Социальное обеспечение семей с детьми в российской федерации сотникова лилия васильевна. Подписаться на акции и бонусы

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Современное состояние социального обеспечения семей с детьми Мизева Е.Ю. Пермский филиал Финуниверситета Пермь, Россия The Current State of Social Security of Families with Children Mizeva E.Y. Perm Branch of Finance University Perm, Russia Семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности. Подтверждением важности семьи, как основного института общества и необходимости ее защиты является Всероссийский день семьи, который ежегодно празднуется 8 июля. Впервые этот праздник отмечался в 2008 году, который был объявлен в России годом семьи. Но, несмотря на предпринимающиеся в нашей стране усилия, направленные на поощрение рождаемости и помощь семьям с детьми, в настоящее время законодательная база РФ, разрабатываемая на федеральном уровне, остается достаточно скудной. В настоящее время Россия стоит перед лицом острого демографического кризиса в предстоящие 50 лет ее население может сократиться вдвое. По данным специалистов, ежегодно население России сокращается на 700 тыс. человек, и темпы снижения численности увеличиваются. Для обеспечения воспроизводства населения и замещения поколений суммарный показатель рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста) должен составлять 2,14. В Российской Федерации в 2012 году этот показатель составил всего 1,61. Существующие проблемы семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная

2 поддержка семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение семьи с детьми, так и пути улучшения их положения. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества. Социальная обеспечение семьей с детьми в Российской Федерации как отрасль профессиональной деятельности в рамках государственной системы социальной защиты и поддержки населения обладает богатым эмпирическим потенциалом, а как область научного знания только начинает складываться. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38). Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми. Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», действующий в редакции от 14 июля 2008 г. (далее Закон о пособиях 1995 г.). В гг. в законодательство о пособиях (в том числе Закон о пособиях 1995 г.) были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов. Пособия на детей, являясь разновидностью пособий, содержат в себе родовые черты пособия как одного из важнейших видов социального обеспечения. По своему целевому назначению пособия делятся на две группы: 1. пособия, компенсирующие полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок

3 2. пособия, предоставляемые как «помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств» 1 или как «дополнительная материальная помощь» 2. Первая группа включает социальные пособия, выплачиваемые гражданам вместо заработка в период, когда они в силу объективных (уважительных) причин не имеют возможности заработать средства на жизнь. Специфика данных пособий прослеживается в связи управомоченного субъекта с общественно-полезной деятельностью (уход за ребенком). К ним относятся такие пособия, как пособие по уходу за больным ребенком, пособие по уходу за ребенком во время карантина, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком за время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Во вторую группу включаются пособия, которые представляют собой материальную помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести или производить дополнительные расходы. Пособия предоставляются лишь в качестве помощи к основным доходам семьи, поэтому они не соизмеряются с оплатой по труду, а устанавливается в твердом размере. К ним относятся: единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву, пособие на погребение умершего несовершеннолетнего, пособие на погребение в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, социальное пособие малообеспеченным семьям с детьми. По продолжительности выплаты пособия подразделяются на единовременные, ежемесячные и периодические. Юридическая природа 1 Иванова Р.И. Советское право социального обеспечения: учеб.пособ. / под ред. А.Д. Зайкина. С См.: Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. С. 384.

4 единовременных пособий, выплачиваемых семьям с детьми, состоит в покрытии разовых потребностей в дополнительных расходах. К ним традиционно относится единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Большая часть появившихся в переходный период пособий семьям с детьми также относится к единовременным: на погребение; семьям с детьми беженцев и вынужденных переселенцев; семьям с детьми погибших граждан, принимавших участие в борьбе с терроризмом; умерших вследствие поствакцинальных осложнений; смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве; погибших (умерших) военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) при исполнении ими своих служебных обязанностей (на военных сборах). К ежемесячным пособиям семьям с детьми относятся: ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву, ежемесячная страховая выплата в случае смерти застрахованного кормильца в результате несчастного случая на производстве: ежемесячное пособие супругу военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья: ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с Терроризмом на территории Республики Дагестан. К периодическим пособиям семьям с детьми относятся пособия: по беременности и родам; по уходу за больным ребенком; по уходу за ребенком при карантине. Их особенность обусловлена определенной их протяженностью по времени выплаты.

5 Компенсационные выплаты на детей это единовременные, ежегодные, ежемесячные денежные выплаты строго целевого характера, предоставляемые семье с детьми из бюджетных средств в порядке социального обеспечения для возмещения дополнительных расходов в связи с рождением и воспитанием детей в установленных законом случаях, в твердой денежной сумме. Компенсационные выплаты семье с детьми установлены федеральным законодательством двум категориям: 1. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинамвоеннослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста ежемесячно в размере 50 руб., не повышающемся с 1 января 2001 г. 3 ; 2. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом 4, - ежемесячно в размере 1200 руб. к пенсии того лица, за которым осуществляется уход. Финансовый источниккомпенсационных выплат семьям с детьми один - бюджетные средства (федеральные и региональные). В этом их отличие от пособий, выплата которых не ограничена бюджетными ассигнованиями и может производиться за счет средств ФСС России и особого источника - субвенций. Федеральным законом от ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон 256-ФЗ) с в целях создания условий, обеспечивающих семьям, 3 См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категория граждан». 4 Постановление Правительства РФ от 4 июня 2007 г. 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами // Российская газета июня (с послед, изм.).

6 имеющим детей, достойную жизнь, установлены дополнительные меры государственной поддержки таких семей. Материнский капитал выдается семьям, в которых появился второй и последующие дети. По закону материнский капитал можно потратить только на улучшение жилищных условий, образование ребенка или формирование накопительной части пенсии для матери. Причем на руки деньги не выдаются - это сертификат, с которого средства перечисляются на указанные в законе нужды. Итоги проведенного в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей с детьми, позволяют сделать следующие выводы: Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме твердых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки. Законодательная и нормативная база действующей системы социальных выплат, услуг и мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда четко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки. Список литературы: 1. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ//"Российская газета", N 99, Федеральный закон от г. 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и

7 профессиональных заболеваний» // СЗ РФ Ст (с послед, изм.). 3. Федеральный закон от N 178-ФЗ (ред. от) "О государственной социальной помощи"// "Российская газета", N 142, Федеральный закон от г. N 256-ФЗ (ред. от) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // "Российская газета", 4263, Иванова Р.И. Советское право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. А.Д. Зайкина. С Захаров М.Л. Право социального обеспечения России/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, с 7. Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России: Учебное пособие / Ю.Б. Корсаненкова, А.Ф. Корсаненкова., С Исакович Е. И. Изменение словарного значения статуса семьи и ребенка за последние 150 лет // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» Социология. 9. Министерство труда и социальной защиты РФ URL: Дата обращения:


