Статьи о детях и их воспитании. Проблемы в воспитании современных детей

Сергей Аваков. Воспитание детей

Практически все проблемы, которые есть в современном обществе, начинаются не просто с того, что разрушается институт семьи. А проблема, из-за которой разрушается институт семьи, состоит в том, что в социальной системе нет продуманного механизма воспитания мальчиков. Иначе говоря, проблема, с которой мы имеем дело и которая касается каждого из нас, в том, что нет системы воспитания из мальчиков настоящих лидеров и настоящих мужчин.

И из-за этого женщины чувствуют себя незащищенными, они пребывают в беспокойстве и для того, чтобы с этим справиться, женщины вынуждены сами брать на себя лидерскую роль. Они не хотят зависеть от таких мужчин, они объявляют так называемую свободу, и в результате этой «свободы и независимости» страдают сами женщины, дети и начинается карусель. Образ отца и матери – это первый образ любви, который питает ребенка. Когда есть отец, и есть мать, и есть образ, где они любят друг друга, есть то, что очень важно для ребенка.

Следующий фактор любви, который важен для ребенка, – это то, что от родителей к нему идет любовь. Например, когда ребенок появляется (не важно, сын это или дочь), он в большей мере находится под влиянием мамы. Ребенок больше имеет контакт с ней, потому как 9 первых месяцев он был во чреве матери, он был в сфере ее влияния. На 7-м месяце ребенок осознает практически все, он слышит звуки, чувствует настроение родителей, и в этот период особенно важно, чтобы отец был особенно внимательным к матери.

Мать дает нежность и любовь ребенку, отец дает нежность и любовь матери. Так они вместе питают ребенка.
Постепенно ребенок, сын, вырастает, и он продолжает находиться в сфере влияния мамы. Примерно до 5–6 лет (хотя он тоже чувствует отца) мать для него – это первый учитель. Поэтому Веды говорят, что матери нужно оказывать в 1000 раз больше почтения, чем отцу. И постепенно мальчику, чтобы он рос гармоничным и успешным, нужно перейти в сферу влияния отца. Ребенок так же чувствует связь с матерью, но по мере того, как мальчик взрослеет, он должен перейти в сферу влияния мужского, постепенно научиться брать у отца.

И благодаря этому сын наполняется больше мужским, и когда он наполнится силой от отца, у него появится естественная склонность уважать мать и вместе с матерью уважать и ценить все женское. Но если этого перехода не происходит, сын остается в сфере влияния матери и не берет у отца, отвергает отца, то в итоге такой мальчик не сможет уважать женское и не сможет принимать мужское. И, вырастая, он не может взять полную ответственность ни за себя, ни за семью.

И по сути дела, хотя физически он растет и развивается, как мужчина, но психически ребенок остается мальчиком, склонным к тому, чтобы резвиться, наслаждаться и жить играючи для самого себя, не принимая ответственность ни за кого. Но если сын отделяется от матери и наполняется всем мужским и от отца, и от дедушки, то он может отделиться от семьи и очень легко уйти в самостоятельную жизнь. Он становится взрослым человеком, а когда он разворачивается к родителям, у него есть почтение, любовь, благодарность. Он берет любовь от обоих, накапливает эту энергию и может отдавать ее дальше.

Мы много рассказали о мальчиках, но нельзя обойти и вопрос, связанный с девочками.

Девочка рождается и, постепенно вырастая, тоже находится какое-то время в сфере влияния матери. Но в возрасте 5–6 лет она понимает, что есть папа и папа отличается от мамы. У нее естественно возникает связь с отцом, и она постепенно переходит в сферу влияния папы. Здесь она начинает впитывать мужскую, папину силу. Говорится, что первый роман, первый интерес к мужскому у дочери возникает с отцом. В хорошем смысле роман. Она влюбляется в папу, и папа для девочки – это что-то очень-очень ценное.

Но если девочка, находясь в сфере влияние отца, выходит в жизнь так же, как мальчик, то, как вы думаете, это гармоничное развитие? Нет, это мальчик. Потому что у нее осталась связь с отцом и она не взяла достаточно женского, не напиталась женским и не переняла импульс материнства от матери. А когда дочь выходит из сферы влияния родителей в свою самостоятельную жизнь, она будет смотреть на отца, с которым у нее есть естественный «роман», и далее во всех будущих мужчинах будет искать такого же папу.

И скорее всего, ей это не удастся, потому что ни один мужчина не сможет заменить ей отца, это совершенно невозможно. И поэтому для девочки было бы более гармонично побыть в сфере отца, взять у него его защиту, его любовь, внимание, почувствовать, как это здорово, какие замечательные мужчины, как они могут заботиться, любить. Так у нее появляется чувство защищенности, понимание, что с мужчинами все хорошо, с ними можно сотрудничать, с ними можно жить. И потом (так гораздо правильнее) папа с большой любовью передает ее в сферу влияния мамы, говоря: «Мама чуть-чуть лучше».

И рядом с мамой она может уважать папу. И, соответственно, не только папу, но и все мужское. Потому что теперь она взяла много женского. Достаточно женского. И из этого пространства, получив от отца и получив от матери, теперь она может выйти в свою собственную самостоятельную жизнь. И имея достаточно женского, материнского, она может сама быть мамой, при этом уважать мужчину и способствовать тому, чтобы мужчина сам брал на себя ответственность, сам становился лидером.

Разумеется, не происходит буквально так, что «ребенок отделяется от мамы и уходит к папе». Это то, что происходит в бессознательной сфере нас, как личностей. Это процессы, которые происходят внутри нас, которые мы не осознаем. Когда начинается половое созревание, постепенно у девочки возникает интерес к папе. И когда папа принимает ее, дает ей любовь, заботу, внимание, дает ей много мужской любви, то именно благодаря этому у нее появляется естественное уважение к матери.

Принцип в том, что отец должен подчеркивать авторитет матери в глазах девочки и постепенно возвращать её в сферу влияния матери. Иначе говоря, его вербальные послания должны звучать так: «Твой основной учитель, и твой основной авторитет – это мама. Когда мама тебя ругает, когда мама говорит тебе что-то такое, что тебе неприятно, она делает это из любви к тебе». И таким образом он укрепляет авторитет мамы в глазах дочери.

И точно так же, когда мама помогает сыну перейти в сферу влияния отца, она говорит, что «когда папа строг с тобой или ругает тебя, при этом так проявляется любовь папы к тебе, и твой папа самый лучший». Так она помогает сыну принять отца. И так родители вместе, как пара, помогают друг другу взращивать у ребенка авторитет к противоположному. И тогда ребенок может это принять, с любовью, благодарностью, и тогда он наполняется сам и становится целостным, целостной личностью.

Не важно, полная семья или нет, важно то, как родители относятся друг к другу. Если ребенок, например дочка, слышит от мамы, что «это наша ответственность, тебе не нужно её брать на себя» и «твой папа очень хороший», и при этом мама позволяет дочке встречаться с отцом, она таким образом воспитывает к девочке чувство уважения к отцу, и, соответственно, у дочери будет уважительное отношение у мужчинам. Такая женщина будет привлекать в свою жизнь разумных, ответственных, настоящих мужчин.

Но если девушка переходит в сферу влияния отца и остается в сфере его влияния, а потом переходит в жизнь и не может найти подобного отцу мужчину, то тогда она входит в разные сложные сферы. Чаще всего такие женщины становятся или любовницами, или попадают в сложные отношения с мужчинами.

Что же делать детям, которые понимают, что недостаточно наполнились мужским или женским принципом?

Никогда не поздно прожить счастливое детство. Есть прием, и этот прием используется во всех традициях, но в ведической традиции особенно.
Проснувшись утром, не нужно спешить и по привычке бежать чистить зубы. Нужно осознанно остановиться и осознанно принести поклоны матери и отцу, представляя их образ вместе. И попросить у них благословления на сегодняшний день. И вечером, когда вы ложитесь спать, нужно сделать такое же движение в сторону родителей. И тогда, проникнувшись уважением к родителям, вы сможете взять от них и мужское, и женское и наполниться этим. В ведической традиции родители, когда принимали поклоны от детей, не принимали это в свой адрес, они понимали, что являются проводниками и ребенок не есть их собственность. Они передавали это детское уважение дальше своим родителям, и так по цепочке передавалась благодарность к Высшему Источнику.

