Советы детям быть умными. Как сделать своего ребенка умнее

1. Прежде всего, нельзя исключать то, что ребенок обязательно должен расти в любви и заботе, это в принципе обязательное условие при воспитании любого ребенка. Только в такой атмосфере малыш будет чувствовать себя по-настоящему комфортно, а также, что немаловажно, будет счастливым. Только тогда, когда ребенок счастлив, его мозг сможет усиленно работать.

Как вырастить умного ребёнка

Родители также должны принимать участие в играх своего ребенка, тогда он будет понимать, что родителям с ним интересно.

Как вырастить ребёнка успешным

Главное условие для этого — материнская любовь и забота, утверждают американские ученые.

Если мама постоянно недовольна ребенком, не уделяет ему должного внимания, то этим она на генетическом уровне негативно влияет на его умственную деятельность, провоцирует возникновение психических расстройств и нарушений процессов головного мозга. Специалисты исследовали изменения в активности генов, контролирующих нейронные функции и психическое здоровье. Они доказали, что из-за дефицита любви и внимания у ребенка нарушается работа специфического гена, который отвечает за регуляцию эмоций. Такие малыши хуже усваивают новую информацию, имеют расстройства в поведении.

Поэтому специалисты советуют не проявлять диктата по отношению к детям. Даже в раннем возрасте, когда малыши играют, не пытайтесь руководить ими, вмешиваться с собственными комментариями и указаниями. Это плохо влияет на развитие творческих способностей.

Не забывайте интересоваться мнением ребенка. Невнимание к тому, как расценивает ребенок то или иное событие, явление, приводит к инфантильности, неумение принимать самостоятельные решения.

Не стоит прибегать к категорическим запретам, следует сначала выяснить, почему ребенок поступает так или иначе. И только после этого надо объяснить, как ему действовать правильно.

Если хотите воспитать умного ребенка, забудьте о родительском эгоизме. В каждой семье случаются ситуации, когда взрослые хотят отдохнуть, а ребенок мешает своими играми, вопросами, требуя внимания к себе. И часто бывает, что на малыша за это сваливается гнев, вы сердитесь, хотите спокойно смотреть телевизор или обсуждать какие-то дела. Малыш в таких случаях чувствует себя лишним, замыкается в себе. Поэтому важно не поддаваться эмоциям, не жалеть времени на общение со своим чадом.

Развития умственных способностей способствуют и подвижные игры, физические нагрузки, в частности, плавание. Австралийские ученые доказывают, что дети, которые научились плавать до пяти лет, развиваются быстрее. У них лучшие визуально-моторные навыки, они быстрее учатся писать, читать, считать.

С самого рождения малыша его родители мечтают о том, чтобы он вырос умным, а ведь при рождении мозг малыша уже достаточно развит и имеет огромное количество клеток, которые с возрастом развиваются. Однако стоит знать, что для того, чтобы мозг действительно был достаточно развит, его нужно активно тренировать с раннего возраста. После взросления мозг перестает расти и его нужно будет регулярно стимулировать.

Как нужно вести себя родителям, чтобы их ребенок вырос умным?

1. Прежде всего, нельзя исключать то, что ребенок обязательно должен расти в любви и заботе, это в принципе обязательное условие при воспитании любого ребенка.

Как вырастить умного ребенка?

Только в такой атмосфере малыш будет чувствовать себя по-настоящему комфортно, а также, что немаловажно, будет счастливым. Только тогда, когда ребенок счастлив, его мозг сможет усиленно работать.

3. Нельзя запрещать малышу играть, ведь это необходимо для его нормального развития, благодаря играм появляются определенные навыки, которые в дальнейшем помогают ребенку жизни. Когда игры проходят с другими детьми, то это помогает становиться ребенку более коммуникабельным и общительным.

4. Родители также должны принимать участие в играх своего ребенка, тогда он будет понимать, что родителям с ним интересно.

5. С ребенком нужно часто разговаривать. Многие родители думают, что до определенного возраста с ребенком нет необходимости разговаривать, так как он еще ничего не понимает, но это не так. Ребенку общение нужно еще тогда, когда он находится непосредственно в утробе матери.

6. Мозг отлично развивается при занятиях музыкой, поэтому специалисты рекомендуют отдавать своего ребенка на такие занятия.

7. Ребенок должен уметь заниматься серьезными делами, для этого родители должны подавать им правильный пример.

8. Вопреки многим заблуждениям детям можно и даже нужно играть в компьютер, но, конечно, ограниченное количество времени. Развивающие игры на компьютере помогают получить новые навыки и развить мозговую деятельность.

9. Кроме того, могут быть полезны и некоторые детские телепрограммы, которые являются познавательными, поэтому не стоит запрещать их просмотр.

10. Огромное значение имеет и правильное питание, ведь мозг сможет работать полноценно только тогда, когда к нему будет поступать правильное питание.

Таким образом, для того, чтобы воспитать умного ребенка не нужно делать никаких сложных манипуляций, следует просто соблюдать основные правила.

Нимченко Андрей Владимирович: другие произведения.

5 способов сделать умным своего ребенка

Журнал "Самиздат": Вопрос о том, достаются ли нам способности от родителей, в результате воспитания, личных усилилий или "встроены" в нас изначально, открыт до сих пор. В мире регулярно публикуются результаты исследований на эту тему. Порой они доказывают очевидные вещи, а порой — противоречат друг другу. То ли поможет, то ли не повредит… По мнению американского нейрофизиолога Джастина Халберда, способности к точным наукам зависят от строения мозга, то есть имеют физиологическую природу. Ему вторит Пол Томпсон из университета Калифорнии. Опираясь на данные наблюдений за однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами, он утверждает, что развитие зон мозга, которые отвечают за обучаемость и логическое мышление, на 90% обусловлено генетически. Но при этом ученые университетского колледжа в Лондоне сумели доказать, что показатели интеллекта напрямую зависят вовсе не от того, были ли умными мама с папой, а от практики: чем больше тренируешь "серое вещество", тем умнее становишься. Советов родителям, что делать, чтобы ребенок вырос творчески развитым интеллектуалом, еще больше, чем подобных научных исследований. И они столь же противоречивы. К примеру, в США одно время малышей заставляли слушать музыку Моцарта, поскольку ученые обнаружили схожесть ритмики ряда его произведений с тактовой частотой процессов, происходящих в головном мозге. Предполагалось, что музыка будет стимулировать мозговую активность ребятни, но сколько-нибудь достоверных доказательство того, что от прослушивания великого австрийца у детишек развился интеллект, так и не получили. Целый залп методик раннего развития детей педагоги выдали после того, как выяснилось — в возрасте до 3 лет мозг с огромной скоростью продуцирует нейроны и формирует нервные связи (по данным некоторых исследований — до 700 нейронов и до 2 000 000 связей между ними (синапсов) в секунду — прим. авт.). В результате книги на тему "после трех лет учить уже поздно" получили широкую популярность на Западе, да и в России успехом пользовались. Мамаши, увлеченные новейшими методиками, с пеленок учили малышей счету, чтению, иностранным языкам. Однако затем выяснилось, что после 10 лет начинается активное отмирание тех связей, которые мозг не использует. Иными словами, если не практиковаться, скажем, в английском языке всю жизнь, то что бы ты ни заложил в детстве, оно будет утрачено. Кроме того, обучение — штука комплексная, оно зависит не только от того, с какой скоростью способен воспринимать информацию ребенок. Ведь зачастую то, что мы хотим ему вложить, и то, что из этого реально получается — две разные вещи. И здесь очень легко принять желаемое за действительное. Противники метода раннего обучения, к примеру, говорят, что 3-летний "читающий" малыш, как бы ни восторгались им родители, скорее всего просто узнает начертание простых слов и озвучивает связанные с ними понятия. Но это вовсе не то же самое, что "складывать" слова по буквам и посредством чтения обучаться чему-либо новому, ради чего, собственно, все и затевается. И наконец, есть неумолимая статистика, утверждающая, что только один из десяти вундеркиндов во взрослом возрасте сохраняет свои неординарные способности. Остальные же вырастают обычными, средними по интеллекту и способностям людьми. Из чего можно сделать вывод, что решающее значение имеет все же личность ребенка, а вовсе не новомодные методики, которые на нем испробовали.

Рецепта нет, но способы — есть Иными словами, универсального рецепта того, как вырастить талантливого и умного ребенка, не существует. Даже высокий интеллект мамы с папой и возможность обеспечить чаду лучших преподавателей не дают никаких гарантий. В конце концов, гении рождаются в обычных семьях, а их потомки практически всегда "с неба звезд не хватают". Советы вроде: "Больше занимайтесь с детьми", которыми изобилуют сайты по психологии, настолько же очевидны, насколько и бесполезны в практическом плане. Ведь если сама мама с трудом окончила 9 классов и умом не блещет, многого она своему чаду не передаст — сколько бы с ним ни занималась. Кроме того, каждый человек — это личность со своими сильными и слабыми сторонами, достоинствами и недостатками. Он идет по жизни своим путем, и далеко не все на этом пути зависит от родителей и может быть ими изменено. И тем не менее науке известны способы, которые с высокой долей вероятности помогут вашему ребенку стать умнее, сильнее, талантливее. Причем реализация большинства из них не зависит ни от уровня интеллекта самих родителей, ни от размера их кошелька. 1.Физическая активность, еда, сон Мнение о том, что люди, активно занимающиеся спортом, — "тупые качки", в корне не верно. Нагрузка на организм отнюдь не делает человека тупее. Наоборот — усиленное кровообращение доставляет больше питательных веществ к тем тканям и органам, которые наиболее активно используются, что ведет к их интенсивному развитию. И это правило одинаково верно не только для мышц, но и для мозга. Установлено, что после физических упражнений люди запоминают новые слова из словаря на 20% быстрее. А регулярные физнагрузки в течение трех месяцев на треть увеличивают объем капилляров на участке, отвечающем за запоминание. Дети в хорошей физической форме лучше концентрируются, чувствуют себя комфортнее, их самооценка выше, они менее подвержены депрессии и тревоге. Но, конечно, это правило работает только в комплексе с активной учебой — один только спорт умнее человека не сделает. А вот минимум 30 минут аэробных нагрузок три раза в неделю — та самая "золотая середина", которая оптимально обеспечит мозг ученика необходимыми ему веществами. Кроме того, важно, чтобы дети правильно питались и побольше спали. Исследования групп школьников в соответствии с их успеваемостью доказывают, что в среднем хорошисты спят на 15 минут больше троечников, а отличники — на 15 минут дольше хорошистов. Недостаток сна сказывается на способности воспринимать информацию, решать творческие и логические задачи. Если средний шестиклассник начинает регулярно недосыпать, то его способности снижаются до уровня среднего четвероклассника! Что касается еды, то доказано, что избыток жирной пищи ведет к снижению интеллектуальных качеств. Но только если речь не идет о полиненасыщенных кислотах омега-3, -6, -9, которые содержатся в жирных сортах рыбы, масле из льняного семени, рыбьем жире, орехах и семечках. Они, наоборот, принимают активное участие в работе мозга и улучшают скорость обмена информацией в его структурах. 2.Друзья Увы, но современные исследования заставляют предположить, что "воспитательные приемы" родителей оказывают не слишком большое влияние на ребенка. Генетические предрасположенности, особенности строения мозга и т. д. мы передаем своим отпрыскам в значительной степени. Но когда маленький человек вырастает настолько, что начинает все больше времени проводить в коллективе, то этот самый коллектив и становится определяющим фактором для его развития в значительно большей степени, чем родителей. Эту особенность отмечал, к примеру, исследователь Малькольм Глэдвелл, который анализировал поведение детей в приемных семьях. По его данным, даже если ребенок практически с самого рождения и до совершенннолетия воспитывается в семье и считает маму и папу своими родными, он почти всегда вырастает не более похожим на них, чем на произвольно выбранного "человека с улицы". Так что не стоит переоценивать влияние отца с матерью на личность, — делает вывод Глэдвелл. А вот взаимоотношения со сверстниками, напротив, имеет большое значение. Экономист Брюс Сейсердоут в результате исследования учащихся Дартмутского колледжа выяснил, что студенты с низкой успеваемостью начинают учиться заметно лучше, если попадают в комнату с более интеллектуально развитым "коллегой". И наоборот — даже высокая успеваемость падает, если человек оказывается в колллективе хронических троечников. Поэтому имеет смысл стремиться отдавать ребенка в более престижную школу, жить в более благополучном районе, "дружить семьями" с теми, у кого растут умные дети. 3.Упорство Будущее человека формируют его сегодняшние привычки.

