С чего правильнее начинать учить чтению ребенка. Упражнение «Что на картинке?». Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: полезные советы

Но как научить ребенка читать? Можно ли вообще привить малышу любовь к этому делу и какие методы обучения чтению существуют в данное время? Как вести себя родителям, если их ребенок отказывается осваивать чтение? На эти и другие вопросы мы постараемся дать вам развернутый ответ.

В чем вред слишком раннего обучению чтению?

Раньше все было просто: пошел в школу ребенок — начал изучать буквы и читать. Сегодня некоторые педагоги и родители стараются внедрить в сознание ребенка необходимость чтения книжек немного раньше, чем это делали их мамы и папы.

Это ведь повод для гордости: ребенок 2 лет, свободно читающий Толстого и Пушкина! Можно даже перед друзьями хвастаться своими достижениями и надувать от удовольствия обе щеки.

Однако способности детей индивидуальны и «гнаться» за гениями и детьми-индиго ни в коем случае не стоит. Психологи говорят, что ранее чтение формирует у малышей проблемы в развитии социальном, затрудняя их вхождение в детский коллектив.

Логопеды твердят, что малыши, которых рано посадили в «читальный зал», не понимают смысла усвоенного: для них пересказ того, о чем пишется в книге — это из области фантастики!

Этапы психологического развития малышей

Давным-давно Жан Пиаже, швейцарский психолог, разделил психологическое взросление малышей на три этапа:

  1. Сенсорно-моторный, который начинается от рождения и длится до 2 лет (формирование тактильной чувствительности и ощущений).
  2. Образный, который длится с 2 лет и до 7-ми (освоение языка и формирование самооценки).
  3. Логический, который длится с 7 до 13 лет (сопоставление фактов и дружба с логикой).

Исходя из этого, можно сказать, что освоение чтения, как науки, лучше всего перенести на третий этап и не идти против природы, пытаясь воззвать к логике малыша, когда он еще символическую игру не освоил.

Так когда же можно начинать?

Безусловно, ждать 7-летнего возраста, чтобы усадить малыша за книжку, не станет большинство мам и пап — это как же над ним остальные дети смеяться будут! Потому большинство психологов и учителей говорят о том, что затевать обучение стоит в 5 лет.

Признаки готовности к обучению

Чтобы понять, готов ли ваш ребенок приступить к обучению, обратите внимание на наличие у него таких физиологических признаков:

  • он разговаривает предложениями (логично, что нельзя научить его читать, пока он не умеет говорить);
  • у него развит слух (фонематический) и он отлично разбирается в звуках;
  • он не страдает проблемами с дикцией, ведь если он не выговаривает половину алфавита, о каком чтении может идти речь;
  • у него сформирована ориентация в пространстве, то есть он уже точно знает, где находится «право» или «лево».

С чего начать: подготовительный этап

Больше двигайтесь

Залог хорошего восприятия букв и слов — движение: чем больше прыгает и бегает малыш, тем лучше его ориентация в пространстве.

Развивайте чувство ритма

Развитие чувства ритма — это пение и увлекательная игра на музыкальных инструментах (например, на дудке), а также игры с мячиком и скакалкой.

Изучайте звуки

Пусть ребенок вслушивается в то, что происходит вокруг: вот жужжит пчела, а вот шуршат листики. Для этого будет полезным прибегать к звукоподражательным словам в игровой форме.

Чтение — всему голова!

Чтобы ребенок понял, для чего ему учиться читать, нужно показать необходимость в этом и даже невозможность прожить без важного навыка.

Усиление интереса к обучению

Читая малышу сказку, останавливайтесь на самом интересном моменте и сошлитесь на усталость. Важно, чтобы ребенок забрал у вас «объект» чтения и попытался дочитать книжку сам.

Помощь диафильмов

В них очень много коротких надписей да и кадры в диафильмах меняются медленно. Все это помогает упростить технику чтения.

Читайте на время

Засеките на секундомере «освоение» маленького рассказа и сообщите малышу, сколько он успел прочесть за это время.

Чтение про себя

С закрытым ртом и не растрачивая силы (пусть даже по слогам) — эта хитрость помогает малышу увеличить скорость чтения.

Дыхательная гимнастика

Учите ребенка скороговоркам и следите, чтобы он читал их то громко, то тихо, то быстро, то медленно. В эти моменты наблюдайте за дыханием малыша.

Слова? Слоги? Звуки? Какой принцип обучения наиболее правильный?

Стараясь упростить понимание процесса, мы разделили методики на несколько групп:

  • чтение словами (Гленн Доман);
  • слоговое чтение (Николай Зайцев);
  • сложение букв;
  • звуко-буквенная методика;
  • игровая методика (Монтессори).

Какой принцип обучения лучше?

Психологи утверждают, что две последние методики лучше всего подходят для того, чтобы ребенок как можно правильнее и быстрее научился читать.

Слоговое и глобальное чтение заставляет его просто заучивать слоги без подробного анализа. Кроме того, при слоговом чтении дети испытывают трудности с грамотностью, а при глобальном у них нарушается принцип «от простого к сложному».

Методики обучения чтению: плюсы и минусы

Азбука

Привычный для большинства родителей метод, по которому они в детстве сами учились читать в домашних условиях. Каждая буква азбуки подкрепляется мнемонической картинкой: А - это аист, а Б - это барабан. Запомнить буквы благодаря этому методу просто, но научиться читать намного труднее.

Еще одно важное правило: вешая перед кроватью ребенка яркие плакаты с алфавитом и картинками, следите, чтобы у малыша не сформировался неправильный ассоциативный ряд.

Он может решить, что «б» - это только лишь «барабан», а не «бублик» и даже «барбос». Наконец, ребенок трудно усваивает, почему в конце концов из сочетания «ма-э-лы-ш» вырастает какой-то диковинный «малыш».

Букварь

Еще один традиционный способ научить ребенка читать. Разновидностей букварей уйма и в каждом из них масса картинок, внедренных в книжку для того, чтобы ребенок, глядя на них, научился правильно соединять сначала звуки в слоги, а из слогов складывать целые слова.

Чтобы выбрать «правильный» букварь, нужно купить такой, который не только показывает малышу алфавит, но и помогает соединять буквы. Самое интересное, что многие родители, использующие разные методики обучения, так или иначе прибегают к помощи старого доброго букваря.

