Семик (Зеленые святки). Троица зеленые святки

Зеленые святки у славян символизировали переход от весны к лету. Это один из самых красочных и насыщенных магическими событиями праздник. Начинаются они сразу после Троицы и продолжаются целую неделю. Не составит труда подсчитать, когда Зеленые святки в 2017 году – с 5 по 11 июня.

У Зеленых святок есть и другие названия – Куст, Русалки (Русалы), Семухи. В любом случае они выпадают на период с конца мая до конца июня, когда лето вступает в свои права. Уже в самом названии праздника явно чувствуется трепет нежных листьев, шум ветра в пышной листве, пряный аромат трав на полях. Чествуя все, что было окрашено в цвет молодой зелени, во время Зеленых святок люди просили у природы благословения на хороший урожай, ведения хозяйства, здоровья для скота и другое.

Традиции и обряды Зеленых святок 2017

Святки, в том числе и Зеленые, всегда были насыщены магическими ритуалами, связанными с культом растительности, поминовением умерших и девичьими гуляниями. Люди верили, что совершая обрядовые действия, они привлекают благополучие и получают защиту от нечистой силы. Именно в это время природа наполнялась чудодейственной животворящей силой, способной каждый раз обновлять окружающий мир. Не случайно за Зелеными святками закрепилось название Русальной недели – считалось, что в это время в лесу и у водоемов можно встретить русалок.

В святочные дни люди большое внимание уделяли обрядовым действиям, направленным на хозяйственную деятельность. Ежегодно дни Зеленых святок группы женщин и девушек ходили на поля смотреть состояние озимых. После обхода они трапезничали и совершали обряды, заговаривая нежную зелень, появившуюся на полях, на быстрый и мощный рост.

Для крестьян скот всегда был символом материального благосостояния, поэтому в Зеленые святки они просили природу приумножить их хозяйство и оберегать животных от внезапного падежа и болезней.

Особое внимание в праздничные дни отводилось убранству домов и улиц. Их украшали срубленными берёзами, срезанными зелёными ветками, полы устилали травами, которые имели не меньшее магическое значение, чем древесные породы. Все эти праздничные элементы сохранились и по сегодняшний день. Зелёные святки считались временем умерших, которые по поверьям навещают своих живых родственников. В эти дни устраивались поминовения, готовились специальные блюда для угощения невидимых гостей. Задабривая умершие души, люди искренне верили, что они способны защитить их от нечистых сил и бед.

Символы Зелёных святок

Издревле символом праздника была берёза. Она олицетворяла силу добра, которая может спасти от болезней, несчастий и сберечь от коварных помыслов нечисти. Образ белоствольного дерева люди связывали также с женским началом. И она считалась полноправной покровительницей молодых женщин и девушек. Правда, в южных областях в магических обрядах предпочитали применять рябину, клён, дуб.

Один из самых таинственных обрядов девушки совершали, начиная с Семыка и заканчивая на Троицу. Втайне от парней они отправлялись в лес и переплетали ветки плакучей ивы или берёзы красивыми лентами, водили хороводы и совершали ритуал кумления. Считалось, что покумившиеся девушки вступают в духовное родство, которое распадается через неделю.

Гадания на Зеленые святки

Зелёные святки связаны и с брачно-эротическими отношениями. Праздник, возродивший живую природу, ассоциировался с девушками, достигшими брачного возраста. Будущие невесты во время гуляний присматривали себе жениха, гадали на скорую свадьбу. Самым таинственным предметом для гадания считался венок, который опускали в воду и наблюдали за дальнейшими событиями. Если он уплывал далеко, это означало, что девушка скоро покинет отцовский дом, прибитый течением обратно к берегу был знаком - свадьба пока не предвидится, а утонувший предвещал беду. В это весёлое время молодёжи разрешалось больше, чем обычно. Девушки и юноши проводили практически все свободное время друг с другом, подчас обходя правила приличия.

Зелёные святки будили и выводили в свет ещё одних загадочных существ – русалок. Их образ в русских поверьях довольно неоднозначен. Считалось, что в них превращаются души молодых незамужних девушек и детей. Русалки в легендах любят качаться на деревьях и задавать загадки. Неотгадавшие становились их жертвами.