Как вырастить талантливого и умного ребенка

Даже изначально высокий уровень интеллекта со временем сходит на нет, если его не развивать. И напротив, ребенок с весьма средней успеваемостью в начальной школе, но обладающий настойчивостью и самодисциплиной, имеет все шансы превзойти даже самых одаренных одноклассников. Многочисленные исследования подтверждают, что настойчивые люди добиваются гораздо больших результатов, чем все остальные. В детстве они реже прогуливают уроки, лучше готовятся к ним, и в итоге их успеваемость растет от класса классу. Они тратят меньше времени на бесполезное сидение у телевизора или за компьютерными игрушками. Они поступают в лучшие вузы и получают лучшую работу. Их успехи на выбранном поприще выше — во многом потому, что их руководители уверены, что им можно поручать самые сложные, требующие напряженной работы проекты. Более того, люди с развитой самодисциплиной отличаются лучшим здоровьем, чаще живут в счастливом браке и их продолжительность жизни в целом больше. Упорство и умение идти к цели может "свернуть горы", оно же способно сделать вашего ребенка тем человеком, который строит свою жизнь так, как считает нужным. Поэтому штука поважнее школьных оценок и талантов — научить сына или дочь добиваться целей. Пусть самыми маленькими шагами, но идти вперед и не опускать руки перед трудностями. 4.Повторение — мать учения Пара слов о самом процессе обучения. Сегодня в моде разнообразные развивающие игрушки, обучающие передачи, тренирующие мозг игры. Однако в научном мире есть устойчивое мнение, что польза от них преувеличена. К примеру, было доказано, что в возрасте от полутора до двух лет, когда ребенок начинает говорить, отвлечение на "обучалки" даже вредно. Малыш просто теряет время, которое мог бы потратить на освоение новых слов, что в итоге приводит к снижению скорости овладения речью! Простое общение со сверстниками и взрослыми, совместные игры на самом деле более эффективны, чем программы и игрушки. Стремитесь, чтобы ребенок был не затворником, пусть даже окруженным лучшим обучающим инвентарем, а проводил больше времени в социуме — в садике, в секциях, на детской площадке. Еще один тренд современного мира — большой объем информации, которая сваливается на голову ребенка. Но для его интеллектуального роста важно не то, сколько полезных данных он получает, а то, сколько остается в его голове. Дэн Койл в своей книге "Код таланта" утверждает, что лучше всего информация сохраняется, если человек усваивает материал по формуле 30/70. Тридцать процентов времени тратит на прочтение, а в оставшиеся семьдесят — на повторение прочитанного. Приучите ребенка каждый раз делать короткий доклад по пройденной теме. Необходимость своими словами излагать новое тренирует сразу несколько важных навыков: формулировать свои мысли, планировать выступление, выделять основное из большого объема информации. А главное — это проверенный многими успешными людьми способ разобраться в изучаемой теме и хорошенько ее запомнить. 5. Любите и верьте Есть еще две важные вещи, которые каждый из нас может сделать для своих детей, чтобы они выросли умными, талантливыми и успешными. Первое — стремиться, чтобы ваша семья была счастлива. Исследования подтверждают, что те, кто вырос в счастливой обстановке и был любим близкими, лучше учатся, большего добиваются, живут дольше и передают эту "эстафету счастья" уже своим детям. Причем лучше уж избаловать чадо, чем дать ему недостаточно любви. Второе — как можно чаще хвалите и верьте в то, что ваш ребенок способен на многое. Может показаться невероятным, но эта вера чудесным образом изменяет реальность. Известные американские психологи Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон еще в конце 60-х назвали это "эффектом Пигмалиона" — когда то, чего ты ожидаешь от человека, действительно происходит. Они проводили эксперименты в школах США — говорили в классах, что у них есть основания полагать, что некоторые из учеников в ближайшее время покажут резкий прогресс в успеваемости. И те, чьи фамилии назывались (наугад), к концу учебного года действительно учились лучше! Почти все показали улучшение на 10 баллов, а треть — на 20 баллов по стобалльной шкале. Так что неважно, сколько вы получаете, талантливы или умны вы, можете ли обеспечить детей материально. Верьте в них, любите их, и они всего добьются сами. ПОДВЕРСТКИ 1 ФАКТЫ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ Тезис о том, что из-за засилия высоких технологий нынешние дети как-то сами по себе становятся более умными, весьма сомнителен. Психологи утверждают, что по уровню интеллектуального развития, навыков социализации и т. д. современные первоклашки, к примеру, не отличаются от первоклашек 80-х годов. Занятия музыкой в возрасте до семи лет стимулируют мозг, усиливает связи между его полушариями. А вот если заняться музыкой после, то это на структуру мозга уже не повлияет. 100 — таков уровень IQ у среднестатистического человека. Умников со 120 столько же, сколько тугодумов с 80. А больше 145 или меньше 55 коэффициент интеллекта бывает всего у одного человека из тысячи. Шведские ученые в результате 70-летнего наблюдения установили связь между интеллектом, любовью учиться и продолжительностью жизни человека. Они доказали, что умные люди живут дольше и что решающее значение для долголетия имеет не изначальный уровень интеллекта, а то, повысился ли он с годами за счет учебы. Чем дольше человек обучается, тем больше шансов прожить долгую жизнь (наблюдалась группа из 600 мальчиков, родившихся в 1928 году). Группа ученых из Университета Нью-Йорка доказала, что младенцы, получавшие материнское молоко, в дальнейшем были существенно умнее "искусственников". Но пользу материнского молока можно частично заместить рыбьим жиром. Если беременным или кормящим матерям давать в качестве биодобавок ненасыщенные жирные кислоты Омега-3,-6, -9, то интеллект у детей значительно повышается. На Западе помимо традиционного измерения уровня IQ с недавних пор ввели еще один показатель развития человека — "эмоциональная компетентность". Это способность испытывать и понимать эмоции других, и она тесно связана с языковым развитием. Чем лучше ребенок владеет речью, тем проще ему распознавать выражения лица. Чем больше словарный запас и чем стройнее предложения — тем проще понимать сложные, смешанные эмоции. 2 Как развивается мозг человека От рождения до 3 лет Формируется 5 чувств, моторные функции. Объем мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объема. Закладывается будущая структура мозга. Активно образуются нейроны и связи между ними. В течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, "настраиваются" на волну того языка, на котором говорит окружение. В это же время мозг понемногу теряет способность узнавать звуки других языков. Хотя их изучение может проводиться в течение всей жизни, но "автоматическим" этот процесс уже не будет. От 3 до 10 лет Объем мозга достигает 90% от взрослого объема. Развивается сознательная память, способности к обучению, социальному взаимодействию, в 8 лет формируются логические способности. Мозг в два раза активнее мозга взрослого человека, на его функционирование уходит 50% потребляемого кислорода. От 11 лет и далее Вызревают нервные связи: мало используемые связи перестают быть активными, остаются только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. В лобной доле начинается процесс образования так называемого "миелинового слоя", благодаря которому импульсы в мозге проходят в 5-10 раз быстрее. Лобная доля отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше. 23 года Из мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Процесс вызревания почти закончен. 25 лет Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Далее он еще способен строить новые связи между нейронами, если происходит процесс обучения. Он становится более специализированным для совершения сложных функций, а вот на перемены или непредвиденные обстоятельства реагирует хуже. 3 ЦИФРА В ТЕМУ 90% того, что изучают в классе, дети забывают в течение 30 дней, причем забывание наиболее интенсивно в первые часы после урока. Помогает повторение пройденного — чем больше циклов повторения, тем лучше. А также — "проговаривание", обсуждение материала. 4. Гений из пробирки? Американский генетик Роберт Грекхем в 1980 году предпринял эксперимент по созданию идеального сверхчеловека. Он собрал генетический материал самых выдающихся людей планеты, в том числе и нобелевских лауреатов, и с его помощью были оплодотворены женщины, от которых родилось более 200 детей. Но все потомство гениев выросло совершенно обычными людьми. У единственного мальчика IQ равнялся 180, в 2 года он умел пользоваться компьютером, в 5 — читал "Гамлета". Но и из него сверх-интеллектуала не получилось: в молодости он примкнул к движению хиппи, забросил учебу, а затем увлекся оккультизмом. Связаться с программистом сайта.

До чего же мы любим улучшать всё, что вокруг нас. Иногда это желание абсолютно естественно: кто же, например, не хочет сделать своего ребёнка счастливее, чем он есть? Наверное, именно этим мы, родители, и заняты ежечасно, «колдуя» над чадом с вдохновением творца-гончара. Но порой в погоне за составляющими счастья (а кто наверняка знает, из чего состоит его «набор»?) это желание превращается в цель, а то и самоцель. И получается абсурдная картина: родители, забыв уже о счастье и покое, пытаются изо всех сил сделать своего ребёнка, скажем, талантливее или умнее.
Можно согласиться, что талант и интеллект могут быть составляющими счастья, но разве можно улучшить идеальное и дополнить целое? Природа каждому из нас всё дала сполна, наделила максимумом возможностей и талантов. Другое дело, что не всегда мы умеем распорядиться должным образом её дарами, и далеко не все ресурсы используем. Поэтому, если никто не возражает, то сформулируем нашу святую родительскую задачу более корректно: мы не «улучшаем» ребёнка, а помогаем увидеть данную при рождении россыпь бриллиантов и разумно распорядиться драгоценностями. Учим умению познавать самого себя и открывать в себе способности, в том числе и интеллектуальные – кстати, как раз о них и речь.

Вот тут, кажется, проблем нет: стоит только зайти в магазин развивающих игрушек, заглянуть в детский развивающий центр или набрать в поисковике соответствующий запрос, глаза разбегаются от обилия, разнообразия и яркости – кружки, развивающие и интеллектуальные игры, онлайн тренажёры внимания, памяти, мышления, обучающие мультфильмы. Море информации впечатляет, а яркость подачи ошеломляет. Но отчего-то сами по себе эти инструменты не работают, будто надёжный замок остался без ключика. В чём дело?

В физике есть закон Вебера-Фенхера. Его суть проста: чем сильнее раздражитель, тем больше притупляется и огрубляется наша чувствительность. Интересно, что работает он не только в области физиологии, этот закон актуален и для эмоциональной сферы, и для творческой и, конечно же, интеллектуальной. Самый первый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда» в позапрошлом веке заставлял падать в обморок чувствительных барышень, сегодня ужастики в 3D формате – это норма даже для детей. Бедные чувствительные барышни 19 века, что бы сейчас было с ними?! Мы сравнительно спокойно воспринимаем ежедневный блок новостей, когда каждая новость-трагедия способна повергнуть в состояние горя любого, у кого есть душа и сердце. Нет, мы не бессердечны и равнодушны, просто душа надевает панцирь, иначе бы сердце разорвалось.

Вот и с развивающе-обучающими инструментами та же история – их слишком много, они слишком ярки, они рекламируют себя слишком громко. Но ведь наша задача – помочь ребёнку услышать самого себя. А это возможно только в тишине. Что может раскрыть интеллектуальные способности ребёнка ненавязчиво и не специально? Вот несколько примеров.

Занятия музыкой – это же математика и комбинаторика! Доказано, что дети, играющие на каком-либо инструменте, развиваются интеллектуально быстрее сверстников. Уникальное занятие, позволяющее сохранить баланс между логикой и интуицией. Главное, выбрать свой способ «дружбы» с музыкой, чтобы не превратились интересные уроки в каторгу и повинность.

Общение с природой – изумительный способ гармонично и разносторонне строить свой образ. Достаточно чуть-чуть направить внимание ребёнка, обратить внимание на малое – и природа, как мудрый учитель, примет в ученики своё дитя и научит тому, чему не научит ни одна школа.

Физические упражнения – ещё один способ развить интеллект ребёнка. Правда, тут же приходит на ум пословица: «сила есть – ума не надо», но на деле получается всё наоборот. Оказывается, дети, умеренно занимающиеся спортом, показывают более высокие результаты в решении логических задач, чем ребята, не увлекающиеся физкультурой.

Ещё важную роль в интеллектуальном развитии маленького человека играют, казалось бы, простые физиологические процессы: здоровое питание и полноценный сон. Баланс (или его отсутствие) белков, жиров, углеводов, витаминов и микороэлементов способно влиять на состав крови и оказывать воздействие на мыслительные процессы в течение длительного времени. Так даже одноразовое неумеренное употребление жиров способно снизить интеллектуальные показатели на несколько дней. А спасительное, почти волшебное, хоть и кратковременное воздействие глюкозы в виде, например, шоколадки испытывал на себе, наверное, каждый студент во время напряжённой сессии. Не меньшее значение имеет для детей полноценный сон. Причём, в его компетенции не только спокойствие нервной системы – экспериментально доказано, что лучшая успеваемость как раз у тех детей, кто высыпается. Учёные считают, что если ребёнок не доспал два часа, его умственные способности снижаются почти на два года! То есть, не выспавшийся пятиклассник соображает примерно на уровне третьеклассника.

Совместное чтение – прекрасная семейная традиция, которая не только делает родителей и детей ближе друг к другу, но и развивает интеллектуально и тех, и других. Любым способом – просто вслух, по очереди или по ролям – чтение обогащает словарный запас, расширяет кругозор, дарит интонационное богатство речи, позволяет прикоснуться к иному способу мышления.

И всё же самое главное развивающее средство, раскрывающее все таланты и способности – это гармония в семье, «погода в доме». Тревожность и нервозность не дают ребёнку развиваться полноценно ни в одной сфере. И, напротив, вера в человека, добрая поддержка, безусловная любовь делают чудеса. И снова любопытный эксперимент: учителю 1 класса в начале года сообщают, что у него учатся несколько одарённых ребят. Причём, дети выбраны в случайном порядке. К концу года именно эти дети удивительным образом отличаются от остального класса по успеваемости и по развитию, они мыслят свободнее и интереснее сверстников. Просто учитель смотрел на них немножко другими глазами, и его вера и ожидания сделали своё дело.

Как-то слишком просто получилось? Наверное. И в этом есть своя прелесть. « Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» – сказал Франсуа Рабле. Не обязательно брать количеством информации – для развития достаточно тонкого импульса и точного вектора, остальное уже есть внутри маленького, но воистину бездонного человека.

По словам нейробиологов и экспертов по психофизическому развитию, детство имеет решающее значение в интеллектуальном развитии личности.

Именно период детства является этапом наиболее интенсивного развития мозга. в этом процессе оказывает существенное влияние на его взрослую жизнь.

Он начинает развиваться, когда индивид сталкивается с различными переживаниями.

Развитие мозга происходит в соответствии действиями и событиями, которые предлагает окружающая среда. Все, что ребенок видит, слышит и испытывает, становится частью его интеллекта.

Чувства, такие как стимулируют связь клеток мозга. Чем чаще и интенсивнее дети подвергаются воздействию на различные органы чувств, тем более умными они растут. Иными словами, развитие мозга ребенка прямо пропорционально опыту, который они приобретают в повседневной жизни.

Согласно исследованию Р. Фергюсона, интеллектуальное развитие ребенка по инициативе родителей должно начаться как можно раньше — почти что с рождения.

Ученый рекомендует воздействовать на процесс посредством следующих мероприятий: максимизация отзывчивости на действия ребенка, сведение стресса к минимуму, использование большого количества разговоров, пения, жестов, числовых и ритмических игр. В обязательном порядке нужно поощрять и культивировать любовь к процессу приобретения новых знаний даже при отсутствии желаемого результата.

Нельзя обойти вниманием столь значимый аспект, как чтение. читать ребенку произведения даже тогда, когда тот еще не понимает значений слов.

Подобная тактика дарит ребенку преимущество в развитии языковых навыков.

Дети, которым родители с раннего возраста читают книги, имеют большую склонность к приобретению интереса к литературе, они преуспевают в школе, а после - во взрослой жизни.

Чтение книг можно по праву назвать одним из наиболее значимых видов деятельности, повышающих интенсивность умственного развития личности.

Эффективным средством развития языковых навыков индивида служат Однако важно уметь не просто говорить, но также и слушать ребенка. Продуктивное речевое взаимодействие способствует формированию коммуникативных навыков личности.

Заостряя внимание на взаимодействии с ребенком, необходимо отметить, что общение должно осуществляться не только на речевом уровне. Необходимо постоянно принимать участие в жизни развивающейся личности, когда та испытывает в этом необходимость.

Внимание! Важно дать ребенку почувствовать, что его любят - недостаток внимания и заботы замедляет процессы развития мозга. Более того, это может привести ко множеству негативных последствий - дети, не испытывающие любви со стороны родителей, часто чувствуют себя подавленными и даже имеют некоторые проблемы со здоровьем.

Связь родителей и ребенка, проявляющаяся в повседневной жизни (разговорах, играх, взаимопомощи) создает прочный базис для формирования высших навыков мышления.

Следует помнить, что не последнюю роль в умственном развитии ребенка играет то, какие игрушки ему выбирают родители. Они не обязательно должны быть дорогими, но они должны соответствовать другим условиям воспитания личности.

Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было играть более чем одним способом; помимо этого, игрушка должна способствовать развитию воображению индивида. Важно включать в домашнюю развивающую среду игрушки, направленные непосредственно на задействование различных мыслительных способностей ребенка.

Неверно думать, что игра для личности, переживающей процесс взросления, - это всего лишь игра. В действительности этот вид деятельности являет собой мощное средство интеллектуального развития, создавая устойчивую основу для формирования мыслительных, социальных, физических и эмоциональных навыков. Играя со своими друзьями, ребенок учится соотносить идеи, впечатления и чувства с опытом и мнениями других детей.

Нельзя обойти вниманием - они позволяют не только укрепить организм, но также повышают уровень интеллекта. Это объясняется тем, что тренировки увеличивают приток крови в мозг, и, соответственно, способствуют созданию новых клеток в нем.

Творчество, несомненно, также эффективно в воспитании умного ребенка, поэтому необходимо поощрять его креативные порывы.

Творчество являет собой ценную умственную характеристику в искусстве, науке и многих других видах деятельности.

Все дети - творческие личности, хотя бытует мнение, что на генетическом уровне некоторые из них более талантливы, чем другие.

Тем не менее это качество может быть развито с раннего возраста, если приобщать ребенка к занятиям литературой, музыкой, рисованием и др.

Важно подавать ребенку хороший пример. Взрослый - это главный авторитет для развивающейся личности, и потому необходимо продемонстрировать ему, как выполняются те или иные действия, развивающие интеллект.

Ребенок, видя взрослого, занимающегося чтением книг, написанием стихов, игрой на инструменте или другими действиями, будет подражать ему.

