Рисование пальчиковыми красками. Кто что говорит

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ

1.Прятки с мышонком

Покажите малышу игрушечного мышонка и предложите поиграть с ним в прятки. Пока папа и ребенок громко хлопают в ладоши и считают до пяти, вы прячете игрушку (сначала на видное и доступное ребенку место, в дальнейшем постепенно усложняя задачу по поиску и всё лучше и лучше пряча игрушку).

Предложите малышу поиграть в прятки. Скажите малышу: «Прячься от меня» и закройте глаза руками. Отправляйтесь на поиски, громко озвучивая свои действия: «Где же …(имя ребенка)? Может он в шкафу. Проверим. Нет, здесь его нет. Может он под столом…» и т.д., пока не найдете. Потом попросите малыша закрыть глаза или выйдите в другую комнату и там спрячьтесь.

3.Догонялки

Самая интересная и веселая игра. Малыш от вас убегает – а вы его догоняете и обнимаете. Потом меняетесь ролями.

4.Кто быстрее

Скажите малышу: «Кто быстрее добежит до папы (дивана, шкафа и т.д.)». И начните соревнования. Конечно, малыш окажется победителем!

5.Морковка для зайчика

Разложите на полу морковку и картошку (игрушечную или настоящую) и посадите на детский столик зайчика. Предложите малышу собрать для зайчика в огороде только морковку.

Вместе с малышом выполняйте различные движения: хлопайте в ладоши, приплясывайте, ползайте, топайте ножками и т.д. Как только вы говорите «Стоп!» – всякие действия прекращаются.

7.День – ночь

Когда вы говорите «день» – можно двигаться, ходить, топать, хлопать. «Ночь» – все останавливаются и стараются не двигаться.

8.Маленькие – большие

Скажите малышу: «Вот какие мы большие» и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», – присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз: «Большие, маленькие, большие, маленькие», постепенно можно увеличивать темп.

9.Холодно – тепло

Сядьте с ребенком на ковер, сложив ноги по-турецки. Скажите: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Сожмитесь в комочки, скрестив руки на груди. На слова: «Солнышко выглянуло. Стало тепло-тепло» - расслабьтесь, обмахивайтесь платочками.

10.Мишка – зайка

Рассадите в разных сторонах комнаты большого игрушечного зайку и мишку. Встаньте с малышом посреди комнаты и скажите: «Бежим к мишке».

Когда малыш дотронется до мишке, скажите: «Бежим к зайке». В дальнейшем можно будет усложнять задачу: бегать к большому медведю или маленькому мышонку; большому или маленькому зайке; иди добавить еще 1-2 игрушки, к которым можно было бы бегать.

11.Делай, как я

Попросите малыша повторять за вами: погладьте себя по голове, хлопните в ладоши, присядьте, встаньте, поднимите руки вверх, возьмитесь за уши и т.д.

12.Солнечный зайчик

Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: "Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками зайчика. Если зайчик окажется на полу – его можно ловить ногами.

Скачут побегайчики
Солнечные зайчики,
Мы зовем их - не идут,
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.
(А. Бродский)

13.Порхающая бабочка

Сделайте из цветного картона или сшейте из ткани (флиса) бабочку. Привяжите её на веревочку, а веревочку – к палочке (получится удочка). Перемещайте над головой ребенка в разные стороны бабочку, а ребенок должен постараться её поймать.

Бабочка-красавица
На цветком спускается.
Над цветком порхает, пляшет,
Крылышком узорным машет.

14.Воробьи

Предложите малышу превратиться в воробьев. Покрутите головой, похлопайте крыльями, полетайте по комнате. Полетали, полетали, присели на корточки и отдыхаем.
А теперь посмотрим, нет ли где зернышек, и поклюем их (складываем пальцы «клювиком» и делаем вид, что клюем зерна). Во время игры можно проговаривать слова стихотворения:

Воробушки, воробушки
Летят, летят, летят,
Найти скорее зернышки
Воробушки хотят.

15.Солнышко и дождик

Когда вы говорите «Солнышко» – можно свободно бегать по комнате, веселиться. Если «Дождик», то раскрываете зонт и зовете малыша спрятаться под зонтик от дождя.
Пока вы стоите под зонтом, можно проговорить слова потешки, чтобы позвать солнышко:

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

Можно прятаться не под зонтиком, а под большим платком, полотенцем, в игровом домике – палатке и т.п.

16.Птички и гнездышки

Вы и ребенок – птички. Ходите по комнате, машите крыльями, ищите червячков, клюйте их и т.п. Когда вы скажете «Дождь пошел!» – птичкам надо улететь в свои гнездышки (обручи, разложенные на полу, или стульчики).

17.Цыплятки и кот

Вы – курочка, а ребенок – цыпленок. Папа может выступить в роли кота, который будет пока спать. Курочка и цыплятки идут гулять:

Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко!
Не ходите далеко.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка»
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

На последних словах кот просыпается и бежит догонять цыпленка. Цыпленок бежит к маме-курице под крыло.

18.Непослушные цыплятки

В эту игру интереснее играть с несколькими детьми или взрослыми. Вы – мама – курица, дети и взрослые – цыплятки.

Цыплятки от вас убегают, вы их догоняете и рассаживаете на стульчики. Но цыплятки не слушаются: как только вы от них отходите, они снова вскакивают со своих мест и начинают от вас бегать.

19.Волк и зайчики

В этой игре ребенок и взрослый – зайчиками. Волк – будет воображаемый. Зайчики свободно играются на лужайке – пляшут, бегают, ходят.

На слова «Серый волк» – бегут друг к другу и обнимаются. Можно придумать домик, в котором зайцы будут прятаться от волка: стульчики, обруч, занавеска и т.п. Потом зайцы осторожно выглядывают из укрытия, сообщают друг другу, что волка нет, и опять идут веселиться.

20.Птичка

Вы вместе с ребенок садитесь на корточки и говорите:

Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай,
Улетела птичка – ай!

На слове ай – встаете и бегаете по комнате, махая руками – крыльями.

21.У медведя во бору

В этой игре необходимо участие двух взрослых. Медведь (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит».

Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает грибы, ягоды, перекрикивается «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.

На последнем слове медведь рычит (нежно!, чтобы не испугать ребенка) и бежит за ребенком и взрослым.