ПРОГРАММА МЕЖФАКУЛЬТЕТСКОГО СПЕЦКУРСА «РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ» (24 часа, включая зачет) Тема 1. Становление и развитие российского законодательства о социальных

Понятие и классификация пособий. Страховые пособия Основные вопросы темы 1. Понятие и классификация пособий по системе социального обеспечения. Страховые пособия 2. Пособие по временной нетрудоспособности

ПОСОБИЯ ПО СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Страховые и государственные пособия 2. Понятие пособия Пособие - денежная выплата, предоставляемая гражданам по системе социального обеспечения ежемесячно, периодически

Ю.Б. Корсаненкова ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья посвящена анализу действующего пенсионного законодательства, регулирующего понятие, содержание и

Государственные пособия 1. Понятие и виды государственных пособий. Право граждан, имеющих детей, на государственные пособия 2. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей: условия назначения и размеры

Право социального обеспечения (материалы к лекциям с учетом законодательства по состоянию на 01.11.2016) Основные вопросы темы 1. Понятие и виды социального обеспечения (1-8) 2. Функции социального обеспечения

Понятие и классификация пособий. Страховые пособия Основные вопросы темы 1. Понятие и классификация пособий по системе социального обеспечения. Страховые пособия (слайды 1-5) 2. Пособие по временной нетрудоспособности

Тема 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (материалы к лекции) Основные вопросы темы 1. Понятие социального обеспечения 2. Функции социального обеспечения 3. Формы социального

Государственные пособия 1. Понятие и виды государственных пособий. Право граждан, имеющих детей, на государственные пособия (1-5) 2. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей: условия назначения

19 мая 1995 года N 81-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 184-ФЗ, от 18.06.1996

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 184-ФЗ, от 18.06.1996 N 76-ФЗ, от 24.11.1996 N 130-ФЗ, от 30.12.1996

Принципы права социального обеспечения Тема 2 Основные вопросы темы 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения 2. Содержание принципов права социального обеспечения 1. Понятие

ИНФОРМАЦИЯ О ВИДАХ И РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В 2015 ГОДУ 12.01.2015 в руб. Федеральные выплаты Единовременные выплаты 1 Пособие по беременности и родам: - за 140 календарных дней

Право социального обеспечения (материалы к лекциям с учетом законодательства по состоянию на 01.09.2017) Основные вопросы темы 1. Понятие и виды социального обеспечения (1-9) 2. Функции социального обеспечения

Страница 1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (с изменениями на 7 марта 2018 года) Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 24

СОДЕРЖАНИЕ Полные и сокращенные наименования использованных документов....... 5 Введение......................................................... 6 Глава 1. Пособие по временной нетрудоспособности. Порядок

Государственные пособия 1. Понятие и виды государственных пособий. Право граждан, имеющих детей, на государственные пособия (слайды 1-5) 2. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей: условия назначения

19 мая 1995 года N 81-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года Одобрен Советом Федерации 4 мая 1995

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ, ЛЬГОТ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ, И ИСТОЧНИКОВ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ Категория граждан Государственная гарантия, льгота Документы Источник финансирования

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие и виды пенсий (слайды 1-7) 2. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми и государственными пенсиями

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ (ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ) 1. ЧТО ПОЛАГАЕТСЯ ЖЕНЩИНЕ В СВЯЗИ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ И РОДАМИ Размер пособия Куда следует обратиться Необходимые документы Основание (Нормативные

ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Тема 2 Основные вопросы темы 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения (слайды 1-9) 2. Содержание принципов права социального обеспечения

Меры социальной поддержки, предоставляемые семьям с детьми на территории Ленинградской области Предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми на территории Ленинградской области осуществляется

Уважаемые жители! В соответствии с Приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 17.12.2012 г. 835 «О переходе на экстерриториальный принцип обслуживания населения по предоставлению

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ Петрозаводск. 2014 год. 1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном

Расходование средств на обязательное социальное страхование производится в соответствии с утверждаемым на каждый год Бюджетом Фонда. Расходная часть бюджета ГУ Владимирского регионального отделения Фонда

Лекция 6. Виды выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, условия их назначения 6.1. Виды страхового обеспечения, осуществляемого Пенсионным фондом Российской Федерации по системе обязательного

F1: Право социального обеспечения F2:Кафедра ГП и ПД, ст. преподаватель, Иванов И. И., Фадеева А.В. F3: Для текущего контроля знаний (экзамен) студентов направления БЮ БЗФ, БЗУФ F4: Раздел Подраздел Тема

Право социального обеспечения 1. Компенсационные выплаты (1-10) 2. Жилищные субсидии (11-22) 3. Материнский (семейный) капитал (23-30) 1. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ Слайды 1-10 1. Компенсационные выплаты

Среднее Профессиональное Образование Г.В. Сулейманова Право социального обеспечения Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

Московский институт экономики, менеджмента и права Кафедра гражданско-правовых дисциплин ПРОГРАММА курса Право социального обеспечения Москва 2004 ель программы Кожухарик Д.Н., кандидат юридических наук

Обеспечение пособиями и компенсациями семей с детьми органами социальной защиты населения Калужской области с 1 января 2014 год (с учетом коэффициента индексации 1,05). Виды пособий Размер пособия Нормативный

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ Тема 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Понятие социального обеспечения и его функции Тема 1. Лекция 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО

УТВЕРЖДЕН постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 января 2016 г. 4 ПОРЯДОК 1. Общие положения Порядок в Хабаровском крае (далее Порядок), устанавливает правила ежемесячного пособия на ребенка

Право социального обеспечения 1. Компенсационные выплаты (1-9) 2. Жилищные субсидии (10-21) 3. Материнский (семейный) капитал (22-30) 1. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ Слайды 1-9 1. Компенсационные выплаты По

Отдел детских пособий Задачи отдела: 1. В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Алтайского края и направлениями краевой социальной политики в сфере предоставления мер социальной

Право социального обеспечения 1. Компенсационные выплаты (слайды 1-9) 2. Жилищные субсидии (слайды 10-21) 3. Материнский (семейный) капитал (слайды 22-30) 1. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ Слайды 1-9 1. Компенсационные

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ, СУБСИДИИ И ИНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ Право социального обеспечения 2. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ По своей сути компенсационные выплаты - это денежные выплаты, которые призваны компенсировать