Метод целых слов (методика Домана)

«Модный» способ обучения, относящийся к «глобальной» методике и охватывающий целые слова. Придумал его ученый Гленн Доман. В его Институте Развития Ребенка мамы и педагоги показывали деткам в быстром темпе различные картинки с изображенными на них словами и целыми предложениями, читая вслух надписи.

Длились такие занятия по десять минут, потом по 20, потом по полчаса, а ребенок в конце концов запоминал показанное слово.

Однако данный метод хорош для чтения на английском, потому что в нем нет системы спряжения и склонения. Русский же язык с его «ручка», «ручкой», «ручку» запутает ребенка и он, запомнив слово, будет изучать отдельно его форму.

Принцип обучения по Доману

Начинается занятие с 15 обычных слов в день, в котором происходит демонстрация карточки в течение 1 секунды. Ребенку при этом ничего не объясняется, а просто говорится: «Это - стол».

Через некоторое время слова становятся сложнее, их количество увеличивается, а демонстрация карточек переходит на целые словосочетания и даже предложения. Все просто: ребенок «считывает» рисунок, усваивая его значение.

В этом заключается минус методики Домана: проверка пройденного материала тут не предполагается да и многие малыши (и в 5 лет, и в 6 лет) не хотят обучаться по сложному и довольно скучному методу.

Кубики Зайцева

Этот метод был придуман петербургским педагогом Н.А. Зайцевым, который однажды решил поместить буквы на кубики. Вы наверняка видели эти наборы с картонными развертками, различные пособия и даже плакаты с таблицами.

Их стоимость в «разобранном» виде дешевле, чем в готовом, но все-таки она намного выше, чем цена обычной азбуки или букваря. Так за что родители платят такие большие деньги? Неужели только за внешний красочный вид?

Нет - за то, что малыш запоминает буквенное сочетание и его склад в игровой форме. Однако подходит метод больше для левшей, ведь они намного легче его воспринимают — так же, как и аутистичные детки с проблемами в эмоциональной сфере.

А еще логопеды сетуют на то, что детки «Зайцева» не разбираются в составе слова и нередко «проглатывают» окончания, привыкнув делить слова на привычные склады.

Метод Монтессори

Мария Монтессори считает, что любой ребенок может без азбук и всяческих букварей научится читать легко и просто. Преимущество системы — игровая форма уроков и отсутствие утомительности, ведь любому малышу понравится, когда учеба — это не нудный процесс, а работа с игрушкой.

Начинается обучение чтению с письма, а именно, с подготовки рук. Малыши на ощупь запоминают буквы лучше, чем визуально, при этом одни из них ощупывают мягкие или шершавые буковки, а другие рисуют их. В любом случае, обе группы развивают в себе манию письма, провоцирующую страсть к чтению.

Любое упражнение по системе Монтессори начинается с демонстрации, после чего педагог дает ребенку возможность самостоятельно поиграть. В конце занятий — уборка, складывание буковок и помещение книг на полку.

Все игры методики основаны на сказочности: это маленькие истории, рассказы о приключениях букв и герои, которые помогли словам преодолеть возникшие препятствия. От такого обучения малыши приходят в дикий восторг и не испытывают никаких психологических проблем.

Интерес к чтению - залог успешного обучения малыша

Безусловно, любому родителю хочется, чтобы их ребенок научился читать быстро и правильно. Но так же они желают облегчить ему «жизнь», придумав что-то такое, что подействует на него волшебным способом — раз и научился!

К сожалению или счастью, добиться желания читать от ребенка можно лишь приложив к обучению достаточные усилия. Суть проста: когда малыш испытывает затруднения в процессе обучения (но не непреодолимые), он сможет захотеть побороть их и сделать все правильно.

К тому же умение читать подразумевает под собой не только труд, не только освоение странички за страничкой, но и дикий интерес к процессу и результату. Все это и помогает ребенку стать хоть и маленьким, но все же читателем, открывающим для себя занимательный книжный мир.

Здравствуйте, родители! Эта статья для тех, кто собрался научить своего ребенка читать. Сейчас ребенок, который идет в школу, должен уметь уже многое: и читать, и писать, и решать примеры. Многие родители считают, что научить ребенка читать без помощи учителя очень сложно, что у них не хватит нервов и сил заниматься с ребенком. Поэтому водят детей на всевозможные подготовки к школе и платят за это деньги.

Если у Вас действительно не получается самостоятельно научить ребенка читать без крика и раздражения, если у Вас мало свободного времени, то пускай его обучает нанятый учитель. Но, если не хотите тратить деньги и готовы выделить ребенку от 10 до 30 минут в день, читайте эту статью и узнаете, как быстро, легко и без детских обид научить ребенка читать.

У меня двое детей. Старшей дочери 5 лет, она читать уже умеет. А начиналось все еще в полтора года. У нас была большая книга «Лесная азбука», там были красивые картинки и стихи на каждую букву алфавита. У меня не было цели научить ее читать в таком нежном возрасте. Она сама показывала пальцем на большую заглавную букву, чтобы я ее называла.

Таким образом она совершенно «случайно» запомнила все буквы. Тогда она еще говорила плохо, но буквы все показывала правильно. Года в три мы начали пробовать сливать буквы в слоги. Открытые слоги типа «ма», «па» она быстро стала читать, поняла принцип их образования. А вот с закрытыми слогами «ам», «ап» было посложнее.

Я не настаивала, мы брались за букварь только когда она хотела. Я понимала, что еще рано учиться читать, поэтому занятия были редкими. В 4 года она читала по слогам, но медленно. Сейчас уже читает достаточно хорошо, но еще, конечно, не бегло.

Второй дочери сейчас 2,5 года. Она не знает ни одной буквы 🙂 И я не стремлюсь ее этому научить. Потому что знаю, если через силу заставлять учиться, то результат будет печальным.

Каждый ребенок уникален, не стоит всех мерить одной линейкой. И, если ребенок до 5 лет не проявляет никакого желания учиться читать, то не стоит его заставлять. Потому что потом могут быть проблемы в эмоциональной сфере, проблемы в общении с людьми и другие.

Поэтому, если ребенок сам просит рассказать и научить, то учите. Если ребенку уже 5 лет, а он все еще не проявляет никакого интереса к чтению, то воспользуйтесь ниже приведенными методиками, как научить читать ребенка, играя.

В игровой форме и знания усвоятся лучше, и ребенку будет ИНТЕРЕСНО учиться, а это очень важно!

Как определить готовность ребенка к обучению чтению?

Есть несколько признаков, глядя на которые можно понять, что можно начинать учить ребенка читать. К этим признакам относятся:

  • Ребенок умеет хорошо говорить. Он хорошо произносит все звуки, может правильно строить предложения, может рассказывать длинные истории или пересказывать просмотренный мультик.
  • Если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков, то сначала лучше научить его эти звуки произносить правильно. Сейчас есть много видео, где логопеды показывают, как ставить тот или иной звук. Каждый поставленный звук нужно обязательно автоматизировать в речи. На это уйдет около месяца. И только после этого ставить следующий звук. Можно воспользоваться услугами логопеда.
  • Заинтересованность ребенка — важный момент в начале обучения чтению. А, чтобы эта заинтересованность была, читайте ему почаще сказки, стихи и рассказы. И сами тоже читайте книги для себя. Если ребенок будет видеть, что мама любит читать, то поймет, что это интересно и увлекательно. Помню, моя мама много читала, и мне всегда было интересно узнать, что пишут в ее книге. Это любопытство и было толчком к учебе.
  • Усидчивость ребенка играем не маловажную роль в процессе обучения. Для того, чтобы научить ребенка читать, нужно выделять ежедневно хотя бы 10 минут. И ребенок должен все это время быть сконцентрированным, не отвлекаться на посторонние вещи. Если ребенок убегает, шалит, смеется, «витает в облаках», то, возможно, ему еще рано учиться читать.
  • Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве. Знать, куда это влево-вправо, вниз-вверх.
  • У ребенка должен быть хорошо развит фонематический слух. Он должен слышать и узнавать звуки в слове: в начале, в середине и в конце. Для этого с детьми играют в специальные игры, которые закрепляют этот навык.

Как подготовить ребенка к чтению?

Прежде, чем приступать непосредственно к обучающим занятиям, можно с ребенком играть в подготовительные игры. Причем, это не обязательно делать дома. В такие игры можно играть и на прогулке.

Первое, что нужно сделать — развить фонематический слух. Об этом я писала выше. Как это сделать?

Самый простой вариант — называть любой звук, а ребенок должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на этот звук. Вот, например, качается он на качелях, а Вы ему: назови слова на «а». Если у ребенка возникли сложности, помогите ему, назовите пару слов сами, чтобы он понял, что он него хотят. И совместите приятное с полезным.

Еще одна похожая игра по типу в «города». Здесь немного сложнее. Ведь ребенку нужно будет определить первый звук и последний. Называть можно любые слова. Например, Вы говорите «липА», ребенок — «АрбуЗ», Вы — «ЗакаТ», он — «Тыква» и так далее. При необходимости помогите ребенку правильно определить последний звук в слове.

Есть еще игра на узнавание звуков в слове, которая нравится детям. Когда ребенок услышит загаданный звук, он должен хлопнуть или топнуть, как удобнее в этот момент. Например, Вы загадываете звук «о». Называете разные слова: кошка, дом, телефон, папа, сестра, стол и т.д. На слове, где есть звук «о», ребенок должен хлопнуть.

Эти игры очень хорошо подготовят ребенка к чтению.

В каком возрасте учить ребенка читать?

Методик обучения чтению очень много. Кто-то рекомендует начинать учить читать чуть ли не с пеленок. Разработаны специальные карточки с картинками и подписями, которые нужно показывать младенцу. Методики Никитиных и Монтессори тоже очень популярны.

Мне кажется, что обучение должно происходить ненавязчиво, в игровой форме. А в каком возрасте — решать Вам. Очень много различных мнений по поводу раннего развития. Кто-то говорит, что чем раньше начать заниматься, тем лучше. Что у ребенка до 3 лет мозг намного лучше усваивает информацию, чем у ребенка постарше. И поэтому до 3 лет надо научить ребенка всему, чему только возможно.

На самом деле маленькие дети действительно очень хорошо все запоминают. Но многие психологи утверждают, что раннее развитие может впоследствии негативно сказаться на эмоциональной сфере. То есть ребенка «всему» научили, а он в это время должен был учиться другим вещам: правильно выражать свои эмоции, общаться, учиться владеть своим телом, познавать мир.

Какой путь выбрать — решать Вам, мнений на этот счет много. Я считаю, что не стоит торопить события. 5 лет — очень хороший возраст для обучения чтению. Научить ребенка читать можно за 2 месяца, если заниматься каждый день. Главное, чтобы в школу ребенок пошел подготовленный. А до этого возраста ребенку и так есть чему учиться, кроме чтения.

Как научить ребенка читать дома?

Для обучения чтению важно подготовить дидактические материалы. В первую очередь выберите хороший букварь. В разных букварях представлена разная методика обучения чтению. Я бы советовала купить букварь Н.С.Жуковой. Этот букварь написан логопедом, внимание уделяется еще и правильному произношению звуков.

Этот букварь хорош тем, что там буквы идут в порядке их частоты использования в речи. Сразу после изучения двух первых букв (а, у) показано, как их можно соединить в слоги.

В этом букваре написаны обучающие комментарии для родителей, как правильно учить ребенка читать. Изучив первые несколько букв, ребенок уже сможет читать простые слова, где эти буквы встречаются.

В день не стоит изучать более одной буквы. Лучше выученную букву хорошенько закрепить, повспоминать, какие слова начинаются на эту букву. Или произнести слово, в котором этот звук есть, и ребенок должен определить: в начале, в конце или в середине слова стоит звук. Также нужно, чтобы ребенок запомнил букву визуально. Можно в дополнение работать с магнитными буквами или вырезать буквы из разных материалов.

Важно! Начиная знакомить ребенка с буквами, не говорите, как буква называется. Произносите только звук. То есть не говорите: это буква «эм», «эн», «пэ». Просто называйте звуки: «м», «н», «п». Так ребенок не будет путаться во время чтения.


В общем, в хорошем букваре задания будут как раз идти в нужном порядке, а буквы будут изучаться в правильной последовательности.

Важные правила при обучении чтению

Нельзя на ребенка кричать, если он не может понять, как читается слог или забыл букву. Лучше повторите с ним пройденный материал, поиграйте в игры на «слышанье» нужного звука, а также поищите знакомые буквы в тексте.

Не занимайтесь слишком долго. Длительность занятий должна быть от 10 до 30 минут. Но занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными или через день.

Читайте не только дома, но и на улице. Ребенку интересно находить знакомые буквы на вывесках. Можно мелом на асфальте писать слова, слоги или просто палочкой на песке или снегу.

Интересное видео, как научить ребенка читать

Помните, что все дети разные. Не гонитесь за модой. Ребенку должно быть интересно учиться. Поэтому возраст начала обучения у всех будет разный.

Желаю терпения всем родителям в деле обучения детей чтению! Придерживайтесь написанных правил и все получится легко.

Всесторонне развитый ребенок является мечтой каждого современного родителя. Особенно важно для мам и пап, чтобы их кроха научился рано читать. Ведь многие школьные учреждения ждут первоклассников, которые уже владеют навыками чтения, а также умеют считать и писать.

Сегодня разработано множество методик и систем, которые помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать. Но многие родители теряются и не знают, в каком возрасте начинать обучать малыша навыкам чтения и какую методику для этого выбрать. Рассмотрим все по порядку.

Когда учить ребенка читать

Мало кто из взрослых задумывается над тем фактом, что чтение является достаточно сложным процессом, который заключается не только в выучивание букв, умение образовывать из них слоги или даже воспроизводить длинные предложения.

Суть обучения чтению заключается в том, чтобы малыш умел осознанно воспринимать и воспроизводить текст.

В связи с этим, ответ на вопрос о том, когда разрешается учить ребенка читать типа «Чем раньше, тем лучше» является неправильным. Невропатологи предупреждают родителей, что раннее обучение малыша чтению в некоторых случаях может ему навредить. Ведь нервная система и мозг человека развивается постепенно. Если начинать принудительно влиять на отделы головного мозга ребенка, которые еще физиологически не готовы функционировать в полную силу, то возможно развитие невроза, бессонницы и других психологических проблем.

Каждый из родителей может самостоятельно определить физиологическую готовность своего маленького чада к чтению:

  1. У малыша развита и полностью сформирована речь. Он не только говорит сложными предложениями, но и в состоянии составить небольшой связный рассказ.
  2. У ребенка полностью развит фонематический слух. Малыш без труда может самостоятельно определить звук в начале, в конце и в середине слова.
  3. Ребенок уже правильно произносит все звуки, а также у него нет нарушения ритма речи, мелодики и других логопедических проблем.
  4. У крохи полностью сформировалась пространственная ориентация.

Педагоги и психологи рекомендуют родителям начинать обучать чтению детей не раньше 5 лет. В данном возрасте мозг ребенка способен без труда освоить любые знаковые системы. Но, каждый малыш индивидуален, и в практике существуют случаи, когда дети начинают самостоятельно читать и в более раннем возрасте.

Методики раннего обучения чтению

Сегодня разработано множество методик, которые помогают малышам быстро научиться читать с помощью родителей. Рассмотрим наиболее актуальные из них более детально:

Правильно учить ребенка читать: методика Зайцева

Суть данной методики, которая успешно используется уже более 20 лет, заключается в том, что малыши изучают сразу не звуки и буквы, а склады. Статичные кубики Зайцева способствуют освоению крохой именно фонетического состава языка.

Данный дидактический материал включает 12 групп. Кубики могут быть золотыми, деревянными и железными, внутри которых находится разнообразный наполнитель. В игровой форме ребенок учится различать согласные и гласные звуки, а также твердые, мягкие и глухие звуки. В набор для раннего обучения чтению включаются не только кубики Зайцева, но и специальные таблицы, которые показано размещать чуть выше роста ребенка на стене, и аудиокассеты.

Родители в процессе обучения чтению должны не проговаривать склады, а петь.

В методике Зайцева данный прием называется «попевки». При этом следует использовать таблицы, которые способствуют более активному запоминанию материала. В результате систематических занятий дети могут легко запомнить около 246 складов русского языка.

Следует отметить, что методика Зайцева больше актуальна для «леворуких» детей, которые быстро и легко воспринимают склад и слово целиком, а также для детей с психически-эмоциональными нарушениями. При этом скорость обучения ребенка зависит от его возраста. Если малышу больше трех лет, то через полгода он сможет научиться читать. При этом заниматься с малышом следует не меньше двух раз в неделю. Длительность занятия 15-30 минут.

Педагоги не считают методику Зайцева идеальной для ребенка и отмечают в ней как плюсы, так и минусы. Положительной стороной методики являются такие моменты:

  • ребенок в игровой форме запоминает сочетание букв и ему не нужно думать, как прочитать склад;
  • на кубиках Зайцева изображены правильные сочетания букв, которые в дальнейшем помогут ребенку писать грамотно;
  • система Зайцева не привязана к какой-либо возрастной категории;
  • ребенок может самостоятельно играть кубиками Зайцева, обучаясь раннему чтению;
  • кубики Зайцева положительно влияют на развитие органов чувств и мелкой моторики.
  • Данная методика отличается и некоторыми негативными явлениями:
  • ребенок, выучившийся читать по данной методике, часто проглатывает окончания и ему трудно понять состав слова, так как он изучал сразу склады;
  • трудности в первом классе с фонематическим разбором слова, так как в методике Зайцева звуки отмечаются совсем другими цветами;
  • непоследовательность метода;
  • дорогие пособия и длительная подготовка к началу занятий.

Правильно учить ребенка читать: методика Глена Домана

Суть данной популярной методики американского ученого заключается в том, что малыш не запоминает звуки или склады, а автоматически осваивает целые слова. Для этого используются специальные карточки, с изображением слова и предложения. Родители показывают малышу определенную карточку в течение 15 секунд и громко называют ее значение.

Занятия по данной методике должны осуществляться регулярно и первоначально длиться около 5-10 минут. В результате малыш не только быстро научится читать, но у него будет развиты интеллектуальные способности, фотографическая память, внимание и умение концентрироваться на определенном объекте. Плюсы данной методики следующие:

  • методику можно использовать с самого рождения крохи;
  • занятия смогут самостоятельно организовать родители, без привлечения специалистов;
  • дидактический материал можно сделать самостоятельно;
  • малыш получает всестороннее развитие, так как карточки разнообразной тематики.
  • Педагоги определяют следующие недостатки данной методики:
  • ребенок в ходе обучения занимает пассивную позицию;
  • малыш не учится самостоятельно читать, а только слушает информацию и ее анализирует;
  • невозможно проявить креативность в процессе обучения;
  • процесс обучения однотипный: нужно ежедневно демонстрировать малышу разнообразные карточки;
  • дети, которые старше трех лет, не очень охотно воспринимают данную методику.

Правильно учить ребенка читать: система развития Павла Тюленева «МИР»

Данная методика сегодня актуальна для многих родителей, особенно книга автора «Читать раньше, чем ходить». Педагог и новатор уверен, что малыш может с легкостью к году складывать буквы в слова, а к двум годам - бегло читать. Для этого с крохой нужно заниматься с самого рождения, а именно демонстрировать карточки с буквами, громко их озвучивая.

Особенно важны первые четыре месяца ребенка, когда его мозг активно воспринимает любые графические изображения.

При этом важно, чтобы в поле зрения малыша не попадали какие-либо игрушки или отвлекающие внимание посторонние предметы. Таким образом, для ребенка создается благоприятная развивающая среда, которая содействует активному обучению в будущем чтению. Автор методики предлагает родителям пропустить образную и сенсорно-моторную стадию развития крохи.

Правильно учить ребенка читать: классический способ обучения - Букварь

Данное пособие отличается разнообразными картинками и изображениями на страницах любимых героев. Принцип этой традиционной методики заключается в том, что малыш учится соединять в слоги отдельные звуки, а полученные слоги - в слова. При этом ребенку предоставляются специальные предложения на различные сочетания гласного с согласным звуком и наоборот. Важно, чтобы в приобретенном родителями букваре не были сразу представлены все буквы алфавита, а потом подана информация о соединении их между собой. Наилучшим вариантом является букварь, в котором данный процесс осуществляется параллельно. Ведь именно в ходе множества складываний ребенок учится активно читать и осознает основные его принципы.

Следует отметить, что многие родители, апробировав множество современных методик, возвращаются к традиционной методике обучения чтению. Конечно, данная методике не является легкой и простой, но она дает возможность малышу самостоятельно проанализировать полученную информацию и прочитать первые склады и слова, а потом небольшие предложения.

Легкий способ правильно научить ребенка читать

Предлагаем вам освоить самый простой способ научить читать ребенка. Данный способ состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более детально:

Учим только гласные буквы

Для этого родители должны подготовить специальный дидактический материал: кружочки диаметром 10 см красного цвета. На этих кружочках необходимо написать все 10 гласных букв. Данный цвет выбран не случайно, так как в звуковых схемах гласные звуки обозначаются точкой именно красного цвета. Ознакомьте малыша с каждым гласным звуком отдельно и пропойте вместе с ним его название. Кружочки с гласными звуками можно расклеить по дому и периодически просить кроху спеть песенку для того или иного звука. Через некоторое время измените местоположения кружочков.

Данный прием можно уже не применять, если кроха запомнил все песенки правильно.

Далее можно поиграть с малышом в интересные прятки с гласными звуками. Для этого, возьмите текст с достаточно крупным шрифтом или напишите самостоятельно простые слова на отдельных листах бумаги. Задача ребенка заключается в том, чтобы найти спрятанную в слове гласную букву. Благодаря этой игре малыш лучше запомнит графическое изображение буквы, а также научиться выделять букву из слова, независимо от ее цвета и размера.

Учимся читать отдельные слоги и простые слова

Когда малыш полностью выучил гласные звуки, можно перейти к процессу соединения их в слоги. При этом воспользуйтесь следующей методикой. Например, сегодня вы будете знакомить малыша с буквой Н. Следует отметить, что для малыша не важна информация о том, является ли изучаемая буква твердой или мягкой. В первую очередь обратите внимание ребенка на особенности ее графического изображения и придумайте, с какими предметами ассоциируется буква. Постарайтесь создать в голове малыша четкий образ буквы Н.

Далее приставляем изучаемую букву к готовым красным кружочкам с гласными буквами и читаем вместе с малышом образованный слог. Можно полученные слоги пропеть, произносить с различной интонацией и использовать другие приемы, чтобы малыш понял принцип образования слога. Данное занятие должно осуществляться в игровой форме и не превышать 10 минут.

После того, как кроха освоит два или три согласных звука можно учиться составлять простые слова из трех или четырех букв. Например: со+к, со+н или но+с. Для этих целей можно подготовить карточки со слогами и буквами или использовать магнитную азбуку.

Чтение сложных слов

Когда малыш научиться читать отдельные слоги и небольшие слова, можно приступать к чтению сложных слов, состоящих из 6 и более букв. Для более быстрого результата напишите знакомые слова для ребенка на листке бумаги и расклейте их по дому.

Прочитайте с крохой вместе все новые слова несколько раз. Далее в течение дня в игровой форме повторяйте данные слова несколько раз. При этом можно менять месторасположение листочков со словами. Когда первую группу слов вы уже с ребенком освоили, приступайте к новым словам.

Кроме этого, повторяйте периодически ранее изученные слова.

Выше изложенный способ поможет малышу быстро научиться читать сначала слоги, а потом слова. Достаточно 15 минут в сутки уделить внимание данной методике, и ваш ребенок скоро будет читать отдельные предложения и маленькие истории.

Правила для успешного обучения чтению

  1. Обучение ребенка должно осуществляться в игровой форме, так как в данный возрастной период именно игра является активной формой познания мира.
  2. Интерес к занятиям должен постоянно поддерживаться многофункциональными пособиями и увлекательным дидактическим материалом.
  3. Эффективнее всего для малыша являются короткие занятия последовательного характера.
  4. Ваши объяснения должны быть четкими, короткими и емкими, так как дошкольник не способен воспринимать длинные и многочасовые инструкции.
  5. Начинайте малыша обучать чтению только в том случае, если его устная речь полностью развита и нет дефектов в звукопроизношениях.
  6. Структура вашего занятия должна включать не только обучающую часть, но и короткие разминки, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и прочие мероприятия.
  7. В процессе занятия будьте последовательными, гибкими и терпеливыми.
  8. Не сравнивайте достижения своего малыша в обучении чтению с успехами других детей. Ведь для каждого ребенка характерен собственный индивидуальный темп приобретения навыков чтения, зависящий от многих факторов.
  9. Не начинайте заниматься с малышом, если у него или у вас плохое настроение. Данные занятия не будут эффективными и негативно отразятся на дальнейшем развитии малыша.

Следует отметить, что процесс обучения чтению является длительным и многогранным процессом. При этом у малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Родители в первую очередь должны ориентироваться не на модные методики раннего обучения, а на индивидуальные особенности развития у крохи мышления, памяти и внимания. Ведь от того, насколько правильно вы будете учить ребенка читать, зависит, вырастет ли из него грамотный и вдумчивый читатель.

Добрый день, дорогие друзья. Воспитание детей – очень сложный и ответственный процесс, который требует от родителей по-настоящему героических усилий. Я знаю очень мало (буквально единицы) людей, которые воспитывают своих детей с умом, чтобы те вырастали по-настоящему счастливыми людьми, без психологических травм и могли применять множество универсальных жизненных навыков. Одним из таких навыков является чтение. Безусловно, он очень важен, но многие родители очень недооценивают его свойства. Итак, сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка читать.

В чем же заключается такая важность этого навыка? Причин несколько.

  • Чтение – основа хорошего обучения. Именно в письменной форме хранится 99% всей информации мира. Причем большая часть на английском языке (но об этом мы еще поговорим ниже). Чем раньше ребенок научиться читать, тем легче будет идти процесс его обучения и тем более умным он будет. Серьезно, я знаю людей, которые до сих пор не способны долго читать один текст и они далеко умом не блещут. Те, кто в начальной школе уже могли самостоятельно прочитать большой текст, к одиннадцатому классу имели гораздо лучшие оценки, чем те, кто еще в четвертом классе читал по слогам.
  • Отсюда вытекает вторая причина – чтение прививает любовь к учению . Чем больше человек читает, тем больше он знает. А чем больше он знает, тем больше ему хочется знать. Любопытство не появляется само по себе, оно развивается вместе с развитием интеллекта. Кстати, на эту тему можете почитать статью « » у меня на блоге. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным, то чтение должно стать для него любимым занятием. Поверьте, сделать это не так сложно.
  • Чтение развивает воображение и логические способности ребенка . Вы удивитесь, но многие дети через несколько месяцев активного чтения отказываются от книг с картинками в пользу более интересных материалов голым текстом. Изображения начинают рисоваться у них в голове, а это гораздо интереснее, чем видеть готовые рисунки. Это как мультфильм, который может транслироваться прямо в голову. Они легче усваивают другие науки, так как постепенно учатся мыслить логически. Ну что, вам сильнее захотел понять, как научить ребенка быстро читать? Но ведь это еще не все…
  • Книги развивают высокие моральные чувства . Конечно, сейчас я говорю о по-настоящему качественной литературе, а не о тех книжонках, которые ежедневно обновляются в книжных магазинах. Но даже сказки призваны сформировать у детей правильные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Постепенно им можно давать более сложную литературу, которая даже опережает школьную программу, но сильно увлекаться с этим не стоит, так как детям не хватает жизненного опыта, чтобы понять прочитанное.

Существует множество других причин, я привел лишь основные. Как видите, подходить к этому вопрос необходимо очень основательно.

На данный момент мне известно лишь три способа, как правильно научить ребенка читать: по слогам, бегло и в виде игры. В принципе, они все в какой-то мере дублируют друг друга. Я рекомендую записать основные идеи из каждого способа и создать собственную систему обучения. Уверен, она получится максимально подходящей для вашего ребенка.

Прежде чем научить ребенка читать, необходимо правильно подобрать методические указания или, говоря по-русски, букварь. Выбирайте его самостоятельно, почитайте в интернете отзывы, выберите лучший. Кстати, количество картинок – не показатель интересности. Обратите особое внимание на качество печати и букв. Они должны быть достаточно большими, чтобы ребенок не напрягал зрение и мог легче усваивать материал.

Первым делом ребенка необходимо научить читать гласные звуки. Начинать лучше всего с буквы «А», потом «О», «Е» и другие. Дело в том, что именно «А» озвучить и понять ребенку проще всего. Ведь он уже знает множество слов с использованием этой буквы. «О» максимально похоже на «А», в то время как «Е» — самая часто встречающаяся буква в русском языке. Затем разберите остальные гласные звуки. Помните, что не стоит докучать ребенку, и прекращайте занятия каждый раз, когда видите, что ему становится скучно.

Но вернемся ближе к теме. После изучения гласных, самое время взяться за согласные. Первыми должны быть звонкие согласные (Л, М и т.д.), а только потом шипящие. Помните, что ребенку ни в коем случае нельзя произносить эти буквы как «эл», «эм» и так далее. Только «л-л-л» и «м-м-м», иначе он сможет неправильно их произношение и в будущем у него будут проблемы с чтением.

Лучше не ждать, пока ребенок выучит весь алфавит, а начать тихонько гонять его по слогам. Попросите прочитать две буквы сразу. Вначале будет получаться плохо, но вы помогайте ему, показывая правильный пример.

Далее доведите произношение слогов до автоматизма. То есть, ребенок не должен задумываться над тем, как правильно составлять две буквы вместе, а сходу произносить вам «ЛА» и «ГО». Сделать это можно, увеличивая скорость повторения. Например, после недели изучения слогов вырежьте карточки (штук 30) с изученными слогами и попросите ребенка их произносить. Установите таймер на 30 секунд и скажите ребенку, что его задача – прочитать как можно больше слогов за это время. Вы удивитесь, но после 2-3 таких игр произношение слогов станет очень гладким.

Используя самые простые слова вроде «ма-ма», «па-па», «га-зе-та» и т.п. Используйте слова, которые ребенок хорошо знает и с которыми он встречается каждый день. Это позволит ему сильно не напрягаться и получать больше удовольствия от занятий. И не забывайте постоянно повторять изученное. Лучше делать это периодически. Например, если вы сегодня выучили букву «Р», то повторите ее через неделю, а потом через месяц.

