Сценарий на иван купала улице. Сценарий праздника «купальские перевертыши. Сценарий праздника на ночь ивана-купалы в лагере

Да не бойся ты воды,

Одарю, чай, за труды.

Что за главную русалку

Ты теперь готов отдать?

Счастлив я! Пусть будет праздник!

У меня - нашёлся зять!

(Звучит музыка. Представитель отдыхающих несёт главную русалку к воде. Она невольно сталкивает его в воду).

Продолжение>>

Сценарий праздника на ночь ивана-купалы в лагере - учительская копилка

Сценарий праздника на ночь ИВАНА-КУПАЛЫ в лагере

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

цветок Купаленка,

цветок Иван-да-Марья,

Папоротник,

Три девушки

Сцена украшена лентами и березовыми веточками, в углах прячутся цветы Купаленка, Иван-да-Марья, там же стоит папоротник, где-то за сценой журчит река. Звучит песня, выходят Молодец и Девица.

Как у нас в году три праздника:

Первый праздничек - Семик честной,

Другой праздничек - Троицын день,

А третий праздник - Купальница.

ДЕВИЦА: Куда ты собрался, милый друг? Пойдем со мной песни петь, хороводы водить, венки плести, судьбу загадывать.

МОЛОДЕЦ: Не пойду я с тобой, ненаглядная моя. Хочу в лес сходить, цвет папоротника найти.

ДЕВИЦА: Да на что он тебе? Вся земля твоя - бери - не хочу. Не ходи в лес, там страшно.

МОЛОДЕЦ: Задумал я найти заветный цвет, чтоб все клады потом найти, к твоим ногам положить.

Девица: Ой, не нужны мне все клады, нужен ты мне живой-здоровый. Не ходи, лучше пойдем на речку, в росе искупаемся, святой водой обольемся. Сегодня солнце сбилось с пути и ясноокая дева-Заря явилась ему на подмогу. Она не только вела его по небу, но и росой умывала, напоенной летним благоуханием цветов. Пойдем со мной купаться, очистимся от всех грехов, заживем новой жизнью.

МОЛОДЕЦ: Нет, не пойду с тобой. Пойду в темный лес, счастье свое искать-пытать-разведывать. Не поминай лихом!

Молодец и девица расходятся. Девица уходит на песню, звучащую за сценой:

Ночь невелика!

Марья не спала,

Петра ключи брала,

Зарю размыкала,

Росу выпускала.

Роса медовая,

Трава шелковая -

Посередь лужка,

Против солнышка.

Песня замолкает, молодец остается один. Становится темнее, из своих укрытий выходят цветы, папоротник, к ним присоединяется Леший. Все они кружат вокруг молодца, приговаривая:

Как на Ивана Купала

Красно солнышко играло.

Пойдут девушки травку рвать,

Сестру с братом поминать:

Ой, где та травица -

Чт братец с сестрицей.

На братце - синий цвет,

На сестрице- желтый цвет.

Росой Заря-заряница упала,

Сестру с братом венчала.

Все начинают толкать молодца, он окончательно запутывается и вскрикивает. Все замирают, остается только цветок Иван-да-Марья.

МОЛОДЕЦ: Ты кто?

ИВАН-ДА-МАРЬЯ: Ай не признал? Я цветок заповедный, волшебный. Возьми меня, я тебе счастье принесу.

МОЛОДЕЦ: А, знаю я тебя. Ты цветок ворожбы Иван-да-Марья: девица и молодец полюбили друг друга и повенчались, не зная, что они брат и сестра, и превратились они в цветок с желтыми и синими лепестками. Знаю я тебя, не возьму с собой. Иди к девкам, они тебя сорвут, в венок вплетут, по венку гадать станут. Не нужен ты мне. Я другой цвет огненный ищу.

Вновь все завертелось, закружилось вокруг молодца, снова его стали пинать да толкать, припевая:

Купала, Купала,

Где ты летовала?

Летовала я в лесочке

Под ракитовым кусточком,

Под березовым листочком!

Купала, Купала,

Где ты зимовала?

Зимовала я в лужочке -

Под беленьким снежочком!

Все разбегаются, остается только цветок Купаленка.

КУПАЛЕНКА: Здравствуй, добрый молодец. Что ты тут делаешь? Зачем ночью в лес пришел. Иди к людям, гуляй, прыгай через костры. В заповедную ночь не следует здесь бродить.

МОЛОДЕЦ: Чего это, не следует? Самое оно.

КУПАЛЕНКА: Ты же знаешь, ночь сейчас ведовская. Нечисть всякая по лесу бродит, русалки из болот вылезают, лешие по дуплам не сидят, водят, крутят по лесу. Уходи отсюда.

МОЛОДЕЦ: Знаю я тебя, ты Купаленка, лесной цветок. Но не тебя я ищу, не тебя хочу. Пусти меня.

КУПАЛЕНКА: Ой, молодец, пропадешь, сгинешь ты зазря, не поможет тебе удаль молодецкая, похвала удалецкая.

МОЛОДЕЦ: Пусти!

И опять все закружилось, завертелось. Идет вперед молодец, а ему мешают, песню завывают:

Кругло, невелико поле,

На нем дивных ягод много:

Спелых, зрелых,

Красных и белых.

Кто ночью идет,

Тот наберет.

А Марья брала спелые,

А Иван брал зрелые -

Красные и белые.

Все исчезло, только стоит цветок папоротника, полыхает во все стороны светом невиданным, неслыханным.

МОЛОДЕЦ: Вот ты какой, цветой заветный, заповедный. Долго я тебя искал, ждал. Вот ты и нашелся.

А цветок все ярче, все ярче пылает. Бросился к нему молодец, захотел схватить, а вместо него схватил Лешего.

Издалека слышна девичья песня:

Ой, на Ивана,

Ой, на Купала

Девушки гадали,

В воду быструю

Венки кидали.

Скажи, водица,

Красной девице

Про жизнь молодую,

С кем век вековать?

Кого, реченька,

Любимым называть?

Долго ли жить,

По земле ходить?

Неси, речка, венок

На другой бережок.

Вместе с песней выходят три девушки и девица, в руках у них венки. Они их доплетают и бросают в “реку”, следят за течением. У двоих из них ведра с водой. Они смачивают в воде руки, умывают лицо, брызгают на соседок и в зал. Девица задумчива.

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА: Что ты, подруженька, грустна. Иль что недоброе вспомнила?

ДЕВИЦА: Ушел мой добрый молодец в лес счастье пытать, папоротник-цветок искать. Ой, боюсь я недоброе с ним случится.

ВТОРАЯ ДЕВУШКА: А ты надейся, милая, он к тебе и вернется.

ТРЕТЬЯ ДЕВУШКА: Давайте лучше костер запалим, себя взбодрим, развеселим.

Девушки уходят готовить костер, девица уходит в противоположную сторону. На сцену “выпадает” молодец и лежит без движения. Выбегает девица.

ДЕВИЦА: Милый друг, что с тобой сдеялось? Что приключилось?

МОЛОДЕЦ: Ой, еле от нечисти ушел. Цветок видел, а взять не смог.

ДЕВИЦА: Хорошо, что цел остался. А клады мы и так найдем. Ты мне ценнее всех кладов на свете.

МОЛОДЕЦ: Ох и старшен ночной купальский лес.

ДЕВИЦА6 А мы на речку пойдем, через огонь попрыгаем, твоя душа и отогреется. Идем.

Молодец встает и идет вместе с девицей. Выходят девушки, зажигают костер, поют:

У воды-моря Купала!

Играл ночью конь у Ивана,

Копытом камень разбивал,

Искрой костер разжигал.

Скачи-ка первым, конь,

Через велик огонь.

За тобой царь и царица,

И красная девица,

И миром, и пиром,

И с добрыми людьми.

Прыгать через костер начинает молодец и девица. Остальные три девушки в зале находят парней и прыгают вместе с ними. Пока все прыгают общим фоном звучит прощальная Купальская песня:

Как на Купалу

Солнце играло!

Ходи, чижик, у ворот,

Собирай хоровод:

Парней - на гулянье,

Молодушек - на купанье,

А девчонок венки вить,

На речку ходить,

Венки в воду бросать,

Свою судьбу гадать!

ВСЕ: С праздником вас, люди добрые! С праздником, с Купаленкой-ноченькой.

ЕВГЕНИЯ ВОЛОКИТИНА
Сценарий праздника «Иван Купала» для всех возрастных групп

Сценарий праздника «Иван Купала » для всех возрастных групп

Цели и задачи :

Способствовать укреплению здоровья дошкольников.

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купалы , воспитывать уважение к традициям своего народа

Место проведения : спортивная площадка

Оборудование : 2 обруча, 2 ведра с водой, 2 таза с водой, 2 кружки, пластиковые мячи, ленты для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами.

Музыкальный центр, записи песен «Во поле березка стояла» , «Купола Ивана Купалы » , «Яблочко» , «Порушка - Поранья» , «Песня Бабы Яги» , «Пошла млада за водой» .

Действующие лица :

Аленушка – Волокитина Е. В. ,

Иван - Толкачева Т . Г. ,

Баба Яга - Охремчук Е. А.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня, выходит ведущая.

АЛЕНУШКА :- Здравствуйте детушки, здравствуйте малые! Смотрю, вы уже все собрались. Да и я пришла, не опоздала. К празднику собиралась , венок плела, наряжалась. Ведь праздник сегодня не простой - в честь батюшки нашего главного-Ивана Купалы славного ! Сегодня праздник огня , воды и матушки Земли!

Сейчас я хочу вам рассказать о празднике Иван Купала . В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник . Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. В народе существует и другое название этого праздника Иван травник , Иван цветной . Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы.

АЛЕНУШКА : - А сейчас мы начнем наш праздник . Начнём с загадок :

Оно за весною к нам в гости идёт, С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. (ЛЕТО)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (ДОЖДЬ)

Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается. (СОЛНЦЕ)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сада, и огороды, все округи полила. (ГРОЗА)

Поднялись в небо ворота, всему миру красота. (РАДУГА)

АЛЕНУШКА : - Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки. А ещё была забава –

полежать в высоких травах, только нужно на заре, чтоб трава была в росе.

В озере, в реке купались , все играли, все смеялись….

Наш праздник посвящён воде и всему, что с ней связано! По поверьям и сказкам, раньше в воде жили - кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ) .

Давайте и мы выберем русалочек из наших девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину, а вы ребята решайте, у кого коса длиннее.

Конкурс «Самая длинная коса» .

Участницы награждаются аплодисментами.

АЛЕНУШКА : - На празднике этом украшением служит берёза. Да вот и они, стоят и ждут, когда мы их нарядим. Нужно загадать заветное желание и завязать ленточку.

Желающим ребятам раздают яркие ленты для украшения берёз. Все идут к берёзкам. Звучит песня «Во поле берёза стояла» .

АЛЕНУШКА : - Ну, вот и всё готово, да только друг мой – Иван , еще не пришел. Ребята, а я знаю одну старинную хороводную Купальскую песню , давайте встанем в хоровод и попробуем спеть вместе. Может быть, мы так сможем его зазвать к нам на праздник .

Звучит русская народная песня «Купала , Ивана Купала » . Затем появляется Иван . В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке ветка вербы.

АЛЕНУШКА : - Здравствуй Иван друг наш весёлый !

ИВАН : - Здравствуй, Аленушка, девица красная, здравствуйте, детишки малые!

А вот и я - Иван . Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня праздник всех этих стихий ! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришёл к вам с веточкой вербы, чтобы окропить вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце .

Окропляет с помощью ветки вербы :

Чтоб здоровы вы были и много лет жили!

ИВАН : - А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!

Игра «Достань яблоко из воды» 2 команды желающих игроков

В таз с водой бросают яблоки (мячи) и игроки, пытаются поймать яблоко и достать его из воды. Чья команда достанет больше яблок из воды – та и побеждает. (играют 2 минуты)

ИВАН : - Молодцы, как дружно поиграли! Вот еще одна забава!

Игра «Водоносы»

2 команды, 1 ёмкость с водой (из которой будут набирать воду, 2 ведра, 2 кружки (пластмассовые) . Нужно зачерпнуть кружкой воду, донести до ведра не расплескав, и вылить в ведро. Кто быстрее наполнит ведро, тот и победитель.

ИВАН : - Сегодняшний день полон волшебства! В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдёт его, тот будет счастлив и найдёт клад! Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила.

Звучит песня Бабы Яги. Под музыку она залетает на метле и танцует.

ИВАН : - А ты почему это сюда явилась? Твоё дело цветок охранять!

БАБА ЯГА : - Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука - то какая! Тогда и вам здесь не чего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас как замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

Замахивается метлой.

ИВАН : - Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут, да к тому же с собой обереги принесли, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.

БАБА ЯГА : - Чур, чур, чур! (трясётся) . Уберите их подальше. Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть? Только не прогоняйте. Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

АЛЕНУШКА : - Ну, так и быть, оставайся. А ты знаешь какие-нибудь игры?

БАБА ЯГА : - Конечно. Моя любимая игра «Полёт в ступе» . Сейчас я посмотрю, кто летает лучше меня.

Игра «Полёт в ступе» 2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше.

У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стульчика, оббегают его и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах.

БАБА ЯГА : - А теперь я хочу посмотреть какие вы прыгучие.

Игра» Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник) . Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку» :

Бабка-Ёжка, костяная ножка. Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко, съела человечка. А потом и говорит.

И «Бабка-Ёжка» говорит :- У меня живот болит.

И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.

Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на скамью. Играют до тех пор, пока в «Бабка-Ёжка» всех не переловит .

Игра «Море волнуется раз…»

АЛЕНУШКА : - Ребята вставайте все в большой хоровод. Слова произносим громко, хором, фигуры замирают и не двигаются, а Баба Яга будет ведущей, она будет ходить и выбирать ту фигуру, которая зашевелиться. Та фигура, которая зашевелиться, выходит из игры! (Играют 3 – 4 раза)

БАБА ЯГА : - Эту игру я знаю, сейчас я всех Вас быстро обыграю !

ИВАН : - Ну, а теперь, по старому обычаю - всем ребятам нужно через огнь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья. Готовы?

Прыгают через костёр

БАБА ЯГА : - Молодцы, ребята! Вы такие ловкие, находчивые, умеете преодолевать препятствия – таким и клад отдавать не жалко. Наверное, покажу вам дорогу к папоротнику, вдруг вы там клад найдёте.

Дети становятся друг за другом «паровозиком» , Баба Яга ведёт «змейкой» детей к папоротнику, находят клад, раздают конфеты.

ИВАН и БАБА ЯГА :- Ну, вот мы и позабавились в этот праздник . С вами нам было очень весело. А теперь, прощайте до следующего года.

Звучит песня «Купала , Ивана Купала » . Все участники праздника танцуют и подпевают .

Сценарий праздника «Иван-Купала»

Место проведения : Загородный или пришкольный оздоровительный лагерь.

Участники: Школьники младшего и среднего возраста.

Цели : Знакомство с традициями и обычаями русского народа в праздновании Ивана-Купалы. Развитие двигательной активности, профилактика гиподинамии у школьников.

Ход мероприятия

(По возможности праздник проводится у бассейна, если такой возможности нет, можно использовать надувной бассейн или другую широкую, но неглубокую емкость, но можно обойтись и без этого)

Выходят девочки (их может быть 8 – 12 человек) в русских народных костюмах. Обязательная деталь – венки на головах. Поют хором песню и идут по кругу.

На Ивана, на Купалу

Песня девичья звучала...

Я не стану до утра

Развлекаться у костра!

Сяду, сяду под кусточек

И сплету себе веночек.

Ты плыви, плыви венок,

На далёкий бережок,

Там, где чистая водица,

Там, где сокол мой кружится...

В руки к молодцу, дружок,

Доплыви же мой венок

На последние слова девочки снимают венки и пускают их по воде. Если водоема нет, венки не снимают. По окончании песни выстраиваются полукругом напротив зрителей и начинают рассказывать о традициях праздника.

1-я А и здравствуйте, вы гости дорогие!

А и девки-то все здесь молодые,

А и парни-то все здесь удалые!

2-я А и день-то сегодня непростой,

А и день-то июльский, седьмой.

А и особое-то время настало,

Нам отпраздновать Ивана-Купало.

3-я А когда-то давно, ребята.

У Купалы-то была другая дата.

4-я Две недели от сегодня отнимите,

Да старинную ту дату получите.

5-я Ребята, кто смог получить первоначальную дату Ивана Купалы? Правильно. Это 24 июня, а точнее, ночь с 23 на 24 июня. В эти числа ночи самые короткие, а дни самые длинные в году. Называются такие дни летним солнцестоянием.

6-я В старину считалось, что в этот день каждый год решается судьба мира: быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. Каждый год сражение выигрывают силы Добра, но победа эта не приходит сама собой.

3-я. Вот и мы сейчас «разведем» костер, да попрыгаем через него. Желающие попрыгать выйдите сюда. Конечно, настоящий костер мы разводить не будем, это опасно. Но попрыгаем от души!

Костром может служить просто высокая куча хвороста (само собой, незажженная). Мальчики и девочки, желающие перепрыгнуть через костер, встают в пару, берутся за руки, разбегаются и прыгают.

4-я. Вот еще интересная старинная игра «Хвосты». Играют парами. Каждый из игроков получает веревку одинаковой длины с соперником. Веревка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за все, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой. Можно играть и по 4–5 человек одновременно, цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников

5-я А проведу с вами игру «Водяной».

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Водяной, Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Ну-ка выходи,

С нами посиди.

Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.

6-я. С днём Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

Проводится игра «Расколдуйте меня, вороного коня!»

Участники игры выбирают ведущего. Задача ведущего - «запятнать» всех игроков. Для этого все участники разбегаются в разные стороны, а ведущий, догоняя, легким прикосновением касается плеч игроков. Тот, кого «запятнали», замирает на месте, разводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня, вороного коня!». «Распятнать» своих друзей можно только горячим объятием. Итак, задача ведущего – «запятнать» всех игроков, задача игроков - выручать друг друга.

7-я. В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся. Мы тоже сейчас будем «срывать» чудесный цветок папоротника, только заменят нам его… ваши кепки.

Выходят 2 игрока. По команде они начинают срывать с голов сидящих зрителей кепки и надевать на свою голову. По команде «Стоп» останавливаются. Победит тот, кто набрал больше «цветков». Игра проводится 3-4 раза. «Стоп» лучше говорить секунд через 30-40. После всех игр выявляется один победитель.

8-я А вот еще несколько приме и поверий Иванова дня. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.

1-я В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

2-я Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

3-я В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

4-я Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Проводится игра «12 заборов»

На разных местах игровой площадки ставятся барьеры или обозначаются заборами готовые безопасные изгороди, заборчики. Лучше поставить их на разные расстояния. На каждом заборчике порядковый номер. Игрок стартует и по порядку перелезает через указанные заборы, а затее возвращается к старту. Каждому игроку засекается время. Побеждает тот, чье время окажется минимальным.

Девочки вновь встают в круг и произносят закличку

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке,

На людей по плошке,

А на лешего в бору - Лей по целому ведру!

Иван Купала обливай кого попало!

Начинается самое веселое – обливание друг друга водой из брызгалок, ведь обычно 7 июля жаркий день. Можно устроить соревнования на самую интересную брызгалку, на дальность струи и др. Можно провести в этот день много игр, связанных с водой.

«Достань яблоко»

На табурет ставится таз с чистой водой, в нем плавают яблоки. Участник без рук, только зубами должен достать яблоко. Победит тот, кто сделает это быстрее всех. Яблоки лучше брать средних размеров.

«Русский душ»

К турнику подвешивается емкость с водой. Это может быть небольшое пластмассовое ведро, к нему привязывается веревка, свисающая вниз. Подвесить его надо так, чтобы при дерганьи за веревку ведро переворачивалось, а вода выливалась. Водящий держит конец веревки. Игрок пробегает под турником, стараясь увернуться от душаА водящий старается не допустить этого. Побеждает тот, кто в конце игры останется сухим. Так как вода все время будет выливаться, ее нужно периодически подливать в ведерко, поэтому турник лучше выбирать не самый высокий, а такой, до которого можно достать взрослому.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №55 комбинированного вида»

Подготовила: воспитатель

Пьянзина Юлия Александровна

Саранск 2017

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С ранних лет человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Праздники позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты и снова делают счастливым. И уже афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Сценарий праздника «Как на Ивана на Купалу» был разработан с учётом возрастных особенностей детей подготовительной группы.

Праздники, развлечения, досуги - важный фактор формирования маленького человека, личности. Через звуки и движения ребёнок познаёт мир, в который пришёл. У детей досуг, праздники побуждают к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребёнка, видно, чему он научился, насколько комфортно себя чувствует в детском саду.

В современных условиях существования народного образования перед педагогами детского сада стоит задача широкого использования наиболее эффективных форм т методов обучения и воспитания. В последние годы отмечается проблема снижения компетентности родителей и педагогов в вопросах духовного воспитания на базе традиций народной культуры, нравственных ценностей.

В дошкольном учреждении большое внимание уделяется сохранению, развитию, популяризации лучших национальных традиций, обрядов, обычаев русского народа и распространению знаний среди подрастающего поколения о праздничной культуре.

Праздник « Как на Ивана на Купалу» знакомит детей и родителей с малоизвестным народным праздником Ивана Купала и дает им представления об особенностях старинных купальских обрядов, их значении.

ЦЕЛЬ : расширять представления детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, развивать познавательные интересы на основе использования фольклорного материала; формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой; способствовать возрождению национального самосознания при празднования Ивана Купала в детском саду или в кругу семьи и близких.

ЗАДАЧИ :

1. Образовательные – дать детям первоначальные представления о летних фольклорных праздниках, о народных традициях и играх, о персонажах русского фольклора.

2. Развивающие – помочь детям войти в волшебный мир древних поверий, учить их видеть необычное в обычном, чувствовать красоту окружающего мира и испытывать радость от совместной деятельности.

3.Воспитательные – прививать детям интерес и уважение к истории и традициям русского народа, своей страны.

В мероприятии участвуют воспитанники, сотрудники ДОУ, родители

воспитанников, старшие братья и сёстры.