Отчет о деятельности Отдела социальной защиты населения Администрации Морозовского района в 2012 году В течение года сотрудниками ОСЗН совместно с коллегами из Министерства труда и соц. развития области

Пенсия по случаю потери кормильца вид пенсии, который предусмотрен нормами всех трех основных пенсионных законов: 1) ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 2) ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 3)

ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие принципов права социального обеспечения (1-3) 2. Классификация принципов и их общая характеристика

Информация отдела социальной защиты населения Вурнарского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии за 1 квартал 2016 год. В районе сохраняются все меры государственной

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Право социального обеспечения» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки

Размеры федеральных и городских денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, выплачиваемых органами социальной защиты населения, в 2006 и 2007 годах Вид пособия /компенсации/ Пособие по беременности

ЛЕКЦИЯ 9 Обязательное социальное страхование 1. Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует

Меры социальной поддержки беременных женщин и семей, имеющих детей Всероссийская демографическая программа «СВЯТОСТЬ МАТЕРИНСТВА» Смоленск Для неработающих женщин Всероссийская демографическая Программа

Социальная поддержка семьи и детей Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в лечебных учреждениях в ранние сроки беременности 705,11 руб. Предусмотрена индексация в соответствии с федеральным

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ, КОМПЕНСАЦИЙ И СУБСИДИЙ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1. Общие положения 1.1. Управление социальных выплат, компенсаций и субсидий

Право социального обеспечения 1. Компенсационные выплаты 2. Жилищные субсидии 3. Ежемесячные денежные выплаты 4. Материнский (семейный) капитал 5. Социальная доплата к пенсии 1. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной

Законы по вопросам социального обеспечения (с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.) 1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. 1032-1 «О занятости населения в Российской 2. Закон РСФСР от 26 апреля

Государственное учреждение региональное отделение Фонда социального страхования Петрозаводск. 2016 год. Количество страхователей и застрахованных по районам Карелии и их изменения за 2015 год 153 (+2%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВОРОНЕЖСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Азбука для будущих родителей У Вас будет ребенок? Поздравляем! Вы держите в руках брошюру

Уважаемые страхователи! С 1 июля 2012 года Новосибирская область участвует в реализации пилотного проекта. Познакомьтесь с основными положениями пилотного проекта Выплата пособий Филиалы Новосибирского

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от 10 апреля 2006 года N 19-кз О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И ВЕТЕРАНОВ

Комитет социальной защиты населения администрации Тихвинского района Ленинградской области Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной поддержки малообеспеченным семьям с детьми

30 июня 2002 года 78-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ СОТРУДНИКОВ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ДРУГИХ ВЫПЛАТАХ ЭТИМ СОТРУДНИКАМ И УСЛОВИЯХ ПЕРЕВОДА

1990 год принятие первого российского пенсионного закона «О государственных пенсиях в РФ» 2002 год первый этап реформирования 2010 год второй этап реформирования С 2002 года сформировалась новая пенсионная

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 августа 2003 г. N 512 О ПЕРЕЧНЕ ВИДОВ ДОХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ И ДОХОДА ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩЕГО ГРАЖДАНИНА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 1 Компенсация за период лишения свободы, 75 руб. за каждый месяц, но не Подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы, принудительного лечения и

Перечень государственных услуг Департамента труда и социальной защиты города Москвы, предоставляемых в сфере социальной защиты государственная услуга предоставляется по экстерриториальному принципу. электронная

Социальная защита населения в Российской Федерации Салмина А.В., Зайцева. Е.В Уральский Федеральный университет Город Екатеринбург, Россия Social protection of the population in the Russian Federation

Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация (1-5) 2. Конституция РФ и международные правовые акты в системе отраслевых источников

Пособие по беременности и родам Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности Единовременное пособие при рождении ребенка пособие по уходу за ребенком

Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Право социального обеспечения 1. Общая характеристика обязательного социального

5 декабря 2006 года N 207-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ (в

Право социального обеспечения Основные вопросы темы 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений 3. Характеристика отдельных видов материальных

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ Меры социальной поддержки Размер Условия предоставления Требуемые документы Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Сотникова Лилия Васильевна. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации: правовые вопросы: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.05. - Екатеринбург, 2007. - 227 с. РГБ ОД, 61:07-12/1003

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы социального обеспечения семей с детьми в российской федерации 13

1. Исторический аспект развития законодательства о социальном обеспечении в связи с материнством и детством 13

2. Понятие социального обеспечения семей с детьми, его место в системе социального обеспечения Российской Федерации и структура 28

3. Особенности источников права, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми 49

4. Граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению в связи с материнством и детством 86

ГЛАВА 2. Вопросы правового регулирования отдельных видов социального обеспечения семей с детьми 99

1. Пенсионное обеспечение семей с детьми 99

2 Пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством 120

3. Государственная социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей 159

4. Социальное обслуживание семей с детьми в системе государственных социальных служб 174

Заключение 192

Список литературы 200

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Международные нормативные правовые акты закрепляют право семьи на предоставление ей самой широкой охраны и помощи, в основном, при ее образовании, и пока на ее ответственности лежит забота о несовершеннолетних детях и их воспитании, право на особую охрану матерей в течение разумного периода до и после родов. В числе приоритетных для всего мирового сообщества задач, как отмечается в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, -«защита семьи от нищеты и лишений, от негативных воздействий, изменений, связанных с экономикой; улучшение положения неполных семей, семей с одним кормильцем» 1 . Социальная политика Российского государства в отношении семей с детьми определяется Конституцией Российской Федерации. Статья 38 Конституции указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Государственная семейная политика, будучи важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых на федеральном и региональном уровне в отношении института семьи. В Федеральном законе от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» подчеркивается, что государственная политика в интересах детей является приоритетной, один из ее принципов - поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В нашей стране современная демографическая ситуация, уровень жизни семей с детьми вызывает в настоящее время особую тревогу и требует незамедлительного улучшения социально-экономического потенциала семьи, принятия мер, направленных на улучшение социально-демографической ситуации в стране. К началу XXI века Россия подошла в состоянии устойчивого

1 Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов./ Составитель Л.Н. ШестаковМ., 1990. С. 38-42. : СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3802.

процесса депопуляции, имея один из самых высоких в мире темпов естественной убыли населения. За 1993-2005 годы численность населения Российской Федерации сократилась на 5,8 млн. чел. или на 4%. Для настоящего времени характерны низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, ухудшение репродуктивного здоровья населения. Для обеспечения воспроизводства населения и замещения поколений суммарный показатель рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста) должен составлять 2,14. В Российской Федерации в 2005 году этот показатель составил всего 1,29.

В Государственном докладе 2006 г. «О положении детей в Российской Федерации» 1 указано, что численность детей в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2005 года 29,1 млн. чел.- это пятая часть населения России. За 2001-2004 год численность детей уменьшилась на 4,4 млн. чел. Такое ее сокращение обусловлено низким уровнем рождаемости одновременно с достижением совершеннолетия подростками, родившимися в середине 80-х годов прошлого столетия, когда рождаемость в стране была самой высокой за последние 40 лет.

Вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, укрепления семьи в качестве одного из направлений решения демографической проблемы обозначены Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2006 года. Предложенная программа содержит целый комплекс мер, направленных на государственную поддержку семей с детьми. С января 2007 года вступили в действие нормативные правовые акты, предусматривающие значительное увеличение пособия по уходу за ребенком, стоимости родовых сертификатов, компенсацию затрат на дошкольное воспитание. С целью обеспечения приоритетности устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, установлено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, определен на федеральном уровне мини-

1 О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М, 2006.

2 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Рос. газ. 11 мая 2006 г.
№97.

мальный норматив на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, а также на оплату труда приемных родителей. В качестве дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, введено предоставление базового материнского (семейного) капитала.

Пенсии, пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми являются наиболее значимыми институтами в системе социального обеспечения. Все большее развитие получает социальное обслуживание семьи и детей, совершенствуются его формы, появились новые виды учреждений, предоставляющих социальные услуги. Учреждения социального обслуживания семьи и детей активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», оказывая соответствующие услуги; существенную роль в отношении социального обеспечения семей с детьми является институт государственной социальной помощи.

В то же время федеральное законодательство, регулирующее вопросы социального обеспечения, в большей степени ориентировано на лиц пожилого возраста, что является следствием проводимой длительное время приоритетной политики в области социального обеспечения, направленной на поддержку старшего поколения. Причем федеральный законодатель предусмотрел обязательную преемственность норм при передаче отдельных полномочий в сфере социального обеспечения субъектам РФ, а в результате данная тенденция наблюдается и в законотворчестве регионов. Кроме того, разобщены нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления социального обеспечения семьям с детьми, налицо множественность органов и источников предоставления социального обеспечения. Нерешенность этих и других вопросов предопределила выбор темы исследования.

Состояние научной разработанности темы. Отдельные вопросы темы анализировались в работах Е. Г. Азаровой 1 , К.С. Батыгина 2 ,

1 См. Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. М., 1997. 2 См. Батыгин К.С, Галаганов В.П.. Пособия по социальному обеспечению. М.,1996.

і 0 1 Л

А.Л.Благодир, В.П.Галаганова, Р.И.Ивановой, Ю.А.Королёва,

А.М.Нечаевой 5 , М.И.Полупанова 6 , Г.И.Потшеба, 7 Л.С.Ржанициной 8 , В.К. Субботенко 9 , Е.В.Сосновой. 10 , Е.П.Фроловой и других авторов, однако все они базировались на действующем ранее законодательстве. Комплексные же исследования по данной теме в настоящее время, отсутствуют.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей диссертации состоит в системном научном анализе законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы предоставления семьям с детьми пенсионного обеспечения, отдельных видов пособий, социальных услуг, государственной социальной помощи, а также в разработке на этой основе предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере социального обеспечения семьи и детей. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

рассмотрение истории развития законодательства о социальном обеспечении семей с детьми в Российской Федерации;

исследование понятия социального обеспечения семей с детьми, определение его места в системе социального обеспечения Российской Федерации и его структуры;

раскрытие особенностей источников права, регулирующих предоставление отдельных видов социального обеспечения семьям с детьми на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Выявление особенностей правового положения граждан, как субъектов правоотношений, возникающих по поводу предоставления пенсий,

См. Благодир А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан. Киров,2003.

2 См.: Батыгин К.С., Галаганов В.П. Пособия по социальному обеспечению. М., 1996.

3 См.: Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению. М., 1986.

4 См.: Королёв Ю. А Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. № 10.

5 см.: Нечаева А.М Охрана детей-сирот в России. М., 1994.

6 См.: Азарова Е, Г., Полупанов М.И. Социальное обеспечение детей в СССР. М.,1979.

7 См.: Фролова Е.П., Потшеба. Г.И. Государственная помощь матерям и детям. М, Финансы и статистика.
1989.

См.: Ржаницина Л.С Проблемы формирования системы государственной адресной помощи малообеспеченным семьям // Семья в России. 1998. № 2.

См.: Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980. 0 См.: Соснова Е.В. Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт. Учебно-методическое пособие. М., 2002.

пособий, социальной помощи и социального обслуживания семьям с детьми;

Исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения семей с детьми, обеспечения их пособиями и другими социальными выплатами, предоставления им социальных услуг;

Обоснование необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок предоставления отдельных видов социального обеспечения семьям с детьми.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации, предметом - международные, российские законодательные и подзаконные акты, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения семей с детьми, положения юридической науки по данному вопросу.

Методологическая основа и методы исследования. В основу диссертационной работы положены методы эмпирического и теоретического исследования, традиционной диалектической и формальной логики.

Теоретическая основа диссертации. При проведении настоящего исследования в качестве научно-теоретической базы использованы труды отечественных ученых по теории государства и права (С.С. Алексеева, В.Д. Пе-ревалова); по конституционному праву (М.И.Кукушкина, А.Н. Кокотова, С.Э.Несмеяновой, А.Н. Сагиндыковой, М.С.Саликова); по трудовому праву и праву социального обеспечения (Е.Г.Азаровой, К.С.Батыгина, Л.Ю.Бугрова, М.О.Буяновой, М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, Т.В. Иванкиной, С.Ю.Головиной, К.Н.Гусова, М.В.Лушниковой, Е.Е.Мачульской, М.В.Молодцова, С.В.Наймушина, Н.М.Саликовой, Э.Г.Тучковой, М.Ю.Федоровой, В.Ш.Шайхатдинова), в области семейного права (Н.В Ле-товой, Г.Л.Осокиной, A.M. Нечаевой), административному праву (Д.Н. Бах-раха, В.П.Новоселова) и др.

