Специфика работы с детьми девиантного поведения. Особенности работы с подростками с девиантным поведением

Современное состояние проблемы девиантного поведения. Понятие «трудновоспитуемости». Типы девиаций. Классификация поведенческих девиаций по Ю.А. Клейбергу. Понятие «девиантного поведения» в различных науках. Его соотношение с нормой. Подростковый возраст как сензитивный для возникновения девиаций. Основные концепции девиаций.

Основные причины и психологические теории возникновения нарушений в поведении.

Биологические причины девиантного поведения. Причины специального и психологического характера. Ошибки семейного воспитания. Типология неблагополучных семей. Причины, связанные с возрастными кризисами. Психодиагностическая модель возникновения нарушений в поведении (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни). Фрустрационная модель. Аффективно-динамическая модель (И.А. Фурманов). Поведенческая модель.

Суицидальное поведение, его механизмы и особенности.

Понятие «самоубийство». Анализ понятий: «суицидальные покушения», «суицидальные попытки», «суицидальные проявления». Классификация суицидальных проявлений (В.А. Тихоненко). Основные концепции суицидального поведения. Причины самоубийств. Факторы суицидального поведения. Клинические аспекты суицидологии. Психологическая диагностика суицидального риска. Факторы профилактики подростковой суицидности. Этапы профилактики суицидального поведения по В.Т. Кондратенко. Особенности психопрофилактической и психокоррекционной работы с суицидентами. Принципы коррекции.

Психологические проблемы наркозависимости и алкоголизма.

Симптомы наркомании. Классификация веществ, вызывающих наркозависимость. Этиология наркотической зависимости. Профилактика и коррекция наркозависимости. Понятие «алкоголизма». Предпосылки, стимулирующие рост употребления алкоголя. Действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма в детском, подростковом и юношеском возрастах. Профилактическая работа с подростками, склонными к употреблению алкоголя.

Проблема созависимости. Характеристики созависимости. Критерии оценки созависимости. Сравнительная характеристика проявлений зависимости и созависимости. Преодоление созависимости.

Виды девиантного поведения.

Проституция. Формы девиантного сексуального поведения. Бродяжничество. Правонарушения. Агрессивное поведение. Особенности криминальных групп несовершеннолетних. Криминальная субкультура. Татуировки в криминальной среде несовершеннолетних. Особенности профилактики детей с различными видами девиантного поведения.

Профилактика и коррекция девиантного поведения.

Цели и принципы поведенческой коррекции. Стимулирование позитивной мотивации. Методы формирования позитивного поведения. Формы работы с родителями по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей.

Особенности работы школы по профилактике и коррекции девиантного поведения (классный руководитель, социальный педагог, педагогический психолог, школьный врач). Критерии эффективности деятельности школы по профилактике отклоняющегося от нормы поведения. Особенности психологического консультирования девиантных подростков.

Осложнение социально-экономических условий, повсеместное распространение средств массовой информации и большое их влияние, в том числе в распространении ценностей, которые противоречат общественным нормам - всё это влияет на усиление девиации среди подростков. Основная задача образовательной сферы - дать ребёнку те инструменты, которые помогут ему адаптироваться в обществе, принять его правила и нормы. В первую очередь это

Особенности работы с детьми девиантного поведения

Многим педагогам в своей практике приходится сталкиваться с детьми с девиантными поведением. К таким детям относят тех, кто отклоняется от нормы: в рамках нарушений морали, нравственности, культурных стереотипов, закона, психического здоровья. Часто в этих случаях стандартные педагогические подходы не работают и нужны другие.

Во многом может помочь среда - школа, семья, круг знакомых. Важно отследить изменения, которые происходят в поведении ребенка, в его увлечениях и представлениях о жизни. Особенно часто девиантное поведение проявляется в подростковом возрасте, так как происходит перестройка организма в целом, изменения в психической и эмоциональной сферах. При этом большое значение имеют различные факторы, влияющие на социальный интеллект подростку.

Замечание 1

Психотерапевт М.И. Буянов отмечал, что несмотря на проблемы, которые приносит подростковый возраст семье и школе, он может иметь позитивный результат: инфантильные дети становятся более зрелыми, неуравновешенные - более спокойными.

Возможные причины девиантного поведения

Причинами девинатного поведения детей в рамках существующей общественной ситуации может быть много:

  • проблемы в семейнгом воспитании;
  • наличие травмирующих ситуаций;
  • физические или психологические нарушения;
  • темперамент, формирование характера;
  • проблемы в отношениях с коллективном;
  • социальные причины;
  • ошибки педагогов.

Замечание 2

На поведении подростков отражается большая занятность родителей, недостаток любви, изменения в ценностном спектре, отсутствие контроля за детьми, общественная ситуация.

Кроме того, большую роль играет низкое уважение ребенка к самому себе. Он переживает, что не соответствует требования общества, и стремиться найти место в жизни, где он сможет выработать другие. В том числе за счет примыкания к различным группам и антиобщественным движениям.

Педагогическая коррекция девиантного поведения

Большинство подростков с девиантным поведением относятся к обучению равнодушно, у них ослаблена мотивация и есть повышенный уровень конфликтности. В рамках работы с такими детьми важна личность педагога, который может провести диагностику их возможностей, повысить интерес к учебе и помочь развить эмоционально-целевую сферу.

Замечание 3

Особенно важна для проблемных подростков систематичность и последовательность в отработке различных умений.

Важно давать подходящие задания, подбирать дополнительный материал. Также нужно оперативно ликвидировать отставание и устранять его причины. Решения педагог принимает в зависимости от той проблемы, которая перед ним стоит. Он может проводить различные виды мероприятий, организовать индивидуальные консультации с психологами и психиатрами, вовлекать детей в активную школьную деятельность через кружки и секции.

Также важно:

  • создавать портфолио личных достижений ученика;
  • учитывать посещаемость и успеваемость детей;
  • вовлекать родителей
  • отслеживать как складывается дальнейшая судьба детей.

В первую очередь, имеет значение индивидуальный подход к каждому ребёнку и умение, а главное желание разобраться в тех проблемах, которые у него есть. Не менее ценно уважение к его особенностях и понимание той среды, в которой он растёт.

Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе. Хотя известный психотерапевт М.И.Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции, но оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных - более зрелыми, невыдержанных - более уравновешенными, глупых - более умными.

Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.

Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.

В МОУ СОШ№ 10 г. Россоши специальной организационной формой изучения детей является служба социального педагога и психолога, которая содействует эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и обучении, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося.

Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

  • дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
  • ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
  • нарушения физического или психического здоровья;
  • акцентуация характера, темперамент;
  • проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
  • педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
  • социальные причины.

Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.

К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия.

Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.

Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.

Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".

Выпускники школ вступают в трудовую жизнь с ее жестокими законами. В этих условиях от молодежи требуются резкий рост самостоятельности, умений, способность сохранять оптимистическое самочувствие в периоды неудач. Молодежи необходима педагогическая помощь в профориенации, защита его права на трудоустройство.

Неподготовленность к новым реалиям жизни и обратная связь между интеллектуальным содержанием труда и его оплатой приводят к изменению статуса образования - как общего, таки профессионального. Отсюда слабая мотивация учебного туда, отказ части молодежи от получения образования. Перед родителями и педагогами встает вопрос: каким образом включить детей в рыночные отношения? А тем более, если это подросток с девиантным поведением. Чему и как могут в этом помочь школа и дополнительное образование.

На основании вышесказанного мною, как социальным педагогом, Была разработана программа "Ты не один".

Цель программы: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с проблемными детьми.

Задачи программы:

  • расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся.
  • сформировать у родителей учащихся представления о "проблемном ребенке" и как с ним общаться.
  • помочь детям и подросткам справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации.

План реализации программы "Ты не один" 2008 - 2011 гг.

МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
1. Работа с педагогическим коллективом.

Семинар "Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации".

Сентябрь Психолог

Социальный педагог

2. Подбор литературы по проблеме девиантного поведения. Регулярно в течение года Библиотекарь

Психолог

3. Выступление на заседании педагогического совета: "Нарушение речи - как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение". Октябрь Логопед
4. Сотрудничество с детским психиатром:

Консультирование педагогов;

Индивидуальное консультирование учащихся и их родителей.

Регулярно в течение года Психолог

Социальный педагог

5. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания "проблемных детей". Раз в четверть Психолог

Социальный педагог

Зам. директора по учебной части

6. Анкетирование педагогов:

"Как помочь ребенку справиться с проблемами?".