22.Мишка и дети

В этой игре необходимо присутствие двух взрослых, а детей – чем больше, тем интереснее. Один взрослый назначается медведем, он «бродит» по лесу, приговаривая:

Миша по лесу гулял,
Миша деточек искал,
Долго, долго он искал,
Сел на травку задремал.

В это время другой взрослый и дети прячутся от гуляющего по лесу медведя. Когда медведь садится на стульчик и «засыпает», дети радостно пляшут, играются, бегают по комнате со словами:

Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, Мишенька, вставай,
Наших деток догоняй.

Медведь просыпается и начинает догонять детей.

Невероятно, но очевидно: мозг малыша первых лет жизни вдвое активнее, чем мозг студента, посему способен усваивать информацию намного быстрее, чем «кладовая ума» взрослого человека!

Феномен в том, что в первые 3–5 лет жизни мозг ребенка растет с потрясающей скоростью и уже к концу третьего года формирует триллионы синапсов - важнейших связей между нервными клетками (нейронами). Эти клеточные связи образуют своего рода карту многочисленных «дорог», по которым в дальнейшем движется процесс обучения. Но для подобного «марш-броска» детскому мозгу нужна обильная информационная «пища».

И вот тут родителям повезло, ибо вариаций игрового досуга - великое множество. Как «пищу» подавать? В форме веселой игры! Тогда малыш получит порцию позитива и уверенности в собственной значимости! Но…

Важные рубежи

Помним главное: игры закладывают прочный фундамент успешного обучения, если они учитывают уровень возможностей крошечного ученика и… чуть-чуть забегают вперед. Это важное «чуть-чуть» на языке возрастной психологии звучит очень серьезно - «зона ближайшего развития». То есть малыш, познавая новое, всегда опирается на то, что уже знает и умеет. Ребенок над чем-то задумывается - строятся новые мозговые «мосты» и укрепляются уже существующие.

Но дабы крохе не «топтаться на месте», нужно подтолкнуть его пусть на маленькие, но самостоятельные открытия, которыми малыш будет оперировать в будущем. Ребенку не всегда удается наука самостоятельности - и в «зоне ближайшего развития» весомое значение обретает ПОМОЩЬ родителей-«проводников».

И еще. Играть с карапузом следует при условии, что малыш в хорошем настроении, весел, а сама игра продолжается не более 1–5 минут. Мы предлагаем лишь несколько возможных игр, которые вы сможете видоизменить и разнообразить по-своему. Итак, вперед!

В начале пути (12–18 месяцев)

В годовалом возрасте кроха испытывает первый кризис: детка обладает объемным пассивным словарем и огромным желанием двигаться, но тело пока неподатливо и ножки неуклюжи, да и слова получаются с трудом… Не беда! С помощью очень простых игр родители могут подсобить своему чаду с легкостью перейти рубикон «хочу, но не могу».

Толкание. Выберите несколько нетяжелых предметов (мягкую игрушку, машинку на колесах, кастрюльку и т. д.). Произнеся «раз, два, три», толкайте одну из игрушек вперед, сопровождая движение звуком, высоким по тону. Продолжайте толкать, побуждая к действию и малыша.

Раз, два, три, бум! Прикосновения стимулируют выделение мозгом гормона эндорфина, который способствует росту детки и быстрее направляет сигналы, идущие из двигательной коры головного мозга в двигательные центры, а оттуда - по нервам к соответствующим мышцам. Для этой игры усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите «раз, два, три, бум, лобик» - и очень аккуратно прижмите лоб крохи к своему лбу. С теми же словами прижмите к своему носу носик детки. Продолжайте в том же духе, всякий раз на слове «бум» прижимая к себе щечки, ушки и подбородок малыша.

Проговариваем названия. Тот же эффект прикосновения поможет развить речевую активность карапуза, побуждая его произносить имеющиеся в «пассиве» слова. Подключаем к этому процессу и принцип повторения слов, чтобы помочь крохе осознать: разные предметы имеют разные названия.

Для этого возьмите в свою руку ладошку малыша, коснитесь ею, например, стола и произнесите: «… (назовите имя ребенка) трогает стол». Повторите то же самое, касаясь других предметов, а также частей тела детки. Проговаривайте и определения предметов: низким голосом «твердый» (стол, стена, кубик), а высоким - «мягкий», «пушистый» (ковер, одеяло, подушка).

Говорящие предметы. Возьмите любую мягкую игрушку карапуза, например, плюшевого медвежонка, и поднесите его к своему уху, делая вид, что мишка что-то вам шепчет. Передайте малышу, что мишка сказал: «Давай поиграем». Затем поднесите игрушку к ушку малютки и внятно произнесите предложение поиграть.

Спросите ребенка, что говорил медвежонок. Продолжайте играть, спрашивая у крохи, о чем говорят другие игрушки. И вообще, когда малыш играет с игрушками, побуждайте его произносить соответствующие звуки:

  • поезд - гудок паровоза или «чух-чух»;
  • машина - автомобильный клаксон;
  • кубики - чем выше башенка, тем выше тон маминого голоса.

Ведь когда ребенок слышит новые звуки, в его мозге происходят важные химические процессы, что в свою очередь активизирует память и способствует наращиванию словарного запаса.

Кто стучится? Эта отличная игра для пальчиков развивает мелкую моторику. Усадите детку к себе на колени. Возьмите ручку крохи в свою и покажите, как сжимается кулак. Затем постучите пальцем по кулачку ребенка и продекламируйте: «Кто стучится в дверь ко мне? Это же наш(а) (имя малыша). Открывайся дверь скорей!» (Покажите, как разжимается кулачок). Когда кроха раскроет ладошку, пощекотите ее и поцелуйте пальчики. Повторяйте эту приятную игру, пока детка не научится разжимать кулак на слове «открывайся».

Цып-цып-цып. Возьмите ладошку малыша в свою руку и двигайте пальчики крохи в соответствии с сюжетом проговариваемой истории.

Цып-цып-цып,
Цып-цып-цып,
Здравствуй, курочка!
Сколько у тебя цыпляток? (Раскройте ладошку детки).
Десять деток у меня. (Приподнимите обе ладошки карапуза).
Четверо желтые. (Согните 4 пальчика, оставив один большой).
Четверо бурые. (Согните 4 пальчика на другой ладошке).
А двое в красную крапинку. (Соедините большие пальчики обеих рук).
Самые красивые на свете. (Поцелуйте большие пальчики ребенка).

Ку-ку. Игра в прятки формирует тысячи новых ассоциаций или способствует их закреплению. А еще усложняет и упорядочивает замысловатую сеть связей, которая большей частью сохранится в мозге маленького грамотея на всю жизнь. Кстати, играть с деткой в жмурки можно по-разному:

  • закрывая глаза руками;
  • прикладывая к лицу салфетку;
  • прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда;
  • закрывая малышу глазки его руками;
  • пряча игрушку под покрывало, а потом медленно стягивая его;
  • нарисовав на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.

Идем дальше (18–24 месяца)

А значит, укрепляем уже отработанные навыки и приобретаем новые! У малыша должно в полную силу формироваться наглядно-образное мышление, поэтому мы будем использовать желание ребенка учиться ПОДРАЖАЯ.

Зеркальце, покажи. Эта игра поможет ребенку быстрее и лучше разобраться в своих способностях. Устройтесь с ребенком перед зеркалом и погримасничайте, глядя на свое отражение. Попросите кроху улыбнуться своему «двойнику», показать ему язык, зубки, открыть и закрыть рот. Покажите в зеркале сонливость, ворчливость, сердитость, испуг и т. д. Дайте карапузу что-нибудь съестное, и когда он будет жевать, пусть увидит себя в зеркале.

Верх и низ. Постройте на полу башню из трех-четырех кубиков. На верху башенки поместите маленькую игрушку и медленно, внятно произнесите, глядя малышу в лицо: «Игрушка наверху». Затем сбросьте игрушки к основанию башенки и скажите: «Игрушка внизу». Повторяйте игру, предлагая детке сбрасывать игрушку и класть ее на верхний кубик.

Вправо-влево. Ребенок сидит у вас на коленях, а вы приподнимаете его правую ножку и проговариваете: «Ножка, ножка, повернись-ка вправо» (поверните ножку в правую сторону). Поцелуйте ножку малыша. Затем то же проделайте с другой ножкой. Кроха сидит тихо? Повторяйте стишок для других частей его тела.

Давай споем. Музыкальные игры, которые содержат разговор и пение с ритмическими движениями, активизируют зоны мозга, отвечающие за эти действия, контролируют двигательные импульсы, благодаря чему карапуз учится управлять своим телом. Кроме того, веселое пение в компании с игрушкой развивает речевые навыки. Однако детке нужно помочь организовать «дуэт». Посадите игрушку себе на колени и пойте, сопровождая пение движениями игрушки. Например:

  • Топ-топ-топ, топает малыш… (двигайте лапками игрушки).
  • Вдох глубокий, ручки шире (имитируйте утреннюю гимнастику).

Затем отдайте эту игрушку крохе и помогите проделать с ней знакомые действия, пока вы поете.

Посмотри на себя. Эта игра развивает у ребенка наблюдательность. Скажите детке: «Если на тебе надеты туфли, подпрыгни вверх». При этом помогите ребенку, задав наводящий вопрос: «На тебе есть туфельки? Покажи их, пожалуйста, мне».

А указав на туфли, попросите кроху подпрыгнуть. Если нужно, покажите, как подпрыгивать. Затем предложите малышу еще несколько идей.

  • На ком носки - наклонись вперед.
  • На ком рубашка - хлопни в ладоши.
  • На ком надеты штанишки, пусть наклонит голову в сторону.

На пороге трехлетия (24–36 месяцев)

Ребенок схватывает увиденное и услышанное буквально молниеносно! Поможем детке максимально использовать данную природой гибкость мышления.

Карточки с картинками. Из журналов вырежьте картинки с изображением животных и наклейте их на картонные карточки, создав своего рода колоду. Если вы вытащили изображение кошки, пусть малыш «превратится» в нее (помяукает, пошевелит усиками и т. д.). Если кроха затрудняется, помогите ему перевоплотиться.

Собираем камешки. В погожий денек во время прогулки предложите детке собирать камешки определенного типа: «Давай искать самые маленькие», а затем «Давай отыщем круглые». Искать можно также и пятнистые, и белые или коричневые - в общем, любые. Принесите собранное домой и рассортируйте камешки по форме, цвету и виду.

Что ты видишь? Во время прогулки или поездки в транспорте спрашивайте малыша о том, что он видит в данную минуту. Когда карапуз отвечает, стимулируйте его мышление, задавая дополнительные вопросы:

  • Большое или маленькое?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?

Наблюдаем. Природоведческие знания в тандеме с умением сравнивать и анализировать приобретаются также во время прогулки. Наблюдения можно вести за маленькой лужей, которую вы с деткой обводите по краю мелом или палочкой, и на протяжении дня следите за тем, как она высыхает. Расскажите, куда девается вода. Можно с интересом наблюдать за изменением Луны, день ото дня зарисовывая форму небесного тела (полная, круглая, рогатая, тонкая).

По порядку! Научиться последовательности в совершении шагов и упорядоченности мышления поможет творческий подход к ежедневным процедурам. Начните с утреннего умывания. На рассвете, когда малыш проснулся, весело продекламируйте: «Сейчас пора мыть руки, мыть руки, мыть руки… а дальше что?». Если кроха ответит: «Мыть лицо», - пойте следующий куплет про чистку зубов, расчесывание, одевание.

В поисках сокровищ. Спрячьте во дворе или в квартире три-четыре «сокровища». Пометьте места, где они спрятаны, цветными ленточками или бумагой. Расскажите, какие предметы и где искать и, держа ребенка за руку, отправляйтесь на поиски.

Классики. Навыки счета плюс равновесие приобретаются во время игры в «классы». Нарисуйте пять клеток, затем бросайте с деткой камешек на цифру. Назовите цифру и попросите малыша допрыгать (на одной, двух ножках) или добежать до отмеченной цифрой клетки.

Через игру мы учимся, познаем мир, развиваемся и делаем это легко и с удовольствием. Присоединяйтесь к нам, играйте вместе с нами!

Игры, о которых мы хотели бы Вам рассказать, примерно для детей 1-3 лет. Но очень многие из них подходят для детишек дошкольного возраста. Воспользуйтесь идеей, видоизмените или усложните игру для более старшего ребенка. Игры легко видоизменяются и для того, чтобы играть в коллективе. Все игры и занятия конечно очень просты, но увлекательны и полезны.

Игра с мячиками

Возраст: для детей около года

Много мячиков (у нас 12 штук) разного калибра складываем в коробку. Малыш высыпает их – мячи раскатываются по полу. А затем, собирает их вновь в коробку.

Другой вариант игры: попросить принести самый большой мяч. Когда малыш находит и приносит, то снова попросить принести самый большой (из оставшихся). И так, пока мячики не закончатся (и малыш понимает, что все в мире относительно).

Если мячики имеют разные цвета, то можно просить принести мячик определенного цвета.

Возраст: 1 - 1.5 года

Игра учит малыша ориентироваться в пространстве, перешагивать через препятствия.

Делаем «дорогу» из старых кассет или из картинок, из карандашей, кубиков, кеглей и пр. (одна и та же быстро надоедает). Затем малыш ходит по такой дороге.

Для начала это просто два прямых ряда кассет (кубиков, карандашей) с расстоянием между рядами примерно 30-40 см.

С каждым разом дорога все более длинная и извилистая. Она может сужаться и расширяться. Малыш может помогать вам строить дорогу, укладывает кассеты или карандаши. Быстрая дорога получается из длинных шнуров, к тому же из шнуров её проще делать извилистой.

Можно предложить ребенку пройти на носочках, пяточках, боком, а позднее и попрыгать.

Сложная дорога со светофором

Возраст: 1.5 - 2 года

Когда вы освоили простую «дорогу», то можно перейти к игре в «сложную дорогу».

Из кассет, карандашей, кубиков, бумажных карточек, длинных шнуров или другого подручного материала строим «дорогу». И на сколько позволяет место в квартире дорогу можно разветвить.

Дорогу можно делать широкой и узкой, можно сделать тупики и перекрестки. Путешествуя по дороге, заходим в домики (гаражи). Можно построить перекресток и когда ребенок на него попадает, то на одну из дорог класть зеленый круг, а на другую дорогу – красный и объяснять малышу, что там, где лежит красный круг, прохода нет.

Малыши не любят долго ждать, пока строиться дорога. Поэтому для того чтобы построить дорогу быстро, лучше использовать длинные веревки. Две длинные веревки, разложенные на полу – это дорога. Еще одна веревка, из которой сделан круг – это домик.

Осенью можно рисовать «сложную дорогу» на мокром песке, а зимой - на снегу.

Покатаемся на ногах
Возраст: 1 - 1.5 года

Взрослый ложиться на спину, подняв вверх согнутые в коленях ноги. Согнутые ноги образуют прямой угол или букву «Г». Малыша кладут на животик, на голени своих ног, и придерживают за ручки или корпус.

Затем качают ребенка, чуть приподнимая голени «вверх» - «вниз» или чуть прижимая ноги «к себе» - «от себя». Обычно, всем очень нравиться!

Катать малыша можно не только на согнутых в коленях ногах, но и прямо на поднятых вверх ногах (положив ребенка на ступни). Если конечно Вы совершенно точно уверены, что ребенок не упадет.

Другие предложения катания на ногах:
· малыш держится за ногу взрослого, стоя на ступне, а взрослый идет вместе с ребенком.
· взрослый садится и закидывает «нога на ногу». На «висящую» ногу садят малыша и поддерживая его, покачивают на ноге.

Табуретка вверх ногами

Возраст: 1 - 1.5 года

Переворачиваем табуретку вверх ногами. Нужно забраться в неё и вылезти оттуда.

Страхуйте или придерживайте ребенка. Лучше использовать табуретку с плоским деревянным, а не мягким сиденьем.

Лазанье в две или три перевернутые табуретки займут малыша на целую пару минут!

Для этой же цели могут служить мамины тазы для белья.

Зарядка для маленьких ножек

Возраст: 1.5 - 2 года

Вот в качестве игры несколько простых упражнений для профилактики плоскостопия и массажа ножек.

Возьмите малыша за поднятые вверх руки, как бы подтягивая его вверх. При этом малыш становится на носочки («цыпочки») и так на носочках ходит по квартире под какое-нибудь стихотворение или песенку.

Затем переходим к хождению на пятках. При этом можно держать малыша за подмышки.

Когда малыш научился ходить на носочках и пяточках, и сможет ходить так сам. Попробуйте стоять и ходить на внешней поверхности ступни.

Также можно сначала одной, а затем другой ножкой катать кухонную скалочку или мячик. Стоя, придерживаю малыша за подмышки, или сидя.

Можно положить небольшой, мягкий платочек на пол и попросить малыша поднять его пальчиками ног.

Ходим по кочкам

Возраст: 1.5 - 2 года

Раскладываем на полу «кочки» - толстые книги или кольца от огромной пирамидки. Нужно пройти по «кочкам» к цели (игрушка) не «замочив» ног.

Сначала «кочки» должны быть близко друг к другу и довольно широкие, затем можно увеличивать расстояние между «кочками» и уменьшать их размер.

На улице можно нарисовать мелом большие или маленькие островки и ходить по ним или перепрыгивать (если малыш уже научился перепрыгивать препятствия)

Догонялки – «отдиралки»

Возраст: 1.5 - 3 года

Сшейте из ткани небольшой кружок сантиметров 5-6 в диаметре или прямоугольник, сердечко или т.п. Приделайте на кружок одну часть от липучки-застежки, а на футболку ребенка – другую часть.

Итак, вырезаем из ткани два кружка. На один кружок на лицевую часть пришиваем кусочек застежки-липучки. Складываем кружочки лицевыми стороной внутрь, прошиваем по кругу, оставив дырочку чтобы вывернуть. Выворачиваем кружок и зашиваем разрез. Другую часть от липучки пришиваем на футболку ребенку, ну например, на плечико. Приклеиваем кружок к плечику ребенка. Теперь можно играть в догонялки. Ваша задача догнать ребенка и «отщипнуть» кружок. А малыш будет отчаянно его защищать и не давать Вам сделать этого. (Если хотите, можно вставить в такой кружок картонку или тонкий слой ваты или укрепить с помощью клейкой плотной ткани.)

