Сколько длится кризис 1 года. У ребёнка кризис первого года: наставления родителям

Казалось бы, годовалый малыш настолько мал, что все проблемы родителей связаны только с тем, чтобы вовремя его накормить, переодеть и выгулять. Однако это совсем не так. Как раз к 1-му году жизни у ребенка наступает кризис – первый, но далеко не последний. У крохи часто меняется настроение, он подолгу плачет, а иногда и устраивает истерики. Как же пережить кризис 1-го года у ребенка как можно легче?

Характеристика кризиса первого года жизни у ребенка

Этот кризис у ребенка может начаться как в возрасте 10 месяцев, так и после года. В возрастной психологии кризис 1-го года у ребенка связывают с тем, что в этот период малыш становится более самостоятельным, и прежде всего это объясняется тем, что он . После чего остановить кроху практически невозможно. Малыш встает на ноги сразу после пробуждения. Зачастую ему кажется, что он продолжает ходить даже во сне. Он хочет осваивать новые территории, причем даже те, куда мама и папа запрещают ходить. На любые запреты он отвечает упрямством, слезами, капризами и даже истерикой.

Давая характеристику кризиса первого года жизни, психологи отмечают, что поведение вчерашнего грудничка становится нелогичным, к тому же его настроение меняется очень часто. Малыш может даже воспротивиться желанию родителей приласкать его, однако без внимания он пока что не может обойтись. Зачастую он требует его тогда, когда родители чем-то заняты или собираются куда-то пойти.

Ребенок все время следует за мамой - цепляется за ее одежду и не дает ей покинуть дом хотя бы на несколько минут. Со сном начинают появляться проблемы - его становится сложнее уложить, к тому же спит он теперь значительно меньше. Проявляется кризис первого года жизни и во вкусовых предпочтениях: в этот период развития некоторые дети начинают требовать каких-либо исключительных блюд, другие просто перестают воспринимать еду или же едят время от времени.

Когда малыш начинает ходить, у него появляется чувство независимости и свои желания, которые он в состоянии удовлетворить самостоятельно. Меняется и психология поведения ребенка 1 года в период кризиса: постепенно формируются воля и целеустремленность. Но несмотря на то, что он осознает себя как индивидуума, без материнского внимания он пока обойтись никак не может. Малыш должен быть уверен в том, что мама все время будет рядом и его не бросит.

Если ей нужно куда-нибудь отлучиться и оставить без присмотра своего ребенка на некоторое время, то делать это следует потихоньку, пока он этого не видит. Если же не вышло так сделать, то его нужно обязательно предупредить, что скоро мама вернется и вновь будет рядом. Когда малыш боится остаться в одиночестве и не хочет отпустить даже в ванную, можно взять его с собой.

Во время кризиса 1 года у ребенка истерики, плач или другие подобные реакции могут быть вызваны не только запретами, но и банальной скукой или усталостью, желанием получить что-нибудь запретное. Развлечь малыша не слишком сложно: можно ему почитать, поиграть с ним и пр. Если же ребенок начинает капризничать по любому поводу, то родителям нужно занять как можно более жесткую позицию. В противном случае он привыкнет, что в ответ на его истерики ему будет позволено абсолютно все.

Как пережить кризис 1 года у ребенка: пути преодоления

Родителям ребенка в возрасте около года следует осознать, что проявление негатива с его стороны - вполне естественное явление, однако бывают случаи, когда кризис протекает без слез и истерик. На этом этапе малыш постепенно учится утверждать себя. В такой ситуации родителям необходимо поддержать своего отпрыска, перестроить способ общения с ним. Они становятся для него объектом для подражания и товарищами по игре. С ребенком следует общаться с позиции сотрудничества, но при этом необходимо постоянно показывать свою любовь.

В психологии кризис первого года жизни, проявляющийся вспышками негативных эмоций со стороны детей, объясняют и тем, что им слишком много запрещают. Это вполне оправдано, и родителям в этот непростой период нужно постараться создать для своего ребенка максимально безопасную среду и запрещать ему как можно меньшее количество действий.

Все самые ценные и хрупкие вещи надо убрать так, чтобы малыш ни при каких условиях не смог до них добраться, а самые важные ящики следует запереть на ключ. Для прогулок лучше всего выбирать не магазины и оживленные улицы, где слово «нельзя» будет звучать очень часто, а отправиться в сквер или на детскую площадку. Когда родители будут прятать вещи, им надо хорошо подумать, действительно ли они представляют опасность для ребенка и стоит ли запрещать ими пользоваться. К примеру, малышу не вредно, а даже очень полезно будет поиграть на отцовской гитаре.

Родителям во время кризиса первого года жизни ребенка необходимо не просто запрещать что-либо своему малышу, а популярно объяснять, по какой причине этого делать не следует. Если хорошенько подумать, то многие запреты связаны с определенным родительским нежеланием что-то делать, например, стирать испачканную одежду или же в сотый раз поднимать своего отпрыска на горку и т. д. Дети прекрасно чувствуют тон, которым с ними разговаривают, поэтому при общении с ребенком не следует пользоваться назидательными интонациями или же кричать на него. При создании определенной системы запретов нужно предложить какую-нибудь альтернативу. Например, ребенок может порвать не книгу, а старую газету, кидаться не песком, а опавшей листвой.

Еще одна важная причина проявления негативного настроения со стороны детей - это родительское непонимание, особенно в то время, когда у ребенка только начинает формироваться речь.

Один из путей преодоления кризиса 1 года у ребенка – научиться понимать малыша, следя за его поступками и реакцией. Если внимательно прислушиваться к тому, что говорит ребенок, то с течением времени удастся его понять, благодаря чему поводов для недовольства будет не слишком много.

Статья прочитана 2 986 раз(a).

    Введение

    Характеристика кризиса 1 года

    Характеристика кризиса с 3-х лет

    Характеристика кризиса 7 лет

    Заключение

    Список использованной литературы

Введение

Кризисы возрастного развития являются результатом депривации тех потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным, личностным новообразованием.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом.

На каждом этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой - существующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти представления складываются стихийно на основе длительного исторического опыта, и, хотя утвердившиеся на их основе этапы детской жизни несколько различны в обществах с разной конкретно-исторической формацией, в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.: Педагогика. 1978

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Однако в ранние периоды развития (до 6-7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. Если у них возникают новые возможности, не находящие реализации в рамках того образа жизни, которые они ведут, тогда они переживают неудовлетворенность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление, что и находит свое выражение в кризисах 1 года и 3 лет. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964

кризис возрастное развитие ребенок

Характеристика кризиса 1 года

Этот кризис является переходным периодом между младенчеством и ранним детством.

Ребенок начинает активно ходить, ползать, происходит освоение окружающего пространства. Поскольку не все желания ребенка выполнимы, ему часто приходится слышать слово "нельзя", которое может вызывать сильную эмоциональную реакцию, протест. В этом заключаются негативные проявления кризиса. Задача родителей в этот период - дать ребенку некоторую долю самостоятельности, быть более терпеливыми и выдержанными, а самое главное последовательными - постараться исключить ситуации, когда сегодня что-то нельзя, а завтра можно и т.д.

Основным новообразованием является детская или автономная речь. Эта речь отличается от взрослой по звучанию и по смыслу и часто бывает понятна только самым близким людям, находящимися с ребенком постоянно.

Кризис первого года - переходный период от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. Протест может выражаться в бурных проявлениях эмоций: громком крике, ребенок может упасть на пол, бить по нему руками и ногами. Такие действия направлены против запретов и отказов и если стиль воспитания в данной семье далек от идеала, то обстановка может накалиться. Задача взрослых - не допускать излишнего давления на ребенка и быть последовательными в требованиях, т.е. если что-то запрещаете, то без поблажек.

Вместе с тем маленькому ребенку нужны "кирпичные стены" - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и строго соблюдаются всеми членами семьи (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно. Мальчикам и девочкам с рождения (и до 4-5 лет) именно "кирпичные стены" могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность.

Это момент, который связан с освоением ходьбы и фазовой речи. Его продолжительность, как, впрочем, и продолжительность всех остальных кризисов, зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Принято считать, что у девочек этот период заканчивается к 1,5 годам, а у мальчиков к 2 годам. К концу первого года жизни у ребёнка возникает связь между предметом и его названием. Она выражается в том, что малыш ищет и находит именно то, о чем попросил его взрослый. Важно, что ребенок ищет какой-нибудь предмет не для того, чтобы просто посмотреть на него, главное для него - это продолжение общения со взрослым. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996 Характерно, что в этом возрасте малыш может вполне чётко выполнять по слову определённые действия при общении с одним человеком и совсем не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым. Если годовалый ребёнок по просьбе матери показывает головку, нос, глазки, ножки, то на подобную просьбу других людей он может не реагировать. В этом возрасте малыш находится в таком тесном контакте с матерью, что для выполнения действий важны не только слова, но и жесты, мимика, интонация и ситуация общения.

Ребёнок начинает правильно реагировать на слова окружающих, когда эти слова повторяются много раз в сочетании с определёнными жестами. Так мама говорит малышу: "Дай ручку" - и сама делает соответствующий жест. И ребёнок очень быстро научится ответному действию. При этом малыш реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом. Позднее значение ситуации преодолевается, ребёнок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит, и какими жестами они сопровождаются. Обычно в это время малыш начинает произносить и свои первые слова. Теперь ребёнок может сам обращаться к взрослому, требовать от него общения, названия всё новых и новых предметов. Этот период можно назвать периодом освоения фазовой речи. Очень многое в это время зависит от того, как родители организуют общение с ребёнком, какие требования к нему предъявляют. Дети, с которыми взрослые мало общаются, ограничиваясь уходом за ними, резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если родители пытаются ловить каждое желание ребёнка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребёнок может долго обходиться без речи. Совсем другое дело, когда взрослые вынуждают малыша произносить слова внятно, по возможности ясно оформлять словами свои желания и только в этом случае исполнять их.

В то же время ребёнок начинает делать первые шаги. Это очень трудное дело. Управление движениями ходьбы ещё не сложилось, и поэтому ребёнок постоянно теряет равновесие. Стул, который надо обойти, игрушка, которая не вовремя оказалась на дороге, становятся серьёзным препятствием. Один-два шага и малыш падает на руки к маме или на пол. Но что-то все-таки заставляет его преодолевать страх перед падением и снова и снова делать свои первые шаги. Конечно вначале - это участие и одобрение взрослых. Вскоре, после первых успехов, малыш начнёт получать удовольствие от управления собственным телом, и будет стремиться, как бы увеличить эту власть над собой, преодолевая препятствия.

По мере того, как ребёнок учится ходить и исследовать окружающий мир, в то время как он овладевает речью, его способности развиваются скачкообразно. Развитие редко идёт по прямой. Когда малыш осваивает новые вещи, его развитие прогрессирует. К примеру, он сконцентрирован на том, чтобы научиться ходить, поэтому он более зависим и эмоционально неустойчив, чем обычно. Этого и следует ожидать, потому что незрелая эмоциональная система малыша перегружается в период приобретения новых навыков.

Собственно в этом и заключается кризис 1 года. Овладевая ходьбой и речью, ребёнок проходит очень сложный период развития, когда ему совершенно необходима помощь родителей. Годовалый малыш особенно привязан к матери, отрыв от неё в этом возрасте - тяжёлое переживание для него, и начало посещения яслей в возрасте 1 года - не самое лучшее время для этого. Следует подождать окончания кризисного периода, когда ребёнок достигнет более высокого уровня адаптированности.

Важно помнить, что в этот кризисный период необходимо уделять много внимания развитию речи малыша. Старайтесь, как можно больше разговаривать с ребёнком. Когда маленькие дети слушают нас, они быстро привыкают к интонациям и ритму речи. Обязательно читайте ребёнку. Чтение книг - очень эффективный способ расширения языкового мира малыша. Это занятие помогает ему привыкнуть к языковым символам, то есть к тому, что написанное слово заменяет звучащее. Очень скоро ребёнок начинает понимать, что предмет, который он видит на картинке, означает какое-то слово. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964.

Пусть малыш говорит, когда вы читаете. Имеется в виду, что сначала вы рассказываете о картинках в книге, которую рассматриваете вместе. Говорите ребёнку: "Это корова, а это - лошадка", произносите звуки, которые издают животные. Когда вы называете всё, что видите, ребёнок получает очень много информации об использовании слов. Очень скоро малыш сам начнёт произносить звуки, ожидая, когда ему покажут картинку в книге. Можно продолжить это занятие, задавая ребёнку вопрос: "Что это?", и отмечая, произносит ли он звуки, соответствующие изображённому на картинке животному. По мере совершенствования способности ребёнка выражать свои мысли, можно начать задавать ему вопросы о том, что изображено в книге, которую вы читаете. Это можно делать в процессе чтения. Получив ответ, можно расширить вопрос. Таким образом, ребёнок становится участником процесса чтения, а не только пассивным слушателем.

Помогайте малышу использовать приобретённый речевой опыт. Конечно, для того чтобы попросить что-либо, ребёнок умеет хныкать, мычать или жестикулировать. Это было приемлемо до тех пор, пока у него не было достаточно знаний для выражения своих мыслей словами. Теперь же, когда ребёнок пытается попросить о чем-либо жестами, а вы уверены, что он знает, как это называется, спрашивайте его: "Что ты хочешь?". Если малыш назовёт предмет, это говорит о том, что он может выразить свое желание словами. В это период также надо начинать учить ребёнка "волшебным" словам. Старайтесь, подавая ребёнку нужную ему вещь, не забывать требовать, чтобы он сказал "спасибо". Всякий раз, когда кто-нибудь приходит, напоминайте ребёнку, чтобы он сказал "привет", а когда уходят - "пока-пока" и помахал ручкой. Не забывайте о важности обратной связи. Отвечайте на узнаваемые сочетания гласных и согласных звуков, например, на звуки "ма-ма", отвечайте предложением "Мама здесь". Родители для детей - это средство понимания того, что они хотят сказать. Если вы догадались, о чём хочет сообщить малыш, продолжите слово или добавьте слова за него, чтобы получилось то, что он имел в виду. Создавая обратную связь, избегайте разговора на "детском языке". Обязательно говорите нормально. Когда взрослый говорит на "детском языке" - это карикатура на произношение звуков. Если вы хотите помочь ребёнку в формировании речевых навыков, не искажайте речевую модель. Пусть он привыкает к вашей модели языка и её имитирует.

Расширяйте укороченные фразы малыша. Например, если ребёнок просит булку, произнося "бу-бу", то можно отреагировать на это вопросом: "Ты хочешь булку?". Не ленитесь произносить длинные фразы. Даже если ребёнок не всё понимает, каждая такая ситуация его многому научит.

Вы очень поможете малышу благополучно пережить возрастной кризис и перейти на новый уровень взаимодействия с окружающим миром, если постепенно начнёте приобщать его к социальным отношениям. Несколько советов на эту тему могут вам пригодиться. Постарайтесь, чтобы у вашего малыша были друзья, с которыми он сможет играть. Обратите внимание на то, что с одними детьми у вашего ребёнка нет контакта, а с другими есть. Может быть, стоит приглашать таких деток к себе, чтобы малыши могли вместе играть. Даже если ваш ребёнок еще не дорос до того, чтобы быть хорошим партнёром в игре, ему может нравиться быть с другими детьми и наблюдать за тем, что они делают. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: 1971.

Не принуждайте ребёнка вступать в контакт с другими детьми. Позвольте ему подготовиться к этому самостоятельно. А вы обеспечьте ему "безопасный тыл", куда всегда можно вернуться. Обучайте его элементарным навыкам общения, например, "волшебным словам", о которых говорилось выше. Проводите простейшие уроки о том, как надо делиться. Начните с объяснения элементарного понятия собственности. Если ваш малыш схватил чужую игрушку, заберите её со словами: "Это игрушка Андрюши, надо её отдать, а мы с тобой возьмём другую игрушку". Такие уроки дают первые представления о границах отношений. Не забывайте, что учить надо на примерах. Будьте сами хорошим примером. Так, как вы приветствуете своего малыша, выражаете сочувствие, беседуете с ним, как справляетесь с раздражением - всё это пример для подражания, точно также ваш ребёнок будет в дальнейшем строить отношения с другими людьми.

В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12 - 14 лет).

Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это.

Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада. Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и к папиной отвертке. И на улице беда - чистенький ребенок, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими "загадками" приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование оказывается, таким образом, дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.

Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты, конечно же, нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру "обмани маму", а говорят серьезно. Еще один важный момент правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например: "Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать". "Ну что ж, надо так надо", - подумает про себя юный скандалист и. покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности ребенка. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. "Безобразия" в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.

Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, от чего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если ребенок вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну, так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.

Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего ребенка? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения, трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить ребенка именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: "Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?"

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую "неразрешимую" проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в "магазин" и предложить малышу самому "купить" один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3-5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: 1971.

Родителей годовалого крохи смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть?

Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его "помочь" вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу ребенка, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с ребенком. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.

Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в "годовалый" период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он сам. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: "Перестань орать и ешь!", "Нельзя, я сказала!" - и ничего больше. Действуя вместе с ребенком, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним

Ребенок в любой семье является центром внимания. И каждое его новое достижение не что иное, как причина всеобщей радости и восхищения.

Но, когда ближе к первому году у малыша начинает меняться поведение, когда он становится беспокойным, капризным и в некоторых случаях абсолютно неуправляемый, то это не может не беспокоить и не причинить неудобство всех членов семьи и особенно маму малыша.

И в данной статье мы поговорим именно о такой важной проблеме, которая у специалистов имеет свое название – »Кризис первого года». Рассмотрим причины данного кризиса у малышей и попытаемся понять, как и чем же можно помочь ребенку.

Повод для беспокойства или обычное дело?

Если у ребенка нет особых проблем со здоровьем то, как правило, он бывает спокойным и дарит только радость своим родителям. Однако, чем ближе становится первое день рождение малыша, тем больше у него появляются проблемы, капризы.

И в такой непонятной ситуации многих родителей мучает вполне уместный вопрос: что же случилось с малышом? Сперва нужно успокоиться, так как это не является проявлением испорченного характера малыша (так как у многих возникает такие мысли). Это не повод для ваших страхов, такое состояние является просто естественным переходным моментом в жизни малыша. Он начинается в 9 или 10 месяц жизни ребенка и может длиться до 2 лет.

Однако, прежде всего необходимо убедиться, что такое беспокойное состояние у ребенка вызвано именно кризисом первого года. Ведь у малышей могут быть и другие причины для беспокойства и капризов. Именно поэтому необходимо прежде всего знать, какими признаками проявляется данный кризис.

Учимся распознать кризис по признакам

Как и в любом другом случае, данное состояние у ребенка тоже имеет свои отличительные признаки. Узнав их, родители могут не испугаться и зря не переживать.

  1. У малыша резко меняется поведение – ребенок, который раньше был активным, всегда в хорошем настроении, вдруг теряет своё настроение. Он по большей части бывает недовольным и даже любимые занятия и процедуры, которые всегда доставляли ему приятные ощущения, становятся ему в тягость и он может отказаться от их выполнения. Это может быть как плавание, так и любимая игра и даже прогулка. К тому же малыш становится агрессивным.
  2. Противоречия в его поведении – во время кризиса кроха может хотеть что-то (к примеру, игрушку), но потом сразу же отказаться от него. Это касается и его желаний, малыш может проситься к вам на ручки, а потом ударить вас.
  3. Требование к вниманию – еще одним явным признаком кризиса первого года является его желание быть в центре внимания всех. Он может показывать чувства ревности, требовать, чтобы все смотрели на него, проводили с ним время и тому подобное.
  4. Обидчивость – малыш в этот период становится очень чувствительным и может очень легко обижаться, когда взрослые делают ему замечание.
  5. Упрямство – непослушание и упорство становятся его каждодневным поведением.
  6. Беспричинные капризы и истерики – именно в этот период у малышей начинаются капризы и истерики, без особых поводов и причин.


Это самые явные признаки того, что у малыша кризис. Ко всем выше описанным признакам надо добавить еще и то, что малыш боится потерять маму из виду. И когда она отходит, даже на несколько минут, у него начинается самая настоящая истерика.

Почему такое происходит?

Конечно, такое поведение не может радовать никого. И каждый хочет найти ответ и понять, почему же такое происходит с ребенком.

Ведь когда родители видят своего ребенка в таком состоянии, первое, чего они хотят, это помочь им, успокоить. Но, к сожалению, этого не так уж и легко добиться.

Давайте рассмотрим причины кризиса у малышей.

Прежде всего нужно учитывать, что первый год у крохи – это период, когда он активно развивается как умственно, так и физически. Ведь в большинстве случаев дети в этом возрасте уже могут ходить и это открывает для них большие возможности увидеть новое, брать в руки новые вещи, исследовать их и даже пробовать на вкус. У многих уже получается говорить какие-то слова. Все это большая нагрузка на малыша. Да и из-за всех этих новых возможностей ребенку начинает казаться, что он самостоятельный. А когда ему пытаются запретить что-то, не объясняя причины отбирают игрушку, то все это приводит его к капризам и обидам. Малыш снова чувствует себя зависимым от взрослых.

Для родителей трудно понимать, что ребенок уже начинает приобретать самостоятельность и по-прежнему возятся с ним как с младенцем. А когда видят капризы своего малыша, ошибочно полагают, что нужно внести больше запретов и в жизни малыша появляются все новые »Нет», »Нельзя», »Не трогай» и т.п. Конечно, все это не может не усугублять ситуацию.

Как уверяют специалисты, основной причиной кризиса у крохи является то, что взрослые не пускают его во взрослую жизнь. Малыш рассуждает так: »Я уже могу держать ложку и даже в некоторых случаях могу черпать кашу. Так почему же мама или другой взрослый не позволяет мне есть самому?». Или же: »я могу ходить, почему же меня держат за руки и не пускают ходить одного?».

Это все может и выглядит как из ряда фантазии, однако, если смотреть на вещи и на ситуацию глазами ребенка, то так оно и есть. Ведь боясь за ребенка или же не понимая, что он уже может делать маленькие вещи самостоятельно, взрослые все время нагнетают ситуацию своими запретами или же ограничениями.

К тому же, начиная с этого периода, ребенок уже начинает »выбирать» себе еду и если ему не понравился какая-то еда, он может выплюнуть его. На это родители реагируют почти всегда одинаково: наказывая кроху.


Все выше сказанное приводит к тому, что у ребенка начинаются капризы, истерики. Но малыш это делает для того, чтобы родители понимали, что он уже взрослый. Ведь у него уже есть свое »Я».

Отношение взрослых к кризису

Кризис первого года является первым кризисом в жизни малыша. Впереди вас ожидают много новых возрастных кризисов и поэтому необходимо знать, как вести себя и как справиться с этим кризисом?

Иногда родители предпочитают смириться с капризами малыша, выполнять его желания и надеяться, что случится чудо и повзрослев все пройдет. Другие родители впадают в другую крайность и, не желая терпеть такое поведение своих малышей, начинают борьбу с капризами и истериками малышей, употребляя крики, шлепки и даже запугивание. Как может убедиться каждый, ни то и не другое не является правильным подходом. Ведь на сегодняшний день есть немало способов, которые реально помогут родителям бороться с кризисом первого года и в то же время не вредить ребенку. Рассмотрим несколько способов, которые помогут вам справиться с кризисом малыша.

  1. По мере возможности приводите к минимуму запреты. Когда ребенок начинает ходить, то лучше заранее убирать все опасные вещи и предметы с его видимости, чтобы лишний раз не кричать на ребенка и не отбирать из его рук опасный предмет, до которого он дотянулся. Если кроха хочет сам есть, то ничего страшного не произойдет, если он будет пробовать это делать. Ведь так или иначе когда-то он все равно должен научиться самостоятельности. Если вместо бумаги он хочет рисовать на руке, пусть сделает, потом можно и помыть малыша. Иными словами, не нужно дергать ребенка по всяким пустякам. Ведь так или иначе он сделает все по-своему, найдет способ рисовать на себе, брать то, что ему интересно и тому подобное. Так зачем же его еще и заставлять нервничать, трепать свои же нервы.
  2. Не надо заставлять малыша есть, если он отказывается, то предлагайте другое. Ребенок все равно что-то будет есть, когда проголодается.
  3. Услышьте его. Понять своего малыша, который еще не говорит, может каждая любящая мама. Это происходит на инстинктивном уровне. Не надо игнорировать просьбы и желания ребенка.
  4. Для детей важно, чтобы их родители были для него другом, а не строгими наставником. Больше времени проводите с ним, играйте с ним. Таким образом будет намного легче достигнуть взаимопонимания.
  5. Больше общайтесь с ребенком. Этим вы не только уделите ему необходимое внимание, но и поможете развить его речь. Можно комментировать все то, что вы делаете. Расскажите ему сказки, стишки, познакомьте с окружающими предметами. Или же просто обращайтесь к нему, спрашивайте что он делает, хочет ли чтобы ему помогали и тому подобное. Все это даст свои плоды.
  6. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком, и чем больше вы будете делать разные вещи совместно, тем он более значимым будет себя чувствовать. Дети любят »помогать» взрослым, а когда их за это еще и хвалят, то это станет вообще любимым их делом.
  7. Запомните, что физические наказания и ругание никогда не могут привести к хорошим результатам. Вместо этого научитесь отвлекать свою кроху, когда у него начинаются капризы или истерика. Но тут также важно понять, что нельзя давать ребенку »взятку»-конфеты, вместо того, чтобы он успокоился. Ведь он может думать, что это естественно и вырастет с таким закрепленным поведением.
  8. Если у малыша истерика и он не слышит ваши уговоры, то оставьте его на несколько минут. Пусть он останется наедине. Часто истерики и капризы набирают обороты благодаря публике. А когда ребенок понимает, что на него никто не обращает внимания, то он начинает успокаиваться и быстро отвлекается.


А в тех случаях, когда малыш не хочет отпускать от себя маму, можно найти приемлемое решение. Необходимо проводить с ребенком 30 минут в день, это только ваше время, где вы общаетесь, играете с ребенком. Главные правила тут следующие:

  • Не растягивайте это время на часы или же на целый день;
  • И ребенок должен насытиться вами за это время. Главное, чтобы вы провели это время продуктивно.

Это те основные советы и способы, которые помогут без ущерба психике ребенка справиться с кризисом первого года.

Кое-что напоследок

Конечно, каждый родитель видя беспокойство своего малыша не может не переживать за него. Но, как мы уже показали, бороться с кризисом первого года является вполне возможным. Главное найти правильный подход к малышу.

Не надо переживать, все кризисы проходимы. Нужно только набраться терпением и помнить, ведь трудно не только вам, но и малышу. Так что постарайтесь не травмировать хрупкую психику своего малыша.

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача - помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша - неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне - как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод - ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать - не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом - ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете - рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года - он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Видео: «Непослушные дети» - Комаровский

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

С момента появления новорожденного ребенка в семье прошло почти 12 месяцев, малыш подрос, у него появились дополнительные варианты поведения и черты характера. Взрослеющий малыш становится нервным, капризным, чаще отказывается от приема пищи и сна, плачет по поводу и без, и тем самым вводит в недоумение своих родителей.

Если раньше мама и папа могли себе позволить уложить ребенка спать и заниматься повседневными делами, то к 1 году задача усложнилась. Упомянутые поведенческие реакции связаны с так называемым кризисом первого года жизни малыша, который чаще всего берет свое начало у детей старше 9 месяцев.

Продолжительность такого состояния варьируется от 5 до 7 месяцев. Для того чтобы понимать как вести себя с ребёнком в таком состоянии, родителям необходимо ознакомиться с причинами формирования психологических изменений.

Причины

В течение первого года жизни в организме новорожденного малыша происходят интенсивные психосоматические изменения, которые влияют на поведение и реакции на те или иные события. Для ребенка в возрасте 1 года открываются новые перспективы.

Теперь он может изучать предметы на ощупь, брать их в ручки и рассматривать вблизи, а также сравнивать с другими окружающими предметами. Период до 12 месяцев характеризуется интенсивным развитием детского организма, как в физическом плане, так и в интеллектуальном.

Получение навыков сидения и ходьбы означает для малыша обретение самостоятельности, которую он пытается реализовать всеми возможными способами. Именно осознание самостоятельности является основной причиной кризиса первого года жизни ребенка.

Когда родители изъявляют желание поддержать своего малыша во всех его начинаниях, у ребёнка срабатывает реакция протеста, которая еще больше усугубляет непонимание между ребенком и его родителями. Большой ошибкой родителей является силовое решение проблемы, когда капризы и любой отказ малыша подавляют при помощи криков и шлепков. Данное поведение неприемлемо, и влечет за собой серьезные психологические последствия для детского организма.

Симптомы

С момента появления грудничка на свет в его организме запускается целый каскад адаптационных реакций, которые помогают новорожденному приспособиться к условиям окружающей среды. Вступая в этап психологической перестройки, ребёнок становится плаксивым, капризничает по любому поводу, проявляет непослушание. В качестве отличительных признаков данного состояния выделяют:

  • Появление ранее не характерной для ребёнка обидчивости. Если малыш стал обижаться на каждое слово и безобидное действие, то, скорее всего, речь идет о наступлении кризиса первого года жизни;
  • Нежелание выполнять наставление родителей. Ребёнок научился сидеть и ходить , а значит он уверен, что просьбы родителей для него неактуальны;
  • Резкая смена настроения. Такой ребёнок может сначала пнуть ножкой, а потом подбежать и начать обнимать. Подобная эмоциональная лабильность связана с психологической перестройкой детского организма;
  • Желание постоянно находиться возле мамы. Такое поведение вовсе не является прихотью для ребёнка, так как у малыша на уровне подсознания зарождается страх перед утратой близких людей;
  • Требование повышенного внимания к себе. Как только родители переключают свое внимание на другие объекты, ребёнок начинает плакать, капризничать и всем своим видом пытаться переключить центр внимания на себя.

Как вести себя с ребёнком

Специалистами в области педиатрии и детской психологии были разработаны ключевые методики, помогающие родителям справиться с кризисом первого года жизни без ущерба для детского организма. Прежде всего, советуют не идти на поводу у детских капризов.

Категорически запрещено реагировать на неадекватное поведение малыша агрессией и физическими действиями. Для того чтобы коррекция психологического состояния прошла мягко и без последствий для самосознания грудничка, медицинские специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

  1. Не отказывать ребенку в реализации тех инициатив, которые у него возникают в процессе развития. Если малыш изъявляет желание выполнить ту или иную функцию самостоятельно, то родителям стоит поддержать малыша;
  2. Осуществлять выборочный запрет. С точки зрения психологии, тотальные запреты приводят к угнетению ребенка как личности и развитию у него комплекса неполноценности. Правильной тактикой со стороны родителей будет ознакомление малыша с теми правилами, которые принято соблюдать внутри семьи и в обществе;
  3. Отказаться от насильственного кормления. Когда ребенок начнёт испытывать чувство голода, он самостоятельно даст об этом знать. Категорически запрещено давить на него психологически, угрожать и шантажировать;
  4. Постараться быть с малышом друзьями. Научно доказано, что находясь в дружественных отношениях с мамой и папой, дети преуспевают в интеллектуальном развитии и не имеют проблем с осознанием чувства собственного я. Принудительное общение с ребёнком ещё никогда не заканчивалось положительно;
  5. Прислушиваться к тревогам и проблемам ребёнка. Если мама видит, что малыш чем-то обеспокоен, то ей нужно аккуратно пойти ему навстречу, поговорить с ним, успокоить и предложить совместное решение насущной проблемы;
  6. Разговаривать с ребенком как можно чаще. Понимание многих вещей у ребенка напрямую зависит от родителей. Если малыша интересуют те или иные детали, то его родителям важно общаться с малышом на интересующие его темы. Таким образом, у грудничка формируется социальная адаптация, улучшается речь и произношение многих слов, а также происходит улучшение психологического контакта с мамой и папой.

Если малыш не перестает капризничать и плакать, то его следует оставить на короткий промежуток времени в одиночестве. Когда годовалый ребёнок остаётся наедине с собой, то его внимание переключается на другие занятия, и плакать ему становится неинтересно.

Чего нельзя делать

Для того чтобы исключить ошибки при ведении диалога с годовалым ребенком, медицинские специалисты в области детской психологии и педиатрии советуют родителям обратить внимание на свое поведение, которое нередко бывает недопустимым. При общении с малышом, который находится на этапе психологического кризиса, нельзя совершать такие действия:

  • Лишать ребёнка возможности почувствовать себя самостоятельным. Такие дети в процессе взросления формируются как инфантильные личности, неспособные к принятию решений и достижению каких-либо жизненных целей;
  • Показывать собственное превосходство, психологическую и физическую силу. Важно помнить, что ребёнок не всегда будет меньше и слабее, а его угнетение в столь ответственный период повлечет за собой развитие психологической травмы и агрессии;
  • Вести разобщенную систему воспитания. Получив запрет от одного из родителей и разрешение от другого, у малыша может сформироваться неправильное мировосприятие, которое впоследствии приведет к расстройствам личности;
  • Бросать все дела и реагировать на первый крик и каприз ребенка. Если родители потакают капризам малыша, то в его голове формируется четкое понимание того, что он имеет психологические рычаги давления на маму и папу, что крайне нежелательно.

Для того чтобы воспитать ребёнка здоровой и социально-адаптированной личностью, родителям необходимо следить за собственным поведением. В возрасте 1 года и старше дети склонны копировать модель поведения своих родителей. В присутствии малыша не следует выяснять отношения и ругаться нецензурной бранью.

Важно! Родителям малыша не следует бояться, так как психологический кризис у годовалого ребенка является естественным процессом, с которым сталкивается каждый ребёнок. Для некоторых семей этот процесс протекает малосимптомно, а для некоторых проблема стоит остро и болезненно. Во всяком случае мамам и папам не нужно впадать в панику и бояться каких-либо последствий. Внимательное и уважительное отношение к своему малышу является залогом безболезненного и мягкого выхода из психологического кризиса.

Как известно, после долгой бури наступает штиль. Когда малыш совместно с родителями выходит из столь трудного периода, в его голове формируется самосознание и восприятие окружающего мира. Он продолжает развиваться физически и интеллектуально, осваивать новые навыки взаимоотношения с людьми и способы преодоления тех или иных трудностей.

Если молодые родители сумели достойно пережить этот отрезок времени, то их вознаграждением за труды становится психологическая стабильность и гармония во взаимоотношениях с подрастающий малышом. Аналогичного мнения придерживается известный специалист в области педиатрии доктор Комаровский, который рекомендует запастись терпением и не оказывать давление на подрастающего малыша.