"Пожелания, замечания, предложения по работе с "особенными" детьми"

Ноябрь Социальный педагог
7. Сотрудничество с организациями дополнительного образования: ДДЮ, спортивной школой олимпийского резерва, центром трудовой адаптации, станцией юных техников и натуралистов, с центром занятости населения по поводу организации досуга учащихся. Регулярно в течение года Классные руководители
1. Работа с родителями учащихся

Анкетирование родителей:

  1. "Мой ребенок. Его особенности".
  2. "Прошу помочь".
  3. "Что нового я узнал(а) о своем ребенке?"
Сентябрь Социальный педагог

Классные руководители

2. Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам. Регулярно в течение года Социальный педагог

Психолог

3. Родительские собрания:

"Гиперактивные дети".

"Межличностные отношения в разных возрастных группах".

"Мы вместе".

Октябрь Психолог

Зам. директора по воспитательной работе

Социальный педагог

4. Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия. Регулярно в течение года Классные руководители
5. Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации "проблемных" детей. Июнь Классные руководители

Зам. директора по воспитательной работе

1. Работа с учащимися.

Создание банка данных "Особенные дети".

Сентябрь Социальный педагог
2. Разработка индивидуального и группового исследования личности:

Самооценка;

Особенности темперамента и характера;

Сентябрь Психолог

Социальный педагог

3. Индивидуальные коррекционные занятия с психологом. Регулярно в течение года Психолог
4. Индивидуальные занятия с логопедом. Регулярно в течение года Логопед
5. Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении. Регулярно в течение года Социальный педагог

Классные руководители

6. Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся. Регулярно в течение года Социальный педагог

Классные руководители

7. Учет посещаемости и успеваемости "особенных" детей. Регулярно в течение года Классные руководители

Социальный педагог

8. Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению. Социальный педагог

Психолог

9. Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения. Регулярно в течение года Социальный педагог
10. Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении. Социальный педагог

Классные руководители

Работая по данной проблеме, я знакомлюсь с опытом других педагогов, глубоко вникаю в вопросы детской психологии и психиатрии. Общаюсь с родителями и детьми по разным проблемным вопросам. И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

  • прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
  • определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
  • необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
  • признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
  • владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
  • быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества обуславливают возрастание межличностных конфликтов .

Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением , к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания , алкоголизм и т.д.)

Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Я. Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений».

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.


Главная задача всех участников воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе - это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирования, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями. Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель будет иметь возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.

На основании собеседования с классными руководителями зам. директора по воспитательной работе, проанализировав и обобщив данные о семьях, составляет «Социальный паспорт школы». Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся.

Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка. К этой работе подключается школьный психолог, одним из основных направлений работы которого является психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

В своем плане работы классные руководители планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено - это один из тех этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.

В течение I четверти классными руководителями пятых и десятых классов осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Заместителем директора по ВР проводится собеседование между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы. Это собеседование проходит согласно плана работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее.

Цель такого собеседования: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают психологическая и другие службы школы. По результатам работы по преемственности проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в нашей школе таких семей - 0,6%, а детей девиантного поведения - 5,5%.

1. Не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки);

2. Не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

3. Не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Эффективность социально-педагогической работы зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социальных работников, педагогов, психологов, психиатров, наркологов, работников правоохранительных органов, юристов и др. Желательно также, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом.

Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Существует афоризм: «Человек - творец своего счастья».

1. В рамках работы родительского университета организован цикл лекций для родителей испытывающих затруднения в воспитании своих детей.

2. В рамках операции «Подросток», проходящей ежегодно, организован цикл лекций для трудновоспитуемых детей и детей с отклонениями в поведении с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей прокуратуры, милиции и здравоохранения.

3. Ведется картотека на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.

4. Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.

5. Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях, к общественно-полезному труду. Ведь только труд дает возможность осознавать себя полезным этому обществу.

6. Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, посещая ярмарки вакансий и при индивидуальных беседах с учащимися и их родителями.

7. Таким учащимся предоставляется бесплатное питание.

8. С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации, для развития кругозора учащихся организовываем для них экскурсии на работающие предприятия республики, по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения профтехобразования.

Зам. директора по ВР по окончании каждой четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе этого собеседования проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируя планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности на следующий учебный год.

