Содержание предметно пространственной развивающей среды. Условия создания предметно-развивающей среды для эффективного художественно-эстетического развития дошкольника. рисование мыльными пузырями

Евгения Дружинина

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)- это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создавая предметно - развивающую среду, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Проектируя развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе, мы опирались на 6 групп требований:

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Вариативная

5. Доступная

6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)

При организации развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать принципы организации пространства:

1. Принцип активности, самостоятельности, творчества

2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды

3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

4. Организация среды с учетом гендерных различий детей

5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми

6. Принцип открытости - закрытости

7. Принцип эмоциогенности среды

8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашей группе можно выделить три зоны: активная, спокойная и рабочая зона. В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды.

Границами между зонами в нашей группе служат: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. В нашей группе нет такого, что вся мебель расставлена по периметру. Все предметы и материалы доступны детям.

Возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью мы используем ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.

Всего у нас получилось 10 центров:

1. Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

2. Студия театра «В мире сказок»

3. Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

4. Центр ПДД;

5. Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

6. Центр сенсорики «Узнавайка»

7. Творческая мастерская «Каляка-маляка»

8. Центр воды и песка;

9. Центр книги «Книжкин дом»

10. Центр дидактических игр

Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

Этот центр направлен на оптимизацию двигательной активности детей, развитие двигательных качеств и способностей. Он пользуется популярностью у детей.

Студия театра «В мире сказок»

В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

По желанию дети могут убрать ширма и это будет сцена для выступлений.


Рядом находится костюмерная с набором костюмов с масками для разыгрывания самых распространенных сценок с участием лисы, волка, медведя и других.

Центр театрализации трансформируется в Центр «Уединения» . Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.


Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Для развития игровой деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно-ролевых игр.



Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию.

Центр ПДД



Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

Эта в основном место для мальчишек. Здесь очень много различного строительного материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор, мягкие модули и др.). Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.


Центр сенсорики «Узнавайка»


Творческая мастерская «Каляка-маляка»

В распоряжении детей акварель, карандаши, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры и все, что необходимо для творчества. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы. К данному центру имеется свободный доступ.



Для выставки работ из пластилина (находится в приемной).


Для выставки детских рисунков, аппликаций.


Центр воды и песка



На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Центр книги «Книжкин дом»

Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки. А также в литературном центре можно организовать выставку произведений того или иного автора.


Центр дидактических игр

Находится на против центра книги. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.


В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию.


Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Формируя предметно-пространственную развивающую среду в дошкольной организации (групповом помещении),необходимо учитывать все нюансы влияния среды на развитие ребенка от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования (игрушек).При оформлении группового помещения необходимо помнить о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, поэтому необходимо, чтобы цветовое оформление определялось в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации возраста детей. В отделке детского интерьера нужна не пестрота, а тональное разнообразие цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой гаммы. Необходимо помнить, что смена цветоощущений оказывает или стимулирующее или угнетающее воздействие. Необходимо чтобы цвет в интерьере ДОУ выполнял сигнальную роль-оказывал помощь детям в том, чтобы найти необходимое помещение или зону в помещении .Самое значимое влияние предметно-пространственная развивающая среда оказывает на здоровье воспитанников, как физическое, так и психологическое. Поэтому необходимо создавать такую предметно-пространственную среду, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании» говорится, что образовательная организация обязана создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а в Типовом положении о ДОУ в пункте 5 сказано, что основными задачами дошкольных учреждений является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей .

Одним из ключевых условий создания предметно пространственной развивающей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все врем пребывания в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Тем самым повышается качество жизни воспитанников, обеспечивается целостность социального и личностного развития. Категория безопасность носит интегративный характер. В ее сферу входит как важная составляющая категория психологическая безопасность(И.А. Баева). Психологическая безопасность образовательного процесса рассматривается как составляющая успешной организации образовательной деятельности.

Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение и сопереживание. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны:

Отсутствие необоснованных запретов;

Продуманна, последовательная система требований и правил взаимодействия;

Отсутствие психологического давления со стороны взрослого;

Возможность выбора деятельности.

Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.

Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это-и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это-и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Таким образом, среда-это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.

Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра .

Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка .

Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Предметно развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни-это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. По мере взросления детей предметно-развивающая среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют её с точки зрения своих детских интересов .

Следует отметить, что исследователи по разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина); другие -что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка(В. Т. Кудрявцев).

Её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

Должна быть организована в соответствии с основными принципами-дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности- динамичности, комплексирования и гибкого зонирования .

Учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

Учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»- специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Моё настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;

Учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

Учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов ;

Предметно-развивающая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Так, игровые компьютеры, электронные механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития(типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставляют ключ к освоению действительности, законов её организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда .

Предметы -- это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств. Значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка.

Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты(уже с первой младшей группы) -мелки, краски, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная стена творчества, включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань,-позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание .

Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность. Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы .

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда -- это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Проанализировав первую главу можно сделать следующие выводы:

-«Предметная развивающая среда»-это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.

Предметно-пространственная развивающая среда-основа реализации образовательной программы дошкольной организации;

Образовательная среда -совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

Развивающая предметно-пространственная среда-часть образовательной среды, представленная в специально организованном пространстве материалами, оборудованием и инвентарем, развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС ДО, должна иметь следующие качества:

Насыщенность среды-разнообразие материалов, оборудования и инвентаря-в здании и на участке),должно соответствовать:

Возрастным возможностям детей;

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости:

От образовательной ситуации;

От меняющихся интересов детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды

Наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления. (в том числе использование природных материалов, предметы заместители.)

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;

Разнообразие игр, материалов, игрушек, оборудования обеспечивающий свободный выбор детей;

Периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.

Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающая предметная среда детства- это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

1. Соответствие требованиям:

· педагогической целесооб­разности,

· задачам эстетического, художест­венного развития.

2. Эстети­ческие принципы интерьера:

· современный стиль,

· простота формы,

· комфорт и удобство,

· много света и воздуха.

3. Дети должны чувствовать себя спокойно, уютно, сво­бодно.

4. Интерьер детского сада должен быть динамичен . Время от времени меняется расположение мебели, вносятся новые детали. При этом условии дети положительно реагируют на окружающую обстановку.

5. Необходимо активно привлекать детей к созданию эстетически развивающей среды. Вместе с детьми обсуждать её организацию и варианты её преобразования, совместно осуществляя данные замыслы. Привлекайте детей к оформлению помещения, советуйтесь со старшими дошкольниками (где удобнее им было бы играть, рассматривать книги, ухаживать за комнатными растениями, рисовать и т. д.). Предложите подумать, как можно оформить групповую комнату, раздевальную - у детей развивается само­стоятельность, творческая инициатива.

· внутреннее убранство помещений со спокойной окраской стен, потолков, пола, с практичной и удобной мебелью;

· соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям детей книги с иллюстрациями, образные игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий художественной деятельностью (д.б. доступны детям, радовать их не только своим содержанием, но и внешним видом);

· произведения (репродукции) живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства должны быть доступны для созерцания (альбомы, папки с репродукциями должны лежать на низких полках, с детьми необязательно обсуждать сюжеты картин и скульптур, достаточно лишь самостоятельного сосредоточенного рассматривания, вглядывания в детали);

· предметы детского творчества (рисунки, поделки, игрушки, сделанные детьми и фотографии детей занятых процессом творчества);



· природное содержание: растения, аквариум с рыбками, птицы и животные, которые радуют глаз, создают уют и красоту.

Создание предметно-развивающей среды предполагает организацию общего пространства , где есть место для творчества, возможность самостоятельно заниматься любимым видом изобразительной деятельности и созерцания результатов этой деятельности:

· уголок для самостоятельной художественной деятельности с изобразительными материалами (полочка, стол, мольберт) и место для занятия конструированием (из крупного или настольного материала);

· различные изобразительные материалы, которые должны располагаться по видам (разграничиваются материалы для рисования красками, выполнения графических рисунков, лепки, аппликации, конструирования и др.);

· подиум для работ; «Полочка красоты», этажерка, стеллаж и др.;

· постоянно действующую выставку творческих работ (обновляется не реже 1 раза в месяц);

· художественную галерею, где представлены выставки творческих работ (каждый ребенок имеет право на персональные выставки).

Необходимый компонент оформления детского сада - детские работы : рисунки, аппликации, а также произведения изобразительного и декоративного искусства (керамические, деревянные изделия, ковры, занавеси). Групповые комнаты украшают эстампами, печатными репродукциями рисунков, акварелей, гравюр (под стеклом, в простой раме, на стене без наклона). Скульптура малых форм - хорошее украшение интерьера. Воспитатель использует обстановку детского сада для всесто­роннего воспитания детей, приучает убирать помещение, поддержи­вать в нем порядок, украшать. В старших группах воспитывается уважение к труду мастеров, художников. Так постепенно разви­ваются у детей художественный вкус, умение замечать и радоваться красивым предметам обстановки.

Оформление детского учреждения включает окрас­ку стен: именно окраска создает фон для всего остального, включая мебель, картины, игрушки и т. п., способствует созданию спо­койной, не раздражающей атмосферы. Большое значение в создании гармонии интерьера имеют цветовые сочета­ния - большие поверх­ности (пол, стены, потолок) окрашиваются в мягкие тона, меньшие площади - в яркие. Особенно важно соотношение цветов стен и пола - помещения, освещенные солнцем, окрашивают в холодную цветовую гамму, северные или затемненные комнаты, наоборот, контрастными отношениями теплых тонов. Стены помещений детского сада окрашивают в светлые, мягкие тона (светло-бежевый, салатный, голубой и т. д.), полы покрывают линолеумом светлых тонов, гармонирующих со стенами. Каждую групповую комнату можно решить в своей цветовой гамме.

Мебель является основным декоративным элементом, определяющим художественное решение всего помещения. Одно из условий правильного физического развития дошкольни­ка - мебель, подобранная в соответствии с пропорциями его тела.

Игрушки неотъемлемый компонент детского интерьера. Их лучше всего хранить их в стенных шкафах, все группы игрушек располагать в определенной си­стеме в соответствии с назначением. Для этого пригодны секци­онные шкафы с ящиками различного размера, с откидывающимися досками, дверцами. Удобно хранить игрушки и в специальных ящиках на колесиках.

Комнатные растения являются элементом оформления интерьера: не перегружать комнаты растениями и цветами, учиты­вать их цвет, фактуру, форму и строение.

Организация общего пространства «мастерской», «студии» для работы группы детей требует большего помещения. Идеальным будет отдельное помещение. Антураж и дух такого помещения позволит ребенку окунуться в атмосферу искусства: произведения различных видов изобразительного искусства, разнообразие изобразительных материалов и оборудования. Это естественным образом настраивает детей на художественное творчество, способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, возникновению ощущения защищенности и свободы в своих суждениях.

Особый мир студии определяется наличием всего необходимого для взаимодействия с детьми:

Стены со специальным покрытием, позволяющим прикреплять скотчем детские работы;

Натянутые под потолком и вдоль оконных проемов струны для демонстрации детских работ;

1-2 задрапированные стены для монтажа работ во время выставок;

Теплое покрытие (ковер) для работы на полу;

Динамично передвигающиеся столы и стулья;

Технические средства обучения (компьютер, проектор для демонстрации изображений, музыкальный центр, маркерная доска, фонотека с записями);

Материалы для арт и психотерапевтической работы (тазы большие и маленькие, настольные лампы, свечи, ароматические палочки, набор пузырьков с запахами, пластинки с разными поверхностями, емкости с мукой, глиной, песком и др.);

Ящик с камнями, коробки с природным материалом (сухие веточки, желуди, каштаны, скорлупа и др.);

Разнообразные художественные и конструктивные материалы и инструменты: кисти, краски, гелевые ручки, маркеры, фломастеры, карандаши, мелки, уголь, сангина, картон, белая и цветная бумага различных форматов, клей, планшеты, ткань разного цвета и фактуры, материалы для коллажа подрамники, рамки для оформления работ. Материалы в необходимом количестве должны быть доступны детям.

Мольберты можно сделать самим из плотного картона (упаковки от телевизора, холодильника). Для этого обрезается дно, и противоположная сторона коробки складывается домиком в виде треугольной формы, прищепками прикрепляется лист (можно с двух сторон). Такой мольберт можно поставить на стол, стулья.

Рабочий стол хорошо покрыть большим и плотным куском клеенки. Здесь же рядом удобно иметь фартуки или халатики для детей.


4. Перечислите типы занятий по обучению дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте связь между типом занятия и применяемыми в процессе обучения методами. Классифицируйте виды занятий: по содержанию изображения, по способу изображения, по характеру выбора темы, по источнику тем и замыслов. Предложите для каждого вида занятий по 3 (три) темы занятия с указанием возрастной группы.

Решите педагогическую задачу:

В методике обучения старших дошкольников рисованию с натуры вы слабо разбираетесь. Вы неуверенно применяете данную методику при проведении занятия данного вида.

Скорректируйте свои действия по совершенствованию методики обучения дошкольников изображения с натуры.

Доклад

« Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

3. Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

4. Вариативность - среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.

5. Доступность. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОУ обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.

6. Безопасность. Среда, окружающая детей в ДОУ, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья , т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Для реализации поставленных задач в ДОУ имеется музыкальный зал для проведения утренников, концертов, праздничных мероприятий. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки рисунков детей и их родителей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию , развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие», «Физическое развитие».


Организация учебно-воспитательного процесса реализуется че рез :

  • занятия по изобразительной деятельности,

  • занятия по музыкальному воспитанию,

  • театрализованную деятельность,

  • кружковую работу,

  • индивидуальную работу,

  • выставки детских работ,

  • посещение театров,

  • праздники, концерты, спектакли.
В дошколь ном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:

· программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

· планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

· картотека занятий, сценарии досугов и праздников;

· картотеки дидактических музыкальных игр;

· фонотека по данному направлению.

В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки.

В музыкальном кабинете имеется театральный реквизит; (костюмы для спектаклей, париковые изделия, маски, выполненные руками сотрудников, различные виды кукольных театров; имеется аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале.
В результате проделанной работы дети приобретают :


  • умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;

  • у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;

  • приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;

  • проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;

  • откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;

  • используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.
Каждый специалист, действуя в своем направлении , работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Предметно-развивающая среда нашего ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных показателей качества дошкольного образования и является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния РППС с целью привидения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Литература.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»

Калинина Р. « Прикоснись к душе ребенка»

Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»

О.А. Соломенникова, ред. Комарова «Радость творчества»

Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском

Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном