Страх или понимание: можно ли пугать ребенка? Нечего бояться, или проверенные традиционные и народные способы избавления от испуга у малыша

Очень часто дети испытывают огромное количество различных страхов, в большинстве безосновательных. Некоторые имеют временный характер и появляются только в определенные возрастные периоды. Такие страхи как тревога, беспокойство или боязнь высоты – это нормальные эмоциональные и инстинктивные страхи, в большинстве своем они врожденные. Существуют так же и приобретенные. К ним относятся страхи, появляющиеся в процессе запугивания родителями. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Кем же пугают детей их родители?

В каждой стране существует своя культура, менталитет, особенности воспитания ребенка и соответственно свои методы запугивания ребенка, если он отказывается слушаться. Так рассмотрим на примере некоторых стран, кем пугают родители своих детей:

  1. В Англии придумано множество различных монстров для этих целей, но самый популярный и известный нам из кинематографа – это Бугимен. Уже несколько сотен лет англичане пугают своих детей рассказами о страшном монстре, который прячется где-нибудь в комнате и если ребенок не слушается, то Бугимен выходит из укромного места и пугает его.
  2. Во Франции грозой ночных детских кошмаров, является Костоправ, из вполне себе реальной профессии. Его обычно изображают как злобного старика с мешком, в который он прячет непослушных детишек. По рассказам Костоправ бродит по городам и забирает с собой детей, которые заигрались и не хотят ложиться спать. А его любимое место обитания - это под крыльцом дома, где он сидит до наступления темноты.
  3. В Германии популярностью пользуется Крампус. Это косматое, рогатое звероподобное чудище, по легенде сопровождающее Святого Николая в канун рождества и наказывающее по дороге детей, которые хулиганили весь предыдущий год. Есть версии, что Крампус засовывает непослушных детишек к себе в мешок, уносит в пещеру, где и съедает на ужин или уносит к себе в замок, а в последствие скидывает в море. Это уж, какому родителю как больше нравится.
  4. В России так же существует множество страшилок для запугивания непослушных деток. Это могут быть персонажи народных сказок (Баба Яга, Кощей, Соловей Разбойник и др.), бабайка, волк, некоторые пугают даже дядей милиционером. Среди них самой большой популярностью пользуется бабайка. Его чаще всего упоминают родители, когда хотят уложить детей спать, без особого на то желания со стороны детей. Так как же выглядит бабайка? Обычно он никак не описывается, что бы дети могли себе придумать наиболее страшный образ. Хотя некоторые рисуют его в виде старика с клыками или волосатого монстра. По рассказам родителей прячется он под кроватью и если ребенок встает с постели, то он непременно попадает в лапы бабайки.

Можно ли пугать ребенка?

Давайте разберемся, можно ли пугать ребенка бабаем и можно ли вообще пугать ребенка. Психологи утверждают, что это один из худших методов воспитания ребенка, граничащий с применением физической силы. Если ребенка постоянно пугают милиционерами с палками, врачами со шприцами, бабайками, то он постепенно теряет доверие к миру, становится более замкнутым. Это все может перерасти в новые проблемы, такие как: боязнь темноты, страх остаться одному, замкнутость. При запугивании малыш вместо родительской поддержки ощущает беспокойство и тревогу, что его могут отдать какому-нибудь дяде или его съест огромное чудище.

Не у всех родителей есть достаточно свободного времени, чтобы доходчиво объяснять ребенку, почему нельзя поступать, так или иначе. Гораздо проще припугнуть его чудищем или того хуже, применить физическую силу, но эти методы ни к чему хорошему не приведут. Самое главное, чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку родителей, а не жил в постоянном страхе от появления бабайки.

