Стиль модерн в одежде
Период конца 19 века - начала 20- го...
Арт-нуво (франц. L’Art Nouveau – Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них – «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.
Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве , наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны )
/Векипедия/
Под арт-нуво
подразумевается именно культурный
феномен,существовавший в период модерна
и наложивший свой отпечаток на модерн
в архитектуре, искусстве, моде,но не
слившимся с ним окончательно,а сохранивший
свою индивидуальность и узнаваемость
и в наши дни.
Не стоит путать арт-нуво и арт-деко(ар деко).Это разные направления. Ар деко начался в 1925 году, уже после арт-нуво. Конечно же,а арт деко были заимствованы некоторые особенности предыдущей культурной эпохи,но они были интерпретированы и подведены под знаменатель новых реалий послевоенного (Первая мировая война) времени.
Сам стиль арт-нуво
начался в интерьере,искусстве и одежде
в конце 19 века и сменил стиль барокко.
Само веяние этого стиля было вызвано стремительным развитием науки и техники.
В середине 19
века начался накал страстей вокруг
социальных реформ и так же обострились
атаки на всю концепцию моды.К началу
20 века телефон,электричество,автомобиль
и кино уже стали практической реальностью.
В интеллектуальной и художественной
жизни происходили радикальные изменения:
движение кубистов под предводительством
Брака и Пискассо,музыка
Малера,Дебюсси,Стравинского и Равелятеории
Зигмунда Фрейда, революционный стиль
танца Айседоры Дункан,»Русский балет
Дягелева», который впервые увидели в
Париже в 1909 году,а в Лондоне в 1911 году.
Энергия танца и великолепие цвета и
сценографии красочных балетов,как
«Жар-птица» и др. вызвали сенсацию.
Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи.В поисках новых решений эксплуатировались все исторические периоды вместе взятые.
Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве,когда уже перестал сущестоввать единое направление,зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля.Усилиями художников,архитекторов и критиков сознательно формировался новый стиль. Созданный стиль заключал в себе отчетливую программу общих эстетических преобразований,котрая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Однако на
практике оказалось не так уж и легко
создать что-то из совершенно нового
направления. По-этому были заимствованы
нюансы из разных эпох.
Наступил возврат к природе,что ярко отразилось в изобразительном искусстве.
Первое время
арт-нуво представлял собой не совсем
удачную смесь исторической и современной
эпох. Порой доходило даже до безвкусицы.
Лишь спустя длительный период начали
прорисовываться черты совершенно нового
направления.
Лозунгом стиля арт-нуво стал:
«Назад к природе».
Характерными чертами стали: естественные волнообразные изогнутые плавные линии,сочетающие стремление к конструктивности и веяния Востока.
В
интерьере,например,причудливые изогнутые
линии декора зрительно сливаются с
элементами строительной конструкции
конструкции. В отделке большое внимание
уделяется стилизованному растительном
узору,гибким текучим формам,что превращает
металлические конструкции в причудливые
заросли фантастических цветов. Создается
впечатление,что сам декор создает
природа,без вмешательства человека.
Еще одна характерная черта течения: единство и завершенность всех элементов.Все воспринимается как единое целое.
Вдохновляла
дизайнеров и художников природа: вьющиеся
растения, бутоны, экзотические
птицы,павлины,ласточки,бабочки,дамы с
длинными струящимися волосами.В пик
популярности веяния декорировалось
все от помещений до столовых приборов,от одежды до украшений.
Внесли свои
изменения в уже практически сформировавшиеся
течение представители из школы искусств
Глазко.В арт-нуво начали просматриваться
выраженные геометрические формы,а так
же кривые линии.
Символы стиля
арт-нуво так же запечатлели ювелиры
того времени:изощренную форму цветка
цикломена, лилий, ирисов и др.
Основными элементами стиля АРТ-НУВО стали:
цвета: черный,голубой,зеленый
культ линий и органической силы растений и орнаментов символизирующих структур;акцент на национальном стиле страны,подчеркнутый растительный мотив(Франция,Бельгия).линейный декор или строгая композиция,имеющая сложную символику
сочетание прямоугольных геометрических и растительных,волнисто-изогнутых форм
мебель и декор в «растительном» стиле,который так же отображался и в одежде и ювелирных украшениях
в интерьере:окна и двери, украшенные растительными арками и орнаментом.
