Социология воспитания. Социологии воспитания

Как уже указывалось выше, одна из проблем, которая привлекала внимание Дюркгейма на протяжении большей части его творческой жизни, - воспитание и образование. Источником многих его научных работ в этой области социологического знания была преподавательская деятельность, а отдельные труды рождались из лекционных курсов. Последние читались с большим успехом, пользовались у студентов популярностью. Лекции Дюркгейма, как и его научные труды, отличались глубокой логикой, четкостью и ясностью изложения, а по форме часто напоминали своего рода социологические проповеди.

Трактовка социологом проблем образования вытекала из рассмотрения им общества как сферы солидарности, сплоченности, согласия, одним из основных средств достижения которых он считал воспитание. В контексте всей концепции Дюркгейма оно трактуется очень широко, рассматривается как социальный институт и, по сути дела, включает в себя образование. Проблематика воспитания становится у него ядром предметного поля социологии образования, дополняясь идеями социализации молодого поколения, поскольку она осуществляется, по мнению французского ученого, именно через образование. Еще в работе "Самоубийство" Дюркгейм рассматривает воспитание "не больше как образ и подобие общества. Оно подражает ему, его воспроизводит, но не создает его. Воспитание бывает здоровым, когда сами народы в здоровом состоянии. Но оно портится вместе с ними и не может измениться собственной силой". И далее: "...воспитание может реформироваться лишь тогда, когда реформируется само общество" .

В соответствии со своей общесоциологической концепцией Дюркгейм рассматривает образование и воспитание в тесной связи с потребностями социального развития, общественного разделения труда и достижения органической солидарности в обществе. Две стержневые методологические линии тесно переплетаются в творчестве Дюркгейма, когда речь заходит об образовании и воспитании, - институционализм и функционализм.

В первом случае образование и воспитание изучаются как социальные институты, что вполне понятно, исходя из общего представления Дюркгейма о социологии как науки об "институтах, их генезисе и функционировании" [Дюркгейм. 1991. С. 405]. Что касается функционализма, то он проявляется у Дюркгейма при рассмотрении образования и воспитания с точки зрения выполнения ими определенных функций в обществе. Главной среди них является направленность этих институтов на достижение социальной солидарности, обеспечение в обществе согласия, сплоченности, порядка.

Французского социолога можно с полным основанием считать одним из основателей такой отрасли социологического знания, как социология образования. (Строго говоря, сама эта отрасль оформилась, конституировалась спустя четверть века после разработки Дюркгеймом проблем образования и воспитания.) Основная его идея, определившая в значительной мере развитие социологии образования, - тесная связь педагогики и социологии, зависимость первой от второй. Во вступительной лекции курса, прочитанного в Сорбонне в 1902 г. (текст лекции под названием "Педагогика и социология" был опубликован в январе 1903 г. в журнале "Метафизическое и моральное обозрение"), Дюркгейм подчеркивал: "... я считаю как раз основой всякого теоретического построения в педагогике положение о том, что воспитание - явление главным образом социальное как по своим функциям, так и по происхождению, и, следовательно, педагогика зависит от социологии сильнее, чем от любой другой науки" .

Ученый просит обратить внимание на эту фундаментальную аксиому, поскольку она, как правило, не признается. Он говорит о том, что вплоть до самого последнего времени воспитание рассматривалось как явление главным образом индивидуальное, а педагогика - как непосредственное и прямое следствие, результат только психологии. "В качестве очевидной истины утверждалось, - читаем у Дюркгейма, - что существует одно, и только одно, воспитание, которое, исключая любое другое, подходит одинаково ко всем людям, каковы бы ни были исторические и социальные условия, от которых они зависят; и именно этот абстрактный и единственный идеал теоретики воспитания стремились определить" [Там же. С. 246].

С этим положением французский социолог в корне не согласен. Он утверждает, что "не бывает воспитания, повсеместно пригодного для всего человеческого рода; более того, не бывает, в известном смысле, общества, где бы различные педагогические системы не сосуществовали и не функционировали параллельно" . Французский социолог доказывает, что во всех цивилизованных странах воспитание имеет тенденцию дифференцироваться и специализироваться, и эта специализация постоянно становится все более ранней.

