Самоанализ по конструированию в доу. Конспект занятия воспитателя по конструированию в старшей группе

Анализ проведённого занятия в объединении «Конструирование игрушки»

педагога МКОУ ДОД ЦДОД

Косныревой Веры Владимировны

Сегодня невозможно делать главную ставку только на усвоение знаний.

Ещё Н.К.Крупская сказала: « Необходимо учить детей путём труда наблюдать, самостоятельно мыслить и действовать»!

Занятие организовано для постоянной группы обучающихся в возрасте 7 – 8 лет, пол – мальчики, в количестве 11 человек.

Хотя моим воспитанникам по 7 – 8 лет, я считаю, что важно с малых лет прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в окружающем мире, готовить себя к творческому производительному труду.

Тема: «Игрушка с действующими деталями. Цыплёнок».

Разделу «Работа с бумагой», в модифицированной дополнительной образовательной программе «Конструирование игрушки», отведено 72 часа. На предыдущих занятиях мальчики изготовили игрушки из картона «Собака, качающая головой», «Котик, виляющий хвостиком». Эта работа намного проще предыдущих, связано с тем, что отведено только 40 минут, а обычно мы занимаемся два раза по 45 минут. Тема взята своевременно, согласно текущему плану работы с детьми первого года обучения. Школьники в этом возрасте импульсивны, не могут долго работать над одной и той же поделкой, поэтому я предлагаю кружковцам изготовление простейших, но интересных поделок, которые можно сделать за одно или два занятия.

Тип занятия: техническое моделирование с комплексным применением Знаний Умений Навыков (ЗУН)

Форма занятия - традиционная , где присутствовали эмоционально – ценностные отношения воспитанников, которые обеспечили успех в творческой деятельности.

1.Организационный этап.

Дети заходили в проветренный и вымытый кабинет, называя слово – пароль «Признаки весны», например: появляются проталины, тает снег, сосульки, солнце ярко светит.

Я приветствовала всех словами «Всем, всем, добрый день!» Дети повторили приветствие, которое настроило всех на радушный приём: «Сегодня у нас в гостях много педагогов города, они хотят посмотреть, как мы умеем трудиться. Я надеюсь, что вы будут слушать меня внимательно, самостоятельно сделаете поделку и будете выполнять «Правила рабочего человека», которые я вам сейчас напомню». Эти слова настроили детей на деловой лад.

2.Этап всесторонней проверки знаний.

Повторили ранее изученный материал, закрепили название домашних птиц и их птенцов (у утки – утята и т.п.), все дети были активны. Отвечали на поставленные мной вопросы правильно, точно, дополняли ответы товарищей, например: на вопрос «Как вы понимаете правило - РАБОТАТЬ ДРУЖНО»? желали ответить большинство воспитанников.

Я для детей являюсь помощником, формирую у воспитанников умения интеллектуальной, коммуникативной, практической деятельности. Постоянно учу действовать самостоятельно, уверенно, выполняя доступные практические операции.

Я стремлюсь к современным технологиям работы.

В организации занятия я выступаю в роли организатора процесса обучения, ребёнок является субъектом самостоятельного познания, самостоятельно организованной деятельности. Доказательство выше сказанному:

– рассматривание образца по вопросам с достойными на них ответами;

Составление плана действий.

При подготовке к занятию, не раз возвращалась к конспекту и осмысливала каждый вопрос, чтобы вопрос наталкивал ребёнка думать, логически рассуждать, делать умозаключения. Вопросы ставила так, чтобы дети не могли ответить односложно: «Да» или «Нет», а активизировали мыслительную деятельность. С помощью постановки вопросов я развиваю у детей основы конструкторских технических умений и способностей.

3 этап. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Детей нацелила на изготовление поделки ещё в начале занятия, когда говорила: «…самостоятельно сделаете поделку…». А задачи занятия включила в «Правила рабочего человека» (смотри Приложение №1).

Отгадав загадку про цыплёнка, дети поняли, что будем делать именно его.

Считаю, что надо было заострить внимание на теме занятия «Действующая игрушка. Цыплёнок».

При рассматривании образца в укрупнённом виде дети внимательно рассмотрели и назвали все геометрические детали игрушки, но не обратила внимание на цветовую гамму. На следующих занятиях заострять внимание на этот момент, чтобы дети уверенно знали на какого цвета картоне делать разметку. Вести индивидуальную работу с Ильёй и Алёшей П. – учить переводить шаблон на оборотную сторону картона, чтобы не пачкать лицевую сторону изделия.

Я учила детей ориентироваться на этапы изготовления игрушки по технологической карте, составлять перспективный «План действий» (разметка, подготовка деталей, сборка, оформление игрушки, проверка в действии). Я предполагала, что при составлении плана действий дети проявят затруднение, хотя сам процесс планирования всегда рассчитывается на изготовление всего изделия от начала до конца. Поэтому я тщательно продумала пошагово помогать ребятам в планировании с помощью технологической карты.

На технологической карте мною была допущена ошибка – не обозначено место склеивания головки и шапочки штриховой линией. Я предложила найти её. Стас заметил эту ошибку.

Перспективное планирование далось сложно, так как дети ещё малы, (на предыдущих занятиях они планировали работу двух – трёх опережающих операций), поэтому работа по перспективному планированию будет продолжаться на последующих занятиях.

Занятие длилось 45 минут вместо запланированных 40 минут. Если бы не перспективное планирование, которым мы занимались впервые, время бы на этот этап значительно сократилось, ведь мы разобрали не только все операции по цепочке, но и Стас повторил с моей помощью все действия изготовления поочерёдно.

4 этап. Усвоение новых знаний.

В практической деятельности отрабатывала у детей навыки работы по шаблонам. Вновь внесла замену шаблона выполненного на картоне на шаблон - линейку. Затруднился только Артём. Введение элементов графической грамоты, умение выполнить разметку остаётся ведущим методом работы по развитию у детей основ конструкторских умений и способностей. Дети самостоятельно размечали детали на картоне, вырезали, собирали их, опираясь на карту изготовления.

Сравнивая детали разметки с технологической картой, дети приучаются к самоконтролю.

Активно, на протяжении всего занятия вела работу над развитием логического и образного мышления, например: сравнили зигзаг с молнией.

При сложном приёме работы несколько раз применила метод прямого показа (работа на пробниках, у планшета).

В процессе занятия, опираясь на психологические особенности детей, использовала сочетание познавательных и занимательных сторон. В качестве психологической разгрузки провела игры: «Назови птенцов», физкультминутку «Про курочку».

Яркость внешнего вида образца, занимательное устройство вызывают у ребёнка желание иметь такое же изделие. Это мобилизовало моих воспитанников на работу.

Учитывая большую тягу младших школьников к игре во взрослых, придумала для них ПРАВИЛА РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА, сравнила детей с конструкторами, ввела роль ветеринара.

В ходе работы дети иногда забывали работать с клеем на подкладном листке. И заметив это, я не делала замечание, а задала вопрос: «Можно ли так делать»? Если нельзя, то почему? Такой метод работы воспитывает в детях умение делать выводы и не нарушать общепринятых правил – беречь имущество. Продолжать воспитывать у детей умение работать с клеем на подкладном листе.

Дети очень доброжелательные, вежливые, помогали друг другу в ходе практической работы сориентироваться что делать дальше, показывая на карте.

Я провела индивидуальную работу с Ильёй по исправлению ошибки в вырезании зигзагообразной линии. В дальнейшей своей работе буду обращать внимание детей на то, что зигзагообразную линию можно вырезать только один раз, не подравнивая вторично.

Во время самостоятельной работы задавала вопросы, на развитие мыслительной деятельности, например: «Как вы думаете, почему мы изготовляем игрушку из картона, а не из бумаги»?

Мной было запланировано упражнение для глаз, но дети так были увлечены процессом изготовления, что сочла его не проводить.

Дети творчески подошли к украшению изделия. Работы получились яркие, аккуратные; цыплята, как живые. Булат проявил творчество - не стал украшать яйцо дополнительными деталями, так как захотел сделать цыплёнка настоящего, а не игрушечного. Обратила внимание детей на то, что некоторые из них, кроме клюва, нарисовали ротик, а у настоящего цыплёнка ртом является клюв.

Обращала внимание детей на нарушение техники безопасности: оставленные ножницы с раскрытыми лезвиями, хотя правила безопасной работы с колющими инструментами и клеем были повторены. Степлер и клей «Титан» дети в работе не применили. Я следила за осанкой детей. В последующем чаще напоминать Алёше Зимину, Алёше Прозорову о правильной позе во время самостоятельной работы.

Мной предварительно была запланирована индивидуальная работа с Данилой. Данила работает всегда неохотно, часто надеется, что ему кто – то сделает часть работы за него, а он «устал». (Беседовала с учительницей, в школе мальчик ленится учиться). Чаще его хвалю за малейшие успехи, но даже похвала иногда не срабатывает. Сегодня он показал себя с лучшей стороны: выходил к планшету чертить зигзагообразную линию, был в роли ветеринара, довёл работу до конца, выполнил поручение – собрал технологические карты со всех столов. Мотивацией к действию послужило: - пересадка за первый стол, - присутствующие гости.

На самостоятельную работу отведено 20 минут, детям времени хватило.

О неаккуратной работе дети сразу отрицательно отзываются, мимикой выражают недовольство. Приучаю детей оценивать положительные результаты работы – что получилось интересно, чем именно. На данном занятии Артём, давая оценку своей работе, сказал, что его работа красивая, потому что он подарит её другу.

Нацелила детей на изготовление игрушек дома, вспомнили, кто может вылупиться из яйца, применила показ игрушки «Крокодил».

Я всегда радуюсь тому, что мои кружковцы приучаются экономно расходовать материал. Вот и сегодня первоклассники доказали это.

По окончании работы дети быстро и аккуратно убрали своё рабочее место.

С детьми провела словарную работу. Дети закрепили слова: шаблон, зигзаг, деталь.

В процессе занятия использовала формы и методы: - применение художественного слова (загадка, пословицы о труде), технологической карты на экране и на столах, показ образца, пассивное прослушивание народной инструментальной музыки, физкультминутку, показ разметки у планшета, поощрение вербальное и словесное - «Молодец!», рефлексию с предметом - заменителем (полоской бумаги жёлтого цвета, как цыплёнок). Влад не осмелился сказать при всех, в чём он затруднялся. А в привычной обстановке, без гостей, признался, что ему было трудно вырезать зигзаг.

Меня очень радует набор 2012 года, во - первых: все мальчики одного возраста, во – вторых: дети непосредственные, работоспособные, у них «не убито» творческое начало. Моделируя различные технические объекты, дети никогда в точности не придерживаются оригинала, вносят свои задумки, изменения, дополнения. Об этом говорят вновь созданные работы. На занятии дети получили чувство удовлетворения, радости. Их игрушка «Цыплёнок» получилась пригодной для игр. Поставленная цель – самостоятельно выполнить работу, достигнута. Дети понимают, что вещь, сделанная своими руками, ценится и несёт тепло и добро.

На память о занятии в подарок дети получили сосательные петушки, педагоги - памятку «Петушиные часы». (Приложение №1)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 «ПЕТУШИНЫЕ ЧАСЫ»

Говорят: « ПЕТУХ – это живые часы», нельзя не согласиться!

А знаете ли вы, дорогие друзья , что каждый из нас тоже своеобразные часы?

Запомните , что:

- МОЗГ лучше всего работает с 10 до 12 часов, поэтому не тратьте время на что – либо другое, а слушайте учителей на уроке!

- ЖЕЛУДОК лучше всего работает в 13 часов, значит, не забудьте в это время подкрепиться!

- РУКИ лучше всего работают с 15 до 16 часов , поэтому делайте в это время самоделки, мастерите, помогайте дома по хозяйству!

УРОКИ лучше всего делать с 16 до 18 часов, во - первых, в это время лучше всего работают ваши ЛЁГКИЕ , обогащая мозг кислородом, во – вторых, в это время, чтобы вы не делали, всё у вас растёт: и волосы, и ногти, и, конечно, мозг! А в – третьих, в это время лучше всех работают все ваши чувства : зрение, обоняние, осязание .

Одним словом, сверяйте свои «внутренние часы» с часами обыкновенными и жить вам будет намного легче!! !

GoBac�=/>��="mso-bidi-font-weight:normal">

Литература:

1. «Внеурочная работа по технике и труду» В.В.Колотилов Киров Волго – Вятское книжное издательство 1989

2. «Внешкольная работа по труду» А.М.Гукасова Москва «Просвещение» 1981г.

3. «Дети – это сосуды, данные нам на хранение» О.М.Беккер журнал «Дополнительное образование»11/2005

4.«Развитие дополнительного образования детей в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты в системе образования Новосибирской области» Е.Ю. Плетнёва.

Тема: «Снеговик».

Программное содержание:

Развивающие задачи:

    Познакомить детей с техникой киригами, которая предполагает использование ножниц для создания фигурок из бумаги.

    Учить детей выполнять поделку, используя схему.

    Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление.

    Закреплять навыки работы с ножницами.

Воспитательные задачи:

    Воспитание самостоятельности.

