Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ представляет большой интерес для современной педагогики детства.

Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонково-Янпольская и др.) показывает, что педагогике основательно изучена адаптация в раннем возрасте к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.).

Особого внимания заслуживают вопросы адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе.

В психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание проблеме межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками и взрослыми (В.Н. Белкина, М.И. Лисина, Е.А. Кудрявцева, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, и др.): изучению межличностных отношений, складывающих в детской группе (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.С. Логинова, А.П. Усова и др.). Эти исследования (М.И. Лисина, Р.С. Буре, Л.С. Коломинский, Т.А. Репина, Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, Т.А.Владимирова и др.) свидетельствуют, что результатом успешной социальной адаптации старших дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы ДОУ.

Термин “адаптация” трактуется разнообразно. В философии адаптация рассматривается как аспект жизнедеятельности, в котором реализуется одной из фундаментальных свойств живой материи – способность к самосохранению и развитию в конкретных условиях;

Ряд авторов рассматривают адаптацию как, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе “человек-среда”, в-четвертых, цель, к которой стремится организм (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Г. Селье); известный психолог Пиаже подчеркивал, что адаптация может рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции.

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации , как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

Само понятие “социальная адаптация” рассматривается как “процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности”. Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

Анализ научной литературы показал, что социальная адаптация – это многофакторное явление, детерминированное социально- экономическими, демографическими, экономическими, психофизиологическими факторами.

Наше исследование было направлено на определение причин социальной адаптации старших дошкольников к группе ДОУ. С этой целью мы выделили отдельные параметры:

1. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует, свой оптимальный или желательный уровень тревожности - так называемая полезная тревожность.

2. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности: она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к успехам и неудачам

3. Взаимодействие - совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнеров.

4. Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка.

5. Социальный статус - положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы.

Так же, как показал анализ исследований и психолого-педагогической литературы, на процесс социальной адаптации ребенка дошкольного возраста огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.

Анализ исследований показал, что для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Во многом это зависит от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т.д.

Успешность социальной адаптации дошкольников обусловлена предметно - развивающей образовательной средой, включающей в себя предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса в освоении реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий.

Опираясь на анализ исследований и психолого-педагогической литературы мы разработали и провели констатирующий эксперимент.

Исследование социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ проводилось на базеГосударственного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга.

В исследовании принимали участие 75 детей старшего дошкольного возраста, а также воспитатели и родители детей.

Представим краткие результаты констатирующего эксперимента, который осуществлялся по двум направлениям:

Первое направление было направлено на выявление уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ и осуществлялось с помощью комплекса методов.

Посредством метода экспертных оценок, который проводился в два этапа, первый - начиная с третьей недели посещения ребенком группы ДОУ, второй проводился в декабре. Сравнение полученных данных позволило выявить детей, проявляющих признаки проблемной адаптации: отказ от еды, сна, негативное отношение к ситуации детского сада, снижение общего эмоционального фона (плаксивость, беспокойство). Выявленные проблемы позволили выделить детей, относящихся к группе риска в плане социальной адаптации.

Результаты изучения самооценки позволили выявить детей с разным уровнем самооценки, в том числе и заниженным. Субъективное переживание собственной незначительности и недооцененности в глазах других может быть источником межличностных и внутриличностных конфликтов и трудностей социальной адаптации в группе сверстников и может оказывать отрицательное влияние на социальную адаптацию ребенка.

В результате наблюдения были выявлены следующие проблемы во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми:

1. Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.

2. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации.

3. Негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство и пр.

5. Неуверенность, робость, снижение самооценки, что мешает ребенку проявить свою активность в группе ДОУ.

Проведенное социометрическое исследование позволило выявить детей, не принимаемых коллективом сверстников: это именно те дети, у которых по результатам наблюдения выявлен целый ряд коммуникативных проблем.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента позволили выявить детей с ярко выраженными проблемами в общении. Кроме того, были определены основные группы проблем во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми. Первое направление констатирующего эксперимента позволило выделить 18 дошкольников с нарушением социальной адаптации. Этих детей характеризует неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации достижений, особенности эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность коммуникативных умений. К последним относится: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому; неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности.

Кроме того, были установлены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

Вторым направлением было изучение уровня компетентности педагогов по проблеме социальной адаптации старших дошкольников в группе сверстников.

Результаты анкетирования выявили “проблемные зоны” педагогов по вопросу социальной адаптации дошкольников в ДОУ. Воспитатели показали различную глубину теоретических знаний и представлений о социальном развитии и социальной адаптации. Следует отметить, что выделились педагоги, показавшие полное непонимание этих терминов. Ни один педагог не указал на роль воспитателя в процессе адаптации. Такая ситуация может быть связана, как с недостаточным пониманием роли воспитателя в процессе адаптации, так и с завышенной профессиональной самооценкой.

В результате наблюдения было установлено, что воспитатели используют различные подходы к педагогическому общению и руководству детьми, имеющими проблемы социальной адаптации. Анализ результатов наблюдения выявил низкую степень понимания педагогами особенностей и потребностей дошкольников с проблемами социальной адаптации, недостаточное эмоциональное принятие таких детей. Педагоги не проявляли терпимость к недостаткам воспитанников, не уделяли нужного внимания их личным делам и проблемам, тем самым не обеспечивая им необходимый уровень поддержки и психологического комфорта в группе детского сада. Следует отметить, что педагоги, указавшие при анкетировании некоторые методы и приемы работы с детьми, имеющими проблемы социальной адаптации, редко применяют их на практике. Некоторые воспитатели пытались учитывать в своей работе особенности дошкольников с проблемами социальной адаптации, но делали это бессистемно, ситуативно, используя для этого не специальную технологию, а лишь отдельные приемы и методы.

Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сделать следующие выводы:

1. В каждой из обследованных групп выявились дошкольники с проблемами социальной адаптации ДОУ.

2. В ходе исследования определены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ: заболевания, нарушающие работу нервной системы; особенности эмоционально-волевой сферы и отношение детей к пребыванию в детском саду не сформированность коммуникативных умений, что приводит к трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

3. В целом эксперимент показал, что проблема социальной адаптации связана с нарушением мотивационного, содержательно-деятельностнного и регуляционного компонентов. Особо значимой причиной нарушения социальной адаптации старших дошкольников в группе чаще всего является несформированность 3 групп коммуникативных умений (Л.Р. Мунирова): группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения; ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения, группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; доверять, помогать и поддерживать тех с кем общаешься; применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения группа аффективно-коммуникативных умений состоит из умений делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

4. Выявлен недостаточный уровень педагогической компетентности воспитателей по вопросам социальной адаптации ребенка в группе ДОУ. Воспитатели не осознают необходимость целостного подхода к проблеме социальной адаптации старшего дошкольника в единстве с нарушением мотивационного, содержательно-деятельностнного и регуляционного компонентов этого процесса, используемые ими методы и приемы по отношению к детям с трудностями социальной адаптации не достаточно эффективны.

Проведенное нами исследование подтверждает актуальность данной проблемы, и позволяет утверждать, что имеется острая необходимость в поиске решения вопроса социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения

Петрова Светлана Тадеушевна,
старший воспитатель ГБДОУ №104
Невский район, Санкт-Петербурга

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками особенно важно для закладывания характера, формирования личности. В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников), в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть - адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, взрослые) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, и родителей.Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребительская сфера человека. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка.

Социальная адаптация - это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Причины, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанные.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

4. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

Решению задач социальной адаптации помогает раздел ФГОС социально-коммуникативное развитие для детей дошкольного возраста. Оно включает в себя следующие параметры:

· уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;

· уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

· уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;

· уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; уровень развития целенаправленности и самостоятельности;

· уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;

· уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);

· уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

Развитие навыков общения с детьми

· Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.

· Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

· Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности. Например, иногда над ребенком можно подтрунивать - добродушно. Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду агрессией.

Развитие навыков общения со взрослыми

· Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).

· Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.

· Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.

· Научить ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи.

· Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность.

· И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.