Воспитание характеризуется определенным педагогическим идеалом, который, в свою очередь, объясняется социальной структурой общества. Воспитание, делает вывод Дюркгейм, "отнюдь не имеет единственной и главной целью индивида и его интересы, оно есть, прежде всего, средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования" [Там же. С. 254].

Поскольку любой человек, по Дюркгейму, выражает определенное социальное существо, постольку цель воспитания - сформировать его в каждом из нас. В этом смысле воспитание состоит, прежде всего, в целенаправленной социализации молодого поколения. Педагогу, следовательно, далеко недостаточно иметь в качестве ресурса одну лишь психологию, поскольку главную роль в определении целей воспитания играет социология. Более того, не только цели, но и средства, которыми эти цели могут быть достигнуты, необходимо должны иметь тот же социальный характер, а, следовательно, также определяться с помощью социологии.

Воспитательные институты Дюркгейм сравниваете социальными и приходит к выводу, что нет ни одного из первых, который нельзя было бы уподобить вторым. В качестве примера рассматривается школа, которая воспроизводит в уменьшенной форме и как бы сокращенно черты социального института. В школе существует дисциплина, так же как и в обществе. Правила, определяющие обязанности школьника, подобны правилам поведения взрослого человека. Наказания и поощрения, связанные с выполнением обязанностей школьником, сходны с аналогичными санкциями взрослого.

Для Дюркгейма школьная жизнь - это только зародыш социальной жизни. Раз последняя - лишь продолжение и развитие первой, то основные способы функционирования одной обнаруживаются в другой жизни. "Можно, стало быть, ожидать, - считает Дюркгейм, - что социология, наука о социальных институтах, поможет нам понять, чем являются, или предположить, чем должны быть воспитательные институты. Чем лучше мы знаем общество, тем лучше мы сможем объяснить себе все, что происходит в том социальном микрокосме, каковым является школа" [Там же. С. 261].

Примечателен подход французского социолога к рассмотрению соотношения педагогических целей, средств (методов) и социальных состояний в обществе. Он рассматривает две крайние ориентации общества - на индивидуализм и коллективизм, характеризуемый им как жесткий конформизм. Если общество ориентируется в направлении индивидуализма, все воспитательные средства должны быть, по логике, отвергнутыми, поскольку каждое из них будет означать насилие над индивидом, непризнание его внутренней свободы. Если же, наоборот, общество почувствует необходимость навязать всем более жесткий конформизм, тогда все, что может вызвать интеллектуальную инициативу сверх меры, будет запрещаться.

Отсюда напрашивается вывод, который сам Дюркгейм не делает в работе: крайности одинаково нежелательны для общества и педагогики. Что касается умозаключения ученого, то оно выглядит следующим образом: "Итак, с какой бы стороны мы ни рассматривали воспитание, оно везде обнаруживает один и тот же характерный признак. Идет ли речь о преследуемых им целях или об используемых им средствах, оно отвечает социальным потребностям, оно выражает коллективные идеи и чувства. Конечно, сам индивид находит это выгодным для себя. Мы ясно признали, что воспитанию мы обязаны лучшим в себе. Но дело в том, что эта лучшая часть нас самих имеет социальное происхождение. Поэтому следует всегда обращаться к исследованию общества; только в нем педагог может найти принципы своих теорий" [Там же. С. 262-263].

С этой центральной идеей всей концепции воспитания Дюркгейма перекликается, а скорее всего, тесно связан, заключительный парафраз его "Педагогики и социологии". Если бы не знать, что приводимые ниже рассуждения имели место в 1902 г., их вполне можно было бы счесть за сегодняшние, причем на том же, а может быть, даже на более высоком уровне актуальности. Дюркгейм говорит: "Глубокие трансформации, которые испытали или испытывают современные общества, требуют соответствующих трансформаций в сфере национального воспитания. Но хотя мы хорошо понимаем, что изменения необходимы, мы плохо знаем, какими они должны быть. Каковы бы ни были убеждения отдельных индивидов или партий, общественное мнение продолжает пребывать в состоянии нерешительности и беспокойства. Поэтому мы не можем решать педагогическую проблему так же безмятежно, как люди XVII в. Речь теперь идет не о том, чтобы пускать в ход уже усвоенные идеи, а о том, чтобы найти идеи, которые бы нас направляли" [Там же. С. 263].

Вопрос состоит в том, как же их обнаружить. Дюркгейм считает, что существует только один способ сделать это: обратиться к обществу как источнику воспитания. Но что это значит? По мнению социолога, это означает необходимость знать и удовлетворять потребности общества. "Обращать наши взоры только внутрь самих себя, - говорил Дюркгейм, - это значит отвращать их от той самой реальности, которую нам нужно постигнуть; это значит сделать для нас невозможным что-либо понять в движении, которое увлекает за собой окружающий нас мир и нас вместе с ним" [Там же. С. 264].

С учетом такой четко зафиксированной позиции, которая многим сегодня покажется весьма спорной, Дюркгейм делает вывод о необходимости серьезной социологической подготовки для воспитателя. Он считает, что социология в состоянии дать воспитателю систему ведущих идей, "которые способны одухотворить нашу практику и быть ее опорой, придать смысл нашей деятельности и основательно связать нас с ней; а это составляет необходимое условие для того, чтобы эта деятельность была плодотворной" [Там Же]. Верой в такую возможность Дюркгейм завершает работу, посвященную связи педагогики и социологии, а по существу - анализу проблем образования и воспитания с точки зрения социологического подхода к ним.

по разделу учебного плана: Социология образования и воспитания

Ф.И.О. методиста: __________________________________


С О Ц И О Л О Г И Я О Б Р А З О В А Н И Я

I вариант.

1. Образование как социокультурный феномен.

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

2. Предмет и объект социологии образования.

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

· общесоциологический (общетеоретический) уровень;

· - специальные (частные) социологические теории;

· - эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

3. Важнейшие концепции социологии образования.

Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общеста - экономическую, социальную, политическую, духовную... В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.

Исследования затрагивают такие вопросы, как:

· соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;

· пропорциональность морфологического строения структуры образования;

· влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная связь системы образования.

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям:

· внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования;

· внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.

Социология образования может быть представлена в виде двух структур:

· теоретико-концептуальное содержание:

· направления исследований и концептуализации:

· социальная детерминация образования, социокультуреая организация сферы образования, эффективность образования;

· проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни.

2) технологическая последовательность познавательной деятельности(в ее основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности):

· - теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;

· - методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;

· - фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;

· - проекты и модели социокультурной деятельности.

Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

4. Развитие социологического знания про образование в Украине.

Современный уровень социологии образования опирается на социологические идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма, К.Маннгейма, Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой науки, и на более поздние концептуальные идеи зарубежных и отечественных ученых.

Основные направления отечественной социологии образования связаны с исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А.Аитов исследует образование как фактор формирования социальной структуры и социальных перемещений. В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в социальном самоопределении молодежи. В.Н.Турченко исследует связь революций в образовании с научно-технической революцией. Социальная политика в сфере образования и его социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова. Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным, а место образования в потребностях общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и М.Н.Руткевичем.

Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях исследования: социологических проблем высшей школы (В.И.Астахова), изучения проблем отчуждения личности в процессе образования (И.Н.Гавриленко), пробле мы студенчества как социальной группы (Н.Ф.Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультур ной системы образования (В.И.Луговой), системы образования как института социализации (Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных институтов высшей школы и производства (Е.А.Якуба) и других. Сделаны первые попытки систематического изложения социологии образования как отраслевой социологической науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования. - М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992). Появление этих книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших учебных заведений.

Роль соц. ин-тов (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.), а также соц. макро- и микросреды в этом процессе. Начало развитию С.в. как самостоятельной научн. дисциплины положил Э. Дюркгейм, в дальнейшем на ее методологию большое влияние оказали Дж. Дьюи, З. Фрейд, Э. Фромм и др. известные социологи. Гуманистич. С.в. связана с преимущественным вниманием к соц. становлению личности (см.), ее автономии и суверенности. Научн. выдвигает на первый в С.в. активное взаимодействие личности и соц. среды. Социологич. изучение формирования личности в системе образования может рассматриваться как одно из ответвлений Св. - педагогич. . С.в. изучает вопросы последовательного прохождения этапов социализации (см.) человека, включения его в систему обществ. отношений в разные периоды его жизни. При этом исследуются факторы, наиболее глубоко воздействующие на этот процесс, соц. механизмы взаимодействия личности с соц. средой, а также степень и возможности влияния самой личности на ее соц. окружение. Св. широко использует методы наблюдения, соц.-педагогич. эксперимента, модифицированные процедуры опросов, и др. Объектами изучения при этом являются не только воспитуемые, но и воспитующие. Большое значение в С.в. имеет межкостных отношений, особенностей соц. и этнич. среды, традиций, обычаев, форм соц. контроля. Ф.Р. Филиппов.