Сам стиль стал объединяющим различные направления передового искусства,универсальный,предлагаемых для всеобщего внедрения.
На основе изогнутых волнистых линий в интерьере разрабатывается концепция непрерывного «перетекающего» пространства,объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений,мебели,бытовых предметов с их конструкцией. Внешним декором и технологией обработки метериала.Эта новаторская в те времена концепция обусловила органичность и целостность «нового стиля».
Начался новый стиль в Париже,затем центром стала школа Нанси во главе с Э.Галле, Л.Мажореллем и братьями Даум.
Стиль арт-нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции,конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью и причудливостью.
Чтобы лучше
проникнуться настроением Арт-нуво,
хорошо посмотреть на творчество чешского
художника Альфонса мухи. Будучи типичным
воплощением художественных поисков
рубежа 19-20 столетий,»стиль Мухи» стал
образцом для целого поколения художников
и дизайнеров.
От изображал времена года,времена суток, цветы и т. д. В женских образах. Этот неповторимый стиль художника известен во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.
Фирменным знаком
линии Арт нуво стала вышивка Германа
Обриста «Удар бича» на портьерах 1895 г.
Сначала работа называлась «Альпийские
фиалки»,но один из критиков сравнил
бешеные движения стебля растения с
«яростными изгибами обрушившегося
бича», появился и закрепился термин
«удар бича», который вскоре стал именным
росчерком самого стиля Арт-нуво.
Арт- нуво возник во многих европейских странах и получил разные названия.
Например,
Во Франции так же использовался термин «метро»,»стиль Гимара»
В бельгии: «стиль Орта»,по имени архитектора
в Германии: стиль «Югенстиль»
в Италии: «цветочный стиль» или «Либерти»
Движение за художественную реформу,которое начали еще прерафаэлиты,было подхвачено Советом Немецких женщин,такими деятелями,как Уолтер Крейн и миссис Хейвес,и,особенно Артуром Лазенби Либерти, который открыл свой магазин на Риджент-стрит в Лондоне 17 мая 1875 г. Имя Либерти неразрывно связано с новым стилем Арт-нуро в эстетическом движении, набирающим свое влияние в обществе.
«Эстетическое»
,или «художественное», платье базировалось
на пристрастии к греческой драпировке
или другим костюмам прошлого с естественной
мягкой линией, а так же к японской и
другим восточным культурам и цветовым
гаммам,которые У.С.Гильберт иронически
назвал «оранжирейно-канареечной
шкалой».Многие восточные ткани, которые
в начале импортировал,а затем и стал
производить сам Либерти (Хотя
японские товары по-прежнему были в моде,
ухудшающееся качество заставило Либерти
искать других поставщиков. Индийские
принты были не менее прекрасны, но краски
на них известны своей нестойкостью.
Тогда он задумался о собственном
производстве - и начал импортировать
чистые полотна и отдельно красители,
чтобы под собственным контролем выпускать
ткани с рисунками, отменного качества.
),имели очень красивые расцветки,а
их мягкая,легко драпирующаяся фактура
стала существенной частью эстетического
стиля.