Как быть маме, если у ребенка неродной отец?

Отчим действительно играет важную роль в жизни ребенка. Но важно понять и принять, что он второй, а папа первый. И отцу нужно дать место в своем сердце, благодарить, что он дал ребенку жизнь. Несмотря на то, что он ушел, сын или дочь всегда будут связаны с ним. С ребенком просто нужно поговорить об этом. Можно повесить изображение отца, и не должно быть настроения скорби. Лучше культивировать радость и объяснить, что «мы, родители, так любили друг друга, что в результате родилась или родился ты. Но так получилось, что судьба забрала у нас папу, а отчим сыграл важную роль в твоей жизни, как твой второй папа. И при этом у тебя может быть чуть-чуть больше любви к первому папе. У тебя есть на это право».

Что делать, если мужа нет, не хватает мужского?

Женщина рождена от отца и матери, и соответственно, в женщине тоже есть что-то мужское. Поэтому если женщина растит сына одна, то она помимо материнской любви и ласки может выставлять границы для сына. Мама не должна наказывать сына. Скорее, когда вы хотите наказать, лучше занять женскую позицию и сказать: «Мне тяжело, пожалуйста, помоги мне». Когда мама включает женскую позицию, в мальчике тут же включится лидерское мужское. Но когда женщина начинает орать, долбить и кричать на сына, она подавляет мужское в сыне.

Даже если женщина растит мальчика одна и отца рядом нет или он умер, то отец все равно есть. Отец у ребенка есть, и у них есть связь. Об отце можно рассказывать, можно вместе смотреть фотографии. Можно также найти вместе с сыном, выбрать какие-то мероприятия, где есть мужчины, где есть хороший тренер, например, по футболу или плаванию. Тренеру можно сказать: «У ребенка нет отца, но так как Вы хороший тренер, хороший специалист, не могли бы Вы хотя бы чуть-чуть давать ребенку мужского внимания? Я нуждаюсь в этом».

Когда женщина говорит «я нуждаюсь», никакой мужчина не откажется. Но когда женщина требует, то мужчина всегда ответит отказом.
Важно также знать, что мальчика до 5–6 лет воспитывают, как царя, но потом его переводят в следующий возрастной период жизни, который называют «период слуги». Это период, когда он должен стать слугой, или учеником, когда он должен взращивать свой характер. Ранее этот переход в сферу мужского осуществлялся таким образом, что сына отдавали на воспитание учителю, и мальчик уходил из дома. Потому что дом – это внутреннее пространство, и это как бы сфера матери.

Если сын остается только в этой сфере, то он не понимает, что происходит, потому что живет на всем готовом: мама готовит, папа все обеспечивает, и он даже не понимает, где пространство для его ответственности. Когда он переходил в семью учителя, то там начинал выполнять какие-либо обязанности. Например, он должен был сам, просыпаясь, протирать пол в своей комнате, или сам идти за дровами, приносить хворост для того, чтобы положить в печку, или сам стирать себе одежду.

То есть там давали маленькие виды ответственности, которые за ним закреплялись. И постепенно мальчик воспитывал в себе качества характера, и так взращивалась природа настоящего мужчины. А природа настоящего мужчины в том, что это абсолютно независимый принцип. Мужчина не зависит от внешних обстоятельств: если есть еда вкусная – хорошо, нет – возьму и сам приготовлю, если есть готовые поглаженные брюки – хорошо, нет – я сам их поглажу. То есть природу настоящего мужчины можно выразить в фразе «Я ни от кого ничего не требую».

И развитие мужского принципа происходит также благодаря тому, что развивается сильный разум. А разум – это способность делать выводы. Интересно, что в ведической культуре описывается, что есть 7 матерей, и каждой из матерей нужно оказывать почтение, и есть много отцов. Счастье в одной отдельно взятой семье – это скорее фантастика, особенно в наш век. Семья – это более широкое понятие, не просто физическое, но скорее духовное, понятие духовного единения друг друга, когда есть некая традиция и есть родовая связь.

Считается, что нашей мамой является жена нашего Учителя. Жена царя, который управляет государством, и жена священника тоже являются матерями. Женщина, которая была нашей кормилицей, если мама не могла кормить грудью или что-то произошло, тоже является нашей мамой. Корова является нашей мамой, потому что она дает нам молоко, и благодаря тому, что есть корова, есть удобрения и земля дает нам пищу.

Также есть отец, который дал физическое рождение, и есть отец, который стал духовным учителем и дает духовное знание. Есть бык, он считается отцом, потому что благодаря быку пашется земля и она становится плодородной, и т.д. Это культура. Когда наше сознание становится шире, когда мы так видим мир, мы чувствуем больше защищенности, чувствуем связь со многими и со всей Вселенной. И тогда легче жить. И тогда мы становимся более счастливыми.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Ушинский К. Д.

В наше время в педагогике общепринятым является тезис о том, что результативным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. Такие как В.А. Караковский, Л.Н. Новикова и Н.Л. Селиванова считают, что это понятие становится более распространённым, и в ближайшее время станет ключевым в нашей педагогике.

В.А. Караковский полагал, что школа представляет собой целый социальный организм, имеющий собственную логику и развитие. В этом «организме» происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

А.С. Макаренко утверждал, что в одиночку педагог, даже самый талантливый не может участвовать в организации учебно-воспитательного процесса. Должна быть организованная система, состоящая из коллектива единомышленников, которые создают эту систему и развивают ее.

Воспитательная система, которая была в свое время «запущена», стала ежедневно и ежечасно порождать в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание. Абсолютно, педагогическая деятельность воспитателя очень важна, но она не единственная.

Сделаем акцент на подростковом возрасте. Именно в этот период человек-подросток обретает способы грамотной адаптации во взрослом мире. Также в этот период формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет определять его жизненную позицию в будущем. Молодое поколение не имеет необходимых знаний понимать проблемы общества, не имеет психологической готовности, чтобы участвовать в них.

Большие запросы жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые педагогические подходы, чтобы соответствовать этим запросам. Воспитание подростка - это задача комплексная. В нее входят все сферы жизни ребенка.

Работая воспитателем с детьми подросткового возраста, а также являясь мамой двух детей данного возраста, была заинтересована в дальнейшем изучении проблемы воспитания детей подростков.

А чем же статья?

  • Во-первых, эта статья о воспитании, обеспечивающее личностный рост ребенка.
  • Во-вторых, это статья о воспитании и сотрудничестве педагогов и детей в сфере их совместного бытия, как школьного, так и вне школьного.
  • В-третьих, это статья о системном подходе к каждому ребенку.

Что же такое воспитание?

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него системы ценностей которые приняты в обществе. Воспитание можно поставить наравне с обучаемым процессом. Только в отличие от обучения воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношение к миру, к людям, к обществу, в конце концов, к самому себе. Результат обучения - это знания, умения и навыки.

Воспитание, так или иначе, включает в себя элементы обучения.

Прежде чем требовать от ребенка усвоения норм поведения, педагог или родитель рассказывает ему об этих нормах и о необходимости придерживаться их, то есть передает ребенку знания об этих нормах. Потом следит за ребенком как он соблюдает эти нормы, время от времени напоминает о них. Нужно подавать пример собственным поведением, тем самым помогать выработать ребенком навыки поведения.

В качестве воспитуемого все время выступает ребенок, хотя воспитательный процесс осуществляется непрерывно, в течении всей жизни. Сенека Луций Анней еще в 4 в.до н.э. сказал «Век живи - век учись».

Воспитательный процесс затрагивает личностное развитие не только самого воспитанника, но и воспитателя, который обнаруживает и постепенно развивает у себя качества, необходимые для успешного осуществления воспитательного процесса. Можно сказать по другому, что родители чему-то обучаются у своих детей, а учителя чему - то учатся у своих учеников. Различные педагогические ситуации заставляют меняться и развиваться не только ребенка, но и воспитателя. Воспитывая своих детей, мы воспитываем самого себя.

Воспитание подростков в наше время является проблемой более чем актуальной. Это проблема, как для родителей, так и для педагогов. Подростки в таком возрасте стараются самовоспитаться без помощи взрослых. Из опыта своей работы можно сделать вывод, что подросток способен продолжать заниматься самовоспитанием, хотя далеко не все делают это сознательно и целенаправленно.