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ" в других словарях:

    Социология воспитания - наука, исследующая воспитательные силы общества, процессы социализации человека, воспитание как социальный институт. (2) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ - наука, исследующая воспитательные силы общества, процессы социализации человека, воспитание как соц. институт … Педагогический словарь

    СОЦИОЛОГИЯ - (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

    СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. (Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… … Социология: Энциклопедия

    Социология музыки - (англ. Sociomusicology) научная дисциплина, изучающая различные аспекты социального бытования музыки, а также занимающаяся коммуникативной систематизацией и социокультурной стр … Википедия

    Социология - (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе) наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… … Большая советская энциклопедия

    СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - предметная область социологии, занимающаяся: 1) исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности, 2) механизмов, способов и институционализируемых стратегий индивидуально надындивидуальных взаимоотношений и взаимодействий в… … Социология: Энциклопедия

    Социология искусства - отрасль социологии, изучающая возникновение, функционирование и развитие искусства и основных его субъектов в системе общественных отношений, в конкретно историческом контексте. Своеобразие предмета С. и. состоит в особенностях «встроенностн»… … Социологический справочник

    Социология образования - Социология образования отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Современная социология образования исследует образование в качестве… … Википедия

    Социология кино - социология кино, научная дисциплина, изучающая кино как социальный институт, то есть функционирование киноискусства в обществе (закономерности создания, распространения и восприятия фильмов), общественную потребность в кино и степень её… … Кино: Энциклопедический словарь

Книги

  • Социология воспитания. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Рыбцова Л.Л.. В учебном пособии дается систематическое изложение теории социологии воспитания, рассматриваются теоретические направления и научные проблемы, входящие в предметное поле социологии…

Рассмотрено влияние форм общественного сознания на становление духовного мира подрастающего поколения. По-новому раскрыты сущность, функции и взаимоотношения науки и религии в формировании мировоззрения личности. Морально-правовое сознание, чувство долга и нравственная воля трактуются в качестве духовной основы стабильности всей общественной жизни. Вскрыты сущностные характеристики и особенности этнического народного воспитания. Обоснованы функции искусства в развитии сущностных сил индивида. Раскрыты значение и пути использования национальной идеологии и государственной политики в воспитании будущего гражданина.
Для студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК.

ОСНОВО- И СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ИНСТИТУТ СЕМЬИ, ЕГО ВОСТИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.
Понятие «семья» в популярных толковых словарях русского языка В.И. Даля и С.И. Ожегова, исходя из обыденных представлений о ней, определяется примерно одинаково: «совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном значении - родители с детьми»; «группа живущих вместе близких родственников». Однако научное раскрытие этого социального феномена показывает его более полную, глубокую, многостороннюю и значительную сущность. Семья не просто совокупность или группа совместно живущих людей. Она представляет собой такую общность, объединение разного пола индивидов, в котором они связаны взаимными обязательствами перед Богом, обществом и самими собой по обеспечению жизни друг друга. Они представляют собой экономическое, юридическое, духовно-нравственное и эстетическое единение, характеризующееся взаимной любовью, честностью и открытостью в отношениях, сексуальной удовлетворенностью, желанием иметь и воспитывать детей.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть I. Экология детства
Лекция 1. Феномен детства как субъект социума, объект и предмет экологии и социологии воспитания и образования
Часть II. Социальные институты как основа педагогически целесообразной организации воспитательно-образовательного пространства
Лекция 2. Осново- и системообразующий институт семьи, его воспитательно-образовательные функции
Лекция 3. Государство и социальный феномен экологии детства
Лекция 4. Рынок и его воспитательно-образовательные возможности
Лекция 5. Социальный институт воспитания и кризис образования: сущность, состояние, перспективы
Лекция 6. Церковь как духовно-религиозный воспитательно-образовательный социальный организм
Лекция 7. Средства массовой информации в психосоматическом становлении детства
Часть III. Воспитательно-образовательные функции форм общественного сознания
Лекция 8. Наука и религия как источники формирования мировоззрения личности
Лекция 9. Долг как нравственно-правовая основа социальных отношений и институтов
Лекция 10. Этническое, национально-ментальное воспитание как органическая часть содержания духовно-нравственного становления личности
Лекция 11. Воспитательно-образовательная функция искусства и культуры в становлении личности
Лекция 12. Идеология и политика - объективные факторы социализации подрастающего поколения
Лекция 13. Социальная ответственность, дисциплина и самодисциплина как основа формирования личности гражданина правового государства
Библиография.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Социология воспитания и образования, Лихачев Б.Т., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Социологии воспитания

Формирование социологии воспитания как отрасли знаний происходило постепенно. Одним из первых социологов, обратившихся к специальному изучению социальной сущности воспитания, был Э. Дюркгейм. Еще в конце ХIХ в. он выделил особенности взаимосвязи педагогики как науки о воспитании с социологией. Это дало ему возможность считать, что воспитание - явление главным образом социальное как по своим функциям, так по происхождению, и, следовательно, педагогика зависит от социологии сильнее, чем от любой другой науки». В этом положении указывается зависимость содержания, направленности, методов, которые используются в воспитании, от господствующей культуры, тех отношений, которые сложились между различными группами в социуме.

французский социолог отмечает, что «не бывает воспитания, повсеместно пригодного для всего человеческого рода; более того, не бывает, в известном смысле, общества, где бы различные педагогические системы не сосуществовали и не функционировали параллельно» . Так, история показывает, что воспитание патрициев было не таким, как у плебеев; городское воспитание отличается от сельского, и даже профессиональное воспитание предполагает существенное педагогическое разнообразие, поскольку общество, в целях самосохранения и развития, требует определенного разделения общественного труда. В то же время, как ни велико было бы значение специализированного воспитания, это не означает, что общее воспитание отсутствует. Каждый народ имеет свое собственное воспитание, в основе которого определенная нравственная, политическая, религиозная организация. Вот почему в общецивилизационном развитии воспитание так сильно варьировалось в зависимости от времени и страны; «вот почему оно является аскетическим в Средние века, либеральным в эпоху Возрождения, литературным в 17 веке, научным в наши дни» [Там же, с. 8]. Общество не только диктует определенные нормы воспитания, но и само берет на себя выполнение данной задачи, поскольку придает этому делу большое значение и поскольку конструирует образец воспитания, и конструирует его сообразно своим потребностям.

Социология воспитания, как ее понимает Э. Дюркгейм, может помочь понять проблемы воспитания, связывая их с меняющейся социальной реальностью. Общество развивает индивида, его способности и наклонности, открывает в нем скрытые возможности, создает нового человека; «это созидательное свойство составляет, кроме того, особую привилегию человеческого воспитания». Социокультурная направленность воспитания определяется в первую очередь той целью, которую ставят воспитатели при развитии подрастающего поколения.

В период трансформации украинского общества происходят коренные политические, экономические, социальные и культурные перемены; исчезают прежние формы жизни, привычные представления и убеждения, начинается поиск новых жизненных ориентаций, т. е. создается новая общественная организация с новой системой ценностей. Новому обществу нужен новый гражданин. Но какой? Каковы цели его воспитания? Да и сам воспитатель, каким он должен быть?

На эти и другие вопросы, касающиеся проблем воспитания, отвечают педагогика и социология воспитания, объединяя усилия в решении данных задач. Социология дает те базовые знания о человеке, его развитии и саморазвитии в социуме, которые используются педагогами и психологами при конструировании эффективных технологий воспитания личности. Э. Дюркгейм отмечает, что всякий раз, когда система методов воспитания глубоко трансформировалась, это происходило под влиянием одного из тех великих социальных течений, воздействие которых ощущалось во всем пространстве коллективной жизни. Не вследствие психологических открытий эпоха Возрождения создала совокупность новых методов воспитания, которые отличались от применяемых во времена Средневековья. Данное явление связано с теми изменениями, которые произошли в структуре европейских обществ и привели к появлению новой концепции человека и его места в мире.

Э. Дюркгейм подчеркивает необходимость социологической подготовки педагога, поскольку она может дать систему ведущих идей, а это составляет необходимое условие для того, чтобы данная деятельность была плодотворной.

Обращая внимание на огромную значимость влияния цивилизационных процессов на воспитание, Э. Дюркгейм подчеркивает: «Глубокие трансформации, которые испытали или испытывают современные общества, требуют соответствующих трансформаций в сфере национального воспитания. Но хотя мы хорошо понимаем, что изменения необходимы, мы плохо знаем, какими они должны быть. Каковы бы ни были убеждения отдельных индивидов партий, общественное мнение продолжает пребывать в состоянии нерешительности и беспокойства… Речь теперь идет не о том, чтобы пускать в ход уже усвоенные идеи, а о том, чтобы найти идеи, которые бы нас направляли. Как же их обнаружить, если не восходить к самому источнику воспитания, т. е. к обществу? Необходимо, стало быть, задавать вопросы обществу, необходимо знать его потребности, поскольку именно его потребности надо удовлетворять».

Современное воспитание, как считают многие исследователи, находится в кризисном состоянии. Прежние методы приобщения личности к культуре в семье, школе, вузе уже не срабатывают, а новые, соответствующие потребностям нашего времени, пока не утвердились.

Воспитание возникло в обществе и сохраняется до сих пор из-за того, что человек, появляясь на свет, не владеет теми знаниями, умениями, которые от него требует совместная с другими индивидами, социальными группами жизнь. Она регулируется не природными возможностями, которыми он обладает от рождения, а нормами, правилами организации общения с разными субъектами, использования предметов природного и искусственного происхождения. Требуется специальная система взаимодействия различных социальных субъектов для того, чтобы личностью были освоены конкретные требования культуры, позволяющие ей обеспечить сохранение и развитие социума. Необходимость воспитания вызвана тем, что нормы и правила культуры существенно отличаются от природных инстинктов и приходится использовать специальные методы для того, чтобы человек постепенно научился руководствоваться не своими природными побуждениями, а теми нормами, которые выработало общество на протяжении всей истории человечества.

Поэтому исторически первой задачей воспитания стал поиск наиболее эффективных способов приобщения к культуре с раннего детства, когда ребенок впервые сталкивается с тем, что его естественные формы действий не могут быть приняты окружающими людьми. Им нужно то поведение, которое обеспечивает совместную жизнь в семье, трудовой общности, в большой группе, населяющей определенную территорию.



Постепенно возник педагогический подход к воспитанию, направленный на поиск, разработку и реализацию методов воздействия родителей, учителей, других субъектов, взаимодействующих с детьми, на становление нормативного сознания и поведения подрастающего поколения. При этом следует выделять народную педагогику, которая базируется на опыте многих поколений по организации трудового, нравственного, эстетического и иных видов воспитания детей разного возраста, и педагогику как особую науку. Она стала формироваться еще в эпоху Возрождения (Я. Каменский), а затем развивалась в работах Песталоцци, Жан Жака Руссо, других исследователей, разрабатывающих теорию обучения и воспитания детей с раннего детства до достижения ими социальной зрелости.

Само понятие «социальная зрелость» указывает на то, что воспитание продолжается до того времени, пока личность не начинает принимать и реализовывать основные требования культуры к организации своей повседневной жизни. Возникает историческая преемственность в освоении природы, ее преобразовании, применении различных механизмов, организации общения между индивидами, малыми и большими общностями.

Однако всегда существовала проблема, вызванная тем, что часть людей не принимает требования культуры, руководствуясь не интересами общности, ее сохранения и развития, а своими личными потребностями. Становясь взрослыми, они нарушают моральные, трудовые нормы, совершают преступления. Для того чтобы общество не страдало от действий таких людей, их изолируют на какое-то время или лишают жизни. В ряде стран отменена казнь, ее заменили на пожизненное заключение. Возникает необходимость создания особой педагогики для перевоспитания взрослых людей. Попытки ее разработки предпринимались, в частности, в 60–80-х гг. ХХ в. в разных странах, но не дали значительных результатов.

Поэтому ошибочно ограничивать в наше время воспитание только периодом детства. Современный динамично меняющийся мир требует постоянной перестройки сознания, поведения у каждого человека в любом возрасте. Всем приходится изучать инструкции по работе с новой бытовой техникой, переучивать себя вследствие модернизации технологий, применяемых в труде, приспосабливаться к изменениям в семье, экономической, политической жизни. Актуальной задачей становится разработка теории воспитания людей всех возрастов, различных социальных групп, материального положения с учетом специфики их ориентаций на освоение новых требований культуры.

С конца ХIХ в. педагогический подход стал дополняться психологическим подходом, направленным на выявление закономерностей изменения психических свойств личности в процессе формирования ориентаций и установок на реализацию конкретных норм и правил. Исследователи выясняют роль эмоций, чувств, мышления в формировании определенного по направленности поведения. Доказана необходимость учета особенностей психического развития детей разного возраста, влияния различных видов мышления на приобретение тех знаний, умений, которые обеспечивают реализацию требований культуры. Появились работы З.Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, в которых предпринята попытка выявить роль бессознательного фактора в поступках не только индивидов, но больших групп людей. Однако психология не раскрывает всю систему противоречивого взаимодействия личности с социумом.

Социология позволяет рассмотреть воспитание с более широких позиций, выявляя основные противоречия этого процесса, объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы приобщения человека к культуре, механизмы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в разнообразных видах деятельности, исследуя роль семьи, учебной, трудовой группы, СМИ, искусства, политики, экономики в формировании ориентаций и установок социальных субъектов на требуемое обществом поведение.

Основные понятия социологии воспитания :

Культура , как система искусственно создаваемых человеком способов взаимодействия с окружающим миром. Культура включает в себя знания о том, как можно преобразовывать окружающий мир, ценность созданных предметов, идей, представлений, конкретных норм, правил, практику их реализации.

Воспитание представляет собой систему приобщения личности к культуре, имеющимся в ней знаниям, ценностям, практикам социальных действий. Уровень воспитанности отдельных индивидов обеспечивает степень освоения культуры конкретной социальной группы. С одной стороны, она заинтересована в том, чтобы входящие в ее состав люди использовали в повседневной практике нормы, правила, принятые в ней. С другой стороны, сама ориентация личности на более полное соблюдение культуры той общности, к которой она стремится принадлежать, определяет степень воспитанности всей общности. Социологический подход к воспитанию выявляет взаимную ответственность каждого человека за уровень культуры общества и общества за степень приобщения к ней разных по биопсихическим, социальным характеристикам индивидов.

Природные задатки - этот термин чаще всего используют, когда пытаются объяснить феномен быстрого и очень результативного освоения личностью какого-то требования культуры. Анализ трудностей, возникающих в семейном, школьном, общественном воспитании, приводит к выводу, что следует всегда учитывать природную готовность к освоению не только сложных видов работ, но и любых требований культуры. Существует разная физическая, психическая предрасположенность индивидов к выполнению разных видов домашних работ, проявлению доброты, чуткости и сочувствия, милосердия, принципиальности, трудолюбия, восхищения прекрасным, возвышенным и т. д. Следует признать наличие у части людей склонности к проявлению грубости, гордыни, высокомерия, жестокости, насилия, совершению отдельных видов преступлений. Очень редко встречаются семьи, в которых специально формируют эти негативные качества. Как же они появляются?

Природа дает каждому человеку набор задатков к разным видам взаимодействия с миром вещей и миром людей. Однако каждый человек уже в раннем детстве обнаруживает трудности в освоении отдельных норм, правил поведения в семье, дружеской компании, общественных местах. Причина в том, что природа не дала необходимые задатки к успешному принятию некоторых требований культуры. Поэтому воспитание всегда включает особую работу с природными склонностями конкретных индивидов. С помощью воспитания на протяжении многих веков подавлялось физическое и психическое сопротивление отдельных людей требованиям культуры.

Проявлялся важный закон взаимосвязи природного и социокультурного в человеке. Природа, поскольку она обеспечивает физическое существование на основе реализации безусловных инстинктов, не может быть изменена только одним воздействием внешних факторов. Человек способен изображать подчинение определенным правилам, но, как только его перестают контролировать, вновь реализует данные о рождении программы поведения. Реальное, а не мнимое принятие предписаний культуры происходит только тогда, когда личность постоянно принуждает себя действовать в соответствии с социальными нормами, осуществляет самоконтроль.

Развитие - понятие, которое выражает как направленность, общее содержание процесса воспитания, так и одну из его целей. При этом развитие личности представляет собой не механическое запоминание знаний, раскрывающих содержание тех или иных норм и правил, а выработку потребностей и интересов, которые совпадают с принятыми в социуме. Развитие личности осуществляется в процессе соединения внешних и внутренних факторов, побуждающих приобретать новые знания, умения, навыки. На начальном этапе освоения конкретных требований культуры ведущая роль принадлежит тем субъектам, которые заинтересованы в принятии их личностью. Они показывают пример выполнения необходимых действий, объясняют их ценность, создают условия для постепенного изменения сознания и поведения индивида. Возникает особое социокультурное взаимодействие, характеризующееся тем, что человек выступает в качестве преимущественно объекта развития со стороны тех, кто владеет нужными навыками. В таком положении оказываются дети в семье, учащиеся в школе, взрослые, приобретающие новые знания, умения. При освоении нового у человека может возникнуть потребность в достижении высокого уровня мастерства использования приобретенного умения. Эта задача решается с помощью реализации определенных природных склонностей к конкретному виду деятельности, постоянной работы над собой. Личность становится субъектом саморазвития.

Саморазвитие представляет собой такое социокультурное взаимодействие, когда человек одновременно выступает в двух качествах: преимущественно как объект внешнего влияния и как объект своего собственного влияния для достижения успеха в освоении конкретных требований культуры. Высокий результат обеспечивается тем, что природные склонности к определенному виду деятельности в ходе постоянных усилий по их более полному проявлению превращаются в способности.

Саморазвитие личности - процесс самостоятельного направленного изменения знаний, умений, навыков в процессе реализации индивидуальных задатков, способностей и овладения требованиями современной культуры.

Развитие и саморазвитие личности осуществляется в процессе ее образования и самообразования с раннего детства.

Понятие образование является одним из самых главных при раскрытии сущности и содержания воспитания как социокультурного процесса. Сам уровень образованности обычно проверяется умением воспроизвести некий объем информации, даже суметь ее использовать при решении учебных задач. Однако ценность того, что знает и умеет в данное время человек, чаще всего не интересует ни обучающего, ни обучаемого. В результате наблюдается такое явление, как очень быстрое забывание человеком тех знаний, которые он приобрел во время учебы. Качество обучения существенно повышается, когда воздействие учителя дополняется самостоятельной работой личности по приобретению новых знаний, навыков.

Самообразование - становясь субъектом постоянного обогащения себя новыми представлениями об окружающем мире, анализируя проблемы и противоречия его функционирования и развития, человек постоянно уточняет смысл и ценность той информации, которую он приобретает, тех умений, которые у него возникают. Исчезает ситуация вынужденного зазубривания неких сведений, их получения под влиянием внешней необходимости.

Человек не механически усваивает требования общества, а осуществляет самоопределение, выбирая то, что в наибольшей степени способствует раскрытию приобретенных на разных этапах социализации знаний, умений. Отличающим от образования признаком воспитания является нацеленность на выработку ценностных ориентаций , опирающихся на действующие в культуре социума нормы, правила. Их принятие обеспечивает включение личности в совместную с другими общностями совместную деятельность.

Сущность воспитания определяется тем, что оно представляет собой систему приведения сознания и поведения индивида в соответствие с требованиями социума. Но невозможно обеспечить принятие конкретных ценностей социума, если индивид не осознает для себя лично их смысл.

Самовоспитание представляет собой процесс осознанного воздействия личности, направленного на утверждение в своем сознании и поведении тех ценностных ориентаций и установок, в которых выражается принятие ею норм и правил общественной жизни.

Самореализация - деятельность личности по выявлению индивидуальных задатков, их развитию на основе принятых в обществе норм и правил.

Самоутверждение - деятельность личности по добровольному освоению норм и правил жизнедеятельности определенной социальной группы на основе выполнения предъявляемых ею требований к культуре поведения.

Самоорганизация личности - совокупность навыков постановки обоснованных целей предстоящей деятельности, выбора оптимальных способов их реализации, проявления воли, терпения, самоконтроля в осуществлении запланированного.

Самоопределение - процесс, включающий осознание требований общества к поведению личности в типичных жизненных ситуациях; принятие этих требований в качестве ориентиров действий; выявление индивидуальных задатков и способностей, на основе которых достигаются успехи в разнообразной деятельности; овладение принятыми в обществе способами реализации личностного потенциала в труде, общении.