Самый дорогой фарфор в мире: Египетский сервиз. Как выбрать качественный фарфор

По просьбе одной из наших читательниц , мы публикуем статью о том, как выбрать качественный фарфор.

Для начала, стоит ориентироваться на определенную ценовую категорию, потом на известные фирмы, выпускающие фарфоровые изделия. Лучший фарфор - немецкий, так как родоначальницей фарфора в Европе считается Германия. Конечно, можно заказать сервиз через Интернет-каталог, однако так вы лишите себя радости насладиться выбором и налюбоваться на сияющие белизной произведения искусства.

Итак, вы пришли в специализированный магазин . Повсюду стеклянные витрины, позволяющие рассматривать белоснежное великолепие фарфоровых изделий. Вы выбрали понравившийся вам сервиз. Прежде чем его купить, расспросите продавца, попросите посмотреть документы, обратите внимание на роспись фарфора.

Качественный фарфор не принято полностью покрывать рисунком , чтобы иметь возможность в полной мере оценить оттенок белого. Хороший фарфор белый или сливочного оттенка, голубоватый или сероватый - низкого качества.

Выбирая изделие, обратите внимание на глазурь . Она должна быть ровной, как на вид, так и на ощупь; никаких пузырьков и никаких сколов. На каждом качественном изделии обязательно есть место, не покрытое глазурью. Это делается для проверки фарфоровой массы на однородность.

Очень важна форма изделий . Если это сахарница, присмотритесь, крышечка должна прилегать к ней плотно. Если это чашечка и блюдце, посмотрите чтобы чашечка не раскачивалась на блюдце. Переверните тарелку или чайную чашку и поставьте на стол, если они классической формы, то край должен быть плотно прижат к столу.

Лучшие производители - это Германия , Китай , Англия и Франция . Остальные же покарают своей демократичной ценовой политикой.

Если немецкий фарфор - "твердый", то есть не такой тонкий и хрупкий, то существуют марки китайского фарфора, который отличается особой хрупкостью. Это так называемый костяной фарфор, в нем повышено процентное содержание костяной муки. От этого меняется и внешний вид изделий, они получаются тонкими, молочно-белыми и очень легкими. Процесс изготовления этого элитного фарфора почти полностью производится вручную.

Дело в том, что во всем мире не существует единой технологии производства фарфора. У каждой фабрика свои фирменные секреты, а у изделий - специфические особенности. Чем старше фабрика, тем дороже и элитарнее произведенные ей сервизы.

Узнайте все самых ценных кухонных принадлежностях из фарфора, сервизе, столовых приборах, кастрюле. А также пояснит, какая особенность делает эти вещи самыми дорогими.

Самая дорогая фарфоровая посуда

Родиной фарфора является Азия. Именно здесь он был создан впервые в качестве альтернативы нефриту. Поэтому все самые дорогие фарфоровые изделия принадлежат странам востока.

Первое место занимает маленькая фарфоровая пиала Chicken Cup. Она была продана в Гонконге 8 апреля 2014 года на аукционе Sotheby"s. Человек, отдавший за нее 36 миллионов долларов, пожелал остаться неизвестным для широкой аудитории. Такая высокая цена пиалы обусловлена ее историей. Она принадлежала восьмому императору Китая из династии Мин - Чжу Цзяньшэню. Всего существует 14 подобных экземпляров, но все они представляют историческую ценность и находятся в музеях или частных коллекциях.


На этом же аукционе была продана китайская чаша «Лотос» из красного фарфора за 9,5 миллионов долларов. Она принадлежала императору Канси из династии Цинь. До этого «Чаша лотос» уже дважды появлялась на публичных торгах. Изначально ее владельцем была доктор Элис Ченг – потомственная владелица антикварных вещей. Но в 1983 году чашу выставили на аукцион и продали всего за 67 692 долларом брату Элис - Роберту Ченгу. Второй раз лот продали за 1 540 000 долларов Уильяму Чаку, профессионально занимающемуся изучением древней китайской керамики.


Кроме огромной исторической значимости, чаша представляет весомую художественную ценность. Во-первых, необычный для фарфора красный цвет. Его впервые выявили древние восточные гончары, когда случайным образом обнаружили, что при определенных температурах некоторые виды фарфора изменяют свой цвет. Во-вторых, интересный и утонченный рисунок лотоса на чаше, выполненный в желтом, белом и бирюзовом оттенках, очень ценится профессионалами высокого искусства. Именно из-за такого украшения чаша и получила свое название.

Дорогие кастрюли

Первое место завоевала продукция немецкой компании «Fissler», занимающаяся производством посуды еще с 1845 года. Изюминкой этого изделия является ее необычное украшение. Ручки на крышке и самой кастрюли дизайнеры сделали из чистого золота в 24 карата и украсили тринадцатью бриллиантами.


Общий вес изделия составил 738 грамм, а стоимость – более 600 000 долларов. Счастливому обладателю эксклюзивной кастрюли при покупке в качестве бонуса предлагают отужинать в одном из самых известных европейских ресторанов. А доставка кастрюли владельцу осуществляется на роскошном Rolls-Royce.

Самые дорогие столовые приборы

Изобретением самых красивых и дорогостоящих ножей, ложек и вилок отличается Европа. Наиболее популярная фирма «Robbe & Berking», Германия. Уже на протяжении 140 лет эксперты отмечают гармоничное совмещение красоты, изысканности и простоты. Владельцы компании утверждают: «Другие могут делать это более дешево, но никто не может делать это лучше нас». Все столовые приборы фирмы выполнены из серебра 925 стерлинговой пробы. Они уже пополняют коллекции ведущих музеев Европы. А также именно изделия «Robbe & Berking» используют для подачи первым лицам государства в новой Федеральной Канцелярии в Берлине, во Дворце Короля Иордании и в Кремле.


На втором месте столовые приборы французской фирмы «Christofle». Деятельность компании началась с того момента, когда Шарль Кристофль решил купить патент на гальванический способ серебрения металла. В изготовлении своей продукции компания использует не только серебро наивысшей пробы, но еще медь, никель и цинк. Дизайнеры фирмы разработали более 20 различных стилей столовых приборов. Все они отличаются по форме ручки.


