Русские народные загадки про скалку. Загадки – вид русского фольклора. Из опыта работы воспитателя

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры . Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia - притча 1).

Загадки - одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка - это

"иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". 2

Фольклористы определяют загадку как

"иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать". 3

Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. 4 Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает - другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" - ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" - звезды). Загадки могут строиться на диалогах: - Это черное? - Нет, красное. - А почему белое? - Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь. (Репа)

В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" - сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" - руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки - однолетки" - курица с цыплятами).

Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" - опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" - молотьба хлеба) 5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" - "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" - разговор ухвата и помела).

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

Загадки как малый жанр фольклора.
Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека. Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба. В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.
– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.
Что ходит утром на 4 ногах,
В полдень – на 2 ногах, А вечером на 3 ногах? Ответ: Человек.
Почему вы так думаете?
Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.
Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.
– Как создаются загадки?
– Кто создает загадки?
А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:
"Сидит девица в темнице, А коса на улице".
Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

Как “сделана” загадка.

"Стоит девица в избе, А коса – на дворе".
Кого надо нам разоблачить?
Девицу с косой.
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет? Печь.
Как получилась эта загадка?
Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.
В каждой загадке есть главные слова.
На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?
"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)
Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.
"Выше леса стоячего, Ниже облака ходячего,Стоит безуглый дом,Без дверей, без окон". (Гора.)

Загадки бывают различных типов.
1. Где перечисляются различные признаки:
Кафтан на мне зеленый,А сердце, как кумач.На вкус, как сахар сладок,А сам похож на мяч. (Арбуз.)
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
(Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)
Летит, а не птица, Воет, а не зверь. (Ветер.)
4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.
Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).
Отгадывание загадок и определение их тематики.

Составление загадок.

Вот мы с вами и на острове загадок.
Со страницы книжки в гостиК вам я шла,Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.
На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.
– Из рассыпанных слов составить загадку.
1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)
2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)
3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда.

Наши далекие предки боялись «злых духов», «злого слова», « сглаза» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные положительные качества которых подчеркивались обычно их именами-характеристиками. В целях обмана «злых людей» и « нечистой силы» заботливые родители специально давали своим детям «плохие» имена: умных и красивых мальчиков называли Дураками и Уродами, честных и смелых - Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу - Нечаями. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка от опасности и «порчи».

К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками.

Загадки были не только «тайным языком». С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.

У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.


Так что же такое загадка?

Загадка - это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта.

С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: Безрук, без ног, все толк да скок (люлька). Летом обута, зимой разута (соха).

Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе: Пыль увижу - заворчу, заворчу и проглочу, (пылесос).

Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок да ящик (магнитофон).

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится (ракета)

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. Все загадки можно разделить на три вида: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы.

И в самом деле, например в загадке «Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста,

К примеру, в загадке: «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку» отмечены признаки внешнего вида, манера передвигаться и «вкусы» животного, т.е. описание кролика.

Есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Например: «Какой месяц короче всех?» Напрашивается ответ: февраль, но это неправильно, ответ на загадку -май (всего три буквы). «Каких камней нет в море?» - «Сухих».

Есть еще один тип загадок: загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например одна из таких загадок: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте,- говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько да полстолька, да четверть столька, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей» Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Но нет! Одну-то он убил, а остальные улетели…

Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна.

Загадка - предельно малое по форме литературное произведение. Как уже было сказано, немало загадок, содержание которых передается одним предложением-вопросом. В этом случае композиция загадки определяется одним простым предложением вопросом: Кто на себе свой домик носит? (улитка) Кого один раз в году наряжают? (елку) Иногда к загадкам, составленным из нескольких повествовательных предложений, сам составитель, чтобы обострить ситуацию, добавляет вопросительное предложение:

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Необходимость перечисления признаков влечет за собой использование в загадках однородных членов предложения: «Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел» (гриб)

Изобразительно-выразительные средства загадки богаты и разнообразны. Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания, сопоставления, точности в употреблении слова, так и малым размером жанра, в котором каждый языковой элемент должен нести большую смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку.

Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Употребление слова в ином, переносном значении - наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков - формы, окраски, действий. Так в загадке У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет - гвоздь упадет - по внешнему сходству сосулька названа белым гвоздем.

Нередко в загадке сопоставления с человеком (олицетворение) -прием, широко используемый в народной поэзии: Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь - девица). Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук - дед)

В тех же целях создании замысловатого вопроса используется и многозначность слов: Ходит весь век -а не человек, (часы). Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает, (дверь).

Выразительность характеристики предмета создается различными средствами, в том числе с помощью эпитетов и сравнений. Так в загадке Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный внешний вид арбуза и его вкус передают эпитеты алый, бархатный, сахарный. В загадке Кругла как шар, красна, как кровь, сладка, как мед спелость и сочность вишни помогают ощутить сравнения как шар, как кровь, как мед.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, литературная загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении. Однако существенно отличается от народной загадки. Современная загадка часто избирает объектом речи такие понятия, как Родина, труд человека, технический прогресс, общественная жизнь и другие.

Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а слышно там.

(телефон) А. Рождественская.

Литературная загадка заметно отличается от народной по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой. Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи. Например, народная загадка о молотке звучит так: «Сам худ, голова с пуд». А вот загадка о молотке Самуила Яковлевича Маршака:

Самый бойкий я рабочий в мастерской, Колочу я, что есть мочи день-деньской Как завижу лежебоку, что валяется без проку, Я прижму его к доске, да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка -Чуть видна его фуражка!

Краткость народной загадки требовала емких, выразительных, порой грубоватых языковых средств, как правило, разговорного стиля. Литературная загадка пользуется книжным стилем речи с привлечением поэтических языковых средств.

Джанни Родари писал: «Почему дети так любят загадки? Загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире - тайна, в которую ему еще предстоитпроникнуть, загадка, которую еще надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Отмечая различия между народной и литературной загадками, хочется сказать, что делаем мы это не для того, чтобы противопоставить, их друг другу, а для того, чтобы увидеть, что с развитием культуры, образования, техники народная загадка получает свое дальнейшее развитие. Так что нечего опасаться за судьбу загадок. Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но их роль остается весьма значительной.