Не пойдёшь чистить зубы - появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать - Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю - придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание - эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама - почти весь мир, для дошкольника - важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание - довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться - к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то...» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному - держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело - учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое - учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения - он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать - бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать - доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Редкий родитель не пугал своего ребенка Бабаем или Бабой Ягой, злым дядей или чужой тетей, желая добиться полного послушания и выполнения определенных действий. Каждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства.

И, если говорить откровенно, запугивания срабатывают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья - провоцируют неврозы у детей , энурез и заикание, гипертрофированное чувство вины, недоверие и враждебность к миру, повышенную тревожность.

Корни проблемы запугивания растут их недостатка терпения и свободного времени, когда родители, выбившись из сил, не могу доходчиво и подробно объяснить ребенку, почему ему не стоит так себя вести, прибегая к методу простому: «Плохо себя ведешь - получишь от Бармалея».

1. При запугивании происходит подмена понятий - в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

2. Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

3. Также нередко родители угрожают «выпороть ремнем» ребенка за плохое поведение и непослушание. Делать этого категорически нельзя, ведь насилие порождает насилие. Поэтому нужно полностью отказаться от запугивания (в частности, физической расправой) как педагогического приема.

4. Отдельно стоит выделить запугивание «доктором» и «уколами». Родители должны помнить, что их ребенку в течение жизни приходиться не однократно посещать медицинские учреждения в различных целях, к примеру, для того, чтобы сделать прививку или получить справку для бассейна, садика или школы.

Как правильно пугать детей

Чем же пугать можно, а в разумных пределах даже нужно?

1. Пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить - ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

2. Пугайте перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки.

3. Пугайте, не переходя на личность ребенка - машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

4. Пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

Всегда старайтесь искать способы мирного соглашения с собственным ребенком. Запугал и добился результата - девиз плохих и ленивых родителей, не желающих долго искать более приемлемые способы воспитания. Конечно же, путь устрашения во имя повиновения - это способ, навязанный многим предкам, но лучше искоренить такие методы, пока они не навредили ребенку.

Подготовила Марьяна Чорновил

До трехлетнего возраста дети еще не способны брать под контроль собственные эмоции. В результате этого любые сильные впечатления или переживания могут стать причиной их истерического состояния, а иногда даже надолго отпечататься в психике малыша.

Причиной испуга грудничка могут стать громкий хлопок или животные

Испуг у взрослых людей считается вполне естественной реакцией на определенные внешние раздражители, и их нервная система обычно в короткие сроки справляется с ним. Однако у младенцев, которым еще нет года, сильное эмоциональное потрясение способно негативно сказаться на функционировании систем организма крохи и непосредственно на его поведении. Чтобы предупредить нежелательные последствия, которые может спровоцировать испуг у грудничка, следует знать, как определить по конкретным признакам подобное состояние, и вовремя помочь карапузу.

Факторы, способные спровоцировать испуг у ребенка

Неотъемлемой частью познания мира ребенком являются разного рода эмоциональные переживания, которые способствуют оттачиванию инстинктов. Чрезмерная опека со стороны родителей, направленная на то, чтобы уберечь своего кроху от сильных эмоций, может только задержать психическое развитие и ослабить нервную систему.

Однако те эмоции, которые переживает ребенок, обязаны быть здоровыми, принося малышу положительный или отрицательный опыт, и ни в коем случае они не должны влиять на работу его нервной системы. К примеру, схватившись один раз за чашку с горячим чаем, ребенку следует запомнить, что горячие предметы могут быть источником болевых ощущений и поэтому лучше с ними обращаться осторожно или не трогать совсем, но не убегать с криками из кухни каждый раз, как кто-нибудь заваривает себе чай.


Для укрепления нервной системы ребенок должен познавать мир: как положительные его стороны, так и опасные. Родителям же надо найти золотую середину между опасностью с угрозой здоровью ребенка и полноценным познанием окружающей среды

Наиболее распространенными причинами, способными вызвать испуг у грудного ребенка, являются:

  • крупно габаритные животные;
  • громкие и резкие звуки, например, погодные явления как гром, или крики, сопровождающие домашние ссоры;
  • излишняя строгость, проявляемая со стороны мамы и папы по отношению к ребенку;
  • сильный стресс.

Какие дети попадают в группу риска?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Не все дети обязательно сталкиваются с проблемой испуга, но существуют те, которые больше других предрасположены к нему. В их число входят:

  1. Ребята, которых слишком балуют и опекают. Условия, когда близкие люди пытаются отгородить кроху от любого негативного опыта, в результате не тренируя его нервную систему на незначительных эмоциональных переживаниях, способствуют тому, что ребенок, столкнувшись с действительно сильным отрицательным потрясением, испугается.
  2. Дети, чьи родственники постоянно говорят им об опасности. В окружающем нас мире каждый второй объект условно представляет опасность, но встреча с ними не всегда способна нанести вред. Большинство слишком заботливых родителей запрещают своим детям находиться рядом с розетками, утюгами или другой потенциально опасной техникой. Например, многих деток, с целью добиться того, чтобы они не трогали уличных животных, запугивают тем, что собаки больно кусаются, а кошки могут поцарапать, таким образом, прививая им устойчивый страх перед этими животными. У такого ребенка встреча с дружелюбным псом может закончиться сильным испугом.
  3. Дети, страдающие заболеваниями нервной системы. ЦНС не удается справиться с положительными или отрицательными эмоциями.

Лечить кроху следует очень аккуратно, так как эта проблема напрямую связана с его психологией. Нельзя игнорировать страхи, присущие малышу, и нежелательно решать подобные вопросы с чрезмерной жесткостью.

В первую очередь, после обнаружения страха у грудного ребенка или признаков пережитого испуга, необходимо понять, что конкретно спровоцировало такое состояние, и только затем пытаться помочь крохе справится со своей боязнью. В ситуации, когда самостоятельно преодолеть страхи у новорожденного не получается, следует проконсультироваться со специалистом. Психолог сможет посоветовать определенные методики, помогающие в борьбе с фобиями.


Только поняв истинные причины страха у ребенка, можно заняться их устранением

Симптоматика

Последствия отрицательного психического опыта могут длительный период воздействовать на работу нервной системы. Для того, чтобы оказать испуганному малышу своевременную помощь, нужно знать, какие симптомы сигнализируют о подобном состоянии.

Естественно симптомы, которые перечисляются ниже, периодически свойственны всем детям и их причина - возрастной кризис. Однако их продолжительность в течение дней или недель говорит о том, что кроха испугался, и это не прошло бесследно. Для грудничков младше 1 года испуг - это рефлексная реакция, с которой можно достаточно быстро справиться, если помочь вовремя. В противном случае состояние малыша может перейти в тяжелую психологическую травму, вот почему все психоэмоциональные проблемы у детей до года требуют лечения.

Основные признаки испуга

У испуганного малыша симптомы проявляются следующим образом:

  1. Беспокойный сон и . Маленькие дети видят плохие сны чаще взрослых. Уже с годовалого возраста здоровому крохе могут сниться плохие сны, именно в них трансформируются воспоминания о негативных переживаниях. Кроме того он способен их распознать. Однако если младенец пережил сильный стресс, кошмары могут начаться и в 6 месяцев.
  2. Непрерывный плач. Если грудничок здоров, не голоден и не хочет спать, он обычно ведет себя спокойно и не станет плакать без остановки. Постоянные крики без видимых на то причин являются тревожным сигналом.
  3. Непроизвольное мочеиспускание. Диагноз « » обычно ставят уже после 4 лет. Считается, что в этом возрасте дети должны уметь контролировать процесс испускания мочи, иначе, недержание превращается в патологию. Причиной этому служит воздействие на психику и ЦНС.
  4. . Когда ребенок уже умеет говорить, проявлениями стресса могут стать нарушения речи, которые связаны с частым повторением слогов. Данные отклонение характерно для возраста 4-5 лет и более распространен у мальчиков. Испуг опасен еще и тем, что малыш может не только начать заикаться, а и совсем прекратить говорить.
  5. Абсолютное нежелание оставаться одному. Родители дают своим детям ощущение защищенности и безопасности. Как следствие кроха, испугавшись однажды, стремиться окружить себя защитой, если ситуация, которая вызвала его испуг, повториться. В результате он начинает плакать, кричать и капризничать, стоит маме не оказаться рядом. Это объясняется тем, что остаться в одиночестве для малыша означает снова испытать страх.

Ребенок с младенчества не должен бояться одиночества. Если же малыш не хочет оставаться один ни на минутку, значит у него в данном плане существуют определенные страхи

К каким мерам могут прибегнуть родители?

Испуг нуждается в комплексном лечении, то есть не только устранении симптомов, но и причин, которые к нему привели. Что делать родителям в подобной ситуации? Необходимо:

  1. Окружить кроху своим теплом и постоянной заботой. Не следует в этот период оставлять его одного, ведь только рядом с мамой он будет чувствовать себя в безопасности.
  2. Успокоить нервную систему при помощи ванн с отварами трав и хвойных настоев.
  3. Приучать грудничка к присутствию посторонних, а не избегать незнакомых людей, если малыш их боится. Конечно, делать это нужно постепенно. С гостем стоит вести себя приветливо и непринужденно, показывая тем самым, что перед крохой хороший человек. Однако при негативной реакции со стороны младенца отложите общение на другой раз. Не лишними будут подарки в виде игрушек или угощений.
  4. Научить без боязни относиться к кошкам, собакам и другим животным, так как это постоянная составляющая жизни любого человека. Начинать лучше с картинок с животными или видеороликов с их участием. При этом стоит объяснять, что при хорошем отношении все звери добрые и дружелюбные. После того как выработается привычка к такому роду общения, можно без спешки переходить к встречам с живыми питомцами.
  5. В мягкой форме постараться исправить ситуацию, когда испуг носит бытовой характер. Например, если кроха обжегся включенным утюгом, следует рассказать ему о правилах обращения с бытовыми приборами, или если он наглотался воды, уйдя под воду при купании, можно купить нарукавники, объяснив и показав, для чего они предназначены (рекомендуем прочитать: ).

Лечение испуга в традиционной медицине


Постоянные страхи и частые неврозы ребенка требуют помощи врача для определения причин испуга

Гипноз и гомеопатия

Гипноз используется для коррекции нестандартного поведения. При проблеме энуреза, прибегая к гипнозу, врач настраивает правильную работу организма (см. также: ). Например, он внушает пациенту, чтобы тот просыпался и шел на горшок, когда ночью ему захочется в туалет. Такой подход на практике оказывается достаточно эффективным, но многие родители все равно относятся к нему с опаской.

Такой вариант, как гомеопатия, включает в себя не только применение трав, хотя многие гомеопатические препараты содержат именно их. Название гомеопатия можно перефразировать как схожий с болезнью. Больному назначаются такие медикаменты, в составе которых имеются элементы, приводящие к появлению у здорового человека симптоматики, как при интересующей болезни. Суть заключается в том, что при правильно подобранной дозировке, болезнь должна пройти сама. В случае гомеопатии требуется только индивидуальный подход. При нервозах у детей, выбор лекарства напрямую связан с симптоматикой.

Сказкотерапия и игровая терапия

При помощи сказкотерапии проводят коррекцию поведения, меняют отношение и восприятие окружающего мира и явлений, прививают мораль. В процессе слушания волшебных историй, дети обсуждают их сюжет, участвуют в постановках по их мотивам и создают рисунки. Со временем дети начинают сочинять свои собственные истории. Проводя анализ поведения героев в сказке, у детей появляется понимание того, что плохо, а что хорошо, они начинают учиться справляться с трудностями и страхами. Сказкотерапией можно заниматься и дома при наличии специальной литературы.