Несмотря на постоянное усовершенствование своих изделий, «Christofle» продолжает выпускать те же приборы, что и столетия назад, и соблюдать прежние способы сервировки. Ассортимент фирмы достаточно широк, в наличии имеются даже зажимы для бараньей ножки. Ко всем коллекциям прилагаются специальные антиоксидантные мешочки, в которых серебряные приборы дольше сохраняются.


Третье место отводится английской фирме по изготовлению столовых принадлежностей «Arthur Price of England». Компания основана более ста лет назад, но уже получила 2 награды: от Королевы Елизаветы II в 1977 году и Принца Уэльского в 1988 году. Эти столовые приборы очень ценятся представителями высшего английского общества, ведь они выполнены из шеффилдской стали, которая в Англии считается эталоном прочности.

Самый дорогой сервиз: $30000

Почетное место по изготовлению самого дорого сервиза принадлежит компании «De Lamerie», основанной еще в 18 веке. Ее отличает высокий класс мастерства, ведь вся продукция этой фирмы – результат ручной работы опытнейших дизайнеров. Сервиз произведен из тончайшего фарфора и разукрашен рисунками из золота в 4 карата. Он предназначен для королевских семей и их приближенных.


Чтобы создать ложки и вилки в этом наборе, дизайнеры отшлифовали материал камнями малахита, украсили бриллиантами, янтарем и рубинами. Благодаря тонкости выполненной работы, изысканности рисунка и дорого украшения, сервиз занимает места в ведущих музеях Мира и продается на аукционах, начиная с 30 000 долларов.

Эта посуда достойна элитных напитков. В эти фарфоровые чашки можно, например, наливать чай «Те Гуанинь», который стоит 1700 долларов за килограмм. .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Мне посчастливилось видеть Египетский сервиз в музее в Усадьбе Кусково, он действительно великолепен, и любоваться им можно просто бесконечно. Интересно, что сервиз стоит не в витринах, как принято в большинстве музеев, а на большом столе, что производит ещё более ошеломляющее впечатление. Мало кто знает, что в этом музее хранится один из самых ценных, самых красивейших и дорогих фарфоровых сервизов в мире.

Говорят, что первоначальная идея создания этого прекрасного сервиза принадлежит барону Денону, который лично участвовал в Наполеоновском Египетском походе. Другие источники утверждают, что сервиз задумал сам император. Так или иначе, но он был сделан на Севрском фарфоровом заводе в 1806-ом году, а альбом с гравюрами Данона стал основым для создания росписей и орнаментов этого сервиза. Севрская мануфактура вообще славится созданием красителей, которые дают после обжига посуды безумно глубокий кобальтовый цвет, которым покрыты предметы сервиза, наряду с росписью золотом.



Всего в сервизе 136 предметов. В основу дизайна всех предметов положены миниатюрные копии, сделанные с архитектурных памятников, которые есть в Египте. Основанием для чаш служат фигурки египтян, которые держат их в вытянутых руках.

Поверхность предметов покрывает позолота. Кое-где она покрывает все изделие, а кое-где только его часть. В дизайне также использованы знаки зодиака, растительные орнаменты, изображения египетских фараонов, а также змеи. Полный сервиз состоит из двух частей - десертной и набора для завтрака и кофе (кабаре), а также настольного украшения.

Одно из настольных украшений «Сюрту дю табль» из белого матового фарфора - это тринадцать мини - копий храмов Древнего Египта в Фивах и Луксоре. Автор золоченого декора - архитектор Теодор Броньяр. Бордюрный орнамент (или ), построенный на основе трансляционной симметрии, более пластичный, нежели традиционный египетский, прекрасно смотрится на этом шикарном сервизе в стиле ампир. «Сюрту дю табль» спроектировали скульптор Александр Брашар и участник египетской военной кампании архитектор Жан Батист Ле Пер.


Особое место в ансамбле занимают тарелки с жанровой и пейзажной росписью, сюжеты которых заимствованы с гравюр В. Денона, зеркало тарелок расписано ведущим художником Севрской мануфактуры Жаком-Франсуа Свебахом (1769—1823).

В фарфоровый сервиз входит комплект парадной посуды, десертная часть, набор для завтрака, чая и кофе.

Понятно, что приглашенный в качестве художника, Денон был поглощен прежде всего, рисованием городов и памятников, его пытливому и открытому уму было свойственно интересоваться не только арабскими и христианскими, относительно недавними памятниками, но и древними развалинами, а особенно повседневной жизнью, которую он запечатлел во многих сценах: это египетские бани, торговец макаронами, египтяне, которые пекут хлеб, стоянка кочевников, празднество в гареме — все эти сюжеты были самым тщательным образом перенесены на тарелки, для того, чтобы своей выразительностью смягчить общую строгость ансамбля.





В 1808-ом году в городе Эрфурте министром иностранных дел Франции Талейраном сервиз был подарен Александру I (по поручению самого Наполеона). Подарок был вручён в честь заключения между Россией и Францией Тильзитского мира.

«Абсолютно все предметы этого сервиза, роспись по фарфору, скрупулёзно исполнены, сделаны с самих памятников, древних ваз либо иероглифических фигур, которые доселе существуют в Египте. Никакой из иероглифов или орнаментов не является вымышленным или придуманным», - написал Броньяр, готовя сопроводительное письмо к этому сервизу.