Зелёные святки, воспетые в сказаниях, песнях и сказках, считались временем самых необычных явлений. И потому люди старались использовать силы природы на своё благо. Они умывались утренней росой, купались в озёрах и реках в надежде на излечение от болезней и омоложение. Собирали травы, которые именно в этот момент были насыщены лечебными и магическими свойствами. Считалось, что в Святки можно найти растение, которое обладает уникальными качествами – делает человека невидимым, легко режет металл как масло и тому подобное. На этой теме построено множество произведений устного народного творчества.

Зелёные святки заканчивались заговеньем на Петров пост. После многодневного веселья, забав и игр наступало время ограничений и смирения.

Зеленые Святки являются праздником наивысшего расцвета природы, который больше известен под названием Семухи, Троицы, Куста, Русалки, и празднуются на седьмой и восьмой неделях после Пасхи. Он является настоящим гимном матери-природе, когда она в самой сильной зеленой магической силе своими целебными лекарствами поднимает человека до радостного и оптимистического мировосприятия.

Зеленые Святки - это период времени между Троицей и Петровым днем. Согласно представлениям древних славян, период зеленых Святок был связан с появлением русалок. Этот праздник является календарным рубежом весны и лета, так как Троица и следующая за ней неделя (Троицкая, Духовская, Всесвятская, Русальная) считались временем завершения весны. А уже с Петрова дня природа, по народным представлениям, начинала постепенный поворот к зиме.
Нет сомнений, что зеленые Святки своей эстетикой, театрализованными постановками не уступают зимним Святкам, ибо они отражают тождественные явления - летний и зимней солнцеворот. Когда-то давно люди выбирали для себя тотемных животных, которых считали своими предками: Медведя, Козу, Лошадь, Журавля, Аиста. И среди всего этого господствует Дерево Вселенной. Оно отражало всеобщее мифологическое воображение о космосе и самом человеке, в этот образ вкладывались все представления наших предков об окружающем мире.

Этот же образ восходит от более древней первоосновы в индийских Ведах, в которых рассказывается миф о Боге Создателе Солнце, Сыне Его Единственно родном, мир от мира - Огонь, рожденный Майей (символом созидательной силы природы).

Триада Дерево Вселенной (ветки, ствол, корни в общечеловеческом измерении) - это космос, атмосфера и земля, в человеческом значении - голова, туловище, ноги. Эта символическая триада пронзает все традиционное искусство (трижды повторяются ритуалы и заговоры, триада движет сюжеты сказок и эпических песен, лежит в основе обрядовых действий, магии цифр и мн. др.).
Кульминацией зеленых Святок являлся день летнего солнцестояния - Иванов день. Зеленые Святки приходились, по старому стилю, на период с конца мая по конец июня. Их продолжительность зависела от Пасхи: если Пасха, а значит, и Троица, была ранней, то зеленые Святки могли длиться почти месяц, а если поздней - то около двух недель.

У славян окончание весны и начало лета воспринималось как время достижения природой наивысшей точки своего развития, тем более что в эти дни солнце светит ярко, вода в реках и озерах становится теплой, травы, деревья, достигшие расцвета, переходят к плодоношению. Все эти факторы позволяли крестьянам считать, что зеленые Святки - это время наполнения природы чудодейственной силой, что и отразилось во множестве былин, песен, легенд, обрядовых действий.
В народе, например, считали, что в Иванов день солнце такое горячее, что его лучи могут даже обжечь человека. Верили, что на восходе солнце переливается разными цветами, танцует, купается, радуется. Существовали легенды, что в зеленые Святки можно было найти растения, которые обладали необычными свойствами: способностью превращать человека в невидимку, излечивать от всех болезней, резать металл, открывать клады под землей, понимать язык птиц и животных. На бытовом уровне период зеленых Святок использовали, чтобы приобщиться к природе, получить от нее и силы, и красоту, и здоровье. В связи с этим существуют разнообразные приметы, обряды и поверья, правила относительно того, что и как нужно делать. Люди купались в реках и озерах, чтобы избавиться от болезней, умывались утренней росой, чтобы быть красивыми, собирали травы с лечебными и магическими целями. Период зеленых Святок насыщен обрядовыми действиями, которые направлены на хозяйственную деятельность человека и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство.