Начало ХХ века не принесло значительных изменений в силуэте женского костюма. Главным событием того времени стало начало эры кутюрье . На Всемирной выставке 1900 года в Париже избранные Дома моды, в том числе Дусе и Ворта, представили публике свои творения. Первым кутюрье стал англичанин Чарлз Федерик Ворт , который стал подписывать свои модели собственным именем. При этом разработанная им линия моды не была революционной: он лишь придал чрезмерно объемному кринолину более соразмерную форму, сделав платье плоским спереди, и собрал ткань в складки, которые переместил назад. Так появился турнюр, который вскоре, как и кринолин, начал приобретать все больший объем. В то время женщины по-прежнему были вынуждены придавать своему силуэту форму «песочных часов», затягивая тело в корсет. Они носили высокие накрахмаленные воротники-стойки, вшивные «ветчинообразные» рукава длиной до самых пальцев и длинные юбки.Шляпы того периода имели такой вес, что женщины были вынуждены дополнительно поддерживать шею конструкцией, похожей на собачий ошейник. Обязательными были чулки, зонтик,перчатки. Отсутствие оригинальности в фасонах восполнялось роскошными орнаментами, тесьмой, лентами, складками, бантами, вышивкой, воланами. Главным украшением начала века был жемчуг. Так наряжались «femme ornee» — красотки Прекрасной эпохи. Но уже близилась другая эпоха – «femme liberee», женщины освобожденной. И главным, кто преуспел в раскрепощении дамской одежды, помимо танцовщиц Айседоры Дункан, Маты Хари и Луайе Фуллер, стал кутюрье Поль Пуаре.
«Моде необходим тиран»
Поль Пуаре
Сочетание золота с черным, белым, молочным стало культовым направлением для светского платья в стиле арт нуво. В союзе золота и оттенка слоновой кости, светло-бежевого в нарядах из тонких тканей с ниспадающими драпировками на талии и бедрах, расшитых золотом по кромке, наблюдается поклон стиля модерн в сторону Античности. На ее уверенном фундаменте во многом держался стиль арт нуво, который заимствовал лучшие черты древнегреческой и древнеримской одежды.
Эволюция моды всегда была неразрывно связана в изменениями в жизни общества той или иной эпохи. История стиля модерн в одежде отражает главные веяния в социальной жизни по обе стороны Атлантики, включая постепенную смену положения женщин в обществе и открывающиеся для них перспективы на рубеже 19 и 20 столетий. Как и любая другая граница веков, это было интересное время, насыщенное событиями. Его течение было прервано Первой мировой войной, после которой было положено начало уже другой эпохе – такой же знаковой и переломной.
Прекрасная эпоха – новый реализм
Первая половина 19 века была отдана романтизму, который ярчайшим образом нашел отражение в искусстве и одежде. Роматические идеалы воспевались в женском гардеробе пышными формами, многослойными юбками, глубоким декольте и талией, туго стянутой корсетом. Все в дамском образе было призвано подчеркнуть мечтательную хрупкость, которая хорошо просматривалась в литературе и живописи, запечатлевших тяжелые складки объемных юбок, шуршащих роскошным сияющим атласом и хрустящими кружевными оторочками на светских балах.
С середины века стремительно меняется политическая ситуация в Европе, что неумолимо влияет на прежнее течение жизни. Научно-технический прогресс набирает обороты, пересматривается положение женщины в обществе, а после возвращения Олимпийских Игр развивается спорт. Все это деромантизирует эпоху и ее костюмы, приближая их к реальности. Женщине становится легче дышать во всех смыслах слова.
Период 1890-1914 получил название Belle Epoque («Бель Эпок» или «Прекрасная эпоха»), а в искусстве и моде к нему применялись термины «модерн» и «арт нуво». Эти названия полностью отражали новое направление, связанное с началом большого обновления в культуре с постепенным отрицанием романтических идеалов и приближением к реальности с непременной практичностью костюма.
Взгляд в прошлое и этнические мотивы
Было бы ошибкой утверждать, что стиль модерн в одежде ознаменовал собой шаг вперед и порывание со всеми традициями прошлого. Модерн стал умелым и гармоничным переплетением прошлого и будущего: в нем слились черты этники и античности, на них наслаивались новые элементы, которые более всего отвечали требованиям времени.
Французский кутюрье Поль Пуаре стал новым модным реформатором, который настаивал на освобождении дамского стана от удушающего корсета и смене жестких каркасных юбок на платья и юбки более мягкого покроя с ниспадающими тканями и свободными линиями.
Кроме античной моды Пуаре вводил в Европе, в частности именно во Франции, черты национального японского костюма, которые на удивление гармонично вписываются в европейское платье. Так в западном костюме начало укореняться кимоно, которое нашло себе применение как в домашней одежде, так и в светских платьях. «Хромая юбка» (hobble skirt) - изобретение Пуаре и еще один поклон этнической моде Востока. Эта юбка резко контрастировала с романтической пышной юбкой-колокол, прилегала к телу до самых щиколоток и не позволяла делать широких шагов, обрекая женщин на мелкую семенящую походку. Постепенно пропадает объем рукавов, которые все больше прилегают к руке, отказываясь от романтичных пышных фонариков.
Нижнее белье, домашняя одежда и купальные костюмы
В эпоху модерн все больше внимания привлекается не только к тому, как женщина выглядит на светских балах в салонах. Развитие спорта, расширение ассортимента домашней одежды и постепенный отказ от корсета и нижних юбок установили новые реалии. Нижняя одежда разделяется на две части и постепенно вырисовываются знакомые всем бюстгальтер и трусы, которые ранее заменял корсет, длинные панталоны и нижняя юбка. Для представителей высших сословий нижнее белье становится предметом роскоши.
Модные кутюрье, которые наряду с Полем Пуаре привлекают женское внимание к домашней одежде, настаивают на том, что дамам подобает выглядеть «с иголочки» не только в свете, но и дома. Так растет спрос на функциональность повседневного платья , которая постепенно выходит на улицу.
Практичность и активность – новые женские реалии
В эпоху модерн Европу, в особенности Великобританию, накрыла волна суфражистского движения – требования предоставить избирательное право женщинам. Суфражистки, выступающие против дискриминации женщин, ярчайшим образом демонстрировали отход от традиций и даже от новых канонов привлекательности, прививаемых французскими кутюрье. Параллельно с изнеженными дамами в причудливых шляпах и платьях с шуршащими узкими тяжелыми юбками, украшенными лентами и искусственными цветами, появляется другой образ, несовместимый с томными вечерами в салонах. Суфражистки носят простые платья и костюмы гладкого покроя без намека на женственный декор – их наряды больше напоминают мужское одеяние своими темными тонами и стремлением повторить образы пиджаков.
В феминизирующихся странах повседневная одежда для женщины становится все более практичной. Она состоит из блузки, жакета и длинной юбки до щиколотки, в которой нет прежнего турнюра, что стирает принятый в эту эпоху S-образный силуэт. Такой стиль называют «девушка Гибсона» по имени английского художника, воспевшего в своих картинах образ новой молодой леди.
Эпоха модерн в одежде прекратилась с началом Первой мировой войны в 1914 году. Влияние ее черт просматривалось еще несколько лет, пока ей на смену окончательно не пришел декаданс и голливудский шик, вернувший традиции модной роскоши со стремлением к декоративности стиля.
«Прекрасная эпоха» или «бель эпок», которую также называют «ар нуво» или «эпоха модерн» охватила два десятка лет на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.(Период 1890-1914) Как и любой стык двух веков, этот период характеризуется важными изменениями, назревшими в жизни общества, которые нашли свое отражение в разных ее ипостасях. Мода эпохи модерн чрезвычайно интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее.
Эпоха модерн началась в девяностые годы девятнадцатого века и продолжалась вплоть до Первой Мировой войны. Это время характеризуется важнейшими переменами в женском костюме, который постепенно стал освобождать дамские формы от прежних одежд, тесных, удушливых, пышных.
История стиля модерн в одежде отражает главные веяния в социальной жизни по обе стороны Атлантики, включая постепенную смену положения женщин в обществе и открывающиеся для них перспективы на рубеже 19 и 20 столетий. Как и любая другая граница веков, это было интересное время, насыщенное событиями. Его течение было прервано Первой мировой войной, после которой было положено начало уже другой эпохе - такой же знаковой и переломной.
Первая половина 19 века была отдана романтизму, который ярчайшим образом нашел отражение в искусстве и одежде. Роматические идеалы воспевались в женском гардеробе пышными формами, многослойными юбками, глубоким декольте и талией, туго стянутой корсетом. Все в дамском образе было призвано подчеркнуть мечтательную хрупкость, которая хорошо просматривалась в литературе и живописи, запечатлевших тяжелые складки объемных юбок, шуршащих роскошным сияющим атласом и хрустящими кружевными оторочками на светских балах.