После 1 года малыш активно впитывает информацию, познаёт окружающий мир, учится «по-взрослому» общаться с родителями и окружающими. Важно поддержать стремления ребёнка, направить его энергию в нужное русло, заинтересовать, наполнить жизнь маленького человечка яркими эмоциями.

Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет дома – доступный способ обогатить внутренний мир, расширить кругозор, улучшить речевое и физическое развитие. В каждом разделе описаны полезные, эффективные упражнения различной тематики. Большинство игр проводится с доступным, недорогим инвентарём. Иногда вовсе не требуется ничего, кроме желания помочь перейти малышу на новую ступень развития.

Развитие ловкости, координации движений и укрепления мышц

Всегда показывайте малышу, как выполнять упражнение. Учитывайте уровень физического развития, постепенно увеличивайте степень сложности заданий.

Дорожка

Создайте ограниченное пространство, выложите бордюры для дорожки из кубиков, верёвки, небольших игрушек. Покажите сами, как пройти отрезок пути. Возьмите малыша за руку, проведите по дорожке. Меняйте ширину (от 30 см до 1 метра) и длину пути (сколько позволяет площадь помещения).

Постепенно усложняйте задачу: создавайте повороты, делайте «змейку». Учите ребёнка не сбивать ограждения, ходить внутри дорожки. Для разнообразия покажите, как топать по дорожке на носочках, пяточках, передвигаться прыжками.

Боулинг

Расставьте пластмассовые кегли, лёгкие коробки или кубики, дайте ребёнку мячик, покажите, как его катить, сбивать предметы. Вначале нужен мяч большого диаметра, позже купите предмет поменьше.

Преодоление препятствий

Предложите сыну или дочке проползти под столом, большим стулом. Подайте пример (конечно, ползайте там, где позволяет комплекция). Купите пару фитболов, покажите, как на четвереньках можно ползать вокруг них или между шарами.

Ещё варианты:

  • сядьте на пол, согните ноги в коленях. Пусть маленький спортсмен проползёт под ними;
  • встаньте на четвереньки, выгните спину вверх, как кошка. Ребёнок должен проползти под вами.

Игры с мячом

Занятия всегда вызывают живой интерес:

  • мама (папа) и малыш сидят на полу напротив. Катайте мячик друг другу;
  • возьмите мячик среднего размера, покажите, как бросать на пол. Дайте мяч малышу в руки, повторите то же действие вместе. Теперь попросите ребёнка бросить мяч самостоятельно;
  • купите воздушные шарики, надуйте. Задача: подбрасывать шар вверх, чтобы он не падал на пол. Всегда показывайте, как действовать;
  • меткий стрелок. Понадобится коробка плюс мяч. Задача – бросить мяч в коробку. Меняйте размер мяча и ёмкости, расстояние до коробки.

Попрыгунчик

Начните с простого, постепенно усложняйте задачу. Проследите, чтобы рядом не было острых углов, тяжёлых предметов. Веселитесь от души.

Виды прыжков:

  • возьмите ребёнка под мышки (за ручки), попрыгайте вместе. Напевайте весёлую песенку, например: «Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайка в теремок»;
  • позже покажите, как скачет зайка. «Лапки» впереди, согнуты в локтях;
  • следующее упражнение: поднимите мягкую игрушку над головой ребёнка, пусть попрыгает, достанет её. Знайте меру, чтобы малыш не расстроился, если вы держите мишку слишком высоко.

Зарядка под музыку

Развлечение плюс укрепление здоровья. Делать упражнения под весёлую, ритмичную музыку гораздо интереснее, чем просто под счёт. Занимайтесь с увлечением, чтобы ребёнок понимал: зарядка – это не наказание, а полезное, весёлое дело.

Самый ловкий

Варианты:

  • разложите на полу небольшие предметы с неострыми краями. Задача для ребёнка – пройти от одного края комнаты до другого, перешагивая через небольшие подушки или мячики из газет;
  • положите на полу кольца или обручи так, чтобы малыш мог легко перешагивать из одного в другой. Задача – пройти комнату по цепочке из обручей.

Занятия для формирования речи и навыков общения

Занимайтесь дома, на прогулке, чаще разговаривайте с малышом. Создайте приятную атмосферу, хвалите за достижения, никогда не унижайте сына или дочку, если ребёнок долго не может понять, как выполнять задание.

Проговаривание слов нараспев

Простое, эффективное упражнение для развития речи. Пропойте по слогам: «Мы с Ма – шей и – дём ку – шать. Се – год – ня на о – бед вкус – на – я ка – ша и кот – ле – та». Попросите малышку что-нибудь пропеть, например: «Ма – ша бу – дет ку – шать».

Сказка с повторением

Весёлая игра для развития речи. Вспомните: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ещё: «Тянет-потянет дед репку, да вытянуть не может». Вскоре ребёнок будет повторять слова, фразы за вами.

Кукушка

Полезная игра не только развлекает деток, но и развивает отделы мозга. Проговаривайте «ку-ку» по разному:

  • закрывайте глазки руками, малыш пусть повторяет за вами;
  • закройте личико малыша ладошками, после слов «ку-ку» уберите ручки;
  • прячьтесь за дверью и выглядывайте оттуда после слова «ку-ку»;
  • учите ребёнка прикрывать ваше лицо ладонями, говорить «ку-ку».

Пожалей куклу

Покажите, как качать, кормить, укладывать спать мягкие игрушки, пупсиков, кукол. Купите маленькие кроватки, детские стульчики, столик, чтобы малышу было, где заниматься. Если такого набора пока нет, выделите для игр большой стул, на котором можно обустроить домик для зверей и кукол.

Полезная игра развивает навыки заботы о живых существах. Учите жалеть игрушки, лечить зверюшек, петь им песенки.

Говорим разными голосами

Весёлая, увлекательная игра отлично тренирует речевой аппарат. Спойте песню или произнесите знакомую фразу из стихотворения обычным голосом, потом высоким, затем – низким.

Всегда смешит деток произношение, если придавить нос большим и указательным пальцем (получается гнусавый голос). Разные голоса – эффективное упражнение для ознакомления с речевыми моделями.

Сборы на прогулку

Игра для развития воображения, речевых навыков, умственных способностей. После полутора лет многие детки любят наряжать своих кукол, мягких зверюшек. Предложите малышу взять на прогулку любимую игрушку, но собрать «по-взрослому», с одеждой, обувью, другими полезным аксессуарами.

Задавайте вопросы, развивайте мысль, чтобы ребёнок создавал логические цепочки.

Вот несколько вопросов:

  • Кого ты возьмёшь на прогулку?
  • Что наденет мишка?
  • Какая шапка подойдёт мишке?
  • Что обуть медвежонку на ножки?
  • Что взять, если идёт дождик?
  • Что будет, если мишка пойдёт гулять без носочков и ботинок?
  • Как будешь лечить медвежонка, если он простудится?
  • Чем будем кормить мишутку на прогулке?
  • Какие сладости любит твой медвежонок? И так далее.

Заботимся о близких

Малыш уже умеет кормить своих зверей и кукол? Предложите поухаживать за мамой, папой, сестрой, бабушкой, другими членами семьи. Покажите, что вы устали, случайно ударились об угол, хотите кушать и так далее. В ходе игры ребёнок учится сочувствовать, проявлять заботу.

Совет! Не переигрывайте, сделав вид, что вы ударились. Навзрыд плакать не нужно, иначе ребёнок испугается. Покажите, что вам стало легче после его «лечения», поблагодарите маленького доктора.

Кто что говорит

Подберите карточки с изображениями животных, зверей, птиц. Обязательно добавьте картинку с нарисованным младенцем. Выбирайте большие, чёткие изображения.

Ваши действия:

  • покажите на первую картинку, скажите: «Это корова, она говорит М-у-у-у». Попросите сынишку или дочку повторить, проговорите несколько раз;
  • когда выучен первый персонаж, переходите ко второму и так далее;
  • позже просите, чтобы ребёнок рассказал как можно больше информации о живом существе.

Превращаемся в зверей

Суть:

  • подберите несколько карточек с изображением кошки, собаки, коровы, ослика, курицы и так далее;
  • по очереди доставайте карточки из стопки, изображайте зверя или птицу с картинки;
  • не стесняйте, показывайте малышу пример, просите его продемонстрировать собачку или курочку;
  • вначале выбирайте знакомых животных и птиц, которых ребёнок видел на улице или у друзей (родственников) дома.

Как разводить и как правильно давать детям? У нас есть ответ!

О симптомах и лечении астигматизма глаз у детей прочтите странице.

По адресу узнайте о лечении гемангиомы у новорожденных народными средствами.

Занятия, развивающие определённые навыки

Подберите несколько нескучных упражнений для развития ловкости, понимания понятий «больший – меньший», усидчивости, изучения разных цветов. По ходу игры ребёнок научится строить дом, рисовать, лепить, повторять определённые действия за вами.

Вот несколько полезных, интересных занятий:

  • построение домика, башни, гаража из кубиков;
  • игры с пирамидкой, сравнение колец по цвету и размеру (в годик);
  • рисование пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами;
  • расстановка игрушек (кукол, зверюшек) по росту;
  • лепка из пластилина;
  • выкладывание картин из зёрен кофе (ближе к двум годам);
  • занятия с матрёшкой (ребёнок учится разбирать, собирать, совмещать рисунок);
  • поиск предметов в разных углах комнаты;
  • выкладывание светофора из кружков;
  • описание предметов, которыми малыш пользуется каждый день (зубная щётка, кроватка, ложка, горшок, чашка);
  • сравнение свойств разных предметов. Например, твёрдый кубик – мягкая подушка, жидкий чай – сыпучая соль, лёгкая вата – тяжёлая ложка и так далее.

Многие психологи рекомендуют занятия с конструктором. Игра развивает сразу несколько навыков: усидчивость, воображение, мелкую моторику. Для деток до двух лет подбирайте простой конструктор с яркими, крупными деталями, удобными пазами. Показывайте образец на фото, давайте волю фантазии: пусть малыш сам придумывает предмет, который хочет построить. Помогайте, но не делайте работу за сынишку или дочурку.

Игры для развития воображения и творческие задания

Полезные занятия:

  • придумывайте сказки о любимых игрушках, близких, самом малыше и родителях;
  • предложите несколько картонных коробок, понаблюдайте, как ребёнок их приспособит для игры;
  • вместе сделайте подарок родственникам. Даже в 1,5 годика детки могут использовать пальчиковые краски для создания отпечатка ладошки или цветка из мазков;
  • предложите построить гараж для машинок или домик для кукол из подручных материалов: стульев, коробок, кубиков;
  • поиграйте в туристов. Отлично подойдёт готовый домик из мягкой ткани на жёсткой основе. Деткам нравится «палатка» из покрывала, натянутого над двумя стульями;
  • устройте концерт для папы и других членов семьи. В 2 годика детки могут показать немало забавных движений, спеть простую песенку. Включите весёлые песни, подпевайте, участвуйте в представлении;
  • необычные инструменты. Покажите, как можно сделать барабан из ведёрка (пластмассового, не металлического) и обычной ложки. Чтобы малыш не донимал всех барабанным боем, предложите и «настоящие» инструменты: металлофон, игрушечное пианино.

Подберите несколько игр, понаблюдайте, какие занятия больше интересуют сынишку или дочурку. Не думайте, что в период от года до двух детки ещё мало что умеют, слабо разбираются во многих вещах. Малыш нередко удивляет взрослых своей фантазией и навыками. Полезные, увлекательные игры для деток от годика до двух помогут всестороннему развитию, подарят радость общения с родителями и окружающим миром.

Из следующего видео можно узнать о настольных развивающих играх для детей младшего возраста:

Первые сюжетно-ролевые игры для детей

Сюжет

Ребенок уже не просто манипулирует предметами, он пытается выстроить какой-то простой, незамысловатый сюжет: куклу надо покормить и уложить спать, мишка поехал на работу на машине (как папа), зайка готовит чай (как мама) и т. п. Темы для игр подбрасывает сама жизнь. У малыша появляются свои режиссерские проекты в голове, его игра усложняется значимыми (в его представлении) событиями и действиями.