Зеленые Святки в народном сознании осмыслялись как переходный период жизни природы. Они сопровождались большим количеством и разнообразием запретов и оберегов, нацеленных на защиту от нечистой силы, особенно от ведьм, которые, по поверью, бесчинствовали в Иванов день, называвшийся в некоторых деревнях даже ведьмарским днем.
Этот период, прежде всего его начальный этап, в представлениях славян был связан с пребыванием на земле душ предков. Время цветения зерновых культур с давних времен считалось наиболее благоприятным для контактов этого и иного миров. Так, в некоторых районах верили даже, что Бог выпускает души с того света во время цветения жита, и умершие появлялись на земле в Троицкую родительскую субботу, а покидали ее в Троицу или следующий за ней Духов день. Считалось, что они прилетали в виде птиц и усаживались на ветвях берез, специально для этого принесенных к домам. Люди верили, что души предков разговаривают друг с другом и эти разговоры можно услышать в домах и на улице. А потому в Троицу или Духов день во многих деревнях устраивались поминания всех усопших вначале в православном храме, а затем и на кладбищах.

По представлениям славян, период зеленых Святок был напрямую связан с появлением русалок - душ умерших девушек и малолетних детей. Считалось, что они приходили на землю в Троицкую субботу, в течение которой могли свободно раскачиваться на ветвях берез или прятаться в цветущей ржи, и покидали этот мир в Петров пост, т.е. в первое воскресенье после Троицы. Уход русалок отмечали обрядом, носившим название «похороны (проводы) русалок».

В период зеленых Святок проводились такие обряды, как инициации, или обряды посвятительного характера. При помощи их отмечался переход подростков в группу молодежи брачного возраста и совершеннолетие девушек и молодых людей.

Так, наиболее яркими были трапезы девушек на лугу или в лесу, которые проходили в Троицу или в день Аграфены Купальницы, а иногда даже совмещавшиеся с обрядом «хождения в жито». В такие дни проводились общие трапезы, сопровождающиеся пением песен, гуляньем почти до самого утра. Это была своеобразная форма скрепления девичьего союза, в который включались все новые и новые вступавшие в брачный возраст девушки. Одним из символов девичьего объединения был и обряд кумовления, который проводился в Троицу или в Духов день. Для этого девушки собирались вместе в лесу, подходили к завитому на дереве венку, на котором висел крестик или крашеное яйцо, целовались через него и обменивались подарками, становясь кумами. А после кумовления устраивали пирушку, на которую приглашали парней. Проведение обряда кумовства обычно завершалось через неделю, в Петровское заговенье.

В самих обрядах зеленых Святок одно из важнейших мест занимала брачно-эротическая тематика. Так, девушки, бросая в воду венки, гадали о замужестве. С этой же целью они совершали различные магические действия (жгли борону, проводили борозду от своего дома до дома парня и др.), которые должны были приблизить сватовство. В эти дни парни и девушки проводили вместе фактически все свободное время. Такие совместные гулянья молодежи становились чаще ближе к Иванову и Петрову дням, а игры приобретали открытое эротическое значение. В эти дни парни и девушки вместе купались в реках и озерах, что в другое время считалось неприличным. Они перепрыгивали, взявшись за руки, через купальский костер, огонь которого связывался с любовным горением, устраивали трапезы, заканчивавшиеся совместной ночевкой, били друг друга крапивой в Петровское заговенье, что осмыслялось как призыв к любовной игре, пели троицкие и купальские песни любовно-эротического содержания.
Существовала даже брачно-эротическая игра зеленых Святок в свадьбу, которая была известна по всей России. Причем нужно сказать, что играли в эту игру не только девушки, но и молодые замужние женщины. Для этой игры назначали «жениха» и «невесту», после чего проигрывали все этапы свадьбы, начиная от сватовства и заканчивая брачной ночью при общем веселье всех присутствовавших.

Эта же свадебная тема разыгрывалась и через парных мифологических персонажей, один из которых символизировал мужское начало, другой - женское. Это такие персонажи, как Семик и Семичиха, Кукушка и Кукун, Русалка и Русалим, Молодец и Молодица. Для этого из соломы и тряпок делали их чучела, которые украшали фаллическими атрибутами и оставляли «ночевать», а утром спрашивали:
«Как вы ночку провели, Молодица с Молодцом?»
В большинстве случаев игра «в свадьбу», особенно если среди ее участников были замужние женщины, превращалась в разнузданное бесчинство со сквернословием, неприличными жестами и пением срамных песен. В них основным содержанием было описание коитуса всех видов, дефлорации и т.п. После совершения всех этих действий его участницы отправлялись к святому месту, чтобы помолиться о прощении «срама и греха».
Зеленые Святки завершались заговением на Петров пост. Это воскресенье называлось «конюковкой», «вешним», «русалкиным заговеньем», «крапивным воскресеньем».

Зеленые святки в 2018 году выпадают на 15 июня. Праздник отмечается за три дня до Троицы и на 7 четверг после проведения Пасхи. Зеленые святки связаны с выходом на полевые работы, день символизирует рубеж между летом и весной.

Обычно на Зеленые святки девушки устраивали девичьи посиделки, плели венки из цветов, нарядно одевались. А еще принято в этот день петь колядки, ходить по домам и собирать сладости да пироги. Такие праздничные настроения призваны улучшить полевые работы, увеличить урожай. Многие обряды пришли еще из язычества, когда люди поклонялись различным богам плодородия и достатка.

А еще было принято принимать в девичьи компании девочек-подростков. Это говорило о том, что девочки могут «заневеститься» и гулять со взрослыми девушками.

В целом, цикл Зеленых святок складывался из нескольких интересных обрядов: плетение венков, сруб березы, похороны кукушки, кумленье.

Береза являлась главным атрибутом праздника, ее еще называют Троицким деревцем. Принято было за селом, в лесу выбрать самую красивую молодую березу, срубить ее, затем девушки наряжали дерево венками, лентами, бусинами. Затем молодежь ходила с березой по селу, а также устанавливала ее на месте празднования. В некоторых селах было принято наряжать березу в женское платье и заносить во все дома. Это символизировало достаток, благополучие и любовь. В дом также приносили ветки березы, а также полевые цветы, душистые травы. Растениями украшали дом не только изнутри, но и снаружи. Это символизировало очищение, защиту от злых духов, недугов. Кроме того, растения наполняли дом приятным ароматом, свежестью, дезинфицировали воздух, способствовали устранению негативной энергетики. Считалось, что в эти дни трава, цветы, деревья, кустарники обладают целебной энергетикой. До окончания Зеленых святок в доме и на улице нельзя было подметать, чтобы сохранить всю силу растений. Ветки различных деревьев также приносили в церковь для их освящения, а затем также несли в дом.

Принято на Зеленые святки осматривать поля. В основном, это делали девушки. Они «входили в поля» и рассматривали злаковые. А еще девушки собирались в группы, разжигали костер, жарили яичницу и угощали друг друга пирогами. Кроме того, во время таких посиделок девицы просили послать им хороший урожай, хорошую погоду, достаточно дождей.

Окропляли также в этот день могилы водой, особенно тех людей, которые утонули. Вообще, после церкви обязательно шли на кладбище и украшали могилы ветками березы.

Кстати, считалось, что Зеленые святки - это хорошее время для общения с умершими людьми. Поэтому девушки часто устраивали так называемые спиритические сеансы. Все это также связано с язычеством, ведь церковь таких действий не одобряет. В народе считалось, что на Зеленые святки у берегов появляются русалки - умершие девушки и дети. И несмотря на то, что многие обряды связаны с купаниями в водоеме, все же считалось опасным купаться в озерах и реках, потому что русалки могли утянуть на дно за собой.

Защищали на Зеленые святки скот. Пастух приносил в дом два венка. Хозяйка вешала один венок на коровьи рога, а вторым она украшала свою голову. Затем совершались обрядные действия, которые, по поверью, должны были защитить здоровье скота. После обрядов венки прятали в хлеву до следующего года.

Венок является неотъемлемым атрибутом данного праздника, поэтому обязательно девушки кидали свои венки на воду, гадая тем самым на суженого. Очень много времени в этот день проводят девушки с парнями, давая им возможность и шанс сделать предложение руки и сердца. Многие обряды схожи с праздником Ивана Купала, ведь на Зеленые святки молодежь также прыгает через костер, купается ночью в водоемах, бьет друг друга ветками крапивы.

Также молодежь устраивала импровизированные свадьбы. Парень и девушка называли друг друга «жених» и «невеста». Пара проходила все обряды, которые проходит пара, когда действительно женится. Кроме того, из соломы создавали чучела мужчины и женщины и оставляли их на ночь в хлеву, а на утро было принято спрашивать как прошла их ночь.

Еще одной интересной традицией является приготовление пшеничных пирогов, которые как бы укутывали в свекольные и капустные листья. А еще была традиции, когда молодые девушки должны были собственными руками приготовить маленькие пирожки с мясной начинкой и бросить их в водоем, чтобы задобрить водяных духов. Считалось, что тогда русалки станут добрее и разрешат купаться в воде и не заберут на дно.

Гадания на Зеленые святки

Как уже было сказано, многие гадания были связаны с любовной тематикой. Девчата гадали на суженого, чтобы узнать когда именно он им встретится, каким будет по характеру. Так, был обычай, когда девушки шли в лес и загибали к земле березку, привязывая ее лентами или оплетая длинной травой. Через неделю березку нужно было обязательно развязать, чтобы она не «обиделась». Если ветки стали вялыми, а листья и вовсе опали или потускнели, то ждет девушку одинокий год и неудачи, а если березка осталась здоровой и сильной, то в этом году, вероятно, девушка встретит своего суженого.

А еще было забавное гадание, которое должно было показать откуда придет жених. Девушка становилась в центре поля и начинала сильно раскручиваться. В какую сторону гадающая упадет, оттуда и стоит ждать жениха. Точно также раскручивали часть старого плуга: в какую сторону он улетит, выпав из руки девушки, оттуда и придет суженый.

Среди современных традиций появилось и вот такое гадание: если вы никогда не считали звенья в своей цепочке, то на Зеленые святки у вас есть такая возможность. Загадайте желание или задайте конкретный вопрос и считайте звенья, гадая как на ромашке. Или другой вариант: обычно считают три раза, чтобы не ошибиться с количеством. Четное число звеньев будет означать, что желание сбудется, а ответ на вопрос будет положительным, если выпало нечетное, то лучше задуманное не воплощать в жизнь. После гадания нельзя три дня снимать украшение.

Гадание со свечами. Возьмите три небольшие бумажки, напишите на каждой по желанию. Теперь возьмите дубовую кору, прикрепите к ней листочки и переверните, хорошо перемешайте. Теперь возьмите три тонкие свечи и поставьте на кору. Подожгите и смотрите. Какая первая свеча быстрее догорит, то желание быстрее всех и сбудется. А если свеча потухла, не успев разгореться, то это желание еще очень нескоро сбудется.

Гадание с домашними птицами. Желательно проводить в доме или на даче, в селе, где есть курицы, гуси, утки. Если такой возможности нет, то гадание можно провести на улице, на участке, где скапливаются голуби и воробьи. Насыпьте в две тарелки пшено, на одну тарелку положите кольцо, на другую - монету, а в третью ничего не кладите и просто насыпьте зерно. Поставьте во дворе эти тарелки. Где быстрее птицы склюют зерна, в той области и ждите новостей. Кольцо означает получение предложения руки и сердца или встреча судьбы, монета - наследство, повышение по карьерной лестнице, прибыль. Если же птицы склевали зерна в пустой тарелке, то год пройдет ровно, без изменений. Вместо монеты и кольца можно использовать какие-то другие атрибуты: ключи от машины или дома, брелок в виде глобуса, детскую соску, календарь. Вы также можете написать желания на листочке и также положить на тарелку под зерна.

Чего нельзя делать во время Зеленых святок

Считалось, что во время Зеленых святок скоту нельзя давать свежую траву, а также нельзя просеивать через сито муку в бочку или корыто.

На Зеленые святки боятся купаться в водоемах, потому что русалки могут забрать на дно. Но если провести обряд «примирения», кинуть в воду пирожки с мясом и проговорить определенные слова, то водные жители разрешат купаться.

Старались в эти дни не ругаться, помогать друг другу, не сквернословить, а больше улыбаться и веселиться.

После Зеленых святок наступало время смирения, ограничений что являлось также важной составляющей жизни людей.

В календаре славян есть несколько значимых недель - зимние святочные недели и летняя святочная неделя, она так и называется, Зеленые святки, Русальная неделя и так далее. Это целый комплекс обрядов, направленных, прежде всего, на поминовение предков и увеличение плодородия земли.

Русальная неделя - это, скажем так, ключевой момент всего троицко-купальско-петровского цикла. Неудивительно, что такое время овеяно определенными мифами, с ним связано множество примет и поверий. Мы попробуем во всем этом разобраться.

Русальная неделя (Зеленые святки)

Русальная неделя (Троицкие святки, Зелёные святки, Проводы русалок, Зелёная, Ярилина, Гряная, Всесвятская неделя, Неделя Святой Троицы и прочие, названий у этого времени народного календаря очень много) - неделя до Троицы (в некоторой местности после Троицы). Сакральное время поминовения предков и проводов весны. Также эти праздники называют Семик и начинают отмечать со вторника или четверга, а иногда и с понедельника.



По третьей версии, Зеленые святки - это пора перед праздником Купалы. Временная вилка просто огромна, что неудивительно:

  1. во-первых, славянские территории были огромны, и в каждом регионе тот или иной праздник отмечали с некоторой разницей;
  2. произошло наложение одних традиций на другие, все очень спуталось;
  3. и, наконец, столько воды утекло.

Есть еще мнение, что в конце весны - начале лета отмечается вторая Русальная неделя, а первая начинается сразу после праздника Водопола .

Но мы будем придерживаться теории, что Русальная неделя, все-таки, ближе к началу лету, к Троице. А Купала - это праздник солнцеворота (летнего солнцестояния) и имеет несколько иной смысл. Хотя часть одних обрядов перекочевала (а может и была там изначально?) в другой.

Так вот, если отталкиваться от Троицы и Духова дня , то мы получим следующие даты:

    в 2018 году Троица отмечается 27 мая, и, если следовать народному календарю, то Русальная (Русальская) неделя начнется либо до этого праздника, то есть 21 мая, либо, после - 28 мая . Чаще всего, Зеленые святки отмечали после.

Известна эта сакральная неделя с очень давних времен. Еще в Лаврентьевской летописи (около 1068 г.) осуждали этот древний славянский праздник:

«Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи»

Впрочем, поздние упоминания о нем в христианских летописях, тоже, не самые лестные. Оно и понятно, одна религия вытесняла другую.

Смысл названий

Очень интересны названия праздника, часть из них понятна:

Например, Троицкие святки или Неделя Святой Троицы. Такое название напрямую связно с праздником Троицы, за неделю до (или после) которого начинаются эти гуляния.

Зеленые святки - это отсылка к Святкам зимним : эти комплексы мероприятий очень похожи, только один зимой, а другой - летом, когда все вокруг зеленое.

А вот название Русальная (Русалочья) неделя/недели, или же, попросту, Русалии, а так же Проводы русалок мы рассмотрим чуть подробнее.

Наши предки верили в то, что в период Зеленых святок или же Русальной недели, русалки покидают свои водоемы, выходят к людям и могут, при желании, много бед натворить. Поэтому очень много обрядов связаны именно с этим мифологическим славянским персонажем.

Напомним: русалка в славянской мифологии - это не полуженщина полурыба. Существо внешне напоминает, скорее, нимфу или человека, а по сути своей является духом утонувшей девушки. Это не друг для человека.

Почему именно русалка? Возможно, потому что утонувшая девушка - это, так называемый, заложный покойник, то есть, человек, умерший не естественной смертью. А Русалии, это как раз, дни памяти таких почивших.

Поверья Русальной недели


Зеленые святки - опасное время в году. Так думали славяне. Однако, если соблюдать все меры предосторожности, то ничего страшного не должно было произойти. Отсюда и определенный ряд запретов.

Считалось, что во время этой волшебной недели в наш мир живых из мира мертвых приходят те самые заложные покойники. Погибшие люди. В период Русальной недели они могут находиться очень и очень близко к людям (и не только у воды). Встреча с таким духом никогда не предвещала ничего хорошего, лучше таких встреч не допускать. И именно поэтому, до Зеленых святок люди, ближе к полночи и полудню, старались держаться по дальше от:

  • перекрестков дорог;

Ведь именно тут, чаще всего можно было встретить таких духов. Близ воды и в поле русалки часто веселились и раскачивались на ветвях деревьев. Кладбище, ну, это само собой, место где можно даже в обычные дни какого-нибудь духа встретить. А перекресток, вообще, место проклятое, потому там и ставили поклонные кресты .

Полдень и полночь - самое опасное время в период Зеленых святок, но даже во все остальные часы люди старались не ходить в одиночку, и уж, тем более, купаться. Если не соблюдать меры предосторожности, то не упокоенный дух мог либо утопить в водоеме, либо защекотать до смерти.

Самый разгул русалок начинался во время цветения ржи.

Естественно, не всех опасных мест можно было избежать во время этой недели. Поэтому очень важным моментом считалось задабривание русалок. Это сулило не только безопасность, но и возможную выгоду, так как духи могли дать ответы на интересующие вопросы.

Для задабривания духов, в пору Зеленых святок славяне устраивали различные гуляния, пели песни. Естественно, церковь всего этого не одобряла, не одобряет и до сих пор.

Плюс ко всему остальному, налагалось табу на все более или менее сложные женские дела:

    не разрешалось прясть, ткать, шить, вязать, одним словом, рукодельничать;

    стирать и убираться;

    запрещались полевые работы;

Все это делалось, чтобы не провоцировать злых духов и не попадаться им на пути. Зеленин отразил эти верования в одной из своих работ:

Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным.

Весьма красноречиво и жутковато.

Традиции и обряды


Русальная неделя - это еще и девичья пора. С этого времени молодые девушки входили в круг своих более старших подруг, начинали интересоваться противоположным полом, начинали гадать и участвовать в прочих женских посиделках.

Отличительная особенность, которую имеет праздник Зеленые святки, заключаются в тонкой аналогии между красотой юной девушки и расцветающей от лучей тепла природы. Ведь лето - пора плодородия, богатых урожаев и торжества естественной красоты.

Зеленые святки насыщены всевозможными обрядами, но основными являлись:

    Проводы русалок и Ярилы;

    Вождение «Русалки-коня» ;

    Похороны Костромы.

В каждое время, и в каждом регионе эти обряды значительно рознились. Хорошо они описаны на Википедии , но это только несколько из вариантов.

Священное дерево Русальной недели

Особо почитаемым деревом Русальной недели считается береза. Славяне считали, что именно на ее ветвях сидят духи на Зеленые святки.

    вокруг нее водили хороводы и устраивали гуляния;

    ее веточки вплетали в венки;

    сами ветви украшали лентами, вешали на них украшения и одежду, заплетали;

    брали к себе домой, чтобы украсить жилье;

    к березе возлагали всевозможные подношения, чаще всего мед и яйца.

Примечателен обряд Кумление , там береза одно из «действующих» лиц. Для этого обряда нужно было найти две молодые березки, пригнуть их к земле и связать макушками. Обычно это делали девушки, но иногда вместе с девушками участвовали и парни.

Из веток березок заплетали косы или венки, а под самими деревьями раскладывалось ритуальное угощение, среди которого обязательно должна была быть яичница. Эти пищу можно было есть и людям.

Через сплетенные друг с другом венком ветви деревьев пары должны были поочередно целоваться. А девушки могли обмениваться различными подарками, после чего называли друг друга кумой.

В некоторых губерниях дерево наряжали в женское платье и ходили с ним по дворам, как бы «водили в гости». Такую гостью даже символически угощали, потом провожали, а потом топили.

Береза издревле ассоциировалась с плодородием. Это дерево, наделенное силой, которая дарует это самое плодородие. Отсюда и такое почитание.

Обряды, связанные с замужеством

На Русальной неделе девушки гадали, основной вопрос, который их интересовал - это, конечно, замужество. С этой целью в первый день празднеств, на заре, ходили на луг собирать цветы , на которых еще лежала роса. Из них плели венок. Такой венок следовало носить весь день, а к вечеру посмотреть:

    если венок выглядит свежим, значит нужно ждать скорого замужества;

    если завял - милый загулял;

    если развалился - замужества в этом году не видать.

В четверг Русальной недели, опять же, утром, незамужние девушки пекли ритуальные пирожки с начинкой из мяса , а в полночь ходили к водоему «кормить русалок». Во время этого процесса следовало произнести определенный заговор.

После чего, в течение всего следующего месяца надо было присматриваться к новым знакомствам, чтобы не упустить суженого, дарованного судьбой. Ведь духи могли только «познакомить» с парнем, а все остальное - дело рук самой девушки.

Еще один обряд мог «сподвигнуть» избранника поскорее сделать предложение. Для этого нужно было попросить самую близкую подругу сплести венок из полевых цветов , обвить его носовым платком парня, и, надев его вечером на голову, отправиться к водоему. Там нужно было опустить венок в воду с определенными словами, после чего, парень должен был сделать заветное предложение.

Каждый день Зеленых святок или Русальной (Русалочьей) недели имел свое название. Некоторые обряды, как раз, и были приурочены к этим, определенным дням.

Такие дни, как Семик, Дзяды (Деды), Духов день, все они входят в комплекс мероприятий на Зеленые святки или Русалии. Заканчивалось все обычно в воскресенье, поэтому и ключевые обряды приходились на этот день.

Считалось, что в воскресенье русалки, а вместе с ними и прочие духи покидают мир живых, водоемы, поля, леса и луга нова становятся безопасными.

Троица, Зеленые Святки и Семик - это праздники, которые относятся к началу летнего периода. В славянских традициях они имели весьма важную роль, и до сих пор в эти дни природа вокруг нас имеет совершенно особую энергетику.

Троица входит в список 12 главных православных праздников , а Зеленые Святки и Семик — это народные даты, которые привязаны к Троице и неразрывно связаны с ней в памяти народа.

Троица в 2016 году

Троица — это важнейший праздник для каждого христианина. В народе принято также называть этот день Пятидесятницей, так как по церковной традиции его отмечают на 50-й день после Пасхи. Хотя Иисус отдал свою земную жизнь на Пасху, он еще пребывал на земле с учениками, давая им советы и наставления до 40-го дня после смерти. После этого его душа отправилась туда, где ей изначально было уготовано место — рядом с Отцом и святым Духом. Этот день известен в церковном календаре как Вознесение Господне.

Троица в 2016 году будет праздноваться 19 июня . Именно в этот день священнослужители и все верующие воздадут дань уважения триединому союзу Отца, Сына и Святого Духа. На Троицу люди ходят в церковь, украшают свой дом, убираются и приглашают гостей. Гости и соединение семьи — это почти обязательное правило, так как этим жестом мы показываем любовь к ближним. Этот праздник взывает к взаимопониманию, доброте и отзывчивости. Никто не идеален, но в дни, подобные Троице, абсолютно каждый человек может признать свои ошибки и попросить прощения за то, что сделал. Троица учит нас ставить себя на место другого человека, стараясь понять его сущность. Это праздник благочестия, который помогает находить в себе светлое начало.

19 июня церковь советует посетить храм или почитать молитвы дома. Также на Троицу принято очищать огороды от сорняков и собирать целебные травы. Существуют определенные гадания на Троицу , о которых мы вам ранее рассказывали. Это единственный день лета, когда многие гадания не возбраняются церковью.

Семик в 2016 году

16 июня , на седьмой четверг после Пасхи, отмечают Семик или Русалочий День. Это древний славянский праздник, который сохранил свои традиции до наших дней, пронеся их сквозь время. Другое название праздника — Великий Четверг, Троица умерших. Обычно церковь не высказывает негодования по поводу этого праздника, несмотря на то, что он дохристианский. В церковном календаре его, естественно, нет, а в церквях о нем не произносится ни слова. Тем не менее, многие люди в этот день ездят на кладбища, чтобы почтить память умерших родственников.

Изначально целью праздника было поминовение усопших, которые погибли насильственной смертью, покончили жизнь самоубийством, утонули или остались неизвестными после смерти.

Официальная христианская панихида в храмах проводится в Троицкую субботу, а в четверг люди всегда поминают тех, кто не удостоился возможности быть похороненным по всем правилам Божьим. Раньше это было обязательным обрядом на Руси, во время которого люди приходили на специально отведенное место на кладбище и поминали тех, кто умер без церковных почестей.

Зеленые Святки 2016 года

Зеленые Святки включают в себя множество христианских церковных и народных праздников, объеденных в целый праздничный комплекс. Начинается череда праздников с Преполовения, которое означает прохождение половины пути до Троицы. Далее идет Вознесение Господне, потом народный праздник Семик, а далее Троица и Троицкая неделя. Заканчиваются Зеленые Святки до Петровского поста.

Этот период олицетворяет встречу летнего сезона и прощание с весной. Начнутся Святки в 2016 году 25 мая, а закончатся 26 июня . Главным символом праздничного цикла является береза. Издревле она символизировала победу над холодами и снегом.

В этот период с 25 мая по 26 июня девушки на Руси обычно присматривали себе жениха. Народные приметы и традиции говорят нам о том, что люди верили в русалок, которые загадывали пропавшим в лесу людям загадки, сидя на деревьях. Тех, кто не отгадывал, ждала смерть. На Зеленые Святки люди гуляли и веселились как можно больше, поскольку после них по обычаю наступает довольно серьезный Петровский пост.

Мы желаем вам удачных праздников и хорошего настроения в грядущие дни. Пусть Бог будет рядом с вами и слышит ваши вечерние и утренние молитвы , оберегая вас каждую минуту. Чтите церковные и народные традиции, которым уже почти 2000 лет. Это дань истории, подарок предков. Счастливого вам лета, и не забывайте нажимать на кнопки и

09.06.2016 06:15

День Святой Троицы - один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким...