Слова похвалы и порицания в педагогической речи. Как правильно хвалить ребенка: советы психолога

Каждый человек нуждается в похвале и поддержке. Поощрение со стороны окружающих придает сил, воодушевляет и побуждает к новым свершениям. Причем если у взрослых людей поощрение и похвала выражаются в увеличении премии, повышении по службе или очередной награде, то малышам для этого достаточно ласкового слова.

Рисует ли малыш мамин портрет, несет ли домой хорошую отметку, выносит мусор или наводит порядок в доме, в любом их этих случаев он ожидает одобрения и похвалы в свой адрес. Вот только далеко не все родители делают это правильно и своевременно, нанося тем самым вред своему чаду. О каком вреде идет речь и как хвалить своего ребенка правильно? Расскажем об этом в нашей статье.

Для начала родителям следует понять – поддержка и похвала это не одно и то же. Эти понятия, безусловно, взаимосвязаны, однако значения у них совершенно разные. К примеру, слово «молодец» никогда не заменит слов «понимаю» или «люблю», хотя в реальной жизни нередко заменяет. Здесь-то и выявляются негативные последствия неправильной похвалы.

Чем вредна неправильная похвала

1. Привыкание к похвале
Регулярно подбадривая своего малыша словами «хорошо» и «молодец», мы приучаем чадо к этим ориентирам. То есть, ребенок постоянно ждет родительской реакции, одобрения со стороны взрослых. И даже став взрослым, такой человек не может отказаться от похвалы, испытывая потребность в одобрении совершаемых поступков. Но самое опасное в том, что у него развивается зависимость от мнения окружающих людей, которая может самым негативным образом проецироваться на жизнь.

2. Потеря интереса к процессу
Важно обратить внимание еще на один аспект. Привыкая получать награду в виде похвалы, ребенок перестает делать что-либо ради результата, ведь его интересует только родительская реакция. Например, он создает аппликацию не ради получения красивой картины, а исключительно ради слов «умница» и «молодец». Более того, свои лучшие качества, а именно, доброту души, ответственность, заботу или щедрость, кроха проявляет только ради ласковых слов в свой адрес, а совсем не по зову сердца. А этот еще один не самый благоприятный фактор, который обязательно даст знать о себе во взрослой жизни.

3. Манипуляция ребенком посредством похвалы
Произнося в адрес ребенка фразы «отлично» или «молодец», мы стараемся подержать кроху. А ведь это самый настоящий «метод подкрепления» в действии. Суть данного метода в том, чтобы поощрять каждый положительный поступок объекта ласковым словом или лакомством. Таким способом достигается закрепление в сознании объекта правильности того или иного поведения.

И кажется, что плохого в методе подкрепления? Вот только поощряя и хваля ребенка за определенное поведение, мы не задумываемся, разумно ли это для самого ребенка. К примеру, правильно ли ругать ребенка за то, что он бегает по квартире, и разумно ли хвалить за то, что он тихо сидит в кресле? В большинстве своем мы ведь именно так поступаем. А для ребенка, у которого масса нерастраченной энергии, совершенно естественно бегать и прыгать весь день. В итоге он смиренно сидит на стуле и мучительно терпит, а все ради одобрения папы и мамы. Однако в голове у ребенка зреет непонимание – почему вполне безобидные и позитивные вещи вызывают неодобрение родителей, неужели они настолько плохие и вредные? Такие противоречия в сознании ребенка способны нанести вред психике.

4. Отсутствие радости за свои успехи
Часто доводится слышать, как родители спешат похвалить каждый поступок своего чада. Поднялся по лестнице – «Умница!», вылепил кулич – «Ах, какой молодец!». Однако это не самый правильный подход в воспитании, хотя некоторые психологи и уверяют общественность, что хваля ребенка как можно чаще, вы ориентируете его на успех. Хвалить ребенка нужно правильно, а нахваливая каждый шаг малыша, родители отнимают у него возможность самостоятельно радоваться своим успехам. Поступая так раз за разом, стоит ли удивляться тому, что ребенок, нарисовав красками пейзаж, не подбегает к вам с гордостью за себя и вопросом «Красиво я нарисовал?», а сразу интересуется «Я молодец?».