Дар Наполеона не пришёлся русскому императору, он напоминал Александру про унизительное поражение при Аустерлице, а потом и кровопролитную войну 1812-го года. По этой причине Египетский сервиз был глубокой опале.История Египетского фарфорового сервиза в России слабо изучена. Известно, что он хранился в Оружейной палате, а в 1920-х годах его передали в Государственный музей керамики. В 1929-ом году в порядке культурного обмена десять предметов из этого сервиза были отвезены для экспозиции в Государственном Эрмитаже

В 1992—1993 годах, в связи с подготовкой к международной выставке сервиз был полностью отреставрирован. В сентябре 1993 года состоялся предварительный показ сервиза. С ноября 1993 по февраль 1994 года его показывали в Версале на выставке «Королевские столы». Во Франции к сервизу был проявлен огромный интерес, так как в Европе тогда его и в глаза не видели. Выставка «Египтомания», показывалась в частях света, она стала крупной культурной акцией в рамках международной программы египтологии. Она проходила в три этапа. С марта по май 1994 года экспозиция была развернута в Лувре, а затем в Национальной Галерее в Оттаве. Там сервиз экспонировался в течение всего лета, а осенью он вернулся в Европу, чтобы в октябре 1994 — феврале 1995 года быть представленным на выставке в Вене.

В течение полутора лет широкого показа сервиз экспонировался по-разному: в соответствии с традицией — на столах, в авангардной манере — в специально спроектированных витринах и залах.В 2002—2003 годах в Германии, в городе Хильдесхайм, проводилась выставка, посвященная эпохе двух императоров «Наполеон Бонапарт — Император Александр I». И «Египетский сервиз» снова занял там свое достойное место.

Экспозиция в Кусково была создана дизайнером А.Коновым, прекрасно известным музейщикам из Европы и США. Именно он предложил продемонстрировать посуду не в витрине, а на накрытом столе. Это даёт возможность увидеть взаимодействие всех предметов сервиза и понять логику их создания и расстановки. Еще один прием, который был применён - это присутствие зеркала. Оно позволяет визуально продлить экспозицию и создать ощущение огромного стола.



Фарфор — материал дорогой и престижный. За год через московский антикварный рынок проходит около 50-ти фарфоровых изделий, достойных эрмитажной витрины. Вещей уровня хорошего частного собрания — около 200. Вещей, с которых можно начать собрание, — не менее 500. А тех, что не жалко использовать в быту, — тысячи. О том, кто и почем покупает фарфор в России наш корреспондент Юлия Романовская беседует с экспертом, кандидатом искусствоведения, научным сотрудником НИИ искусствознания Наталией Сиповской.
Юлия Романовская: Приятно попить чайку из настоящей старенькой фарфоровой чашечки...
Наталия Сиповская: Я не помню ни одного случая, чтобы коллекционер фарфора, принимая дорогого гостя, не вынул бы специальную заветную чашечку и забыл бы показать при этом, из чего именно тот пьет.

Ю.Р.: Сейчас под словом фарфор как-то чаще подразумевают посуду...
Н.С.: Фарфор никогда просто посудой не был. Появился-то фарфор в Китае. А в китайской культуре между бытовыми вещами и теми, что проходят по ведомству свободных художеств, кардинальной разницы (такой как в Европе) — не было.
Как материал, фарфор тоже никогда в низком статусе не был. В момент своего появления в VII веке он был предназначен для имитации нефрита (нефритовых посуд), который считался магическим камнем. По сравнению с нефритом, очень дорогим и трудным в обработке, фарфор считался тогда хоть и более простым, но все равно вполне себе рафинированным материалом.

Ю.Р.: Фарфору в Европе приписывали свойство обнаруживать яд в поданной пище. На чем основано это поверие?
Н.С.: На том простом убеждении, что любая диковина должна обладать диковинными свойствами.
Говорят, что первые фарфоровые вещи привез в Европу из Китая Марко Поло. Тогда фарфор был раритетом. Все равно, что рог единорога.

Курфюрст саксонский и король польский Август II Сильный (1670-1733) — один из самых расточительных монархов своего времени — выменял у прусского короля Фридриха I (1657-1713) гарнитур китайских фарфоровых ваз (из пяти предметов) на роту рослых солдат, которыми славилась Саксония.

Н.С.: И превращение фарфора в расхожую посуду совершалось медленно. Ведь в традиционных культурах сосуд всегда был наделен неким магическим смыслом. Если это чаша — за ней непременно мерещилась чаша Грааля. Если блюдо — дискос с головой Иоанна Предтечи...
Вообще же столовая посуда, как таковая, появилась не так уж давно — в XVI веке. С тарелок тогда ели только при дворах герцогов и пап. Еще и во времена мушкетеров они были далеко не у всех. Для больших сервировок полагался деревянный кружок. На него клали лепешку, которая впитывала жир. С нее, собственно, и ели. Или же — все вместе из одного большого блюда.
В начале XVIII века о магических свойствах фарфора всерьез уже никто не говорил. В Европе было предостаточно восточного фарфора. К тому же, двухвековые мытарства европейских алхимиков наконец увенчались успехом — в 1708 году в Майсене в Саксонии И.-И. Бетгеру удалось изготовить первый европейский белый фарфор.
Однако престижным и дорогим материалом фарфор оставался по-прежнему.
Так, например, знаменитый персонаж XVIII века — градоначальник Дмитрова купец Толченов, чрезвычайно озабоченный вопросами представительства, один из немногих людей, из такого среднего, что-ли, класса, — заказал себе в Вербилках, на фарфоровом заводе Гарднера, в дополнение к каменному дому и оранжерее для "ранних огурцей", специальный сервиз. Простенькая фарфоровая чашка, между прочим, стоила тогда столько же, сколько корова — три рубля.
Сами фарфоровые предприятия тоже заводились исключительно ради престижа. Не случайно и в Китае, и в Европе производство фарфора, в первую очередь, было императорским делом. Само название фарфор с фарси переводится как — "императорский".

Ю.Р.: А кто сегодня коллекционирует антикварный фарфор у нас?
Н.С.: Во-первых, несколько старых и весьма почтенных собирателей. Например, Валентина Голод или Галина Ивановна Фалина. Хорошая подборка фарфора была и у недавно умершего Соломона Абрамовича Шустера. Мне известны еще три вполне серьезных собрания, однако я не уверена, что их владельцы будут счастливы прочесть свои имена в прессе.
Во-вторых, новые покупатели. Они подразделяются на две неравные группы — тех, кто покупает так, кое-что "в интерьер" (большинство), и тех, кто стремится стать настоящими коллекционерами (таких единицы).

Ю.Р.: Кто что собирает?
Н.С.: Коллекционеры покупают редкие вещи. Остальные — нарядные. Правда, иногда эти свойства совпадают.
Главный предмет коллекционирования у нас это, конечно, русский фарфор.
Восточный фарфор редко кто собирает. В Москве я знаю только три приличных собрания.
Западноевропейский всерьез собирают мало — серьезного предложения на нашем рынке почти нет.
Самая непросвещенная и самая многочисленная часть собирателей охотно и в большом количестве покупает поздний майсенский фарфор, который считает антикварным. Это, действительно, хороший декоративный фарфор. Однако, я не склонна считать его коллекционным. В первую очередь, потому что его много.

Ю.Р.: А по каким критериям определяют коллекционную ценность фарфора — возраст вещи, редкость, художественные достоинства?
Н.С.: Важны все критерии в совокупности.
Главный — художественная ценность вещи. Естественно, в массе своей ранние вещи (то есть выполненные до середины XIX века) в этом смысле более состоятельны.
Хотя справедливости ради следует сказать, что среди ранних вещей (особенно европейских и русских) есть совершеннейшие уроды. Однако их ценят за редкость, за обаяние.
Редкость и возраст взаимосвязаны. Чем старше вещь и чем меньше подобных ей на антикварном рынке, тем она ценнее. С другой стороны, какой-нибудь уникальный экземпляр, выполненный в конце прошлого века по эскизу Уильяма Морриса (одного из теоретиков и зачинателей стиля модерн) не менее ценен, чем, к примеру, предмет французской мануфактуры Сен-Клу начала XVIII века.
И наконец, — и это для фарфора крайне важно — коллекционная ценность предмета во многом зависит от его сохранности.

Ю.Р.: А качество фарфоровой массы как-то влияет на ценность вещи?

Н.С.Фарфор — смесь каолина (особой огнеупорной мелкозернистой глины), полевого шпата и кварца. Из фарфоровой массы формуют разного рода изделия — оттачивают на гончарном круге или отливают в формах. Предметы просушивают или подвергают легкому обжигу. Покрывают глазурью. Иногда предварительно расписывают (классическая краска для подглазурной росписи — синий кобальт). Затем обжигают в горне. При температуре около 1400 градусов каолин, шпат и кварц спекаются в одну плотную слегка просвечивающуюся массу. Готовое изделие зачастую расписывают еще раз (надглазурная роспись). После чего подвергают второму легкому (муфельному) обжигу.

Н.С.: Уровень технологий учитывают, когда фарфор покупают за красоту. В меньшей степени это относится к старым вещам. Чем старше вещи, тем, как правило, больше технологических погрешностей и качество фарфора ниже. Их покупают за редкость.

Ю.Р.: Какой фарфор считается лучшим? Тонкий?
Н.С.: Представление о том, что хороший фарфор непременно должен быть тонким — предубеждение. Часто вещи специально делали толстостенными. Китайский, к примеру, может быть очень даже толстеньким.
Когда хороший фарфор сравнивают с яичной скорлупой, имеют в виду вовсе не его хрупкость. А свойство, пропуская воздух, не пропускать воду.

Ю.Р.: Как известно, фарфоровая масса разных периодов и разных керамических фабрик отличается по химическому составу...
Н.С.: Именно поэтому вещи часто атрибутируют, как говорят, "по массе". Она, действительно, отлична и по фактуре, и по "текстуре", и по цвету, и по весу.

Ю.Р.: Форма изделий зависит как-то от состава фарфоровой массы?
Н.С.: В большей степени она зависит от времени, моды, воли мастера и требований заказчика.
И.-И. Кендлер — ведущий модельмейстер Майсенской мануфактуры времен ее расцвета (середина XVIII века), человек, которому мы обязаны европейским фарфором как искусством, — говорил: "Из фарфора можно сделать все".
К примеру, в Дрездене в начале производства из фарфора даже сделали... гроб. Правда из-за козней дрезденского гробовщика, который расценил эту акцию как покушение на его монополию, этот гроб был разбит.

Ю.Р.: А что еще делали из фарфора в те времена?
Н.С.: Кроме посуды, разнообразных ваз и кукол — пуговицы, эполеты, ордена, табакерки и многое другое.

Ю.Р.: Тогда же, кажется, была предпринята попытка сделать парковую скульптуру...
Н.С.: Да-да. Фарфоровые слоны, носороги, львы, птицы в широком ассортименте.

Ю.Р.: А сейчас кто-нибудь пытается повторить эксперимент?
Н.С.: Нет. Фантазии не хватает. Вот в XVIII веке из фарфора делали даже эфесы для шпаг. Век галантный. Да и фарфор — материал модный.
Когда владельца такой шпаги вызывали на дуэль, он должен был извиниться и сходить за другим оружием. Поэтому шпаги эти называли "экскьюзками" (от фр. excuser — извинять).

Ю.Р.: Какие предметы в почете у сегодняшних коллекционеров?
Н.С.: Старые коллекционеры собирают, в основном, чашки, тарелки. Если повезет — редкие вазы и коллекционные сервизы. Начинающие коллекционеры всему прочему предпочитают статуэтки — "куклы" (хотя от хорошей пластики и серьезный коллекционер не откажется, просто на нашем рынке она встречается крайне редко).
Есть среди новых коллекционеров один достаточно известный персонаж, вызывающий уважение, зависть и иронию одновременно. Он владеет огромной — под три тысячи образцов — коллекцией русской фарфоровой пластики XVIII-XX веков. Подлинного интереса достойна едва ли десятая часть его собрания. Но, очевидно, именно таким диковинным образом в нашей стране начнется серьезное коллекционирование фарфора.
Между прочим, Алексей Викулович Морозов, крупнейший коллекционер фарфора рубежа веков, — тоже собирал статуэтки частных заводов.
Есть люди, которые собирают какие-нибудь отдельные предметы сервировки стола, к примеру, сливочники, как известный драматург Радзинский. На мой взгляд, это не коллекционирование фарфора, а скорее — собирание сувениров. Правда, коллекции Радзинского я не видела и могу быть несправедливой.