Сюжетно-ролевая игра — это всегда моделирование той или иной ситуации, тех или иных отношений, которые бывают в реальной жизни. Расцвет этого вида деятельности произойдет примерно к четырем-пяти годам. Но уже сейчас можно начинать играть в сюжетно-ролевые игры. Без помощи взрослого малыш не обойдется.

ХОРОШИЙ ФУНДАМЕНТ. Уже в конце второго года жизни ваш ребенок будет многое осознавать и копировать тип вашего поведения, манеру вашего разговора, ваши привычки. Все ролевые игры этого возраста построены исключительно на подражании. Вы идете в парикмахерскую, на работу, моете посуду, разговариваете по телефону, убираете в комнате, готовите суп — все эти действия «взрослого мира» малыш возьмет на заметку. В этот период нужно стараться заложить хороший фундамент и полезные привычки: в еде, отдыхе, игре, труде и т. д.

ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОГО. Ваша задача заключается в том, чтобы на начальном этапе просто наблюдать и присутствовать во время игры. Затем проявите инициативу, но дайте возможность проявить малышу самостоятельность. Пусть у него рождается собственное представление о мире и взаимоотношениях между людьми. Родителям непросто сохранять объективность взглядов, когда дело касается воспитания собственных детей. Чужих воспитывать всегда легче. Мы автоматически, неосознанно «прививаем» свои мнения, свои мыслительные схемы и психологические уловки. Одним словом, играем не по-детски в детские игры. Но с другой стороны, мы должны дать малышу ту морально- этическую базу, культурную традицию, с которой он отправится в большое путешествие по жизни.

Некоторые дети сопротивляются, если им оказывают помощь, а некоторые ждут поддержки.

Найдите свой подход к ребенку. От наглядно- действенного переходите к образному мышлению, развивайте фантазию вашего крохи: ложкой для куклы может стать обыкновенная палочка, кроваткой — коробка из-под конфет, а стульчиком — кубик. Для ребенка эти чудесные превращения станут открытием, и он обязательно воспользуется вашей подсказкой. Постепенно расширяйте сценарии сюжетно-ролевых игр, выходите за пределы старых тем.

ИГРА - ЭТО ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО. В любом виде игровой деятельности всегда проявляется творческое состояние нашего сознания. Неважно, сколько нам лет: три или тридцать три. Игра — это полет фантазии, свобода, смелость, воображение, неиссякаемое любопытство к миру. Кроме того, в игре ребенок получает первые социальные навыки, учится адаптироваться к «правилам общественного движения». Игра становится путеводителем по жизни. Хорошо иметь развивающие игрушки, но еще лучше включать их в повседневную игру, давать им свои «роли» и «тексты». Играть с ребенком можно не только в песочнице или сидя дома на коврике. Играть можно везде и с любыми предметами. Это качество нужно поддерживать в ребенке и не спешить делать его «взрослым».

КАК ИГРАТЬ В КУКАЫ? Куклы (или мягкие игрушки) — первые помощники в сюжетно-ролевых играх. Как в них играть?

◈ Вам придется вернуться в детство, чтобы искренне поддержать игру. Детей не обманешь, они сразу почувствуют скуку и отстраненность в вашем голосе.

◈ Выберите несколько кукол для сюжетно-ролевой игры: пусть у вас будут папа, мама, дочка или сынок (можно подключить бабушку и дедушку). Хорошо, если персонажи близки вашему крохе.

◈ С одной стороны, сюжет должен быть понятен ребенку, а с другой — должна быть какая-то завязка, кульминация и развязка. Пусть сюжет развивается по законам жанра, пусть будут неожиданные повороты событий.

◈ Вам придется пройти уроки актерского мастерства. Меняйте интонации, высоту и силу голоса, когда играете куклами. Тогда ваш малыш не скажет вам «не верю!», как Станиславский.

Игры для детей с водой и песком

Дети ближе к земле, в прямом и метафорическом смыслах. Их всегда привлекает грунт, глина, песок и вода — все, что лежит у ног. Разнообразие игр с водой и песком в этом возрасте рождается как-то само собой. Дети неутомимы в своем желании проводить эксперименты со стихиями — самыми древними забавами.

БОЛЬШАЯ ПОЛЬЗА. Игры с сыпучими предметами и водой благотворно влияют на детскую психику: завораживают, успокаивают, снимают внутреннее напряжение, дарят позитивные эмоции. Кроме этого, забавы с водой и песком развивают тактильные ощущения и мелкую моторику. Детям нравится пересыпать сухой песок, переливать воду, пускать кораблики, делать норки и замешивать «тесто» в мокром песке. Эти игры знакомят ребенка со свойствами разных веществ, он наблюдает причинно-следственные связи: «а что будет, если».

ИГРЫ С ПЕСКОМ . Лучше всего устраивать игры в песочнице у себя на даче. Мы не всегда можем быть уверены в чистоте песочницы на детской площадке. Но, как говорится, чем больше микробов, тем сильнее иммунитет.

Игры с формочками . Каждому ребенку нужно иметь свой «джентльменский», то есть песочный набор. Можно играть в пекарей и заодно изучать геометрические фигуры или названия животных, можно возделывать свой сад, используя орудия труда, — ведерки, лопатки, грабли. Игры с песочными наборами хорошо развивают мелкую и общую моторику ребенка, логику и творческое воображение.

Рисуем на песке . Рисуйте пальчиками (или палочкой) на сухом и мокром песке животных, человечков, дома, машины.

Отпечатки . На мокром песке оставляйте следы от ног, рук, игрушек, разных предметов. Сравнивайте при этом понятия: «большой-маленький», «широкий- узкий», «короткий-длинный».

«Где наши ножки?» Засыпьте ножки малыша песком (сухим и теплым), откапывайте по одному пальчику, приговаривая: «Чей это пальчик?» Можно прятать в песок и ладошки, а потом их находить.

Найди игрушку. Поиграйте в клады. Закопайте в песок игрушку, фантик или другой предмет и попросите малыша найти его. Меняйтесь ролями.

Горы из песка. Из мокрого песка постройте горы и отправьте по ним в путешествие «человечков» из пальцев или какую-нибудь игрушку. Дети больше любят разрушать построенные из песка сооружения, чем их строить. Превратите это в еще один вид игры.

