжаться, переодеваться. Такая забава происходит на второй день свадебного торжества. Вместо новобрачных к гостям выходят «фальшивые молодые», нередко преклонного возраста для потехи гостей. Остальные участники торжества по желанию наряжаются скоморохами, животными, после чего такая веселая толпа устраивает масштабные гулянья. Гости под громкую музыку и народные песни бродят по улице. Веселый ритуал имеет цель не только развеселить прохожих, но и оградить молодых от порчи и сглаза, отвести нечистую силу.

Особенности украинских свадебных нарядов молодоженов

Вышивка — неотъемлемый элемент культуры Украины. Расшитую узорами цветов, листьев, птиц, этническими фигурами ткань именуют вышиванка. Праздничный наряд на украинской свадьбе как для жениха, так и для невесты тоже выполняется из богато расшитых тканей. Необыкновенный орнамент долго и кропотливо вышивается рукодельницами из ниток разных цветов. В процессе такого творчества, мастерицами используются различные техники сложного вышивания: крестиком, гладью, мережкой. Применяется оригинальная вышивка бисером, лентами.

Популярные рисунки на украинской вышиванке — это дубовые листья, грозди рябины, калины, птички, виноград, цветы мака, хмель, барвинок. Узор из растений очень символичен, каждый элемент означает какую-нибудь положительную эмоцию или счастливое событие, действие. Например, желудь на мужской рубашке — это символ мужской силы, шишки хмеля означают любовь, счастье в семейной жизни, мак — защиту от зла, войны, дурных людей.

Фигурки животных также несут тайный смысл. Например, изображение рыбы — к денежному изобилию, сова символизирует просьбу о мудрости. Таким образом, любящие матери, вышивая свадебные наряды, желают счастливую судьбу своим детям, мечтают о лучшей доле для них.

Семья - одна из самых давних форм общности людей. Она возникла так давно, что подсчитать, сколько тысячелетий назад это было - ни каждый возьмется. Интересно, что даже первобытные люди пытались создавать семьи, соединялись родами. Пожалуй, влюбляться, создавать семьи и продолжать собственный род люди будут и через тысячи лет, несмотря на пессимистические прогнозы ученых о том, что человек стает все более самостоятельным.

Потому как внутри у каждого из нас заложен огромный потенциал заботы, любви, поддержки и от этого нам ну никуда не деться, впрочем, никуда деваться и не хочется. Ведь что может быть лучше большой крепкой и любимой семьи. Нам украинцам понятия крепкой и дружной семьи знакомо не понаслышке, ведь на протяжении многих веков наши предки старались создавать именно такие семьи, они бережно сохраняли домашний очаг, чтили традиции. А потом передавали свои знания из рода в род, из поколения в поколение.Интересно, что многие из старинных свадебных обрядов люди используют, и по сей день, особенно в сельских местностях. А некоторые из обрядов незаслуженно забыли, но все забытое можно вспомнить, и проделать на собственной свадьбе, сделав ее оригинальной и незабываемой. Потому следующий материал, особенно будет интересен тем людям, которые решили скрепить свои отношения узами Гименея.

Формы брака в Украине.

Раньше в Украине существовали разные формы брака, иногда очень интересные:
воровство девушек;
брак-покупка;
свадьба по договору;
матриархальный брак (сватанье девушки до парня);
сватанье через сваху;
освобождение путем брака от смертной казни.

Воровство девушки.

Во время танца парень мог украсть девушку даже из богатой семьи. Хлеборобы считались крепостными, но издавна и они пользовались правом и свободой воровать во время танца благородных девиц, даже дочек своего помещика. Но при этом необходимыми качествами были: смекалка и шустрость. Парень со своей «добычей» должен был убежать в соседний лесок и прятаться там не менее 24 часов. Только тогда прощают смельчака, иначе же пропала его головонька. Если украденная девушка желала выйти за него замуж, он был обязан под страхом смертной казни жениться на ней; если нет - то парень свободный от наказания.

Интересным обычаем было сватанье девушки до парня: отказывать девушке («дать ей гарбуза») считалось грехом, потому как применялся этот обычай в том случае, когда парень обманул девушку. Эта форма брака была спасательной для девушки.

Освобождение от казни путем брака - это народная украинская традиция. В письменных правовых статутах ее не было, то есть, это был не писаный закон. Спасать от казни могла девушка или вдова, если должны были казнить парня, а также парень - если подсудимой была девушка. При этом брак разрешался только тогда, когда было совместное согласие. Существует такое поверье: будто бы к толпе, которая сопровождала казака на место казни, навстречу вышла девушка, голова которой была покрыта белым покрывалом. Она подошла к осужденному и во всеуслышание заявила, что хотела бы выйти за него замуж. В тот момент толпа притихла и ждала ответа осужденного. Казак пожелал, что бы девушка сняла покрывало, после чего посмотрел на нее и сказал: «Як мати таку дзюбу вести до шлюбу, ліпше на шибениці дати дубу!» - и пожелал, чтобы его скорее повесили.

Свадебные обычаи

Брачный возраст в XIX веке для парней был 18-25 лет, для девушек 16-23, но случалось, что девушки выходили замуж и в 14-15 лет. Существовал обычай сначала отдавать замуж старших дочек, потом младших. Если же младшая выходила замуж раньше, это считалось оскорблением для старшей дочки. Точно так за старшинством женили и сыновей. Наилучшим временем для свадеб считалась осень: с 15 августа по 14 ноября, а также от 6 января до поста в марте. За древними обычаями славян весна была наилучшим временем для свадеб, временем, когда пробуждается природа, рождается год. За законами народной этики начинать свадьбу среди недели было непристойно, потому чаще всего свадьбы проводились в выходные дни или на праздники.

Считалось, что брак будет счастливым только в том случае, когда молодые с их численной родней исполнят все ритуалы с походами, танцами, песнями, действиями и т.д.

Украинское слово «весілля» происходит от названия солнечного праздника «въселія», которое отмечалось каждую фазу солнцестояния определенными ритуалами. Именно до таких ритуалов принадлежали и брачные обряды. Празднуя весеннее пробуждение, люди сами чувствовали неуемное желание любить, создавать семью и продолжать род. Потому и значительное большинство свадеб отмечалось именно в пору весеннего и летнего солнцестояния, меньше - осеннего и зимнего. Только после введения христианства свадьбы стали отмечать преимущественно осенью, когда окончены все летние роботы и собран урожай. Кроме того, весеннее солнцестояние почти всегда совпадает с большим постом, во время которого супружеская жизнь строго запрещалась. Таким образам, свадьба весеннего солнцестояния, которые все время согласовывались с циклами природы, постепенно переместились и были подчинены церковному календарю.

О том, что свадьба посвящалась солнечным богам, свидетельствуют атрибуты и символы, которые на протяжении веков присутствовали в свадебном обряде украинцев: Каравай, свадебные свечки, веночки, веточки и т.д. Таким же остатком древнего богослужения есть обычай сиденья молодых на вывернутом мехом вверх кожухе или овечьей шкуре, а также свадебный костер перед входом молодой во двор молодого, выливание вина на пол (жертва), и колупание печи молодою на сватанье. Жертвами Богам - покровителям брака, были обряды резанья Каравая, обрезания волос молодой, а давние свадебные песни - своеобразные молитвы, обращенные к этим Богам. Позднее до гимнов молитв добавлялись вполне земные мотивы, пожелания молодым счастья. Одной из самых древних свадебных песен, которая дошла до нас в нескольких вариантах, есть песня, обращенная до Дажбога.

В Украине долгое время преобладали традиции народных свадебных обрядов, церковное же венчание стало обязательным только в XIX веке. Сохранилось немало церковных записей об обязательности церковного венчания, но венчание постоянно игнорировались народом. О недоверие к церковному венчанию свидетельствуют и те факты, что церковь святила многоженство князей и бояр, которые имели по три, четыре жены, причем обвенчанные. Церковный брак, в то время, не был для украинцев «таинством», а только юридическим актом, который мог составляться заблаговременно. Молодые после венчания могли проживать отдельно по два и больше лет, пока не отмечали свадьбу. Церковное венчание игнорировалось и в начале XVI века.

Только в 1774 г. священный синод выдал «высочайший указ», который вводил церковное венчание, как обязательный акт и приписывал наложение анафемы на тех, кто будет нарушать церковный обряд. Даже тех, кто после венчания будет жить раздельно, было приписано карать как за нарушение супружеской верности.Только в XIX веке церковь уступила народному обычаю тем, что разрешила венчаться в день свадьбы, таким образом, были соединены народный и церковный брак.

Обряды украинской народной свадьбы разделяются на три периода: досвадебный, сама свадьба, послесвадебный. Перед свадьбой как правило отмечают сватанье, смотрины, помолвку.

Сватанье.

Старосты (послы от жениха) приходили в дом девушки и просили родителей молодой выдать дочку замуж. Разговор проводился в традиционно шутливом тоне; старосты называли себя охотниками, которые гонятся за куницей, или купцами, которые просят отдать товар. Девушка в это время должна была колупать печь, если она согласна выйти замуж за этого парня, которого расхваливают старосты. Если девушка отказывала парню, то выносила ему тыкву. А если же девушка и ее родители соглашались на брак, тогда она подавала рушники, старосты обменивались хлебом, выпивали магарыч. От того, как старосты будут рассказывать про молодого, как будут договариваться с родителями молодой зависело очень много, потому старостами выбирали пожилых людей, которые хорошо знали обряды, умели красиво говорить. Старостами, чаще всего выбирали крестных молодого или его родственников.Бывало, что парню отказывали все девушки в селе, тогда старосты шли в соседнее село и искали невесту там. В Украине существовал обычай украшать те дома, в которых были девушки на выданье: окна, стены разрисовывали узорами или просто красной глиной. Что было хорошим ориентиром для старост, которые приходили с другого села.

Смотрины.

Через некоторое время после сватанья родители девушки шли в дом молодого, что бы посмотреть на его хозяйство и узнать, в какие руки отдают свою дочку. Когда же родители были ознакомлены с имуществом молодого, тогда смотрины сводились преимущественно к застолью и обсуждению деталей свадьбы. В некоторых районах Украины смотрины делала родня жениха в дом девушки, которую парень собирался сватать. На смотринах назначали и время помолвки.

Помолвка.

Этот обряд, как правило, отмечался в доме молодой. В кругу родственников, близких людей, соседей молодые во всеуслышанье объявляли о своем намерении создать семью и получали благословение родителей и общественности. Помолвка считалась большим торжественным праздником, на который приглашались, как и на свадьбу, молодой с боярином, молодая с дружкой. На Закарпатье староста завязывал рушником всех родственников вместе с молодыми, которые держали в куче правые руки и говорил:» Той ся гуз в`яже ні на рік, ні на два, но на цілий вік«. Во время помолвки молодые обменивались кольцами, и с этого времени жених имел право ночевать в доме невесты. Мать сама впервые слала постель молодым. После помолвки девушка украшала голову веночком из цветов и ленточек и так ходила до самой свадьбы. Об этом и пословица: «Хороша девушка, когда засватанная». Со времени помолвки будто устанавливалась юридическая законность дальнейшей подготовки к свадьбе. За обычаем, тот, кто после помолвки отказывался от брака, должен был оплатить другой стороне материальные траты и штраф за «обиду».

Каравай.

Выпекание свадебного каравая сопровождалось специальными ритуалами, и было важнейшей частью свадебного обряда. С выпеканием Каравая связано много поверий и правил. Он был обязателен при первом браке, вдовам и вдовцам каравай не выпекали. Каравайницами были женщины, которые были счастливы в браке, девушки и вдовы не допускались. Весь процесс от замешивания теста до выпекания каравая сопровождался специальными песнями. Кроме каравая, выпекали шишки, которые были символом плодородности, которыми одаривали всех гостей. Также как свадебные ритуальные атрибуты выпекались калачи и печенье разной формы (в виде коровок, лошадок, петушков и т.д.). Печеньем угощали детей.

Ветка.

Ветка плодового или соснового дерева, украшенная цветами, ленточками, калиной. В некоторых районах, в основном на юге страны, веточку обвивали тестом и запекали в печке. На протяжении всей свадьбы веточка, что символизирует девичью красоту, стояла на столе. По окончанию свадьбы дружки разламывали по кусочку веточки, которую еще называли «девованием».

Посад.

Составлялся из нескольких частей. Первый посад молодого и молодой осуществлялся преимущественно порознь в доме каждого из молодых. Этот обряд символизировал уважение культа домашнего очага, культа предков. Молодых выводили на посад, подавая им в руки платочек, садили на кожух в углу. Перед посадом каждого из молодых благословляли родители. В некоторых районах невесте, которую вели на посад, дорогу устилали сувоями полотна. Второй посад был общим для обеих молодых на свадьбе. Третий посад - это посад молодой невесты после брака, что символизировало переход молодой из девичьего состояния до состояния женщины. На посад приглашали, как правило, маму, брата, старост, бояр и т.д.

Расплетины.

Этот обряд осуществлялся перед свадьбой или же в день свадьбы. Невесту садили на кадку покрытую кожухом. Расплетали братья или все члены материнского рода по очереди. Потом на голову молодой одевали венок. Этот обычай символизировал девичью чистоту: расплетают косу родные, а не чужие руки.Свадьба начинается в доме каждого из молодых. Дальше жених собирал так называемый «поезд» из своих бояр, дружков, неженатых парней, свах (замужних женщин), светелок и т.д. Количество свадебных чинов зависело от состоятельности семьи и от количества гостей. В это время в доме молодой осуществлялось одаривание невесты. Поезд молодого, собираясь к невесте, обходил трижды вокруг стола или вокруг кадки. Мать благословляла жениха и осыпала его овсом, чтобы был богатым. Каждый участник свадебного поезда имел свои обязательства. По дороге, посторонние парни иногда останавливали свадебный поезд и устраивали, так называемую, «перейму»: ставили стол с хлебом-солью и, остановив свадебный поезд, требовали от молодого выкуп. Жених должен был угостить парней. Вход свадебного поезда жениха во двор невесты обставлялся играми, что символизировали притворную битву взятия замка, которая, в конце концов, заканчивалась мирными переговорами. Когда же после обмена свадебными калачами женихом и невестой, гости заходили в дом, осуществлялся обмен подарками между сватами, торг жениха с братом молодой за невесту, танец молодых, танец единения двух родов, который у гуцулов назывался «колесом». По окончанию свадебного обеда отмечался обряд покрытия головы невесты, что символизировало ее переход к женской громаде. Перед отъездом молодой в дом жениха, осуществлялся ритуальный трехкратный обход кадки, усланной рушником с хлебом-солью. Мать выводила из двора лошадей, благословляла дочь, давала ей хлеб, курицу. Перед двором жениха свадебный поезд переводили через ритуальный костер, на юге переливали водой. Эти обычаи - дань давней магии, что символизировала очищение огнем и водой.

После целого ряда церемоний молодых готовили к брачной ночи. Невесту одевали в новую рубашку, свахи стелили постель, дружки или старший боярин стояли возле каморы, где будут спать молодые. Утром свахи осматривали рубашки и постель молодых. Если девушка оказалась честной, то праздник не знал границ, присутствующие скакали по столам, лавкам, кричали и пели. Матери девушки посылали подарки и известие о счастливом завершении брачной ночи, благодарили за дочку. Если же девушка оказывалась нечестной, праздник прекращался, и начинались песни, которые сквернили род молодой. Иногда на родителей девушки одевали соломенные хомуты, на этом свадьба и заканчивалась. В некоторых районах парни вешали белый флаг на самое высокое дерево, который означал девичий позор. Тогда брат девушки должен был лезть на дерево, что бы снять этот флаг, но ему всячески мешали, насмехались (Киевский край).

Когда же свадьба заканчивалась счастливо, на утро приглашались родители девушки до родни молодого. Здесь снова начинался банкет, одаривание молодых, которое сопровождалось песнями. В понедельник также отмечался ритуал очищения водой, который позднее сменился принесением молодой воды из криницы и умывание молодых и всех гостей. В этот день было много веселий с переодеванием, пели шутливые песни. Преобладала красная символика: пояса, ленты, красные платки или запаска молодой, даже горилку подкрашивали красным соком. Все должно было символизировать рождение семьи. В этот же день разделяли каравай. Во вторник отмечались гуляния под названием «цыганщина», когда люди переодевались, крали курок и т.д. Праздновали исключительно взрослые, дети и молодеж не принимали участия в этих развлечениях.

Интересные факты о предсвадебных, свадебных и послесвадебных ритуалах

Источник: marry.com.ua ,

Ой, в долине реченька, как стрела,
Будто нарисовано два села.
Возле гребли-гребельки под дубком
Полюбились девушка с пареньком,
Ой, в долине реченька, как стрела,
Да на свадьбу съехались два села …

Семья - одна из самых давних форм общности людей. Она возникла так давно, что подсчитать, сколько тысячелетий назад это было - ни каждый возьмется. Интересно, что даже первобытные люди пытались создавать семьи, соединялись родами. Пожалуй, влюбляться, создавать семьи и продолжать собственный род люди будут и через тысячи лет, несмотря на пессимистические прогнозы ученых о том, что человек стает все более самостоятельным. Потому как внутри у каждого из нас заложен огромный потенциал заботы, любви, поддержки и от этого нам ну никуда не деться, впрочем, никуда деваться и не хочется. Ведь что может быть лучше большой крепкой и любимой семьи.

Нам украинцам понятия крепкой и дружной семьи знакомо не понаслышке, ведь на протяжении многих веков наши предки старались создавать именно такие семьи, они бережно сохраняли домашний очаг, чтили традиции. А потом передавали свои знания из рода в род, из поколения в поколение.

Интересно, что многие из старинных свадебных обрядов люди используют, и по сей день, особенно в сельских местностях. А некоторые из обрядов незаслуженно забыли, но все забытое можно вспомнить, и проделать на собственной свадьбе, сделав ее оригинальной и незабываемой. Потому следующий материал, особенно будет интересен тем людям, которые решили скрепить свои отношения узами Гименея.

Формы брака в Украине. Раньше в Украине существовали разные формы брака, иногда очень интересные:


  • воровство девушек;
  • брак-покупка;
  • свадьба по договору;
  • матриархальный брак (сватанье девушки до парня);
  • сватанье через сваху;
  • освобождение путем брака от смертной казни.
code

Воровство девушки. Во время танца парень мог украсть девушку даже с богатой семьи. Хлеборобы считались крепостными, но издавна и они пользовались правом и свободой воровать во время танца благородных девиц, даже дочек своего помещика. Но при этом необходимыми качествами были: смекалка и шустрость. Парень со своей «добычей» должен был убежать в соседний лесок и прятаться там не менее 24 часов. Только тогда прощают смельчака, иначе же пропала его головонька. Если украденная девушка желала выйти за него замуж, он был обязан под страхом смертной казни женится на ней; если нет - то парень свободен от наказания.

Интересным обычаем было сватанье девушки к парню: отказывать девушке («дать ей гарбуза») считалось грехом, потому как применялся этот обычай в том случае, когда парень обманул девушку. Эта форма брака была спасательной для девушки.

Освобождение от казни путем брака - это народная украинская традиция. В письменных правовых статутах ее не было, то есть, это был неписаный закон. Спасать от казни могла девушка или вдова, если должны были казнить парня, а также парень - если подсудимой была девушка. При этом брак разрешался только тогда, когда было совместное согласие.

Существует такое поверье: будто бы к толпе, которая сопровождала казака на место казни, навстречу вышла девушка, голова которой была покрыта белым покрывалом. Она подошла к осужденному и во всеуслышание заявила, что хотела бы выйти за него замуж. В тот момент толпа притихла и ждала ответа осужденного. Казак пожелал, что бы девушка сняла покрывало, после чего посмотрел на нее и сказал: «Як мати таку дзюбу вести до шлюбу, ліпше на шибениці дати дубу!» - и пожелал, чтобы его скорее повесили.

Свадебные обычаи

Брачный возраст в XIX веке для парней был 18-25 лет, для девушек 16-23, но случалось, что девушки выходили замуж и в 14-15 лет. Существовал обычай сначала отдавать замуж старших дочек, потом младших. Если же младшая выходила замуж раньше, это считалось оскорблением для старшей дочки. Точно так за старшинством женили и сыновей. Наилучшим временем для свадеб считалась осень: с 15 августа по 14 ноября, а также от 6 января до поста в марте. За древними обычаями славян весна была наилучшим временем для свадеб, временем, когда пробуждается природа, рождается год. По законам народной этики начинать свадьбу среди недели было непристойно, потому чаще всего свадьбы проводились в выходные дни или на праздники.

Считалось, что брак будет счастливым только в том случае, когда молодые с их численной родней исполнят все ритуалы с походами, танцами, песнями, действиями и т.д.

Украинское слово «весілля» происходит от названия солнечного праздника «въселія», которое отмечалось каждую фазу солнцестояния определенными ритуалами. Именно к таким ритуалам принадлежали и брачные обряды. Празднуя весеннее пробуждение, люди сами чувствовали неуемное желание любить, создавать семью и продолжать род. Потому и значительное большинство свадеб отмечалось именно в пору весеннего и летнего солнцестояния, меньше - осеннего и зимнего. Только после введения христианства свадьбы стали отмечать преимущественно осенью, когда окончены все летние роботы и собран урожай. Кроме того, весеннее солнцестояние почти всегда совпадает с большим постом, во время которого супружеская жизнь строго запрещалась. Таким образам, свадьба весеннего солнцестояния, которые все время согласовывались с циклами природы, постепенно переместились и были подчинены церковному календарю.

О том, что свадьба посвящалась солнечным богам, свидетельствуют атрибуты и символы, которые на протяжении веков присутствовали в свадебном обряде украинцев: каравай, свадебные свечки, веночки, веточки и т.д. Таким же остатком древнего богослужения есть обычай сиденья молодых на вывернутом мехом вверх кожухе или овечьей шкуре, а также свадебный костер перед входом молодой во двор молодого, выливание вина на пол (жертва), и колупание печи молодою на сватанье. Жертвами Богам - покровителям брака, были обряды резанья Каравая, обрезания волос молодой, а давние свадебные песни - своеобразные молитвы, обращенные к этим Богам. Позднее к гимнам-молитвам добавлялись вполне земные мотивы, пожелания молодым счастья. Одной из самых древних свадебных песен, которая дошла до нас в нескольких вариантах, есть песня, обращенная до Дажбога.

В Украине долгое время преобладали традиции народных свадебных обрядов, церковное же венчание стало обязательным только в XIX веке. Сохранилось немало церковных записей об обязательности церковного венчания, но венчание постоянно игнорировались народом. О недоверие к церковному венчанию свидетельствуют и те факты, что церковь святила многоженство князей и бояр, которые имели по три, четыре жены, причем обвенчанные. Церковный брак, в то время, не был для украинцев «таинством», а только юридическим актом, который мог составляться заблаговременно. Молодые после венчания могли проживать отдельно по два и больше лет, пока не отмечали свадьбу. Церковное венчание игнорировалось и в начале XVI века. Только в 1774 г. священный синод выдал «высочайший указ», который вводил церковное венчание, как обязательный акт и приписывал наложение анафемы на тех, кто будет нарушать церковный обряд. Даже тех, кто после венчания будет жить раздельно, было приписано карать как за нарушение супружеской верности.

Только в XIX веке церковь уступила народному обычаю тем, что разрешила венчаться в день свадьбы, таким образом, были соединены народный и церковный брак.

Обряды украинской народной свадьбы разделяются на три периода: досвадебный, сама свадьба, послесвадебный. Перед свадьбой как правило отмечают сватанье, смотрины, помолвку.

Сватанье. Старосты (послы от жениха) приходили в дом девушки и просили родителей молодой выдать дочку замуж. Разговор проводился в традиционно шутливом тоне; старосты называли себя охотниками, которые гонятся за куницей, или купцами, которые просят отдать товар. Девушка в это время должна была колупать печь, если она согласна выйти замуж за этого парня, которого расхваливают старосты. Если девушка отказывала парню, то выносила ему тыкву. А если же девушка и ее родители соглашались на брак, тогда она подавала рушники, старосты обменивались хлебом, выпивали магарыч. От того, как старосты будут рассказывать про молодого, как будут договариваться с родителями молодой зависело очень много, потому старостами выбирали пожилых людей, которые хорошо знали обряды, умели красиво говорить. Старостами, чаще всего выбирали крестных молодого или его родственников.
Бывало, что парню отказывали все девушки в селе, тогда старосты шли в соседнее село и искали невесту там. В Украине существовал обычай украшать те дома, в которых были девушки на выданье: окна, стены разрисовывали узорами или просто красной глиной. Что было хорошим ориентиром для старост, которые приходили с другого села.

Смотрины. Через некоторое время после сватанья родители девушки шли в дом молодого, что бы посмотреть на его хозяйство и узнать, в какие руки отдают свою дочку. Когда же родители были ознакомлены с имуществом молодого, тогда смотрины сводились преимущественно к застолью и обсуждению деталей свадьбы. В некоторых районах Украины смотрины делала родня жениха в дом девушки, которую парень собирался сватать. На смотринах назначали и время помолвки.

Помолвка. Этот обряд, как правило, отмечался в доме молодой. В кругу родственников, близких людей, соседей молодые во всеуслышанье объявляли о своем намерении создать семью и получали благословение родителей и общественности. Помолвка считалась большим торжественным праздником, на который приглашались, как и на свадьбу, молодой с боярином, молодая с дружкой. На Закарпатье староста завязывал рушником всех родственников вместе с молодыми, которые держали в куче правые руки и говорил:» Той ся гуз в`яже ні на рік, ні на два, но на цілий вік«. Во время помолвки молодые обменивались кольцами, и с этого времени жених имел право ночевать в доме невесты. Мать сама впервые слала постель молодым. После помолвки девушка украшала голову веночком из цветов и ленточек и так ходила до самой свадьбы. Об этом и пословица: «Хороша девушка, когда засватанная». Со времени помолвки будто устанавливалась юридическая законность дальнейшей подготовки к свадьбе. По обычаю, тот, кто после помолвки отказывался от брака, должен был оплатить другой стороне материальные траты и штраф за «обиду».

Каравай. Выпекание свадебного каравая сопровождалось специальными ритуалами, и было важнейшей частью свадебного обряда. С выпеканием Каравая связано много поверий и правил. Он был обязателен при первом браке, вдовам и вдовцам каравай не выпекали. Каравайницами были женщины, которые были счастливы в браке, девушки и вдовы не допускались. Весь процесс от замешивания теста до выпекания каравая сопровождался специальными песнями. Кроме каравая, выпекали шишки, которые были символом плодородности, которыми одаривали всех гостей. Также как свадебные ритуальные атрибуты выпекались калачи и печенье разной формы (в виде коровок, лошадок, петушков и т.д.). Печеньем угощали детей.

Ветка. Ветка плодового или соснового дерева, украшенная цветами, ленточками, калиной. В некоторых районах, в основном на юге страны, веточку обвивали тестом и запекали в печке. На протяжении всей свадьбы веточка, что символизирует девичью красоту, стояла на столе. По окончанию свадьбы дружки разламывали по кусочку веточки, которую еще называли «девованием».

Посад. Составлялся с нескольких частей. Первый посад молодого и молодой осуществлялся преимущественно порознь в доме каждого из молодых. Этот обряд символизировал уважение культа домашнего очага, культа предков. Молодых выводили на посад, подавая им в руки платочек, садили на кожух в углу. Перед посадом каждого из молодых благословляли родители. В некоторых районах невесте, которую вели на посад, дорогу устилали сувоями полотна. Второй посад был общим для обеих молодых на свадьбе. Третий посад - это посад молодой невесты после брака, что символизировало переход молодой из девичьего состояния до состояния женщины. На посад приглашали, как правило, маму, брата, старост, бояр и т.д.

Расплетины. Этот обряд осуществлялся перед свадьбой или же в день свадьбы. Невесту садили на кадку покрытую кожухом. Расплетали братья или все члены материнского рода по очереди. Потом на голову молодой одевали венок. Этот обычай символизировал девичью чистоту: расплетают косу родные, а не чужие руки.

Свадьба начинается в доме каждого из молодых. Дальше жених собирал так называемый «поезд» из своих бояр, дружков, неженатых парней, свах (замужних женщин), светелок и т.д. Количество свадебных чинов зависело от состоятельности семьи и от количества гостей. В это время в доме молодой осуществлялось одаривание невесты. Поезд молодого, собираясь к невесте, обходил трижды вокруг стола или вокруг кадки. Мать благословляла жениха и осыпала его овсом, чтобы был богатым. Каждый участник свадебного поезда имел свои обязательства. По дороге, посторонние парни иногда останавливали свадебный поезд и устраивали, так называемую, «перейму»: ставили стол с хлебом-солью и, остановив свадебный поезд, требовали от молодого выкуп. Жених должен был угостить парней. Вход свадебного поезда жениха во двор невесты обставлялся играми, что символизировали притворную битву взятия замка, которая, в конце концов, заканчивалась мирными переговорами. Когда же после обмена свадебными калачами женихом и невестой, гости заходили в дом, осуществлялся обмен подарками между сватами, торг жениха с братом молодой за невесту, танец молодых, танец единения двух родов, который у гуцулов назывался «колесом». По окончанию свадебного обеда отмечался обряд покрытия головы невесты, что символизировало ее переход к женской громаде. Перед отъездом молодой в дом жениха, осуществлялся ритуальный трехкратный обход кадки, усланной рушником с хлебом-солью. Мать выводила из двора лошадей, благословляла дочь, давала ей хлеб, курицу. Перед двором жениха свадебный поезд переводили через ритуальный костер, на юге переливали водой. Эти обычаи - дань давней магии, что символизировала очищение огнем и водой.
После целого ряда церемоний молодых готовили к брачной ночи. Невесту одевали в новую рубашку, свахи стелили постель, дружки или старший боярин стояли возле каморы, где будут спать молодые. Утром свахи осматривали рубашки и постель молодых. Если девушка оказалась честной, то праздник не знал границ, присутствующие скакали по столам, лавкам, кричали и пели. Матери девушки посылали подарки и известие о счастливом завершении брачной ночи, благодарили за дочку. Если же девушка оказывалась нечестной, праздник прекращался, и начинались песни, которые сквернили род молодой. Иногда на родителей девушки одевали соломенные хомуты, на этом свадьба и заканчивалась. В некоторых районах парни вешали белый флаг на самое высокое дерево, который означал девичий позор. Тогда брат девушки должен был лезть на дерево, что бы снять этот флаг, но ему всячески мешали, насмехались (Киевский край).