В результате сказкотерапии дети становятся более открытыми и раскрепощенными, а проигрывание некоторых сцен и сюжетов помогает ребятам справиться со своими страхами

Игровая терапия основана на том, что малыши с проблемами участвуют в разыгрывании различных сценок. В ходе игры кроха выстраивает цепочку взаимоотношений с партнерами, что помогает ему становиться более открытым, адекватно оценивать других и научится делиться страхами.

Народные методы борьбы с испугом

Не менее результативными иногда бывают и народные методы, которые используют для того, чтобы убрать испуг. Однако по мнению доктора Комаровского справиться со страхами у малыша, прибегая к народной медицине, нельзя (см. также: ). Единственное к чему может привести такой подход – спокойствие родителей, а, следовательно, и их крохи, что является одной из основных целей любого подхода к подобной проблеме. Ниже представлены примеры народных способов:

  1. Снять состояние шока, сопровождающее испуг, помогает выпитая сразу после случившегося чашка теплой сладкой воды или другого напитка.
  2. Молитва или заговор.
  3. Выкатывание яйцом. Суть метода сводится к тому, что сырое яйцо катают по животу малыша, после чего оно разбивается в любую посуду из стекла. Об успешном завершении подобной процедуры говорят пятна любого рода, содержащиеся в разбитом яйце.
  4. Святая вода и молитва «Отче наш». Необходимо утром и вечером умывать младенца святой водой, плюс пить ее трижды в день. Кроме этого в процессе умывания нужно читать «Отче наш».
  5. Вылить на воск. Экстрасенсы считают, что подобный недуг носит информационный характер, а пока еще слабая детская энергетика в такие моменты нарушается. Для того чтобы отлить испуг используется именно воск, так как он прекрасно впитывает в себя энергию. Прежде всего, надо растопить церковные свечи и медленно слить полученный воск в миску с холодной водой, которая должна находиться над головой крохи. При этом не забывать молиться.

Вера ребенка в Бога возможно поспособствует выздоровлению его детской психики, однако ограничиваться только молитвами не стоит. Своевременное обращение к врачу все же необходимо

Признаться, мне никогда не нравилась идея воздействовать на ребёнка через угрозу — «вот сейчас я тебя кому-нибудь отдам». В обращении с детьми родители используют этот приём. Почему так спешат посторонние люди вмешаться в интимный процесс общения родителей с детьми? Почему так негативно реагируют на отказ принять их «помощь»?

Приём этот охотно применяют в воспитании не только своих детей, но и чужих. На прогулках с сыном я устала отбиваться от «доброжелателей», которые, видя, что мой Миша плачет, спешат на помощь: «Ай-ай, какой нехороший мальчик. Я тебя сейчас себе заберу». Совершенно не обращая внимания на то, что Мише нет ещё и года, и плакать для него совершенно нормально.

Я уверяю их, что вряд ли отдам им своего сына, несмотря даже на то, что он плачет, и мы продолжаем с ребёнком самостоятельно разбираться с нашими проблемами, но многих людей моя позиция обижает.

Наверное, на вопрос почему так часто прибегают к запугиванию, проще всего ответить: потому что это действует. Как сказала одна моя знакомая, она не вмешивается, когда её трёхлетнюю дочку кто-то собирается «забрать» с собой из магазина, если та плачет и не слушается: «А что? Зато она сразу успокаивается и бежит ко мне».

Поступая таким образом, родители, сами того не подозревая, расписываются в своём бессилии. Получается, что у них нет каких-либо рычагов воздействия на ребёнка, кроме как напугать его перспективой, при которой они откажутся от него.

В каких ситуациях родители пугают детей:
— когда дети плачут громче и дольше, чем может вынести родитель;
— когда балуются — ведут себя не так, как нужно в данный момент взрослым;
— когда слишком долго одеваются или едят кашу, когда не хотят идти в садик или возвращаться домой, когда отказываются читать стихотворение при всех, когда хотят поиграть с мамой в тот момент, когда ей нужно доделать отчёт, или тогда, когда папа смотрит телевизор;
— когда привлекают к себе внимание, несмотря на то, что мама увлечена беседой со знакомой, или когда устают в длинной очереди на почте или в магазине;
— когда в магазине не могут пройти мимо полок с яркими красивыми игрушками, а на улице останавливаются рядом с каждой кошкой, трактором или другим интересным предметом;
— и гораздо реже — когда собираются сделать что-то действительно опасное: выбежать на проезжую часть, потрогать горячий утюг, залезть высоко или засунуть что-нибудь в розетку.

Если проанализировать этот список или просто понаблюдать за собой, становится ясно, что в 90% случаев детей пугают с целью воздействия на них, когда те ведут себя не так, как от них ожидается. То есть тогда, когда их поведение не соответствует родительским представлениям о поведении ребёнка. И тогда понятно, что в этот момент родители пытаются воздействовать на ребёнка, чтобы изменить его и «подогнать» под свой сложившийся образ о нём.

Есть ли у ребёнка шанс вести себя так, чтобы окружающие были довольны? Есть, если это ребёнок-игрушка, который не плачет, не кричит и всегда молчит. А в остальных случаях конфликт неизбежен, пока родители и педагоги будут формировать свои ожидания, исходя из фантазий о том, как должен вести себя ребёнок.

Чем любят пугать детей?

Как правило, и это уже классика, что придёт кто-то и его заберёт, или мама сама его отдаст.

Вероятностью никогда не вырасти или потерять часть тела или голос: «Не будешь кашу, не станешь большим, не вырастешь», «Будешь пальцем показывать — палец отвалится», «Рот на улице открывать — ворона в него залетит», «Если кричать на улице, то голос пропадёт».

Возможностью потерять игрушки и личные вещи — «От такого плохого мальчика уйдут все игрушки и книжки», «Машинку сейчас отдадим другому».

Перспективой никогда не придти куда-то ещё раз при плохом поведении ребёнка: в гости, на концерт, на игровые занятия.

И наоборот — остаться здесь навсегда: в гостях, в детском саду, на улице. И если некоторые из угроз имеют под собой какое-то реальное основание, то остальные совершенно неуместны и смешны. Ведь ни одна мама, если она в здравом уме, не отдаст своего ребёнка чужому человеку, и ни один палец ещё не сломался от того, что им показывают на самолёт, летящий в небе.

Но ребёнок не знает, что это просто мама не умеет по-другому с ним общаться. Ребёнок воспринимает все слова буквально, взаправду, и то, что он слышит, его ранит.

Редко подобного рода запугивания и угрозы проходят для детей без каких-либо последствий. Они могут быть минимальными, если ребёнок менее чувствительный. Вот только заранее степень его чувствительности неизвестна. Что же происходит с ребёнком, если эта степень высока, а его ещё чрезмерно и неадекватно ситуации запугивают:

— у малыша подрывается чувство базового доверия к миру. Вместо него формируется чувство тревожности и недоверия, а так как закладывается это чувство в детстве, то и вырастает такой человек с ощущением тревожности. Справиться с ним потом очень сложно.

— У ребёнка формируется комплекс неполноценности и чувство вины. О классическом комплексе вины в дошкольном возрасте говорить не приходится, так как у ребёнка только формируется ощущение и восприятие себя, зато можно уверенно говорить о формировании заниженной самооценки — предпосылки к комплексу неполноценности, который заметно усложняет жизнь уже взрослому человеку.

— У ребёнка пропадает желание как-то активно проявляться в жизни. Если за каждый поступок ребёнок слышит запугивание, ему просто становится страшно жить и двигаться, привлекать к себе лишнее внимание, а порой даже и существовать. Иногда это становится причиной желания ребёнка умереть.