Колодезь . В песке сделайте ямку, заполните ее водой. Пусть малыш наблюдает, как впитывается вода.

Песочные часы. Пересыпайте сухой песок из одной емкости в другую.

Строители. Расскажите малышу, что вы строители. Стройте дороги, тоннели, мостики, крепости, гаражи, заборы из веточек.

Чудесный сад. Вы можете втыкать в песок разные ветки, траву, листья. Это и будут «деревья». При этом можете их называть: «это яблоня», «это груша», «это слива» и т. д. Можно придумать цветочную клумбу или посадить свой огород.

Совет психолога

Доводите игру до логического завершения. Желательно заканчивать любой вид игровой деятельности на какой-то позитивной ноте и тогда, когда ребенок еще не потерял интерес к игре. Ему захочется вернуться в это пространство еще раз.

ИГРЫ С ВОДОЙ . Игры с водой можно устраивать дома: в ванне или тазике. При этом малыш может купаться или же только опускать ручки в воду. А летом можно организовать водные забавы возле речки, на море, в бассейне. Играйте в игры «плавает-тонет», «брызгалки», «рыбалка», «водопад».

«Плыви, кораблик!» Сделайте бумажный кораблик (его может заменить кусочек коры, крышка от бутылки, любой легкий предмет) и положите его на воду. Спросите у малыша: «Почему кораблик не плывет? Давай ему поможем!» Подуйте на кораблик. Эта игра хорошо развивает дыхание (только дуйте, складывая губы трубочкой, а не в щеки).

Если ребенок боится воды?

Постепенно приучайте его к играм в воде. Нельзя насильно тянуть ребенка в речку или бассейн. Если не хочет, значит, пока не надо. Используйте потешку, чтобы отвлечь малыша, когда хотите превратить купание в удовольствие и пробуете приобщить ребенка к играм с водой:

Водичка, водичка,

Умой мое личико! (умывайте или слегка брызните на лицо)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Игры на строительство и конструирование

Строительство и конструирование — еще один вид деятельности, который увлекает малышей любого возраста. Игры с кубиками, конструкторами и подручным строительным материалом развивают логику и образное мышление, мелкую моторику, зрительную координацию, память и внимание, усидчивость и терпение.

СТРОИМ ИЗ КУБИКОВ . Эта универсальная развивающая игрушка никогда не выйдет из моды. Сегодня родителям предоставляется огромнейший выбор: кубики деревянные, пластмассовые, мягкие, музыкальные, с картинками и ребусами. Вносите разнообразие в игру с кубиками, задействуйте их в сюжетно-ролевых играх в качестве мебели и транспортных средств.

СТРОИМ ИЗ ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА . Вы можете использовать предметы мебели, одеяла и ткани в качестве строительного материала.

◈ Строим домик. Возьмите два стула, поставьте их спинкой друг к другу, накройте покрывалом — и домик с крышей готов.

◈ Другой вариант домика. Накройте стол длинной скатертью или простыней.

◈ Тоннель. Для этого сооружения вам понадобятся стулья. Поставьте их друг за другом и накройте сверху покрывалом. Если ребенок боится пролезть через тоннель сам, пройдите его вместе (если поместитесь).

◈ Поезд. Первый стул может быть выше — это паровоз, а остальные ниже — это вагоны. Меняйтесь ролями: пусть кто-то станет машинистом, а кто-то пассажиром. Хорошо играть в эту игру в компании детей.

◈ Машина. Для машины достаточно поставить два стула рядом. Кто-то будет водителем, а кто-то — пассажиром. Рулем может стать небольшой обруч, крышка от кастрюли, большое кольцо пирамидки.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ТАК ЛЮБЯТ ШАЛАШИ И ДОМИКИ? Одни психологи утверждают, что, прячась в домик (любое укрытие), ребенок как бы возвращается назад, в лоно матери, где было тепло, уютно, где он был всегда под надежной защитой. Это возвращение в «рай» возможно путем таких вот игровых действий. По мнению других психологов и педагогов, строительство домиков и шалашей связано с тем, что дети хотят укрыться от взрослого мира. У них должна быть своя тайна от взрослых, которые их никогда до конца не поймут. Биологи и физиологи, например, утверждают, что любовь к шалашам — это биологический инстинкт, который у животных называется гнездованием. Какими бы ни были причины, главное, что самим детям весело и уютно в их «гнездах».

❧ Не всем дано быть кропотливыми строителями. Встречаются и такие малыши, которые не могут усидеть на месте даже пять минут, двигательная активность — их ведущий путь познания мира. Если ребенок предпочитает полазить по шведской стенке или попрыгать на кровати — значит, в данный момент ему это необходимо.

КОНСТРУКТОР. Первый конструктор в этом возрасте должен представлять собой крупные яркие детали разной формы с ячейками внизу (для соединения). Конструирование с помощью «Лего» в этом возрасте для ребенка будет пока трудным: слишком мелкие детали. Первые сооружения, которое малыш может построить сам, — это башня или пирамидка. В каждой новой игре расширяйте возможности и показывайте, что можно сделать еще: построить домик, гараж, забор, поезд, машинку, самолет, сделать мебель. Эти предметы могут иметь примитивный, едва узнаваемый вид. Ваша задача — развивать образное мышление малыша. Любая слабая копия может быть весьма похожей на оригинал, если ребенок будет представлять ее себе в уме.

Строим и считаем. Спросите у крохи: «Из каких фигурок можно построить башню, а из каких нет?» Покажите, как легко поставить друг на друга квадратные и прямоугольные фигуры и как это невозможно сделать с предметами круглой и треугольной формы. Когда строите башню, считайте каждый кубик.

Подели фигурки. Для этой игры подойдет деревянный конструктор с разными по форме и цвету фигурами (пирамидки, цилиндры, кубики, прямоугольники). Пригласите в вашу компанию любимые игрушки. Попросите малыша поделить фигурки между ними: кукле — кубики, а зайке — пирамидки. Затем кукле все фигурки синего цвета, а зайке — красного. Не забывайте считать.

Фигура на ощупь. Сложите разные фигуры и формы в мешочек, пускай ребенок закроет глаза и, не глядя, определит, какая фигура у него в руке.