С середины века стремительно меняется политическая ситуация в Европе, что неумолимо влияет на прежнее течение жизни. Научно-технический прогресс набирает обороты, пересматривается положение женщины в обществе, а после возвращения Олимпийских Игр развивается спорт. Все это деромантизирует эпоху и ее костюмы, приближая их к реальности. Женщине становится легче дышать во всех смыслах слова.
Идеал, которому поклонялись модернисты - мать Природа. Дизайнеры стремились придать женскому силуэту сходство с бабочкой или цветком. Лилия, хризантема и орхидея - самые распространенные символы женской одежды эпохи модерна. Основной акцент платье в стиле модерн делало на талии. S-образный силуэт ему придавался за счет четкого разделения тела на 2 части: внимание к верхней привлекалось благодаря напуску на груди, а нижняя часть выделялась за счет разлетающейся юбки. Однако перед началом Первой Мировой войны стиль модерн сделал уступку более комфортному и свободному платью, отказался от корсетов, и придал ему прямой крой, нежно облегающий женскую фигуру. Не последнюю роль в этом процессе сыграла Айседора Дункан - в 1903 г она впервые выступила в платье пеплос, свободном, без корсета, из легкой
полупрозрачной ткани.
Стиль модерн в одежде - это не только силуэт платья. Здесь важны детали. Прежде всего декор. Платья украшались рисунками, аппликациями, вышивкой. Самая популярная тематика орнамента - цветы, листья, водоросли. Узоры наносили на платье ассиметрично. Стиль модерн в одежде - новое слово в истории моды.
от Поля Пуаре
Для прогулок
Узоры ткани в стиле модерн
Современная мода постоянно ищет вдохновение в прошлом. Так произошло и со стилем модерн, который зародился в конце XIX и начале XX столетий. В то время кардинальных перемен мода не могла остаться в стороне. Стиль модерн стал абсолютно новым направлением, который отвергал большие пышные платья и вычурности. Основная идея модерна – отсылка к природе и естественной красоте. Модельеры хотели показать сходство нежных порхающих бабочек с женской фигурой.
С течением времени стиль модерн разделился на два направления: консервативное и реформаторское. Консервативный стиль предполагал, что девушка должна носить корсет, который еще больше и изящнее подчеркнет ее силуэт. Реформаторский стиль полностью отвергал ношение вредного для здоровья корсета; стали появляться свободные наряды, которые не сковывали движения, а подчеркивали всю натуральность и легкость женской фигуры.
Основные черты и характеристики стиля модерн
Для современного направления в модерне также остались актуальными женственные линии, нежные тона одежды и цветочный орнамент. Также можно сказать, что в стиле модерн присутствует большое количество декора. Рассмотрим детали, которые отличают стиль модерн от любого другого направления:
Фасоны и материалы
S-образная форма силуэта, облегающие верхние вещи с приподнятыми плечами, ассиметричные наряды. Ткани подбирают с богатой фактурой: плюш, бархат, шелк, шифон, органза. Также нельзя забывать о декоре, который еще больше наполнит ваш костюм роскошью: кружева, вышивка бисером, присутствие золотых лент.
Орнамент
В этом направлении могут присутствовать всевозможные растительные и цветочные узоры, листья, ветви, плавные линии в наряде.
Аксессуары
Маленькие сумочки-кисеты, шляпы с широкими полями, шарфы, украшения декорированные кружевами или камнями.
Обувь
К этому направлению можно подобрать любую обувь, главное помнить, что она должна иметь тонкий каблук и быть остроносой. Также обувь может иметь цветочный принт или каблук декорирован цветами.
Цветовая гамма в стиле модерн
Современный стиль модерн полюбили множество современных модельеров. В основном они используют темные тона, но с добавлением ярких оттенков.
В их цветовую палитру входят болотные цвета, бежевые, грязно-зеленые, белые и синие. Вы можете подбирать свой гардероб, используя эту цветовую гамму или же дополнить ее более насыщенными цветами, главное не забывать о женственности и естественности, которую будет нести ваш наряд.