— Самые страшные и печальные последствия заключаются в том, что ребёнок действительно верит в то, что мама и в самом деле может отдать его кому-то. А для малыша нет ничего травматичнее и ужаснее осознания того, что он не нужен маме. Ребёнок начинает сомневаться в своей ценности. Если уж мама с папой готовы отдать его кому угодно, что значит он вообще, в принципе? А за какой проступок в следующий раз меня пообещают отдать и, кто знает, может быть, действительно так и сделают?

И когда-то тёплые и доверительные отношение между ребёнком и родителями наполняются страхом. Если маленький мальчик или девочка верят в то, что мама с папой их не любят, что своим родителям они не нужны, они считают, что не нужны всему этому миру. Надо ли говорить, как трудно найти своё место в жизни, реализоваться, если ты считаешь, что ты не достоин ничего хорошего и никому не нужен. И через всю свою жизнь, даже став уже взрослым, этот человечек пронесёт своё чувство ненужности, только потому, что мама не смогла или не захотела поискать другие способы воздействия на него.

— В результате частых запугиваний ребёнок теряет чувствительность и контакт с самим собой и миром вокруг себя. Утраченная чувствительность к самому себе в будущем может быть причиной курения, переедания, алкоголизма, увлечения экстремальными видами спорта, сложностью в установлении и поддержании контактов с чужими людьми.

— Отдельно следует сказать о физических наказаниях и угрозе такого наказания. После страха быть отданным кому-то своими родителями самое тяжёлое для ребёнка (в физическом и психологическом плане) — это физическое наказание. Причём не только оно, но и даже угроза — отлупить, дать ремня. Малыш чувствует себя так, словно внутри его разрывает на две части. Сейчас он и любит своего родителя и ненавидит его за то, что тот наказывает или хочет это сделать. И страх таких событий может жить внутри него постоянно.

Очень часто после побоев дома ребёнок идёт на улицу и начинает мучить животных, третировать младших детей или проявлять по отношению к себе аутоагрессию. Последний случай сложнее всего — это значит, что ребёнок уже совсем поверил в то, что он достоин именно такого обращения и перенял родительский стиль воспитания.

В случаях проявления агрессии по отношению к другим ребёнок просто восстанавливается в психологическом плане. Физическим наказанием или криками с угрозами родители очень сильно его разрушили изнутри, нарушили его целостность. У ребёнка осталось очень много злости и невыраженной агрессии, которую он в силу явного и бесспорного превосходства взрослого не может направить на него. Тогда он идёт на улицу и выбирает того, на кого можно её выплеснуть, восстановив таким образом своё душевное равновесия.

Что же делать?

1. Предупреждать о вещах, которые реально могут быть опасными: электроприборах, дорожном движении, дверях, которыми можно прищемить пальцы.

2. Предупреждать о том, что есть люди, которые также являются источником опасности. А для этого не надо пугать ребёнка, что кто-то заберёт его за плохое поведение. Нужно несколько раз проговорить о том, как вести себя, если незнакомец предлагает конфетку или зовёт к себе посмотреть котёнка. Беседовать с ребёнком о том, что делать, если он потерялся или заблудился, застрял в лифте или проехал свою остановку в автобусе.

Важно помнить, что и в первом и во втором случаях беседу нужно выстраивать, не переходя на личность ребёнка: можно обжечься утюгом, потому что он горячий, а не потому что у тебя руки-крюки. Заблудиться в здании может каждый, а не только ребёнок, потому что он самый глупый и «спит в одном ботинке». Да и незнакомцы представляют потенциальную опасность для ребёнка не потому, что он с утра с мамой поругался и всю кашу не доел. Очень важно в такие моменты беречь своего ребёнка и его чувство внутренней самости.