В процессе воспитания подростков можно выделить следующие этапы:

  • развитие у детей потребности в формировании того или иного качества;
  • усвоение детьми знаниями о личностных качествах;
  • воспитание умений, навыков и привычек поведения.

Эти этапы можно реализовать с помощью включение детей в различные формы и виды активной деятельности. На каждом этапе стоят различные задачи. И чтобы реализовать эти задачи, педагог организует какое-либо дело и прикладывает как можно больше усилий для включения в него воспитанников. Включив детей в их собственную деятельность, воспитатель может добиться благополучного решения этих задач, которые стоят перед ним.

И обучение осуществляется в различных социальных системах: в семье, в детских общественных, культурных, спортивных организациях. Например в семье детям надо дать возможность помочь родителям и не надо их отталкивать, если они сами вызываются на помощь. Неважно папе ребенок хочет помочь или маме.

Воспитание - это процесс целенаправленный.

Главные задачи воспитания - формирование и развитие ребенка как личность, владеющей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе.

Процессом воспитания является многофакторность. При его осуществлении этого процесса нужно учитывать и применять огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается различному влиянию и при этом накапливается не только положительный, но и отрицательный опыт.

В воспитательном процессе непозволительна противопоставление воспитателя с воспитанниками. Педагог должен бороться не с плохими качествами ребенка, которые у него есть, а за хорошие качества, которые у него будут.

Также непозволительно делать акцент на промахи и недостатки. Их надо поддерживать в любом случаи, необходимо выявлять положительные стороны, тем самым развивать ощущение успехов.

Личностные качества ребенка выражаются, прежде всего, в его общении и взаимодействии с окружающими людьми. Общение со сверстниками занимает равноправные позиции и тем самым подросток вырабатывает свой стиль поведения, формирует его.

Также личностные качества воспитываются в различных деятельностях. Деятельность может быть различной:

  • игровая деятельность включает ребенка в культуру его самореализации, приобретение им коммуникативных навыков (игры, соревнования);
  • творческая деятельность помогает воспитывать в ребенке способность к созданию чего - то нового;
  • трудовая деятельность включает совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражается и обогащается;
  • самоуправленческая деятельность включает в себя совместную деятельность ребенка с другими детьми и при этом создаются благоприятные возможности для личностного самоопределения.

В заключении можно сделать вывод, что воспитание детей - ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили.

Не стоит пренебрегать использованием различной деятельности в обучении и воспитании подростков. Деятельность должна постоянно меняться. Различная деятельность формирует положительную атмосферу, и благоприятно влияет на физическое и психологическое состояние подростков.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья - группа лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.

Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Система , строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

статья по воспитанию

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Сотпа Байлак Багай-ооловна - социальный педагог

МБОУ СОШ №3 г.Кызыла

Республика Тыва

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья - группа лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.

Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Система межличностных отношений в семье , строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

Литература

  1. Лобачева Е.К., Ярёменко Е.О. Родительские собрания 1-4 классы. – Москва, 2008г.
  2. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – Москва, 1980г.
  3. Тимофеева М.В. Клуб «Молодая семья» для родителей. Дошкольная педагогика 2008г. №2.

Каждая мамочка мечтает вырастить здорового и разносторонне развитого ребенка. С экранов телевизоров постоянно говорят о различных методиках развития, каждый педиатр настаивает на своей точке зрения, а между тем каждый ребенок индивидуален, и только родители могут точно понять в чем он нуждается.

Однако, чтобы сделать правильный выбор, нужно знать основы развития детей в разном возрасте. Именно для этого мы и создали данный раздел. Здесь мы соберем самые разные статьи, которые предоставят вам разнообразные взгляды на методы воспитания малышей. Вы узнаете в каком возрасте на что стоит обращать внимание, как сделать обучение интересным и увлекательным, что принесет максимальную пользу.

Не секрет, что до года карапуз развивается очень быстрыми темпами, именно в это время врачи донимают родителями вопросами о том, что малыш уже умеет. Вот и мамы хотят знать, что должен освоить ребенок в 5, 6 или 7 месяцев, как помочь ему познать мир вокруг себя. Подобную информацию можно найти в статье "Развитие малышей до года".

