Синестезия в психологии человека: как воспринимать мир не так как все? Синестезия

Техника креативности "5 чувств" или развиваем синестезию

Термин синестезия означает – «слияние всех чувств». Другими словами, это умение «брать» любой объект действительности сразу всеми пятью каналами восприятия: зрением, обонянием, слухом, осязанием и на вкус. Не обязательно при этом, конечно, грызть камень, поднятый с земли. Обязательно лишь вот что: представить в уме, абстрактно, каким был бы его вкус, какой бы он прозвучал нотой… Ведь мы же говорим: вкус победы, горечь поражения…

Учёные утверждают, что средний человек практически ничего не «видит» и не «слышит». Его восприятие мира, иными словами, чересчур бедно. Это связано напрямую с тем, что обычный человек привык воспринимать один предмет лишь одним органом чувств, не задействуя, практически, все оставшиеся чувства. Редко воспринимаем мы какой-либо обыденный предмет сразу по двум чувственным каналам. Например, когда мы воспринимаем одновременно и вкус и запах (хлеба, апельсина…). Тогда жизнь кажется нам уже более прекрасной и яркой, чем всегда. Если же нам случайно доведётся подключить к процессу восприятия ещё и одновременно третий канал, например, тактильное пальцевое ощущение, то такие моменты мы воспринимаем как счастье, мы запоминаем эту «полноту бытия».

Однако, учёные утверждают, что люди, которых принято называть «гениями», часто обладают природной способностью воспринимать мир сразу всеми пятью чувствами.

Поэтому они всегда живут в состоянии ощущения «полноты бытия» и, главное, для «гениев» нет никаких таких «обыденных предметов».

Ведь что такое «обыденный предмет»? Это предмет, который мы не трудимся воспринимать хотя бы парой чувств. Для его восприятия (быстрого, поверхностного) мы лениво включаем только одно дежурное чувство, да и то, включаем еле-еле. Только чтобы не стукнуться об этот предмет. Именно про такой способ жизни сказано поэтом: «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут»…

От такого небрежения, чувства, которые не упражняет их хозяин – атрофируются, и уже становится довольно проблематично воспринимать мир сразу несколькими чувствами, сразу, как только Вы этого пожелаете…

Но, продолжаем мысль учёных. Несмотря на то, что «гениальные люди» обладают способностью к синестезии от природы, эту способность может развить в себе каждый человек.

Что это даёт нам в плане прагматическом, ближе к нашим реальным нуждам, например, для более успешного ведения бизнеса?

Представьте себе двоих людей, обследующих тёмный готический замок глубокой ночью.

У одного – завязаны глаза, заткнуты плеером уши, на руках перчатки и совсем нет никакого света – ни спичек, ни фонарика.

А другой человек имеет: фонарь, чуткие подвижные пальцы, и очень внимательный слух.

Как Вы думаете, кто из этих двоих найдёт в замке сокровища? Кто заметит там что-то интересное? Кто вообще выйдет оттуда живым?

Разумеется, все хотят иметь живой фонарик, лазая по готическим руинам.

В этой технике по развитию синестетики, мы и предлагаем вам такой волшебный фонарик.

Дело в том, что человек без его пяти чувств – это чёрный ящик, погружённый в абсолютно звуконепроницаемую темноту. Но чем лучше работают его чувства (обоняние, осязание и пр.), тем ярче освещается мир вокруг него, тем быстрее рассеивается тьма.

Разработав свои чувства по нескольким нехитрым методикам, Вы будете видеть гораздо больше шансов, перспектив и просто золотых идей, валяющихся перед вами на дороге. Больше, чем остальные, больше, чем Ваши конкуренты…

Поэтому, давайте развивать в себе способности «гениев».

Первое (базовое) упражнение

Итак. Самое простое упражнение – пробовать всегда описывать одно ощущение в терминах другого. Например, рисовать… музыку. Слушая звук, пытайтесь определить его цвет. Слушая мелодию, представляйте себе, какие геометрические фигуры и цвета она, по вашему, выражает.

Следующий этап. Учимся придавать воображаемую форму тому, что формы лишено. Пробуем изваять, слепить музыку. Представим себе также и фактуру музыки (как фактуру ткани).

Изваяйте не только музыку, но и любимый запах. Придайте трёхмерную форму – невидимому.

И наоборот. Когда Вы видите цвет, постарайтесь «услышать» его звучание.

Это нужно не только художникам. Это нужно всем, кто хочет быть успешным человеком и не покупать идеи за деньги, а подбирать их пригоршнями, бесплатно, под ногами вокруг себя.

Второе упражнение

Вспомните знаменитых творцов, чьё творчество вам близко и хорошо знакомо. Представьте себе их в другой роли. Художника – в роли кинорежиссёра. Музыканта – в роли писателя.

Если бы Феллини был музыкантом, то кем? Назовите имя! Или хотя бы назовите жанр, в котором бы он творил.

Если бы Марк Шагал был танцором, «как» и «что» бы он танцевал? «Как кто» бы танцевал Шагал?

От такого упражнения у Вас должны заныть мозги – это разрабатываются, прокладываются новые каналы восприятия информации, нейронные пути в мозге.

Если бы Уинстон Черчиль был мультипликатором, какие бы у него получились мультфильмы?

Третье упражнение

Займитесь любой (подходящей Вам) дыхательной гимнастикой, а также гимнастикой для улучшения зрения (например, известным всем палмингом). Хоть это и кажется простым, но отлично усиливает наше чувственное восприятие.

Четвёртое упражнение

Чтобы научиться чувствовать запахи, соберите небольшую коллекцию сильно и специфично пахнущих предметов. Гвоздика, лимонная цедра, горсть земли, коробочка с новыми гвоздями, пачули, ладан, табак, размятый зелёный лист с неизвестного дерева…

Завяжите плотной тканью глаза и подносите к носу каждый такой предмет из своей коллекции. Попробуйте словами описать то, что Вы чувствуете. Для того, чтобы вдохновиться на эту работу перечитайте роман Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Пятое упражнение

Учимся тактильным ощущениям. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён… Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки…

Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями.

Шестое упражнение

Для того, чтобы развить свои вкусовые ощущения, купите себе книгу, из тех, что пишутся винными дегустаторами для любителей. Такие книги (поэмы о вкусе!) очень полезно читать всем, а не только тем, кто решил купить на аукционе коллекцию (погреб) старых вин и угощать ими своих дорогих гостей на торжественных обедах…

Посвятите каждому отдельному чувству день, неделю, месяц. Узнавайте разные цвета и вкусы, запахи и прикосновения, слушайте звуки.

И наконец, Седьмое упражнение

Научитесь снимать пласты грубых повседневных звуков и обнаруживать под ними более тонкие звуковые слои. Учитесь в какофонии дня слышать те звуки, которые мы обычно не слышим, то есть, более тихие звуки.

Для этого вслушивайтесь в каждую возникающую паузу. Старайтесь сами почаще создавать паузы, не заполнять тишину радио, телевизором, пустым разговором.

Отправьтесь в место, где можно услышать «абсолютную тишину». Вы убедитесь, что она не абсолютна! Та картина звуков, которая Вам откроется, будет сокровищем, глубоко спрятанным от взгляда обычного человека, которым Вы уже больше никогда не будете.

Слушайте исполнение классических произведений музыки разными исполнителями – находите разницу в исполнении одного и того же опуса разными людьми. Слушайте одну и ту же мелодию, сыгранную на различных инструментах.

Такие, казалось бы, сугубо прикладные (искусствоведческие) задачи, на самом деле полезны не только и не столько для искусствоведов. Они развивают интеллект в целом и в конечном итоге выводят нас на дорогу успешных людей.


23.04.2010 16:54:00

Подборки лучших идей бизнеса 2018

Не смотря на то, что синестезия в психологии существует уже не одну сотню лет, мало кто знает, что это такое. Тем не менее, с этим явлением сталкиваются многие. Некоторые расценивают его как психическое расстройство, но на самом деле, ничего страшного в этом нет. Даже наоборот, развить синестезию у себя будет очень полезно. Это раскроет новые возможности для развития личности.

Суть явления

Синестезия в психологии связана с чувственным восприятием мира. Вкус, цвет, запах, тактильные особенности, визуальное восприятие – всем этим одновременно пользуются синестетики, оценивая один объект. Но давайте по порядку.

Понятие «синестезия», как уже говорилось, возникло около трехсот лет назад. Но ученые утверждают, что синестезия – это древний феномен, который использовали еще пещерные люди во время своих ритуальных танцев. Они воспринимали мир целиком, в том числе цвет, звук и прочие явления для них были неделимы. Примерно с XIX века явление стали использовать осознанно в творческом аспекте. Но к сегодняшнему дню уже говорят о том, что синестезия в психологии тоже заняла свое место. Мало того, получила собственную градацию.

Синестезия в психологии:

1. Цветной слух , который часто встречается у музыкантов и композиторов.

2. Слуховая синестезия – восприятие звука от созерцания предметов, даже если они стоят тихо.

3. Вкусовая синестезия – при прослушивании музыки, созерцании даже несъедобных предметов, люди ощущают конкретный их вкус.

4. Зрительная синестезия – категоризация зрительных образов в соответствии с цветом или тактильными ощущениями.

5. Ассоциирующаяся и проецирующая синестезия. Первая проявляется вследствие жизненных стереотипов, а вторая им не подвластна.


Синестезия - как развить?

После того, как явление вывели из области патологии и признали, что им обладает небольшой процент людей, все равно сложно определить, где настоящая синестезия, а где ненастоящая.

Многие ученые полагают, что развить синестезию невозможно, так как она передается генетически. Но практика показывает, что люди, лишившиеся одного органа чувств, вполне могут развить синестезию в качестве компенсации. Но все равно ученые рекомендуют внимательно разделять явление синестезии с галлюцинациями.

Логично, что такими особенностями обладают по большей части люди творческие: писатели, поэты, композиторы, музыканты. Однако если выполнять определенные упражнения, то эту особенность можно в какой-то мере развить.

Для этого возьмите себе за привычку ассоциировать предметы с несвойственными им явлениями. Пусть музыка излучает цвет, цвет передает вкус, а запахи можно потрогать. Это раздвинет границы вашего эмоционального опыта.

Еще одно упражнение – фантазии. Представьте себе, как бы готовил шашлык Моцарт, или какой бы портной вышел из Пушкина. Нетипичные ассоциации – путь к развитию синестезии .

Часто проводите гимнастику для глаз, дыхательную практику. Возьмите предмет, который источает интенсивный аромат, и придайте им тактильные, звуковые характеристики. Также можно воспринимая звук, цвет или образ выискивать в нем тонкие и незаметные нюансы, которые обычно ускользают от нас.

И наконец, задавайте себе нестандартные вопросы: как звучит чистый лист бумаги, какого цвета ля мажор и т.д. Сегодня синестезия в психологии получила новое звучание.

Оказывается, некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения какого-либо предмета. Это явление и называется синестезией.

Эта особенность позволяет более чувственно, тотально воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции.

Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди. Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

Цветной слух.

Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.

Слуховая синестезия.

Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.

Вкусовая синестезия.

Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.

Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек
ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.

Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии. Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. По результатам различных исследований считается, что синестетиками являются от 0.1% до 5% людей на Земле. ,

Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Известные синестетики

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов.

Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как развить синестезию

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант. Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик.

Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии.

Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.
Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики. Также можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики.

Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Эта особенность позволяет более чувственно, тотально воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции.

Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди. Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

Цветной слух.

Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.

Слуховая синестезия.

Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.

Вкусовая синестезия.

Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.

Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек
ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.

Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии. Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. По результатам различных исследований считается, что синестетиками являются от 0.1% до 5% людей на Земле. ,

Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Известные синестетики

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов.

Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как развить синестезию

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант. Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик.

Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии.

Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.
Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики. Также можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики.

Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Если для человека каждая буква имеет свой цвет и запах, а каждый цвет звучит по-своему и может быть мягким, скользким или горьким – то это называется синестезией.

Когда на явление, предмет, событие или символ несколько или, что реже бывает, все органы чувств имеют четкую характеристику. Эти характеристики индивидуальны для каждого «синестета», они не одинаковы для всех.

Виды синестезии

Синестезии включают визуальные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые и пространственные впечатления и ощущения в различных комбинациях.

Для обычного человека недоумение – это чувство, а для синестета – оно может быть еще слегка шероховатым, прохладным, соленым, звучать как нота ми и иметь синевато-серый оттенок.

Синестезия нередко проявляется у талантливых людей. Многие известные писатели (Цветаева, Бальмонт, Пастернак, Бодлер, Верлен, Рембо), композиторы (Римский-Корсако, Скрябин, Ференц Лист, Ян Сибелиус), физик Ричард Фейнман были синестетами. Типичный пример синестезии – Прометей (Поэма огня) Op. 60 - музыкальная поэма Александра Скрябина для фортепиано, оркестра, хора и партии света Luce, для которой в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии. В 1970-х был популярен «световой орга́н» - музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Синестезия может передаваться по наследству. В качестве примера можно привести семью Набоковых.

Для чего нужно развивать синестезию?

Синестезия – часть целостного восприятия мира. Известна с древнейших времен, но свое название получила около трех веков назад.

Синестезия – расширенный спектр возможностей для современного человека, но, возможно, была присуща каждому человеку в далеком прошлом. Вполне вероятна связь интуиции и экстрасенсорных способностей с синестезией. Во всяком случае, они все относятся к «досознательному» восприятию человека. Когда человек «улавливает» или обращает внимание на «подпороговые стимулы», предощущения.

Синестезия способствует более яркому творческому самовыражению. Возможно, именно с этим явлением связано влияние некоторых абстрактных картин на восприятие.

Синестезию можно получить не только по наследству, но и развить. Особенно легко это сделать в детстве, когда малыши более чувствительны и восприимчивы. Их ощущения и чувства еще не отмечены ярлыками «хороших» и «плохих», не подавлены или извращены психологическими травмами. Как часто родители относят проявления синестезии своих детей к глупым фантазиям или сказкам.

Как развивать синестезию? С чего начать

Существуют специальные упражнения по развитию синестезии, которые включают и вовлекают органы чувств в работу по восприятию. Это замечательно получается у детей. Для них вполне естественно описывать цвет букв или вкус дней недели или звучание месяцев.

Если вы родитель и не обладаете синестетическим восприятием, но хотите развить эти способности у ребенка (а, может быть, заодно и у себя!) вам предстоит провести подготовительную работу.

Составить списки:

  • цветов (не обычных 7 цветов радуги, а, по крайней мере, не менее 30 оттенков (Гугл в помощь!)
  • -фактурных, осязательных ощущений (температура, гладкость – шероховатость…, мягкость- твердость, гибкость, пластичность и т.д.)
  • Звуков
  • Вкусов
  • Запахов
  • Эмоций
  • Событий
  • Символов
  • Алфавит все, надеюсь, знают
  • Действий
  • Геометрических фигур. И т.д.

Это не только будет способствовать обогащению сферы ощущений, но также расширит словарный запас ребенка.

Почему именно списки? Потому, что то, что не имеет названия – не существует.

Сделайте своей привычкой расширение восприятия – постоянно задавайте себе и ребенку вопросы:

Как бы мог (могла, могло) звучать это?

Какое оно на вкус?

Какого цвета?

Каково на ощупь?

Чем могло бы пахнут ь

Какой цвет у запаха? Какой вкус у звука? Какой на ощупь цвет?

У йогов есть упражнение – «цветное дыхание». Цвет и звуки – лечат.

Выходите за границы привычного, разрешенного и обыденного. Начните творить сказку вместе с ребенком. И вы увидите мир совершенно другим. Волшебным и необычным.

Тренируйте каждый орган по отдельности и все разом, делайте это постоянно и в вашем мозге будут постоянно образовываться новые нейронные цепи. Это залог долголетней счастливой жизни без склероза и маразма. Это развитие эйдетической, образной и эмоциональной памяти, Это развитие эмпатии – понимания и принятия эмоционального состояния другого человека.

Заостряйте внимание на оттенках и нюансах чувств. Прислушивайтесь, присматривайтесь, принюхивайтесь…

«Мир исполнен соучастий. Природа - нерасторжимое всеединство. Звёздные дороги Вселенной слагают одну поэму. Жизнь есть многосложное слитное видение. И так как жизнь есть сон, а во сне краски свободно переливаются в звуки, и мысль, едва подуманная, превращается в действие, понятие Светозвука есть не произвольное словосочетание, а точное утверждение, осуществляющейся в мирах, действительности.» (К.Бальмонт)

Для глубокого изучения:

Музыкально-цветовые ассоциации: «Гармония звука и цвета. Композиция «Цветок»

для детей от 10 до 14 лет

Продолжение следует.