Информационная основа работы. Информационную основу работы составляют положения международно-правовых актов о правах человека,

законодательство советского и постсоветского периодов в сфере социального обеспечения семей с детьми, в том числе законодательство субъектов Российской Федерации, а также подзаконные нормативные правовые акты по исследуемому вопросу. Кроме того, в работе анализировались научная и учебная литература, материалы практики, статистические данные.

Эмпирическая основа исследования. Эмпирическую основу исследования составляют материалы правоприменительной деятельности Министерства социальной защиты населения и территориальных управлений социальной защиты населения Свердловской области, учреждений социального обслуживания семьи и детей по вопросам предоставления семьям с детьми пособий, государственной социальной помощи, социальных услуг и других мер социальной поддержки, а также Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области в части пенсионного обеспечения детей, Отделения фонда социального страхования РФ по Свердловской области - в части пособий, предоставляемых за счет средств социального страхования. При написании работы использован личный опыт автора, приобретенный при участии в подготовке проектов нормативных правовых актов Свердловской области (проекты законов Свердловской области «О ежемесячном пособии на ребенка», «О ежемесячном пособии опекуну (попечителю) на содержание ребенка», «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий», а также проектов постановлений Правительства Свердловской области по реализации этих и ряда других законов.

Научная новизна диссертации. Исследование представляет собой первое в науке права социального обеспечения системное рассмотрение теоретических основ социального обеспечения семей с детьми, нормативных правовых актов, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми, а также (с учетом особой правовой природы ребенка) социально-правового статуса граждан, как субъектов правоотношений в праве социального обес-

печения в связи с материнством и детством.

На защиту выносятся следующие положения:

история развития законодательства о социальном обеспечении семей с детьми свидетельствует о его преемственности, о реагировании на демографическую ситуацию и социально-экономическое положение в стране на отдельных этапах развития государства. В то же время отмечается, что в последние годы институт государственных пособий гражданам, имеющим детей, практически утратил социально-экономическую значимость в силу незначительного размера этих пособий;

обоснована необходимость внесения дополнений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в части назначения и выплаты пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, а также пособия для ВИЧ- инфицированных несовершеннолетних, которые были предусмотрены законодательством до I января 1994 года;

анализ международных документов, имеющих отношение к положению семей с детьми, позволил выделить основополагающие принципы, которые следует учитывать, решая вопросы предоставления данным семьям социального обеспечения. В большей части российское законодательство, регулирующее социальное обеспечение семей с детьми, им соответствует;

указывается на необходимость отражения в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в качестве одного из принципов государственной политики в интересах детей, такого закрепленного в международном законодательстве основного начала, как «пользование благами социального обеспечения», что будет способствовать реализации права на здоровые рост и развитие, специальный уход и охрану здоровья ребенка и матери, а также права ребенка на надлежащие питание и медицинское обслуживание;

обоснована возрастающая значимость в условиях существующей демографической ситуации социального обеспечения семей с детьми, как со-

ставной части системы социального обеспечения, сложившейся в Российской Федерации;

сформулировано определение понятия «социальное обеспечение семей с детьми». Это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и уполномоченными органами государства, иными юридическими лицами - с другой, по поводу предоставления денежных выплат и других видов обеспечения при наступлении у них определенных жизненных обстоятельств в связи с материнством, содержанием и воспитанием детей, влекущих повышенные расходы, утрату или снижение дохода;

в настоящее время идет процесс перераспределения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в силу чего структура социального обеспечения продолжает формироваться на основании требований федерального законодательства с учетом специфических региональных особенностей, закрепляемых законодательством субъектов Российской Федерации;

обосновывается, что для правоотношений, возникающих в праве социального обеспечения в связи с материнством и детством, характерно многообразие субъектов. Основными среди них являются: лица, обладающие правосубъектностью (матери, отцы, имеющие право на пособие по уходу за ребенком и др.); лица, обладающие правоспособностью, но не обладающие дееспособностью (дети умершего кормильца до определенного возраста, с наступлением которого закон связывает наличие дееспособности; несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и т. д.); семья, обладающая в определенных законом случаях правоспособностью (малоимущая семья при предоставлении государственной социальной помощи, многодетная семья при предоставлении отдельных мер социальной поддержки);

Обосновывается, что нормативные правовые акты, регулирующие

II вопросы пенсионного обеспечения детей, учитывая особую правовую природу ребенка как субъекта правоотношений в праве социального обеспечения, должны способствовать наилучшему обеспечению интересов ребенка независимо от того, по какому закону предоставляется ребенку пенсия по случаю потери кормильца;

Доказывается, что введение в структуру Федерального закона «О государственной социальной помощи» главы 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг» нарушило концепцию закона об адресности предоставления государственной социальной помощи, которая основана на сопоставлении среднедушевого дохода семьи с величиной прожиточного минимума. Целесообразнее было внести соответствующие изменения в законы, предусматривавшие меры социальной поддержки в виде льгот для тех категорий граждан, которые в настоящее время имеют право на получение набора социальных услуг; выявлен ряд противоречий в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих вопросы социального обеспечения семей с детьми, в связи с чем сформулированы соответствующие предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии и обсуждалась на заседаниях кафедры. Материалы диссертации использовались при проведении занятий по праву социального обеспечения в Уральской государственной юридической академии и по дисциплине «Социальное обеспечение детей в Российской Федерации» на факультете магистерской подготовки УрГЮА. Материалы исследования отражены в выступлениях автора на научно-практической конференции «Стратегия развития Российской Федерации в период рыночных реформ: правовой и экономический аспекты» (апрель 2002 г., Екатеринбург), на Международной научно-практической конференции «Специальное образование: состояние и перспективы развития» (март 2003

г., г. Екатеринбург), на методических семинарах, проводимых Министерством социальной защиты населения Свердловской области для специалистов территориальных органов социальной защиты населения. На основе анализа регионального законодательства в течение 2005г. - 2006 г. подготовлены предложения по внесению изменений в областные законы и отдельные постановления Правительства Свердловской области, регулирующие вопросы социального обеспечения семей с детьми.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в законотворческой работе, в правоприменительной практике органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Отдельные положения диссертации могут быть полезны работникам органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целью и задачами работы, спецификой рассматриваемых вопросов и выбранной методологией исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения, списка литературы.

Исторический аспект развития законодательства о социальном обеспечении в связи с материнством и детством

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалась во второй половине XX века. Однако, если обратиться к более раннему историческому периоду, то становится очевидным, что молодая Республика Советов, упразднив общества, Комитеты и учреждения царской России по оказанию помощи нуждающимся, сразу приступила к формированию новой системы государственного призрения.

«12-го декабря Народным комиссаром ведомства государственного призрения упраздняются: 1) Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 2) постоянная комиссия совета, 3) Хозяйственный Комитет, 4) Комитет для сбора пожертвований и 5) Комитет для изыскания средств на устройство слабых здоровьем детей в летние санатории» .

Декретом Министерства государственного призрения 12 января 1918 года было упразднено Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества. «Все дела, отчетность, имущество и остатки денежных сумм, полученных попечительством из разных источников» были переданы в коллегию, организованного при Министерстве Государственного Призрения От-дела по охране материнства и младенчества. В 1918 году учреждается при Народном комиссариате государственного призрения Отдел призрения несовершеннолетних, в ведение которого переданы были все исправительно-воспитательные приюты, колонии и учреждения. октября 1918 года было издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которым был намечен переход от социального страхования к социальному обеспечению «всех членов трудовой коммуны, источником существования которых является собственный труд» . Согласно Положению обеспечению подлежали все без исключения лица, источником существования которых является только собственный труд. Трудоспособные члены семьи трудящихся, ведущие домашнее хозяйство, подлежали страхованию на общих основаниях за счет главы семьи. По Положению впредь до введения общественного воспитания детей, обеспечением членов семей трудящихся, ведали органы социального обеспечения на основании особых положений. Средства на социальное обеспечение составлялись из взносов частных предприятий, учреждений и отдельных работодателей; взносов национализированных и государственных предприятий и учреждений; доходов с имущества и капитала учреждений социального обеспечения. Все поступающие на социальное обеспечение средства составляли единый Всероссийский Фонд Социального обеспечения, который находился в ведении отдела социального обеспечения и охраны труда Наркомтруда.

В порядке социального обеспечения выдавались пособия беременным и роженицам: беременным, занимающимся физическим трудом, в течение 8 недель, прочим - 6 недель до родов; - роженицам, занимающимся физическим трудом, в течение 8 недель, прочим - 6 недель со дня родов. В течение этих же сроков предписывалось выдавать пособие при беременности и родах. На выдачу различных видов пособий расходовались большие средства. Нормы обеспечения вполне соответствовали лозунгу того времени - «всем по потребностям».

Система социального обеспечения развернула в период до 1920 года небывалую работу по охране материнства и младенчества, которая потребовала переустройства всех старых воспитательных домов, авторитет которых в широких массах был чрезвычайно низок. Дело по обеспечению осиротевших и беспризорных детей строится на новых началах, появились новые формы учреждений. Появились дома матери и ребенка, детские ясли, детские сады, детские коммуны для подростков. К 1920 году число детских учреждений всех видов достигло 1724 с 124627 детьми, содержавшихся за счет государства.

Особое значение имела в этот период натуральная форма обеспечения, так как шло обесценение денег, отчуждение государством излишков сельхозпродуктов у крестьян, ликвидация частной торговли. По нормам, устанавливаемым правительством, обеспечиваемым выдавались мануфактура, обувь, одежда, белье, хлеб, сахар, фураж и т.д.

И. Ксенофонтов в книге «Состояние и развитие социального обеспечения в РСФСР»1 приводит данные о средствах отпускаемых на нужды социального обеспечения. Так, на обеспечение материнства и младенчества в 1918 году было отпущено 8,4 млн. руб., на содержание детских учреждений 30,8 млн. руб., в 1919 году - 384,2 млн. руб. и 859,1 млн. руб. соответственно.

В таком виде социальное обеспечение просуществовало до перехода Советской России к Новой экономической политике, до издания Совнаркомом декрета 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом», восстановившего систему социального страхования. Декретом от 21 января 1921 года «О социальном обеспечении рабочих, служащих и членов их семейств»

Понятие социального обеспечения семей с детьми, его место в системе социального обеспечения Российской Федерации и структура

Провозглашённое в Конституции РФ (1993 г.) положение о том, что наша страна является социальным государством, означает, что оно должно сфокусировать свои ориентиры на утверждение и развитие норм социального права в целях достижения благосостояния общества, обеспечения достойной жизни и свободного развития человека независимо от складывающейся политической и социально-экономической ситуации в стране.

Статья 7 Конституции в числе социальных гарантий гражданам называет: государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, а также развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, установление государственных пособий, установление иных гарантий социальной защиты, которые можно отнести также к семьям с несовершеннолетними детьми.

Роль социального государства состоит в государственном содействии социально-правовой защите каждого человека, предоставлении мер социальной поддержки определенным субъектам.

В Российской Федерации на современном этапе формируется новая система государственного социального обеспечения, право на которое закреплено в статье 39 Конституции РФ. Оно, как и другие права и свободы человека, является неотчуждаемым и принадлежит ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, Основным законом Российской Федерации называются конкретные виды предоставляемого социального обеспечения.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 указывается, что «социальное обеспечение в случае болезни выражается в предоставлении бесплатной медицинской помощи несовершеннолетнему в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования»1. Установлено бесплатное лекарственного обеспечения отдельным категориям детей (дети первых 3-х лет жизни, дети из многодетных семей в возрасте до 6-ти лет, и др.) , оплата больничного листка по уходу за ребенком и др.

Социальное обеспечение в случае инвалидности ребенка - это назначение государственной социальной пенсии, бесплатное лекарственное обеспечение, социальное обслуживание стационарными и нестационарными учреждениями социального обслуживания, бесплатное предоставление средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации ребенка.

При установлении несовершеннолетнему пенсии по случаю потери кормильца, государство частично компенсирует расходы на его содержание, источник которых утрачен в связи со смертью одного из родителей, обоих родителей или иных лиц, поименованных в законе, которыми ребенку предоставлялось содержание.

Социальное обеспечение для воспитания, которое называется Конституцией Российской Федерации (статья 39) в качестве одного из видов социального обеспечения, на взгляд автора, в первую очередь, предполагается в том случае, когда, вследствие наступления тех или иных обстоятельств, повлекших утрату ребенком родительского воспитания и содержания, ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей. Статья 121 Се-мейного кодекса Российской Федерации относит к детям, оставшимся без попечения родителей детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения.

До 1 января 2005 года федеральное законодательство содержало норму 0 распространении норм материального обеспечения и льгот, установленных для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без по печения родителей на детей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи. В настоящее время статьей 150 Семейного ко декса РФ установлено, что на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, уста новленных законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в статье 155 Семейного кодекса РФ по отношению к детям, пере даваемым в приемные семьи.

Кроме того, к этому виду социального обеспечения можно отнести предоставление пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки, установленных законодательством семьям с детьми.

При раскрытии понятия «социальное обеспечение» необходимо исходить из того, что это многоплановое явление представляет собою комплекс социально-экономических и правовых мер, гарантирующих социальную защиту граждан. В науке дается различное понятие социального обеспечения.

Социальное обеспечение можно определить, как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц, вследствие обстоятельств, признаваемых государством социально-значимыми

Пенсионное обеспечение семей с детьми

Назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям, имеющим детей, предусмотрено федеральными законами от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»1, от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе-дерации» и законами Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»3 и от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Если следовать определению понятия «трудовая пенсия» и понятию «пенсия по государственному пенсионному обеспечению», данным в соответствующих законах, то пенсию по случаю потери кормильца можно определить, как ежемесячную денежную выплату, которая представляется членам семьи умершего гражданина при наличии предусмотренных законодательством условий в целях компенсации им дохода, утраченного в случае потери кормильца, производимую из Пенсионного фонда или федерального бюджета.

Право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют предусмотренные статьей 9 нетрудоспособные члены семей граждан Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, когда полностью отсутствует страховой стаж (хотя бы один день), а также, если смерть наступила вследствие совершения им умышленного уголовно-наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью и это установлено в судебном порядке.

По общему правилу право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Гражданским кодексом Российской Федерации предусматривается, что гражданская дееспособность возникает по достижении 18 летнего возраста, за исключением случая вступления в брак до достижения 18-летнего возраста, когда гражданин приобретает ее в полном объеме со времени вступления в брак.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети (в том числе усыновленные) умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях (за исключением дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до 23 лет или старше этого возраста, если они до достижения 18 лет стали инвалидами.

При условии, что братья, сестры и внуки умершего кормильца не имеют трудоспособных родителей, находились на иждивении умершего, они также относятся к числу нетрудоспособных членов семьи умершего при соблюдении условий по возрасту, указанных по отношению к детям умершего.

К числу нетрудоспособных лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, закон относит также одного из родителей или супруга, деда, бабушку, независимо от возраста и трудоспособности, а также брата или сестру умершего кормильца либо его ребенка, достигших возраста 18 лет, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Обязательным условием в этом случае является, чтобы указанные лица не работали. В отношении лиц, занятых уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, факт иждивения не требуется.

Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено назначение этого вида пенсий лишь членам семей граждан, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, сержантов и старшин, а также членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные лица из числа граждан Российской Федерации или иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживавших на территории Российской Федерации, при соблюдения условий, предусмотренных статьей 8 - в отношении членов семей военнослужащих и статьей 10 - в отношении членов семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.

Пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством

Действующая система государственных пособий в связи с материнством и детством в совокупности с другими мерами социальной поддержки формирует систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивает материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей, что крайне актуально в условиях происходящего в России демографического кризиса, низкого уровня жизни населения, прежде всего семей с детьми. Обеспечение граждан пособиями на детей справедливо расценивается как одна из мер семейной и демографической политики, в частности обеспечивающей наряду с другими мерами повышение рождаемости, поддержку семьи и воспитание детей. Социально-экономические преобразования, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения, привели к возникновению новых видов пособий и компенсационных выплат и исчезновению ранее действовавших.

Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Это соответствует Конституции Российской Федерации, согласно части второй статьи 3 которой «социальные пособия устанавливаются законом». Социальное пособие является денежной формой обеспечения. Оно предоставляется гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения. Основания для обеспечения граждан отдельными видами пособий предусмотрены Конституцией Российской Федерации. Например, «каждому гарантируется социальное обеспечение, в случае болезни, для воспитания детей» «под защитой государства находится материнство», «каждый имеет право на защиту от безработицы» В то же время, в Конституции Российской Федерации указано, что каждому «гарантируется социальное обеспечение и в иных случаях, установленных законом». Такие случаи - рождение ребенка, необходимость ухода за ребенком и т. д. Денежные пособия в связи с материнством и детством, гарантированные Конституцией Российской Федерации, являются одним из значимых по своему объему видов социального обеспечения. Давая определение социального пособия, необходимо указать признаки, которые отличают его от пенсий и иных выплат, назначаемых гражданам. В качестве особых признаков пособий отдельные авторы называют различные признаки, которые, как правило, берутся за основу определения термина «пособие», «социальное пособие».

Социальное пособие и пенсия различаются по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же - всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия - компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств - рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное - они, как правило, являются основным и, подчас, единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия - на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. В науке неоднократно делались попытки обосновать общее понятие пособий и провести их классификацию. Не совсем актуальным является в настоящее время определение пособий, данное B.C. Андреевым - «пособия все иные (кроме пенсий) денежные выплаты из фондов для нетрудоспособных, представляющие собой помощь гражданину в установленных законом случаях, а также авторов учебного пособия «Советское право социального обеспечения», которые считают, что пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, характеру оснований представления, субъектам. Объединяет их лишь то, что все эти денежные выплаты из социальных фондов.1 В разных источниках дается различное определение пособий (социальных пособий).

Сулейманова Г.В. определяет пособие следующим образом: «Пособие-это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и в размерах, предусмотренных законодательством.2

Наиболее универсальное определение предложено М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой «Социальные пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки»3.

Автором настоящей работы проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие предоставление пособий в связи с материнством и детством. На основе анализа можно отметить, что для пособий свойственны следующие специфические признаки: 1) пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в ус тановленных законом случаях и размерах; 2) пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду, либо служащей дополнением к основ ным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами по именованными в законе; 3) пособия выплачиваются из нескольких источников; 4) пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам определения их размера, периодичностью их выплаты; 5) пособия исчисляются либо на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом размере.

Сегодня, в отсутствие нормативного определения в российском законодательстве понятия «социальное обеспечение» существует множество научных определений. Разностороннее понимание социального обеспечения указывает на особую значимость социального обеспечения для государства, общества, отдельного человека, а также иллюстрирует многогранность данного понятия.

Доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Мачульская Е. Е. формулирует понятие социального обеспечения в экономическом смысле: «социальное обеспечение - это сложная система экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисемейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказание бесплатных медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств» 5 .

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Галаганов В. П. дает следующее определение социального обеспечения: «социальное обеспечение - это регулируемая нормами соответствующих отраслей права совокупность общественных отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, медицинской и социальной помощью, льготами при наступлении старости, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, предусмотренных законом за счет специально предназначенных для этого средств внебюджетных фондов социального страхования и бюджетных ассигнований» 6 .