5. Снижение мотивации у ребенка
По словам психологов, если постоянно нахваливать личные качества малыша, в будущем, сталкиваясь с трудностями, он будет испытывать затруднения. Это доказывают исследования, проводимые учеными из США. Двум группам учеников предложили пройти тест. Одну группу малышей хвалили за ум, говоря: «Вы хорошо разбираетесь в задании», а других за усилия «Вы очень старались». После этого двум группам ребятишек предложили выбрать следующий тест, причем на выбор предложили два задания, одно более сложное, а другое – похожее на предыдущее. Оказалось, что дети, которые услышали в свой адрес хвалебные слова за свои усилия, выбрали сложнейший тест, тогда как те малыши, которых подбадривали, отмечая их ум, выбирали более легкое задание.

Как можно заметить, хвалить ребенка еще нужно уметь. Но как делать это правильно? Возьмите на заметку следующие советы психологов.

1. Хвалите детей за конкретные действия
Отмечать успехи ребенка нужно таким образом, чтобы кроха понимал, что хорошего он сделал и чем именно это хорошо. Например, рассматривая рисунок малыша, обращайте внимание на само изображение «У тебя получилось красивое солнышко!», «Птичка выглядит как настоящая!». Напротив, старайтесь не употреблять фраз вроде «Ты настоящий художник!», «Какой же ты молодец!». Помните, даже малыша нужно хвалить адекватно, по ситуации, обращая внимание на его поступок, а не на личность. В дополнение можно дать понять, что малыш выполнил трудную задачу, сказав: «Нарисовать такой за мок очень непросто!».

2. Всегда подкрепляйте похвалу невербальными элементами
Чтобы кроха чувствовал искренность ваших слов и видел, что вы радуетесь его победам, а не просто произносите стандартный набор фраз, чтобы малыш «отвязался», подкрепляйте свои слова улыбками, объятьями и поцелуями. Вообще же психологи рекомендуют обнимать и целовать свое чадо не менее четырех раз в день.

3. Не сравнивайте малыша с другими детьми
Это весьма распространенная привычка, от которой следует как можно быстрее избавляться. Родителям следует понять, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, постоянно акцентируя внимание на вещах, которые он сделал лучше Коли, Саши или Даши. Таким способом вы развиваете у ребенка чувство превосходства. Если это чувство держится лишь на родительской похвале, в будущем такому человеку будет очень больно осознавать, что он ничем не лучше условного Саши или Коли.

Н.А. КРАСНОВА,
школа № 48, г. Красноярск

Слова похвалы и порицания в педагогической речи

«Как они ужасно говорят!» – часто восклицаем мы, вслушиваясь в речь наших подрастающих детей. Действительно, жаргонные словечки, словарный запас, как у Эллочки Щукиной, да и эти немногочисленные слова связать не могут, грубость просто убийственная. Грустно? Не то слово. Почему же наши дети так говорят? Что влияет на их речь? «Странный вопрос, – скажут многие. – Телевидение, фильмы, особенно западные, улица, семья». А как же школа? Ведь ребенок школьного возраста большую часть своего дня (приблизительно с 8 до 15 часов) проводит в школе. И общается он в школе не только с такими же, как он, плохо говорящими подростками, но и с умными, образованными, вежливыми учителями. Уверяю вас, в последней фразе нет никакого сарказма. Большинство учителей нашей школы действительно умны, образованны и вежливы. И, конечно, речь учителей не может не влиять на формирование личности подрастающего человека. Однако, как показывает печальный опыт, влияет очень мало. В чем же дело?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с ученицами нашей школы Яной Бережных, Настей Добровой и Катей Лалетиной в течение двух лет вели наблюдение над речью учителей. Помогали нам коллеги и их ученики. Серьезную помощь мы получили от руководителя Школы юного филолога А.Н. Сперанской.

Мы выделили несколько основных ситуаций общения между учеником и учителем: начало рабочего дня, начало и конец урока, общение во время подготовки внеклассных мероприятий и другие. Речь учителя во время объяснения нового материала мы не рассматривали, так как речь при этом в основном монологична. Мы же уделяли внимание таким ситуациям общения, когда учитель вступает в непосредственный контакт с учеником. Некоторые результаты нашего наблюдения показались мне интересными.