Некоторые исследователи в области детского развития настоятельно рекомендуют ограничить время, отводимое ребенку на просмотр телевизора; также распространено мнение, что в возрасте до 2-х лет ребенку вовсе нежелательно смотреть телевидение. Развлекательные передачи, которые предпочитают дети, могут отвлекать его от занятий, действительно важных для развития мозга: игры, общения или чтения книг.

Внимание! Несмотря на существование рекомендации о том, что просмотр телевизора должен ограничиваться, в то же время подчеркивается полезность использования компьютерных игр, способствующих интеллектуальному развитию.

Существует множество программ, позволяющих в игровой форме ознакомиться с азами письма, математики, музыки и т.д. Помимо этого, компьютерные игры развивают координацию движения и зрение, а также подготавливают ребенка к жизни в мире, наполненном множеством современных технологий.

Учение в развлечении по праву признается одним из наиболее эффективных средств совершенствования мыслительных процессов личности.

Помимо всех вышеперечисленных действий, необходимо следить за физическим состоянием ребенка : , контролировать то, чтобы он достаточно высыпался и следовал правилам гигиены. Соблюдение этих элементарных рекомендаций позволит родителям существенно интенсифицировать процесс умственного развития ребенка.

Гениальный малыш

Воспитание гениального ребенка - задача, имеющая более высокую сложность, чем воспитание умного ребенка.

Гений - это человек поистине уникальный, обладающий незаурядными способностями. Какую же роль могут сыграть родители в развитии этих способностей?

Ребенок, самостоятельно ищущий выход из трудных ситуаций, имеет больший шанс, чем любой другой, стать гением.

Из этого следует - если будущий оказался в затруднительном положении, нельзя решать за него эту задачу.

Можно использовать наводящие вопросы: «Как бы ты мог поступить?», «Делал ли ты подобное раньше?», «Что ты сделал в тот раз?». Такой подход позволяет детям разрабатывать собственные идеи, и снижает их вероятность их неспособности к осуществлению интеллектуальной деятельности.

Гениальный ребенок в обязательном порядке должен уметь мыслить «картинами». Это позволяет ему решать трудные задачи даже в отрыве от реальной ситуации. Эту способность можно развивать при помощи обсуждений, задавая ребенку вопросы, например: «Что бы могло произойти, если никогда больше не наступит ночь, реки будут осушены или никто не следовал бы закону?».

Размышляя над последствиями этих событий, ребенок не только задействует свое воображение, но также учится устанавливать и прогнозировать причинно-следственные связи.

В гениальном ребенке должно быть хорошо развито воображение. Можно разрабатывать его посредством использования интеллектуальных игр, а также через различные проблемные обсуждения, например: «Как можно было бы взвесить жирафа, носорога, мост, дом, звезду?». Творческий подход к решению невозможно трудных вопросов существенно повышает интеллектуальную производительность ребенка.

Гениальный ребенок - это ребенок, обладающий способностью к критическому и логическому видам мышления. Они также могут быть развиты посредством постановки вопросов, активизирующих соответствующие процессы: «Как ты думаешь, почему хлеб плесневеет, если не заморозить его; плачут дети; по приходу осени опадает листва?».

Способности анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, искать доказательства и обосновывать их являются определяющими факторами успешного обучения индивида.

Важно уметь контролировать процесс интеллектуального развития. При этом эта обязанность должна быть возложена на самих детей. Необходимо беседовать с ними, задавая вопросы следующего характера: «Что тебе нужно, чтобы ты сумел это сделать? Как ты можешь проверить, находишься ли ты на верном пути к решению проблемы? Как ты можешь узнать, правильно ли ты выполняешь действие?». Контроль процесса умственного подъема - ключ к максимизации навыков мышления.

Родители, стремящиеся воспитать гениального ребенка, должны следовать следующим принципам неукоснительно:

  1. Интеллектуальная уверенность (необходимо поощрять ребенка в осуществлении когнитивной деятельности).
  2. Открытость (необходимо рассматривать и по возможности принимать любые новые идеи).
  3. Любопытство (нужно поощрять его в ребенке и параллельно воспитывать в себе).
  4. Практика (лишь практическая реализация идей являет собой способ получения положительного результата).
  5. Настойчивость (нужно продолжать идти вперед, даже когда опускаются руки).

Воспитание гениального ребенка - пусть и сложная, но вполне посильная задача.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Как ранее уже было отмечено, дошкольный возраст - наиболее важный этап в процессе умственного развития личности.

Именно в дошкольном возрасте такие процессы, как развитие речи, накопление необходимых знаний об окружающей действительности и овладение различными способами ментальной деятельности протекают с наибольшей интенсивностью.

Умственное развитие ребенка предполагает не только овладение максимально возможным количеством информации, но также и закрепление способностей к осуществлению когнитивных действий.

Среди них наиболее важными признаны навыки оценивания, сравнения, обобщения и анализа.

Почему школьный возраст так важен для умственного развития личности? В первую очередь это определяется преобладанием в сознании индивида образных форм, среди которых стоит выделить восприятие, образное мышление и воображение.

Помимо этого, для дошкольников характерны такие черты, как пытливость, любознательность, стремление к познанию неизвестного, а также к пополнению уже имеющегося запаса знаний. В связи с этим подготовка ребенка к дальнейшему обучению в школе имеет высокую значимость.

Задачи

В качестве основной задачи умственного воспитания дошкольников можно назвать обеспечение условий, способствующих переходу с наглядных к абстрактно-логическим мыслительным формам.

Для решения этой задачи необходимо сначала активизировать такие виды мышления, как наглядно-образное и наглядно-действенное. Этому в значительной мере способствуют предметно-практические виды деятельности. Главная характеристика наглядно-действенного мышления - умение решать умственные задачи посредством экспериментирования в ходе осуществления предметно-практической деятельности.

Внимание! Задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевают не только обеспечение условий к овладению мыслительными способами деятельности и некоторой системой знаний. Также необходимо отметить среди задач формирование личностных качеств.

Они возникают и в дальнейшем развиваются в ходе осуществления игровой предметной деятельности. Она имеет направленность на ознакомление с объектами окружающей действительности, формирование способностей к осуществлению речевой деятельности, а также ознакомление с понятиями математики.

Помимо всего прочего, среди задач умственного развития дошкольников выделяется необходимость научения выбирать методы и средства для решения заданий, а также осуществления контроля над результатом их выполнения.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с десятью советами о воспитани умного ребенка на видео ниже:

Заключение

Гениями не рождаются, ими становятся. И огромная роль в процессе воспитания умной и всесторонне развитой личности отводится родителям ребенка. При этом следует уделять особое внимание дошкольному возрасту, в котором умственное развитие протекает наиболее эффективно. Следование основным методико-педагогическим рекомендациям позволит достичь успеха в этой нелегкой деятельности.

Ученые утверждают, что современное поколение намного умнее своих прародителей. Научные исследования в разных странах показали, что с каждым годом происходят видимые улучшения в детском развитии. Хорошая новость! Но какие конкретные действия родителей могут поспособствовать тому, чтобы сделать ребенка умнее.

Как воспитать умного ребенка

1. Отвести ребенка в спортивную школу

Абсолютно все знают, что спорт- это хорошо для физического здоровья. Но знаете ли вы, что это полезно и для умственного развития? Например, после физических нагрузок способность запоминать информацию увеличивается на 20%. После занятий спортом дети быстрее запоминают слова, тем самым пополняют свой словарный запас. Это- то, что нужно для раннего развитияумного ребенка. Дети слышат новые слова, учатся строить предложения и общаются со своими сверстниками и взрослыми.

На самом деле, наличие хобби в жизни- очень важно, и необходимо привить эту мысль ребенку в раннем детстве. На первоначальном этапе, возможно это сделать, подав личный пример. Очень важно вовлекать детей в свое хобби, и это может быть что угодно: езда на велосипедах, кулинария, музыка, рисование. Не надо воспринимать это, как навязывание своих интересов детям. Наоборот, чем больше они попробуют, тем легче им будет выбрать свое хобби в будущем.

3. Поддерживать инициативу ребенка и хвалить их за то, что они не сдаются

Если ребенок выказывает интерес к чему-либо, необходимо поощрять это. Дети очень благодарно откликаются на поддержку, и если они видят, что взрослые поощряют их интересы, это заставит их прилагать усилий ещё больше. Важно хвалить детей не только за хороший результат, но и за то, что они стараются и не сдаются на пути к этому результату. Необходимо рассказать ребенку, что секрет успеха зачастую скрывается в настойчивости. В современном обществе только умные люди с широким спектром интересов и знаниями в разных областях смогут добиться успеха.

4. Давать детям спать

Польза сна для умственного развития неоспорима. Сон, питание и физическое развитие- это три фундаментальных условий для развития здорового и умного ребенка. На первый взгляд, нехватка сна может отразиться только на здоровье, но исследования доказали, что умственное развитие и психическое состояние ребенка напрямую зависят от достаточного времени сна. Если ребенок не досыпает, он не сможет воспринимать информацию, быть внимательным, концентрированным и активным.

5. Сделать всё, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым

Как не парадоксально это звучит, надо начать с себя. Надо стать счастливыми родителями, легче сказать, чем сделать, не так ли? Когда у вас много незаконченных дел, мозг занят мыслями о проблемах, очень сложно расслабиться и почувствовать себя счастливым.Но постарайтесь на время забыть об этом, и качественно провести время с ребенком, зная, что это позитивно повлияет на него. Исследования социально-эмоциональных факторов детского развития показали, что счастливые дети хотят учиться, они более любознательны и, соответственно, умнее.

6. Читать вместе с ребенком

Все родители читают книги маленьким детям, которые ещё не умеют этого делать сами. Очень важно не просто читать, но и вовлекать ребенка в этот процесс: показывать картинки, обсуждать героев и тому подобное. Но когда ребенок уже научился читать сам, мы прекращаем совместное чтение. И зря! Давайте вспомним, как в прошлые времена семьи собирались в гостиных и читали книги вслух. Совместное чтение - это, во-первых, развитие воображения, что необходимо для воспитания умного ребенка, во-вторых, это общение в кругу семьи, а в-третьих, это приобщение к культуре.

Представляя жизнь своих детей, все родители хотят, чтобы они были здоровыми, счастливыми и умными. При этом, зачастую родители действуют интуитивно, методом проб и ошибок. Но лучше не экспериментировать на своих детях и прислушаться к советам, как вырастить умного ребенка!

Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора!»

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.