Сулейманова Г. В.(кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского, процессуального и трудового права юридического факультета Южного федерального университета) определяет социальное обеспечение как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски) 7 .

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

Первый критерий - источники финансирования.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет:

1) специальных внебюджетных фондов: Фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации;

2) средств государственного бюджета;

3) Региональных бюджетов: республиканского и территориальных фондов социальной поддержки

населения.

Второй критерий - круг лиц, подлежащих обеспечению.

Таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица; имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; Герои Советского союза и России и т. д.

Третий критерий - условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой.

Четвертый критерий - цель предоставления обеспечения.

Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.

Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:

Государственные пенсии (трудовые и социальные);

Пособия;

Натуральное обеспечение;

Социальное обслуживание.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы ХХ столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.

Цель и главные принципы государственной социальной политики направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией РФ. В ст. 7 Конституции РФ дано определение России как социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «государственная поддержка семьи».Социальная политика Российского государства в отношении семей с детьми определяется Конституцией Российской Федерации. Статья 38 Конституции указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Государственная семейная политика, будучи важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых на федеральном и региональном уровне в отношении института семьи.

В указанном Послании Президента Российской Федерации отмечено, что дети в нашей стране должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами.

В 2011 году отмечались лучшие за последние 20 лет демографические показатели. В стране родилось почти 1800 тыс. детей, продолжительность жизни населения практически достигла 70 лет, численность россиян достигла 143 млн человек.

С 2011 года начата реализация второго этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленного на закрепление положительных результатов по большинству показателей социального развития, создать условия для роста численности населения к 2025 году до 145 млн человек.Вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, укрепления семьи в качестве одного из направлений решения демографической проблемы обозначены Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2012 года. Предложенная программа содержит целый комплекс мер, направленных на государственную поддержку семей с детьми.

      Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей .

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения определяются ФЗ №81 «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» от 19 мая 1995г.(в ред. Федеральногозаконаот 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

    пособие по беременности и родам;

    единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    единовременное пособие при рождении ребенка. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается.

    ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

    ежемесячное пособие на ребенка;

    единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

    единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

    ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей так же регулируется данным законом (введено Федеральнымзакономот 01.03.2008 N 18-ФЗ).

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8 000 рублей.В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка. (часть вторая введена Федеральнымзакономот 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Рассмотрим такой вид гос. поддержки как, Семейный капитал.

Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии с действующим законодательством право на получение материнского капитала имеют:

    женщина, имеющая гражданствоРФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с1 января2007 года;

    мужчина, имеющий гражданствоРФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с1 января2007 года;

    отец (усыновитель) ребёнка независимо от наличия гражданстваРФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребёнка (детей) умышленного преступления;

    несовершеннолетний ребёнок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребёнок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдаётся сертификат государственного образца .

Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели:

Улучшение жилищных условий

    Погашение ипотечного кредитаили другого кредита/займа, взятого с целью покупки жилья;

    Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади;

    Компенсация за строительство дома;

    Ремонт и строительство дома своими силами;

    Долевое строительство;

    Участие в жилищно-строительных кооперативах.

Получение образования

    Проживание студента в общежитии образовательного учреждения

    Оплата услуг образовательного учреждения

Пенсионные накопления матери (посредством инвестирования через негосударственный пенсионный фонд, Внешэкономбанк, управляющую компанию).

По общему правилу материнский капитал можно использовать после достижения ребёнком возраста трёх лет. Кроме случаев погашения кредита на приобретение жилья, строительства, реконструкции (в том числе погашения части ипотеки). На эти цели допускается расходование средств сразу после получения сертификата при условии, что кредит или заём был взят до 31 декабря 2010 года.

Материнский капитал нельзя положить на депозит или потратить, например, на автомобиль или погашение текущих задолженностей по потребительским кредитам и коммунальным услугам. Для защиты семейного капитала от неоправданной растраты родителями, обналичивание государственных сертификатов запрещено законом.

Право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. Оно неразрывно связано с правом человека на жизнь, ведь социальное обеспечение - единственная гарантия права на жизнь для людей, которые в силу различных, как правило, не зависящих от их воли причин утратили источник средств к существованию.

Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации».

В совокупности эти положения можно трактовать, как признанную на международном уровне обязанность государства оказывать всемерную поддержку семье, пока она выполняет функцию по воспитанию детей. Подобный подход не позволяет рассматривать социально-экономические меры по поддержке семьи как «вмешательство в личную жизнь семьи», что критикуется рядом исследователей. Международные правовые акты не случайно провозглашают семью естественной и основной ячейкой общества и гарантируют ей защиту со стороны общества и государства, ведь семья выполняет исключительные по значимости функции.

А.Г. Вишневский выделяет следующие функции семьи: экономическая (получение средств к существованию семьи); демографическая (обеспечение воспроизводства населения, создания и сохранения человеческих ценностей); социально-культурная (социализация личности и социальный контроль над поведением человека); социально-психологическая (реализация индивидуальных потребностей и стремлений человека, снятие эмоционального напряжения) . В условиях кризиса экономической, социальной и политической сфер 90-х гг. XX в. российская семья адаптировалась к изменениям путем трансформации присущих ей функций. Этот период ознаменовался постепенным разрушением института семьи как первичной ячейки общества: росло число разводов и неполных семей; распространились нетрадиционные сексуальные связи, феминизм, негативное отношение к браку. Деградация института семьи, материнства (отцовства), ослабление семейных связей вызвали устойчивую тенденцию к дефамилизации в обществе .

Конституция РФ гласит, что в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, определенных законом (ч. 1 ст. 39), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38). При этом современное отечественное законодательство не содержит конкретных гарантий уровня социального обеспечения, адресованного семье с детьми и позволяющего достойно содержать и воспитывать детей. Право социального обеспечения обладает средствами воздействия на процессы рождаемости и продолжительность жизни населения в рамках правового регулирования социальной защиты граждан, имеющих детей. Более того, значение социального обеспечения семей с детьми возрастает из-за низкого размера оплаты труда и, как следствие, парадоксальной ситуации, когда зачастую двое работающих не могут прокормить двоих детей .

В этом контексте актуальным представляется исследование проблем реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей. С.И. Кобзева очень точно характеризует ситуацию в сфере социального обеспечения: «Отмена прав, скорее, осуществляется не прямо, путем отрицания их признания и защиты, а путем их умаления, т.е. принижения, необоснованного ограничения их объема, действия по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий их обеспечения и защиты либо создания таких процессуальных процедур и механизмов, которые могут свести на нет само право» .