Мы решили посмотреть, с каких слов учителя начинается рабочий день школьника, и попросили ребят записать первую фразу учителя, с которой он к ним сегодня обратился. Было опрошено около трехсот человек. Отрадно, что для половины опрошенных рабочий день начался с приветствия: Здравствуй! Доброе утро! Добро пожаловать! Второй половине повезло меньше. Догадайтесь: какие фразы оказались на втором месте? Правильно! Это были фразы, касающиеся сменной обуви: Переобувайтесь! Покажи сменку. Где сменка, негодяй? Для некоторых ребят рабочий день начался с необычных учительских фраз: Не толкайся у стола, ты не косолапый! Ага!!! Когда стучишь, нужно открывать дверь самому, и стучать надо сильнее! Синьор Помидор в зеленую крапинку!

Делайте вывод, с каким настроением начинается рабочий день школьника и какие навыки хорошей речи он приобретает.

Затем мы получили ответы на вопрос: какими словами учителя начинают и заканчивают уроки? Оказалось, что из сорока уроков только четыре начались с приветствия. Это были уроки иностранного языка. Конечно, остальные учителя тоже здороваются, но перед приветствием произносят другие слова. Чаще всего это призывы к тишине и порядку: Встаньте ровно. Тише. Закройте рты! , а иногда – претензии: Почему так плохо дежурите? Что за юбка? Когда ты последний раз стригся? До свидания детям говорят тоже только учителя иностранного языка (на иностранном языке). Чему же удивляться, если мы не слышим от детей «волшебных» слов?

Особое внимание мы уделили фразам, с помощью которых учителя хвалят учеников и выражают неудовольствие по отношению к ним, ведь именно эти фразы оказывают наибольшее эмоциональное воздействие на учеников. Мы попросили учащихся 5 – 11-х классов записать эти слова. Выяснилось, что любимая похвала учителей нашей школы – Молодец! На втором месте слово умница, на третьем – хорошо . Остальные выражения представляют собой комбинации этих слов: Молодец, хорошо. Хорошо, умница . Разнообразия в похвале, как видите, очень мало. А вот в выражениях неудовольствия учителя более изобретательны и эмоциональны: Сегодня, что ли, кто умер или меня хороните? Обижаются только горничные. Вы что, всю ночь порнофильмы смотрели? Вы что сюда в таком бардаке пришли?

Приятно, что среди выражений неудовольствия встретилось множество таких, в которых учителя не унижают ученика, а подчеркивают уважение к его личности: Ты способен на лучшее, если постараешься. Думаю, что завтра ты меня порадуешь больше .

Попросили мы также самих учителей назвать те выражения, которые они используют для похвалы и порицания ученика. Здесь обнаружилось кое-что интересное. Оказалось, например, что слово молодец учителя, по их собственному мнению, говорят гораздо реже, чем слышат его ученики. Похвала, они считают, звучит более развернуто, обоснованно: Очень хорошо! Умно и лаконично. Хорошо! Мне хотелось бы, чтобы ты всегда так готовился к урокам.

И все-таки разнообразных похвал гораздо меньше, чем разнообразных порицаний. Вообще учитель в глазах учителя выглядит гораздо привлекательнее, чем учитель в глазах ученика.

Далее мы решили предоставить ученикам возможность самим придумать для себя похвалу и порицание. Ребятам было предложено ответить на вопрос: «Как бы вы похвалили ученика и выразили неудовольствие по отношению к нему, оказавшись на месте учителя?». Мы предполагали, что похвалы, придуманные учениками, будут более интересны и разнообразны, чем учительские, но наше предположение не подтвердилось. Мы увидели те же уже звучавшие молодец , хорошо , умница . Интересно, что некоторые ученики представили нам выражения, более уместные по отношению к маленькому ребенку: О, мой любимчик! Молодец, тюти мой пупсик!

Мы думаем, что подобные фразы говорят о неудовлетворенной потребности в ласковом слове.

Анализируя выражения неудовольствия, которые выбирают для себя ученики, мы еще раз убедились, что негативная лексика звучит в школе чаще, чем позитивная. Интересно, что, возмущаясь резкостью некоторых учителей, ученики сами еще более резки: Негодник! Бестолочи! Сволочи! Мы ожидали встретить в порицаниях, предложенных учениками, выражения, смягченные и украшенные юмором, однако ничего подобного не увидели.