Проводя таким образом организованную работу систематически и последовательно, администрация школы, психолого-педагогическая служба имеют достоверную и полную информацию о контингенте учащихся. На основании сведений о таких учащихся строим планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников. Основной движущей силой в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями.

Задача зам. директора - вовремя подключить к индивидуальной или групповой работе психолога школы и социального педагога. Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие одарённости человека.

2. Специфика работы с одарёнными детьми.

4. Особенности работы с детьми с особыми осложнениями.

Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии. Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоционально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т.д.), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе). Отклонения могут быть обусловлены негативным влиянием референтной подростковой группы или значимого взрослого.

Формы девиантного поведения подростков многообразны. Школьный психолог может столкнуться с временными и постоянными формами девиантного поведения (по критерию длительности девиаций), с устойчивыми и неустойчивыми формами (по критерию моно или полифеноменологичности форм), девиации могут быть осознаваемые и неосознаваемые (по критерию осознанности), структурированные и неструктурированные (по критерию организованности), стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих).

В любом случае, вне зависимости от формы проявления девиантного поведения налицо нарушение взаимодействия подростка с реальностью. Ребенок в силу несформированности поведенческих актов может применять неконструктивные способы взаимодействия с окружающей действительностью, такие как противодействие реальности, болезненное противостояние, уход от реальности, который может быть расценен как проявление слабости подростка и игнорирование окружающей действительности. Наиболее конструктивным видом взаимодействия подростка с реальностью является приспособление, что указывает на развитость адаптивной системы подростка.

Это важно понимать школьному психологу для построения корректирующих программ, которые должны быть направлены на преодоление негативного поведения путем определения оптимальных форм взаимодействия с окружающей действительностью. Для этого психолог может использовать модельные ситуации, тренинговые упражнения, направленные на поиск альтернатив девиантному поведению, а также упражнения, ведущие к расширению возможностей в социальной жизни в связи с отходом от девиантного поведения.


Второй путь построения коррекционных программ ориентирован на осознание ребенком своих и чужих эмоций, формирования чувства эмпатии у девиантного подростка. Порой у подростка настолько беден эмоциональный мир, что он не способен понять какую боль он причиняет окружающим своим поведением. Он уверен, что весь окружающий мир так же эмоционально скуден, как и его.

Особо пристального внимания со стороны психолога заслуживает семья девиантного подростка, это могут быть не обязательно семьи наркоманов и алкоголиков, в последнее время отмечен рост отклоняющегося поведения среди детей состоятельных родителей. Позиция вседозволенности, философия вещизма, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.

Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение может закрепиться в поведенческом репертуаре подростка. Следовательно очень важна как можно более ранняя диагностика девиантного поведения.

Метод наблюдения за ребенком является самым приемлемым для диагностики отклоняющегося от нормы поведения. Наиболее эффективно наблюдение экспертами (учителями, кружководами, тренерами, социальными педагогами, психологом) за поведением ребенка и фиксацией результатов наблюдений в специально подготовленной психологом карте наблюдений за подростком (по типу карты наблюдений Стотта).

Как правило, дети с девиантным поведением не очень охотно отзываются на предложение заполнять обширные опросники, поэтому можно предложить такому ребенку проективные методики: пиктограммы, фрустрационный тест Розенцвейга, «розовый куст», «кактус», «несуществующее животное» и др.

Психологу стоит обратить внимание на ряд психогимнастических и тренинговых упражнений, которые могут нести в себе диагностическую функцию. Попросите ребенка обвести свою кисть и в каждом пальчике разноцветными карандашами написать свои качества «Какой я?». Можете вырезать фигурку человечка и попросить подростка разноцветными карандашами закрасить те части фигурки, в которых живут различные эмоции подростка: гнев, печаль, тревога и т.д. Проанализируйте, какие эмоции наиболее актуальны для ребенка в настоящее время, такие упражнения могут стать хорошей прелюдией для откровенного разговора с подростком.

В арсенале каждого школьного психолога наверняка есть множество таких упражнений.

Наиболее информативной методикой диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков и старшеклассников является тест, разработанный Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие».

Для понимания этого теста определимся с некоторыми понятиями, использующимися в психологии девиантного поведения. Девиантное поведение включает в себя такие формы поведения, как делинквентное и аддиктивное.