В дошкольном возрасте должны быть сформированы так называемые внутренние этические инстанции, т. е. ребёнок должен усвоить, что такое хорошо, а что такое плохо. Для усвоения понятий «добро» и «зло» ребёнок должен видеть их проявления в том социальном окружении, где он находится, и не просто видеть, а научиться их различать. В современном мире современные дети постепенно теряют ориентиры, мир, где иногда происходит открытая инверсия: подмена добра злом. Такие социальные «предложения» мешают ребёнку различать чёрное и белое, потребное и непотребное, а значит, ему трудно будет ориентироваться в мире. Часто это проявляется в форме отождествления себя с отрицательным персонажем, который кажется ребёнку привлекательным. Для ребенка новая социальная среда, несомненно, является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

А поскольку игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому использование игры в целях социальной адаптации ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества, и будет способом решения этой задачи. Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цели и задачи:

Чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

Умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;

Умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

Развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

· С помощью этих игр у детей:

· Снимаются телесные зажимы;

· Происходит эмоциональная разрядка;

· Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

· Активизируется внимание;

· Проявляются навыки правил поведения;

· Повышается самооценка.

Ниже представлены некоторые из игр, развивающих коммуникативные навыки:

Игра «Вежливые слова» учит уважению и вежливости. Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч, произнося вежливые слова приветствия, извинения, прощания или благодарности;

Игра «Подарок на всех» развивает умение дружить, понимать и радовать других. Детям по очереди дается задание: «Если ты вдруг стал волшебником, что ты всем нам подаришь?» В конце игры провести конкурс, чей подарок самый лучший;

Игра «Волшебный букет цветов» учит замечать положительные качества других детей, делать комплименты, быть внимательным, развивает доброжелательные отношения. На полу расстелить кусок зеленой ткани. Это лужайка. Чего на ней не хватает? Цветов. Нужно украсить эту полянку цветами из лепестков, каждый лепесток - это комплимент, доброе и нежное слово любому малышу. Таким образом, взрослый подводит к мысли, что нужно быть добрым и внимательным к окружающим и украшать жизнь хорошими словами;

Ситуации - коммуникативные игры для детей, которые способствуют умению выражать свои мысли, вступать в разговор, обмениваться чувствами и переживаниями. Детям предлагается разыгрывание различных ситуаций: познакомься с незнакомыми детьми, помири поссорившихся мальчиков, пожалей брошенного котенка, успокой плачущего ребенка, попроси понравившуюся тебе игрушку, поговори с кем-то по телефону и т.д.; Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». В этой игре развивается умение понимать другого человека и способность выражать свои чувства. Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки, закрывают глаза, а затем выполняют команды воспитателя: руки находят руки напарника, руки знакомятся, руки узнают друг друга, руки ссорятся, руки мирятся, руки расстаются друзьями.

Игра «Клеевой ручеёк» развивается умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Игра «Слепец и поводырь» развивается умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игра «Коврик примирения» направлена на развитие коммуникативных навыков и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Игра «Закорючка» развивает уважение в общении. Уметь учитывать интересы других детей. Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Во многом успех социальной адаптации детей дошкольного возраста зависти от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Воспитатель служит для них эталоном. Поэтому для повышения уровня нравственности, воспитатель сам должен соответствовать этому эталону. Он открывает дошкольнику мир социальных взаимоотношений, правил поведения в обществе. Если воспитатель будет служить образцом нравственности, правильно оценивать поступки детей, переводить знания о нормах морали в практические умения, то развитие дошкольника будет стремительно расти.

И не маловажным условием на успешную адаптацию ребёнка к новым условиям жизни в детском коллективе, является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов, что имеет прямое положительное влияние.

You have no rights to post comments

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ представляет большой интерес для современной педагогики детства.

Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонково-Янпольская и др.) показывает, что в педагогике основательно изучена адаптация в раннем возрасте к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.).

Особого внимания заслуживают вопросы адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе.

В психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание проблеме межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками и взрослыми (В.Н. Белкина, М.И. Лисина, Е.А. Кудрявцева, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, и др.): изучению межличностных отношений, складывающих в детской группе (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.С. Логинова, А.П. Усова и др.). Эти исследования (М.И. Лисина, Р.С. Буре, Л.С. Коломинский, Т.А. Репина, Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, Т.А.Владимирова и др.) свидетельствуют, что результатом успешной социальной адаптации старших дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы ДОУ.

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации, как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

Само понятие "социальная адаптация" рассматривается как "процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности". Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество -- ценностная ориентация.

Переход в старшую группу связан с изменением психологический позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение "взрослости" и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Дошкольное детство -- совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне -- взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном он сам начинает определять собственное поведение.

Термин "адаптация" происходит от лат. adaptatio -- приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации -- активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка -- процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она -- показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами -- это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Социальное воспитание - это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Это приобщение индивида к миру человеческих ценностей и взаимоотношений с ними при сознательном самоопределении .

В социальной педагогике и психологии социум, социальная среда рассматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда - это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда - это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно .

Социальное развитие (социализация) - "процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений"

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии - способности анализировать себя и свою деятельность.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо".

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности .

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" -- "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" -- "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии -- способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки:

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи "сразу". Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, "на себя" и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них -- быть в центре внимания взрослого.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других -- формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний .

Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

  • 1) опыт общения ребенка с взрослыми;
  • 2) опыт общения со сверстниками;
  • 3) индивидуальный опыт ребенка;
  • 4) его умственное развитие.

Опыт общения ребенка с взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

  • - сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;
  • - оценка его деятельности и поведения;
  • - формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
  • - формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений взрослого.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же есть противоречие мнений, ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены .

Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Понятие "адаптация" относится к группе общенаучных понятий, которые используются во многих отраслях знаний, отражающих взаимодействие человека с окружающей средой.

Рассматривая адаптацию на природном уровне, необходимо выделить такие виды, как биологическая, физическая, биофизиологическая, психологическая.

Биологическая адаптация- это целостная система реакций организма, имеющих активный, направленный на поддержание жизнедеятельности в условиях среды (гомеостаз) и обеспечивающих возможности развития при их изменении.

Подфизической обычно понимают совокупность физиологических изменений, лежащих в основе уравновешивания организма с условиями среды.

Биофизиологическая непосредственно связана с психологической адаптацией, т.е. с соответствием психических процессов, состояний и свойств индивида условиям и требованиям окружающей среды.

Психологическая адаптация обеспечивает единство социального и биологического в человеке и приспособление свойств среды потребностям человека на уровне психики.

В ходе филогенетического развития у человека вырабатывается новый способ адаптации, основанный на перестройке общественных отношений: социально-политических, экономических, межличностных и др. Такую адаптацию обычно называют социально-психологической адаптацией.

Следует отметить и такое явление, как социально - психологическая дезадаптация личности. Подобное явление возможно при нарушениях адаптации в данной социальной (групповой) среде, когда личность оказывается не в состоянии адаптироваться. Это состояние характеризуется отсутствием тех положительных психологических особенностей, которое характерно при полном приспособлении.

Термин "адаптация", впервые примененный Н.Аубертом, Д.Раймоном, Б.Ф.Вериго и разработанный позднее В.Гиллом, Э.Эдрианом, А.А.Ухтомским как параметр приспособления к среде, понимался и понимается в науке по-разному. Так, классическая биология и физиология в лице Б.Вериго (1888), В.Гилла (1930), Э.Эдриана (1935), А.Ухтомского (1945), П.Макарова (1956), А.Лебединского (1961) и других под адаптацией понимают общебиологический параметр приспособления, характеризующийся признаками торможения и последующей резистентности живой системы к изменившимся условиям среды, то есть как акт сведения к нулю текущего раздражителя или как самоограничение начавшейся активности всубстрате.

Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста.

В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Дошкольный возраст - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким - то представлением.

Дошкольный возраст - возраст от 3 до 7 лет (между ранним и младшим школьным возрастом).

Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли "Я-дошкольник", понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). "Овладение наукой жизни - основная потребность ребенка, которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое соразмерные место в противоречивом мире "(А.Л. Кононко).

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Во-первых, это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе.

Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

Что же такое социум? Социумом мы называем общество.

А социальная адаптация - это когда малыш адаптируется к определенному поведению и взаимодействию в нашем обществе. Это когда надо приспосабливаться к жизни в определенной группе, когда необходимо придерживаться правил поведения и субординации в группе, когда мы перенимаем правила общения, своеобразные стереотипы поведения.

Коммуникация – не у каждого человека есть способности коммуникаций. Это когда вы можете построить отношения с любым человеком и сможете с ним общаться. Вы знаете как подойти к нему и как правильно попросить, чтобы получить желаемое.

Социофобия - это когда люди боятся общения. Чаще всего люди которые испытывают боязнь в общении, они «сидят в компьютере». Это проблема распространена не только в России, но и в Америке, странах Европа. По данным анкетного опроса люди предпочитают общению компьютер. Когда у родителей присутствует нарушение социализации, то и их дети возможно будут социально не адаптированными.

Социализация, то есть способность жить в обществе - это определенный навык, который мы получаем в время обучения, но он не может возникнуть из ниоткуда. Для того, чтобы эти навыки вам получить, необходимо чтобы ими кто - нибудь обладал и смог вам их передать.

Родители должны постараться воспитывать своих детей правильно, чтобы они смогли научиться и перенять от нас высокую социальную адаптивность. Тогда для ребенка не будет сложно влиться в любую группу и прибывать в ней. Когда малыш начинает приспосабливаться к любым новым условиям, то он будет продолжать информироваться дальше, тем самым приобретая новые способности.

Как сформировать социальное поведение у ребенка?

Ребенок рождается социуме и растет в нем, поэтому и становится социальным существом. Малыш живет в человеческой группе, но без нее он не сможет сформироваться как человеческое существо. Социальное поведение формируется у детей в первые четыре года жизни. Основное формирование происходит до трех лет, а четвертый год идет на конкретное приспособление именно к группе.

Существует множество случаев, когда совершенно здоровые дети, которые прибывали в условиях с низкой социальной адаптацией, потом не могли уже научиться даже простым вещам.

Известно, что здоровые дети, которые росли до четырех лет в семье глухонемых, потом уже не могут научить говорить. Дети, которые были похищены или в результате несчастного случая попадали к стаям животных и росли среди них, в частности стая волков и стая обезьян, таких детишек потом совершенно невозможно приспособить к жизни в обществе. Был случай в Средней Азии, ребенок попал в стаю волков в возрасте трех лет, он жил с волками до тридцати лет. Потом когда с вертолета отстреливали стаю, то заметили среди волков человека и забрали его в приют. Чему - то он смог научиться, вспомнил некоторые слова, но очень страдал от потери стаи и хотел вернуться обратно.

Если мы не привили ребенку навыки социального поведения вовремя, то к сожалению, он не будет достаточно социально адаптирован.

Главный момент социализации

Как ребенок может научиться чему - то у взрослых? Он просто наблюдает и пытается подражать им во всем. Такое поведение называется подражательным . И не только социальное поведение, но и многие другие виды поведения формируются у детей за счет подражания взрослому человеку. И даже если вам кажется, что у ребенка появилась новая форма поведения, то после полного анализа вы поймете, что малыш просто это где - то увидел и решил вам это показать.

Пример: мама воспитывала дочку полтора года и однажды видит, как ее дочь открывает окно и плюет вниз. Мама конечно же начнет ругать девочку, объясняя, что так поступают только невоспитанные люди. Потом выясняет, что дочка переняла это у маминого младшего брата, который иногда сидел с ней. А ребенок просто сделал так же как умный взрослый дядя. Поэтому маме пришлось объяснять, почему дядя делает не правильно и почему так делать маленьким девочкам нельзя.

Дети до четырех лет живут и выполняют функцию сопровождения . Это значит, что они находятся в обществе людей и будут сопровождать все важные процессы в жизни, которые выполняются той группой людей. Именно так ребенок будет учиться и перенимать все на себя. У малыша нет своего режима приема пищи, собственного режима сна, он всему должен следовать за взрослыми. Поэтому ребенок является зеркалом родителей.