    Воспитание бережного отношения к бумаге.

    Воспитание аккуратности в работе.

Оборудование : белые листы бумаги для детей форматом А4, ножницы, схема поделки, шаблоны (Приложение 1).

Словарная работа : обогатить словарный запас словами: киригами, схема, шаблон.

Индивидуальная работа : формирование навыков самостоятельной работы.

Ход занятия :

(дети сидят на ковре вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься на занятии, нужно сначала отгадать загадку.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель …(снеговик)

Правильно, это снеговик. Давайте послушаем ещё несколько загадок о нём.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик)

Воспитатель: Ребята, в какое время года мы с вами лепим снеговиков? (Зимой).

— А что с ними случится, когда придёт весна? (Снеговики растают).

— Правильно, они растают, и мы все будем скучать по нашим зимним забавам.

— Сегодня я предлагаю вам выполнить фигуру снеговика из бумаги, используя новую технику — киригами. Киригами — это разновидность оригами. Зародилось это искусство в Японии всего 30 лет назад. Для киригами используется бумага или тонкий картон. На них делаются разрезы и затем складываются сложные фигуры. Эта техника широко используется в изготовлении открыток, в дизайне интерьеров, в подарочном бизнесе.

— Наше знакомство с киригами начнётся с простых схем. Сейчас мы сядем за столы и начнём работу.

(Воспитатель показывает схему и объясняет порядок работы).

— А сейчас отдохнем!

Физминутка:

Воспитатель: Отдохнули? Теперь приступаем к работе.

При необходимости воспитатель помогает ребенку.

После окончания работы дети демонстрируют свои завершенные работы.

Воспитатель: Давайте выстроим наших снеговиков! Они нам будут напоминать, что скоро Новый год!

Анализ занятия воспитателя

Занятие по конструированию в старшей группе по теме «Снеговик»

1. Анализ целей задач. Программное содержание подобрано в соответствии с программой, по которой занимаются дети, соответствует уровню развития детей данной группы (дети уже знакомы с техникой оригами), объем программного содержания занятия соответствует возрасту детей, дозировка материала хорошо продумана.

2. Анализ структуры и организации занятия. Занятие актуально и приурочено к подготовке к Новому году, игры и загадки соответствуют теме и содержанию занятия.

4. Организация самостоятельной работы детей. Каждый ребенок был задействован на занятии, проблем по освоению программного содержания занятия у детей не возникало. При ответах на вопросы работа была фронтальной. Детям было интересно.

5. Анализ методики проведения занятия. Дидактический материал — актуальный, интересный, с эффектом новизны, дети с интересом рассматривали, сравнивали свои работы. Шаблон был выдан каждому ребенку, при необходимости воспитатель оказывала помощь каждому ребенку индивидуально.

6. Анализ работы и поведение детей на занятии. Занятие интересно, актуально, хорошо продумано, дети заинтересовались техникой, работали активно, с интересом, сосредоточенно. В тоже время поделка оказалась не очень трудной, и все дети были довольны своими результатами. Дисциплина на занятии хорошая.

7. Общая оценка занятия. Занятие проведено на высоком педагогическом и методическом уровне. Отрицательных моментов в работе нет. Можно лишь добавить повторение техники безопасности при работе с ножницами.

Самоанализ НОД Титовой Е. А.

Тема занятия: «Волшебное перышко».

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развития» и «Художественно-эстетического развития».

Длительность 15 мин. /соот. требованиям САНПИНа.

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

Образовательные:

Расширить и активизировать словарный запас; тренировать в произношении звукоподражаний;

Развивающие:

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания, зрительное и слуховое внимание;

Воспитательные:

– воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга; способствовать развитию положительных эмоций.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: перышко, картинки с изображением домашних птиц. Раздаточный: готовые заготовки из бумаги для цыплёнка, клей, кисточка, салфетка. Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно и познавательно.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на ее я использовала мотивацию узнать, куда нас приведет волшебное перышко.

Занятие состояло из двух частей. Первая: закрепление представления о домашних птицах и их птенцах; закрепление образование глаголов от звукоподражаний (кря-кря -крякает, ку-ка-ре-ку – кукарекает и т. д.) ; закрепление умения подобрать слова, противоположные по смыслу (антонимы) ; побуждать детей отвечать на вопросы; развивать связную речь детей. Вторая: закрепление представления детей об особенностях строения птиц; Аккуратное наклеивание частей тела цыпленка.

Для решения первой задачи я использовала словесные методы : объяснение, напоминание, показ, вопросы, Наглядные методы : картинки с изображением домашних птиц. Для решения второй задачи я использовала .

Наглядные методы : картинки с изображением цыпленка, готовые заготовки из бумаги для цыплёнка, клей, кисточка, салфетка.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создала условия для диалога с детьми и тд.

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохраняя их здоровья, мною была организована физкультминутка, я постоянно следила за посадкой детей.

В процессе занятия дети были активны, сохранялся интерес, были внимательны.

Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему: «кого мы встретили на птичьим дворе». Смогла создать ситуацию успеха.

На протяжении всей НОД я старалась поддерживать детский познавательный интерес эмоциональной и интонационно выразительной речью. Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, задачи реализованы полностью.

Анализ занятия: к занятию была готова. Структура занятия соблюдена. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

Поэтапно происходи

ла смена видов деятельности. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Анализ занятия по ФЭМП

Задачи занятия:

Закрепить навыки счета и отсчета в пределах 5, упражнять в запоминании 2-х чисел, названий предметов и места их расположения. Закреплять умения различать круг, треугольник, прямоугольник и квадрат.

Организации занятия - каждый сидит за отдельным столом. У каждого свой комплект раздаточного материала. Дети рассажены с учётом их физических данных. Условия для проведения занятия соответствуют норме. Наглядные пособия выполнены аккуратно, рисунки чёткие, крупные, используются, в общем, основные цвета. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Занятие состоит из основных частей: оргмомент, мотивация, практическая часть и подведение итогов. Используются основные приемы: художественное слово, сюрпризный момент и сенсорное обследование. Для обеспечения эмоциональности и интереса детей используются сюрпризный момент и обыгрывание практической части, а также физкультминутка. Это позволяет детям легче усваивать материал. Речь педагога четкая, правильной интонации, доступная для детей. Дети в процессе занятия слушали педагога, не отвлекались, старательно выполняли задания. В ходе работы воспитатель следил за утомляемостью детей и старался не допустить этого, переключая их на другой вид работы.

Анализ занятия по рисованию. Тема: «Укрась тарелочку»

Учить составлять узор на круге, заполняя края и середину, используя приемы примакивания, рисование концом кисточки. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

К занятию педагог была готова. Хорошо продумана структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Оборудование занятия: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно использовался. Содержание занятия соответствует требованиям программы, является полным, достоверным и было передано детям в доступной форме. Были правильно выбраны методы, приемы и средства обучения, которые соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям,учебным возможностям данного возраста детей. Материал подается эмоционально. С помощью сюрпризного момента и наглядного материала поддерживается интерес к занятию у детей и дисциплина.

Отрицательные моменты: воспитатель забыл провести динамическую паузу (физкультминутку).

Просмотр занятия по ознакомлению с окружающим миром

Задачи, которые поставил педагог:

Дать детям знания о детском садике, его назначении. Учить составлять предложение по демонстрации действий, согласованию существительных с местоимениями. Расширение словаря по теме.

Воспитатель действовал грамотно и профессионально: были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач; все без исключения приемы соответствовали возрасту детей и требованиям методики данной программы. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны. Все задачи программного содержания были освоены детьми полностью, на занятии дети проявляли активность, были внимательны при объяснении педагогом нового материала, с интересом выполняли новые задания. Детьми были продемонстрированы высокие учебные навыки.

Интересен прием воспитателя к подаче нового материала. Объём программного содержания соблюдён и выдержан. На занятиях дети проявили активность, освоили задачи программного содержания, но не все. Отрицательный момент: на занятии не очень удалась индивидуальная работа с детьми.

Проведение зачетного занятия по конструированию. Тема: «Тюльпан»

Программное содержание:

Учить детей делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя середину, углы.

Приучать к аккуратности, закреплять умение доводить работу до конца.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Примечания

1. Игровая мотивация.

Предлагаю детям сделать подарки сотрудницам детского сада. При этом уточняю, что все женщины любят цветы.

Какие цветы вы знаете?

Показываю образца тюльпана, предлагаю выполнить такие цветы своим руками.

2. Показ способов выполнения работы. Вместе с детьми рассматриваем образец, уточняем из каких деталей он состоит (цветок и стебель). Затем предлагаю детям показ и объяснение этапов работы.

физкультминутка:

3. Самостоятельная работа детей. Выполняю поделку одновременно с детьми.

4. После окончания занятия дети дарят свои тюльпаны воспитателям, нянечке.