Надеюсь, вам понятно, как научить ребенка хорошо читать . Постепенно увеличивайте сложность, давайте ему предложения, маленькие сказки и так далее. Он должен постоянно развивать свой навык чтения. При этом не забывайте, что произношение изначально должно быть идеальным. Не заставляйте своего ребенка петь слова, иначе ему сложнее будет отучиться в последующем. Изначально учите ему тому, чтобы он все делал правильно.

Я советую вам учить ребенка читать в 5 или 6 лет. Это идеальный возраст для начала развития интеллектуальных знаний. Если вы сделаете это раньше, ваш ребенок столкнется с большими проблемами в понимании и после усвоения окажется более умным, чем сверстники, поэтому процесс социализации будет протекать более болезненно. Некоторые рекомендуют учить детей читать, начиная с 2 или 3 лет, но я считаю, что это только навредит и вам и вашему ребенку. Вы бы ему еще в этом возрасте начали.

Это методика немного расходиться с общепринятыми представлениями об обучении детей чтению. Суть ее заключается в том, что ребенок учится читать ассоциативно, то есть, не углубляясь в абстрактные понятия вроде букв и звуков. Насколько применима данная методика к вашему чаду, решать, конечно, вам, но мой личный опыт подсказывает, что именно таким способом ребенок сможет освоить этот полезный навык максимальной быстро и легко.

Кстати, его часто упоминают, когда речь идет о том, как научить ребенка читать по-английски . Сказать по правде, даже когда я изучал английский язык, я использовал этот метод. А суть его заключается в том, с чем каждый молодой родитель сталкивался – с изучением новых слов.

По идее, для ребенка слова ни с чем не связаны. Он просто слышит звуки, чувствует запахи и видит образы. Скоро у него начинают просыпаться ассоциации, и он понимает, что если скажет слово «мама», то это любящая добрая женщина придет, приласкает и покормит, а если «папа», то придет мужчина и вытрет попу. То же самое происходит и при изучении чтения. По сути, буквы для ребенка ничего не значат, это обычные закорючки, но можно легко изменить ситуацию.

Сделайте карточки, на которых большими красными буквами будут написаны слова, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Можете распечатать их на принтере, а можете сделать вручную. Большого значения это не имеет. Для удобства понимания методики возьмем любое слово. Пускай это будет слово «КОШКА».

Покажите ребенку кошку, произнесите это слово и покажите карточку. Затем сразу же достаньте вторую карточку и повторите эти действия. Он не должен стараться закорючки, они должны откладываться ему в память самостоятельно. После того, как все карточки закончатся, вновь покажите ему слово «КОШКА» и попросите назвать ему предмет. Если у него получится, похвалите его и проявите ласку и внимание, если нет, постарайтесь помочь, но не говорите правильный ответ.

Наверное, это самый простой способ, как научить ребенка читать дома . Постоянно повторяйте это упражнение, а также включайте новые слова. Главное регулярно обновлять словарный запас и изучать новые слова. Вы удивитесь, но скоро ребенок самостоятельно будет читать простые тексты, а потом уже и сложные. Причем ему не придется забивать голову ненужными знаниями о буквах и слогах. Кстати, после таких занятий, он сможет .

Чтение на английском языке происходит таким же образом, только вместо русских слов давайте ему карточки с английскими названиями. Лучше делать это одновременно, тогда он сможет быстро освоить оба языка и ему не придется в будущем тратить много времени на понимание. Опять-таки все зависит от ваших по воспитанию, где давать советы я просто не имею права.

Как научить ребенка читать с помощью игры

Существует довольно интересная методика обучения чтению с помощью игры, которую можно делать абсолютно бесплатно, используя интернет или обычные картинки, причем подходит данная методика и для детей 3-4 лет, не говоря уже о 5 или 6. Суть заключается в первоначальном знании слов. Вообще, эту методику называют «ребусной». Огромная доля правды в этом названии есть, так как родителям придется самим составлять своеобразные ребусы.

Итак, вначале договоритесь с ребенком об определенных правилах. Вы показываете ему какую-нибудь картинку и произносите с ним первый слог. Например, «МАМА» — произнести нужно «МА», «ПАПА» — произнести нужно «ПА». Так приводите несколько примеров (лучше 7-10). После этого попросите ребенка самостоятельно произносить слоги.

Вначале у него может получаться не очень хорошо. Но вы же не зря интересуетесь тем, как научить ребенка быстро читать . Направляйте его, но не оказывайте ему «медвежью услугу». Ребенок сам должен понять, где он сделал ошибку, и исправить ее. Во-первых, это сильнее заинтересует его в игре, во-вторых, сделает его умнее.

После того как ребенок начнет без ошибок произносить первый слог, похвалите его и усложните задачу. Теперь покажите ему несколько картинок и попросите его назвать первые слоги. Например, на две картинки маски ребенок должен ответить «МАМА». Далее увеличивайте количество картинок, чтобы получать более сложные слова.

С помощью этого метода ребенок легко выучит буквы и слова. О его полезности судить сложно, так как я еще не встречал не одну семью, которая бы использовала этот метод при обучении своего ребенка чтению, но она имеет право на существование. Можете опробовать его в купе с другими методами и составить собственную авторскую систему.

На этом статья о том, как научить ребенка читать подошла к концу. Задавайте свои вопросы в комментариях, отвечу всем. И не забывайте подписываться на обновления, чтобы не пропустить новые интересные посты. Пока!

Только представьте, что уже в 3 года малыш может сам читать вам сказки на ночь. Кто-то спросит, зачем это нужно и не рановато ли. Но наш обзор больше заинтересует тех, кто загорелся мыслью о том, легко ли научить ребенка читать быстро и хорошо, и как все сделать правильно.

Если раньше чтение задолго до школы было явлением редким и приравнивалось к настоящему чуду, то сегодня все чаще родители работают именно в этом направлении. Научить малыша чтению в раннем возрасте - не дань моде, не желание выделиться или показать, какой молодец ваш малыш. Это необходимость, и добиться результатов вполне реально.

Зачем это нужно

Те, кто провожал своих деток в первый класс, наверняка заметили, что большинство из них уже умеют читать. Некоторые делают это достаточно быстро. Малыши, которые едва выучили буквы и научились складывать их в слоги, будут заметно отставать . Чтение дает возможность отличиться на всех уроках. Это простой секрет успеваемости ученика.

Прежде чем обучать, родителям необходимо понимать, что это в первую очередь необходимо будущему школьнику .

Навык чтения в раннем возрасте облегчит его учебу , поможет успевать на уроках и в дальнейшем отразится на оценках.

Только представьте, к концу первого класса школьник должен читать от 30 слов в минуту, а заканчивая 4 класс - от 100 слов в минуту.

В каком возрасте учить

Большинство педагогов приходят к выводам, что чем раньше малыш познакомится с буквами , тем лучше. Даже двухлетнему под силу освоить чтение. Насколько это правильно, остается под вопросом, но только лишь потому, что это явление в нашей жизни пока еще новое.

  • Психологи говорят : раннее чтение приводит к проблемам в социальном развитии. Ведь когда малышу нужно было учиться находить общий язык со сверстниками, его мозг был занят - учился читать и писать.
  • Логопеды говорят : тенденция раннего чтения приводит к тому, что дети не понимают смысла прочитанного. Они лишь соединяют буквы в слоги и слова, а пересказать содержание не могут.

Начинать обучать навыкам чтения следует тогда, когда у детей сформировались следующие физиологические признаки :

  • Малыш уже говорит предложениями, пусть даже простыми.
  • У него достаточно развит фонематический слух. Он четко слышит каждый звук в слове.
  • Ему не требуется помощь логопеда.
  • У него сформировалась пространственная ориентация - знает разницу между «вправо-влево», «верх-низ».

Как правило, эти признаки формируются к пяти годам, но все очень индивидуально. Наблюдайте за детьми, общайтесь с ними. Если видите, что они уже могут осилить науку складывания букв в слова, а слов в предложения, дерзайте.

Измена любимого человека может нанести психологическую травму. О том, как пережить измену и возможно ли простить человека, .

Известные методики

Многие родители пытаются научить дошкольника читать «по старинке»: так, как учили их. Они знакомят с алфавитом, затем складывают буквы в слоги, позже - в слова. В центрах дошкольного развития используют различные методики , которые получили популярность благодаря своей эффективности. Предлагаем краткий обзор нескольких из них.

  • Методика Марии Монтессори.

    Итальянский педагог и доктор медицины предлагает начинать обучение чтению с письма . По наблюдениям Монтессори, детям писать, а точнее, рисовать прописные буквы намного легче.

  • Методика Николая Зайцева.

    Наблюдения за лепечущими детками подсказало педагогу, что учить детей читать следует с помощью склада . Не путать со слогом. Склад - пара согласной и гласной буквы, двух согласных, согласной с твердым или мягким знаком или даже одна буква.

    В обучении используются пособия в виде «Кубиков Зайцева». Они различаются по размеру, цвету и даже звуку. Методика позволяет обучить даже годовалого малыша и быстро подтянуть первоклашек, которые отстают от сверстников.

  • Методика Глена Домана.

    Нейрофизиолог много лет проводил эксперименты, пока не разработал методику из пяти этапов . На первом малышу показывают не буквы, а целые слова. В этом помогают карточки.

    Простые слова показывают на расстоянии 35 см в течение 1-2 секунд. Для начала используют 15 слов. Количество постепенно увеличивается. На втором этапе из выученных слов составляются разные комбинации. Затем малыш учится простым предложениям, распространенным и, наконец, целым книгам.

У каждой из методик есть свои плюсы и минусы, но все они сходятся в одном - обучение должно происходить в игровой форме, не быть скучным и однообразным. Если процесс тяготит малыша, он занимается «из-под палки», желаемого результата не будет.

Основные правила техники чтения

Если применение одной из методик кажется слишком сложным процессом, тогда научить ребенка читать в домашних условиях помогут простые правила .

Как только вы начнете следовать этим правилам и заниматься с ребенком регулярно, то уже через два месяца вы сможете научить малыша бегло читать.

Узнайте, – советы в преодолении трудностей дает известный доктор Комаровский.

Советы красоты для вас на нашем сайте: можете почитать о том, что такое альгинатная маска, и о ее потрясающем эффекте омоложения.

Мечтаете покорить мужчину, рожденного под знаком зодиака Рак? узнаете о его характеристиках, и как он поведет себя в любви и отношениях.

Почему читают медленно

В начальной школе уже должен сформироваться навык беглого чтения. Но не всем удается читать быстро . Основные причины этого:

  • отсутствие интереса к процессу чтения;
  • недостаточный словарный запас;
  • мало практики;
  • неразвитость артикуляционного аппарата;
  • низкий уровень оперативной памяти;
  • низкий объем оперативного поля зрения;
  • возвратные движения глаз - чтение одного и того же слово несколько раз.

Еще больше практических советов о том, как правильно и быстро научить ребенка читать по слогам, и как можно сделать это в игровой форме, узнайте из этого видео:

Упражнения для тренировки скорости

Если ваше чадо читает медленно, это нужно и можно исправить. Для начала выявляют причину, а затем подбирают упражнения , которые помогут решить проблему. С этим родители могут справиться самостоятельно. Понадобится немного времени и терпения.

На улучшение концентрации внимания

Читайте одновременно вслух разные тексты . Продолжительность чтения – 5 минут. Повторяйте процедуру по несколько раз в день.

Читайте параллельно . Малыш следит, взрослый читает, меняя темп. Затем следует спросить, заметил ли он, где скорость чтения менялась.

При низком объеме оперативного зрения

Используйте таблицу Шульте . Ее можно нарисовать самостоятельно. Она представляет собой квадрат 25 см на 25 см, разделенный на 25 одинаковых ячеек. Впишите в ячейки цифры в хаотичном порядке.

Называйте цифру и попросите малыша найти ее. Ускоряйте темп. Для поиска нужного знака понадобится концентрация внимания.

Для борьбы с регрессией

Чтобы ребенок постоянно не возвращался к предыдущему слову, покажите ему, как использовать закладку или чистый лист бумаги. Им закрывают прочитанное слово.

Обучать чтению желательно до школы. Вне зависимости от методики, процесс должен происходить ненавязчиво, регулярно, в игровой форме. Воспитывайте интерес детей к книгам, больше разговаривайте, объясняйте незнакомые слова и тогда проблем со скоростью чтения можно избежать.