Свадьба в ссср. как это было. Свадьбы в ссср: какими они были

В современных сериалах про жизнь в СССР не­редко показывают, как парень с девушкой побудничному забежали в ЗАГС, расписались, полу­чили справку, а с утра, как ни в чем не бывало, отправились на работу. В этом сериалы не сильно грешат против истины. Долгое время в Советском Союзе из свадьбы не делали культа.

Советская’ власть озабо­тилась вопросами семьи и брака с первых месяцев своего существования. 18 декабря 1917 года вышел Де­крет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Согласно этому документу, устанавливалась единая форма брака для всех граждан России, вне зависи­мости от вероисповедания. Для того чтобы считаться му­жем и женой, достаточно было просто зарегистрировать­ся в государственных органах власти. Не возбранялось до­полнительно венчаться в церкви, но обряд не имел ни­какого официального статуса.

Вступить в брак стало очень просто. Брачный воз­раст был определен в 16 лет для девушек и в 18 лет — для молодых людей. Единствен­ными причинами, по которым не допускалось заключение брака, были наличие у кого-либо из супругов душевного заболевания, нахождение бу­дущих супругов в близкой сте­пени родства и наличие нерасторгнутого брака. После принятия декрета законно­рожденные и незаконнорож­денные дети стали равны в своих правах. Демократизи­ровали и разводы. Декрет «О расторжении брака» был при­нят 19 декабря 1917 года. Согласно ему, разводами стала заведовать не церковь, как ранее, а местные суды.

Так называемые «красные свадьбы» уже мало напомина­ли дореволюционные торже­ства. У молодых зачастую по­просту не было денег, чтобы устроить даже самый скром­ный банкет. Поэтому они не­редко просто расписывались в ЗАГСе и начинали жить вме­сте, а потом уже собирали близких и друзей на какой-ли­бо советский праздник.

Отношение к браку изме­нилось в связи с ростом бла­госостояния советских людей после войны. Эти изменения наметились еще в 1950-х го­дах, когда невесты все чаще начали снова надевать белые платья, а после регистрации молодые отправлялись на пышные застолья. Начали ме­няться и ЗАГСы. В 1959 году в Ленинграде по предложению комсомольцев производ­ственного объединения «Светлана» и при поддержке обкома партии был создан первый в стране Дворец бра­косочетаний. В следующем году в Москве в ДК Горбунова была проведена массовая выездная регистрация бра­ков. Одновременно сочета­лись 80 пар. А еще в 1960 году в Москве открылся Дворец бракосочетания №1 — един­ственное место, где реги­стрировали браки с ино­странцами.

Легитимную основу изме­нениям придало законода­тельство. 18 февраля 1964 года вышло постановление Совета Министров под инте­ресным названием: «Внедре­ние в быт советских людей новых гражданских обрядов». Это постановление придало самому брачному ритуалу но­вые грани. Теперь для заклю­чения брака требовалось присутствие свидетелей с обеих сторон. И молодоже­нам предоставлялась возможность справить свадьбу. Отныне для них создавались специальные салоны для но­вобрачных, и официально по­лагалось 2-3 дня отгулов на работе. Но словно бы для того, чтобы повысить ответ­ственность брачующихся, те­перь их расписывали не в день обращения в ЗАГС, а только через месяц.

«Новые гражданские обря­ды» потребовали от людей де­нег, и немалых. Но не эконо­мить на свадьбе очень быстро вошло в моду. Для жениха считалось святым делом ку­пить кольца и костюм. А для невесты — обзавестись сва­дебным нарядом. Поскольку в стране царил дефицит, моло­доженам при подаче заявле­ния выдавали талончики на приобретение свадебных ко­стюмов и обуви, а также колец в салонах для новобрачных. Требовались только деньги. В 1960-е годы у невест самым модным считалось платье из плотной ткани под названием «космос» — плотной, негибкой, похожей на вафлю. Но ника­ких вольностей в виде де­кольте, шлейфов и оголенных плеч не допускалось.

Непосредственно в день свадьбы молодые встреча­лись в ЗАГСе. Ритуал с выку­пом невесты возник позже. Сначала выслушивали пафосную речь о важности семьи как ячейки общества для строителей коммунизма, по­том обменивались кольцами, расписывались в книге реги­страции и официально стано­вились мужем и женой.

Традиция с поездками по городу возникла довольно давно. Престижно было прокатить молодых на «Волге» или «Чай­ке». Машины украшались лен­тами, кольцами и куклами. В обязательную программу вхо­дило патриотическое посещение Могилы Неизвестного Солдата с Вечным огнем.

Ну а потом начиналось главное — праздничное засто­лье. На нем в придумывании ритуалов изощрялись друзья и родственники. Например, было принято ставить перед молодыми каравай, а за по­дарки гостям вручать шиш­ки — печеные сладкие булочки, которые за­казывали вместе с ка­раваем. Если свадьба справлялась дома, мо­лодых старались са­жать на фоне ковра — как символа будущего достатка.

Недаром говорили не «побывать», а «по­гулять» на свадьбе. Ро­дители молодых вле­зали в долги, но выворачивались наи­знанку, добывая прав­дами и неправдами, дефицитные делика­тесные продукты. В результате столы ло­мились от изобилия еды и алкоголя. Свадь­ба действительно на­поминала пир на весь мир. Для нее снимали кафе или столовую, и гостей туда набива­лось под завязку. Порой по несколько сотен человек. За устроенный для них праздник гости не скупились на подар­ки. Особенной популярно­стью свадьбы пользовались у молодежи. Для нее это был своеобразный клуб зна­комств. Многие впоследствии сами женились, познакомившись на чьей-нибудь свадьбе. Обычно советская свадьба пела и плясала два дня. Вто­рой день начинался с друж­ной опохмелки после перво­го. Но сил, чтобы пить и веселиться два дня подряд, у народа хватало.

С повышением благосо­стояния советских людей на­чало происходить и их рас­слоение. Появились элитные свадьбы, отличавшиеся особенным размахом и амбици­озностью. Родители щеголя­ли перед гостями, приглашая знаменитостей в качестве «свадебных генералов», удивляя присутствующих ши­ком, кортежем из иномарок и «живой музыкой». Простым смертным на подобные ме­роприятия путь был практи­чески заказан, а потому рож­дались слухи. Самым известным из них стал слух о свадьбе, которую якобы устро­ил в 1974 году руко­водитель Ленинград­ского обкома Гри­горий Романов для своей дочери Ната­льи. На следующий день радиостанции «Свобода» и «Голос Америки» поведали, что свадьбу дочери Романова отмечали в Таврическом дворце, а гости на ней раско­лотили царский сер­виз, специально взя­тый из запасников Эрмитажа! Информа­ция о сервизе позже неоднократно опро­вергалась, но леген­да о «романовской свадьбе» гуляет и по­ныне.

Антиподом элитных были скромные комсомольские свадьбы. Часто они справлялись где-нибудь в общаге, без родителей и родственников. Во времена горбачевского су­хого закона безалкогольные комсомольские свадьбы ста­вились в пример.

В селах свадьбы играли осенью, после сбора урожая. И основательно готовились к ним, запасаясь мясом, разно­солами и самогонкой. В день бракосочетания на улице ста­вили в ряд столы, и на свадьбу приходили все жители села. Обычно им даже не требова­лось специального приглаше­ния — все кругом были друзья и родня. В деревенских свадь­бах было больше ритуально­сти, имеющей древние корни. Например, обвязывание же­ниха и невесты вышитым по­лотенцем, поливание воды перед молодоженами, посы­пание их крупой и еще много чего. Но главной их особенно­стью были гармонь и море са­могонки. От этого и возникли поговорки: «Какая свадьба без баяна» и «Какая свадьба без драки».

05 июня 2017

Несмотря на то, что «в СССР секса не было», браки советская молодежь заключала, и с удовольствием. Может быть, именно потому, что сексуальные нравы были не такими свободными.

Обычных влюбленных никогда бы не поселили в один гостиничный номер, из общежития всех гостей выметали ровно в 23.00, а официальный визит к гинекологу незамужней беременной девушки мог закончиться постановкой в известность родителей. В общем, штамп в паспорте решал многие интимные проблемы.

Где женились

Понятие «советская свадьба» родилось только в 60-х годах, когда люди забыли о послевоенной нищете. Постаралось и государство, которое озадачилось введением достойных обрядов. Например, в 1960 году вышло постановление Мосгорисполкома, после которого в столице стали появляться не просто загсы, располагавшиеся на первых этажах жилых домов, а отдельно стоящие Дворцы бракосочетаний.


Самым престижным в Москве был первый, так называемый Грибоедовский, дворец – он и сегодня располагается в Малом Харитоньевском переулке в бывшей усадьбе Рериха . Но поскольку в советское время улица носила имя писателя Александра Грибоедова , Дворец приобрел и сохранил такое название. В этом загсе ожидание регистрации часто превышало положенный месяц.


Симпатично смотрелся и Дворец «Аист» (Ленинградский проспект, 33а). Он был открыт в 1962 году и просуществовал 31 год. Дворец не занимал отдельного здания, но, когда к крыльцу подъезжали свадебные кортежи, все автомобилисты, мчавшиеся по оживленной трассе, гудками приветствовали молодоженов, и это выглядело очень торжественно.

В 60-е годы в Москве были предоставлены новые помещения десятку районных загсов, еще несколько переоборудовано. Стало правилом проводить свадебные церемонии в отдельных, празднично украшенных помещениях – ведь в загс люди, увы, обращаются не только в день свадьбы, но и регистрируют там разводы и смерти. Свадебными днями стали в основном суббота, реже – пятница.

В чем женились


Фото: 22-91.ru

Подать заявление о регистрации брака можно было либо во Дворец бракосочетаний, либо в загс по месту прописки жениха или невесты. Каждая пара получала специальное «Приглашение», которое позволяло посетить салон для новобрачных – потому что в советских универмагах невозможно было купить красивый костюм или обувь.

Утверждают, что долгие годы многие ловкачи делали бизнес на таких «приглашениях», скупая в салонах дефицитные товары, а женихи и невесты, имеющие разную прописку в одном городе, подавали заявления сразу в два места в надежде разнообразить покупки. Основной упор делался на постельное белье, красивую посуду, импортные товары.

К концу 70-х ничего особенного в «салонах для новобрачных» купить уже было нельзя. А платья всегда удручали своей одинаковостью, и нередко в загсовских «комнатах для невест» собирались девушки в до смешного похожих кримпленовых нарядах.


Фото: i24.com.ua

Мода на платья постепенно менялась. Традиционными сначала считались белый цвет, платье в пол, длинная фата (часто шлейф фаты несли маленькие дети), минимум украшений. Затем появились платья бежевые, светло-сиреневые, бледно-зеленые.

В 70-е годы пришла мода на ультра-мини, и она не обошла свадьбу: подолы взлетели выше колен. Изменились и прически – пучки и начесы ушли в прошлое, и фата сначала доходила до плеч, а потом и вовсе болталась облачком на уровне стрижки. Еще позже в моду вошли так называемые «таблетки» — круглые белые шляпки без полей, с вуалеткой или без. Были и широкополые свадебные шляпы, но они подходили далеко не каждой невесте.

Кстати, и нравы становились свободнее, нередко дамы выходили замуж на определенном сроке беременности, и надевать фату было смешно. Вполне уместно выглядели цветы в волосах или веночки в тон платью.

Когда вся страна влезла в джинсы, появились и молодожены в джинсовых костюмах. Сами они считали такой наряд «высшим пилотажем», но вряд ли им приносило большую радость последующее рассматривание собственных свадебных фотографий.

Как женились

С фотографиями, как и с остальными сопровождающими свадьбу церемониями и процессами, была масса хлопот. Хорошо, если среди родных или знакомых были люди, имеющие фотоаппарат (недешевая вещь по советским временам) и умеющие с ним обращаться. Чаще приходилось специально заказывать фотографа в загсе и за приличную сумму, причем никто не гарантировал, что фото он сделает удачные.


За отдельную плату заказывалась музыка, сопровождающая церемонию бракосочетания. Молодожены могли выбрать из нехитрого репертуара что-то наиболее им приятное, но свадебный марш Мендельсона звучал всегда – когда пара входила в помещение для торжественной регистрации.

Еще одной морокой были золотые обручальные кольца. От волнения их могли забыть дома, если вообще покупали. В 70-х годах золото начало регулярно дорожать, и молодоженам выдавали определенную компенсацию, но уже после свадьбы. В общем, новоиспеченный муж выходил из загса с карманами, заполненными бумажками: по одной надо было получать фотографии, по другой – компенсацию. И так далее.

В загс молодожены отправлялись на специально арендованных автомобилях. Можно было, конечно, воспользоваться имеющимися в семье, но тогда автовладельцев было немного. Стандартная свадьба умещалась в два автомобиля (жених, невеста, свидетели и родители), пошикарнее – в три и более.

Считалось, что в загс жених едет на первой машине, невеста во второй – «как нитка за иголкой»), обратно новобрачные ехали уже в одной машине со свидетелями впереди кортежа. Две машины обязательно украшали, причем в основном своими руками — через крышу перекрещивали шелковые ленты, на капоте крепилась кукла в свадебном наряде, часто обычная детская кукла невесты. Под крышки капота и багажника закладывали цветы головками наружу.

Тогда говорили, что хороший свидетель – половина свадьбы. Очень часто свидетели и машины украшали, и держали при себе паспорта новобрачных при поездке в загс, и решали вопросы с фотографами, потому что жених и невеста, увидев еще десяток «собратьев по счастью», впадали в ступор.

В помещении загсов спиртное не разрешалось, но на выходе непременно разливали шампанское по бокалам, которые надо было разбить «на счастье». Поскольку по пятницам и субботам расписывали с утра до вчера, то после обеда загсовское крыльцо выглядело порой весьма непрезентабельно.

Куда ездили

После регистрации считалось правильным, если пара поедет к какому-нибудь памятнику и оставит там букет цветов. В Москве молодожены чаще всего приезжали к Могиле Неизвестного Солдата, к памятнику Пушкина на Тверской (тогда улица Горького), к памятнику Маяковскому (там же) – в общем, выбирали красивые и торжественные места в центре столицы.

До сих пор жива традиция приезжать на смотровую площадку на Воробьевы (тогда Ленинские) горы. Вообще в любом городе непременно есть место, куда приезжают молодожены, и в каждом цветном фотоальбоме, посвященном тому или иному городу, изданном в советское время, вы непременно увидите снимок, где молодожены стоят у монумента или памятника.

Что дарили и где праздновали

Кстати, о цветах. Купить эти хрупкие создания природы так свободно, как сейчас, было невозможно. Магазины «Цветы» существовали, но там в основном зияли горшки с комнатными растениями. Выручали рынки – официальные и стихийные.

Самым шикарным считалось преподнести невесте каллы. Но вообще в советских традициях было завалить невесту цветами, после росписи новобрачная выглядела не хуже рыночной торговки. И когда в иностранном фильме показывали свадьбу, где в руках у невесты был скромный букетик, обернутый капроном, в зале раздавался недоуменный шепот.


Кадр из фильма «Дело было в Пенькове» (в главных ролях — Майя Менглет, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина)

Свадебный банкет проходил в двух вариантах – в ресторане или в квартире у жениха или невесты. Ресторан обходился очень дорого, в начале 80-х, например, за угощение одного гостя платили 20-25 рублей (недельный бюджет семьи). Дешевле было отметить дома, да и соседи охотно приходили на помощь – строгали салаты прямо в тазики, одалживали табуретки и посуду.

Менялся и стиль свадебных подарков. От комплектов постельного белья и сервизов (коих иногда набиралось по пять-семь разновидностей) перешли на конверты с деньгами.

Основной подарок поневоле делали родители – в 70-х и 80-х женились очень рано, в основном будучи студентами, родители молодоженов находились еще в цветущем возрасте и основные расходы брали на себя – от оплаты ресторана до путевки в Дом отдыха или на турбазу. На работе молодоженам давали три дня отгула, но подавляющее большинство приурочивали свадьбу к отпуску или каникулам.

Конечно, значительно отличалось проведение свадеб на селе или в городских районах с частной застройкой. Там свадьбы предпочитали отмечать в теплое время года.

Придерживаясь старых традиций, планировали торжества на пасхальные недели или на лето, когда приедет родня из города. Поэтому столы накрывали прямо во дворе и звали всю улицу. Туда же приглашали музыкантов, необязательно с баяном, могли раскошелиться и на небольшой ансамбль. Кстати, и в московских дворах еще лет 40 назад можно было увидеть если не свадебные столы, то веселую гулянку под магнитофон, в центре которых были жених и невеста, вернее, новые муж и жена.

В те годы у многих «городских» были родственники в деревне, которых обязательно приглашали, и те вносили свои обычаи. Подносили молодоженам каравай (кто первый укусит, тот и будет в семье главным), осыпали крупой (раньше новобрачных осыпали монетками), подбивали жениха на выкуп, заставляли пить из туфельки невесты.

Многие традиции живы и по сегодня. А вот мальчишников и девичников в советское время, как правило, не проводили. Юные друзья столь же юных женихов и невест быстро знакомились между собой и веселились вместе. Нередко вдогонку игрались новые свадьбы, когда в роли жениха и невесты выступали бывшие свидетели.

В общем, свадьба в СССР была делом веселым и дорогостоящим. А поскольку процент разводов катастрофически рос (согласно статистике, в России число разводов с 1960 по 1990 год увеличилось в три раза), то нередко после расторжения брачного союза семьи бывших жениха и невесты продолжали платить долги.

И такие советские свадьбы стали знаком определенного времени и идеологии.
Прежде всего, это комсомольская свадьба. Собственно, в СССР большинство свадеб могли считаться таковыми, потому что практически все население, не перешагнувшее рубеж 27 лет, состояло в ВЛКСМ. Комсомольская свадьба отличалась тем, что на них не было: во-первых, родителей жениха и невесты и вообще представителей старшего поколения и, во-вторых, спиртного. При этом и безалкогольная свадьба справлялась весело и шумно, благодаря возрасту участников.
Праздновали обычно где-нибудь в заводском клубе или доме культуры. Накануне друзья молодых собирались и вместе зарабатывали денег на свадьбу - скажем, разгружали вагоны. Девушки в это время украшали будущее место празднования плакатами, стенгазетами и простыми бумажными гирляндами.
После регистрации в ЗАГСе молодоженов встречали караваем или тортом - но не родители, а председатель сельсовета или райсовета. Этот человек играл на комсомольской свадьбе роль свадебного генерала, вручая молодым ценный подарок - от бытовой техники до ключей от новой квартиры, часто в недостроенном на момент свадьбы доме.
Другой вид советской свадьбы - рабочая - появился с возникновением стройотрядов. Многие по окончании школы, техникума или института отправлялись куда-нибудь на Урал, в Сибирь, на целину - словом, туда, где кипели великие стройки. Дух романтики, царивший на них, несмотря на тяжелую работу, заставлял молодых людей влюбляться и создавать семьи. Начальство же, со своей стороны, было заинтересовано в том, чтобы молодые остались жить в только что построенных микрогородах, став его первым населением.
Свадебная традиция вносить молодую жену в дом на руках в условиях стройки имела свои особенности: вносили не в дом, а в барак, в котором и жили, и праздновали, а делали это, чтобы белые туфли невесты не испачкались в грязи - асфальта в новых городах еще не было. Часто у брачующихся не было ни костюма, ни белого платья, и часто на рабочей свадьбе расписывались прямо в рабочих костюмах, что никому не казалось дурным тоном, - скорее, наоборот.
Еще один яркий пример советской свадьбы - деревенская. Во-первых, потому что в деревнях еще сохранялись народные традиции. Во-вторых, она все-таки была модернизирована в соответствии с велениями времени. Справляли свадьбу осенью, после окончания уборочной. Угощение готовили вместе, за несколько дней до праздника. На улице ставили в ряд столы, и на свадьбу приходили все жители села, иногда даже для этого не требовалось специального приглашения - звали всех по умолчанию. В ЗАГС молодых вез легковой автомобиль председателя колхоза, украшенный полевыми и садовыми цветами. На отдельное жилье не рассчитывали, и молодой муж обязан бы привести жену в родительский дом. Свадебное же платье было многоразовым, переходя от подружки к подружке.
Гуляли в СССР на деревенской свадьбе порой целую неделю. Главной застольной песней долгое время был «Хас-булат удалой», а с начала 70-х - «Ах, эта свадьба…», исполненная любимцем всей страны Муслимом Магомаевым.
Также стоит отметить "горбачевские" безалкогольные свадьбы времен его "сухого" закона. На телевидении того времени можно было увидеть агитацию безалкогольных свадеб на примерах торжеств сознательных советских граждан.

Дарья Горобцова

По материалам из книги: "Советские традиции, праздники и обряды"

Бракосочетание - одно из наиболее торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. Семья возлагает на молодую чету высокие обязательства перед государством и обществом, связанные с моральной ответственностью за воспитание детей.

Осуществление обряда торжественной регистрации бракосочетания возлагается на органы записи актов гражданского состояния. Заведующий районным(городским) отделом загса обеспечивает образцовую работу всех служб, причастных к обрядовому обслуживанию населения, оказывает методическую помощь исполнителям обрядов своего района или города, консультирует их по вопросам практической деятельности. Он должен иметь достаточные знания и опыт, чтобы самому проводить» обряды на высоком идейно-художественном уровне.

Торжественный обряд проводит его исполнитель - лицо, специально назначенное исполкомом местного Совета народных депутатов для выполнения этих функций. Исполнитель обряда должен быть уважаемым, авторитетным человеком. желательно из числа депутатов областного, городского, районного, поселкового или сельского Совета. Исполнителю обряда помогают помощник и распорядитель - штатные работники отдела загса и обрядового салона или привлеченные к этому работники культурно-просветительных учреждений, представители общественности

Лица, которые проводят обряды, должны быть одеты в специальные обрядовые современные костюмы. Учитывая, что исполнитель обряда - представитель государства, признано целесообразным создать единый образец его одежды для всей республики. Желательно, чтобы исполнители, отмеченные государственными наградами СССР, надевали их.
Для лиц. которые проводят обряды, их помощников и распорядителей установлены нагрудные знаки единого образца
В обрядовых залах обязательны изображения Государственного герба СССР или Государственного герба УССР, устанавливаются Государственный флаг СССР и Государственный флаг УССР. бюст, барельеф или портрет В. И. Ленина.

Свадебный рушник и особенно хлеб-соль на рушнике широко распространены в нашей советской действительности. В обряде торжественной регистрации бракосочетания вышитый или приобретенный невестой рушник символизирует чистоту и добропорядочность жениха и невесты, которые, становясь на него, создают новую семью. Свадебные кольца при бракосочетании выступают как символ семейного единства и верности.

В день обряда жених и невеста посещают памятник В. И. Ленину, монумент или братскую могилу павших воинов и возлагают там цветы в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины.

В назначенный час жених и невеста прибывают в сопровождении свадебного кортежа во Дворец (Дом, зал) торжественных событий. Их встречает распорядитель, приглашает невесту с дружкой в комнату невесты, жениха с дружкой в комнату жениха.
Когда молодые закончат свои приготовления, распорядитель приглашает их в гостиную. Свадебное шествие становится в определенной последовательности: жених и невеста, старшая дружка и старший дружка, родители, родственники, гости. Звучит музыкальное свадебное приветствие.
Распорядитель распахивает двери, жених и невеста медленно входят в зал и останавливаются на коврике в нескольких метрах от входной двери. За ними следуют дружки, родители, родственники, гости
Вход молодых и их гостей в зал должен сопровождаться хоровым пением или музыкой (оркестр, магнитофонная запись).

Помощник исполнителя обряда, который стоит невдалеке от возвышения, после окончания хорового или музыкального сопровождения торжественно оглашает:

Вступают в брак граждане Союза Советских Социалистических Республик (называет фамилию, имя и отчество невесты и жениха).
Торжественный обряд бракосочетания проводит (следует звание исполнителя обряда) депутат... Совета народных депутатов.

Входит исполнитель обряда, становится перед столом на возвышении и приветствует присутствующих:

Рады приветствовать дорогих гостей в этом светлом зале!

В добрый час вы подали друг другу руки (называет имена невесты и жениха).
Под мирным небом нашей Родины советский народ, руководимый партией Ленина, светлой дорогой идет в коммунистическое грядущее. Вы. дети нашего народа, его надежда и будущее, сегодня вступаете в брачный союз. В прошлом остаются годы юности, впереди - ответственная пора семейной жизни.
Исполняя высокий общественный долг, как представитель государства прошу ответить:
- Готовы ли вы (называет имя невесты) всю жизнь быть верным другой
(называет имя жениха)?
- Да.
- Готовы ли вы (называет имя жениха) всю жизнь быть верным другой
(называет имя невесты)?
- Да.
- Примите эти обручальные кольца как символ вашей семейной верности и единства. Обручитесь ими.
Он подаст жениху кольцо невесты, невесте - кольцо жениха, и они надевают их друг другу на безымянный палец правой руки (рука невесты должна быть без перчатки).

Этот элемент обряда сопровождается музыкой или хоровым пением.

Ведущий негромко говорит невесте и жениху:
- Прошу повторять, за мной.
Отходит на шаг. делает паузу и торжественно произносит:

Перед лицом Закона нашей Советской Родины, перед своими родителями, друзьями и товарищами мы выражаем свою волю к совместной жизни, как супруги... основатели семьи и продолжатели рода своего, во имя блага нашего государства, бессмертия советского народа и личного счастья.

Жених и невеста повторяют эти слова. С текстом торжественного согласия на брак их следует ознакомить, заранее.

Исполняющий обряд обращается к молодым:

Прошу скрепить свой семейный союз,- и приглашает их пройти к столу.

Жених и невеста подписывают акт о регистрации брака и по просьбе исполни-
теля обряда отходят немного в сторону от стола, становясь в полупрофиль к залу так, чтобы их хорошо видно было участникам обряда.

Дружки подходят к столу, расписываются в книге актовой записи о регистрации брака и возвращаются на свои места.

Эти действия сопровождаются музыкой или хоровым пением.

Исполнитель обряда, обращаясь к молодоженам и всем присутствующим, торжественно произносит:

Именем Закона Советской Социалистической Республики подтверждается взаимное проявление воли граждан (называются фамилии, имена и отчества невесты и жениха) х совместной семейной жизни.

Утверждается взаимное проявление воли супругов носить общую фамилию
(называется фамилия).
Отныне вы муж и жена, основоположники новой семьи и продолжатели рода своего во имя блага государства, личного счастья, бессмертия советского народа.

Звучит Государственный гимн СССР (один, финальный куплет).

Исполнитель обряда берет со стола свидетельство о браке и паспорта.
Паспорта граждан СССР вручаются новобрачным уже с внесенными в соответствии со свидетельством о браке «вменениями. Вручая их молодоженам, говорит:

Дорогие друзья! Примите свидетельство о браке как дорогой и памятный
документ пашей семьи, признанной государством.

Живите дружно. Будьте щедры на труд и любовь. Вы (называется имя невесты) помните о великом призвании матери - родить человека и о еще большем - вместе с мужем воспитать его. Вы (называется имя жениха) уважайте (называется имя невесты) как друга верного, берегите ее как мать ваших
будущих детей. Наше советское общество возлагает на вас обоих обязанность -вырастить их честными и чуткими людьми, трудолюбивыми и мужественными гражданами.

Сердечно поздравляю вас с рождением новой семьи, желаю судьбы славной и жизни большой! С этой минуты все для вас становится общим: труд, радость, мечты. Поздравьте друг друга как супруги.

Сразу после выхода молодоженов из обрядового зала их поздравляют родственники и друзья, подносят цветы.

Работники обрядовых салонов должны заранее рассказать гостям, что по установившимся обычаям лучше, если наряду с цветами будут ягоды калины, рябины. Для невесты - белые розы, для жениха красные и розовые розы, гвоздики. Букеты должны быть небольшими - по три - пять цветков (нечетное количество).

После обряда торжественной регистрации бракосочетания, как правило, устраивается свадьба. По народному обычаю, праздновать свадьбу не обязательно в день регистрации брака, можно и через несколько дней. Чтобы свадебное торжество не утратило своей поэтичности, значительности и осталось для
молодых и гостей памятным на всю жизнь, в нем современное сочетается с лучшими прогрессивными народными традициями.

В разных местностях этим прогрессивным традициям присущи свои характерные черты. Свадьбам в наше время свойственны такие прекрасные традиции, как родительское благословение, приветствие молодых коллективом, где они работают или учатся, и общественностью. Дома, на пороге, родители тепло встречают молодых хлебом-солью.

Случается, что свадьбу празднуют с приглашением большого количества людей. Это требует значительных материальных затрат, создаст трудности для родителей и молодой семьи в самом начале их общей жизни.

Работникам обрядовых салонов службы быта и отделов загса следует тактично посоветовать молодым скромную форму проведения послеобрядового свадебного торжества, исключающего употребление алкогольных напитков.

Если у молодой четы есть возможность, то ей следует рекомендовать свадебное туристское путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране. Путевками их должны заблаговременно обеспечить салоны обрядовых услуг или общественные организации учреждений, где они работают или учатся.

Оказывается, не так просто найти задокументированный материал по проведению свадеб в Советском Союзе. Екатерине Бушуевой , организатору Свадебного агентства Лямур-Тужур (Москва) пришлось потратить в районной библиотеке немало времени, сильно озадачив сотрудниц этого «почти пересохшего источника знаний». Информация нашлась скудная и просеянная через морально-этическое сито цензуры и редакторов.

Поэтому «Как проводились свадьбы в СССР» Екатерина решила спросить у самих главных героев – семейных пар, чей Big Day выпал на это время в истории нашей страны. Сменились название, политический строй, цвет и количество нулей на банкнотах, но Родина-то одна, а значит и связь поколений никуда не делась.

Основная цель этой статьи - провести свадебные параллели в двух эпохах.

Разобьем привычную нам подготовку свадьбы на пункты и сравним с советскими аналогами. В конце обязательно сделаем выводы. Хотелось бы понять, выиграли ли мы что-то, имея невероятные возможности по организации свадьбы или потеряли что-то очень важное в самом главном дне?

Стиль повествования бывших женихов и невест сохранены. Выражаю огромную благодарность опрашиваемым, которые согласились на мою авантюру вернуться на 30-40 лет назад и вспомнить как они отметили свадьбу, а именно:

  • Семья Якубовых, женаты 32 года , отмечали свадьбу в Москве, в кафе.
  • Семья Крысиных, женаты 34 года, отмечали свадьбу в Москве, в кафе.
  • Семья Бушуевых, женаты 33 года, праздновали свадьбу в небольшом городе, в квартире.
  • Семья Сынковых, женаты 36 лет, свадьба в сельской местности (записано со слов Бушуева Александра)

1. Подача заявления в отдел записи актов гражданского состояния исполкомов районных или городских Советов народных депутатов[i] .

По-моему, очень страшное название, особенно про депутатов! Сейчас звучнее – просто ЗАГС. Расписывали во всех населенных пунктах большой страны, серьезность вступления в брак в поселковом исполкоме, и в столичном Дворце не отличались, а вот сам праздник – кардинально. Стандартный срок ожидания – 3 месяца.

Сколько времени вы ждали росписи после подачи заявления?

Светлана Якубова: «Стандартно было три месяца, но мы подождали месяц, так как расписывались в четверг, в будний день».

Людмила Бушуева: «Мы ждали два месяца, и торопились расписаться до мая, так как слышали про примету [свадьба в мае, значит будете маяться]».

Светлана Крысина: «Мы три месяца ждали. Как заявку подали, я сразу платье начала шить».

2. Свадебное платье. Первый квест для советских невест.

Шоу «Остаться в живых», «Остров» и «Форт Боярд» отдыхают на фоне задания «Найди свадебное платье в Советском Союзе». Несмотря на то, что первое ателье открылось в Союзе в 1922 году, проблема с красивой праздничной одеждой оставалась довольно долго. Наши бабушки платья точно шили, а с 70-х можно было поискать платье в специализированных салонах для новобрачных.

Где вы покупали свадебное платье?

Светлана Якубова: «1984 год. Салонов свадебных в Москве два или три от силы. А из моделей… максимум три варианта платьев. То есть, какое тебе подойдет по размеру, такое и купишь. Все! Платье купила первое, которое село на меня по размеру. Фату взяла у соседки. Есть такое поверье, что нельзя брать чужое платье, чужую фату. К этому времени соседка уже развелась, но покупать на один вечер фату совершенно не хотелось. Туфли где-то достали импортные, очень хорошие. А костюм у мужа был, не знаю, с каких времен, но был! В ателье тяжело попасть было, надо в 5 утра вставать, занимать очередь, и не факт, что что-то нормальное сошьешь».

Светлана Крысина: «Я сама шила. Оно у меня до сих пор хранится. Мало того, тогда очень модно были «вафли» [стеганный эффект]. У меня кокетка была спереди и сзади, украшенная этими «вафлями», я вручную его делала несколько месяцев. Серебряный поясок помню, тоненький из парчи. И под этот поясок - серебряные босоножки».

А вот такой популярной, как сейчас, услуги «стилист-визажист» не было. В большинстве своем невесты собирались, красились и делали прически самостоятельно или при помощи мам/сестер/подруг. Но отсутствие профессионального макияжа совершенно не отражалось на счастье, которые излучали даже не идеально накрашенные глаза.

Светлана Крысина: «Была такая парикмахерская «Чародейка», я туда записалась заранее, пришла, а мне ничего толком и не сделали. Подстригли чуть-чуть, «полачили». Я пришла домой, вымыла голову, накрутилась и поехала!».

А как же популярная сейчас свадебная флористика? Был ли букет невесты?

Светлана Крысина: «Букетов невесты, как сейчас, не было. Я помню, что мне дали какие-то огромные цветы. Я стояла с этим букетом, меня за ним видно не было, и думала «Хоть бы кто-нибудь у меня его забрал!». Розы еще были, они же колючие, я все за платье переживала, как бы не зацепить, некомфортно мне с цветами было».

Кстати, красные гвоздики часто встречались в руках невест, и ассоциация их с партийными праздниками и 9 мая – весьма ошибочна, значение гвоздик красного цвета на языке цветов означает «Горячая любовь, восхищение». Подходящий цветок для любящей и любимой женщины.

3. Профессиональная фотосессия: «Ты сними, сними меня, фотограф» (из песни Пугачевой А., 1989 г.)

Сразу оговорюсь, первое что бросилось в глаза при просмотре свадебных фотографий из ЗАГСов, это их стойкий розовый оттенок. Как фотографы умудрялись снимать в разных интерьерах, но с одинаковым радостным оттенком - загадка, оставшаяся без ответа. Чаще всего профи фотографировали регистрацию брака, а торжество осталось только на любительских кадрах.

Был ли у вас на свадьбе фотограф?

Светлана Якубова: «Фотограф при дворце был. Фотографии у всех одинаковые, построение одинаковое, посмотреть друг на друга, встать, сесть. Ничем не отличаются [фотографии]».

Людмила Бушуева: «У нас засветилась пленка и сохранилось буквально несколько фотографий».

«Обычно фотографировал тот, у кого имелся фотоаппарат».

Знаете, что поразило меня, человека из свадебной индустрии? Самостоятельное оформление свадебных альбомов. Стихи, приметы, подписи, комментарии… В наше время напечатать фотокнигу можно практически во всех населенных пунктах, но рукой подписанные фотографии вызывают самые трепетные и нежные чувства!

4. Свадебный кортеж: Наши люди в булочную на такси не ездят («Бриллиантовая рука», 1968 г.)

Пробок в СССР даже в крупных городах практически не было, но долгие прогулки-фотосессии не имели смысла из-за отсутствия фотографов и вообще традиции множества профессиональных кадров. Транспорт искали по всем знакомым. Особым шиком считалась «Чайка» или «Волга», но чаще всего свадебный эскорт – это личные автомобили друзей, родственников, соседей или такси. Что касаемо прогулки, принято было посещать памятные места, приносить цветы к памятникам вождям пролетариата и другим почитаемым личностям, а потом уже и отмечать можно.

Как вы добирались в ЗАГС и была ли свадебная прогулка?

Светлана Якубова: «У нас получилась очень интересная свадьба! Вместо того, чтобы поехать на Олимпийский проспект, водитель отвез нас в Олимпийскую деревню [это противоположные районы Москвы]. Какой там погулять?! Хорошо что не было пробок. Потом жених потерялся по дороге. У нас же большинство студенты были, особо не разгуляешься. Поэтому невеста ехала в Чайке, а жених ехал на Москвиче своего друга и их затерли по дороге где-то. Не видно, что свадьба едет. Мы ко дворцу бракосочетания подъезжаем, а жениха-то нет!».

Светлана Крысина: «У нас на свадьбе шел сильный ливень. И гулять мы никуда не ходили».

Людмила Бушуева: «Заехали мы по дороге к памятнику Ленина, положили цветы, сфотографировались и уехали. Зачем - не знаю, но фотографии где-то оставались».

5. Ресторан и меню: Да разве могут в ресторане вкусно накормить?! («Москва слезам не верит», 1979 г.)

Это сейчас каждое приличное кафе предлагает услуги проведения банкета, еще лет тридцать назад такой формат праздника был редкостью. Отмечали, в основном, дома, где на маленьких кухнях собирались родственники молодых и соседи, вместе резали салаты, готовили, а потом все это дружно съедали в гостиной за длинным столом.

Где вы отмечали свадьбу?

Светлана Якубова: «Мы сняли банкетный зал. Можно было найти в Москве. А алкоголь покупали заранее. Так получилось, что нанимали только поваров, а все продукты покупали сами. Давали талончики в магазины, такие же как в свадебные салоны, там и закупались. А наши друзья отмечали свадьбу в гостинице «Украина», вот там было все по полной программе, для показа, пафосно».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «У нас у родственников в деревне все гнали хороший самогон, никто не отравился. Много своего было – соленья, заготовки, все соседи приносили. Было по-домашнему очень вкусно!».

Людмила Бушуева: «У меня папа так расстарался, где-то достал шикарные продукты - колбаса, рыба, нарезка, мясо. Столы ломились. Вкусно безумно».

Светлана Крысина: «Мы отмечали в кафе «Дружба». Там же готовили. За месяц обговаривали меню. Притом алкоголь не покупали, в кафе организовали, машин не было, мы точно за ним не ездили».

А как же свадебный торт?

Светлана Якубова: «Торт был, но мне было совершенно все равно, что будет на столе. Не помню, чтобы были украшения, мне было неважно! Не было такого, что надо сделать свадьбу обязательную».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «Торт просто покупали к чаю, детям, бабушкам. Самый обычный, в магазине».

Людмила Бушуева: «У моей подруги на свадьбе в «Арагви» [дорогой грузинский ресторан в центре Москвы] был не торт, а какое-то угощение национальное из муки и сахара. Очень необычно!».

6. Свадебные подарки: «Что тебе подарить, человек дорогой» (из песни Н. Караченцева, 1984 г.)

В век тотального потребительского изобилия нам не понять всю ценность чешского сервиза. Исчезла романтика ожидания новой покупки или подарка в дом. На свадьбах самым актуальным подарком является конверт с денежным содержимым. Кстати, еще в начале прошлого века вручать молодым деньги – дело было обидное.

Что вам дарили на свадьбу?

Светлана Якубова : «Мы заранее сказали, чтобы деньгами дарили. А так, могли подарить все что угодно, и духи, и постельное белье».

Бушуева Людмила: «Вот кто-что сумел достать, то и дарили. Посуда, одеяла, хрусталь, книги…»

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «Деньги? Конечно, дарили! Но ценнее было на селе именно достать что-нибудь дефицитное. Зарабатывали прилично, а купить толком было нечего».

Светлана Крысина: «У нас свадьба была студенческая, много молодежи. А свекровь мне возьми и скажи: «Ну, что это за гости? Ни подарков, ни денег» Так я на нее обиделась!».

7. Развлечения на свадьбе и тамада: Тост без вина, как брачная ночь без невесты («Кавказская пленница или другие приключения Шурика», 1966 г.)

Интернет не просто пестрит, а задыхается от предложений ведущих, тамады на свадьбу. «Топ–притоп-10» ведущих вашего города готовы сутками проводить свадьбу, даже если вы сами этого не хотите. В предыдущей стране без свадебного персонала чудесно получались невероятно искренние торжества, и каждому слово доставалось, и танцы до упаду, и драка иногда случалась для порядку. =)

Был ли ведущий или тамада у вас на свадьбе?

Светлана Крысина: «Ведущего у нас не было, кто хотел, тот брал слово, все очень свободно. А вот выкупали меня очень долго. Мы были на последнем курсе института и пригласили всю группу. Так мальчишки наменяли пятаков и разукрасили их в красный цвет. В метро меняли целую хозяйственную сумку. Они нас посыпали, а мы с мужем должны были подметать. А он возьми и все собранные деньги в этом конкурсе мне пересыпал. Все смеялись, что я бюджетом буду заведовать. И кусок первый каравая тоже я укусила поздоровее».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «У нас был баянист, тамада был не нужен».

Людмила Бушуева: «Жена брата зачем-то нацепила на платье пробки от бутылок, ходила и звенела, а еще мучила нас какими-то конкурсами странными, например, спички повставляла в яблоко, надо было что-то там говорить про жену. А сестра моя юная совсем была, так переживала за свое поздравление, говорила долго, не зная, чем закончить, так в конце после паузы выдала «Всё!».

Светлана Якубова: «Были мы на свадьбе в Пушкино [небольшой город в Подмосковье]. Это было что-то! Мы не выдержали больше двух часов и ушли. Шутки у тамады были очень плоские и неудачные, и откровенно неприличные. А еще помню был ансамбль, где солист пел, а во тру у него папироска была, то есть, не вынимая папироски он исполнял песни».

Была ли традиция красть невесту или какой-нибудь предмет ее гардероба?

Светлана Якубова: «Меня украли. Друзья подговорили выйти за какой-то мелочью. И только я вышла из зала, меня хватает друг и уносит. Засунул в машину и увез. Это все было очень натурально, муж испугался».

Светлана Крысина: «Меня крали на свадьбе! Куда-то прятали, крали туфлю, наливали туда водку, пришлось пить мужу».