Ю.Р.: Реально ли купить сегодня в Москве полный старинный сервиз на дюжину персон, предметов из...-дцати с соусниками, селедочницами, блюдами и всем полагающимся, к примеру, какого-нибудь из частных русских заводов?

Частные российские фарфоровые предприятия XIX века, произведения которых встречаются на российском антикварном рынке наиболее часто.
1. Завод Гарднера. с.Вербилки Московской губернии. 1766-1892.
2. Завод братьев Корниловых. Петербург. 1835-1917, с 1893 — "Товарищество братьев Корниловых".
3. Завод М.С.Кузнецова. с.Дулево Владимирской губернии. 1832-1854 — Т.Я.Кузнецова, 1854-1864 — С.Т.Кузнецова, 1864-1889 — М.С.Кузнецова.
4. Заводы "Товарищества М.С.Кузнецова". с.Вербилки Московской губернии, с.Дулево Владимирской губернии. 1889-1917.
5. Завод Попова. с.Горбуново Московской губернии. 1811-1875.

Н.С.: Реально. Но вряд ли старше конца XIX века. Покупая такой сервиз, надо отдавать себе отчет в том, что вряд ли это фарфор коллекционный. Скорее всего, это будет какой-нибудь "Кузнецов".

Ю.Р.: И этот фарфор самый дешевый.
Н.С.: Если вам необходимо одно слово, — да. Ведь Кузнецов поставил производство фарфора на промышленную основу. Однако он и для императорского двора делал вещи, а также доделки к сервизам императорского завода. В основном, к сервизу ВККН — Великого князя Константина Николаевича. Они дороже.
Да и среди "расхожего" кузнецовского фарфора есть вещи весьма достойного художественного класса. Вроде того столового сервиза, что лет десять назад музей Кусково приобрел у Клавдии Шульженко.

Ю.Р.: А какой фарфор самый дорогой?
Н.С.: Императорский. Во-первых, потому, что императорский фарфор из русского самый ранний. Завод был открыт в 1744 году.
Во-вторых, это фарфор высочайшего художественного достоинства. Особенно первая половина XIX века. Вообще закачаешься. Да и вторая половина не хуже.
Я уж не говорю о популярности этого фарфора среди коллекционеров. Особенно тарелок так называемой военной серии. Ну и, естественно, ваз.

На аукционе фирмы Sotheby"s от 17.07.1996 тарелка "военной серии" Императорского фарфорового завода (диаметр 24,1 см), датированная 1829 годом, была продана за 24 тысячи 150 фунтов (около 37 тысяч долларов).
В то же время не менее ценная и очень редкая на антикварном рынке скульптурная группа "Август III с супругой" (высота 21 см), выполненная в Майсене по модели И.-И. Кендлера почти на сто лет раньше, — в 1744 году — оценивается экспертами аукционного дома Christie"s — в 20-22 тысячи фунтов (31-34 тысячи долларов).

Н.С.: Правда, можно купить раннюю вещь Императорского фарфорового завода и за небольшие деньги. Какую-нибудь ординарную тарелку. Такие тарелки делались на заводе по заказу (ордеру) придворных контор для комплектования императорских дворцов посудой. Было этих тарелок, как говорится, "что грязи". В течение месяца их изготавливали 800 штук. За год — около 10 тысяч. Правда, и били их нещадно. Так что сегодня этих тарелок мало, а стоят они все еще довольно дешево.
У меня, кстати, такая тарелочка екатерининского фарфора имеется. Белая, с розаном. Год назад она обошлась мне в 50 долларов. А сейчас подобные продают и за 300. Это почтенная, старенькая вещица. Она будет дорожать и дальше.

Ю.Р.: Покупка какого фарфора у нас наиболее выгодна?
Н.С.: Тем, кто хочет за не слишком большие деньги купить вполне достойные вещи, следует обратить внимание на старый Майсен. Из западноевропейского фарфора на местном антикварном рынке его больше всего. Особенно много так называемого фарфора Марколини (в основном, сервизов) — вещей конца XVIII-начала XIX века — времени, когда майсенскую мануфактуру возглавлял граф Марколини.
Иногда (довольно редко) попадаются работы скульптора Кендлера. Есть майсенские фигурки XIX века.
Стоит старый Майсен здесь значительно дешевле, чем на Западе. К тому же, пользуется огромной популярностью и может вырасти в цене едва ли не на следующий день после покупки.

7 августа 1994, аукцион реставрационно-коммерческого центра Антиквар (Санкт-Петербург): майсенская декоративная тарелка с прорезным ажурным бортом и росписью гирляндами цветов, датированная 60-70-ми гг. XVIII века (фарфор, роспись, диаметр 23 см) продана за 270 долларов.
3-5 июня 1996, аукцион Christie"s (Лондон): менее интересная сервизная тарелка того же времени (фарфор, роспись, диаметр 23,5 см) выставлена за 750-900 долларов.

Н.С.: Интерьерные вещи — поздние (XIX века) севрские, майсенские, берлинские и другие вазы лучше покупать на Западе. Там они дешевле. Пару достойных берлинских ваз 1840-х годов сантиметров семьдесят высотой мне доводилось увидеть там за четыре тысячи долларов. У нас за них решились бы попросить и сорок. А уж за восемь — наверняка бы продали.
С точки зрения инвестиций наиболее удачное приобретение на нашей территории — русский фарфор. Особенно императорский коллекционного уровня.
В первую очередь, чрезвычайно редкие на местном антикварном рынке дворцовые вазы фюзо (веретенообразной формы) XIX века, настольные пласты с копиями картин известных художников, тарелки "военных серий", тарелки из сервизов с конца 70-х XVIII до середины XIX века — Арабескового, Кабинетского, Юсуповского, Бабьегонского, Михайловского, Министерского, Палевого, Бирюзового, Банкетного и других.
Удачное приобретение — тарелки из Орденских сервизов (Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Александра Невского, св. Владимира) завода Гарднера конец XVIII века. А также фигурки императорского и гарднеровского заводов.
Правда, коллекционного русского фарфора больше всего... на Западе. Там люди, в отличие от наших коллекционеров, очень давно и правильно собирали русский фарфор. Если у нас на десять вещей серьезного коллекционерского внимания заслуживает одна, то у них на десять — девять.
Из известных западных собраний русского фарфора — коллекция главы клана Ferrari. Собрание Мстислава Ростроповича, которое стоит отнести к западным, поскольку формировалось оно преимущественно во Франции.
Одно из самых эстетских — собрание Мориса Барюша (совладельца галереи Popov в Париже). Он собирает только русский XVIII век. Покойный совладелец его отца — мэтр Попов в свое время обладал еще более значительной коллекцией, но после его смерти она была частью распродана, а частью попала в Национальный музей керамики в Севре.

Ю.Р.: На последнем русском Sotheby"s тарелки "военной серии" покупались за очень солидные суммы, начиная с 14 тысяч долларов. В Москве аналогичную тарелку можно купить в четыре раза дешевле. Как это объяснить?
Н.С.: Для того, чтобы существовала высокая шкала цен на шедевры, должен быть хороший рынок фарфора среднего уровня. Должен быть широкий спектр предложения и спроса. У нас между рядовыми вещами и коллекционными вилки цен не существует. На этом как раз можно играть. Пока рынок не сформирован, есть возможность покупать хорошие вещи и даже шедевры недорого. Это относится не только к русскому, но и к западноевропейскому и к китайскому фарфору.

В ноябре 1993 года галерея Шон выставила на продажу с оценкой 1 600 долларов террину (миску) розового семейства (эпоха Цин, период правления Чэнь-Луна — 1736-1796).
За месяц до этого совладелец галереи Шон Кленов Владимир Константинович приобрел ее в салоне Антиквариат на Большой Якиманке всего за 250 долларов. Правда без атрибуции.
Между тем на аукционе восточного искусства, организованном Sotheby"s в Монако в 1990 году, аналогичная террина фигурировала с предварительной оценкой 8-12 тысяч долларов.

Ю.Р.: Стало быть, ценность и стоимость совпадают не всегда.
Н.С.: Да. Очень показательная в этом смысле история случилась недавно. В одной московской коллекции есть редкая майсенская ваза — второе или третье повторение одной из тех пяти, что скульптор Кендлер исполнил в 1749 году для французского короля Людовика XV. Датируется она пятидесятыми годами XVIII века.
Хозяйка хотела вазу продать. И продала бы. Желающие купить эту вазу были. Они готовы были заплатить 10 тысяч долларов. (Что совсем немало). На западных аукционах кендлеровские вещи, например, канделябры того же времени стоят от 8 до 12 тысяч. Но просвещенные знакомые хозяйки подсказали ей, что ваза такая может стоить и 30 тысяч долларов.
И действительно, стоить столько она может. Но на Западе — в дорогом салоне, в долгой продаже. У нас продать ее за эту сумму нельзя.
Когда к нашей хозяйке пришел покупатель с десятью тысячами, она сказала — семнадцать. Покупатель был готов заплатить и эту сумму. Это вдохновило хозяйку поднять цену до 25 тысяч. Покупателей не стало вообще.

Ю.Р.: Такие, то есть классные коллекционные вещи дорожают в первую очередь?
Н.С.: Именно хорошим вещам предстоит переоцениваться и дорожать. Если не коллекционные, но привлекательные фарфоровые вещи — декоративные вазы и сервизы дорожают в среднем на 5 процентов в год. То коллекционные — в ситуации стабильного рынка, то есть на Западе — на пятнадцать. У нас же за последние два года они подорожали процентов на пятьдесят.
Правда, необходимо учитывать еще степень известности вещи и наличие спроса на нее. Что такое тарелки "военной серии", Орденские сервизы завода Гарднера конца семидесятых-начала восьмидесятых годов XVIII века, или императорские сервизы XIX века — знают многие.
А что такое, допустим, ранний Батенин или ранние братья Корниловы — мало кто знает. Для коллекционера это, конечно, интересно. Однако рассчитывать на то, что эти вещи удастся легко продать, как только приспичит, и что цены на них поднимутся, — не приходится.
Лет шесть назад в магазине на Октябрьской была в продаже ночная ваза — обычный горшок с ручкой, только фарфоровый. Большой, доложу я вам, раритет. И марка изумительной редкости, малоизвестная (Люневиль, кажется). Атрибутировали эту вазу восьмидесятыми годами XVIII-началом XIX века. Досталась она одному питерскому коллекционеру, специализирующемуся на редких французских марках. Он только ради нее в Москву и приехал. Стоила она ему сущие пустяки, потому что никому, в принципе, нужна не была.

Ю.Р.: Как понять, по какой цене выгодно покупать фарфор?

Н.С.: На первый взгляд, ситуация довольно "скользкая". Прейскуранта цен не существует. Однако что, где и почем, в принципе, известно.
Покупать вещи грамотно, в рамках профессиональных цен, как говорится — "за свои", — выгодно. Естественно, не надо ждать прибыли на следующий день.

Ю.Р.: А где лучше покупать фарфор в магазине, с аукциона?

Антикварный фарфор предлагается на аукционах: Альфа-Арт, Гамаюн, Гелос; в галереях: Альфа-Арт, Шон; в магазинах: Акция на Арбате, Антиквар-Метрополь, Антиквариат на Арбате, Антиквариат на Мясницкой, Русская старина на Петровке, Салон Антиквариат на Большой Якиманке.

Н.С.: Некоторые господа предпочитают пополнять свои коллекции фарфора не за счет галерейных или аукционных, а за счет музейных собраний.
За последние пять лет были совершены три крупные музейные кражи фарфора. Пропало несколько уникальных вещей. Севрская ваза в Эрмитаже. Фарфоровые пласты в Кусково. И парные веджвудские рельефные портреты Петра I и Екатерины II — из Останкино.
Совершенно очевидно, что все три кражи сделаны по одному заказу. Это хорошо организованный и очень профессиональный грабеж. Исполнитель берет определенные вещи, и кое-что прихватывает для себя. Иногда, как это случилось в Кусково, то, что не проходит в дырку, оставляет.
Ну а если серьезно — покупать всегда лучше хорошую вещь и желательно при этом не переплачивать. А где — уж не имеет значения. Можно и у бабушки. Только все же неплохо было бы предварительно проконсультироваться у специалиста.

Ю.Р.: На предмет подлинности?
Наталия Сиповская: И подлинности, и точной атрибуции, и рентабельности покупки.

Ю.Р.: Раскошелиться, однако, придется...
Н.С.: Прагматичные американцы давно посчитали, что начинающий коллекционер, который прибегает к услугам профессионала, с учетом его комиссионных, на каждой тысяче долларов выигрывает около двух сотен долларов по сравнению с тем, кто покупает сам.

Ю.Р.: Тот, кто консультируется у специалиста гарантирован от подделок?
Н.С.: В большой степени. Кстати, был такой замечательный случай. Лет девять назад в Кусково на закупку поступило несколько тарелок агитационного (первого советского) фарфора, которые делали на Государственном фарфоровом заводе (бывшем Императорском) в конце десятых — начале двадцатых годов нашего века.
Как потом выяснилось, тарелочки были фальшивые. На вид же они совсем были хороши. Отличилась тогда Эльвира Борисовна Самецкая (в ту пору заместитель директора по научной работе). В порыве творческого вдохновения она подняла одну тарелку на свет и без всяких луп, специального света и прочих приспособлений определила — фальшак.
Под маркой Государственного фарфорового завода виднелся след от стертой надписи Made in Japan (сколько надглазурную марку не счищай, в данном случае кобальтовую, цвет может и сотрется, но след в глазури останется). "Агитфарфор" был сделан на классном японском полуфабрикате (так называемом "белье").
Отличить настоящую вещь от подделки можно, между прочим, по цене.
Иногда неспециалисты приходят и говорят:
— На Sotheby"s было несколько фальшивых Айвазовских!
— За настоящих их никто и не выдавал.
— Но написано же в каталоге: Айвазовский.
— А ты на цену посмотри — нулей не хватает. Ясно — фальшак.
Так и с агитфарфором. Правда, из-за большого количества подделок мода на него спала. Но если вам его приносят из под полы по 100 долларов за тарелку, — о чем речь?

18 июля 1996, аукцион Christie"s: чашка и блюдце агитационного фарфора с росписью М. Лебедевой 1923 года ушла с торгов по очень умеренной цене — за 1 800 долларов.
14 декабря 1995, аукцион Sotheby"s: декоративная тарелка с росписью А. Щекотихиной-Потоцкой, датированная 1920 годом, не добрала до суммы предварительной оценки (3 100 долларов) и была снята с аукциона на отметке 2 300 долларов.
17 июля 1996, аукцион Sotheby"s: декоративная тарелка с росписью М. Адамовича 1925 года, выставленная с оценкой 12 400-18 600 долларов продана не была.

Н.С.: Однако в хорошие для агитфарфора времена — в конце восьмидесятых-начале девяностых годов — цены на него доходили до 40-50 тысяч долларов за тарелку.

Ю.Р.: Какие еще, кроме как на новом белье, существуют виды подделок?
Н.С.: Делают абсолютно новые вещи, которые выдают за старые.
Наиболее охотно подделывают супрематический фарфор (его делали на ГФЗ по моделям Малевича и его последователей-супрематистов в середине двадцатых годов).
Этот фарфор, как правило, не блещет технологическим совершенством (к 1925 году запасы дореволюционного белья, на котором делали агитационный фарфор, кончились). Масса супрематического фарфора — никакая, серая такая, противная, похожа на фарфор для унитазов. Подделать ее нетрудно. Да и роспись простая — геометрическая.
Уже года четыре по рынку ходят очень хорошего качества новодельные чашки будто бы Императорского завода николаевского времени. Делают их питерские умельцы. Им бы орден дать — "Знак почета". У них и фарфоровая масса хороша. И краски качественные.
Правда, для специалиста отличить фальшак от подлинника труда не составит: качество росписи не соответствует стандарту XVIII века. Видно, что писал человек больше привычный к холсту и кисти, а не к тонкому фарфоровому "пунктиру".
Вообще хороших мастеров фарфоровой росписи сейчас очень мало. На Ленинградском фарфоровом заводе есть люди. Не знаю, почему они не подрабатывают на изготовлении подделок. А если подрабатывают, тогда не лучшие.
Еще один вид фальшивок — переделки старых вещей.
Если "дополнить" живописной композицией обычную столовую тарелку без росписи, она становится декоративной и стоит, соответственно, несколько дороже.
Также с чашками. Предположим, роспись стерлась или была не слишком выразительна — с вензелем, к примеру. Чашка с вензелем какие деньги стоит? Никакие. А чашка с портретом героя войны 12-го года — деньги. Ну и пишут героя на месте вензеля. Весьма ценный и популярный раритет получается.

Ю.Р.: В прошлом году на антикварном рынке в большом количестве ходили подделки гарднеровских фигурок конца XIX века. Их как-то можно отличить от настоящих?
Н.С.: Эти подделки очень хорошо выполнены технологически. И масса хорошая. И краски правильно подобраны. И марка четкая — Георгий Победоносец на "бублике" (клеймо завода Гарднера конца прошлого века).
Однако расписаны эти вещи не так аккуратно, как было принято, да и по весу они несколько тяжелее настоящих.
Практически гарантированы от подделок покупатели дорогих интерьерных ваз конца прошлого века. К примеру, севрских 70-х годов XIX века, которые повторяют тот же Севр XVIII века — тех самых, которые называют "нуворишскими" и над которыми все смеются. И напрасно.
Эти вазы почти не подделывают. Уровень производства, где возможно сделать метровую вазу, и при этом грамотно выполнить все технологические операции — крытье, роспись, позолоту — представить довольно трудно. Если такую вазу все-таки сделать, стоить она будет дороже, чем старая.
Другое дело, что вазу, выполненную в стиле Севра на каком-нибудь мелком заводике, могут атрибутировать как настоящий Севр и запросить, соответственно, в четыре раза больше. Или же вазу XIX века выдать за XVIII век. От этого никто не гарантирован.

Ю.Р.: Если человек узнал, что владеет совсем не тем, на что рассчитывал, — может ли он вернуть вещь обратно в магазин или на аукцион и получить назад деньги?
Н.С.: Все зависит от порядков конкретного аукционного дома или магазина. У нас, в основном, принимают. Не столько потому, что кто-то сверху того требует или порядочность заела, — опасаются последствий.

Ю.Р.: Боятся, что-ли, что все чашки перебьют?
Н.С.: Да нет. Скандала. Все друг друга знают. Серьезные аукционеры и держатели магазинов предпочитают тихо забрать вещь даже тогда, когда покупатель просто недоволен приобретением. Допустим, в какой-то момент вещь ему понравилась. Время прошло, он смотрит — сущий крокодил.

Ю.Р.: Возвращают сумму полностью?
Н.С.: Не обязательно. Ситуация могла измениться. Если в момент покупки вещь представлялась редкой, то со временем аналогичных ей могло появиться множество. Соответственно, стоить они будут в четыре раза дешевле. Поэтому вещь пытаются продать снова или же на что-то поменять. Однако распространяется этот вид услуг, в основном, на влиятельных на антикварном рынке людей или на перспективных клиентов. В том числе и на коллекционеров-новичков.
1. Интерьер квартиры московского коллекционера Михаила Перченко.
2. Интерьер кухни московского коллекционера Игоря Сановича.
3. Две вазы Императорского фарфорового завода (1836) — одна из самых дорогих (99 тысяч долларов) продаж русского фарфора на европейском антикварном рынке.
4. Чашка с крышкой и с блюдцем с портретом Екатерины II (Императорский фарфоровый завод, 1770-е годы). Такая же есть и в коллекции Мстислава Ростроповича.
5. Тарелка из так называемой "военной серии" (Императорский фарфоровый завод, 1844) — наиболее удачное приобретение с точки зрения инвестиций.
6. Тарелка. Севр. (1821).
7. Майоликовая скульптурная группа (Стаффордшир, 1765) была продана с торгов аукциона Christie"s за 54 тысячи долларов — много дороже, чем стоят аналогичные фигурки из фарфора.
8. Марка завода Гарднера конца XIX века. Скульптурки с таким клеймом подделывают чаще всего.
________________________________________________________

Дорогая, элитная посуда всегда определяла достаток и наличие вкуса своих хозяев. Любую кухню украсит дизайнерская посуда. Порой самая дорогая посуда имеет право относиться к мировым шедеврам искусства.

Обладателями такой посуды являются королевские и царские семьи. Сегодня элитная посуда ценится высоко и продолжает быть востребованной. Конечно, доступна такая утварь далеко не каждому. Специально для её ценителей был составлен рейтинг своеобразный рейтинг дорогой посуды мира.

Самая дорогая посуда в мире: рейтинг от Fancy Journal

Первое место занимает компания De Lamerie. Вся элитная посуда компании изготавливается вручную, умелыми мастерами. Над посудой работает целый штат опытных дизайнеров, которые воссоздают орнаменты и рисунки посуды разных эпох. Прекрасные изделия, из фарфора расписанные вручную чистым золотом, роскошный хрусталь, серебряная столовая посуда, инкрустированная драгоценными камнями, это неполный перечень самой дрогой посуды в мире. Стоимость сервиза на 6 персон начинается от 30 000 долларов.

На втором месте стоит сервиз из фарфора португальской компании Siala. Этот сервиз был украшен сусальным золотом, 121 бриллиант был потрачен на украшение сервиза. Его стоимость составила 150 000 евро.

Третью позицию рейтинга занимает знаменитая немецкая фирма Fissler, известная как производитель элитной посуды. Компания производит посуду высокого качества по новейшим технологиям. Брендом компании стала самая дорогая в мире кастрюля, которую создала Fissler. В дизайне кастрюле использовалось чистое золото, а также 13 бриллиантов. Стоимость этой драгоценности составляет 607 000 долларов.

Известный голландский дизайнер Ван Перкинс разрабатывает дизайн для элитной посуды. Он и его не менее известное ведёрко для шампанского занимают четвертое место рейтинга. Ведёрко выполнено из чистого золота и инкрустированное драгоценными камнями. Ведёрко предназначено не только для охлаждения напитка, но, и имеет специальный держатель с 6 бокалами. Сами бокалы изготовлены из чистого хрусталя и имеют золотую ножку особой формы. Стоит такой шедевр 725 000 долларов.

Пятое место разделяют две старейшие фарфоровые фирмы – легендарная французская фабрика Haviland и знаменитая английская компания Wedgwood. Изделия из фарфора компании Haviland украшают дома богатейших и известных людей Европы. Фарфор, изготовленный на этой фабрике, отличается чистейшей белизной, а также поражает своим декором. Над росписью посуды работают знаменитые и талантливые дизайнеры и мастера со всего мира.

Компания Wedgwood создаёт вот уже более 250 лет элитный фарфор. Из посуды этой фирмы ели короли и герцоги Англии. Её уникальные экземпляры хранятся в музеях по всему миру. При изготовлении сервизов используются костяной фарфор, пластины из слоновой кости, роспись производится натуральным золотом.

Шестое место занимает итальянская компания Sаmbonet, которая изготавливает столовые приборы и посуду из серебра высшей пробы. Посуда этой марки завоевала известность по всему миру, некоторые дизайнерские работы этой компании находятся в лучших музеях Нью-Йорка.