Когда же свадьба заканчивалась счастливо, на утро приглашались родители девушки к родне молодого. Здесь снова начинался банкет, одаривание молодых, которое сопровождалось песнями. В понедельник также отмечался ритуал очищения водой, который позднее сменился принесением молодой воды из криницы и умывание молодых и всех гостей. В этот день было много веселий с переодеванием, пели шутливые песни. Преобладала красная символика: пояса, ленты, красные платки или запаска молодой, даже горилку подкрашивали красным соком. Все должно было символизировать рождение семьи. В этот же день разделяли каравай. Во вторник отмечались гуляния под названием «цыганщина», когда люди переодевались, крали курок и т.д. Праздновали исключительно взрослые, дети и молодеж не принимали участия в этих развлечениях.

Создан 14 мар 2008

Хроника свадебных традиций и обычаев Украины своими корнями удаляется в дохристианский период. Украинские брачные ритуалы включают существенную часть язычества. Невзирая на то, что вера начала свой путь по Руси непосредственно с Киевской Руси более 2-х тыс. лет тому назад, в Украине население настойчиво (и благополучно) противилось воздействию Церкви на брачные ритуалы. Только во 2-ой середине 19 столетия Церкви и стране удалось «прийти к соглашению» - Церковь допустила венчание «в день бракосочетания». (Тут под термином «бракосочетание» больше подразумевают брачный банкет, и все без исключения ритуалы, в соответствии с этим, разделяют на «до свадебные», «брачные» и «послесвадебные»).

Статья о в Блоге сайт

Само слово «свадьба», по-украински «вясiлля», происходит от старославянского названия празднования солнцестояния «въселiя», который сопутствовался исполнением определенных обычаев, в том числе, свадебных. По этой причине, в дохристианскую эру в период этих дней игрались свадьбы. В случае украинской свадьбы выражение «игрались» возможно воспринимать в буквальном смысле слова — в них много музыки, мелодичных, берущих за живое, песен, красочных, иногда, необыкновенных костюмов, присвоенных у героев всенародных сказаний. При этом большая часть свадеб игралось в весеннюю пору, когда просыпался мир. С приходом христианства свадьбы начали проводить, в осеннее время уже после завершения сельных трудов и уборки урожая. К тому же весеннее солнцестояние, как правило, доводится в Величайший (Пасхальный) пост, когда согласно духовным законам воспрещаются различные гуляния и вводятся ограничения в пище.

Подметим в отдельности, что так как в свадебных гуляниях алкоголь, как правило «лился речкой», в таком случае в них принимали участие только лишь старшие. Детвора и в том числе и школьники на эти гуляния никак не допускались.

Сватанье


Свадебные ритуалы в Украине, равно как и у абсолютно всех славян, назывались со сватанья (сватания). Уполномоченные суженого, главы (не забывайте, на Руси — дружки, в Белой Руси — сватЫ) шли к отцу с матерью понравившеюся девушки и в шутливой, иносказательной форме просили отдать дочку замуж. Сама возлюбленная в переговорах участия не принимала, однако обладала возможностью выказать собственное суждение. В случае если возлюбленная была согласна, то делала вид, что она занята стряпней в печи. Если нет, то выносила дружкам тыкву (получило название «дать гарбуза»). Чтобы не переносить такого стыда, главы стремились заранее узнать намерения девушки и её родителей. Данные усилия так и прозывались «выведывания» («вивiдувания»).

В случае если девушка и ее родители были согласны на брак, то будущая невеста приносила сватам рушники, вышитые собственноручно, а ее родители угощали своих сватов свежим караваем.

Если сваты получали отказ, они могли пойти сосватать другую понравившуюся девушку, а если отказывали все девушки села, то главы имели право пойти в соседнее село и попытаться выполнить свою миссию там. Для лучшей ориентации «иногородних» старост, дома украшались яркими цветами.

Смотрины (оглядини)


Спустя пару суток, однако, как правило, не более чем спустя 2 недельки уже после сватанья, с встречным визитом в дом суженого отравлялась делегация со стороны суженой. В её состав входили отец с матерью девушки, находящиеся в законном браке братья с собственными супругами, замужние сестры с супругами. В некоторых случаях к ним присоединялись крестные отец с матерью. Цель визита — оценить благополучие семьи суженого для того чтобы аргументированно осуществить конечное разрешение о этом, принимать или же нет предложение сватов. В случае если семья жениха «серьезно» была заинтересована в свадьбе, то она пыталась продемонстрировать «товар лицом». Для данного случая, они могли взять в долг, и показать равно как собственные: коня, повозки, домашнюю посуду, одеяние и т. д. Приём заканчивалась обильным пиром с изобильным питьем. Гостей вознаграждали пирогами. Здесь же, как правило, назначалась дата помолвки.

Помолвка (заручини)

Помолвка (заручини) как правило, совершалась в доме девушки. На помолвку приглашались более именитые гости и будущая родня. Молодые объявляли о собственном стремлении объединить собственные судьбы, а родители благословляли их иконой. Потом молодые обменивались недорогими (дорогими будут обмениваться позднее) кольцами. С этого этапа они становились «официально» женихом и невестой. Разорвать взаимоотношения возможно было только лишь посредством скандала. При этом кроме компенсации понесенных расходов, виновная сторона платила другой стороне компенсацию за причиненный «моральный ущерб». В период помолвки договаривались о времени свадьбы, о «меню», о числе гостей и кого звать «с почетом». Заканчивалась обручение пиром и обоюдным одариванием сватов, хозяев и новобрачных

Самым насыщенным обрядами днем, конечно же, являлся день свадьбы. Число обычаев и их многообразие в зависимости от местности так велико, что рассмотреть их в одной статье невозможно.

День свадьбы


День свадьбы молодожены начинали раздельно, каждый в своем доме. У жениха готовили свадебный «поезд» (украшались повозки, лошади, отбирались люди, которые поедут этим поездом (каждый из них выполнял свою роль), собирались всевозможные подарки невесте, ее родителям, гостям, упаковывались печенье, прочие сладости и, как сказали бы теперь, сувениры), готовили каравай, накрывали столы для предстоящих торжеств.

В доме девушки, с раннего утра, начиналось движение. По правилам, в день свадьбы проводилось «расплетание» кос невесты (Расплетины). Иногда косу отрезали. Расплетины проводили только близкие родственники, чтобы никакая нечисть не касалась невесты до свадьбы. Затем невесте надевали венок как символ чистоты.