Переходя первый серьезный рубеж в один год дети начинают активно изучать то, что их окружает. Им предстоит узнать о множестве вещей, научиться различать цвета, начать говорит некоторые слова, понимать, о чем их просит мама или папа. После года малыш уже может позаниматься увлекательной игрой в одиночестве, пособирать кубики или порисовать пальчиковыми красками. Чем ещё занять малыша, чтобы время для него прошло с пользой? Об этом можно узнать в статье "Развитие детей с помощью игр".

Чем взрослее становится ребенок, тем больше ответственности в его развитии лежит на родителях. К трем годам малыша нужно подготовить к садику, а это задача не из легких. Как же приучить его к самостоятельности, развить у него навыки первоначального ухода за собой? И это еще не все вопросы. Дети должны развиваться не только интеллектуально, но и физически. Какую гимнастику стоит делать, нужен ли массаж, какой вид спорта выбрать для ребенка? Всё это не теряет своей актуальности на протяжении всего взросления.

На все эти вопросы ответы найдутся в статьях о развитии детей. Мы не выбираем определенное направление, а предоставляем вам различные варианты, методики. Ознакомьтесь с большим количеством материала и решите, что подходит именно для вашего ребенка. Мы уверены, что вы сможете почерпнуть множество полезных советов, которые помогут сделать вашу кроху любознательной и разносторонней. Раздел "Статьи о развитии и воспитании детей" будет постоянно дополняться, очень скоро вы сможете также узнать о том, что необходимо малышу для игр, а какие развлечения подойдут для совместного досуга, чем заняться зимой и летом. Очень важно знать, как помочь ребенку в тяжелое для него время перехода к школьному возрасту. Мы и об этом вам расскажем. Сайт «Киндби» надеется стать для вас палочкой - выручалочкой в вопросе интеллектуального, физического и личностного развития ребенка.

Многие родители опасаются момента, когда их ребенок достигнет подросткового возраста. Они панически боятся, что милый и послушный малыш вдруг станет несговорчивым подростком, протестующим тинэйджером, который не доверяет родителям и целыми днями пропадает на улице. Недаром подростковый возраст часто называют «трудным». На самом деле, родители могут не опасаться неуправляемости подростков. Достаточно понимать особенности психического и социального развития ребенка и...

Воспитание детей от года до трех лет

Если воспитание детей до года складывается в основном из обеспечения их безопасности и сохранения здоровья, то в раннем возрасте первостепенным становится развитие. Малыш быстрыми темпами накапливает новый опыт, а родители склонны больше рисковать: позволяют ребенку пробовать что-то новое, познавая мир, «выводят в свет», поддерживают первые проявления его самостоятельности. Что переживает малыш от года до трех лет Начало раннего детства знаменуется кризисом одного...

Гиперопека

Когда родители на вопрос о типе воспитания ребенка в семье говорят, что много любви не бывает, следует насторожиться и прояснить, что они подразумевают под таким всеобъемлющим чувством. Нередко под ним скрывается гиперпротекция (“сверх” опека), в результате которой детско-родительские отношения наполнены не только заботой, но и откровенным покровительством во всем и всегда, а также контролем настолько, что назвать это настоящей любовью будет неверным. В отношении к...

Роль отца в воспитании ребенка

Родители – самые значимые люди для ребенка с момента рождения и до подросткового возраста. Помимо ухода за ребенком и обеспечения его всем необходимым для жизни, именно мать и отец ответственны за полоролевую социализацию малыша и его половое воспитание. Оба родителя формируют у ребенка представление об образах мужчины и женщины, а также о социальных ролях отца и матери, мужа и жены. Поэтому для гармоничного воспитания детей необходимы и мать, и отец или, по крайней мере, лица, ...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Один из самых ответственных для родителей периодов в воспитании детей – с начала жизни ребенка до момента, когда ребенок идет в школу. Маленькие дети впитывают в себя как губки то, что взрослые хотят им дать, а также – то, что родители осознанно не хотели бы внушать малышу, но случайно демонстрируют – примером, или вырвавшимся необдуманным словом. А в это время, на осознанных или не очень сознательных примерах и словах взрослых формируется личность ребенка. Закладываются...

О наказании детей

Каждый родитель рано или поздно задумывается о необходимости, допустимости и способах наказания детей. Некоторые мамы и папы считают, что ребенка следует наказывать только в исключительных случаях. При этом они не допускают даже мысли о физическом наказании. Другие уверены, что физические меры воздействия являются единственным способом управления поведением ребенка. Какая из этих точек зрения верна? Попробуем разобраться. Во-первых, родители должны понимать, что система...

Как воспитать ребенка лидером

Эту задачу ставят перед собой многие родители. Естественно, из лучших побуждений. Желание видеть сына или дочь успешными, обеспеченными, легко справляющимися с жизнью – нормальная мечта любящих матери и отца. А в нашем современном обществе бытует такой «культ лидерства». Считается, что добиться чего-то в жизни может лишь тот, кто обладает выраженными лидерскими качествами. Многие родители заботятся о том, как воспитать ребенка лидером. Спрос рождает предложение – ...

Воспитание сына

Если в вашей семье родился мальчик, вы, конечно, хотите, чтобы он вырос счастливым и успешным человеком и уверенным в себе мужчиной. Чтобы достичь этой цели, недостаточно обеспечить уход за ребенком, важно следовать определенным правилам в его воспитании. Несмотря на наличие общих рекомендаций по воспитанию детей, к девочкам и мальчикам во многом требуется различный подход. Начинать воспитание сына следует с рождения, ведь в любом возрасте ребенку необходимо особое внимание. В этой статье мы...

Воспитание ребенка трех лет

Воспитание детей – сложный и ответственный процесс. Задача родителей, с одной стороны, скорректировать поведение ребенка, с другой – дать маленькому человеку возможность развиваться, учитывая психологию детей, особенности характера и темперамента каждого ребенка. Например, активный жизнерадостный малыш легко воспримет проявления строгости, а ранимый и тревожный ребенок станет от этого еще более нерешительным. Маленькие дети учатся у взрослых, поэтому в семье, где царит атмосфера...

Развитие ребенка семи лет

7 лет – это своеобразный «водораздел» между миром детства и взрослости. Ребенок попадает в абсолютно новую социальную ситуацию развития – учебную среду и приобретает свой первый статус – школьника. Поэтому и протекание кризиса 7 лет у детей связано с их психологической готовностью к этим переменам и принятию новой взрослой роли, дающей определенные преимущества, но и требующей исключительной самостоятельности и ответственности за свои...

Психология воспитания детей

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок обладал позитивными психическими качествами. Мамы и папы мечтают, чтобы у ребенка была хорошая память, способности к учебе, сильная воля, личностная зрелость. Чтобы реализовать эти мечты, родителям необходимо иметь базовые представления о психике ребенка. Она состоит из двух сфер - познавательной (когнитивной) и личностной (эмоционально-волевой). Познавательная сфера развивается в результате обучения в семье, детском саду, школе, на рабочем...

Воспитание ребенка дошкольного возраста

Родители дошколят часто обращаются к специалистам по детской психологии с вопросами о том, как правильно воспитывать своего ребёнка. Дошкольный возраст начинается примерно в 3 года, когда ребёнок начинает осознавать себя членом общества, и длится до начала школьного образования – до 6-7 лет. Важность гармоничного воспитания ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить, ведь именно в этот период активно формируется мировоззрение малыша, происходит становление его характера. В этой...

Половое воспитание

Родители, желающие, чтобы их ребенок вырос счастливым и успешным, с самого рождения крохи начинают задумываться над правильным воспитанием. Важно научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром, открыто выражать свои чувства, активно познавать новое, достигать своих целей и многому другому, без чего невозможно гармоничное развитие личности. Неотъемлемой составляющей полноценного развития ребенка является его половое воспитание, цель которого – сформировать адекватное отношение к...

Развитие личности ребенка

Личность, по определению, это набор индивидуальных психологических характеристик, особенностей характера и темперамента, мировоззрения и поведения. Формирование личности – непрерывный процесс, который начинается с рождения ребенка и обычно заканчивается к завершению подросткового периода. В этой статье мы поговорим о возрастных этапах развития личности ребенка и об особенностях каждого из них. Раннее детство – от рождения до 3 лет Новорожденный младенец уже...