Ход мероприятия

(Звучит русская народная музыка.

Выходит ведущая тётушка Аграфена в русском народном костюме) .


Аграфена:
Здравствуйте, гости дорогие!
Я тётушка Аграфена на праздник к вам пришла,
И с собой в корзинке травы принесла.
Эти травы не простые –
Силы таят в себе целебные, полезные.
В старину говорили: «Иванов день пришёл – траву собирать пошёл»

Сегодня 7 июля – День Ивана Купала-праздник огня, воды и матушки Земли!
Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Еще его называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный.

На празднике этом украшением служит береза. Да вот и она, стоит и ждет, когда мы ее нарядим.
Березка, радуйся,
Зеленая радуйся.
К тебе детишки идут.
Славные идут.
Завивать венки идут

(Аграфена предлагает детям встать в хоровод

и спеть песню «Во поле береза стояла»)

Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла, Люли, люли, стояла! Некому березу заломати, Некому кудряву заломати. Люли, люли, заломати, Люли, люли, заломати!
Не будем мы березоньку ломати,
Будем мы кудряву завивати.
Люли, люли завивати,
Люли, люли завивати!
(Дети подходят к березе, украшают цветными лентами) Аграфена:

Сегодня день полон волшебства. В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения.
Угадайте, какие травы я с собой принесла?

(все ответы сопровождаются видеорядом из цветов)


Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(РОМАШКА)

Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(РЕПЕЙНИК)


Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.

(ОДУВАНЧИК)

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(МОХ)


Не огонь – а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой,
Звать ее?
(КРАПИВА)

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(КОЛОКОЛЬЧИК)

Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай!
(ДУШИЦА)

Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …
(ВАСИЛЁК)

Аграфена : Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.

Девочки исполняют песню:


1. На Ивана Купала
Я веночек сплетала,
Я веночек сплетала,
В Волгу-речку бросала.
Мой веночек не тонет,
2. Плывет, не исчезает,
Плывет, не исчезает,
На Ивана Купала
Я веночек сплетала,
Я веночек сплетала,
На ромашке гадала.
То ли любит - не любит,
Милый мой, я не знаю,
На Ивана Купала
Я все жду и гадаю.

Девочка: Мы детишки не простые, заводные, озорные,
Сорвём цветок, завьём венок.

Игра «Венок »

(Дети, держась за руки, идут по кругу, затем ведущий

ребёнок завивает детей, по спирали к центру круга):


Пойдём, пойдём, девочки,
Завивать веночки!
Завьём веночки,
Завьём зелёные.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодёшенька,
Весь год веселёшенька!

Аграфена: В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, Богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускали их на воду, наблюдая, как и куда они поплывут. Там и суженый живёт.
Девочки
произносят загов о р:

Ой, на Ивана,
Ой, на Купала
Девушки гадали,
В воду быструю
Венки кидали.
- Скажи, водица,
Красной девице
Про жизнь молодую,


С кем век вековать?
Кого, реченька,
Любимым называть?
Долго ли жить,
По земле ходить?
Неси, речка, венок
На другой бережок.
Игра «Ты пойди мил дружок»:
«Ты пойди, пойди, мил дружочек,
Танцевать со мною во кружочек,-
Моли, моли во кружочек.
Моли, моли во кружочек.
( Дети идут по кругу, девочки приглашают мальчиков, исполняют

танцевальные движения под русскую мелодию) Аграфена: Но самым главным растением в этот день считался папоротник . Он расцветает только раз в году.
Кто его найдёт, да цветущим сорвёт, тому – клад, мешок наград.
Только найти его не так просто.
Хотите попробовать?

Дети: Да.
Аграфена: Придётся преград немало пройти,
Чтобы цветок волшебный найти.
Ох, нелегко нам будет цветок отыскать,
Потому что его охраняют русалки, кикиморы,
Водяные, лешие лесные.

Ребенок исполняет стихотворение о папоротнике.
Цветок волшебный,
Что блестит однажды в год,
Златоцветный и целебный,
На мгновенье расцветет.
Я пройду толпу видений.
Без оглядки убегу,
И источник наслаждений
Возле сердца сберегу.
Мир тому, кто не боится
Ослепительной мечты,
Для него восторг таится,
Для него цветут цветы!
Аграфена: Запасайтесь храбростью и отвагой: сорвавшего цветок будет преследовать нечистая сила и всячески попытается напугать и отобрать чудесный цветок. Спрячьте его за пазуху и уносите ноги, не оборачиваясь и не реагируя на оклики.
А чтоб сильными стать,
У костра силы надо взять.
Купальский огонь, как и вода, несёт заряд здоровья и сил.
Игра-импровизация «Через огонь». (Дети прыгают через «огонь», сделанный из красных и жёлтых лоскутов) Слышится голос:
Расшумелись, раскричались,
У костра здесь все собрались.
Напугаю, разгоню,
От папоротника подальше
В лесную чащу уведу.
Ну и что вы здесь кричите,
Всех тревожите:
Разбудили Кикимору, Водяного.
Вы, наверное, забыли, что сегодня Ивана Купала – обливай кого - попало.
(Выбегают сказочные герои Кикимора и Водяной и стараются облить детей