в Ка талоге поставщиков сайт

До отправления поезда родители (как правило мама) благословляли сына. Мама осыпала его семенем (для благополучия). Сын, при этом, обязан был сидеть на шкуре принесенного в жертву животного (как правило, на вывернутой кожухе) — это был, так называемый, 1-ый Посад. Так же благословляли суженую (также 1-ый Посад). 2-ой Посад проводился в начале свадьбы, когда родители благословляли молодых, сидящих вблизи (как правило также на кожухе). 3-ий Посад, уже после свадьбы, олицетворял переход суженой в статус замужней девушки. На него приглашались родственники и наиболее именитые гости.

После Посада «поезд» с женихом три раза обходил вокруг стола, на котором на рушнике стоял Каравай и горели свечки, и устремлялся в дом суженой.

Каравай выпекали только замужние девушки, которые были счастливы в браке. Весь процесс выпечки сопровождался специальными песнями, а каждый этап благословлялся родителями (обычно матерью). Кроме Каравая выпекали «шишки» (как символ плодородия), которые дарили гостям, и печенье в виде фигур животных. Печеньем угощали детей.

«Поезд», тем временем, ехал к дому суженой. В пути его могли поймать (задержать либо, согласно-украинским, «переймать») друзья невесты, которые требовали выкуп за возможность проезда по дороге. Для того чтобы никак не попасть в разряд скупых, поторговавшись «для вида», приходилось платить. Подобная «перейма» могла встретиться на пути не один раз. Заключительная «перейма» поезда совершалась уже при въезде его во двор дома суженой. У ворот сооружалась импровизированная крепость, и жених с дружками был вынужден одолеть противодействие и «пробиться» к невесте. Защитники как правило яростно противились, однако не долгое время. Изрядно быстро стороны договаривались о величине выкупа. Если у суженой был брат, то требовалось ещё один раз заплатить выкуп. Далее, стороны обменивались караваями, сваты обменивались дарами, молодые исполняли «ритуальный» танец и уже после танца единения семейств начиналось свадебное застолье, сопровождаемое рядом ритуалов, общепринятых и импровизированных. На севере и западе Украины данные ритуалы носили следы животного и растительного мира, а на юге и востоке — земледелия. При этом, ритуалы сопровождались, как правило, дамским пением.


Вечером жених и невеста готовились к брачной ночи. Невеста надевала новую, белую рубашку, свахи стелили постель, дружки охраняли комнату, в которой будут спать новобрачные.

Утром осматривали рубашки и постель молодых. Если девушка оказывалась честной, то свадьба возобновлялась. Матери невесты посылали подарки и известие о «счастливом» завершении брачной ночи и благодарили за дочку. Родня невесты приглашалась в дом жениха, где проводилось одаривание молодых. Невеста приносила криничной воды, которой, символично, умывались молодые и гости. В этот день было много «веселий» с переодеванием, пели шутливые песни.

В случае если же девушка оказывалась непорядочной, то на этом, можно сказать, свадьба и заканчивалась. Молодые люди вешали белоснежный флаг на самое высокое дерево, который обозначал девичий позор. Тогда брат девушки обязан был залезать на дерево, чтобы снять данный флаг, но ему всеми способами препятствовали, измывались.

В наше время свадьба — это ресторанное празднование и кортеж, доставляющий молодоженов и гостей с ЗАГСа в банкетный зал, однако многие возвращаются к так называемым истокам и стремятся отметить это событие в жизни в соответствии с брачным приметам и ритуалам наших бабушек и дедушек.

Вот лишь некоторые из них.

Встреча молодых с караваем

Родители и гости встречают новобрачных из ЗАГСа. Молодые становятся на рушник и им предлагается откусить, без помощи рук, кусок каравая. Кто откусит больший кусок, тот и станет главенствовать в семье. На празднике хлеб ставится на свадебный стол, и вечером, пред тем как все без исключения гости разойдутся, его разрезают на части и раздают абсолютно всем находящимся там. Середина — молодым, «подошва» — музыкантам, остальное — гостям. Девушки, стремящиеся скорее выйти замуж, тут же съедают представленный им кусок. В некоторых случаях взамен раздачи каравая, посетителям раздают испеченные «шишки».

Чоботы

Родные обмазывают тещины ноги грязью и дают зятю отмывать их. Опустившись пред мамой суженой на колени, муж дочери вымывал ноги, а затем обувал ее в новейшие туфли, специально приобретённые к этому дню, и наконец, быстрый танец под боевую песню про «Чоботы вы мои». Таким образом, выражалось почтение к отцу с матерью суженой и собственного семейства «притирка» к новым членам семьи.

Букет невесты

В Каталоге поставщиков сайт

Все встречают молодых, приехавших из ЗАГСа. После «Каравая» и «рюмки дружбы», которую молодые только пригубливают, невеста поворачивается спиной к своим незамужним подружкам и бросает им букет. Считается, что поймавшая букет подружка будет следующей, кто выйдет замуж.

Каждой свадьбе предшествует сватовство – так принято в украинских традициях, как и в традициях всех славян.

Украинская молодежь вечерами не сидела по своим домам, а собиралась на вечерницы, где ребята и девушки между песнями и танцами общались, влюблялись, находили себе пару. В дохристианские времена народы на территории Украины имели свои языческие верования, согласно которым создавали семьи и продолжали род. У северян и родимичей пары закрепляли свои отношения, перепрыгивая через костер в купальскую ночь. У древлян был обычай похищать невест. Поляне договаривались о женитьбе детей и приданом невесты. Сейчас в Украине сохраняются христианские традиции, которые сформировались в последние несколько веков, хотя имеются небольшие региональные отличия в свадебных обрядах. Традиционно сватовства у православных украинцев начинаются ранней осенью, чтобы отпраздновать свадьбы до Великого поста.

Сватовство в Украине имеет разные названия – помолвка, сватанки, рушник, взятие рушников, слово и другие. Это обряд встречи юноши и его представителей с родителями девушки и самой девушкой, который проводился, чтобы договориться о браке молодых. Представители парня, желающего жениться, назывались старостами, хотя в некоторых местностях их называли сватами, говорунами, посланниками. На эту роль приглашали уважаемых женатых мужчин из близкой родни, например, дядей, старших женатых братьев – родных или двоюродных. На свадьбе их жены назывались свахами и активно участвовали в свадебных ритуалах. Старшим старостой выбирался мужчина, умеющий правильно повести разговор, пошутить и убедить. От него мог зависеть результат сватовства.

На проведение удачного сватовства имелось много примет и ограничений. Нельзя было свататься в постные дни недели – среду и пятницу. Жених мог получить отказ от родителей невесты, поэтому заранее сватовство не разглашали, а старались совершить его втайне от односельчан. Сваты собирались вместе и выходили из дома после наступления темноты. Никому не сообщалось ни время выхода, ни путь. По дороге все молчали, а если кого случайно встречали, то не говорили о цели своей прогулки. Чтобы уменьшить вероятность случайных встреч, шли не по улице, а по огородам, прячась от любопытных глаз. С собой несли завернутый в рушник хлеб. В случае неудачного сватовства хлеб приходилось нести обратно.

Зайдя в дом, сваты усаживались напротив «матицы», «матки» – так называлась основная балка на потолке, которая служила опорой всей хаты, то есть, как бы считалась ее матерью. По традиции некоторых местностей сваты вообще не садились, а разговаривали стоя. Так поступали по примете, чтобы девушка не засиделась в девках. Были и другие приметы: сваха, зайдя в хату, стукала пяткой о порог, чтобы девушка не попятилась, то есть не передумала.

Сваты редко сразу и прямо выражали цель своего визита. Обычно это был целый спектакль с намеками, прибаутками, шутливыми иносказательными вопросами и просьбами, будто ищут свою потерявшуюся телочку или хотят ее купить у хозяев дома. Добрая примета: сразу дотронуться до деревянных предметов в хате будущей невесты – косяка или деталей мебели. Оказывалось уважение домашнему очагу, сваха подходила к печи и символически грела руки. Девушка присутствовала при сватовстве, но сидела не за общим столом, а в сторонке – у печки.

Отец с первого сватанья не соглашался отдавать дочь. Так было принято поступать, чтобы сваты не думали, что его дочь недостаточно хороша, и он хочет сбыть ее с рук. Поэтому сваты приходили по два-три раза для получения положительного ответа. Если жених совсем не нравился девушке и ее родителям, то он получал тыкву в качестве отказа или макогон. Это для парня называлось «схватить тыкву» или «облизать макогон». Опасаясь позора, жених до сватовства подсылал «разведчика», чтобы узнать мнение о нем девушки и ее семьи. Когда сватам категорически отказывали, они, обидевшись, при выходе из хаты стремились закрыть дверь за спиной и не оглянуться. Это было приметой, что девушка никогда не выйдет замуж. Поэтому родные девушки провожали сватов и сами закрывали двери.

Если сватам отвечали согласием, то им вручали хлеб и рушники. Затем сваты совершали обрядовые действия, крестились на иконы и начинали договариваться о дате смотрин и помолвки, а также обсуждали детали свадьбы. В знак согласия отдать свою дочь замуж за сватающегося юношу, ее родители давали жениху в залог ценную вещь, которая оставалась у жениха, если вдруг свадебный договор нарушался по вине невесты.

Сам процесс сватовства представляет собой интересный спектакль, полный традиционных в данной местности сватовских изречений и обрядовых действий. Все понимают, кто и зачем пришел, но нужно соблюсти ритуал, потому что сватовство – это уже начало свадебного празднества. Сценарий приблизительно такой. Первым говорит хозяин дома – отец девушки. Он спрашивает вошедших о цели их прихода. Те подают ему хлеб на рушнике и заверяют в своих честных намерениях. Отец целует хлеб, кладет его на стол и приглашает гостей присесть. Гости садятся и старший сват, поблагодарив хозяев, начинает рассказывать красочную сказочную историю об охоте, на которой «князь» (жених) упустил лисицу, под которой понимается девица, очень переживает, и теперь они ее ищут и пришли в этот дом в надежде здесь ее найти.

Конечно, лисицу – красну девицу именно в этом доме и находят. Тогда сваты просят хозяина отдать девицу их «князю». Если родители и девушка согласны, то девушка повязывает свату рушник и дарит платок свахе. Удачное сватовство завершается щедрым застольем с обрядовыми песнями.

Сватанье со стороны девушки

Больше двух веков назад совершенно обычным делом было сватовство девушки к парню. У девушек на этот счет были одинаковые права с парнями. А в более ранние времена сватовство девушек даже преобладало над сватовством юношей. Девушка приходила в дом любимого юноши и, обращаясь к его матери, просила принять ее в невестки.

Когда-то у многих народов девичье сватовство было очень распространено, оно, на равных правах с мужским сватовством, имело место в устоявшихся традициях. Во времена средневековья в Европе эта традиция стала осуждаться и практически исчезла. Украинцы же сохраняли право девушки посвататься к приглянувшемуся парню. Этот обычай распространялся, кроме прочего, из-за частых войн и походов, когда многие мужчины села надолго покидали родной дом. Все хозяйство, семейные дела ложились на плечи женщин, старшие из которых становились главами семейств. Поэтому и права в семье они имели большие, а девушки сами выбирали себе мужа.

Самостоятельно свататься девушка приходила в том случае, если парень не выполнял своего обещания жениться. Тогда она сама приходила в его дом и обращалась к нему с просьбой жениться на ней. Родителям парня она объясняла цель своего прихода и просила поддержать ее в стремлении создать семью с их сыном. Но чаще сватовство проводила сваха, которая вела обрядовые разговоры с использованием красивых народных присказок о добром молодце и красной девице и о любви девицы к этому молодцу.

Иногда девушка сваталась к юноше, не испросив заранее его желания жениться на ней. Без особой причины ей старались не отказывать, так как это было плохой приметой. Некоторое время даже существовал обычай освобождать от смертной казни преступника, если соглашалась взять его в мужья какая-нибудь девушка.

С конца девятнадцатого столетия девичье сватовство почти полностью осталось в прошлом. Главным в семье неизменно стал считаться мужчина, он же и имеет инициативу в сватовстве. Девушке отводится пассивная роль, хотя именно она решает, быть ли свадьбе.

Надеемся, статья вам понравилась. А если вы планируете свадьбу в украинском стиле, обратите внимание на в нашем магазине. Спасибо!