Проанализировав собранный материал, мы пришли к выводу, что выражения похвалы и порицания, звучащие в школе (особенно выражения похвалы), очень бедны лексически. Мы совсем не встретили среди них фразеологизмов, крылатых слов и выражений, слабо используются синонимические ряды. Конечно, в школе учитель – лицо официальное, и поэтому он ограничен в проявлении эмоций. Об этом пишет О.Б. Сиротинина в своей книге «Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи». Но и она отмечает лексическую бедность речи учителей.

Известно, что в русском языке эмоционально–отрицательной лексики больше, чем эмоционально положительной. То же самое подтвердило и наше исследование. Несмотря на это, мы считаем, что в школе должен преобладать эмоционально–положительный речевой фон. Речь учителей может и должна этому способствовать. Мы предлагаем для учителей словарь-справочник «Как хвалить ученика», составленный на материалах широко известных словарей русского языка. Мы надеемся, что наш словарь поможет учителям сделать похвалу более выразительной. Прилагаемый вариант словаря не является полным и окончательным, работа над ним продолжается. Кроме этого, мы работаем над словарем порицаний. В него войдут слова, выражения, пословицы, поговорки, которые помогут учителю проявить свое недовольство по отношению к ученику эмоционально, остроумно и корректно.

А

Аккуратный
Аккуратность (точность) – вежливость королей

Б

Безошибочный
Без сучка без задоринки
Безукоризненный
Безупречный
Бесподобный
Благодарю
Блестящий
Блистательный
Богатая фантазия
Божественный
Бороться с самим собой
Брать быка за рога
Брать на абордаж
Брать пример
Браться за ум
Буква в букву
Быстрый

В

Вежливый
Великолепный
Великая армия труда
Великие умы сходятся
Верный
Вкладывать душу
Владеть словом
Властитель дум
Внимательный
Внушительный
Вносить лепту
Восхитительный
Восходящее светило
Вперед без страха и сомненья
Вполне достаточно
В поте лица
Всей душой
Всем сердцем

Г

Гений – это терпение
Глаза горят
Горит в руках

Д

Давать сто очков вперед
Доброкачественно
Добросовестно
До седьмого пота
Достоверный
Душой и телом

Е

Его пример – другим наука

Ж

Желанный
Животрепещущий

З

Забавный
Задавать тон
Заманчивый
Замечательный
Занятный
Заслуженный
Заткнуть за пояс
Захватывающий
Знание – сила
Знать себе цену
Знающий
Золотые руки

И

Идти по стопам
Искренний
Исполнительный
Исправный
Истинно верный

К

Как на картинке
Как по писаному
Комар носа не подточит
Кипучая деятельность
Колоссальный
Корректный
Красивый
Кто больше знает, тому и книги в руки

Л

Логичный
Луч света в темном царстве
Любопытный

М

Мастер
Молодчина
Молодым везде у нас дорога

Н

Наблюдательный
Набрался ума
На высоте
На диво
На равной ноге
На славу
Находчивый
Науки юношей питают, отраду старым подают
На ять
Не верю своим глазам
Не верю своим ушам
Не лыком шит
Необыкновенный
Не по годам
Непревзойденный
Неутомимый

О

Образцовый
Один в один
Особенный
От всей души
Открытый
Отличный
Очаровательный

П

Первоклассный
Подобающий
Пожинать лавры
Понятливый
Поразительный
Попадать в самую точку
Потом и кровью
Правильный
Правомерный
Превосходный
Превознести до небес
Превзойти себя
Прекрасный
Приличный
Приятный
Птица высокого полета
Путеводная звезда

Р

Работоспособный
Радовать
Развитой
Роскошный
Рассудительный

С

Сами с усами
С веком наравне
Светлая голова
С душой
Семь пядей во лбу
Семь потов сошло
Славный
Сметливый
Смышленый
Сообразительный
С открытой душой
Старательный
Стремительный
С чистой совестью
С чувством, с толком, с расстановкой

Т

Талантливый
Толковый
Точный
Трудолюбивый
Тщательно
Тысячу раз прав

У

Уверенный
Увлекательный
Удачный
Удивительный
Уместный
Умница
Упорный
Успешный

Введите e-mail адрес:

Часто можно столкнуться с такими ситуациями: маленький ребенок ловко съезжает с горки, а отец, стоящий рядом, говорит ему: «Это было здорово!» Или, например, школьник показывает матери рисунок, который он нарисовал, а мать ему говорит: «Ты гениальный художник!» Или после выступления на школьной сцене учитель говорит детям, что они сыграли «потрясающе».

Родители так злоупотребляют оценочными словами, такими как «потрясающе», «изумительно» и т. д., хваля ребенка, что эти слова уже практически ничего не значат. Родители испытывают давление: они видят, как другие родители хвалят своих детей, и чувствуют себя обязанными хвалить своего ребенка не меньше. В конце концов, в этом ведь нет ничего плохого, правда?

На самом деле, стремясь укрепить самооценку ребенка, родители добиваются противоположного эффекта. Исследования показывают, что чрезмерная похвала вредит детям – делает их неуверенными в себе, менее устойчивыми и способными справляться с трудностями. Родители могут сделать ребенка зависимым от похвалы. В таком случае он всегда ищет от окружающих подтверждения своей ценности и похвалы. Поэтому родители должны прекратить называть ребенка «удивительным», «потрясающим» и т. д. Хвалить ребенка нужно так, чтобы повысить его самооценку, инициативность и самостоятельность.

Цените уникальность ребенка

Дети, особенно подростки, больше всего нуждаются в том, чтобы их воспринимали как личностей и принимали их особенности. Они не хотят, чтобы их считали лучшими – они хотят, чтобы их считали особенными. Им не нравится, когда родители сравнивают их с другими, например, говорят: «Ты самая красивая в классе» или «Ты – лучший игрок в команде».

Такие сравнения дают подростку сигнал о том, что его оценивают, исходя из его действий, а не собственных достоинств. Подросток может начать видеть в сверстниках соперников, а не друзей. Рассмотрим несколько способов похвалить ребенка так, чтобы отметить его уникальность и дать ему понять, что вы его принимаете:

1. Говорите ребенку о том, что особенного в работе, которую он сделал: «У тебя получилось нарисовать счастливое лицо на этом рисунке», «Я вижу, ты использовал много прилагательных в сочинении», «Я вижу, ты слушаешь плейер, чтобы расслабиться перед тренировкой».

2. Убедите ребенка в том, что он не обязан думать так же, как вы: «Я не согласен с этими словами. Я рад, что у нас могут быть разные мнения, и мы можем делиться ими».

3. Убедите ребенка в том, что вы любите его безусловно: «Ты – единственный во всем мире, и мне очень повезло, что ты есть в моей жизни».

4. Сделайте акцент на уникальных особенностях ребенка: «Это зеленое платье так хорошо сочетается с твоими рыжими волосами!»

5. Проявите принятие: «Я люблю тебя таким, какой ты есть».

6. Признайте ценность уникальных качеств ребенка: «В твоем сочинении чувствуются твои мысли», «Когда ты носишь такую прическу, ты действительно заявляешь о себе».

Признавайте старания ребенка

Когда родители хвалят ребенка за приложенные усилия, они развивают в нем гибкость. Это, в свою очередь, способствует успеху ребенка в жизни. Родители должны ориентироваться не на результат («Ты нарисовал прекрасную картину»), а на процесс («Ты потратил много времени и проявил большое терпение, когда рисовал картину»). Рассмотрим несколько способов, как проявить признание по отношению к ребенку:

7. Признайте, что ребенок напряженно поработал: «Я вижу, как много усилий ты приложил, чтобы написать сочинение. Это сразу видно».

8. Покажите, что хороший результат связан с усилиями ребенка: «Ты стал лучше играть в футбол. Регулярные тренировки дали результат!»

9. Признайте старания ребенка, даже если они не увенчались успехом: «Хорошо, что ты попытался сам почистить клетку хомяка. Ничего, что получился небольшой беспорядок».

10. Отметьте прогресс ребенка: «В прошлом году ты ненавидел писать стихи, а сейчас тебе нравится», «Помнишь, как в четвертом классе ты не мог научиться делить числа? Теперь это для тебя пустяки».

11. Отметьте, сколько времени ребенок потратил на выполнение задачи: «Ты выполнил много заданий. Это заняло не один час!»

12. Цените усилия, а не результат: «Ты работал над заданием несколько дней. Важен твой труд, а не высокая оценка».

13. Поддерживайте ребенка, когда он работает, а не только тогда, когда работа уже выполнена: «Ты так сосредоточен»; «Сегодня ты играешь с умом».

Хвалите ребенка, а не себя

Многие родители попадают в ловушку, видя в ребенке продолжение себя. Они ценят достижения ребенка как свои собственные, и поражения ребенка так же плохо отражаются на них. Чтобы увидеть ребенка как отдельную уникальную личность, родители должны быть уверены в себе. Такие родители хвалят ребенка, чтобы способствовать его развитию, а не только мотивировать к достижениям. Рассмотрим несколько способов хвалить ребенка, а не себя:

14. Прислушивайтесь к чувствам ребенка: вместо того, чтобы слишком часто говорить «Я горжусь тобой», лучше скажите: «Должно быть, ты рад своему достижению».

15. Спрашивайте ребенка: «Как твои дела?», «Как ты думаешь, ты хорошо выполнил задание?»

16. Задавайте вопросы о том, чем занимается ребенок: «Что вы сейчас проходите по математике?», «Какое сочинение вам задали?» и т. д.

17. Признавайте сильные стороны ребенка: «У тебя хорошо получается писать сочинения. Не всем это удается», «Ты хорошо разбираешься в компьютерах».

18. Научите ребенка заботиться о себе: «Ты столько времени делаешь задание. Почему ты не хочешь покататься на велосипеде?»

Не навешивайте ярлыки, воспринимайте ребенка реально

Родители часто поддаются соблазну похвалить то, что делает ребенок. Они постоянно употребляют оценочные слова: прекрасный, отличный, удивительный и т. д.

Некоторые дети привыкают к такой лести и становятся зависимыми от комплиментов. Работа, которую они выполняет, теряет смысл, потому что все, к чему они стремятся – это похвала.

У девочек часто развивается зависимость от похвалы за их внешность. Если родители акцентируют внимание на внешности дочери, она начинает ошибочно думать, что красота, а не ум или упорный труд является ключом к счастью и жизненному успеху. Рассмотрим несколько способов хвалить ребенка, не развивая у них зависимость от комплиментов:

19. Позвольте ребенку самому оценить свою работу. Когда ребенок спросит: «Мама, тебе нравится мой рисунок?», спросите его в ответ: «Что ты сам о нем думаешь?»

20. Говорите о конкретных фактах. Вместо фразы «Ты всегда такой добрый», скажите: «Я видел, как ты поделился игрушками с мальчиком в песочнице»

21. Придерживайтесь принципа «чем меньше, тем лучше». Как утверждают психологи, современные молодые люди сильно нуждаются в похвале и руководстве. Поэтому не стоит делать слишком много комплиментов ребенку, чтобы в реальной жизни он не испытывал разочарования.

22. Будьте искренни. Даже маленький ребенок может различить, когда родители хвалят его искренне, а когда – нет. Фальшивые комплименты заставляют ребенка сомневаться в искренности родителей.

23. Описывайте поведение ребенка, хваля его: «Ты вынес мусор без напоминания», «Ты аккуратно уложил коробки» и т. д.

24. Поощряйте инициативу и самостоятельность ребенка: «Когда ты уберешь в комнате – после уроков или завтра утром?»; «Ты хочешь заниматься футболом или ходить в музыкальную школу? Выбери сам, я доверяю твоему решению».

25. Выражайте ребенку свою признательность: «Спасибо, что присмотрел за младшим братом, когда я говорила по телефону», «Ты так ответственно относишься к урокам, что мне не о чем беспокоиться».

26. Проявляйте сочувствие: «Я знаю, как трудно учить иностранный язык. Когда я училась в школе, у меня уходили часы на то, чтобы выучить новые английские слова»; «Волейбол не дается легко. В твоем возрасте я не могла перебросить мяч через сетку».

27. Проявляйте безусловную любовь. Детям не нужна постоянная похвала, чтобы чувствовать себя хорошо. Но они нуждаются в том, чтобы вы любили их такими, какие они есть.

Оцените публикацию

Вконтакт

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.

Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу – как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:

  • хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
  • похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
  • хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей – основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка . Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.

Как правильно хвалить ребенка:

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто – нарисовать птичку»
  2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом . Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
  6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
  7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.

Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу - как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:

  • хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
  • похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
  • хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей - основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, . Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.


Как правильно хвалить ребенка:

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто - нарисовать птичку»
  2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом . Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
  6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
  7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».