3. Всегда можно для негативного примера выбрать какого то сказочного персонажа. Вероятность стать таким же, как Баба-яга или Кощей Бессмертный, ближе и понятнее ребёнку, чем угрозы, что с ним никто не будет дружить, потому что он плохой. При этом не надо угрожать ребёнку, что за его плохое поведение этот герой придёт и заберёт его.

4. Один из самых лучших способов воспитать ребёнка — это дать ему на практике почувствовать результаты своих действий. Например, не положил варежки на батарею — пойдёшь в мокрых. Стирается только то бельё, которое лежит в стиральной машинке. В кино в воскресенье пойдёт только тот, кто убрал в своей комнате. Надо отметить, что почему-то родителям очень трудно придерживаться этого метода в воспитании. Маме проще накричать на ребёнка, потому что он, как всегда, её не слушается, а она устала всё за ребёнком убирать и объяснять, у неё уже нет сил, и её все «достало».

А между тем, когда ребёнок имеет возможность на практике испытать последствия своих поступков, это действует на него лучше всяких угроз и запугиваний. Попробуйте применять такой способ воспитания всего неделю или месяц в виде эксперимента. Вы всегда сможете вернуться к старым инструментам воздействий на ребёнка, если новый окажется для вас неэффективным.

5. Откажитесь от физических наказаний. Сложнее, чем предыдущий совет, только этот. Но если вы действительно переживаете за своего ребёнка, если вы его любите и от всей души желаете счастья, учитесь усмирять свои эмоции и физически наказывать ребёнка.

6. Один из приёмов воздействия на детей — сказкотерапия. Пример сказки для детей, которые убегают от папы с мамой, предлагает Ирина Терентьева, детский психолог и сказкотерапевт.

Сказка про воробушка Чика

Жил-был воробушек по имени Чик, у него были мама и папа. Всей семьёй воробьи любили гулять во дворе, собирать зёрнышки, крошки. Папа-воробей искал жучков и угощал ими Чика и маму.

Чику очень нравилось гулять с родителями во дворе, но ему это быстро надоедало, ведь он был такой любопытный! Часто воробушек убегал от родителей в соседние дворы, посмотреть, кто там гуляет. Мама с папой очень пугались, когда теряли воробушка из вида, и очень ругались, когда его находили.

— Нельзя убегать от родителей, — говорила мама. — Это очень опасно, тебя может кто-нибудь украсть или съесть, — добавлял папа.

А воробушек Чик думал, что родители зря переживают, ведь он такой быстрый и смелый, он никого не испугается и убежит от опасности. Поэтому иногда, когда родители были заняты поисками жучков и червячков, Чик на пять минуточек убегал в соседние дворы.

Однажды, как обычно, воробушек ускакал в соседний двор и нашёл там много вкусных семечек. Пока Чик клевал семечки, к нему сзади кто-то подошёл. Воробушек даже не успел обернуться, как на него накинулся кто-то с большими глазами и острыми когтями. Чик был очень быстрый, поэтому он резко взлетел. Но чужак оказался ещё быстрее и схватил зубами воробушка за крыло. Чик закричал что есть мочи: «Помогите! Спасите!» Мама с папой услышали крик Чика и бросились на помощь. Но когда они прилетели в соседний двор, то нашли только пару воробьиных перьев. Дни напролёт они летали повсюду и искали воробушка, но никто и никогда больше Чика не видел.

Да, сказка страшная, и ребёнок, скорее всего, расстроится. Суть подобных сказок и историй в том, что для ребёнка опасность перестаёт быть абстрактной. Дети идентифицируют себя с героями сказок, соответственно, ребёнок практически на собственной шкуре прочувствует всю трагичность истории Чика.

Эту сказку не стоит рассказывать перед сном, лучше рассказать её днем перед прогулкой. А на прогулке, если ребёнок снова попробует убежать, то можно напомнить о том, что случилось с Чиком, который убегал от мамы с папой.