водой. Дети убегают, увёртываются)
Водяной:
Слышал я, что вы за волшебным цветком собрались. А чтоб его найти, надо на тот берег реки переправиться. Не просто это сделать. Лодку я вам не дам. Перебирайтесь подручными средствами.

Игра-эстафета « С кочки на кочку»

( Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку-обручи, стараясь перебраться с одного берега на другой. Тот, кто оступился, остается в болоте).

Водяной: Купаться в Иванов день – обычай всенародный. Я тоже купаться хочу. Кто быстрее наполнит ведро водой, того и пропущу дальше в лес за папоротником.
Игра «Водоносы» ( Дети строятся цепочкой и передают ведёрки с водой друг - другу,

наполняют большое ведро)
Водяной по окончании игры имитирует купание, а дети перебираются через «реку» в «лес». Ищут цветок папоротника: рассматривают цветы, травы, встречающиеся на участке. Заходят в «чащу»

Аграфена:
Как Иванова ночь наступает,
Снова папоротник здесь зацветает.
К кладу нам откроет путь тот цветок,
Только нам бы не уснуть в тот часок.
Клады волшебные в нашем лесу,
Ноги промочим с тобой о росу.
Коль увидишь огонёк
С лепестка на лепесток,


Этот путь запоминай,
К кладам он, ты так и знай.
Аграфена:
А вот и необычный цветок.
Дети хотят его сорвать, но вдруг выбегает Леший, пытается поймать детей. Устаёт.
Леший:
Ох, устал. Не могу больше.
Так и быть, отдам вам цветок.
Но этот цветок не простой,
Богатство и силу несёт он с собой.

Леший отдаёт цветок и сундучок тётушке Аграфене.
(Аграфена его открывает (там: ленточки, бусы, серёжки) и раздаёт девочкам)


Аграфена: А что же мальчикам достанется?
Может, подарим им веночки из трав целебных Купальских?
Девочки раздают мальчикам веночки.
Аграфена:
А себе я возьму пучок трав волшебных, целебных. Будем чай пить.
А теперь, детвора, всем резвиться пора!
Песни петь, хороводы водить, в игры играть,
Весело плясать – Ивана Купала отмечать!

Результативность:

Сценарий праздника « Как на Ивана на Купалу » был разработан мной с учётом возрастных особенностей детей, дети знакомятся с русскими народными песнями, танцами, играми, закрепляют народные хороводные движения по кругу, «змейкой», Работа с детьми и родителями:

Для проведения праздника составлен план на целый день. С самого утра дети и с родителями оформляют участок.

Подготовка презентации по итогам праздника

Консультация для родителей « День Ивана Купалы»

Проведение праздника « Как на Ивана на Купалу» способствуют знакомству детей с обрядами, обычаями, фольклорными песнями и прозой русского народа.

В группе проводятся чаепития и фото сессия с детьми и родителями.

На прогулке дети рисуют на асфальте и примеряют украшения.

Список литературы

    Н.С. Агамова, И.С. Слепцова, И.А. Морозов Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. – М., 1995

    Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.

    М.А. Давыдова Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2007.

    М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2005

    Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.

Слово « праздник – это призыв к постоянному поиску: Как? О чём? Каким образом?

Сколько сил, ума, терпения отдают педагоги, чтобы праздник стал по- настоящему ярким, добрым, запоминающимся, чтобы он продолжался и продолжался…

    Очень правильно выбрать ведущего и героев праздника. Они должны быть в костюмах.

    Они должны отличаться хорошей дикцией, обаянием, умением завладеть вниманием детей и взрослых.

    Позаботьтесь о месте проведения праздника и оформлении.

Всем должно быть комфортно.

Очень важно четко распределить обязанности и назначить ответственных за те или иные мероприятия.

Создать группы «актеров», «декораторов», «художников-оформителей», «костюмеров», «звукорежиссёров».

    При работе над выразительным чтением обратите внимание на дикцию, ударения, чёткость и ясность речи.

    Все вокальные номера готовьте заранее.

Желательно, чтобы в их подготовке участвовал специалист.

    После проведения праздника необходимо проанализировать и подвести итоги, чтобы отметить удачные и неудачные моменты в проведении праздника.

Необходимо выяснить причины неудач.

    Обеспечьте санитарно-гигиенических норм.

Работа интересная, творческая, работа в радости и для радости маленьких и взрослых.

Сценарий праздника «Иван-Купала»

Место проведения: пришкольный оздоровительный лагерь.
Участники: Школьники младшего и среднего возраста.
Цели: Знакомство с традициями и обычаями русского народа в праздновании Ивана-Купалы. Развитие двигательной активности, профилактика гиподинамии у школьников.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни, лето и танцевать! Скоро будем начинать!

Выходят девочки (их может быть 8 – 12 человек) в русских народных костюмах. Обязательная деталь – венки на головах. Поют хором песню и идут по кругу.

1-я А и здравствуйте, вы гости дорогие!
А и девки-то все здесь молодые,
А и парни-то все здесь удалые!

2-я А и день-то сегодня непростой,
А и день-то июльский, седьмой.
А и особое-то время настало,
Нам отпраздновать Ивана-Купало.

3-я А когда-то давно, ребята.
У Купалы-то была другая дата.

4-я Две недели от сегодня отнимите,
Да старинную ту дату получите.

5-я Ребята, кто смог получить первоначальную дату Ивана Купалы? Правильно. Это 24 июня, а точнее, ночь с 23 на 24 июня. В эти числа ночи самые короткие, а дни самые длинные в году. Называются такие дни летним солнцестоянием.

Ведущий: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАНА КУПАЛА. В старину наши предки этот праздник справляли разжиганием костров, купанием в реках и источниках. Парни и девушки в праздничных нарядах собирались у реки, разводили костры, устраивали хороводы. Девушки плели венки и бросали их на воду.

Пустит девушка венок на воду и ждёт, куда понесёт его течение. Если уплывёт венок далеко, значит, не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататься приедут. Бывает пустит на воду девушка два венка – за себя и за суженого своего, и загадает: «Если, сойдутся в воде рядом – значит «вместе быть».

(Песня «На Ивана, на Купала»)


6-я В старину считалось, что в этот день каждый год решается судьба мира: быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. Каждый год сражение выигрывают силы Добра, но победа эта не приходит сама собой.

Ведущий: В старину, парни и девушки, взявшись за руки, попарно прыгали через огонь, полагая, что это избавит их от всех зол, болезней и, главное, - дурного глаза. Народное поверье гласило: кто выше прыгнет через костер, у того и колос хлеба уродится выше и счастье будет.

Вот и мы сейчас «разведем» костер, да попрыгаем через него. Желающие попрыгать выйдите сюда. Конечно, настоящий костер мы разводить не будем, это опасно. Но попрыгаем от души!

(Игра «Костер» Мальчики и девочки, желающие перепрыгнуть через костер, встают в пару, берутся за руки, разбегаются и прыгают)

Ведущий: А мы продолжаем наше гуляние

(Хоровод «На горе-то калина»)

7-я. В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся. Мы тоже сейчас будем «срывать» чудесный цветок папоротника, только заменят нам его… ваши кепки.

Игра «Сорви Цветок»

Выходят 2 игрока. По команде они начинают срывать с голов сидящих зрителей кепки и надевать на свою голову. По команде «Стоп» останавливаются. Победит тот, кто набрал больше «цветков». Игра проводится 3-4 раза. «Стоп» лучше говорить секунд через 30-40. После всех игр выявляется один победитель.

8-я А вот еще несколько примеров и поверий Иванова дня. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.

1-я В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

2-я Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Танец

В прекрасный добрый летний день
Всех поздравляем мы людей.
И пусть очистит мир Купала,
Чтобы любовь им править стала,

Чтоб папороть цвела роскошно,
Чтоб все решить было возможно,
Чтобы любили все друг друга
И радостью жила округа.

Чтоб мир наполнился добром
И всем уютно было в нем!

Выступление ДК

Ведущий: В Иванов день купались в речках и озерах. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.

Принято было пачкать и обливать друг друга помоями - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался.

Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору - Лей по целому ведру!
Иван Купала обливай кого попало!

Начинается самое веселое – обливание друг друга водой из брызгалок, ведь обычно 7 июля жаркий день. Можно устроить соревнования на самую интересную брызгалку, на дальность струи и др. Можно провести в этот день много игр, связанных с водой.