Гардероб в стиле модерн
Стиль модерн в настоящее время поможет раскрасить образы тем, кто устал от однообразия в одежде или постоянном сочетании джинсов и блузок. И тем, кто просто хочет уйти от брутальных образов в мир женственных нарядов.
Верхняя одежда
Для образов в стиле модерн прекрасно подойдут длинное пальто с высокими плечами или приталенный жакет, а на более прохладную погоду лучше всего подойдет меховое манто и длинные кожаные перчатки.
Платья
Сложно представить модернистский образ без платья, которое подчеркивает талию и имеет развевающуюся легкую юбку. Если вы собрались на званый вечер, дополните выбранное платье украшениями из кружев, бисера или шляпки с большими полями.
Деловой образ
Для вашего офисного стиля прекрасно подойдут приталенный пиджак и брюки с высокой талией. Блузку лучше всего выбирать из шелка или кружева. Также не забывайте о том, что предпочтительнее выбирать застежки в виде пуговиц вместо молний.
Прическа и макияж в стиле модерн
Макияж лучше всего подбирать естественный в пастельных тонах, можно сделать яркий акцент на глаза, главное не забывать, что основная идея стиля модерн – аристократический вкус во всем.
Прически и укладки также должны показывать вашу утонченность и элегантность. Основные прически, которыми вы смело можете воспроизводить: локоны; косы; локоны, забранные в легкий пучок. Не забывайте, что вашу прическу непременно должны украшать аксессуары: цветы, ленты, жемчужные бусины.
Экспериментируйте и будьте красивы!
Искренне Ваша,
Евгения Никитина,
Имиджмейкер-стилист.
Модерн родился в Европе с легкой руки людей изобразительного искусства. В стал использоваться благодаря Полю Пуаре, французскому кутюрье, восхищавшемся работами художников-модернистов. Новое направление назвал «арт нуво».
Поль Пуаре считал своим долгом пересмотреть устоявшиеся модные каноны. Он ввел кардинально новый стиль работы, смело соединял в одном наряде элементы Запада и Востока, строгость линий и богатую отделку. У Пуаре получалось удивительно гармонично сочетать экзотику и античность.
Одежда Поля Пуаре отличалась яркостью, эффектностью и лаконичностью, выраженной в простых формах. Такая одежда была удобной и красивой одновременно.
Главный вдохновитель модернистов - природа. Поэтому дизайнеры обратили повышенное внимание на силуэт платьев: он должен был напоминать бабочку или бутон. Главный акцент переместился на талию. Такая форма достигалась с помощью припуска в районе груди и широкой юбки. Символами модерна в моде стали растительные элементы: орхидеи, хризантемы, лилии.
Первая мировая война внесла свои коррективы в женскую моду. Произошел массовый отказ от корсетов, платья в стиле модерн стали свободными, прямыми, чуть облегающими фигуру. Чаще всего использовались легкие, полупрозрачные ткани, украшенные асимметричной вышивкой. Декор и детали – важные элементы костюма в стиле модерн.
Однако не только платья составляли ансамбль в стиле модерн. Из аксессуаров популярны были шляпы круглой формы. Также девушки активно носили массивную бижутерию. Обувь выполнялась из самых разных материалов: шелка, кожи, замши. Она активно декорировалась пряжками, застежками, бантиками.
Проявления модерна в современной моде
Многие современные дизайнеры являются последователями стиля модерн. К ним относятся Prada, Anna Sui, Alexander McQueen и др. Их коллекции одежды отличаются естественными формами, свободным кроем, отсутствием четких линий.
И сегодня стиль модерн отличается любовью к растительным орнаментам и принтам. Очень популярны змеиные, леопардовые узоры, цветочные мотивы.
Например, коллекции Anna Sui наполнены элегантными короткими платьями свободного кроя, простыми белыми блузами, милыми болеро и жилетами из искусственного меха. Модельер не боится контрастов: на черном фоне расцветают яркие орхидеи, уютно располагаются принты «павлиний хвост». Также вовсю используются этнические мотивы.
Модерн в современной моде очень востребован. Он позволяет создать неповторимый, запоминающийся образ, используя яркие краски и необычные сочетания. Стиль модерн сегодня является трендом большого города.