Делинквентное поведение – «отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние» (В.Д.Менделевич)

Аддиктивное поведение - « это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций» (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских)

27. Характеристика делинквентного поведения. Направления работы психолога с деликвентными школьниками.

Делинквентное поведение – термин, образованный от латинского слова delictum, что в переводе обозначает «проступок». Это и диктует смысл понятия: такое поведение характеризуется асоциальной, противоправной направленностью, что проявляется в действиях или в бездействии и неизменно наносит вред отдельным людям и обществу.

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами -- законами, нормативными акта ми, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства -- общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, места ми лишения свободы.

в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью иобществом -- между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

делинквентное поведение - одна из наиболее сложных разновидностей девиантного поведения, так как оно угрожает социальному порядку и благополучию людей.

тенденции в формировании делинквентного по ведения.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация.

Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер.

В младшем школьном возрасте (6 -- 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12 -- 17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство -- у мальчиков, кражи и проституция -- у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы -- торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев.

Таким образом, можно отметить, что на формирование делинквентного поведения влияют как педагогическая запущенность, невоспитанность, так и психические аномалии: ренидность, неадекватность реакций. И при изучении делинквентной личности важно знать, какой фактор лежит в основе противоправного поведения.

Работа с несовершеннолетними детьми, склонных совершать хулиганские проступки, в основном ложиться на плечи психолога, который проводит психологическое исследование данной проблемы и социального педагога, который информирует о социальных нормах поведения, так как несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода.

Такие ученики ставятся на внутришкольный учет. На них заводится социально-педагогическая карта сопровождения,

Если обучающийся совершает противоправное действие, то на него заводится личное дело.

Для решения данного вида деятельности основными функциями СПС является работа с педагогами и непедагогическими работниками школы по информированию и обучению и выработке стиля поведения с данной категорией детей.

Одной из форм работы психолога по профилактике делинквентного поведения среди школьников является информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений.

Психологическое консультирование осуществляется по трем видам:

1. Индивидуальное психологическое консультирование.

2. Групповое психологическое консультирование (подбор по возрасту, виду делинквентности и однородности изначальной проблемы спровоцировавшей появление данной делинквентности);

3. Семейное психологическое консультирование. Наиболее перспективным для достижения положительного результата является сочетание всех видов.

Перед началом применения психологических мер воздействия к обучающемуся необходимо провести тщательную психологическую диагностику. Важным моментом для понимания сущности делинквенции данного индивида психологу необходимо также выяснить специфику социальной ситуации его развития: структура семьи; социальный статус семьи, взаимоотношения внутри семьи, место данного субъекта в группе сверстников (лидер, отверженный, “козел отпущения” и т.д.).

28. Суицидальное поведение. Направления работы психолога с проявлениям суицидального поведения.

Суицид (самоубийство) - осознанное, намеренное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение включает:
- суицидальные мысли;
- суицидальные приготовления;
- суицидальные попытки;
- суицидальные намерения;
- собственно акт суицида.

Впервые изучением этого явления занимался Э. Дюркгейм (1897 г.). В настоящее время проблемами суицидального поведения занимаются группа учёных под руководством А.Г.Амбрумовой (Москва), Ц.П. Короленко (Новосибирск) и др.

Различают три типа суицидального поведения (по Э. Дюркгейму):
1) «анемическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями;
2) «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей;
3) «эгоистическое», обусловленное конфликтом, в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения.

Э. Дюркгеймом выдвинуто деление суицидальных проявлений на:
- суицидальные тенденции,
- суицидальные попытки,
- завершенные суициды.

В настоящее время существуют две типологические схемы суицидальных актов, применяемые как к внешним, так и к внутренним формам суицидального поведения.

Внешние формы основаны на категории цели:
- истинные суициды;
- демонстративно-шантажные.

Иногда демонстрация оканчивается завершённым суицидом вследствие недостаточного учёта обстоятельств.

Внутренние формы суицидальных актов основаны на категории личностного смысла:
- протест;
- призыв;
- избегание;
- самонаказание;
- отказ.

Основной задачей школьного психолога является профилактика суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях:

снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

формирование компенсаторных механизмов поведения;

формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Известно, что всякая агрессия - внутренняя или внешняя - является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в их разрешении.

29. Причины и факторы аддиктивного поведения школьников.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность) - одна из форм отклоня­ющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ.