«Сценарий праздника «Карга боткасы. Материал (старшая группа) на тему: Сценарий праздника "Карга боткасы"

ПРИВОЛЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КФУ

ПРОЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

по использованию национального искусства
как средства художественно-эстетического развития
детей дошкольного возраста

“КАРГА БОТКАСЫ”

Выполнила:

Манько Галина Ивановна

музыкальный руководитель

МАДОУ № 97

Московского района

г. Казань 2014 г.

“КАРГА БОТКАСЫ”

(весенний праздник “Грачиная каша”)

Оборудование : макеты деревенских домов; пейзаж весенней полянки, костюмы грачей, панно с изображением деревьев четырех цветов: красного, желтого, голубого, зеленого; карточки с изображением птиц (снегиря, синицы, скворца, голубя); макет костра, казан с кашей, гостинцы.

Действующие лица : ведущая, Дед и Бабушка – педагоги, грачи – дети.

Под звучание татарской народной мелодии на курае дети заходят в зал.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы пригласили Вас на древний весенний праздник татарского народа – “Карга боткасы” (“Грачиная каша”).

Этот праздник уходит корнями к нашим истокам, к вере предков в бога Тенгри и в богов – покровителей лесов, полей и рек, к желанию жить в гармонии с окружающей природой.

Очень давно люди не знали, почему наступает весна. Они думали, что весну приносят из теплых стран грачи, поэтому, когда снег начинал таять и прилетали грачи (обычно в конце марта – начале апреля), люди в честь их прилета устраивали праздник. Этот праздник назвали “Грачиная каша”. В этот день наряженные дети ходили по домам, собирали продукты для каши: крупу, масло, молоко, соль, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник.

Все дети: Карга килә, казан аса,

Торна килә, тоз сала,

Песнәк килә пешера,

Чыпчык килә тикшерә,

Ә бу ашап бетерә.

Ведущая: Народ собирался на возвышенности, на берегу реки, зажигался костер и в большом казане ставили варить кашу. А пока она варилась, пели, плясали, играли, веселились.

И мы с вами сегодня тоже проведем праздник “Карга боткасы”.

Ребенок: Полюбуйтесь, весна наступает!

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Песня “Яз килгән” (“Весна пришла”)

(слова Наили Яхиной, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1. Бүген бик җылы тышта,

Карый алмыйм кояшка.

Кояш бик юмарт көлә.

Кушымта: “Чык, чык” – ди кояш.

“Уйнарга чык”, - диде яз.

Лә-лә-лә…

“Уйнарга чык”, - диде яз.

2. Нинди матур көн бүген,

Ауты яз көләч күген.

Чыпчыклар черелдәшә,

Бергә көлешә.

Кушымта:

3. Кем шакый тәрәзәгә?

“Тик-тик”, - дип хәбәр бирә.

Ул тамчы тама икән

“Җылы яз килгән”!

Кушымта:

1. За окошко я смотрю,

“Здравствуй”, - солнцу говорю.

Голубые небеса, к нам пришла весна.

Припев: Кап, кап, тает лед.

Это к нам весна идет.

Ля-ля-ля…

Солнышко играть зовет.

2. Веселятся воробьи,

Скоро зазвенят ручьи.

Будет травка зеленеть,

Птицы – песни петь.

Припев:

3. Во дворе уже тепло,

Кто стучит в мое окно.

Это капельки стучат,

Здравствуй, месяц март.

Припев:

Ребенок: Пришла пора весенняя.

Пришла пора цветения

И, значит, настроение

У всех людей весеннее.

“Март-апрель” әйлән-бәйлән уены

1. Кара каргалар килә, очу хәрәкәтләрә

Түбәдән тамчы тама бармак очлары белән чүгәләп

Идәнгә чиртәләр

Көндез көн җылы булә куллары өстә чайкала

Суыта кичкә таба чүгәпиләр

Тамчылар бии тып та топ уң кул бармакларын сул кулның

Учында уйнаталар

Аларны булмый туктатып, урынна-рында сикерәләр

Алар яз китерәләр кул чабалар

2. Гөрләвекләр агалар, ике кулны кушып дулкын сыман

Хәрәкәт ясыйлар

Күктә кояш елмая. кулларын як-якка җәяләр

Каңгылдашып торналар, кулларын өскә күтәрәләр

Төзелеп үтте бая очу хәрәкәтләре ясыйлар

Инешләрдә коема чуму, йөзу хәрәкәтләре

Канатланып үрдәк, каз. канынган хәрәкәтләр ясыйлар

Җирне яшәртеп безгә, кул чабалар

Гөлләр алып килә яз. кул чабалар

Ребенок: Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

В край родной, как домой,

Прилетают все весной!

Песня “Кил син, язым” (“Приходи весна скорей”)

(слова Резеды Валеевой, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1. Тып-тын һава, нурлар ява,

Көн аяз.

Бар дөньяга нурлар сибеп.

Килә яз.

Кушымта: Кил син, язым, тизрәк кил,

Бик сагынып көтәбез.

Җырлар җырлап, сөеп, зурлап,

Сине тәбрик итәрбез!

2. Ашыгабыз сине тизрә

Күрергә.

Ящь үләннән ялан тәпи

Йөрергә.

Кушымта:

3. Кил син тизрәк, бөтен дөнья

Уянсын.

Сайрар кошлар, күбәләкләр

Куансын.

Кушымта:

1. Дружно мы весну встречаем

После вьюг.

Солнце ярко освещает

Все вокруг.

Припев: Приходи весна, скорей,

Землю солнышком согрей

Чтобы птицы звонко пели,

Чтобы стало веселей.

2. Распускаются деревья

И цветы.

По траве зеленой бегать

Будем мы.

Припев:

3. Скоро птицы издалека

Прилетят.

Защебечут свои песни

Для ребят.

Припев:

Звучит фонограмма – кричат грачи.

Ведущая: Слышите, как кричат грачи? Это значит весна наступила, просыпается природа.

Ребенок: Грачи за морем были,

Весну – красну добывали.

(в зал залетают “грачи”)

В родные края прилетели

Над нашей землей закружили.

Грачи: 1. Мы работники-грачи,

Когда трудимся, молчим.

Чистим землю: ищем в ней

Вредных гусениц, червей.

2. Мы за морем побывали,

Много дивного видали,

Только Родина милей

Чуть весна – мы снова к ней.

Ведущая: Пляшут от радости птицы,

Солнца так много весной.

“Танец грачей”

Грачи: - Летим, летим из теплых стран,

(поочередно) - Летим, летим к своим друзьям.

Здравствуйте, здравствуйте, дети,

Рады мы нашей встрече!

Ведущая: Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите птицы,

Что вы повидали?

Грачи: - В жарких странах жаркое лето,

(поочередно) - Ни зимы, ни снега там нету.

Бродят там слоны - великаны,

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы,

Там растут на пальмах бананы.

Ведущая: Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили в стране незнакомой?

Грачи: - Мы скучали по деревне,

(поочередно) - По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Ведущая: Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

Дети-грачи исполняют песню.

Песня “Бәйрәм бүген” (“Приходи весна скорей”)

(слова Габдуллы Тукая, музыка Җәүдәт Файзи)

1. Бар күңеллелек бөтен дөньяда,

Бар бер ямь бүген!

Нәрсәдән бу? Мин беләм: бәйрәм

Бүген, бәйрәм бүген!

2. Яр башында тыңладым мин,

Бер суның дулкынмарын;

Сөйләшәләр үзара: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

3. Тыңладым әкрен генә искәндә,

Бәйрәм көн җилен;

Ансы да сөйли тагын: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

Дети-грачи садятся на свои места.

Ребенок: Давайте по домам пойдем,

Друзей на праздник позовем

И угощенье соберем.

Дети небольшой группой “махая крыльями” идут по залу.

Дети: 1. Карга әйтә: “Кар, кар,

Туем житте, бар, бар,

Ярма, күкәй алып бар,

Сөт-маеңны тагын ал.

Бар-бар, Бар-р-р!”

2. Кричит грачиха: Кар, кар!

Настал мой праздник, кар, кар!

Неси крупу, яйцо мне в дар

И масла, молочка, кар-кар!

Иди, иди, неси мне в дар-р-р!”

(“Балалар календаре”, Казань, 1990. Перевод А.Хисамовой)

Дети идут к первому дому, стучат.

Ребенок: Дома ли хозяева?

На кашу продукты собираем,

Всех на праздник приглашаем.

Всему рады, что дадите,

Все для каши пригодится.

Выходит бабушка

Бабушка: Вот, пожалуйста, крупа,

Угостить вас рада я!

Дети идут к другому дому, стучат.

Дети: 1. Өйдәме, түтей?

Тизрәк бир күкәй.

Бирсәң безгә өч күкәй,

Тавыгыгыз салыр йөз күкәй.

Май кирәк, ярма кирәк,

Карга туена бар да кирәк

2. Тетушка, ты дома ли?

Яйца дашь нам скоро ли?

3 яйца вы нам дадите –

Куры 100 снесут, поймите!

Масла дай, крупу подай.

Все на праздник дай апа!

Из дома выходит хозяйка и дает продукты.

Дети идут к третьему домику, стучат.

Дети: 1. Шикәр кирәк, тоз кирәк,

Чыгар түтәй, тизрәк!

2. Кар-кар, кричат грачи,

Есть бэлеш в печи.

Если в печи бэлеш есть,

Значит дома гости есть!

Из дома выходит дед и дает гостинца.

Дед: Менә балалар, бар, да бар,

Май да, сөт тә!

Күкәй дә, ярма да,

Ботка бик тәмле булыр!

Дети: Рәхмәт! (Несут угощение к костру)

Ребенок: Все для каши есть у нас,

Кашу будем варить сейчас!

Дед и бабушка: У вас все есть,

Мы кашу сварим,

А вы пока повеселитесь,

Поиграйте, порезвитесь!

Исполняется хоровод “Кария-Закария” (татарская народная мелодия).

Выходит ребенок и читает стихотворение
Ф.Зыятдинова “Хәерле көн телим”

Ребенок: Таңнар саен хәерле көн телим,

Аяз күкләр телим Җиремә.

Кояшлы көн телим бар кешегә

Һәм иминлек телим илемә.

Хәерле көн димен һәр бөҗәккә,

Хәерле көн телим гөлләргә,

Сөйкемлелек телим яшь кызларга

Һәм сабырлык телим ирләргә.

Юлчыларга хәерле юл телим,

Чәчәкләрга карап елмаям.

Җиргә якты җылы нурын сипкән

Кояшыма карап сокланам.

Танец “Язгы кошләр”

Ведущая: Солнце дарит нам тепло,

Чтобы все вокруг цвело,

Чтоб листочки распускались,

Птички песней заливались,

И чтоб наши ребятишки

Всем почаще улыбались.

Ведущая: А сейчас все поиграем,

Кто здесь ловкий, мы узнаем!

Игра “Уголки”

(по четырем сторонам зала ставятся стулья, выбирают 5-х детей. Под звучание негромкой музыки дети говорят слова:

Менә сезгә туры почмак,

Берегезгә юк почмак.

Җитезрәк кылансагыз,

Алырсыз берәр почмак.

По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел, выходит из игры, приглашается другой ребенок).

Игра “Парлашип калу” (“Найди себе пару”)

(Под тихую татарскую мелодию звучат стихи:

Сандугачлар, былбыллар,

Тургайлар парлы була.

Кем уенда парсыз кала,

Шундук җәзасын ала.

Мелодия заканчивается, дети быстро должны найти себе пару. Кто остался без пары, исполняет какой-либо номер: танец, стихотворение и т.д.).

Дети: 1. Солнце улыбается,

Светит нам в окно.

С солнцем детям весело,

Радостно, тепло!

2. Солнце нынче не хмурится,

И не прячется в тень.

Солнце с нами на празднике

В этот радостный день.

Татарский танец с ведрами
(фонограмма песни “Идель буе каеннары”
музыка И.Шакирова, слова А.Еникеева)

Ведущая: На дворе весна-красна,

Очень нам она мила,

Солнцем жарким,

Светом ярким,

Клейкой почкой,

Первым цветочком,

Трактором в поле

И птицей на воле.

Ведущая: Ә хәзер, әйдәгез, уйнап алыйк.

Зур төркемдәге балалар белән уеннар оештыру:

“Җир сукалау” уены

Уенда ике бала катнаша. Алар залның бер ягында, ә залның икенче ягына – озын бау бәйләнгән уенчык тракторлар. Уйнаучылар, тәрбияче сигналы буенча, бауны помгакка чорный-чорный, тракторларны үзләренә таба тартып китерәләр. Тракторы алдан килгән бала җиңүче була.

Ведущая: Мы, ребята, с вами и поем и пляшем, и играем. А вот интересно

Услышать, как дедушка и бабушка в детстве веселились.

Ребенок: Апа, бабай, идемте с нами веселиться!

Бабушка: Каждый взрослый загрустит,

Припомнив детства дни.

Но нам и грусть о них сладка,

Так любы нам они.

Дед: Печаль моя всего острей

Предпраздничной порой.

Играть хочу, как встарь

С друзьями-детворой.

Игра с калошами

Дед и бабушка приглашают детей поиграть

“Түбәтәй” уены

Балалар түгәрәкләнеп басалар.

Җырлый – җырлый, түбәтәйне

Бер -берсенә бирәләр:

Түбәтәеңне кигәнсең

Бик ераклардан килгәнсең

Төскә матурлыгың белән

Шаккатырыйм, дигәнсең.

Түп-түп, түбәтәй,

Түбәтәең укалы

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә тукталды.

Җыр ахырында түбәтәй кемдә калса, шул яз турында шигырь сөйли.

Бабушка: А вот старинная игра

“Что летает, а что не летает”.

В детстве мы любили в нее играть,

И с вами сейчас поиграем опять.

Игра “Летает – не летает”

(проводят бабушка и дедушка)

(Дети стоят по кругу или в шеренге. Бабушка и дедушка называют одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают, если летают, то поднимают руки вверх).

Дед: А загадки умеете отгадывать?

(ответ детей)

Дед и бабушка по очереди загадывают загадки:

1. Была белая да седая

Пришла зеленая, молодая.

(Зима и весна)

2. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

3. Я не вкусна,

Но в пищу каждому нужна.

(Соль)

4. Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться.

(Грач)

Ведущая: А мы знаем игры про птиц.

Бабушка, дедушка, вы с нами поиграете?

Игра “Волшебный сад”

(проводит с детьми бабушка)

(Панно, на нем деревья четырех цветов: красного, желтого, голубого, зеленого. Ведущая показывает птиц: снегиря, синицу, скворца, голубя. Вызывается 1 ребенок, выбирает птицу, должен назвать ее по-татарски, ее цвет, охарактеризовать ее. Синица – песняк, цвет – сары. Песняк ниндий? Кечкенә, матур, сары. Остальные птицы характеризуются по тому же принципу. Охарактеризовав, ребенок сажает птицу на дерево такого же цвета).

Игра “Птицы – перелетные, зимующие”

(проводит дедушка с детьми)

(Ведущая называет птиц: если птица перелетная, дети “летают” по залу, машут крыльями. Называют зимующую – останавливаются, присаживаются).

Дед: Не только в детстве мы играли,

Бабушка: Но и пели и плясали.

Навострите свои ушки,

Дед и бабушка (вместе): Сейчас споем мы вам частушки.

Дед и бабушка исполняют частушки “Ай дубыр, дубля”
(татарская народная мелодия)

1. Без урамнан узабыз ла,

Тимер чана сыздырып.

Йокын, килсә, йокла, җаный,

Уятырбыз сызгырып.

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Зәңгәр яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

2. Аккош атсаң, ятып ат ла,

Тимәс микән түшенә?

Кич ятканда исәпләп ят-,

Кермәс микән төшеңә?

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Алсу яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

3. Биек икән йортыгыз ла,

Якты яна утыгыз.

Турыгыздан өч әйләндем,

Каты икән йокыгыз!

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Кызы яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

4. Урам буе, юл буе ла,

Идел буе, су юлы.

Көттем, җаным, чыгарсың, дип,

Йокламадым төн буе.

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Чуар яулыгыңны бәйләп

Кайтып киләсең каян?

5. Алмабакчасына кереп,

Алмага үрелдеңме?

Яна йөрәк ялкынланып,

Төтене күренмиме,

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Аклы яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

Ведущая: Посмотрите, дед и бабушка

Как хорошо вам хлопают дети.

Они и сами готовы сплясать

На празднике от души.

Танец “Утер али”
(татарская народная мелодия)

Бабушка: Проверить, наверное уже пора,

Готова ли, бабай, наша каша?

Дед: По-моему самое время попробовать кашу.

(Дед и бабушка пробуют)

Ведущая: Сначала каша доставалась земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Потом – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Следующая порция каши – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. Затем – грачам, да воронам с благодарностью за принесенную ими весну. После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике.

(Дед и бабушка ставят казан с кашей на стол – в середине зала)

Дед и бабушка: Вот и каша готова,

Поиграли, поплясали,

Грачей весело встречали.

Песня “Грачиная каша”
музыка Ф.Шаймордановой, слова народные

(Дети встают в круг и поют песню. Во втором куплете качают сцепленными руками вперед-назад, а на вторую часть второго куплета – хлопают в ладоши справа и слева)

Ведущая: А теперь пора настала

Вкусной кашей угощаться!

(Дети садятся, а бабушка угощает детей кашей)

Дед: Вкусной каши принесли

Угощайтесь и вы, грачи!

Бабушка угощает кашей грачей, приговаривая:

“Каргаларга безгә матур

Язны алып килгә әчен”.

Ведущая: В народе есть такое поверье:

Кто пробует грачиную кашу,

Тот не будет болеть целый год,

Будет здоровым и счастливым!

Дед: Будьте здоровы,

Растите большими,

Малышей не обижайте,

Старших уважайте!

Бабушка: Живите дружно!

Будьте счастливы!

Дед и бабушка уходят

Ведущая: (обращается к грачам):

Спасибо вам, грачи, за весну!

Грачи: - Вас с весною поздравляем

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой

На столе всегда пирог.

Все грачи: Легких вам всегда дорог!

Песня “Бәхеттә, шатлыкта”
(слова и музыка Фарука Закирова)

1. Безнең гомер зур бәхет ул,

Кадерләрен белегез

Чын күңелдән теләкләрне

Бездән кабул итегез.

Кушымта: Бәхетте, шатлыкта,

Исәнлектә, саулыкта

Үтсен гомер юлларыгыз

Тазалыкта, байлыкта.

2. Салкынмарда тик сулмасым

Үстергән гөлләрегез

Таң нурыдай аяз булсын

Киләсе көннәрегез.

Кушымта:

3. Тормыш нурлы тормыш матур

Якты булсын күңелләр

Җырларбыз да, биербез дә

Озын булсын гомерләр.

Кушымта:

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник “Карга боткасы”.

Ребята, я думаю вы и впредь будете добрыми и отзывчивыми, любить природу, оберегать ее и заботиться о пернатых наших друзьях.

Литература:

1. “Детский фольклор” Хисамова А.Х., Казань, 1997г.

2. “Казаным минем, Казаным” Мияссарова И.Х., 2003г.

3. “Балалар календаре”, Казан, 1990г. перевод А.Хисамовой.

4. “Күңел ачыйк бергәләп” (Бәйрәм иртәләре сценарийлары) Казан, “Мәгариф”, Нәшрияты, 2003г.

5. “Музыкально-эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста” ИПКиПРО РТ Казань, 2004г.

6. “Җырлыйк, уйныйк, мәнилләр” Сабирова С.М. – Чаллы, 1994г.

7. “Балалар бакчасында музыка” Шайморданова Ф.М., Казан, 1996г.

8. “Уйныйбыз да, җырлыйбыз да” Ахметов С., Чаллы, 1991г.

9. “Балалар бакчасынды музыка дәресләре уздыру өчен хрестоматия” Исхакова И.Г., Ишниязова З.Л., Вафина Т.В., Казан, Мәгариф, 1999г.

10. “Балачак бәйрәмнәре” Зарипова З.М., Гараева Г.Г., Гыйлаҗева Р.Г. – Яр Чаллы, 1994г.


Сценарий проведения татарского праздника "Карга боткасы" ("Грачиная каша").
Цель:
Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.
Развивать интерес к быту и культуре татарского народа.
Воспитывать межнациональную дружбу.
Оборудование: Магнитофон, тюбетейка, тарелки и ложки по числу детей, оборудование для игр.
Предварительная работа: Беседа с детьми о празднике "Грачиная каша", изучение закличек и песен, изготовление макетов домов и деревьев.
История праздника.
Самым популярным весенним праздником татарского народа, конечно, является «Карга боткасы» (переводится с татарского как Воронья, грачиная каша).
В это день красиво одевали детей, и отправляли их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на возвышенности, зажигался костер, и в большом казане готовили кашу. После шумного веселья всех звали к костру, и начинали раздавать кашу. Первая порция полагалась земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам как благодарность за принесенную весну. После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике. Когда все расходились, стаи птиц налетели на кашу, оставленную им.
Празднуется каждый год в конце марта.
Используемая литература:
1) "На поляне детства." Закирова К.В., Казан: РИЦ, 2011. - 218с.
2) Газета «Ачык дәрес” -№2-3, 2014ел.
Ход праздника
1 Ведущий: Здравствуйте ребята, воспитатели и дорогие гости!
2 Ведущий: Исәнмесез балалар, тәрбиячеләр һәм кадерле кунаклар! “Карга боткасына” рәхим итегез!
1 Ведущий: Как ваше настроение?
2 Ведущий: Хәлләр ничек?
1 Ведущий: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: ВЕСНА!
1 Ведущий: Да, молодцы! В давние времена думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник "Карга боткасы"- “Грачиная каша”. Они радовались прилету птиц и весне.
Здравствуй, милая весна.Ты душиста и ясна.Зеленеют лес и луг!И зовет тепло лучей,На прогулку всех детей.
2 Ведущий:
Әйдә кояш, сип нурыңны,
Кызганма бер дә,
Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
“Карга боткасы” бездә!
2 Ведущий: Ребята, давайте позовем весну, язны бергәләп чакырыйк.
Тизрәк кил безгә җылы яз, тизрәк кил! (Дети вместе с ведущей повторяют 3-4 раза с движениями).
Хоровод “Яз килә”.
(Под музыку заходит Шэвэли).
Шәвәли: - Ә, исәнмесез, малайлар, кызлар! Исәнмесез апа! Мин – Шәвәли.
Я Шэвэли, Шэвэли
Мальчик шалавливый
Возьму рогатку в руки,
Разгоню я всех грачей!
1 Ведущий: Шәвәли зачем ты грачей гоняешь, стреляешь в них из рогатки?
Шәвәли: - Они утром и вечером кричат: - Кар-кар, скоро снег растает кар-кар!
1 Ведущий: - Ребята, Шәвәли правильно поступает?
Дети: - Неееет, он плохо поступает.
Шәвәли: - Почему это я поступаю неправильно, кому нужны эти бесполезные вечно кричащие птицы? Я ведь не только грачей, но и в воробьёв, синичек и в других птиц стреляю. Хи-хи-хи, как хорошо!
1 Ведущий: - Эх, Шәвәли, Шәвәли, ты не только просто шалунишка, оказыватся ты и хулиган!
Шәвәли: - Это почему же, апа?
1 Ведущий: - Дети, расскажите Шәвәли, какую пользу приносят птицы?
Дети: - Они деревья защищают от разных вредных насекомых.
- Птицы защищают и другие растения цветы, травы, кустарники.
- В полях птицы защищают пшеницу, рож и другие культурные растения от насекомых.
- Они украшают мир своим красивым пением!
1 Ведущий: - Вот теперь ты понял, Шәвәли почему нельзя обижать птиц?
Шәвәли: Дааааа, я понял, больше так не будуууу! Извините меня, а можно мне остаться с вами на празднике?
2 Ведущий: Ребята, оставим Шәвәли с нами на празднике? Балалар, Шәвәлине бәйрәмдә калдырыйкмы?
Дети: Дааа! Эйеее!
(Под музыку забегают дети в костюмах птици танцуют танец «Грачи».)
1 Грач:
Мы за морем былиВесну-красну добывали. В родные края прилетели,Над вашей землей закружили.
2 Грач:
Мин карга, каррр-каррр,
Тиздән эреп бетәр кар.
Канатымда хатым бар,
Буең җитсә тартып ал. (Грач передает ведущей письмо.)
3 Грач:
В небе солнце ясное
Улыбается светло.
Край любимый и прекрасный,
Нам с тобой всегда тепло.
4 Грач:
Килдек очып ерак җирдән,
Курыкмыйча ачы, салкын җилдән.
Яз хәбәрен сезгә китердек без;
Гафу, дуслар, озак көттердек без.
Хәзер менә оя ясап тизрәк
Бала-чага үрчетергә кирәк.
1 Ведущий: Добро пожаловать, наши крылатые друзья!
2 Ведущий: Рәхим итегез, безнең канатлы дусларыбыз! Молодцы ребята, грач мне передал письмо,хотите узнать, что там? От кого это письмо? Ребята, ӘБИ нам прислала письмо (читает письмо). «Исәнмесез, балалар! Мин сезгә күчтәнәч әзерлим тәмле ботка! Карга боткасы! Сезне яратучы әби.” Она написала, что варит ВКУСНУЮ КАШУ. Но пока готовиться каша, мы поиграем разные игры.
2 Ведущий: Ребята, чтобы весело нам было играть, давайте солнышко позавем. Әйдәгез бергәләп кояшны чакырабыз! (Дети вместе с ведущими закликают солнышко.)
Дети: Кояш, чык, чык, чык.
Болыт, кач, кач, кач.
Без уйнарбыз, җылыткач.
Солнышко: Здравствуйте, друзья! Исәнмесез! Зачем вы звали меня?
1.Ведущий: Мы зовем весну – Наврузбику.
Солнышко: Ах, да! Весна уже наступила. Но сейчас только начало весны. А у Наврузбики дел много. Она будит от зимней спячки поля, луга, леса. Приближается уже и к городу. Ребята я приготовила вам загадку. Угодайте чьи это голоса.
Игра: “Угодай голоса птиц” Озвучивается голоса птиц, а дети должны угадывать.
Солнышко: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам станецевать со мной.
(Подвижные игры с детьми).
1. “Парлашып калу” уены. (“Найди себе пару”)
(Играет негромкая мелодия. Дети под музыку танцуют.
Мелодия останавливается дети быстро должны найти себе пару, кто остался без пары исполняет какой либо номер: танец, стихотворение и т.д.
2. «Перелетные и зимующие птицы». Играет музыка, ведущий называет какую-нибудь птицу. Если эта зимующая птица, то дети не двигаются, а если перелетная- то двигаются.
3. “ Танец повторяйка” Дети образуют три круга, а в центре каждого круга стоят воспитатели. Они показывают разные движения, а дети повторяют.
4. Эстафета – “Варим кашу”. Каждая группа образует команду. Игрокам раздается по предмету для приготовления каши. По команде они начинают “варить кашу”. Чья команда быстрее “приготовит”, тот победит.
1 Ведущий:
Вот и каша готоваПоиграли и плясали,Грачей весело встречали,А теперь пора насталаВкусной кашей угощаться.
2 Ведущий:
Көннәребез аяз булсын!
Илләр тыныч булсын!
Яңгырлар явып, игеннәр уңсын!
Балалар акыллы, тәүфыйклы булсыннар!

(Выходит Әби с кашей.)
Әби: Исәнмесез балалар, Бәйрәм белән сезне! Мин сезгә күчтәнәчкә ТӘМЛЕ БОТКА пешердем. Сезнең уйный-уйный ашыйсыгыз да килгәндер, килегез монда. (Әби балаларга ботка бүлеп бирә.) Балалар, ә беренче тәлинкә ботканы каргаларга бирик, чөнки алар безгә язны алып килделәр! Уңышлы үтсен безнең елларыбыз!
Дискотека.
Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение “Детский сад №7 “Колокольчик” РТ
Национальный праздник “Карга боткасы”
(средние, старшие, подготовительные группы)
Подготовила воспитатель по обучению татарского языка Габдрафикова Л.Д.
2016 год.

Конспект занятия «Карга боткасы (весенний праздник «Каша для грачей»).

О себе: Стаж работы по специальности 17 лет. Имею первую квалификационную категорию. Работаю над темой «Развитие познавательных способностей через обучение детей татарскому языку». Поставленные задачи способствуют умственному, художественно-эстетическому и речевому развитию воспитанников.

Ход мероприятия.

Дети под музыку заходят в зал. Встают в полукруг.

Элина. Тамчылар тама тып та тып,
Тамчылар сикерәләр.
Җиргә тама көмеш тамчы
Сагынып көткән яз килә!

Алия. Яз килә, яз килә!
Сыерчыклар килә!
Гөрләшеп, сайрашып,
Җырчы кошлар килә!

Камиля. Бик күңелле тышта,
Кар эри, боз китә.
Чабышып йориләр,
Малайлар бер читтә!

ВЕД. Туктап сана, тамчы тама: Тып-тып-тып!
Төшө-төшө, бозны тишә: Тып-тып-тып!
Яз бу, ишет! Кага ишек: тып-тып-тып!

ПЕСНЯ «Күңелле балачак»

ВЕД. Под тёплыми лучами солнца начали таять сосульки. К нам пришла Весна красна.

ИГРА «Весна идёт»

ВЕД. Йә, балалар, карагыз,
Тышта әнә килә яз!.

ДЕТИ. әйе,әйе, күрәбез,
Тышта әнә килә яз.

ВЕД. — Кошлар кайта көньяктан!
— Тамчы тама тып та тып!
— Кояш көлә биектә!
— Урамда яз килә!

Садятся на стульчики.

ВЕД. –әйдәгез, яңгырны чакырыйк!
Яңгыркаем, яу, яу!
әйбәт түгел яумау!
Кырлар шундый коры,
Яу шуларга туры!
Дождик идёт, дождик идёт!
Тёплый идет, весенний идёт!

ВЕД. –Яңгырны туктатыйк!
Яңгыркаем тукта,
Явасың бит юкка!
Яңгыркаем тукта,
Кайт та,ятып йокла!
Тучка ступай, прочь уплывай.
Солнышку вновь, выглянуть дай!

ВЕД. – Дуслар, ә хәзер,әйдәгез, кояшны чакырыйк!
Кояш чык, чык, чык!
Майлы ботка бирермен.
майлы ботка казанда,
Тәти кашык базарда!
Кояш чык, чык, чык!

ВЕД . — Карагыз әле, нинди матур булып кояш чыкты!
Посмотрите, дети, какой солнечный, ясный, весенний день!
(Залетает ГРАЧ.)

ГРАЧ. — Каргаәйтә: карр, карр,
Туем җитте, барр, барр.
Ярма, күкәй алып бар,
Карр, карр, карр!

ВЕД. — Первыми вестниками dесны являются грачи. С давних времён наш народ с уважением относился к этим птицам. И в честь их прилёта люди устраивали праздник «Карга боткасы» — «Каша для грачей». Главными участниками праздника были дети. Они ходили по домам собирали гостинцы для праздника: крупу, яйца, масло. Всех приглашали на праздник. (Дети вместе говорят).
Карга килә, казан аса,
Торна килә, тоз сала,
Песнәк килә пешерә,
Чыпчык килә тикшерә,
ә бу ашап бетерә! (Грач улетела, села на место, дети встают,и под музыку идут к первому домику)

Элина. — өйдәме, түтәй?
Бир, зинһар, күкәй.
Бирсәң безгә өч күкәй,
Тавыгың салыр йөз күкәй!

Аня. — Эй, хозяева!
Открывай ворота.
Если дашь нам пять яиц
Твоя курочка снесет сто яиц! (Из домика выходит хозяйка и дает яйца, дети идут к второму домику).

Алия. — өйдәме, түтәй?
Кызганма, түтәй-
Май кирәк безгә, ярма кирәк,
Карга туена бар да кирәк!

Аида. — Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку! (Из домика выходит хозяйка и дает крупу, дети идут к третьему домику).

Камиля. — Шикәр кирәк, тоз кирәк, чыгар түтәй, тизрәк!

Эльсон. — Кар-кар кричат грачи,
Есть бэлеш в печи,
Если в печи бэлеш есть
Значит дома гости есть!
(из домика выходит хозяйка АПА и дает гостинцы)

АПА. –Менә балалар, бар да бар,
Май да, сөт тә!
Күкәй дә, ярма да,
Ботка бик тәмле булыр!

ДЕТИ. — Рәхмәт, апа!

ВЕД. — После того, как все гостинцы собраны, дети убегают на первую проталинку возле речки. Взрослые готовят угощения, варят кашу, А дети веселятся, играют.

АПА. –Ботка пешкәнче “Түбәтәй” уенын уйнап алыгыз әле, балалар! А мы с вами поиграем в игру “Тюбэтэй”
“Түбәтәй” уены

АПА . -Ботка да әзер балалар, авыз итегез! Ашыгыз тәмле булсын! Вот инаша каша готова! Всем приятного аппетита! (Дети и гости пробуют кашу)

ДЕТИ. –Рәхмәт!

АПА. -Көннәрегез аяз булсын!
-Илләр тыныч булсын!
-Яңгырлар явып, игеннәр уңсын!
-Балалар Тәүфыйклы булыпүүссен!

ВЕД. — А вас, дорогие, с весною поздравляю!
Счастье будет вам горой,
Урожая воз большой,
На столе всегда пирог!
Легких вам всегда дорог!

Использованная литература:
1. Закиров К.В. Иң матур сүз.-Казан.Мәгариф.2000.-335бит.
2. Уразман Р.Татар халкының йолалары һәм бәйрәмнәре. Казан.Татар китап нәшрияте. 1992-96 бит.
3. Ягъфаров Р.Ф. Балалар фольклоры.-Казан. Мәгариф.2000-159 бит.

Цель:

    Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.

    Развивать интерес к быту и культуре татарского народа.

    Воспитывать межнациональную дружбу.

Оборудование: Макеты деревенских домов, деревьев и кустарников, гармошка, и магнитофон, зеленый платок, тюбетейка, скатерти, тарелки и ложки по числу детей.

Предварительная работа: Беседа с детьми о празднике "Грачиная каша", изучение закличек, песен, игр, грачи оригами.

Ход праздника

Зал празднично украшен. Пейзаж весенней полянки. Звучит веселая мелодия.

Воспитатель. В давние времена думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник "Карга боткасы". Они радовались прилету птиц и весне.

Здравствуй, милая весна.
Ты душиста и ясна.
Зеленеют лес и луг!
И зовет тепло лучей,
На прогулку всех детей.

Звучит татарская плясовая. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идет мальчик с гармошкой. Дети останавливаются у первого дома.

1-й ребенок.

Эй, хозяева!
Открывай ворота
Если дашь нам пять яиц
Твоя курочка снесет сто яиц!

Из домика выходит хозяйка и дает детям яйца. Дети под музыку подходят к следующему домику.

2-й ребенок.

Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку.

Из дома выходит хозяйка и дает детям муку. Дети под музыку подходят к третьему домику.

3-й ребенок.

Кар-кар кричат грачи,
Есть бялеш в печи,
Если в печи бялеш есть
Значит дома гости есть!

Из дома выходит хозяйка и выносит бялеш. Дети встают полукругом.

Песня "Весна пришла" (муз. Л. Хайретдиновой, сл. народные)

4-й ребенок.

Грачи за морем были
Весну-красну добывали.
В родные края прилетели,
Над нашей землей закружили.

Танец "Грачи прилетели" (дети в костюмах исполняют танец)

Воспитатель. Вслед за грачами вернулись и другие птицы.

Песня "Жаворонки" (муз. М. Музафарова, сл. А. Бикчантаевой)

Воспитатель. После прилета птицы начинают вить гнезда, чтобы вывести птенцов.

Тили-тили, птички пели
Взвились - к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.

Эстафетная игра "Построй гнездо"

Воспитатель. Ребята, нынче хозяева были щедрые, собралось много продуктов. По-моему, самое время варить грачиную кашу. А пока каша готовиться мы поиграем в народные игры:

1) игра "Зеленый платок";

2) игра "Тюбетейка";

3) игра "Колечко".

Воспитатель.

Вот и каша готова
Поиграли и плясали,
Грачей весело встречали,
А теперь пора настала
Вкусной кашей угощаться.

Стелятся скатерти, дети садятся вокруг и угощаются кашей